СИПР 3 для ученика 2 класса
рабочая программа

Вострухова Татьяна Магамедовна

Аннотация к СИПР

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — Вариант 2, а также на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП), одобренной федеральным учебно-методическим объединением.

СИПР предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) — это категория детей, для которых традиционные образовательные подходы оказываются недостаточными. Данный вариант программы применяется, когда ребёнок не может освоить образовательные программы по Варианту 1, и требует индивидуализированного подхода.

Основная цель СИПР — формирование жизненных компетенций, позволяющих ребёнку достигать максимально возможной самостоятельности в повседневной жизни, расширять социальный опыт и включаться в общество. Программа направлена на решение образовательных, коррекционно-развивающих, воспитательных задач и формирование социально-бытовых навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sipr_3_dlya_uchenika_2_klassa.docx136.3 КБ

Предварительный просмотр:

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

ученика 2 класса

С. В.

Срок реализации - 1 год

Ответственный за реализацию программы:

Согласовано:                                                                                                                                                                                                                                   Родители:_________________

2024-2025 учебный год

Структура СИПР

Содержание

Стр.

1.Общие сведения о ребенке 

3

2. Психолого-педагогическая характеристика

4-5

3.  Индивидуальный учебный план

6

4.  Условия реализации потребности в уходе и присмотре

7-8

5.   Содержание образования:

9

5.1. Базовые учебные действия 

9-10

5.2. Содержание учебных предметов

Содержание коррекционных курсов

11-21

5.3. Нравственное развитие

22-23

5.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

23-24

5.5 Внеурочная деятельность

25-27

5.6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР

27

6. Программа сотрудничества с семьей

28

7. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

29

8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

30

Приложение 1  Задания для выполнения во время каникул

31

Приложение 2   Календарно-тематический план. Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация».

32-36


  1. Общие сведения о ребёнке.

1. ФИО ребенка: 

2. Возраст ребенка: 23.02.2014 года рождения (8 лет)

3. Место жительства:

4. Мать:

5. Отец:

6. Год обучения: третий год обучения (2 класс)

7. Группа (особые потребности): 2

Способности к самообслуживанию:2

Способность к передвижению: 2

Способности к общению: 3

Способности к обучению:2

Способности к трудовой деятельности: 2

Способности к контролю за своим поведением: 2

8.Заключение ПМПК: В. имеет особенности в психическом развитии; имеет особенности в физическом развитии; имеет отклонения в поведении; нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. Рекомендовано: АООП НОО для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью. Вариант ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2.

   Состояние ребенка не позволяет определить уровень представлений об окружающем мире. Отсутствие речи затрудняют установление подлинной тяжести интеллектуального недоразвития учащегося, так как контакт с окружающими практически отсутствует или возникает как форма физического обращения к взрослым в ситуациях, когда ребенку требуется помощь в удовлетворении потребности. Особенности развития обучающегося, обусловленные выраженными нарушениями поведения, проявляются в трудностях коммуникации и социального взаимодействия, в которых присутствует мычание, визг, крик и другие проявления деструктивного характера.


2. Психолого-педагогическая характеристика на начало учебного года

  В. посещает образовательную организацию с 20.02.2023 г. Семья мальчика, в составе 6-х человек, проживает в п.  Усть-Енисейского района.  Жилищно– бытовые условия удовлетворительные. Воспитанием занимается папа ребенка, мать лишена родительских прав. Отец мальчика  трудоустроен, связь поддерживается по телефону.

Общее физическое развитие - удовлетворительное. Относится к группе здоровья: нарушение психических функций.

Ученик   обучается по АООП НОО обучающихся с тяжелой умственной отсталостью. Вариант 2 ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Форма обучения – очная.

Все образовательные области представлены соответствующими предметами в соответствии с рекомендациями регионального базисного учебного плана. Базовый компонент учебного плана составлен в соответствии с требованиями учебных программ. Учебно-методическое обеспечение имеется в полном объеме.

1. Особенности моторной сферы. Физически развит, передвигается самостоятельно, мелкая моторика не развита. Ведущая рука - правая. Основные двигательные навыки сформированы, мальчик очень подвижный.

2. Формирование учебного поведения. Учебная мотивация не сформирована: преобладает игровая мотивация. Несформированность всех языковых средств на фоне первичного дефекта.  Занятия с учителем мальчик воспринимает, как смену обстановки, развлечение. Своих задач как школьника не осознаёт. Ребенок дезорганизован и дезадаптирован. Задания выполняет   при помощи учителя по настроению, самостоятельно не работает. Материал усваивает с большим трудом, т.к. он не разговаривает, пишет только по обводке «Рука в руке». Не ориентируется в цветах, частично повторяет действия учителя понимает слова – действия учителя: «положить», «убрать», «рисовать», «играть» и др. Выполняет действия только с помощью учителя, но желание есть не всегда. Если ему не нравится действие, издает звук «У» и уходит, иногда проявляет упрямство, агрессию, понимает слово «Молодец», большую часть учебного времени спокоен. Вова иногда не реагирует на запрет, при этом наблюдается агрессия, крик, плач. Делает попытки играть в паре с учителем.

3. Эмоционально-волевая сфера. Эмоциональная сфера бедная. Выражает радость – улыбается, нежелание – отворачивается, укает, убегает. . любит массажи, поглаживание по голове. Если ему нравится человек, может его погладить по руке, обнимает. Внимание неустойчивое, часто переключается с одного на другое. Работоспособность низкая, самоутомляемость высокая. Не хочет выполнять предложенные задания, для этого приходится часто менять деятельность. Речевая деятельность отсутствует, но речь учителя частично понимает и принимает. Мальчик неусидчив, суетлив, неконтролируем в передвижении. Склонен к бурным эмоциональным проявлениям, агрессивным действиям. Незнакомые ощущения или звуки вызывают страх, двигательное беспокойство. Преобладают отрицательные эмоции. Выражает положительные эмоции, услышав свое имя. В возбужденном эмоциональном состоянии начинает кричать, разбрасывать предметы, которые попадаются ему под руки. Частые перепады настроения, эмоциональные вспышки по незначительному поводу мешают ребенку быть внимательным, организованным.

4. Характеристика познавательной сферы ребенка. Устная речь отсутствует. Произносит непроизвольные неосознанные звуки. Обращенную речь понимает не всегда. Предпочтение отдаётся невербальным средствам коммуникации. Наиболее привлекательны для Вовы занятия с тактильными игрушками и предметами (деревянные вкладыши, гремящие и шуршащие элементы). Любит рассматривать предметные картинки, показывает предмет, который его просят показать. Работоспособность низкая.

5. Состояние знаний ребенка по разделам программы. Пока Вова мало проявляет желания учиться, быстро истощается и устаёт. Уходит во время занятия в игровую комнату, ложится на диван, прячется.

6. Характеристика деятельности. Навыки самообслуживания не сформированы. Самостоятельно ест, пьёт, пользуется ложкой. Испытывает трудности при самостоятельной ориентировке в окружающем: использовании предметов одежды, бытовых предметов, выполнении гигиенических процедур.  Сам одевается и раздевается, в помощи взрослых нуждается, когда не может самостоятельно застегнуться, завязать и развязать шнурки.  Не умеет самостоятельно убирать свои вещи, постель.

7. Способность к общению. Первичный контакт бывает затруднен. Зрительный контакт кратковременный. Требуется мимическое и жестовое подкрепление установление контакта возможно, но ненадолго. Для его поддержания требуется положительная стимуляция (доброжелательная улыбка, знаки одобрения, поглаживание и т. п.  контакт со сверстниками поверхностный, рывкообразный. Испытывает большие трудности во взаимодействии.  Требуется постоянная направляющая, организующая, сопровождающая помощь взрослого.

    Рекомендации:

  • Развитие навыков альтернативной коммуникации 
  • Развитие крупной, артикуляционной и ручной моторики
  • Расширение пассивного словаря, коррекция понимания обращенной речи и стимуляция речи.
  • Формирование предметных действий: лепка, рисование, игры с игрушками.
  • Формирование знаний по окружающему миру, навыков самообслуживания
  • Развитие эмоционально – волевой сферы.

Приоритетным направлением на 2024-2025 учебный год, исходя из возможностей ребёнка, является коррекционно-развивающая работа:

  1. предметно – практические действия;
  2. сенсорное развитие;
  3. двигательное развитие.

Приоритетное содержание обучения и воспитания:

  1. Предметно-практические действия.
  2. Навыки самообслуживания.

Приоритетные учебные предметы:

  • Речь и альтернативная коммуникация.
  • Математические представления.
  • Окружающий природный мир.
  • Изобразительная деятельность

3. Индивидуальный учебный план

Предмет

Учитель класса

Учитель адаптивной физкультуры

Учитель музыки и движения

Педагог-психолог

Учитель - логопед

Учитель - дефектолог

Социальный педагог

Речь и альтернативная коммуникация

3

Математические представления

2

Окружающий природный мир

2

Человек

3

Окружающий социальный мир

1

Музыка и движение  

2

Изобразительная деятельность

3

Адаптивная физкультура

2

Коррекционно-развивающие занятия

2

Всего

Внеурочная деятельность

5

Коррекционные курсы

2

2

2

2

Итого_  часов____29        на       2024 – 2025 учебный год


  1. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.

День недели

8:30 -13:00

13:10-13:30

13:30-16:30

16:35-17:00

17:10-17:50

18:00

Понедельник

Учеба с дополнительными перерывами (щадящий режим)

Присмотр:; тьютор –

Обед

Присмотр: воспитатель- Гигиенические процедуры

Занятия в ГПД

Присмотр воспитатель

Щадящий режим

Полдник

Присмотр воспитатель

С Гигиенические процедуры

Игры по интересам, мероприятия по плану.

Присмотр: воспитатель ГПД –

Передача ребенка вечернему воспитателю

Вторник

Учеба с дополнительными перерывами. Присмотр: учитель  

9:30-10:10 – адаптивная физкультура. Присмотр: учитель адаптивной физкультуры -

Обед

Присмотр: воспитатель-

Гигиенические процедуры

Занятия в ГПД

Присмотр воспитатель

Щадящий режим

Полдник

Присмотр воспитатель

Гигиенические процедуры

Игры по интересам, мероприятия по плану. Присмотр: воспитатель ГПД –

Передача ребенка вечернему воспитателю

Среда

Учеба с дополнительными перерывами. Присмотр: учитель

11:30- 12:10 – музыка и движение. Присмотр: учитель музыки и движения  

Обед

Присмотр: воспитатель-

Гигиенические процедуры

Занятия в ГПД

Присмотр воспитатель

Щадящий режим

Полдник

Присмотр воспитатель

Гигиенические процедуры

Игры по интересам, мероприятия по плану.

Присмотр: воспитатель ГПД –

Передача ребенка вечернему воспитателю

Четверг

Учеба с дополнительными перерывами. Присмотр: учитель

9:30-10:10 – адаптивная физкультура. Присмотр: учитель адаптивной физкультуры

Обед

Присмотр: воспитатель-

Гигиенические процедуры

Занятия в ГПД

Присмотр воспитатель

Щадящий режим

Полдник

Присмотр воспитатель –

Гигиенические процедуры

Игры по интересам, мероприятия по плану. Присмотр: воспитатель ГПД – 

Передача ребенка вечернему воспитателю

Пятница

Учеба с дополнительными перерывами. Присмотр: учитель

11:30- 12:10 – музыка и движение. Присмотр: учитель музыки и движения и тьютор

Обед

Присмотр: воспитатель-

Гигиенические процедуры

Занятия в ГПД

Присмотр воспитатель

Щадящий режим

Полдник

Присмотр воспитатель

Гигиенические процедуры

Игры по интересам, мероприятия по плану. Присмотр: воспитатель ГПД –

Передача ребенка вечернему воспитателю


5.   Содержание образования:

5.1. Базовые учебные действия

Программа формирования базовых учебных действий направлена на формирование готовности к овладению содержанием АООП НОО обучающегося Вариант 2 с ТУО ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и включает следующие задачи:

1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

2. Формирование учебного поведения:  

  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
  • умение выполнять инструкции педагога;
  • использование по назначению учебных материалов;
  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание:

  • в течение определенного периода времени.
  • Принимать помощь учителя и не оказывать сопротивления;
  • С заданными качественными параметрами.

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

Умение обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия доступными средствами коммуникации (включая альтернативные):

  • использовать невербальные и вербальные средства коммуникации в соответствии с общепринятыми нормами коммуникативного поведения;
  • готовность к положительным формам взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • выражение собственных потребностей и желаний доступными средствами

коммуникации в разных ситуациях взаимодействия со знакомыми взрослыми;

  • проявление коммуникативной активности в знакомых ситуациях.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  •  организовывать рабочее место;
  •  принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
  • следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  •  передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения

- поддержание правильной позы во время занятия

- направленность взгляда:

  • на говорящего взрослого

  • на задание

- выполнение инструкций педагога:

  • «Возьми»

  • «Дай»

  • «Сядь»

  • «Встань»

  • «Покажи»

- использование по назначению учебных материалов

- выполнение действия

  • по подражанию

  • по образцу

  • по инструкции

- выполнение задания от начала до конца

- переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Коррекция поведенческих проблем

- коррекция эмоционально-волевой сферы

- коррекция поведения

5.2. Содержание учебных предметов

Содержание коррекционных курсов

Предметная область ФГОС АООП вариант 2 «Язык и речевая практика»

Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация»

Цель: организация речевой среды, побуждение речевой активности на основе прочитанного или элементарного самостоятельного «чтения» (чтение картинок, пиктограмм, букв, слогов, предложений), формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).

Описание возможных результатов обучения:

  • понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;
  • пользоваться средствами альтернативной коммуникации. Взгляд на нужный предмет. Жесты: приветствия, прощания, благодарности, отказа, указательные. Этюды: я ем, пью, слушаю, вижу, радуюсь, плачу, холодно, тепло, хочу, не хочу, идет дождь, идет снег, медведь, кошка, собака;
  • совместно с учителем узнавать предметы по звучанию (барабан, колокольчик, мишка рычит), на ощупь (мяч, кубик, палочка), по описанию (у нееестьколеса,онкатится, онрычит).

Предметная область ФГОС АООП вариант 2 «Математика»

Учебный предмет «Математические представления»

Цель: Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.

Описание возможных результатов обучения:

  • осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с педагогом, по подражанию, по образцу)

  • понимать названия используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых действий с ними;

  • выделять признаки цвета (красный и желтый, зеленый, синий);

  • формы (шар, кубик)), величины в предметах по подражанию действиям взрослого (задания типа «Найди такой же…»), по образу;

  • выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образу действиям взрослого;

  • перемещать различные предметы вперед и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции;

  • умение различать части суток: утро (светло), ночь (темно).

Предметная область ФГОС АООП вариант 2 «Окружающий мир»

Учебный предмет «Окружающий природный ми»

Цель: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой.

Описание возможных результатов обучения:

  • понимания эмоционального состояния других людей;
  •  понимания языка эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.)                         
  • интерес к живой и неживой природе;
  • элементарные представления о течении времени: умение различать части суток, смена событий дня.

Предметная область ФГОС АООП вариант 2 «Окружающий мир»

Учебный предмет «Человек»

Цель: формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания

Описание возможных результатов обучения:

  • соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;

  • умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.;

  • умение сообщать о своих потребностях и желаниях.

  • умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому;

  • умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).

Предметная область ФГОС АООП вариант 2 «Окружающий мир»

Учебный предмет «Окружающий социальный мир»

Цель: формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения

Описание возможных результатов обучения:

  • формирование представления о школе, правилах поведения ученика на уроке.
  • представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.

Предметная область ФГОС АООП вариант 2 «Искусство»

Учебный предмет «Изобразительная деятельность»

Цель: формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.

Описание возможных результатов обучения:

  • умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация);
  • умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности;
  • умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.

Предметная область ФГОС АООП вариант 2 «Искусство»

Учебный предмет «Музыка и движение»

Цель: развитие эмоциональной и двигательной отзывчивости на музыку

Описание возможных результатов обучения:

  • умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности.

Физическая культура

Предметная область ФГОС АООП вариант 2 «Физическая культура»

Учебный предмет «Адаптивная физкультура»

Цель: Повышение двигательной активности обучающегося и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.

Описание возможных результатов обучения:

  • формирование умения выполнять общеразвивающие упражнения по подражанию, совместно со взрослым;
  • формирование действий с мячом доступными способами с помощью взрослого;
  • умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.

Предметная область ФГОС АООП вариант 2

Учебный предмет «Коррекционно-развивающие занятия»

Цель: Обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.Формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

В коррекционно-развивающие занятии включены основные направления:

  1. Совершенствование движений сенсорной деятельности
    • Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; 
    • Развитие артикуляционной моторики; 
    • Развитие ритма
  2.  Расширение и обогащение словаря. 

Описание возможных результатов обучения:

  • понимание обращенной речи, учебных инструкций;
  • подготовка ребенка к нахождению и обучению на занятии, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию со взрослым;
  • направленность взгляда (на лице говорящего взрослого, на задание);
  • умение выполнять инструкции педагога по подражанию;
  • использование по назначению доступных учебных предметов;
  • умение выполнять совместные действия, действия по подражанию, доступные для ребенка имитационные действия.

Содержание

На начало 2 полугодия

На конец 2 полугодия

Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация

Развитие речи средством вербальной и  невербальной  коммуникации

овладение доступными средствами коммуникации и общения вербальными и невербальными.

-умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя

невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил

коммуникации;

- умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом

развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего

мира, личным опытом ребенка.

 понимание имен:

- называние своего имени

-учащихся класса

- педагогов класса

правильно произносить за учителем слова, состоящие из одного и двух звуков;

называть слова по предметным картинкам

- понимание названий действий

- понимание простых нераспространенных предложений

(Девочка сидит. Он спит и др.)

Чтение и письмо

обводить карандашом простейшие фигуры по трафаретам, закрашивать и штриховать их;

- рисовать прямые линии и несложные предметы

Математические представления

Знание основных цветов. Уметь различать предметы по цвету.

Представления о величине

- различение и группировка предметов по величине

  • большой-маленький
  • длинный-короткий

  • широкий-узкий

  • раскрашивание, штриховка, обводка  по опорным точкам изображений различной величины.

Представления о форме

  • круг

  • квадрат

  • соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами

  • раскрашивание, штриховка, обводка  по опорным точкам  геометрических  фигур

Количественные представления

- нахождение одинаковых объектов:

  • предметов, изображений

- различение множеств

  • один, много, пусто

Пространственные представления

- составление упорядоченного ряда из однородных предметов

- составление предмета (изображения):

  • из 2-х частей

  • из 3-х частей

Окружающий природный мир

Имеет представления об объектах живой, неживой природы

Растительный мир

-имеет представления о  растительном мире

частей растений ( лист, цветок)

- различение и называние отдельных фруктов:

  • яблоко

  • лимон

- различение и называние отдельных овощей:

  • огурец

  • помидор

Животный мир

- различение  и называние  диких  животных

  • заяц

  • волк

  • медведь

- различение  и называние  домашних животных:

  • кошка
  • собака
  • корова

Временные представления.

-узнавание (различение) частей суток:

  • день

  • ночь

-узнавание (различение) времён года по характерным признакам:

  • весна

  • лето

  • осень

  • зима

Человек

Самообслуживание

Прием пищи

- еда ложкой

Обращение с одеждой и обувью

Раздевание

- снятие отдельных предметов одежды:

  • свитер

  • футболка

- расстегивание:

  • молнии

  • кнопок

Одевание

- застегивание:

  • липучек

  • кнопок

  • пуговиц

  • молнии

- надевание предмета одежды:

  • шапка

  • свитер

  • футболка

Туалет

- сообщение о желании сходить в туалет

- пользование туалетной бумагой

Гигиена тела

Уход за волосами

- расчесывание волос

Представление о себе

- различение частей тела:

  • рука

  • нога

  • туловище

  • живот

  • голова

  • шея

  • волосы

  • уши

- различение частей лица:

  • нос

  • рот

  • глаза

  • брови

  • зубы

  • язык

Окружающий  социальный мир

- Узнавание социальных объектов

  • Дом

  • Школа

  • Магазин

  • Город

- Правила поведения в общественных местах

  • Школа

  • Библиотека, кинотеатр, музей

  • Транспорт

  • Магазин

- Выполнение режима дня

  • Вставай

  • Ложись

  • Ешь

  • Пей

  • Одевайся

  • Гулять

  • Играть

-Узнавание школьных принадлежностей

  • Портфель

  • Тетрадь

  • Ручка

  • Краски

  • Карандаши

  • Ножницы

  • Книга

- Выполнение простейших поручений

  • Смотри в окно

  • Неси книгу, (одежду, предмет …)

  • Пошли в туалет

  • Держись за руку

  • Окрой дверь

Музыка и движение

Движение под музыку

- выполнение отдельных танцевальных движений под музыку:

  • топанье

  • хлопанье

  • покачивание с одной ноги на другую

  • прыганье

  • кружение

  • приседание

- выполнение под музыку действий с предметами (платок, кукла, погремушка)

- соблюдение последовательности простейших танцевальных движений

- ведение хоровода

Изобразительная деятельность

Рисование

Приемы работы с карандашом и кистью

- соблюдение последовательности действий при работе с красками:

  • опускание кисти в баночку с водой

  • снятие лишней воды с кисти

  • опускание ворса кисти в краску

  • снятие лишней краски о край баночки

  • рисование на листе бумаги

  • опускание кисти в воду и т.д.

Рисование основных элементов

- рисование точек

- соединение точек

- рисование линий

  • вертикальных

  • горизонтальных

Предметное рисование

- рисование контура предмета:

  • по контурным линиям

  • по опорным точкам

Выполнение работы в контуре

- закрашивание внутри контура

Коррекционно-развивающие занятия

Лепка

Подготовка материала к работе

- разминание материала

Деление на части

- отрывание куска материала от целого куска

- откручивание куска материала от целого куска

Придание формы

- катание шарика

- катание колбаски

Видоизменение формы

- сгибание колбаски в кольцо

Аппликация

Работа с бумагой

- сминание бумаги

- разрывание бумаги

Работа с клеем

- намазывание всей поверхности клеем

Составление аппликации

- сборка изображения объекта из нескольких деталей

Адаптивная физическая культура

Физическая подготовка

Общеразвивающие упражнения

- вдох и выдох через рот

- вдох и выдох через нос

- сжимание и разжимание кистей рук

- одновременное сгибание в кулак пальцев на одной руке, разгибание на другой

- круговые движения кистью

- движения руками в разных направлениях в положении «стоя»

- круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам»

- наклоны головы вперед, назад, в стороны, повороты и круговые движения.

- наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук и в положении «руки на затылок», вверх, в стороны.

- наклоны туловища вперед, назад, в стороны

- полуприсед

- поднимание на носках в положении «стоя»

  • ходьба по гимнастической скамейке

- прыжки на двух ногах:

  • на месте

  • с продвижением вперед

- броски мяча двумя руками:

  • вверх

  • о пол

- ловля мяча двумя руками

5.3. Нравственное развитие

Доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых невербальных форм общения; доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.).

Умение выражать свои желания, умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий; умение предвидеть последствия своих действий, понимать, насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей; контроль своих эмоций и поведения.

Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге.

Ученик пока не способен к сопереживанию, проявлять соучастие и сочувствие. Он нуждается в прямой демонстрации спокойным реакциям, проявлениям терпения и уважения к сверстнику, независимо от его поведения и уважения взрослых.  

  Программа выполняется в семье, а также в рамках внеурочной деятельности.  Основным и организационными формами внеурочной деятельности, через которые реализуется содержание программы, являются: экскурсии, праздники, походы и др.

Содержание

Наблюдения

Наблюдения

  • Доброжелательное отношение к окружающим;
  • умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных;
  • доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.).

На начало 2 полугодия 

На конец учебного года.

  • Умение выражать свои желания, делая выбор;
  • умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий;
  • умение предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей;
  • контроль своих эмоций и поведения.

На начало 2 полугодия.

На конец учебного года.

  • Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге.

На начало2 полугодия .Частично понимает результаты своих действий

На конец учебного года.

  • Ориентация в религиозных ценностях с учетом желания и вероисповедания обучающегося и его семьи.

На начало 2 полугодия. Не соблюдает правила в совместной деятельности в общении в игре.

На конец учебного года.

5.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни нацелена на развитие стремления у обучающихся с умеренной умственной отсталостью, с ТМНР вести здоровый образ жизни и бережно относится к природе.  Программа направлена на решение следующих задач:

  • формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
  • формирование осознанного отношения к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня;
  • формирование умений безопасного поведения в окружающей среде, простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.  

Содержание

Наблюдения

Наблюдения

Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня.

На начало 2 полугодия. Отсутствует осознанное отношение к собственному здоровью. Режим дня соблюдает при помощи взрослых

На конец учебного года.

Интерес и бережное отношение к природе;

соблюдение правил поведения в природе.

На начало 2 полугодия. Отсутствует осознанное понятие и отношение к природе.

На конец учебного года.

Безопасное поведение в окружающей среде;

умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

На начало 2 полугодия. Не сформировано безопасное поведение в окружающей среде. Нуждается  в контроле и  сопровождении взрослых.

На конец учебного года.

5.5. Внеурочная деятельность

Программа по внеурочной деятельности ведется по пяти направлениям:

  1. Духовно – нравственное направление «Разговоры о важном»

Цель: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.

Программа направлена на решение следующих задач:

  • воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное  и патриотическое воспитание на основе  национальных ценностей;
  • совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;
  • повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России;
  • развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности;
  • формирование культуры поведения в информационной среде.

  1. Социальное направление «Домовёнок»

Цель:

  • расширение и углубление знаний, умений в области самообслуживания;
  • пробуждение желания быть опрятным, регулярно выполнять гигиенические процедуры;
  • формирование общей культуры обучающегося;
  • воспитание адаптированного ребенка в классном коллективе и в школе.

Программа направлена на решение следующих задач:

  • Расширение представления о социальном устройстве жизни;
  • Приобщение к общечеловеческим социо-культурным ценностям;
  • Развитие творческой активности;

  1. Общекультурное направление «Занимательная ритмика»

Цель: формирование коммуникативных навыков посредством слова, музыки, движения.

Программа направлена на решение следующих задач:

  • Развитие коммуникативной и речевой активности;
  • Развитие речевой моторики (артикуляционной и мимической), физиологического и фонационного дыхания, мелодико-интонационных и просодических компонентов речи;
  • Расширение и активизация словарного запаса;
  • Развитие общей и мелкой моторики, кинестетических ощущений, пространственной организации движений, пантомимики,
  • Выразительности движений, переключаемости и координации движений.

  1. Общеинтеллектуальное направление «Развивай –ка»

Цель: развитие познавательных способностей учащегося на основе системы развивающих занятий

Программа направлена на решение следующих задач:

  • Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, мышления, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников.

  1. Спортивно – оздоровительное направление «Я познаю себя»

Цель: осознание своего тела.

Программа направлена на решение следующих задач:

  • развитие восприятия собственного тела, своих движений;
  • развитие восприятия и осознание границ собственного тела;
  • развитие восприятия положения тела в пространстве и сохранение равновесия;
  • развитие восприятия и различение отдельных частей тела и их функций;
  • адекватное реагирование на воздействия;
  • развитие чувствительности к колебаниям воздуха, вызываемым движущимся или звучащим объектом;
  • развитие равновесия тела в состоянии покоя и при движении;
  • формирование умения взаимодействовать с взрослым, выполняющим стимуляцию;
  • стимулирование двигательной активности;
  • подготовка к выполнению простых движений и действий;
  • формирование умения выполнять движения разными частями тела;
  • развитие собственной активности (реакции на окружающий мир);
  • формирование умения использовать имеющиеся двигательные возможности.

Название мероприятия

Сроки проведения

Планируемая деятельность ребенка в мероприятии

Участие ребенка в мероприятии

«1 сентября – День Знаний»

1 сентября

присутствие на торжественной линейке

«Праздник Осени»

ноябрь

Подготовка к празднику: участие в беседе о празднике, аппликации на тему «Осень»

Праздник «День матери»

ноябрь

Подготовка к празднику: участие в беседе о празднике, изготовление поздравительной открытки с помощью учителя,

родителей

Праздник  » к Международному дню инвалидов

декабрь

Изготовление открытки: участие в беседе.

Праздник

«Новый год»

декабрь

Подготовка к мероприятию: выбор новогоднего костюма с родителями, изготовление открыток с помощью учителя, родителей. Участие в украшении новогодней елки дома.

Участие в новогоднем празднике в качестве зрителя.

Праздник «Хейро»

Январь - февраль

Участие в мероприятии в качестве зрителя в сопровождении мамы.

«Масленичная неделя»

март

Подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника.

Присутствие на празднике в качестве зрителя в сопровождении мамы.

Праздник, посвященный международному женскому дню «Для милой мамочки!»

март

Подготовка к мероприятию: изготовление поздравительной открытки с помощью учителя, родителей.  Присутствие на празднике в качестве зрителя в сопровождении мамы.

Праздник «День победы»

май

Изготовление сувенира к празднику с помощь учителя,   родителей. Присутствие на празднике в качестве зрителя в сопровождении мамы.

Последний учебный день

май

Присутствие на торжественной линейке

Спортивные соревнования

сентябрь-май

Присутствие на мероприятии

Игра

сентябрь-май

Коммуникативные игры (пальчиковые игры, массаж), настольные дидактические игры, сенсорные игры, игры с мячом

Прогулки на улице

сентябрь-май

Прогулка в парк, подвижные игры.

Классные часы

сентябрь-май

Участие в классных делах детского коллектива

5.6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР

Специалисты

Ф.И.О.

Роспись

Классный руководитель

Иванова В.С.

Учитель адаптивной физкультуры

Егорова К.А.

Учитель-логопед,  

Максименко Л. В.

Педагог -психолог,

Бурмистрова Е. В.

Учитель -дефектолог

Вострухова Т.М.

Учитель музыки и движения

Володина Т.В.

Родитель

Шевченко О. Г.

6. Программа сотрудничества с семьей обучающегося

Задачи

Мероприятия

Отчет о проведении

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

  • индивидуальные консультации со специалистами;
  • встреча со специалистами школы

Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации

  • участие в разработке СИПР;

Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения

  • информирование электронными средствами и разговорами по телефону;
  • личные встречи, беседы;

Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях

  • посещение внеурочных классных и общешкольных мероприятий;
  • привлечение к подготовке, а также участие в мероприятиях класса и школы:
  • Праздник «Подарок для друга»;
  • «Новогодний утренник»;
  • Масленичная неделя;
  • «День Победы».
  • подготовка и участие в классных чаепитиях, посвященных окончанию четвертей и учебного года.

7. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

  • Предметы для нанизывания на шнур, нить (бусины, пуговицы), мелкая мозаика, баночки разной величины с крышками, тренажеры с молниями, пуговицами, шнурками, кнопками, ремнями.
  • Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии», «Музыкальные инструменты».
  • Набор пиктограмм;
  • конструктор «Лего», вкладыши по форме и величине, геометрическое и цветовое домино, геометрическое лото, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей.
  • Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши треугольного сечения, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки.
  • Гимнастические мячи большого и среднего размера, маты, кегли, теннисные мячи, футбольный мяч, баскетбольный мяч, шариковый бассейн, подвесные качели.
  • Музыкальные инструменты (маракас, бубен, бубенцы, барабан, палочки, пианино, гитара, флейта), музыкальный центр, аудиозаписи.
  • Компьютер, проектор, презентации, видеозаписи, экран для проектора.


8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг результатов обучения проводится один раз в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР:

  • «выполняет действие самостоятельно»;
  • «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной;
  • «выполняет действие по образцу»;
  • «выполняет действие с частичной физической помощью»;
  • «выполняет действие со значительной физической помощью»;
  • «действие не выполняет».

        Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

Кроме того, программа может иметь приложение, включающее задания и рекомендации для их выполнения ребёнком в домашних условиях.

Вследствие системных нарушений развития обучающихся, им показан индивидуальный уровень итогового результата общего образования. 

Условные обозначения

Уровни освоения (выполнения) действий / операций

1. Пассивное участие / соучастие.

- действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним).

_

2. Активное участие.

действие выполняется ребёнком:

- со значительной помощью взрослого

дд

- с частичной помощью взрослого

д

- по последовательной инструкции (изображения или вербально)

ди

- по подражанию или по образцу

до

- самостоятельно с ошибками

сш

- самостоятельно

с

Сформированность представлений

1. Представление отсутствует

-

2. Не выявить наличие представлений

?

3. Представление на уровне:

- использования по прямой подсказке

пп

- использование с косвенной подсказкой (изображение)

п

- самостоятельное использование

+

Приложение 1.  

Задания для выполнения во время каникул

Осенние каникулы

(26.10 – 04.11)

Зимние каникулы

(29.12-08.01)

Весенние каникулы

(22.03 – 30.03)

Летние каникулы

(28.05- 31.08)

- Культура общения. Речевой этикет (беседа)

- Правила управления своими эмоциями (беседа, ролевые игры)

- Просмотр познавательных мультфильмов «Фиксики»

- Ежедневные прогулки на свежем воздухе по погоде в сопровождении со взрослым

- соблюдение режима дня

- Просмотр познавательных мультфильмов «Смешарики» (для мотивации к учебе и борьбы с ленью)

-  Ежедневные прогулки на свежем воздухе по погоде в сопровождении со взрослым

- Общие правила поведения: не разговаривать с посторонними, не играть в темных местах.

- Посещение новогодних утренников: ТДНТ, краеведческий музей, ГЦНТ

- игры на развитие мелкой моторики, внимания, мышления, памяти

- соблюдение режима дня

- Ролевая игра «Мы пришли домой» (повторение вежливых слов)

- Дидактическая игра «Дай мне» (на примере игрушек), проговаривание с ребенком названия игрушек.

- Просмотр познавательных и образовательных мультфильмов

-  Ежедневные прогулки на свежем воздухе по погоде в сопровождении взрослого.

- соблюдение режима дня

- Правила поведения на дороге

- Правила поведения на природе

- Правила поведения на воде

- Рисование (альбом, краски (гуашь), кисточки, стаканчик, карандаш, ластик)

- Лепка из пластилина

- Поделки из картона и цветной бумаги

- Пальчиковая гимнастика

- Просмотр познавательных и образовательных мультфильмов

- Прогулки на свежем воздухе и подвижные игры под присмотром.

- Соблюдение режима дня.

Во время каникул родителям обучающегося предлагается проводить занятия по образовательным интернет-ресурсам, специально разработанным для детей с особенностями развития:

  1. Сайт «Особое детство» http://www.osoboedetstvo.ru
  2. Портал «Солнышко» - развивающие игры, раскраски, поделки, конкурсы. http://www.solnet.ee/
  3. «Наши детки» www.ourkids.ru 


Приложение 2.

Календарно-тематический план. Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация»

№ п\п

Темы занятий

Цель и задачи

Материалы

и оборудование

Количество часов

Дата

1 четверть -16 часов

1-4

Обследование понимания обращенной речи.

Обследование коммуникативных навыков.

 

Диагностика коммуникативного развития, обследование психомоторного развития (мелкая моторика рук, общая координация движений, мимика).

Логопедические альбомы, наглядно-дидактические пособия, дидактические игры.

4

Тема раздела 1. «Ребёнок и семья»

5

Повторение жестов и символов «Дом, мама, папа»  

Цель: Учить овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации.

Задачи:         

1.Учить использовать доступные жесты для передачи сообщений.

2. Учить соотносить жест со словом.

3.Развивать понимание ситуативной и бытовой речи.

4.Формировать первичные коммуникативные навыки.

Символы, рисунки, фотографии, технические средства обучения (презентации), дидактические игры.

10

6

Повторение жестов и символов «Брат, сестра, бабушка»

7

Жест и символ «Дедушка»

8

Жест и символ «Мужчина/Дядя»

9

Жест и символ «Женщина/Тётя»

10

Жест и символ «Мальчик»

11

Жест и символ «Девочка»

12

Жест и символ «Малыш»

13-14

Сюжетно-ролевые игры «Моя семья»

Тема раздела 2. «Ребёнок и домашние животные»

15

Жест и символ «Кошка»

Цель:         Учить овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации.

Задачи:

1. Учить использовать доступные жесты для передачи сообщений.

2. Учить соотносить жест со словом.

3.Развивать понимание ситуативной и бытовой речи.

4.Формировать первичные коммуникативные навыки.

Символы, рисунки, технические средства обучения (презентации), дидактические игры.

2

16

Жест и символ «Собака»

2 четверть – 16 часов

Тема раздела 3. «Ребёнок и его игрушки»         

1-2

Повторение         жестов         и

символов «Кукла, кубики, мяч»

Цель:         Учить овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации.

Задачи:

  1. Учить использовать доступные жесты для передачи сообщений.

2. Учить соотносить жест со словом.

3.Развивать понимание

ситуативной         и бытовой речи.

4.Формировать первичные коммуникативные навыки.

Символы, рисунки, игрушки, технические средства обучения (презентации), дидактические игры.

3

3

Игры с предметами

Тема раздела 4. «Еда и продукты питания»

4

Жест и символ «Хлеб»

Цель:         Учить овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации.

Задачи:

1. Учить использовать доступные жесты для передачи сообщений.

2. Учить соотносить жест со словом.

3.Развивать понимание ситуативной и бытовой речи.

4.Формировать первичные коммуникативные навыки.

Символы, рисунки, технические средства обучения (презентации), дидактические

8

5

Жест и символ «Суп»

6

Жест и символ «Яблоко»

7

Жест и символ «Макароны»

8

Жест и символ «Пирог»

9

Жест и символ «Молоко»

10

Жест и символ «Чай»

11

Сюжетно-ролевая игра «Накрываем на стол»

Тема раздела 5. «Привычное окружение»         

12

Жест и символ «Дверь»

        Цель:         Учить

овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации. Задачи:

1. Учить использовать

доступные жесты для передачи сообщений.

2. Учить соотносить жест со словом.

3.Развивать понимание ситуативной         и бытовой речи.

4. Формировать первичные коммуникативные навыки.

Символы, рисунки, технические средства обучения (презентации), дидактические игры.

5

13

Жест и символ «Окно»

14

Жест и символ «Телевизор»

15

Жест и символ «Свет/Лампа»

16

Жест и символам «Телефон», «Звонить (по телефону)»

3  четверть- 19 часов

Тема раздела 6. «Еда и продукты питания»         

1

Жест и символ «Каша»

        Цель:         Учить овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации. Задачи:

1. Учить использовать доступные жесты для передачи сообщений.

2. Учить соотносить жест со словом.

3.Развивать понимание ситуативной         и бытовой речи.

4. Формировать первичные коммуникативные навыки.

Символы, рисунки, технические средства обучения (презентации), дидактические игры.

7

2

Жест и символ «Банан»

3

Жест и символ «Картошка»

4

Жест и символ «Йогурт»

5

Жест и символ «Яйцо»

6

Жест и символ «Сок»

7

Сюжетно-ролевая игра «Накрываем на стол»

Тема раздела 7. «В столовой»         

8

Жест и символ «Тарелка»

        Цель:         Учить

овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации. Задачи:

1.         Учить использовать

доступные жесты для передачи сообщений.

2. Учить соотносить жест со словом.

3.Развивать понимание

ситуативной         и бытовой речи.

4.         Формировать первичные коммуникативные навыки.

Символы, рисунки, технические средства обучения (презентации), дидактические игры.

9

Жестом и символ «Ложка»

10

Жест и символ «Вилка»

11

Жест и символ «Чашка»

12

Жест и символ «Нож»

13

Жест и символ «Резать (ножом)»

14

Сюжетно-ролевая игра «Накрываем на стол»

Тема раздела 8. «Привычное окружение»         

15

Жест и символ «Птица»

        Цель:         Учить

овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации. Задачи:

  1. Учить использовать доступные жесты для передачи сообщений.

2. Учить соотносить жест со словом.

3.Развивать понимание

ситуативной         и бытовой речи.

4.         Формировать первичные коммуникативные навыки.

Символы, рисунки, технические средства обучения (презентации), дидактические игры.

16

Жест и символ «Дерево»

17

Жест и символ «Цветок»

18

Повторение жестов и символов «Собака», «Кошка»

19

Сюжетно-ролевые игры

4 четверть-16 часов

Тема раздела 9. «В школе»         

1

Жест и символ «Книга»

        Цель:         Учить

овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации. Задачи:

1.         Учить использовать

доступные жесты для передачи сообщений.

2. Учить соотносить жест со словом.

3.Развивать понимание

        ситуативной         и

бытовой речи.

4.         Формировать первичные коммуникативные навыки.

Символы, рисунки, технические средства обучения (презентации), дидактические игры.

2

Жест и символ «Где?»

3

Жест и символ «Что?»

4

Жест и символ «Здесь»

5

Жест и символ «Там»

6

Жест и символ «И (союз)»

Тема раздела 10. «Свойства объектов»         

Жест и символ «Тёплый»

Цель:         Учить овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации. Задачи:

1. Учить использовать доступные жесты для передачи сообщений.

2. Учить соотносить жест со словом.

3.Развивать понимание ситуативной и бытовой речи.

4. Формировать первичные коммуникативные навыки.

Символы, рисунки, технические средства обучения (презентации), дидактические игры.

6

8

Жест и символом «Горячий»

9

Жест и символ «Холодный»

10

Жест  и символ «Чистый»  

11

Жест и символ «Грязный»

12

Сюжетно-ролевая игра

13 -16

Повторение пройденного. Диагностика.

Цель:         Провести итоговую диагностику.

Логопедические альбомы, наглядно-

дидактические пособия, дидактические игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) обучающегося 2 класса

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной...

СИПР для 2 класса (3 год обучения) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2

СИПР составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2 (ФГОС с УО Приказ № 1599, ва...

СИПР для 3 класса (4 год обучения)обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2

СИПР составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2 (ФГОС с УО Приказ № 1599, ва...

Мониторинг речевого развития обучающихся осваивающих СИПР. 2, 4 класс

Мониторинг речевого развития обучающихся с умственной отсталостью осваивающих СИПР составлен для прослеживания результатов работы по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация"....

СИПР на ученика 1 Б класса

Сипр на ученика коррекционной школы 8 вида...

СИПР на ученика 1 Б класса

сипр на ученика коррекционной школы 8 вида...