Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» Тема: Дифференциация С- Ш в слогах и словах.
план-конспект урока (6 класс)
Данный материал поможет в работе учителю коррекционной школы, учителю-логопеду, воспитателю.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация»
Тема: Дифференциация С- Ш в слогах и словах.
Кустова Марина Юрьевна
учитель
Иркутск, 2025 г.
Класс: 6 (АООП вариант 2)
Цель: Выработка четкой дифференциации звуков [с-ш] в слогах и словах.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные: совершенствовать технику чтения на материале слоговых таблиц, активизировать словарный запас по темам: «Магазин», «Овощи и фрукты», «Игрушки».
- Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух и восприятие (звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов), развивать зрительно-пространственное восприятие, артикуляционную моторику, работать над развитием уровня концентрации и распределения внимания, слухового внимания и памяти, аналитического мышления.
- Коррекционно-воспитательные: формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению заданий.
Оборудование:
- магнитные буквы,
- слоги,
- зеркала,
- наборное полотно,
- слоговые таблицы,
- картинки с изображением овощей и фруктов,
- «ценники»,
- карточки - «деньги» - слоговые схемы,
- игрушки,
Ход урока.
Организационный момент.
Игра «Давайте познакомимся».
- Встаем в круг, держимся мизинцами. Первый игрок называет свое имя, второй – имя предыдущего и свое и т.д.
Развитие звукобуквенного анализа и синтеза.
- Если вы правильно выполните задание, то узнаете, куда мы с вами сегодня отправимся.
- Сейчас я буду говорить вам комплименты, хвалить вас. Ваша задача – выделять третий звук каждого слова и обозначать его соответствующей буквой:
- заМечательные
- стАрательные
- доГадливые
- прАвдивые
- раЗвитые
- прИлежные
- поНятливые
Дети выкладывают на доске слово «МАГАЗИН» из букв магнитной азбуки.
Слоговой анализ.
- Что возьмем с собой в магазин?
- У вас на партах есть карточки. Что это? (Слоги).
- Почему вы считаете, что это слоги? (В каждой части есть гласный).
- Составьте из этих слогов слова:
- сум-ка
- ко-ше-лёк
(Кошелек – это маленькая карманная сумочка для денег.)
- Зачем нам нужны эти предметы?
- Сегодня за ваши правильные ответы я буду давать вам вот такие «деньги». А зачем, вы узнаете немного позже.
Характеристика звуков «с-ш». Артикуляционная гимнастика.
- Выделите первый звук в слове «сумка». Произнесите его. В каком положении губы («улыбка»), зубы («заборчик»), язык («чистим зубы»), воздушная струя (холодная узкая воздушная струя по «желобку»). Дайте характеристику этому звуку. (Звук С – согласный, т.к. есть преграда, глухой – голосовые связки не работают, твердый.)
- Выделите третий звук в слове «кошелек». Произнесите его. В каком положении губы («окошечко»), зубы («сближены»), язык («чашечка»), воздушная струя (сильная, теплая, широкая). Дайте характеристику этому звуку. (Звук Ш – согласный, т.к. есть преграда, глухой – голосовые связки не работают, всегда твердый.)
- В чем главное отличие этих звуков? (При произношении этих звуков разное положение языка и губ.)
За правильные ответы: карточки – «деньги».
Сообщение темы занятия.
- Посмотрите внимательно на доску. Кто сможет назвать тему занятия?
- Сегодня мы не только пойдем в магазин, но и будем учиться различать звуки «с-ш».
За правильные ответы: карточки – «деньги».
Развитие фонематического слуха.
- А для этого немного поработаем со слоговой таблицей . Я называю слог, ваша задача – как можно быстрее найти этот слог в таблице и поставить на него свой указательный пальчик.
Слоги: шо, сы, су, си, ша, со, шу, са, ши.
Развитие зрительно-пространственного восприятия.
- Итак, мы отправляемся в магазин. Назовите продукты, которые вы видите (груша, персик, свекла, капуста, петрушка, картошка, редиска, слива). В какой магазин мы пришли?
- Продавец не успела выложить продукты на полки . Поможем ей?
- положите грушу на верхнюю полку слева;
- справа от груши – картошку;
- под картошкой – капусту;
- на вторую полку справа положите редиску;
- над редиской – персик;
- между картошкой и персиком – сливу;
- под грушей – свеклу;
- слева от редиски – петрушку.
- Назовите, что вы положили на первую полку (груша, картошка, слива, персик); на вторую полку (свекла, капуста, петрушка, редиска).
- Продавец вам очень благодарна, вы помогли ей разложить продукты на полки.
За правильные ответы: карточки – «деньги».
Развитие аналогического мышления.
- Посмотрите внимательно на первую полку. Что там лишнее? (Картошка.)
- Почему? (Это овощ, а все остальное – фрукты).
- Посмотрите на вторую полку. Что там лишнее? (Петрушка.)
- Почему? (В слове «петрушка» звук «ш», а во всех остальных словах – «с»).
За правильные ответы: карточки – «деньги».
Дифференциация букв «с-ш».
- Но в магазине каждый товар подписан и на нем указана цена. Давайте и мы поможем продавцу подписать ценники . Но здесь что-то не так, что именно? (Пропущены буквы «с» и «ш»).
- Вставьте в слова пропущенные буквы «с» или «ш».
- Назовите слова, в которые вы вписали букву «с», «ш».
- Вы справились с заданием. (карточки – «деньги»)
Развитие слогового анализа.
- Отправляемся в следующий магазин. В каком магазине мы оказались? (В магазине игрушек).
- У вас есть деньги, но вы можете купить только ту игрушку, в названии которой должна быть буква, которая указана на вашей карточке- «денежке». Вы должны четко произнести слово по слогам и отдать «денежку» продавцу.
Развитие звукового анализа.
- Выберите любую игрушку из тех, которые вы купили. Назовите первый звук в слове, последний звук в слове.
Итог занятия.
- В каких магазинах мы сегодня побывали? Какие еще магазины вы знаете?
- Какие звуки мы называли сегодня чаще всего? В чем их главное отличие?
Рефлексия.
- В начале занятия я говорила, что вы внимательные, умные, старательные. Я не ошиблась! Вы – молодцы!
- Выберите на память о сегодняшнем занятии наклейку, в названии которой есть звук «ш».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) по учебному предмету «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
Составленная программа поможет сэкономить время при написании СИПРа. Предметная область: «ЯЗЫК И РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»1. Пояснительная записка (общие цели образования с ...

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «Язык и речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)
Учебный предмет, охватывающий область развития импрессивной и экспрессивной речи и альтернативной коммуникации, является содержательной частью системных знаний детей о процессе общ...

Рабочая программа для обучающихся 7 класса с УО по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация".
Рабочая программа для обучающихся 7 класса с УО по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация"....
Конспект образовательной деятельности по учебному предмету «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» в форме игры- путешествия для воспитанников с умственной отсталостью по теме «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗАЗЕРКАЛЬЕ»
Занятие для детей с ОВЗ направлено на развитие понимания эмоционального состояния другого человека,на развитие коммуникативных навыков....

Рабочий лист по учебному предмету Речь и альтернативная коммуникация. Тема "Игрушки"
Рабочий лист разработан для обучающихся класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Адресован ученикам для дистанционного обучения в период карантина. Рабочий лист представляет собой ил...

Рабочий лист по учебному предмету Речь и альтернативная коммуникация. Тема "Игрушки"
Рабочий лист разработан для обучающихся класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Адресован ученикам для дистанционного обучения в период карантина. Рабочий лист представляет собой ил...

Рабочий лист по учебному предмету Речь и альтернативная коммуникация. Тема "Игры с друзьями. Слова-действия"
Рабочий лист разработан для обучающихся класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Адресован ученикам для дистанционного обучения в период карантина. Рабочий лист представляет собой ил...
