Богатство русского языка
презентация к уроку

Вечерова Елена Юрьевна

Цель презентации в закреплении полученных знаний обучающимися с нарушениями слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogatsvo_russkogo_yazyka.pptx1.73 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Богатство русского языка» «Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта». М.А. Шолохов

Слайд 2

Русский язык – один из богатейших языков мира. В чём богатство русского языка?

Слайд 3

Язык – средство передачи мыслей, знаний, чувств. С помощью языка люди общаются между собой, передают накопленный опыт. О богатстве русского языка свидетельствует его словарный запас. Словарь русского языка складывался на протяжении многих столетий. Словарь церковнославянского и русского языка 1847 год-115 тыс. слов Словарь живого великого рус c кого языка В.И. Даля (1863-1866гг.) включает более 200 000 слов и 30 000 пословиц, поговорок, загадок и присловий. C ловарь современного русского литературного языка включает (1948-1965гг.) 150000 тысяч слов. Определить с максимальной точностью количество слов в современном русском языке невозможно, так как он постоянно обновляется и обогащается .

Слайд 4

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» И.С. Тургенев

Слайд 5

«Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.» А.И. Куприн

Слайд 6

Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации" от 01.06.2005 N 53-ФЗ (действующая редакция, 2016)

Слайд 7

Что такое лексика? Ле́ксика — словарный состав языка, совокупность слов того или иного языка, части языка. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания о каких-либо объектах, явлениях. Изучением лексики занимается наука лексикология . Каждое слово имеет своё лексическое значение.

Слайд 8

Лексическое значение слова – это то, что обозначает слово . Ельник – лес, состоящий из елей. Багровый – густо-красный цвет. Снег - форма атмосферных осадков, состоящая из мелких кристаллов льда. Стол - предмет мебели в виде широкой горизонтальной доски на высоких опорах, ножках. Человек - живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.

Слайд 9

Однозначные и многозначные слова Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными. Слова, имеющие несколько лексических значений называются многозначными.

Слайд 10

Однозначные слова

Слайд 11

Многозначные слова КОСА Сельскохозяйственный инструмент Причёска Край берега

Слайд 12

Многозначные слова Ключ-родник Ключ- инструмент Ключ для замка КЛЮЧ

Слайд 13

Многозначные слова Игла Игла как часть шприца Игла хвойная (лист дерева) Игла – «одежда» ёжика Игла швейная

Слайд 14

Омонимы Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

Слайд 15

кран водопроводный кран подъёмный кленовый лист тетрадный лист

Слайд 16

Слова синонимы Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются звучанием и написанием.

Слайд 17

Поберите синонимы к слову Бежать – Тревожный – Бросать – Еда – мчаться пища швырять нестись кидать беспокойный

Слайд 18

Слова антонимы Слова одной и той же части речи с противоположенным лексическим значением. Например: жара – холод; утро – вечер.

Слайд 19

Подбери к слову антоним Горячий – холодный; потолок – пол; короткий – длинный; здоровый – больной; начало– конец; добро – зло; смеяться – плакать; говорить – молчать.

Слайд 20

Фразеологизмы – это средства выразительности языка , они делают нашу речь эмоциональной выразительной и яркой. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом. На краю света – далеко; намылить шею – проучить; зарубить на носу – запомнить: как в воду глядеть – предвидеть .

Слайд 21

Фразеологизмы У маленького Паши Ботинки просят каши Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь. О них обычно говорят: Водой не разольешь Ежата – детки хоть куда! И что же тут дивиться? Ведь мама держит их всегда В ежовых рукавицах. Как много принято у змей, Кусают за ногу гадюки. А потому при встрече с ней Берите, дети, ноги в руки. Ботинки проят каши - . Водой не разольешь – крепкая дружба. Держать в ежовых рукавицах – воспитывать строго. Брать ноги в руки – быстро убегать.

Слайд 22

Водить за нос – обманывать. Сесть в калошу – оказаться в нелепой ситуации.

Слайд 23

Писать как курица лапой – Бить баклуши– писать плохо, некрасиво. бездельничать, ничего не делать.

Слайд 24

Устаревшие слова Историзмы – слова, обозначающие названия таких предметов и явлений, которые перестали существовать в результате развития общества. Архаизмы – слова, вышедшие из употребления вследствие замены их новыми словами.

Слайд 25

Историзмы Треуголка Кокошник Кафтан Забрало Камзол Армяк

Слайд 26

Барин Боярин Царь Фонарщик Бурлаки Офеня – бродячий торговец

Слайд 27

Чело уста очи выя долонь ланита десница шуйца перст рамена Архаизмы

Слайд 28

Заимственные слова

Слайд 29

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». И.С. Тургенев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

круглый стол на тему Лучше не договорить, чем переговорить (о богатстве русского языка)

открытое занятие , посвящённое богатству русской речи и "засорённости" русского языка...

Методическая разработка урока для работы в классе с инофонами: "ЯЗЫК И ЧЕЛОВЕК. БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА. Вводный урок, 6 кл."

Методическая разработка вводного урока для работы в классе с инофонами. (6 класс) Задания для инофонов отмечены знаком *. Пример педагогической работы, направленной на интеграцию инофонов в русскую со...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка"  предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....

Урок русского языка в 6 классе "Богатство русского языка".

Творческая мастерская. Урок русского языка в 6 классе.  Тема: Богатство русского языка....

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса.  Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи пок...

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" по УМК В.В. Бабайцевой

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" разработана в соответствии с требованиями ФГОС.Тип урока - повторение.Цели урока:-дать предс...

План-конспект урока в 5 классе на тему: "Роль родного языка в жизни человека. Красота и богатство русского языка"

Данная тема является вводной в изучении курса русского языка в 5 классе. Она обусловлена необходимостью показать учащимся роль родного языка в жизни человека, красоту и богатство русского языка, его с...