Анализ реализации рабочей программы по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» за I полугодие 2018 – 2019 учебный год
рабочая программа

Формирование  целенаправленных и произвольных движений с предметами и материалами.....

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_predm-prakt.1_klass.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

                                          Анализ  реализации рабочей программы

                                                     по коррекционному курсу

                                              «Предметно-практические действия»

                                              за I полугодие  2018 – 2019 учебный год

                                                 

                                                 

                                                                                                                             Классы: 1а, 1б, 1в, 1 г.

                                                                                                    Учитель-дефектолог: Самиева Л.А.

                                                                     г. Нефтеюганск-2018

Введение

Нормативное обоснование реализации рабочей программы.

Программа   составлена  в соответствии с  Программой коррекционной работы Адаптированной основной  общеобразовательной программа КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными м здоровья».  

Реализация программы осуществляется в соответствии с:

-нормативными правовыми актами и методическими документами федерального уровня  в сфере образования:

-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124–ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;

-Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью»;

-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

-Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ".

-нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа-Югры:

-Приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты- Мансийского автономного округа- Югры от 13 августа 2015 г. № 1087 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий».

-правоустанавливающими документами и локальными нормативными актами общеобразовательной организации (далее -ОО):

-Уставом ОО;

-Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ОО;

-Положением об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ в ОО и поощрений, обучающихся в ОО;

-Положением о внутренней системе оценки качества образования;

-Положением о формах обучения. 

                                                                 

                                                              РАЗДЕЛ I

  1. Цель и задачи рабочей программы

Цели коррекционного курса:

  1. Предметные: формирование целенаправленных произвольных движений с различными предметами и материалами.
  2. Личностные: развитие мотивов учебно-трудовой деятельности,  формирование внутренний позиции школьника
  3. Коррекционные: используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно- двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей и речи  в связи с практической деятельностью.
  4. Социальные: овладение учащимися системой доступных, практически значимых знаний, умений и навыков необходимых для дальнейшей социализации и адаптации в обществе.

Задачи:

Предметные

  • освоение простых действий с предметами и материалами;
  • формирование элементарных трудовых умений и навыков.

Личностные:

  • развитие  активности и самостоятельности, навыков взаимоотношений и опыта совместной деятельности;
  •  формирование положительных качеств личности.

Коррекционные :

  • развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Социальные:

  • овладение навыками самообслуживания и личной гигиены;

Разделы

Типы занятий

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Диагностика

-Предметно-практические действия

- Конструи-рование

- Работа с мозаикой

- Работа с пластическими материа-лами

- Работа с бумагой и фольгой

-сообщения новых знаний;

-закрепления полученных знаний и умений;

- упражнение;

 

-обобщение полученных знаний,   умений и навы-ков;

- проверки и оцен-ки знаний, умений и навыков;

 

- повторение по-лученных знаний;

- комбинированный

- Формирование минимального  интереса к обу-чению, труду предметному рукотворному миру;

- Овладение элементарными 

навыками  пред-метно-практи-ческой деятель-ности как необхо-димой основой для самообслу-живания, комму-никации, изобра-зительной, быто-вой и трудовой деятельности.

- минимальное умение взаимо-действовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

- Формирование   интереса к обучению, труду, предметному рукотворному миру;

-Овладение  навыками предметно-практичес-кой деятельности как       необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.

- овладение  навыка-ми коммуникации и приня-тыми нормами социального взаимодействия

- опыт конструктив-ного взаимодействия со взрослыми и сверстни-ками

- умение взаимодей-ствовать в группе в процессе учебной, игровой других видах доступной деятель-ности.

- потребность  участ-вовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.

Предметы:

-умеет         захватывать;

удерживать,

отпускать;

тянуть к себе;

вращать;

сжимать;

вынимать;

складывать;

нанизывать;

Материал:

Умеет

сминать;

размазывать;

разминать;

пересыпать;

переливать;

наматывать;

Д.

-не выпоняет;

-с помощью учителя по образцу (1)

- частично сам; (2)

-полностью самостоятельно (3)

«Занятия рисованием, лепкой, конструированием способствуют развитию наглядно-образного мышления. Подобные занятия развивают не только мышление, но и внимание, память, пространственные представления, воображение. Благодаря им вырабатывается усидчивость, самостоятельность, а это, в свою очередь, ведёт к тому, что у ребёнка появляется интерес к работе, формируются мотивы деятельности» С.Д.Забрамная.

1.2. Информационные и материально- технические условия реализации рабочей программы

Сведения о состоянии материальной базы учебно-воспитательного процесса в соответствии с  задачами реализуемой рабочей программы (с позиций  достаточности).

а) для организации образовательного процесса

Вид

 подготовки

Наименование кабинетов, мастерских

Необходимое кол-во

Фактически имеется

Площадь м²

Оснащенность в %

Общеобразова-тельная

1

1

12 кв.м.

Коррекционная

Кабинет дефек-тологии

70%

Трудовая и про-фессиональная

Социальная  адаптация

100%

1.2.1 .Информационное обеспечение образовательного процесса.

Наглядно-дидактические пособия, демонстрационный материал, дидактический материал.

-опорные таблицы по отдельным изучаемым темам;

-дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);

-наборы игр, коррекционно-развивающих упражнений.

Для реализации курса используется специальное материально-техническое оснащение: строительные наборы, кубики, матрешки, игрушки, набор  конструктора, мозаика, лото, домино.

Дидактические ящики с фигурками – вкладышами.

Игровые приспособления для шнуров.

Интернет ресурсы: 

nsportal.ru

multiurok.ru

maam.ru

skshi8v11.org.ru

http://www. kindereducation.com

textarchive.ru

Материально-технические условия реализации  программы обеспечивают соблюдение:

-санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (требования к освещению, к  воздушно-тепловому режиму; к режиму деятельности детей;

-санитарно-бытовых условий с учетом конкретных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: наличие рабочего места в соответствии с ростовозрастными и меди-цинским показаниями;

-условий пожарной и электробезопасности;

                                                                         РАЗДЕЛ II

2.1.Сведения о рабочей программе.

Класс

Наименование учебного предмета

Количество часов по учебному плану

Рабочая программа утверждена по образовательному учреждению

Методическое обеспечение*

Автор

№ приказа

1 класс

Дефектоло-гические занятия

1 четверть – 90 ч

2 четверть – 70 ч

Учитель-дефектолог Самиева Л.А.

КОУ«Нефтеюганская школа-интернат

Приказ

№ 1  от

30.08.18 г

А*

Б-50%

В-70%

Г-60%

        * указать: А*- наличие учебников рабочей программы не предусмотренно, Б- учебно-дидактических пособий, В-методической литературы, Г- учебное оборудование. С точки зрения обеспечения всех разделов и тем курса оптимальный уровень, допустимый уровень, 59% и менее - критический уровень. Например, заполняем колонку А-100% (обозначает, что обеспечение программы учебниками на 100%).

Вывод: Занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей обучающегося, темп прохождения материала замедляется или увеличивается. Для реализации образовательного процесса имеются необходимые материально технические условия. Обучение включает в себя игры и упражнения, направленные на коррекцию зрительно-двигательной координации, они включены в занятие как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции выраженных нарушений когнитивных процессов предусмотрены специальные упражнения и игры.

Достижение поставленных перед данным предметом единых задач (развитие зрительных, слуховых, осязательных восприятий, координация работы анализаторов, развитие пространственных ориентировок, ручной умелости, развитие наглядного мышления) осуществляется не путем изолированных упражнений, а в различных видах содержательной деятельности (игра, конструирование, продуктивная деятельность, ручной труд и др.)

Дидактические игрушки зрительно – пространственной практики: кубики, мозаика, пирамидки, матрёшки, настольный конструктор, внутренние и внешние трафареты, куклы и кукольная одежда с большим количеством пуговиц, кнопок, молний; рукавички и перчатки с изображением мордочек животных, театральные куклы;

                                                 2.2. Методы и приемы обучения.

Методы и формы обучения.

  • Обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражательности.
  • Процесс развития и обучения опирается на развитие у учащихся базовых эмоций для привлечения их внимания и интереса, для повышения мотивации обучения, побуждения познавательных потребностей.
  • Большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации.
  • Обязательная фиксация и эмоциональная оценка учебных малейших достижений ребенка.

Основные виды организации учебного процесса:

  • занятие;
  • частично самостоятельная работа;
  • практическая работа;
  • индивидуальная форма работы;

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

  • трудовая деятельность;
  • игровая деятельность;
  • познавательная деятельность;
  • практическая деятельность.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; дифференцированное обучение.

  - практические (упражнения, игры и моделирование)

Критерием обучаемости является опыт социального продвижения учащегося, где ключевым является предметное и чувственное отражение окружающего его мира, развитие его личностного самосознания и самоощущения в окружающем мире.

 Вывод: Основу содержания образовательного процесса составляет комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. Решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. Содержание коррекционно-развивающей работы раскрывается в индивидуальной адаптированной программе с учетом особенностей каждого ребенка. в работе использовались все запланированные на 2018-2019 учебный год методы и приемы дефектологической  работы. Чаще всего использовались  наглядные и словесные методы, которые являются более эффективными.

                                                 

                                2.3.Статистическая справка о выполнении учебной программы.

Четверть

Сроки

Количество

Учеб-ных недель

Учеб-ных

дней

Запланированных

часов по занятиям

Фактически проведенных занятий

Класс

Часы

I

четверть

03.09.18-02.11.18

9

45

Индивидуальные занятия

90 ч

270

Групповые занятия

II четверть

12.11.18-28.12.18

7

35

Индивидуальные занятия

70 ч

210

Групповые занятия

ИТОГО:

16

80

160 ч

 480

Вывод: программа выполнена в полном объеме за 1 полугодие 2018-2019 учебный года.

                                                                           РАЗДЕЛ III

3.1.Результаты реализации программы.

Планируемые результаты освоения обучающимися АООП:

Личностные:

освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;

основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Предметные:

- представление о многообразии окружающих предметов и материалов;

- знание об основных свойствах предметов и материалов;

- осуществление разнообразной деятельности с изучаемыми предметами и материалами;

- формирование умения классифицировать предметы и материалы по группам.

Разделы

Ожидаемый результат

Результат за 1 полугодие

Сформирован-ность ЗУН Достаточный  уровень

Сформирован-ность   ЗУН Минимальный уровень

Сформирован-ность ЗУН

Достаточный  уровень

Сформированность   ЗУН

Минимальный уровень

1. Действия с материалами

2. Действия с предметами

Гаджимурадова В.

Козак Семён

20% обучающихся

Гаджимурадова В.

Козак Семён

Верховский Валера

Пяткина Вика

40 %

Закирзянова К.

Кушнир Аурика

Пяткина Вика

Усманова Лиза

Платонов Даниил

Песков Олег

Иманов М.

Верховский Валера

80%

обучающихся

Закирзянова К.

Кушнир Аурика

Усманова Лиза

Платонов Даниил

Песков Олег

Иманов М.

60%

Гаджимурадова В.

Козак Семён

20% обучающихся

Гаджимурадова В.

Козак Семён

Верховский Валера

Пяткина Вика

40 %

Закирзянова К.

Кушнир Аурика

Пяткина Вика

Усманова Лиза

Платонов Даниил

Песков Олег

Иманов М.

Верховский Валера

80%

обучающихся

Закирзянова К.

Кушнир Аурика

Усманова Лиза

Платонов Даниил

Песков Олег

Иманов М.

60%

Критерии диагностики:

-не выполняет (0)

-с помощью учителя по образцу (1)-минимальный уровень

- частично сам  (2)- достаточный уровень

-полностью самостоятельно (3)

В результате коррекционно-развивающих занятий достигнуты ожидаемые результаты реализации программы.

                                                                           

                                                                                 IV РАЗДЕЛ

                                                          Общие выводы.

Планируемые мероприятия по решению выявленных проблем.

№п/п

Раздел, пункт отчета

          Выводы по разделу

Предполагаемая работа

1.

Сведения о состоянии материальной базы учебно-воспитательного процесса в соответствии с задачами реализуемой рабочей программы (с позиций остаточности).

Материально – техническое обеспечение реализации программы соответствует особым образовательным потребностям   обучающихся,   обеспечивает достижение запланированных результатов реализации программы.  

Продолжить работу по достижению личностных результатов обучающимися  и успешным усвоением  программного материала и динамикой  в развитии в целом. При организации процесса обучения в рамках данной программы  применять образовательные здоровье-сберегающие информационно – коммуни-кативные,  игровые технологии.

2.

Содержание образовательного процесса.

Цель и программные задачи реализованы за счёт: проведения диагностического обследования, освоения полного объёма программы в соответствии с учебным планом;

использования в работе техно-логий коррекционной работы;

использования ТСО и дидак-тического материала на занятиях;

реализации индивидуальных образовательных маршрутов;

взаимодействия с участниками образовательного процесса (учителя, родители).

Внедрить в практику методики и технологии  для развития крупной и мелкой моторики  рук и графомоторных навыков.

Продолжить работу по умению фиксировать взгляд и удерживать внимание на предметно-манипулятивной  деятельности педагога;

Развивать умение последова-тельно выполнять организованные действия (самостоятельно)

3.

Результаты реализации  программы

Ожидаемые результаты освоения программы достигнуты.

Для оценки уровня сформирован-ности БУД в ходе реализации программы необходимо осуществлять в форме практических работ  с использованием разнообразных упражнений и заданий, направ-ленных на развитие учебно-познавательной деятельности и графомоторных навыков.

Анализ критериев, показателей и уровней сформированности БУД, определение способа формирования их для успешного усвоения школьной программы.

Организация взаимодействия педагогов и специалистов по формированию БУД у обуча-ющихся.

Вывод: оказание практической помощи в освоении адаптированной образовательной программы  с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей на основе организации разнообразных видов детской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия»

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...

Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно - практические действия» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...

Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» 1 дополнительный класс

Данная рабочая программа разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);- Примерной а...

Программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1-4 классы

Программа по коррекционному курсу«Предметно-практические действия»для  обучающихся   с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1-...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 2)

Данная рабочая программа по коррекционному курсу "Предметно-практические действия" разработана на осснове Федерального государтвенного образовательного стандарта образования обучающихс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ «ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ»

Цель коррекционного курса - формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами. Основные задачи реализации содержания курса:Формирование интереса к предметн...

Рабочая программа по коррекционному курсу "Предметно-практические действия"

Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант II...