Использование игр при обучении и воспитании детей с нарушением интеллекта
консультация

Дети с интеллектуальными особенностями сталкиваются с рядом трудностей в восприятии и усвоении новых знаний. Им сложнее развивать когнитивные способности, строить отношения с окружающим миром и сверстниками. Однако именно игры могут стать мощным инструментом преодоления этих препятствий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игр при обучении и воспитании детей с нарушением интеллекта

Уважаемые родители!

Мы собрались здесь, чтобы обсудить важную тему — использование игр при обучении и воспитании детей с умеренными и тяжелыми формами интеллектуальной недостаточности. Сегодня я постараюсь подробно рассказать, какую роль играют игры в жизни наших особенных малышей и как правильно выбрать и организовать игры, которые принесут максимум пользы.

Почему игры необходимы нашим детям?

Дети с интеллектуальными особенностями сталкиваются с рядом трудностей в восприятии и усвоении новых знаний. Им сложнее развивать когнитивные способности, строить отношения с окружающим миром и сверстниками. Однако именно игры могут стать мощным инструментом преодоления этих препятствий.

Основные преимущества игр

🎯 Повышение мотивации к обучению

Игра — естественный способ познания мира ребенком. Дети любят веселиться, экспериментировать и узнавать новое. Даже самые трудные задания воспринимаются легче, если представить их в форме увлекательного занятия. Ваш ребенок гораздо охотнее займётся счётом предметов, складыванием пазла или изучением форм и цветов, если это делается в игре.

✨ Формирование первичных социальных навыков

Через ролевые игры дети знакомятся с различными жизненными ситуациями и ролями взрослых. Например, разыгрывая сценку похода в магазин или посещение врача, ребенок постепенно усваивает нормы поведения, учится вести себя соответственно ситуации, проявляет уважение к другим людям.

⚙️ Стимулирование мыслительных процессов

Простые дидактические игры помогают развивать память, внимание, пространственное восприятие и мелкую моторику рук. Например, сборка мозаики или сортировка игрушек по цвету и размеру формирует важные элементы мышления: классификацию объектов, осознание причинно-следственных связей.

💃 Физическое развитие и координация движений

Подвижные игры улучшают общую физическую подготовку, способствуют формированию двигательных навыков и улучшению координации тела. Такие игры укрепляют мышцы, развивают ловкость и выносливость.

😊 Улучшение настроения и снижение тревожности

Игровая деятельность приносит массу положительных эмоций. Ребёнок испытывает чувство успеха, радуется достижениям, преодолевает страхи и стрессовые ситуации, становясь более уверенным в себе.

Какие игры полезны для наших детей?

Для правильного выбора игр учитывайте индивидуальные особенности и предпочтения ребенка. Предлагаю обратить внимание на несколько видов игр, полезных для детей с интеллектуальными проблемами:

👵🏻 Ролевые игры

Это одни из самых любимых детских игр, имитирующих бытовые ситуации. Можно предложить ребёнку поиграть в больницу, школу, парикмахерскую или кухню. Подобные игры прекрасно отражают реальную жизнь, позволяя малышу примерить разные социальные роли, познакомиться с профессиями и правилами общения.

🧩 Дидактические игры

Эти игры направлены на развитие конкретных учебных навыков. Например, раскладывание карточек с изображением животных по категориям («дикие-живые», «летают-плавают»), собирание пазлов, составление цепочек действий («сначала одень обувь, потом куртку»). Такие игры обогащают словарный запас, повышают уровень осведомленности о мире.

🔥 Сенсорные игры

Очень полезные для тактильного восприятия и сенсорного опыта. К таким играм относятся игры с песком, водой, тестом, пластилином. Эти игры позволяют расслабиться, снять напряжение, укрепить пальцы рук, улучшить осязательные ощущения.

🤸‍♂️ Подвижные игры

Они отлично подойдут для физической активности и укрепления мышц. Активные движения благоприятствуют общему физическому здоровью, положительно влияют на работу мозга и сердечно-сосудистой системы. Среди подвижных игр популярны прятки, салочки, эстафеты.

Как правильно организовывать игры?

Чтобы игра была действительно эффективной, соблюдайте несколько простых рекомендаций:

  1. Выбирайте игры, соответствующие возрасту и уровню развития ребенка.
  2. Учите ребенка простым правилам игры, добивайтесь их соблюдения.
  3. Старайтесь привлекать к участию других членов семьи, друзей, одноклассников.
  4. Постепенно усложняйте задания, увеличивая продолжительность игры.
  5. Следите за реакцией ребенка, будьте готовы изменить стратегию, если возникают трудности.
  6. Всегда поддерживайте позитивный настрой, хвалите ребенка за каждое достижение.

Заключение

Дорогие родители, помните, что воспитание и обучение наших особых детей требуют большого терпения, любви и заботы. Вместе с вами, нашими помощниками и партнёрами, мы сможем добиться значительных результатов. Пусть ваши малыши растут счастливыми, активными и здоровыми!

Спасибо за внимание и до встречи на следующем занятии!

08.10.2025 г.

Подготовила Пукало Надежда Валентиновна,

тьютор ГОКУ СКШ № 3 г. Тулуна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

В работе описан метод психологических игр общения. Данный вид групповой работы направлен на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формированию установок, необходимых для ...

Роль внеклассной работы в воспитании детей с нарушением интеллекта

Роль внеклассной работы в воспитании детей с нарушением интеллекта ...

Использование системы Монтессори при обучении и воспитании детей с нарушением интеллектуального развития.

Использование системы Монтессори при обучении и воспитании детей с нарушением интеллектуального развития....

Система коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта

В общей педагогике под педагогическими системами понимаетсяцелостное единство всех факторов, способствующих достижениюпоставленных целей развития личности, поведения и деятельностиобучающегося. Каждая...

Родительское собрание на тему духовно-нравственного воспитания детей с нарушениями интеллекта

В данной статье рассматривается роль семьи и школы в нравственном  воспитании умственно отсталых обучающихся 5 класса...

Обучение и воспитание обучающихся с нарушением интеллекта и ТМНР с использованием полифункциональной предметно-развивающей среды

Обучение и воспитание обучающихся с нарушением интеллекта и ТМНР с использованием полифункциональной предметно-развивающей среды...