Анализ реализации рабочей программы по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» за I полугодие 2018 – 2019 учебный год
рабочая программа
Формирование целенаправленных и произвольных движений с предметами и материалами.....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_predm-prakt.1_klass.doc | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Анализ реализации рабочей программы
по коррекционному курсу
«Предметно-практические действия»
за I полугодие 2018 – 2019 учебный год
Классы: 1а, 1б, 1в, 1 г.
Учитель-дефектолог: Самиева Л.А.
г. Нефтеюганск-2018
Введение
Нормативное обоснование реализации рабочей программы.
Программа составлена в соответствии с Программой коррекционной работы Адаптированной основной общеобразовательной программа КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными м здоровья».
Реализация программы осуществляется в соответствии с:
-нормативными правовыми актами и методическими документами федерального уровня в сфере образования:
-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124–ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
-Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью»;
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
-Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ".
-нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа-Югры:
-Приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты- Мансийского автономного округа- Югры от 13 августа 2015 г. № 1087 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий».
-правоустанавливающими документами и локальными нормативными актами общеобразовательной организации (далее -ОО):
-Уставом ОО;
-Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ОО;
-Положением об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ в ОО и поощрений, обучающихся в ОО;
-Положением о внутренней системе оценки качества образования;
-Положением о формах обучения.
РАЗДЕЛ I
- Цель и задачи рабочей программы
Цели коррекционного курса:
- Предметные: формирование целенаправленных произвольных движений с различными предметами и материалами.
- Личностные: развитие мотивов учебно-трудовой деятельности, формирование внутренний позиции школьника
- Коррекционные: используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно- двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей и речи в связи с практической деятельностью.
- Социальные: овладение учащимися системой доступных, практически значимых знаний, умений и навыков необходимых для дальнейшей социализации и адаптации в обществе.
Задачи:
Предметные
- освоение простых действий с предметами и материалами;
- формирование элементарных трудовых умений и навыков.
Личностные:
- развитие активности и самостоятельности, навыков взаимоотношений и опыта совместной деятельности;
- формирование положительных качеств личности.
Коррекционные :
- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Социальные:
- овладение навыками самообслуживания и личной гигиены;
Разделы | Типы занятий | Минимальный уровень | Достаточный уровень | Диагностика |
-Предметно-практические действия - Конструи-рование - Работа с мозаикой - Работа с пластическими материа-лами - Работа с бумагой и фольгой | -сообщения новых знаний; -закрепления полученных знаний и умений; - упражнение;
-обобщение полученных знаний, умений и навы-ков; - проверки и оцен-ки знаний, умений и навыков;
- повторение по-лученных знаний; - комбинированный | - Формирование минимального интереса к обу-чению, труду предметному рукотворному миру; - Овладение элементарными навыками пред-метно-практи-ческой деятель-ности как необхо-димой основой для самообслу-живания, комму-никации, изобра-зительной, быто-вой и трудовой деятельности. - минимальное умение взаимо-действовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности. | - Формирование интереса к обучению, труду, предметному рукотворному миру; -Овладение навыками предметно-практичес-кой деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности. - овладение навыка-ми коммуникации и приня-тыми нормами социального взаимодействия - опыт конструктив-ного взаимодействия со взрослыми и сверстни-ками - умение взаимодей-ствовать в группе в процессе учебной, игровой других видах доступной деятель-ности. - потребность участ-вовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким. | Предметы: -умеет захватывать; удерживать, отпускать; тянуть к себе; вращать; сжимать; вынимать; складывать; нанизывать; Материал: Умеет сминать; размазывать; разминать; пересыпать; переливать; наматывать; Д. -не выпоняет; -с помощью учителя по образцу (1) - частично сам; (2) -полностью самостоятельно (3) |
«Занятия рисованием, лепкой, конструированием способствуют развитию наглядно-образного мышления. Подобные занятия развивают не только мышление, но и внимание, память, пространственные представления, воображение. Благодаря им вырабатывается усидчивость, самостоятельность, а это, в свою очередь, ведёт к тому, что у ребёнка появляется интерес к работе, формируются мотивы деятельности» С.Д.Забрамная.
1.2. Информационные и материально- технические условия реализации рабочей программы
Сведения о состоянии материальной базы учебно-воспитательного процесса в соответствии с задачами реализуемой рабочей программы (с позиций достаточности).
а) для организации образовательного процесса
Вид подготовки | Наименование кабинетов, мастерских | Необходимое кол-во | Фактически имеется | Площадь м² | Оснащенность в % |
Общеобразова-тельная | 1 | 1 | 12 кв.м. | ||
Коррекционная | Кабинет дефек-тологии | 70% | |||
Трудовая и про-фессиональная | |||||
Социальная адаптация | 100% |
1.2.1 .Информационное обеспечение образовательного процесса.
Наглядно-дидактические пособия, демонстрационный материал, дидактический материал.
-опорные таблицы по отдельным изучаемым темам;
-дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);
-наборы игр, коррекционно-развивающих упражнений.
Для реализации курса используется специальное материально-техническое оснащение: строительные наборы, кубики, матрешки, игрушки, набор конструктора, мозаика, лото, домино.
Дидактические ящики с фигурками – вкладышами.
Игровые приспособления для шнуров.
Интернет ресурсы:
http://www. kindereducation.com
Материально-технические условия реализации программы обеспечивают соблюдение:
-санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (требования к освещению, к воздушно-тепловому режиму; к режиму деятельности детей;
-санитарно-бытовых условий с учетом конкретных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: наличие рабочего места в соответствии с ростовозрастными и меди-цинским показаниями;
-условий пожарной и электробезопасности;
РАЗДЕЛ II
2.1.Сведения о рабочей программе.
Класс | Наименование учебного предмета | Количество часов по учебному плану | Рабочая программа утверждена по образовательному учреждению | Методическое обеспечение* | |
Автор | № приказа | ||||
1 класс | Дефектоло-гические занятия | 1 четверть – 90 ч 2 четверть – 70 ч | Учитель-дефектолог Самиева Л.А. КОУ«Нефтеюганская школа-интернат | Приказ № 1 от 30.08.18 г | А* Б-50% В-70% Г-60% |
* указать: А*- наличие учебников рабочей программы не предусмотренно, Б- учебно-дидактических пособий, В-методической литературы, Г- учебное оборудование. С точки зрения обеспечения всех разделов и тем курса оптимальный уровень, допустимый уровень, 59% и менее - критический уровень. Например, заполняем колонку А-100% (обозначает, что обеспечение программы учебниками на 100%).
Вывод: Занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей обучающегося, темп прохождения материала замедляется или увеличивается. Для реализации образовательного процесса имеются необходимые материально технические условия. Обучение включает в себя игры и упражнения, направленные на коррекцию зрительно-двигательной координации, они включены в занятие как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции выраженных нарушений когнитивных процессов предусмотрены специальные упражнения и игры.
Достижение поставленных перед данным предметом единых задач (развитие зрительных, слуховых, осязательных восприятий, координация работы анализаторов, развитие пространственных ориентировок, ручной умелости, развитие наглядного мышления) осуществляется не путем изолированных упражнений, а в различных видах содержательной деятельности (игра, конструирование, продуктивная деятельность, ручной труд и др.)
Дидактические игрушки зрительно – пространственной практики: кубики, мозаика, пирамидки, матрёшки, настольный конструктор, внутренние и внешние трафареты, куклы и кукольная одежда с большим количеством пуговиц, кнопок, молний; рукавички и перчатки с изображением мордочек животных, театральные куклы;
2.2. Методы и приемы обучения.
Методы и формы обучения.
- Обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражательности.
- Процесс развития и обучения опирается на развитие у учащихся базовых эмоций для привлечения их внимания и интереса, для повышения мотивации обучения, побуждения познавательных потребностей.
- Большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации.
- Обязательная фиксация и эмоциональная оценка учебных малейших достижений ребенка.
Основные виды организации учебного процесса:
- занятие;
- частично самостоятельная работа;
- практическая работа;
- индивидуальная форма работы;
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
- трудовая деятельность;
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- практическая деятельность.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; дифференцированное обучение.
- практические (упражнения, игры и моделирование)
Критерием обучаемости является опыт социального продвижения учащегося, где ключевым является предметное и чувственное отражение окружающего его мира, развитие его личностного самосознания и самоощущения в окружающем мире.
Вывод: Основу содержания образовательного процесса составляет комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. Решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. Содержание коррекционно-развивающей работы раскрывается в индивидуальной адаптированной программе с учетом особенностей каждого ребенка. в работе использовались все запланированные на 2018-2019 учебный год методы и приемы дефектологической работы. Чаще всего использовались наглядные и словесные методы, которые являются более эффективными.
2.3.Статистическая справка о выполнении учебной программы.
Четверть | Сроки | Количество | |||||
Учеб-ных недель | Учеб-ных дней | Запланированных часов по занятиям | Фактически проведенных занятий | ||||
Класс | Часы | ||||||
I четверть | 03.09.18-02.11.18 | 9 | 45 | Индивидуальные занятия | 90 ч | 270 | |
Групповые занятия | |||||||
II четверть | 12.11.18-28.12.18 | 7 | 35 | Индивидуальные занятия | 70 ч | 210 | |
Групповые занятия | |||||||
ИТОГО: | 16 | 80 | 160 ч | 480 |
Вывод: программа выполнена в полном объеме за 1 полугодие 2018-2019 учебный года.
РАЗДЕЛ III
3.1.Результаты реализации программы.
Планируемые результаты освоения обучающимися АООП:
Личностные:
освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
Предметные:
- представление о многообразии окружающих предметов и материалов;
- знание об основных свойствах предметов и материалов;
- осуществление разнообразной деятельности с изучаемыми предметами и материалами;
- формирование умения классифицировать предметы и материалы по группам.
Разделы | Ожидаемый результат | Результат за 1 полугодие | ||
Сформирован-ность ЗУН Достаточный уровень | Сформирован-ность ЗУН Минимальный уровень | Сформирован-ность ЗУН Достаточный уровень | Сформированность ЗУН Минимальный уровень | |
1. Действия с материалами 2. Действия с предметами | Гаджимурадова В. Козак Семён 20% обучающихся Гаджимурадова В. Козак Семён Верховский Валера Пяткина Вика 40 % | Закирзянова К. Кушнир Аурика Пяткина Вика Усманова Лиза Платонов Даниил Песков Олег Иманов М. Верховский Валера 80% обучающихся Закирзянова К. Кушнир Аурика Усманова Лиза Платонов Даниил Песков Олег Иманов М. 60% | Гаджимурадова В. Козак Семён 20% обучающихся Гаджимурадова В. Козак Семён Верховский Валера Пяткина Вика 40 % | Закирзянова К. Кушнир Аурика Пяткина Вика Усманова Лиза Платонов Даниил Песков Олег Иманов М. Верховский Валера 80% обучающихся Закирзянова К. Кушнир Аурика Усманова Лиза Платонов Даниил Песков Олег Иманов М. 60% |
Критерии диагностики:
-не выполняет (0)
-с помощью учителя по образцу (1)-минимальный уровень
- частично сам (2)- достаточный уровень
-полностью самостоятельно (3)
В результате коррекционно-развивающих занятий достигнуты ожидаемые результаты реализации программы.
IV РАЗДЕЛ
Общие выводы.
Планируемые мероприятия по решению выявленных проблем.
№п/п | Раздел, пункт отчета | Выводы по разделу | Предполагаемая работа |
1. | Сведения о состоянии материальной базы учебно-воспитательного процесса в соответствии с задачами реализуемой рабочей программы (с позиций остаточности). | Материально – техническое обеспечение реализации программы соответствует особым образовательным потребностям обучающихся, обеспечивает достижение запланированных результатов реализации программы. | Продолжить работу по достижению личностных результатов обучающимися и успешным усвоением программного материала и динамикой в развитии в целом. При организации процесса обучения в рамках данной программы применять образовательные здоровье-сберегающие информационно – коммуни-кативные, игровые технологии. |
2. | Содержание образовательного процесса. | Цель и программные задачи реализованы за счёт: проведения диагностического обследования, освоения полного объёма программы в соответствии с учебным планом; использования в работе техно-логий коррекционной работы; использования ТСО и дидак-тического материала на занятиях; реализации индивидуальных образовательных маршрутов; взаимодействия с участниками образовательного процесса (учителя, родители). | Внедрить в практику методики и технологии для развития крупной и мелкой моторики рук и графомоторных навыков. Продолжить работу по умению фиксировать взгляд и удерживать внимание на предметно-манипулятивной деятельности педагога; Развивать умение последова-тельно выполнять организованные действия (самостоятельно) |
3. | Результаты реализации программы | Ожидаемые результаты освоения программы достигнуты. Для оценки уровня сформирован-ности БУД в ходе реализации программы необходимо осуществлять в форме практических работ с использованием разнообразных упражнений и заданий, направ-ленных на развитие учебно-познавательной деятельности и графомоторных навыков. | Анализ критериев, показателей и уровней сформированности БУД, определение способа формирования их для успешного усвоения школьной программы. Организация взаимодействия педагогов и специалистов по формированию БУД у обуча-ющихся. |
Вывод: оказание практической помощи в освоении адаптированной образовательной программы с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей на основе организации разнообразных видов детской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия»
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...
Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно - практические действия» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...
Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» 1 дополнительный класс
Данная рабочая программа разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);- Примерной а...
Программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1-4 классы
Программа по коррекционному курсу«Предметно-практические действия»для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1-...
Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 2)
Данная рабочая программа по коррекционному курсу "Предметно-практические действия" разработана на осснове Федерального государтвенного образовательного стандарта образования обучающихс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ «ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ»
Цель коррекционного курса - формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами. Основные задачи реализации содержания курса:Формирование интереса к предметн...
Рабочая программа по коррекционному курсу "Предметно-практические действия"
Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант II...