Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» 1 дополнительный класс
рабочая программа
Данная рабочая программа разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_kurs_ppd_1_dop.kl_.docx | 82.06 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО учителей предметов гуманитарного цикла _______ /Ю.А.Евсеенко/ Протокол заседания МО № ____ от «____»_________2015г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____ / Е.А. Гапеевцева/ Протокол заседания МС № ____ от «____»________2015г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Икейская СОШ» _______ /Е.В. Буякова/ Приказ №____ от «____»_______2015г. |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Икейская средняя общеобразовательная школа»
Адаптированная рабочая программа
по коррекционному курсу «Предметно-практические действия»
1 дополнительный класс
Разработала: Черепкова Татьяна Михайловна
учитель -дефектолог
с. Икей
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основ:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью
Общая характеристика учебного предмета: формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Задачи и направления рабочей программы:
- формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
- развитие собственной активности ребенка;
- формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
- формирование и развитие целенаправленных действий;
- развитие планирования и контроля деятельности;
- развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
Кроме основных, можно выделить и коррекционные задачи:
- развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
- развитие зрительного восприятия;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
- формирование и развитие реципрокной координации;
- развитие пространственных представлений;
- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Описание места коррекционного курса «Предметно-практические действия» в учебном плане:
«Предметно-практические действия» входит в образовательную область «Коррекционные занятия» варианта 2, примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей, как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 99 часов, 3 часа в неделю, 32 учебные недели,
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
- Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов
- Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
- Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
- Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом
- Использование доступных жестов для передачи сообщения
- Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
- Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях
- Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах
- Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв
Базовые учебные действия.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса состоит из следующих разделов:
1. «Действия с материалами».
2. «Действия с предметами».
Действия с материалами: сминать материал. Разрывать материал. Размазывать материал. Разминать материал. Пересыпать материал. Переливать материал. Наматывать материал.
Действия с предметами: захватывать, удерживать, отпускать предмет. Встряхивать предмет. Толкать предмет. Вращать предмет. Нажимать на предмет (всей рукой, пальцем). Сжимать предмета (двумя руками, одной рукой, пальчиками). Тянуть предмет. Вынимать предметы. Складывать предметы. Перекладывать предметы. Вставлять предметы. Нанизывать предметы.
Реализуя принцип системности и многократного повторения, совместно с предметом математики разработаны и реализуются следующие коррекционные направления:
1.Формирование временных представлений (день – ночь).
2. Формирование количественных представлений (один – много), нахождение одинаковых предметов.
3. Формирование представлений о величине (большой – маленький).
4. Формирование представлений о форме (круг).
5. Формирование пространственных представлений (вверху – внизу).
6. Формирование пространственных представлений (далеко – близко).
Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования предметно-практической деятельности у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.
Содержание обучения на уроках предметно-практической деятельности очень разнообразны, что определяется многообразием различных дефектом, присущих детям с умеренной умственной отсталостью. Нарушения моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях результатах предметно-практической деятельности детей с умеренной умственной отсталостью, требуют проведение игр и упражнений, направленных па коррекцию этих нарушении. На эти работы не отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные упражнения и игры. Сенсорное развитие этих детей осуществляется по разработанной системе и предметно-манипуляционной деятельности, и дидактических играх.
Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.
Учебную работу на уроках предметно-практической деятельности необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты обучения | |||||||
личностные | коррекционные (предметные) | базовые учебные действия | ||||||||
1 группа | 2 группа | 1 группа | 2 группа | 1 группа | 2 группа | |||||
1 модуль | ||||||||||
1 | «Путешествие с чебурашкой» - представления о частях суток: день - ночь, разучивание игры "Цветные фонарики"- музыкальная игра по теме | 1 | принимает участие в коллективных делах и играх | проявляет собственные чувства | выполняет последовательно организованные движения | умеет фиксировать взгляд на объекте | следовать предложенному плану и работать в общем темпе; фиксирует взгляд на экране монитора | выполняет стереотипную инструкцию | ||
2 | «Бабушка в гости пришла» - изучение геометрической фигуры «Круг», игра «Чудесный мешочек» | 1 | испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне) | наблюдает за окружающими предметами | узнает материалы на ощупь | умеет рассматривать различные по качеству материалы | последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | выполняет действие способом рука-в-руке | ||
3 | «Как дети ёжику помогли» - игра «Когда это бывает», подвижная игра «День – ночь», разминание пластилина | 1 | стремится помогать окружающим | проявляет собственные чувства | разминает пластилин двумя руками | умеет рассматривать различные по качеству материалы | последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | выполняет действие способом рука – в -руке | ||
4 | «В гостях у Незнайки» - беседа с детьми «о частях суток и их последовательности», дидактическая игра «Когда это бывает?», подвижная игра «День и ночь» | 1 | пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов | умеет поддерживать контакты | выбирает заданные картинки | умеет фиксировать взгляд на объекте | выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога | выполняет стереотипную инструкцию | ||
5 | «День-ночь» - игра «Когда это бывает», игра «Закончи предложение», игра «Найди предмет» | 1 | пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов | умеет поддерживать контакты | выбирает заданные картинки | умеет фиксировать взгляд на объекте | выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога | выполняет стереотипную инструкцию | ||
6 | «Солнышко» беседа с детьми о времени суток – день, выкладывание мозаики на шаблоне | 1 | принимать и оказывать помощь. | осознает, что может, а что ему пока не удается | выполняет последовательно организованные движения | берет в руки мозаику, рассматривает ее | выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога | выполняет стереотипную инструкцию | ||
7 | «Звездочка» беседа с детьми о времени суток – ночь, выкладывание мозаики на шаблоне | 1 | принимать и оказывать помощь. | осознает, что может, а что ему пока не удается | выполняет последовательно организованные движения | берет в руки мозаику, рассматривает ее | выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога | выполняет стереотипную инструкцию | ||
8 | «Страна времени» знакомство с временными понятиями по картинкам | 1 | пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия | умеет поддерживать контакты | выбирает заданные картинки | умеет фиксировать взгляд на картинке | выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога | выполняет стереотипную инструкцию | ||
9 | «Магазин одежды» - беседа с детьми об одежде, подбирать пару к вещам | 1 | осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды | рассматривает изделие со всех сторон | складывает вещи по парам | умеет воспринимать, удерживать изделие в руках | последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | переключает взгляд с одного предмета на другой | ||
10 | «Игрушки матрешки» действия с разборно-сборными игрушками | 1 | воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями | наблюдает за окружающими предметами и явлениями | умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон | удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон | выполняет стереотипную инструкцию | выполняет действия способом рука – в руке | ||
11 | «Разноцветные пирамидки» действия с разборно-сборными игрушками | 1 | воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями | наблюдает за окружающими предметами и явлениями | умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон | удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон | выполняет стереотипную инструкцию | выполняет действия способом рука – в - руке | ||
12 | «Кто в лесу живет» беседа с детьми о животных, живущих в лесу в разное время суток | 1 | охотно участвует в совместной деятельности | наблюдает за окружающими предметами и явлениями | выбирает заданные картинки | умеет фиксировать взгляд на картинке | выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога | выполняет стереотипную инструкцию | ||
13 | «Стоит в поле теремок» рассказ и показ сказки «Теремок», работа с пластилином, игра в сказку | 1 | охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, в создании совместных поделок) | проявляет интерес к совместной деятельности | играет с учителем в элементарные сюжетные игры, разминает пластилин двумя руками, расплющивает его на дощечке, раскатывает пластилин прямыми движениями, соединяет пластилин | проявляет интерес к действия других | использует по назначению пластилин | выполняет действия способом рука – в - руке | ||
14 | «В поисках солнышка» обыгрывание игровой ситуации | 1 | понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.); проявляет собственные чувства; охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх) | проявляет интерес к совместной деятельности | играет с учителем в элементарные сюжетные игры | проявляет интерес к действия других | понимает жестовую инструкцию | выполняет стереотипную инструкцию | ||
15 | «Что выросло в огороде» соотношение картинок с предметами, раскрашивание картинок | 1 | охотно участвует в совместной деятельности (создание совместных рисунков) | осознает, что может, а что ему пока не удается | раскрашивает картинку | держать правильно в руках карандаш | следовать предложенному плану и работать в общем темпе | действовать по подражанию | ||
2 модуль | ||||||||||
16 | «Мячики в корзинке» нахождение одинаковых предметов | 1 | проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение) | проявляет собственные чувства | умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон | умеет фиксировать взгляд на объекте | последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | переключает взгляд с одного предмета на другой | ||
17 | «Кубики» объединение предметов по единому признаку | 1 | умеет кооперироваться и сотрудничать | избегает конфликтных ситуаций | выполняет последовательно организованные движения | играет с кубиками | следовать предложенному плану и работать в общем темпе; | переключает взгляд с одного предмета на другой | ||
18 | «Игрушки в гости пришли» сравнение предметов | 1 | проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение) | проявляет собственные чувства | умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон | умеет фиксировать взгляд на объекте | последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | переключает взгляд с одного предмета на другой | ||
19 | «Лесные звери» составление группы отдельных предметов, установление отношения между понятиями, игра «Лиса и зайцы» | 1 | проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение) умеет кооперироваться и сотрудничать | проявляет собственные чувства, избегает конфликтных ситуаций | умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон | умеет фиксировать взгляд на объекте | последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | переключает взгляд с одного предмета на другой | ||
20 | «Лесные дары» определять совокупность словами один, много, ни одного | 1 | воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями | наблюдает за окружающим | выполняет последовательно организованные движения | умеет фиксировать взгляд на объекте | последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | переключает взгляд с одного предмета на другой | ||
21 | «В гостях у незнайки» выделять предметы с двумя одинаковыми признаками, раскрашивание картинок | 1 | умеет устанавливать и поддерживать контакты | участвует в совместной деятельности | выполняет последовательно организованные движения | умеет фиксировать взгляд на объекте | последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | переключает взгляд с одного предмета на другой | ||
22 | «Грибы в корзинке» сравнивать совокупность предметов по количеству путем составления пар | 1 | охотно участвует в совместной деятельности (создание совместных рисунков) | осознает, что может, а что ему пока не удается | раскрашивает картинку | держать правильно в руках карандаш | следовать предложенному плану и работать в общем темпе | действовать по подражанию | ||
23 | «Музыкальный лягушонок» различать и группировать предметы Игра «Сколько у тебя?». | 1 | умеет устанавливать и поддерживать контакты | участвует в совместной деятельности | выполняет последовательно организованные движения | умеет фиксировать взгляд на объекте | последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | переключает взгляд с одного предмета на другой | ||
24 | «Зайчики и волк» сравнения предметов | 1 | проявляет мотивацию благополучия | проявляет собственные чувства | умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон | умеет фиксировать взгляд на объекте | последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | переключает взгляд с одного предмета на другой | ||
25 | «Путешествие в деревню» понятия количества: один - много | 1 | испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне) | проявляет интерес к совместной деятельности | играет с учителем в элементарные сюжетные игры | проявляет интерес к действия других | понимает жестовую инструкцию | выполняет стереотипную инструкцию | ||
26 | «У зайчика в гостях» сравнивать две группы предметов на основе взаимного сопоставления | 1 | умеет устанавливать и поддерживать контакты | участвует в совместной деятельности | выполняет последовательно организованные движения | умеет фиксировать взгляд на объекте | последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | переключает взгляд с одного предмета на другой | ||
27 | «В гостях у мишки» различать “один” и “много” различными анализаторами, игра “Угадай”. | 1 | охотно участвует в совместной деятельности | проявляет интерес к совместной деятельности | узнает материалы на ощупь, по звуку, по запаху | умеет фиксировать взгляд на объекте | принимать цели и произвольно включаться в деятельность | переключает взгляд с одного предмета на другой | ||
28 | «Цветные карандаши»выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов | 1 | охотно участвует в совместной деятельности | наблюдает за окружающими предметами | раскладывает карандаши по коробкам | берет и удерживает карандаш в руке | последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | выполняет действие способом рука-в-руке | ||
29 | «Угостим зайку» выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов | 1 | понимает эмоциональные состояния других | наблюдает за происходящим | складывает предметы по коробкам | умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех | последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | переключает взгляд с одного предмета на другой | ||
30 | «Морские приключения» закрепление понятий «один», «много» | 1 | испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне) | проявляет интерес к совместной деятельности | играет с учителем в элементарные сюжетные игры | проявляет интерес к действия других | понимает жестовую инструкцию | выполняет стереотипную инструкцию | ||
3 модуль | ||||||||||
31 | «Матрешки гуляют» сравнивать предметы по величине | 1 | испытывает потребность в новых знаниях | наблюдает за происходящим | умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его | проявляет интерес к действия других | подражает действиям, выполняемы педагогом | переключает взгляд с одного предмета на другой | ||
32 | «Зайчики» объединять одинаковые (по величине) предметы в предметные множества по словесному заданию Игра – задание «Разложи морковки по коробкам». | 1 | охотно участвует в совместной деятельности | проявляет интерес к совместной деятельности | складывает (достает) предметы в (из) коробки | умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех | выполняет стереотипную инструкцию | выполняет действие способом рука-в-руке | ||
33 | «Куклы Маша и Даша» выделять и группировать предметы по величине | 1 | охотно участвует в совместной деятельности | проявляет интерес к совместной деятельности | складывает (достает) предметы в (из) коробки | умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех | выполняет стереотипную инструкцию | выполняет действие способом рука-в-руке | ||
34 | «Зайчонок в гости пришел» воспринимать и различать предметы по размеру | 1 | пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия | проявляет интерес к совместной деятельности | выбирает называемые картинки, предметы | берет в руки и рассматривает разные предметы | выполняет стереотипную инструкцию | переключает взгляд с одного предмета на другой | ||
35 | «В домике у трех медведей»различение и употребление слов «Больной-маленький» | 1 | охотно участвует в совместной деятельности | проявляет интерес к совместной деятельности | рассматривает и называет предметы | рассматривает предметы | принимать цели и произвольно включаться в деятельность | переключает взгляд с одного предмета на другой | ||
36 | «Большие и маленькие кубики» зрительно сравнивать предметы по величине | 1 | охотно участвует в совместной деятельности | проявляет интерес к совместной деятельности | рассматривает и называет предметы | рассматривает предметы | принимать цели и произвольно включаться в деятельность | переключает взгляд с одного предмета на другой | ||
37 | «Большой-маленький» сравнивать предметы по величине, работа с кубиками, работа с пластилином | 1 | проявляет собственные чувства | наблюдает за происходящим | строит их двух трех кубиков (деревянных, пластмассовых), разминает пластилин двумя руками, скатывает шарики | играет с кубиками | выполняет стереотипную инструкцию | переключает взгляд с одного предмета на другой | ||
38 | «Львенок в гости пришел» различать и объединять предметы по величине | 1 | охотно участвует в совместной деятельности | проявляет интерес к совместной деятельности | складывает (достает) предметы в (из) коробки | умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех | выполняет стереотипную инструкцию | выполняет действие способом рука-в-руке | ||
39 | «Пирожки» различать и называть размеры предметов, работа с пластилином | 1 | проявляет собственные чувства | наблюдает за происходящим | разминает пластилин двумя руками, скатывает шарики, расплющивает на доске | разминает пластилин в руках | выполняет стереотипную инструкцию | выполняет действие способом рука-в-руке | ||
40 | «Маша идет домой» сравнивать два предмета, способами наложения и приложения | 1 | понимает эмоциональные состояния других, стремится помогать окружающим | воспринимает и наблюдает за окружающими | рассматривает и называет предметы | рассматривает предметы | принимать цели и произвольно включаться в деятельность | переключает взгляд с одного предмета на другой | ||
41 | «В гостях у Леопольда»различать и называть размер предметов | 1 | охотно участвует в совместной деятельности | проявляет интерес к совместной деятельности | рассматривает и называет предметы | рассматривает предметы | принимать цели и произвольно включаться в деятельность | переключает взгляд с одного предмета на другой | ||
42 | «Колобок» закреплять понятия «маленький-большой» | 1 | охотно участвует в совместной деятельности | проявляет интерес к совместной деятельности | разминает пластилин двумя руками, скатывает шарики | разминает пластилин в руках | выполняет стереотипную инструкцию | выполняет действие способом рука-в-руке | ||
43 | «В гости к медвежатам» выделять и объединять предметы по одному (общему) признаку | 1 | проявляет мотивацию благополучия | умеет поддерживать контакты | рассматривает и называет предметы | рассматривает предметы | принимать цели и произвольно включаться в деятельность | переключает взгляд с одного предмета на другой | ||
44 | «Плывут кораблики» закреплять понятия «маленький-большой» | 1 | охотно участвует в совместной деятельности | проявляет интерес к совместной деятельности | рассматривает и называет предметы | рассматривает предметы | принимать цели и произвольно включаться в деятельность | переключает взгляд с одного предмета на другой | ||
45 | «Собачки» закреплять понятия «маленький-большой» | 1 | охотно участвует в совместной деятельности | проявляет интерес к совместной деятельности | рассматривает и называет предметы | рассматривает предметы | принимать цели и произвольно включаться в деятельность | переключает взгляд с одного предмета на другой | ||
4 модуль | ||||||||||
46 | «Круг» составлять группу из отдельных предметов и выделять из нее один предмет | 1 | принимать и оказывать помощь | проявляет эмоции | раскрашивает картинку | держит карандаш в руке, проводит линии на бумаге | при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца. | способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | ||
47 | «В гостях у круга» выделять и объединять предметы по одному (общему) признаку | 1 | охотно участвует в совместной деятельности | проявляет интерес к совместной деятельности | рассматривает и называет предметы, составляет картинку из 2 частей | рассматривает предметы, картинки | принимать цели и произвольно включаться в деятельность | переключает взгляд с одного предмета на другой | ||
48 | «Заяц и медведь» | 1 | проявляет мотивацию благополучия | проявляет интерес к совместной деятельности | рассматривает и называет предметы, составляет картинку из 2 частей | рассматривает предметы, картинки | принимать цели и произвольно включаться в деятельность | переключает взгляд с одного предмета на другой | ||
49 | «Паровозик» различать и называть круг | 1 | проявляет мотивацию благополучия | умеет поддерживать контакты | рассматривает и называет предметы | рассматривает предметы | принимать цели и произвольно включаться в деятельность | переключает взгляд с одного предмета на другой | ||
50 | «Чудесный мешочек» различать и называть круг | 4 | проявляет мотивацию благополучия | умеет поддерживать контакты | рассматривает и называет предметы | рассматривает предметы | принимать цели и произвольно включаться в деятельность | переключает взгляд с одного предмета на другой | ||
51 | «Солнечный круг» различать и называть круг | 1 | охотно участвует в совместной деятельности | проявляет интерес к совместной деятельности | раскрашивает картинку | держит карандаш в руке, проводит линии на бумаге | при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца. | способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | ||
52 | «Подарки от куклы Маша» | 1 | охотно участвует в совместной деятельности | проявляет интерес к совместной деятельности | рассматривает и называет предметы | рассматривает предметы | принимать цели и произвольно включаться в деятельность | переключает взгляд с одного предмета на другой | ||
53 | «Чудесное дерево» распознавать на ощупь геометрическую фигуру: круг | 1 | проявляет мотивацию благополучия | проявляет интерес к совместной деятельности | рассматривает и называет предметы, составляет картинку из 2 частей | рассматривает предметы, картинки | принимать цели и произвольно включаться в деятельность | переключает взгляд с одного предмета на другой | ||
54 | «Зайка» находить предмет, отличающийся от остальных | 1 | осознает, что может, а что ему пока не удается | проявляет эмоции | рассматривает и называет предметы | рассматривает предметы | принимать цели и произвольно включаться в деятельность | переключает взгляд с одного предмета на другой | ||
55 | «Путешествие в белую сказку» акрепить знания о геометрической фигуре — круг | 1 | проявляет мотивацию благополучия, воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями | проявляет интерес к совместной деятельности | выполняет последовательно организованные движения | проявляет интерес к действия других | понимает жестовую инструкцию | выполняет стереотипную инструкцию | ||
56 | «Урожай на грядках» составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы | 1 | охотно участвует в совместной деятельности | проявляет интерес к совместной деятельности | рассматривает и называет предметы | рассматривает предметы | принимать цели и произвольно включаться в деятельность | переключает взгляд с одного предмета на другой | ||
57 | «В гости к солнышку» пользоваться любыми пособиями | 1 | принимать и оказывать помощь | проявляет эмоции | раскрашивает картинку | держит карандаш в руке, проводит линии на бумаге | при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца. | способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | ||
58 | «Маша и медведь» сравнения двух разных групп предметом способом наложения | 1 | понимает эмоциональные состояния других, стремится помогать окружающим | воспринимает и наблюдает за окружающими | рассматривает и называет предметы | рассматривает предметы | принимать цели и произвольно включаться в деятельность | переключает взгляд с одного предмета на другой | ||
59 | «В гостях у круга» выделять и объединять предметы по одному (общему) признаку | 1 | охотно участвует в совместной деятельности | проявляет интерес к совместной деятельности | рассматривает и называет предметы, составляет картинку из 2 частей | рассматривает предметы, картинки | принимать цели и произвольно включаться в деятельность | переключает взгляд с одного предмета на другой | ||
60 | «Помоги Маше» составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы | 1 | понимает эмоциональные состояния других, стремится помогать окружающим | воспринимает и наблюдает за окружающими | рассматривает и называет предметы | рассматривает предметы | принимать цели и произвольно включаться в деятельность | переключает взгляд с одного предмета на другой | ||
61 | «Путешествие с колобком» развитие мыслительных операций | 1 | принимать и оказывать помощь | проявляет эмоции | раскрашивает картинку | держит карандаш в руке, проводит линии на бумаге | при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца. | способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | ||
62 | «Мишка косолапый» соотносить форму изображенного предмета с геометрической фигурой (эталоном) | 1 | охотно участвует в совместной деятельности | проявляет интерес к совместной деятельности | рассматривает и называет предметы, составляет картинку из 2 частей | рассматривает предметы, картинки | принимать цели и произвольно включаться в деятельность | переключает взгляд с одного предмета на другой | ||
63 | «Сварим куклам борщ» составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы | 1 | принимать и оказывать помощь | проявляет эмоции | раскрашивает картинку | держит карандаш в руке, проводит линии на бумаге | при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца. | способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | ||
5 модуль | ||||||||||
64 | «Гуси-лебеди» сравнивать предметы по признакам сходства и различия | 2 | понимает эмоциональные состояния других людей | проявляет собственные чувства | наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами | берет в руки и рассматривает предметы | последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | выполняет простые инструкции учителя | ||
65 | «Снеговичек» признаки сходства и различия предметов | 1 | принимать и оказывать помощь | проявляет эмоции | раскрашивает картинку | держит карандаш в руке, проводит линии на бумаге | при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца. | способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | ||
66 | «Волшебное путешествие в сказку» выделять общий признак предметов группы | 1 | понимает эмоциональные состояния других людей | проявляет собственные чувства | играет с учителем в элементарные сюжетные игры | проявляет интерес к действия других | последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | выполняет простые инструкции учителя | ||
67 | «Петрушка» раскладывании предметов, расположенных вверху и внизу | 1 | охотно участвует в совместной деятельности | проявляет интерес к совместной деятельности | раскладывает картинки | рассматривает и берет в руки картинки | последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | выполняет простые инструкции учителя | ||
68 | «Весеннее приключение» сравнивать два предмета | 1 | охотно участвует в совместной деятельности | проявляет интерес к совместной деятельности | складывает (достает) предметы в (из) коробки | умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех | выполняет стереотипную инструкцию | выполняет действие способом рука-в-руке | ||
69 | «Путешествие в лес» признаки сходства и различия предметов | 1 | охотно участвует в совместной деятельности (создание совместных рисунков) | осознает, что может, а что ему пока не удается | раскрашивает картинку | держать правильно в руках карандаш | следовать предложенному плану и работать в общем темпе | действовать по подражанию | ||
70 | «Путешествие в подводный мир» | 1 | охотно участвует в совместной деятельности (создание совместных рисунков) | осознает, что может, а что ему пока не удается | собирает разрезные картинки из 2-4 частей | выбирает указанную картинку | следовать предложенному плану и работать в общем темпе | действовать по подражанию | ||
71 | «Путешествие на автобусе» | 1 | охотно участвует в совместной деятельности | проявляет интерес к совместной деятельности | складывает (достает) предметы в (из) коробки | умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех | последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | выполняет простые инструкции учителя | ||
72 | «Магазин игрушек» | 1 | охотно участвует в совместной деятельности | проявляет интерес к совместной деятельности | рассматривает и называет предметы, составляет картинку из 2 частей | рассматривает предметы, картинки | принимать цели и произвольно включаться в деятельность | переключает взгляд с одного предмета на другой | ||
73 | «В гостях у куклы Маши» | 1 | охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, в создании совместных поделок) | проявляет интерес к совместной деятельности | играет с учителем в элементарные сюжетные игры, разминает пластилин двумя руками, расплющивает его на дощечке, раскатывает пластилин прямыми движениями, соединяет пластилин | проявляет интерес к действия других | использует по назначению пластилин | выполняет действия способом рука – в - руке | ||
74 | «Машины едут на стоянку» | 1 | охотно участвует в совместной деятельности | проявляет интерес к совместной деятельности | раскладывает картинки | рассматривает и берет в руки картинки | последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | выполняет простые инструкции учителя | ||
75 | «Веселый паровозик» | 1 | проявляет мотивацию благополучия | умеет поддерживать контакты | рассматривает и называет предметы | рассматривает предметы | принимать цели и произвольно включаться в деятельность | переключает взгляд с одного предмета на другой | ||
76 | «Волшебный домик» | 1 | умеет кооперироваться и сотрудничать | избегает конфликтных ситуаций | выполняет последовательно организованные движения | играет с кубиками | следовать предложенному плану и работать в общем темпе; | переключает взгляд с одного предмета на другой | ||
77 | «В гости к игрушкам» | 1 | охотно участвует в совместной деятельности | проявляет интерес к совместной деятельности | рассматривает и называет предметы, составляет картинку из 2 частей | рассматривает предметы, картинки | принимать цели и произвольно включаться в деятельность | переключает взгляд с одного предмета на другой | ||
78 | «Волшебное ведерко» | 1 | испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне) | наблюдает за окружающими предметами | узнает материалы на ощупь | умеет рассматривать различные по качеству материалы | последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | выполняет действие способом рука-в-руке | ||
79 | «Винни-пух и все, все, все» | 1 | понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.); проявляет собственные чувства; охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх) | проявляет интерес к совместной деятельности | играет с учителем в элементарные сюжетные игры | проявляет интерес к действия других | понимает жестовую инструкцию | выполняет стереотипную инструкцию | ||
80 | «На помощь мишутке» | 1 | пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия | умеет поддерживать контакты | выбирает заданные картинки | умеет фиксировать взгляд на картинке | выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога | выполняет стереотипную инструкцию | ||
6 модуль | ||||||||||
81 | «Чудесное дерево» | 1 | проявляет мотивацию благополучия | умеет поддерживать контакты | рассматривает и называет предметы | рассматривает предметы | принимать цели и произвольно включаться в деятельность | переключает взгляд с одного предмета на другой | ||
82 | «Веселые зайчата» | 1 | охотно участвует в совместной деятельности | проявляет интерес к совместной деятельности | раскладывает картинки | рассматривает и берет в руки картинки | последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | выполняет простые инструкции учителя | ||
83 | «День рождения у гномиков» | 1 | охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, в создании совместных поделок) | проявляет интерес к совместной деятельности | играет с учителем в элементарные сюжетные игры, разминает пластилин двумя руками, расплющивает его на дощечке, раскатывает пластилин прямыми движениями, соединяет пластилин | проявляет интерес к действия других | использует по назначению пластилин | выполняет действия способом рука – в - руке | ||
84 | «Муха-Цокотуха» | 1 | испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне) | наблюдает за окружающими предметами | узнает материалы на ощупь | умеет рассматривать различные по качеству материалы | последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | выполняет действие способом рука-в-руке | ||
85 | «Путешествие колобка» | 1 | испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне) | проявляет интерес к совместной деятельности | играет с учителем в элементарные сюжетные игры | проявляет интерес к действия других | понимает жестовую инструкцию | выполняет стереотипную инструкцию | ||
86 | «Прогулка в весенний лес» | 1 | принимать и оказывать помощь | проявляет эмоции | раскрашивает картинку | держит карандаш в руке, проводит линии на бумаге | при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца. | способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | ||
87 | «Бусы» | 1 | охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, в создании совместных поделок) | проявляет интерес к совместной деятельности | играет с учителем в элементарные сюжетные игры, разминает пластилин двумя руками, расплющивает его на дощечке, раскатывает пластилин прямыми движениями, соединяет пластилин | проявляет интерес к действия других | использует по назначению пластилин | выполняет действия способом рука – в - руке | ||
88 | «Заборчик для козлят» | 1 | испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне) | проявляет интерес к совместной деятельности | играет с учителем в элементарные сюжетные игры | проявляет интерес к действия других | понимает жестовую инструкцию | выполняет стереотипную инструкцию | ||
89 | «Домик» | 1 | умеет кооперироваться и сотрудничать | избегает конфликтных ситуаций | выполняет последовательно организованные движения | играет с кубиками | следовать предложенному плану и работать в общем темпе; | переключает взгляд с одного предмета на другой | ||
90 | «Самолеты летят» | 1 | охотно участвует в совместной деятельности | проявляет интерес к совместной деятельности | складывает (достает) предметы в (из) коробки | умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех | выполняет стереотипную инструкцию | выполняет действие способом рука-в-руке | ||
91 | «На рыбалке» | 1 | испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне) | наблюдает за окружающими предметами | узнает материалы на ощупь | умеет рассматривать различные по качеству материалы | последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | выполняет действие способом рука-в-руке | ||
92 | «В гости к лисичке» | 1 | умеет устанавливать и поддерживать контакты | участвует в совместной деятельности | выполняет последовательно организованные движения | умеет фиксировать взгляд на объекте | последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | переключает взгляд с одного предмета на другой | ||
93 | «Путешествие в страну Помогайка» | 1 | пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия | умеет поддерживать контакты | выбирает заданные картинки | умеет фиксировать взгляд на картинке | выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога | выполняет стереотипную инструкцию | ||
95 | «Карта путешествий» | 1 | принимать и оказывать помощь | проявляет эмоции | проводит линии, раскрашивает картинку | держит карандаш в руке, проводит линии на бумаге | при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца. | способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | ||
96 | «В стране игрушек» | 1 | охотно участвует в совместной деятельности | проявляет интерес к совместной деятельности | рассматривает и называет предметы, составляет картинку из 2 частей | рассматривает предметы, картинки | принимать цели и произвольно включаться в деятельность | переключает взгляд с одного предмета на другой | ||
97 | «Мы гостей встречаем» | 1 | испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне) | наблюдает за окружающими предметами | узнает материалы на ощупь | умеет рассматривать различные по качеству материалы | последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | выполняет действие способом рука-в-руке | ||
98 | «Будьте здоровы» | 1 | понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.); проявляет собственные чувства; охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх) | проявляет интерес к совместной деятельности | играет с учителем в элементарные сюжетные игры | проявляет интерес к действия других | понимает жестовую инструкцию | выполняет стереотипную инструкцию | ||
99 | «День защиты детей» | 1 | умеет устанавливать и поддерживать контакты | участвует в совместной деятельности | выполняет последовательно организованные движения | умеет фиксировать взгляд на объекте | последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | переключает взгляд с одного предмета на другой |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Рабочая программа для 1/1 класса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 99 часов, количество занятий в классе в неделю – 3
№ | Наименование разделов, тем программы | Кол-во часов по разделу | |
1 модуль | |||
Действия с предметами, материалами, временные представления (день, ночь) | |||
«Путешествие с Чебурашкой», «Бабушка в гости пришла», «Как дети Ёжику помогли», «В гостях у Незнайки», «День-ночь», Мозаика «Солнышко», «Звездочка», «Страна времени», «Магазин одежды», «Игрушки матрешки», «Разноцветные пирамидки», «Кто в лесу живет?», «Стоит в поле теремок», «В поисках солнышка», «Что выросло на огороде». | |||
Всего часов за модуль: | 15 | ||
2 модуль | |||
Действия с предметами, материалами, количественные представления «Один -много», нахождение одинаковых предметов | |||
«Мячики в корзинке», «Кубики», «Игрушки в гости пришли», «Лесные звери», «Лесные дары», «В гостях у незнайки» «Грибы в корзине», «Музыкальный лягушонок», «Зайчики и волк», «Путешествие в деревню», «У зайчика в гостях», «В гостях у мишки», «Цветные карандаши», «Угостим зайку», «Морское приключение». | |||
Всего часов за модуль: | 15 | ||
3 модуль | |||
Действия с предметами, материалами, представления о величине «Большой-маленький» | |||
«Матрешки гуляют», «Зайчики», «Куклы Маша и Даша», «Зайчонок в гости пришел», «В домике у трех медведей», «Большие и маленькие кубики», «Большой-маленький», «Львенок в гости пришел», «Пирожки», «Маша идет домой», «В гостях у Леопольда», «Колобок», «В гости к медвежатам», «Плывут кораблики», «Собачки» | |||
Всего часов за модуль: | 15 | ||
4 модуль | |||
Действия с предметами, материалами, представление о форме «Круг» | |||
«Круг», «В гостях у круга», «Заяц и медведь», «Паровозик», «Чудесный мешочек» 4 ч., «Солнечный круг», «Подарки от куклы Маши», «Чудесное дерево», «Зайка», «Путешествие в белую сказку», «Урожай на грядках», «В гости к солнышку», «Маша и медведь», «В гостях у круга», «Помоги Маше», «Путешествие с колобком», «Мишка косолапый», «Сварим куклам борщ» | |||
Всего часов за модуль: | 21 | ||
5 модуль | |||
Действия с предметами, материалами, пространственные представления «Вверху-внизу» | |||
«Гуси-лебеди» 2ч., «Снеговичек», «Волшебное путешествие в сказку», «Петрушка», «Весеннее приключение», «Путешествие в лес», «Путешествие в подводный мир», «Путешествие на автобусе», «Магазин игрушек», «В гостях у куклы Маши», «Машины едут на стоянку», «Веселый паровозик», «Волшебный домик», «В гости к игрушкам», «Волшебное ведерко», «Винни-Пух и все, все, все», «На помощь мишутке» | |||
Всего часов за модуль: | 18 | ||
6 модуль | |||
Действия с предметами, материалами, пространственные представления «Далеко-близко» | |||
«Чудесное дерево», «Веселые зайчата», «День рождения у гномиков», «Муха-Цокотуха», «Путешествие колобка», «Прогулка в весенний лес», «Бусы», «Заборчик для козлят», «Домик», «Самолеты летят», «На рыбалке», «В гости к лисичке», «Путешествие в страну Помогайка», «Карта путешествий», «В стране игрушек», «Мы гостей встречаем», «Будьте здоровы», «День защиты детей» | |||
Всего часов за год: | 99 |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Коррекционный курс «Предметно-практические действия» включает в себя:
- учебные столы;
- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);
- персональный компьютер, большой монитор;
- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины, пирамидки);
- звучащие предметы для встряхивания;
- предметы для сжимания (мячи различной̆ фактуры, разного диаметра);
- вставления (стаканчики одинаковой̆ величины);
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (пуговицы, ракушки, шишки, засушенные листья);
- наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);
- пазлы, (из 2-х, 3-х, 4-х частей̆ (до 10);
- мозаики;
- пиктограммы с изображениями занятий моментов и др. событий;
- волшебные мешочки (наполняемость по мере изучения новой темы);
- лото ассоциации;
- деревянные конструкторы;
- шнуровка: обувь, животные, природа;
- счетные палочки, образцы для выкладывания счетных палочек;
- обводка по точкам;
- разборные деревянные машинки, деревянные ворота, нарисованная дорога, игрушечные самолеты;
- мягкие пазлы вкладыши (домики, животные, геометрические фигуры);
- мягкая основа для мозаики:
- прищепки, основы для прищепок;
- деревянный ящик с песком, образцы рисунков для песка;
- нарисованная настенная наглядность 1.5*2.00 м. (деревья большие и маленькие, одно-много, домики, печки и т.д)
Освоение учебного предмета «Предметно практические действия» предполагает использование разнообразного дидактического материала:
- предметов различной̆ формы, величины, цвета;
- изображений предметов, людей̆, объектов природы, цифр и др.;
- оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам;
- игра рыбалка;
Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются:
- специально подобранные предметы;
- презентации к урокам, развивающие видео занятия;
- графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы).
Дополнительные вспомогательные ресурсы для уроков предметно-практической деятельности: интернет ресурсы, музыкальные пальчиковые гимнастики, музыкальные –видео физминутки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОНОГО КУРСА
В рабочей программе даны конкретные формулировки планируемых результатов, которые могут быть не достигнуты в течение одного или нескольких уроков. Но педагог создает условия, дает обучающимся возможности для выполнения определенных действий, осуществляя деятельностный подход. Для 2-ой подгруппы планируемые личностные и коррекционные планируемые результаты не являются приоритетными. Основное внимание уделяется БУДам.
При планировании предполагаемых результатов (личностных, предметных, базовых учебных действий) предполагаются следующие формулировки:
1. Создать предпосылки для формирования (чего либо)
2. Будет иметь возможность….
3. Создать условия для формирования…
4. С помощью педагога выполняет действия…
5. Предоставить возможность познакомиться с ……
6. Сформировать представление о….
7. Создать условия для формирования представлений….
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
- стремится помогать окружающим
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- семейно – бытовых;
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Планируемые результаты коррекционной работы:
- умеет рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;
- умеет фиксировать взгляд на объекте;
- умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон;
- сжимает, разглаживает, разрывает, сгибает бумагу различной фактуры;
- скатывает из бумаги шарики;
- раскладывает кусочки ткани на столе;
- рисует на бумаге, заворачивает в бумагу предметы
- выполняет последовательно организованные движения;
- играет с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
- складывает в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);
- складывает (достает) карандаши в (из) коробки;
- раскладывает по блюдцам разный природный материал;
- разминает пластилин двумя руками, расплющивает его на дощечке, между ладошек, разрывает пластилин на мелкие и большие части, соединяет пластилин, отщипывает пластилин пальцами, раскатывает пластилин прямыми и круговыми движениями;
- строит их двух трех кубиков (деревянных, пластмассовых) простые конструкции (стол, стул, домик);
- играет с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);
- может смочить и отжать ткань (губку), вытирать тканью (губкой) различные поверхности, складывать, скатывать ткань, завязывать ткань в узелок;
- узнает материалы на ощупь, по звуку;
- строит из кубиков башню;
- наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами;
- играет с конструктивными материалами.
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по инструкционным картам;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги;
- цветной бумаги;
- пластилина.
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно - практические действия» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...
Анализ реализации рабочей программы по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» за I полугодие 2018 – 2019 учебный год
Формирование целенаправленных и произвольных движений с предметами и материалами........
Программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1-4 классы
Программа по коррекционному курсу«Предметно-практические действия»для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1-...
Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 2)
Данная рабочая программа по коррекционному курсу "Предметно-практические действия" разработана на осснове Федерального государтвенного образовательного стандарта образования обучающихс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ «ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ»
Цель коррекционного курса - формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами. Основные задачи реализации содержания курса:Формирование интереса к предметн...
Рабочая программа по коррекционному курсу "Предметно-практические действия"
Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант II...
Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практическая деятельность» 1 дополнительный класс вариант 2
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ«ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ», 1 КЛАСС (ВАРИАНТ 2). Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические де...