Богатство русского языка
презентация к уроку
Цель презентации в закреплении полученных знаний обучающимися с нарушениями слуха.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Русский язык – один из богатейших языков мира. В чём богатство русского языка?
Язык – средство передачи мыслей, знаний, чувств. С помощью языка люди общаются между собой, передают накопленный опыт. О богатстве русского языка свидетельствует его словарный запас. Словарь русского языка складывался на протяжении многих столетий. Словарь церковнославянского и русского языка 1847 год-115 тыс. слов Словарь живого великого рус c кого языка В.И. Даля (1863-1866гг.) включает более 200 000 слов и 30 000 пословиц, поговорок, загадок и присловий. C ловарь современного русского литературного языка включает (1948-1965гг.) 150000 тысяч слов. Определить с максимальной точностью количество слов в современном русском языке невозможно, так как он постоянно обновляется и обогащается .
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» И.С. Тургенев
«Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.» А.И. Куприн
Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации" от 01.06.2005 N 53-ФЗ (действующая редакция, 2016)
Что такое лексика? Ле́ксика — словарный состав языка, совокупность слов того или иного языка, части языка. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания о каких-либо объектах, явлениях. Изучением лексики занимается наука лексикология . Каждое слово имеет своё лексическое значение.
Лексическое значение слова – это то, что обозначает слово . Ельник – лес, состоящий из елей. Багровый – густо-красный цвет. Снег - форма атмосферных осадков, состоящая из мелких кристаллов льда. Стол - предмет мебели в виде широкой горизонтальной доски на высоких опорах, ножках. Человек - живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.
Однозначные и многозначные слова Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными. Слова, имеющие несколько лексических значений называются многозначными.
Однозначные слова
Многозначные слова КОСА Сельскохозяйственный инструмент Причёска Край берега
Многозначные слова Ключ-родник Ключ- инструмент Ключ для замка КЛЮЧ
Многозначные слова Игла Игла как часть шприца Игла хвойная (лист дерева) Игла – «одежда» ёжика Игла швейная
Омонимы Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.
кран водопроводный кран подъёмный кленовый лист тетрадный лист
Слова синонимы Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются звучанием и написанием.
Поберите синонимы к слову Бежать – Тревожный – Бросать – Еда – мчаться пища швырять нестись кидать беспокойный
Слова антонимы Слова одной и той же части речи с противоположенным лексическим значением. Например: жара – холод; утро – вечер.
Подбери к слову антоним Горячий – холодный; потолок – пол; короткий – длинный; здоровый – больной; начало– конец; добро – зло; смеяться – плакать; говорить – молчать.
Фразеологизмы – это средства выразительности языка , они делают нашу речь эмоциональной выразительной и яркой. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом. На краю света – далеко; намылить шею – проучить; зарубить на носу – запомнить: как в воду глядеть – предвидеть .
Фразеологизмы У маленького Паши Ботинки просят каши Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь. О них обычно говорят: Водой не разольешь Ежата – детки хоть куда! И что же тут дивиться? Ведь мама держит их всегда В ежовых рукавицах. Как много принято у змей, Кусают за ногу гадюки. А потому при встрече с ней Берите, дети, ноги в руки. Ботинки проят каши - . Водой не разольешь – крепкая дружба. Держать в ежовых рукавицах – воспитывать строго. Брать ноги в руки – быстро убегать.
Водить за нос – обманывать. Сесть в калошу – оказаться в нелепой ситуации.
Писать как курица лапой – Бить баклуши– писать плохо, некрасиво. бездельничать, ничего не делать.
Устаревшие слова Историзмы – слова, обозначающие названия таких предметов и явлений, которые перестали существовать в результате развития общества. Архаизмы – слова, вышедшие из употребления вследствие замены их новыми словами.
Историзмы Треуголка Кокошник Кафтан Забрало Камзол Армяк
Барин Боярин Царь Фонарщик Бурлаки Офеня – бродячий торговец
Чело уста очи выя долонь ланита десница шуйца перст рамена Архаизмы
Заимственные слова
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». И.С. Тургенев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

круглый стол на тему Лучше не договорить, чем переговорить (о богатстве русского языка)
открытое занятие , посвящённое богатству русской речи и "засорённости" русского языка...

Методическая разработка урока для работы в классе с инофонами: "ЯЗЫК И ЧЕЛОВЕК. БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА. Вводный урок, 6 кл."
Методическая разработка вводного урока для работы в классе с инофонами. (6 класс) Задания для инофонов отмечены знаком *. Пример педагогической работы, направленной на интеграцию инофонов в русскую со...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"
Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка" предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....
Урок русского языка в 6 классе "Богатство русского языка".
Творческая мастерская. Урок русского языка в 6 классе. Тема: Богатство русского языка....

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"
Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса. Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи пок...

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" по УМК В.В. Бабайцевой
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" разработана в соответствии с требованиями ФГОС.Тип урока - повторение.Цели урока:-дать предс...

План-конспект урока в 5 классе на тему: "Роль родного языка в жизни человека. Красота и богатство русского языка"
Данная тема является вводной в изучении курса русского языка в 5 классе. Она обусловлена необходимостью показать учащимся роль родного языка в жизни человека, красоту и богатство русского языка, его с...
