Кутаева Наталья Гавриловаучитель-логопед Основной школы г. Лысково
презентация к уроку
Формирование фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста с ОВЗ через использование
информационно-коммуникационных технологий
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Условия формирования личного вклада в развитие образования Научно-исследовательские условия: Изучение методической литературы по различным речевым нарушениям (Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Хватцев М.Е. , Левина Р.Е. , Бурова Л.Е., Эльконин Д.Б. и др.); Изучение работ ученых по развитию у школьников фонематического восприятия ( Чевелева Н.А., Лалаева Р.И., Ефименкова Л.Н.) Методические условия : Прохождение курсов в НИРО; Публикации на педагогических сайтах в сети Интернет. Организационно-педагогические условия: Выступления с докладами на педагогических советах на тему коррекции речевых нарушений; Обобщение опыта работы на школьном сайте.
Актуальность личного вклада в развитие образования На сегодняшний день ФГОС ОУ предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков , то сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми . В настоящее время информационные технологии становятся неотъемлемой составной частью современной рабочей среды учителей - логопедов. Применение в коррекционно –образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения , предупредить появление у них расстройств письменной речи, ускорить процесс обучения письменной речи.
«Безусловно, правильно мы слышим только те звуки, которые умеем правильно произносить» С.Бернштейн «Всякая фонема воспринимается и воспроизводится как фонема на фоне фонем, т.е. восприятие фонемы происходит только на фоне человеческой речи» Л.С. Выготский «Прежде, чем обучать ребёнка письменной речи, необходимо обучить его навыкам фонематического восприятия» Д.Б. Эльконин «Человек в XXI веке, который не будет уметь пользоваться ЭВМ, будет подобен человеку XX века, не умевшему ни читать, ни писать» Академик Глушков «Человек придает кибернетическим машинам способность творить и создает этим могучего помощника» Норберт Винер Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования
Цель педагогической деятельности Создание условий для р азвития у младших школьников фонематического восприятия через применение информационно-коммуникационных технологий Задачи педагогической деятельности Формировать у школьников умения выделять заданный звук из ряда других звуков, слогов, слов через использование компьютерных логопедических игр; Формировать у школьников умение определять место заданного звука в слове, используя интерактивные игры; Вырабатывать у детей навыки различения на слух в словах звуков, близких по звучанию с помощью аудио и видеооборудования; Формировать у детей знания о гласных и согласных звуках родного языка; Совершенствовать умение называть слова на определенный звук; Развивать звуковой анализ и синтез посредством использования компьютерных игр.
Ведущая педагогическая идея Систематическое целенаправленное использование упражнений на развитие фонематического восприятия у младших школьников с применением информационно-коммуникационных технологий повышает эффективность коррекционно-развивающей работы .
Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования Этапы работы
I этап Презентации , игры , упражнения на развитие фонематического восприятия
Этапы развития у ребенка фонематического восприятия Узнавание неречевых звуков. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков. Различение слов, близких по своему звуковому составу. Дифференциация слогов. Дифференциация фонем. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. II этап практический
Узнавание неречевых звуков II этап Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков Игра « Угадай,что за шум?» Игра «Кто это кричит?» Игра «Что за звук?» Игра «Попугай» Игра «Стрелок»
Различение слов, близких по своему звуковому составу Игра«Незнайка запутался» II этап Игра «Придумай слово» Игра «Что это значит?» Дифференциация слогов , дифференциация фонем Игра «Подбери слово» Игра«Телефон» Игра«Угадай, кто (что «) это было Игра«Покажи картинку на звук »
. III этап Наличие звука Наличие звука в Место звука в Различить звуки Назвать слова Звуковой в звук. ряду слове слове близкие по звуч . на задан. звук анализ слова Результаты логопедической деятельности по развитию фонематического восприятия у учащихся 2 класса с ОВЗ в 2019 – 2020 учебном году (по методике Т.А. Фатековой ) Не сформировано В стадии формирования Сформировано
. III этап Наличие звука Наличие звука в Место звука в Различить звуки Назвать слова Звуковой в звук. ряду слове слове близкие по звуч . на задан. звук анализ слова Результаты логопедической деятельности по развитию фонематического восприятия у учащихся 4 класса с ОВЗ в 2021 – 2022 учебном году (по методике Т.А. Фатековой ) Не сформировано В стадии формирования Сформировано
Выводы У учащихся сформированы умения выделять заданный звук из ряда других звуков, слогов, слов . У школьников сформировано умение определять место заданного звука в слове . У детей сформированы навыки различения на слух звуков, близких по звучанию . У детей сформированы знания о гласных и согласных звуках родного языка; Сформировано умение называть слова на определенный звук. Большинство учащихся овладели навыком звукового анализа и синтеза . У основного состава младших школьников возросло развитие фонематического восприятия , что подтверждает правильность методов работы логопеда
Диапазон личного вклада педагога в образование и степень его новизны Обогащен опыт работы по развитию фонетико-фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста через использование информационно-коммуникационных технологий. Разработана серия презентаций по развитию фонетико-фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста . Р азработаны мероприятия и конспекты занятий с применением ИКТ. П одобрана медиатека по развитию фонетико-фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста . Усовершенствована работа по взаимодействию всех участников коррекционно-образовательного процесса с целью развития фонетико-фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста . Систематическое использование в логопедической работе по развитию фонетико-фонематического восприятия у младших школьников ИКТ носит инновационный характер. Эффективность работы в том, что наблюдается обогащение педагогической практики, ее реалистичность и реализуемость.
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагога Доклад на педагогическом совете «Современные компьютерные технологии в работе логопеда» Открытые просмотры «Дифференциация свистящих и шипящих звуков» Консультации для родителей «Как научить ребенка различать звуки, близкие по звучанию» Мастер-класс с участием родителей «Давайте говорить правильно». Публикации в сети Интернет «Система использования ИКТ в работе учителя-логопеда» ( infourok.ru) «Особенности логопедической работы по формированию ФВ у детей» ( nsportal.ru ) Публикации на сайте школы Консультации для родителей ( lsc4.edusite.ru)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления деятельности социального педагога по профессиональной ориентации учащихся основной школы
Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Поэтому одно из направлений работы социального педагога - это профориентация....

Выступление "Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: от идей к практике. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Требования к результатам обучения учащихся по географии (основная школа)"
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: от идей к практике. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Требования к результа...

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа...

Проект «Подготовка учащихся основной школы к государственной итоговой аттестации в условиях реализации ФГОС основного общего образования».
Актуальность проблемы •Качество подготовки выпускников к ГИА по химии улучшается. Нередко это достигается многократной отработкой известных алгоритмов решения заданий. Однако при изменении формул...

Рабочая учебная программа для основной школы в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО)
Рабочая учебная программа для основной школы в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО)...

Рабочая учебная программа для основной школы в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО)
Рабочая учебная программа для основной школы в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО)...

«Переход из начальной школы в основную - готовность обучающихся 5 класса к обучению в основной школе I,II вида»
Информирует об изменении индивидуальных способностей и склонностях детей, социальной ситуации развития при переходе детей в среднее звено школы....
