Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» Тема: Дифференциация С- Ш в слогах и словах.
план-конспект урока (6 класс)

КустоваМарина Юрьевна

Данный материал поможет в работе учителю коррекционной школы, учителю-логопеду, воспитателю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._zanyatie_na_sayt.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация»

Тема: Дифференциация С- Ш в слогах и словах.

Кустова Марина Юрьевна

учитель

Иркутск, 2025 г.

Класс: 6 (АООП вариант 2)

Цель: Выработка четкой дифференциации звуков [с-ш] в слогах и словах.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные: совершенствовать технику чтения на материале слоговых таблиц, активизировать словарный запас по темам: «Магазин», «Овощи и фрукты», «Игрушки».
  2. Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух и восприятие (звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов), развивать зрительно-пространственное восприятие, артикуляционную моторику, работать над развитием уровня концентрации и распределения внимания, слухового внимания и памяти, аналитического мышления.
  3. Коррекционно-воспитательные: формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению заданий.

Оборудование:

  • магнитные буквы,
  • слоги,
  • зеркала,
  • наборное полотно,
  • слоговые таблицы,
  • картинки с изображением овощей и фруктов,
  • «ценники»,
  • карточки - «деньги» - слоговые схемы,
  • игрушки,

Ход урока.

Организационный момент.

Игра «Давайте познакомимся».

- Встаем в круг, держимся мизинцами. Первый игрок называет свое имя, второй – имя предыдущего и свое и т.д.

Развитие звукобуквенного анализа и синтеза.

- Если вы правильно выполните задание, то узнаете, куда мы с вами сегодня отправимся.

- Сейчас я буду говорить вам комплименты, хвалить вас. Ваша задача – выделять третий звук каждого слова и обозначать его соответствующей буквой:

  • заМечательные
  • стАрательные
  • доГадливые
  • прАвдивые
  • раЗвитые
  • прИлежные
  • поНятливые

Дети выкладывают на доске слово «МАГАЗИН» из букв магнитной азбуки.

Слоговой анализ.

- Что возьмем с собой в магазин?

- У вас на партах есть карточки. Что это? (Слоги).

- Почему вы считаете, что это слоги? (В каждой части есть гласный).

- Составьте из этих слогов слова:

  • сум-ка
  • ко-ше-лёк

(Кошелек – это маленькая карманная сумочка для денег.)

- Зачем нам нужны эти предметы?

- Сегодня за ваши правильные ответы я буду давать вам вот такие «деньги». А зачем, вы узнаете немного позже.

Характеристика звуков «с-ш». Артикуляционная гимнастика.

- Выделите первый звук в слове «сумка». Произнесите его. В каком положении губы («улыбка»), зубы («заборчик»), язык («чистим зубы»), воздушная струя (холодная узкая воздушная струя по «желобку»). Дайте характеристику этому звуку. (Звук С – согласный, т.к. есть преграда, глухой – голосовые связки не работают, твердый.)

- Выделите третий звук в слове «кошелек». Произнесите его. В каком положении губы («окошечко»), зубы («сближены»), язык («чашечка»), воздушная струя (сильная, теплая, широкая). Дайте характеристику этому звуку. (Звук Ш – согласный, т.к. есть преграда, глухой – голосовые связки не работают, всегда твердый.)

- В чем главное отличие этих звуков? (При произношении этих звуков разное положение языка и губ.)

За правильные ответы: карточки – «деньги».

Сообщение темы занятия.

- Посмотрите внимательно на доску. Кто сможет назвать тему занятия?

- Сегодня мы не только пойдем в магазин, но и будем учиться различать звуки «с-ш».

За правильные ответы: карточки – «деньги».

Развитие фонематического слуха.

- А для этого немного поработаем со слоговой таблицей . Я называю слог, ваша задача – как можно быстрее найти этот слог в таблице и поставить на него свой указательный пальчик.

Слоги: шо, сы, су, си, ша, со, шу, са, ши.

Развитие зрительно-пространственного восприятия.

- Итак, мы отправляемся в магазин. Назовите продукты, которые вы видите (груша, персик, свекла, капуста, петрушка, картошка, редиска, слива). В какой магазин мы пришли?

- Продавец не успела выложить продукты на полки . Поможем ей?

  • положите грушу на верхнюю полку слева;
  • справа от груши – картошку;
  • под картошкой – капусту;
  • на вторую полку справа положите редиску;
  • над редиской – персик;
  • между картошкой и персиком – сливу;
  • под грушей – свеклу;
  • слева от редиски – петрушку.

- Назовите, что вы положили на первую полку (груша, картошка, слива, персик); на вторую полку (свекла, капуста, петрушка, редиска).

- Продавец вам очень благодарна, вы помогли ей разложить продукты на полки.

За правильные ответы: карточки – «деньги».

Развитие аналогического мышления.

- Посмотрите внимательно на первую полку. Что там лишнее? (Картошка.)

- Почему? (Это овощ, а все остальное – фрукты).

- Посмотрите на вторую полку. Что там лишнее? (Петрушка.)

- Почему? (В слове «петрушка» звук «ш», а во всех остальных словах – «с»).

За правильные ответы: карточки – «деньги».

Дифференциация букв «с-ш».

- Но в магазине каждый товар подписан и на нем указана цена. Давайте и мы поможем продавцу подписать ценники . Но здесь что-то не так, что именно? (Пропущены буквы «с» и «ш»).

- Вставьте в слова пропущенные буквы «с» или «ш».

- Назовите слова, в которые вы вписали букву «с», «ш».

- Вы справились с заданием. (карточки – «деньги»)

Развитие слогового анализа.

- Отправляемся в следующий магазин. В каком магазине мы оказались? (В магазине игрушек).

- У вас есть деньги, но вы можете купить только ту игрушку, в названии которой должна быть буква, которая указана на вашей карточке- «денежке». Вы должны четко произнести слово по слогам и отдать «денежку» продавцу.

Развитие звукового анализа.

- Выберите любую игрушку из тех, которые вы купили. Назовите первый звук в слове, последний звук в слове.

Итог занятия.

- В каких магазинах мы сегодня побывали? Какие еще магазины вы знаете?

- Какие звуки мы называли сегодня чаще всего? В чем их главное отличие?

Рефлексия.

- В начале занятия я говорила, что вы внимательные, умные, старательные. Я не ошиблась! Вы – молодцы!

- Выберите на память о сегодняшнем занятии наклейку, в названии которой есть звук «ш».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) по учебному предмету «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

Составленная программа поможет сэкономить время при написании СИПРа. Предметная область: «ЯЗЫК И РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»1.      Пояснительная записка (общие цели образования с ...

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «Язык и речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)

   Учебный предмет, охватывающий область развития импрессивной и экспрессивной речи и альтернативной коммуникации, является содержательной частью системных знаний детей о процессе общ...

Рабочая программа для обучающихся 7 класса с УО по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация".

Рабочая программа для обучающихся 7 класса  с УО по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация"....

Конспект образовательной деятельности по учебному предмету «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» в форме игры- путешествия для воспитанников с умственной отсталостью по теме «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗАЗЕРКАЛЬЕ»

Занятие для детей с ОВЗ направлено на развитие понимания эмоционального состояния другого человека,на развитие коммуникативных навыков....

Рабочий лист по учебному предмету Речь и альтернативная коммуникация. Тема "Игрушки"

Рабочий лист разработан для  обучающихся класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Адресован ученикам для дистанционного обучения в период карантина. Рабочий лист представляет собой ил...

Рабочий лист по учебному предмету Речь и альтернативная коммуникация. Тема "Игрушки"

Рабочий лист разработан для  обучающихся класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Адресован ученикам для дистанционного обучения в период карантина. Рабочий лист представляет собой ил...

Рабочий лист по учебному предмету Речь и альтернативная коммуникация. Тема "Игры с друзьями. Слова-действия"

Рабочий лист разработан для  обучающихся класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Адресован ученикам для дистанционного обучения в период карантина. Рабочий лист представляет собой ил...