Конкурс скороговорок (логопедия)
картотека
Предварительный просмотр:
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении школьного конкурса скороговорок
«ЧИСТО, ЧЕТКО, ВНЯТНО, КАЖДОМУ ПОНЯТНО»,
- Общие положения
1. Конкурс скороговорок «Чисто, четко, внятно, каждому понятно» (далее – Конкурс) представляет собой состязательное мероприятие по выразительному чтению скороговорок.
2. 1 этап проводится внутри класса. Выбираются два лучших «скороговорящих» ученика.
3. 2 этап проводится в своей возрастной группе.
2. Цели и задачи
2. 1. Целью Конкурса является повышение интереса учащихся к устному народному творчеству и выработке активной артикуляции и четкой дикции учащихся.
Популяризация устной речи, устного народного творчества
Задачи:
- формирование правильности речи с точки зрения грамматики;
- улучшение дикции;
- формирование интонационной выразительности речи;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие интереса к скороговоркам как яркой и образной форме народного творчества;
3. Жюри Конкурса
Жюри конкурса: учитель-логопед, заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор.
Жюри определяет победителей, рекомендует участников к награждению сертификатами участников, грамотами.
4. Участники и порядок проведения Конкурса
Участники конкурса делятся на возрастные группы:
- 1-2 класс;
- 3-4 класс;
Участники представляют на Конкурс три скороговорки. Две выбрать из приложения, третью скороговорку учащиеся выбирают и учат самостоятельно.
5. Сроки и место проведения Конкурса
Для участия в Конкурсе необходимо представить 2 участника от класса
Представить ФИ участника, класс.
Время и сроки проведения: первый этап - до 20 сентября, второй этап –до 20 октября.
6. Подведение итогов и награждение участников Конкурса
Победители награждаются грамотами.
Награждение происходит отдельно в каждой возрастной группе.
7. Критерии оценки выступлений
Выступления оцениваются по пятибалльной системе по следующим критериям:
- Правильность произнесения скороговорки;
- Свобода и активность артикуляционного аппарата участника;
- Четкость дикции;
- Скорость произнесения скороговорки;
- Артистизм.
Приложение
Выбрать и выучить две скороговорки
5 класс
- У ежа и ёлки иголки колки. (3 раза)
- В живом уголке жили ежи да ужи. (3 раза)
- Шашки на столе, шишки на сосне. (3 раза)
- У пчелы, у пчёлки
Почему нет чёлки?
Отвечаю почему:
Чёлка пчёлке ни к чему! - У четырех черепашек четыре черепашонка (3 раза)
- Краб крабу сделал грабли,
Подарил грабли крабу:
— Грабь граблями гравий, краб!
- Громкоголосые гавайцы
Готовили
Грибной гарнир для гостей.
- На дуб не дуй губ,
Не дуй губ на дуб.
- Дятел дуб долбил-долбил,
Да недодолбил.
- Тащил Авдей мешок гвоздей,
Тащил Гордей мешок груздей.
Авдей Гордею дал гвоздей,
Гордей Авдею дал груздей.
- Водовоз вёз воду
Из водопровода. (3 раза)
6 класс
- Говорит попугай попугаю:
– Я тебя, попугай, попугаю!
Отвечает ему попугай:
– Попугай, попугай, попугай!
- Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. 3 раза
Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.
- Встретил в чаще ёж ежа,
– Как погода, ёж?
– Свежа.
И пошли домой, дрожа,
сгорбясь, съёжась, два ежа
- Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по два гроша.
- Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
7 класс
- Скороговорун скороговорил: все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
- Прокоп полол укроп, полол и пропалывал. 3 раза
- Жили-были три китайца – Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,
И еще три китаянки – Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.
Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,
Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.
Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой – Шах,
У Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой – Шах-Шарах,
У Як-Цидрак-Цидрони с Цыпой-Дрыпой-Лампопони – Шах-Шарах-Шарони. - Бабкин боб расцвел в дождь,
Будет бабке боб в борщ. - Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
Примеры скороговорок на выбор.
- Интервьюер интервента интервьюировал.
- Жили-были три китайца: Як, Як-цедрак, Як-цедрак-цедрак-цедрони.
Жили-были три китайки: Цыпа, Цыпа-дрыпа, Цыпа-дрыпа-дрымпампони.
Все они переженились: Як на Цыпе, Як-цедрак на Цыпе-дрыпе,
Як-цедрак-цедрак-цедрони на Цыпе-дрыпе-дрымпампони.
И у них родились дети. У Яка с Цыпой — Шах, у Яка-цедрака с Цыпой-дрыпой — Шах-шарах, у Яка-цедрака-цедрака-цедрони с Цыпой-дрыпой-дрымпампони — Шах-шарах-шарах-широни. - Расскажите про покупки! — Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои. - Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
- Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
Но, заскороговорившись, выскороговорил,
Что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь. - И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.
- Карл у Клары украл рекламу, а Клара у Карла украла бюджет.
- У рекламы ухватов — швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
- Мерчендайзеры соврали — сорван сэмплинг самоваров!
- Ядро потребителей пиастров — пираты, а пиратов — пираньи.
- Полосу про паласы заменили двумя полуполосами про пылесосы.
- Невелик на ситиборде бодибилдера бицепс.
- Скреативлен креатив не по-креативному, нужно перекреативить!
- Брейншторм: гам, гром, ор ртов, пир рифм, вдруг — бум! Блеск!
- Выборка по уборщицам на роллс-ройсах нерепрезентативна.
- Пакет под попкорн.
- Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали.
- В Каннах львы только ленивым венки не вили.
- В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
- Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.
- Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.
- Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
- Работники предприятие приватизировали-приватизировали, да не выприватизировали.
- Сиреневенькая зубовыковыривательница.
- Флюорографист флюорографировал флюорографистку.
- Я — вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.
- Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
- Это колониализм? — Нет, это не колониализм, а неоколониализм!
- Волховал волхв в хлеву с волхвами.
- Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
- На дворе — трава, на траве — дрова. Не руби дрова на траве двора!
- Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.
- Павел Павлушку пеленовал-пеленовал и распелёновывал.
- Рапортовал, да не дорапортовал; дорапортовал, да зарапортовался.
- Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
- У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
- У Сени и Сани в сенях сом с усами.
- У осы не усы, не усища, а усики.
- Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все — в сугроб.
- Осип охрип, Архип осип.
- Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
- Сачок зацепился за сучок.
- По семеро в сани уселись сами.
- Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
- Свиристель свиристит свирелью.
- Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.
- Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
- Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
- Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
- Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по два гроша.
- Четверть четверика гороха без червоточинки.
- Инцидент с интендантом.
- Прецедент с претендентом.
- Константин констатировал.
- Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовавшегося Николку.
- Ценит цеп косец по косовице.
- Косарь Касьян косой косит косо. Не скосит косарь Касьян покоса.
- У ежа — ежата, у ужа — ужата.
- Жутко жуку жить на суку.
- Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
- Течет речка, печет печка.
- Щипцы да клещи — вот наши вещи.
- Тщетно тщится щука ущемить леща.
- Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.
- Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.
- Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа Вытрись суше. Шею суше, суше уши — и не пачкай больше уши.
- Около колодца кольцо не найдется.
- Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
- Разнервничавшегося конституционалиста Пропроколокропенко нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.
- Яшма в замше замшела.
- Жал Зямка замшу, жевал Зямка жамку в замке.
- В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
- Самшит, самшит, как ты крепко сшит.
- Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.
- Ест Федька с водкой редьку.
- Ехал Грека через реку, видит Грека — в реке рак.
Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку — цап! - Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
- Брит Клим-брат, брит Игнат-брат, а брат Панкрат бородат.
- К Габсбургам из Страсбурга.
- Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила, мыло Мила уронила. - Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
- У елки иголки колки.
- В один клин, Клим, колоти.
- Говорил командир при полковнике про подпоручицу,
А при подполковнице про подпрапорщицу промолчал. - Турка курит трубку, курка клюет крупку.
Не кури, турка, трубку; не клюй, курка, крупку. - Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.
- Водовоз вез воду из-под водопровода.
- Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.
- Подал грабли крабу краб.
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Все cкороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
- У осы не усы и не усища, а усики.
- Ткёт ткач ткани на платки Тане.
- Тридцать три корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали.
- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
- Забыл Панкрат Кондратьевич домкрат,
А без домкрату ну не поднять на тракте трактор. - Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.
- Рододендроны из дендрария.
- Сорока со скоросоковыжималкой.
- На горе Арарат рвала Варвара виноград.
- На дворе-подворье погода размокропогодилась.
- Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовавшегося Николку.
- Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принес на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы. - Еду я по выбоине, из выбоины не выеду я.
- Когда-то галок поп пугая,
В кустах заметил попугая,
И говорит тут попугай:
«Пугать ты галок, поп, пугай.
Но, только галок, поп, пугая,
Не смей пугать ты попугая! - Королева кавалеру подарила каравеллу.
- На мели мы налима лениво ловили,
Меняли налима вы мне на линя.
О любви не меня ли вы мило молили
И в туманы лимана манили меня. - На холме кули, поднимусь на холм и куль поставлю.
- Невелик бицепс у эксгибициониста.
- Недопереквалифицировавшийся.
- Работники предприятие приватизировали-приватизировали, да не выприватизировали.
- Саша шапкой шишку сшиб.
- Футляр для дрели.
- Столы белодубовые гладкотесовыструганные.
- Сняли с Надежды цветные одежды,
Без одежд Надежда не манит, как прежде. - Сшит колпак, да не по-колпаковски,
вылит колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать. - Ужа ужалила ужица.
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж от ужаса стал уже -
ужа ужица съест на ужин
и скажет: (начинай сначала). - Флюорографист флюорографировал флюорографистку.
- На шишкосушильную фабрику требуется шишкосушильщик для работы на шишкосушильном аппарате. Шишкосушильщик должен иметь опыт шишкосушения на шишкосушильном аппарате с использованием шишкосушильной технологии качественного шишкосушения. Он также должен отличать аппарат шишкосушения от нешишкосушения, ремонтировать шишкосушильный аппарат, отличать шишки, пригодные для шишкосушения, от негодных для шишкосушения, отличать шишки недошишкосушенные от перешишкосушенных, за каждую недошишкосушенную или перешишкосушенную шишку шишкосушильщик получит шишкосушилкой по голове.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с проблемами развития. Особенности логопедической работы. 2007 г. Диплом за победу в III туре конкурса журнала "ЛОГОПЕД"
В докладе представлен краткий обзор существующих методических разработок в коррекционной работе с детьми раннего возраста с речевыми нарушениями, дается описание контингента детей, посещающих коррекци...

Лингвистические игры. Конкурс скороговорок
Дидактический материал к проведению Недели русского языка. Можно использовать как пятиминутку на уроке для развития орфоэпической культуры, внимания, воображения, чувства юмора....

Окружной конкурс практических материалов для учителей-логопедов ДОУ Лексическая тема: «Мамин праздник»
Вашему вниманию представлены материалы по лексической теме «Мамин праздник». Данная тема является составной частью совместной образовательной деятельности те...

Конкурс скороговорок для детей старшего дошкольного возраста.
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2014...

Конкурс скороговорок.
"Конкурс скороговорок" - это методическая разработка учителя-логопеда для детей подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Целью разработки является совершенствование звуковой стороны речи.·...
Использование рифмовок, скороговорок и стихов при обучении чтению. Сборник рифмовок, скороговорок и стихов.
На первом году обучения английскому языку работе над чтением, выработке у детей навыков правильного произношения следует уделять серьезное внимание. Быстро и легко усвоить основные правила чтени...

Конкурс для детей и взрослых в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-6 лет "Ярмарка скороговорок"
Методическая разработка развлечения - конкурса для детей их родителей в рамках реализации проекта "Ярмарка скороговорок"...