Индивидуальная программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия»
рабочая программа на тему

Куандыкова Рысты Шайхуловна

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno-prakticheskie_deystviya.docx30.72 КБ

Предварительный просмотр:

казённоеобщеобразовательное учреждение Омской области
«Нововаршавская адаптивная школа-интернат»

Согласовано                                                              Утверждаю

Заместитель директора                                             Директор школы

_____________Арнович Л.Ф.                                    __________Лапиков А.И.

Индивидуальная  программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для учащихся, обучающихся по программам обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью для 1-1  класса(2 вариант) Крупяк Анастасия

Одобрено Методическим объединением

29 августа 2016г.  Протокол № 8

Составитель программы:

КуандыковаРыстыШайхуловна

                                 Подпись_____________

1.Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).      

        Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью

Общая характеристика учебного предмета: формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

Задачи и направления рабочей программы:

- формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

- развитие собственной активности ребенка;

- формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

- формирование и развитие целенаправленных действий;

- развитие планирования и контроля деятельности;

- развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

Кроме основных, можно выделить и коррекционные задачи:

- развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

- развитие зрительного восприятия;

- развитие зрительного и слухового внимания;

- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

- развитие пространственных представлений;

- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Описание места коррекционного курса «Предметно-практические действия» в учебном плане:

«Предметно-практические действия» входит в образовательную область «Коррекционные занятия» варианта 2, примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей, как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 33 часа, 1 час в неделю.

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

- Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов  

- Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения

- Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач

- Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом

- Использование доступных жестов для передачи сообщения

- Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека

- Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях

- Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах

- Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв

Базовые учебные действия.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, ВКЛЮЧАЮЩЕЕ ПЕРЕЧЕНЬ ИЗУЧАЕМОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА, НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

Содержание курса состоит из следующих разделов:

1. «Действия с материалами».

2. «Действия с предметами».

Действия с материалами: сминать материал. Разрывать материал. Размазывать материал. Разминать материал. Пересыпать материал. Переливать материал. Наматывать материал.

Действия с предметами: захватывать, удерживать, отпускать предмет. Встряхивать предмет. Толкать предмет. Вращать предмет. Нажимать на предмет (всей рукой, пальцем). Сжимать предмета (двумя руками, одной рукой, пальчиками). Тянуть предмет. Вынимать предметы. Складывать предметы. Перекладывать предметы. Вставлять предметы. Нанизывать предметы.

Реализуя принцип системности и многократного повторения, совместно с предметом математики разработаны и реализуются следующие коррекционные направления:

1.Формирование временных представлений (утро-день – ночь).

2. Формирование количественных представлений (один – много), нахождение одинаковых предметов.

3. Формирование представлений о величине (большой – маленький).

4. Формирование представлений о формах (круг, квадрат, треугольник).

5. Формирование пространственных представлений (вверху – внизу).

6. Формирование пространственных представлений (далеко – близко).

Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования предметно-практической деятельности у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.

Содержание обучения на уроках предметно-практической деятельности очень разнообразны, что определяется многообразием различных дефектом, присущих детям с умеренной умственной отсталостью. Нарушения моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях результатах предметно-практической деятельности детей с умеренной умственной отсталостью, требуют проведение игр и упражнений, направленных па коррекцию этих нарушении. На эти работы не отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные упражнения и игры. Сенсорное развитие этих детей осуществляется по разработанной системе и предметно-манипуляционной деятельности, и дидактических играх.

Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.

Учебную работу на уроках предметно-практической деятельности необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.

3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

П/П

ТЕМА УРОКА

КОЛ-ВО ЧАСОВ

ДАТА

1.

«Бабушка в гости пришла» - изучение геометрической фигуры «Круг», игра «Чудесный мешочек»

1

2.

«В гостях у Незнайки» - беседа «о частях суток и их последовательности», дидактическая игра «Когда это бывает?», подвижная игра «День и ночь»

1

3.

«Магазин одежды» - беседа  об одежде, подбирать пару к вещам

1

4.

«Разноцветные пирамидки» действия с разборно-сборными игрушками

1

5.

«Кто в лесу живет» беседа  о животных, живущих в лесу в разное время суток

1

6.

«Стоит в поле теремок» рассказ и показ сказки «Теремок», работа с пластилином, игра в сказку

1

7.

«Что выросло в огороде» соотношение картинок с предметами, раскрашивание картинок

1

8.

 «Мячики в корзинке» нахождение одинаковых предметов. Закрепление геометрич фигуры « Круг»

1

9.

«Кубики» объединение предметов по единому признаку. Геометрическая фигура-квадрат.

1

10.

«Игрушки в гости пришли» сравнение предметов. Круг и квадрат.

1

11.

«Лесные дары» определять совокупность словами один, много, ни одного

1

12.

«В гостях у незнайки» выделять предметы с двумя одинаковыми признаками, раскрашивание картинок

1

13.

«Грибы в корзинке» сравнивать совокупность предметов по количеству путем составления пар

1

14.

«Музыкальный лягушонок» различать и группировать предметы

Игра «Сколько у тебя?».

1

15.

«В гостях у мишки» различать “один” и “много” различными анализаторами, игра “Угадай”.

1

16.

«Цветные карандаши»выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов

1

17.

Геометрическая фигура- треугольник. Игра « Чудесный мешочек»

1

18.

«Зайчики» объединять одинаковые (по величине) предметы в предметные множества по словесному заданию

Игра – задание «Разложи морковки по коробкам».

1

19.

«Большой-маленький»сравнивать предметы по величине, работа с кубиками, работа с пластилином

1

20.

«Паровозик» различать и называть квадрат

1

21.

«Солнечный круг» различать и называть круг

1

22.

«Чудесное дерево» распознавать на ощупь геометрические фигуры

1

23.

«Зайка» находить предмет, отличающийся от остальных

1

23.

«Путешествие с колобком» развитие мыслительных операций

1

24.

«Мишка косолапый» соотносить форму изображенного предмета с геометрической фигурой (эталоном)

1

25.

«Пугало» признаки сходства и различия предметов

1

26.

«Волшебное путешествие в сказку» выделять общий признак предметов группы

1

27.

«Петрушка» раскладывании предметов, расположенных вверху и внизу

1

28.

«Весеннее приключение» сравнивать два предмета

1

29.

«День рождения у гномиков» Занимательная гимнастика для пальчиков.

1

30.

«Муха-Цокотуха». Лепка героев произведения.

1

31.

«Путешествие колобка» Кукольный театр.

1

32.

«Прогулка в весенний лес» Работа с сюжетными картинками.

1

33.

«Бусы» Аппликация из цветной бумаги с использованием форм- круг, квадрат, треугольник.

1

4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ

Коррекционный курс «Предметно-практические действия» включает в себя:

- учебные столы;

- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);

- персональный компьютер, большой монитор;

- предметы   для   нанизывания   на   стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины, пирамидки);  

- звучащие   предметы   для   встряхивания;

-  предметы   для   сжимания (мячи   различной̆   фактуры, разного   диаметра);

-  вставления (стаканчики одинаковой̆ величины);

- различные   по форме, величине, цвету   наборы   материала (пуговицы, ракушки, шишки, засушенные листья);

- пазлы (до   10);

- мозаики;

- пиктограммы   с   изображениями   занятий моментов и др. событий;

- волшебные мешочки (наполняемость по мере изучения новой темы);

- деревянные конструкторы;

- шнуровка: обувь, животные, природа;

- счетные палочки, образцы для выкладывания счетных палочек;

- обводка по точкам;

- разборные деревянные машинки, деревянные ворота, нарисованная дорога, игрушечные самолеты;

- мягкие пазлы вкладыши (домики, животные, геометрические фигуры);

- прищепки, основы для прищепок.

Освоение   учебного предмета «Предметно- практические   действия» предполагает   использование разнообразного дидактического материала:

- предметов различной̆ формы, величины, цвета;

- изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.;

- оборудования, позволяющего   выполнять   упражнения   на   сортировку, группировку   различных   предметов, их   соотнесения   по   определенным признакам.

Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются:

- специально подобранные предметы;

- презентации к урокам, развивающие видео занятия;

- графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы).

Условия реализации программы:

УМК для 1 класса

  1. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой; СПб.; ЦДК проф. Л.Б.Баряевой 2011.
  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 кл./ под ред. И.М. Бгажноковой – СПб: Просвещение, 2011 (БУП вариант II)

 3.Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно - практические действия» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...

Анализ реализации рабочей программы по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» за I полугодие 2018 – 2019 учебный год

Формирование  целенаправленных и произвольных движений с предметами и материалами........

Рабочая программа коррекционного курса «Предметно-практические действия»

Рабочая программа коррекционного курса «Предметно-практические действия» составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной и тяжелой (гл...

Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» 1 дополнительный класс

Данная рабочая программа разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);- Примерной а...

Программа коррекционного курса "Предметно - практические действия""

Рабочая программа по коррекционному курсу "Предметно - практические действия" для обучающихся по СИПР АООП (вариант 2)...

Программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1-4 классы

Программа по коррекционному курсу«Предметно-практические действия»для  обучающихся   с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1-...