Классный час "Калмыцкий пединститут"
классный час по краеведению (9 класс) по теме

Долгаева Баира Борисовна

Классный час, посвященный 70-летнему юбилею Калмыцкого государственного пединститута

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_lotos_na_flage.doc56.5 КБ
Microsoft Office document icon klassn_chas_kalmpedinstitut.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Республика Калмыкия

Яшкульский район

Районный фестиваль учителей

истории и культуры родного края

2009 -2010 уч.год

ПЛАН     УРОКА

ИКРК в 8 классе

по теме: «Лотос на флаге –

олицетворение чистоты и святости помыслов»

МОУ «Уланэргинская СОШ»    

Учитель Долгаева Б.Б.    

Сентябрь 2009 г., п.Яшкуль

План урока

 истории и культуры родного края в 8 классе.

Тема урока:   Лотос на флаге – олицетворение чистоты и святости помыслов.

Цель урока: познакомить учащихся с духовным наследием калмыцкого народа, расширить представления учащихся о  буддийской символике; воспитывать чувство патриотизма, прививать нравственно – эстетические качества.          

                       

Оборудование: картины с изображением флага, герба Калмыкии, буклет « 7   чудес  Калмыкии», «Летний праздник Урюс сар»,  компьютерная презентация по теме урока, раздаточный материал для учащихся.

Ход урока:

                     1. Оргмомент. (приветствие, знакомство, объявление темы урока)

(показ слайда с изображением березовой рощи)

                     2. Песня  “То березка, то рябина,, (Пропеваем с учащимися, вопрос классу : С какой  страной  ассоциируется,  символизируется белая береза?)

   Учитель:    Правильно, с Россией. Я поздравляю вас с  праздником единения, дружбы и мира, 400 лет тому назад калмыцкий народ воссоединился с Россией. Сегодня  мы все являемся  и участниками, и свидетелями этого исторического события в жизни калмыцкого народа. Тема нашего урока «Лотос на флаге – олицетворение чистоты и святости помыслов».

                      Издавна простейшие геометрические знаки, изображения небесных светил,  человеческие фигуры, некоторые явления природы были наделены скрытым магическим и символическим смыслом. Они постоянно встречаются в искусстве и являются одним из первых попыток объяснить окружавшую древнего человека природу.

Одним из самых распространенных символов стал огонь, который отождествляли с дающим жизнь солнцем. Неслучайно, у калмыков есть обряд «Һал тәкх», посвященный огню, выражающий пламень и энергию жизненной силы.

Некоторые уходящие в глубину веков символы продолжают существовать и в наше время, если они выражают потребности современной эпохи и соответствуют эстетическим и нравственным идеалам общества.

Современная символика возникла не на пустом месте, она впитала в себя все то, что обладало объективно прогрессивным значением, то, что , совпадало с социальными, эстетическими и эмоциональными потребностями, как прошлых поколений, так и современного человека.

В античном обществе слово «символ» обозначало некое совместное действие, юридическое или политическое соглашение, а также условный знак, показывающий принадлежность к той или иной профессионально-религиозной группировке. Символами именовались проекты постановлений, составляющиеся на общинных собраниях. Объединенные при храме вокруг того или иного божества почитатели узнавали друг друга по особым знакам. К примеру, у буддистов - это лотос, какие-то символы из мандалы  и т.д.

Что же такое символ?

(у учащихся на столах лежат листы, на которых дано определение)

Символ – это то, что служит условным знаком какого – нибудь понятия, явления, идеи.(Голубь – с. мира)

Символика- символическое значение, приписываемое чему-нибудь.(С.цветов) (Толковый словарь русского языка Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.)

(один из учащихся зачитывает определение)

Учитель: Символ дает образ и понятие в динамической целостности. Нередко сами божества символизировали определенные состояния человеческой психики или обозначали его чувства. В буддизме божества отражают свойства человеческого характера.                    

                                                        (идет показ слайдов)

                                                       

                                             

Авалокитешвара (по-калмыцки Арьябала) сострадание ко всему живому;

                                                       

Ваджрапани (по калмыцки  Очир-Вани) – силу и могущество;

                                                       

 

   Манджушри – мудрость. Символизирует мудрость. Повторение мантр, связанных с ним, развивает мудрость, укрепляет память. Его также считают Ботхисаттвой ясного слова.

                    Почти каждое божество было символически связано с тем или иным животным. Проводниками идей Будды были лань и птица, так как они присутствовали при первой его проповеди.

                                                  (показ слайда Белый Старец)

                                                       

Цаган Аав (Белый Старец) сопровождает сайгак, а потому как раньше, так и в настоящее время, рога этого животного, найденные в степи – знак благословения божества.

Отдельные символы буддизма калмыков имеют не только культовое, но и гражданское звучание. В частности, это лотос на государственном флаге Республики Калмыкия.

(показ  слайда флага РК)

                                         

Ребята, кто скажет, что обозначают верхние 5 лепестков лотоса, 4 нижних лепестка?

(идет работа с классом, учащиеся отвечают. Белый цветок лотоса из 9 лепестков изображен в центре голубого круга. Верхние 5 лепестков лотоса олицетворяют пять континентов земного шара, четыре нижних лепестка- четыре стороны света, символизирующие стремление народа Калмыкии к дружбе, сотрудничеству со всеми народами.

(показ слайда цветка лотоса)

                                         

Учитель: Лотос – это классический символ буддизма, символ чистоты. Лотос рождается в мутной болотной воде, однако появляется на свет незапятнанным и чистым.

Где растет лотос? В каком районе нашей республики?

Лотос! Лотос! Каспийское чудо!

Лепестковый нетронутый рай!

Ведь его красотою повсюду

Лаганский прославился край!

Цветок лотоса – каспийская роза - по праву считается истинным чудом и украшением волжской дельты. А теперь и одним из чудес Калмыкии.

 Давайте вспомним  7 чудес Калмыкии.

 (учащиеся называют 7 чудес Калмыкии : Героический эпос «Джангар», степные курганы, Хошеутовский хурул, Центральный хурул «Золотая обитель Будды Шакъямуни», шахматный городок «Сити-Чесс», тюльпаны, лотосы. ).

 Дельта Волги – самая северная точка распространения этого растения на земном шаре. Огромные, чуть не в метр диаметром, круглые, кожистые листья, темно- зеленые, с синеватым, словно восковым налетом сверху, серовато-зеленые снизу. А над ними, на высоких и крепких стеблях, поднимаются сотни изумительных цветов разнообразных оттенков: от ярко розового до совершенно белого. Тонкий, нежный аромат, напоминающий запах миндаля.

Лотос в дельте Волги называют каспийской розой, астраханской розой, чулпанской розой (впервые он был обнаружен в Чулпанском заливе.)

Лотос растет здесь в ильменях – дельтовых озерах, в заливах на взморье, вдоль берегов многочисленных проток, всегда на мелководьях с хорошо прогреваемой водой. В годы, когда уровень воды сильно понижается, лотос нередко оказывается на суше, но продолжает нормально развиваться. И никогда не вымерзает, даже в морозные и малоснежные зимы.  

Соответственно, лотос на флаге – символ чистоты  и святости помыслов степной республики.

Ребята, а где еще изображен  цветок лотоса?                                              

Правильно, на гербе нашей республики.  (идет показ слайда герба)

                                               

(Работа с классом, описание герба. Государственный герб Республики Калмыкия-Сюльде- является графическим изображением эмблемы республики, представляющий собой «улан зала» ( красная кисточка на головном уборе – отличительный знак калмыков) и «хадак» (белая ткань в виде шарфа – символ мира, добра, чистоты помыслов) в круге золотисто-желтого цвета (цвет вероисповедания народа), в обрамлении национального орнамента «зег» (для кочевников-калмыков – символ светлого пути процветания) на голубом фоне («вечность», в основании которого – лепестки лотоса белого цвета (символ чистоты, духовного возрождения)).

2.Физминутка.

3. Учитель.

О́рден Белого Ло́тоса — высшая награда Калмыкии, учреждённая постановлением Парламента Республики Калмыкия от 7 августа 1993 года № 81-IX.

                                                     

Орден представляет собой слегка выпуклый эмалево-золотой круг, обрамлённый пучками расходящихся платиновых лучей. На кончике средних лучей в каждой четвёртой части круга закреплено по бриллианту. В центре круга на голубом эмалевом фоне расположено платиновое рельефное изображение белого лотоса, под которым помещён бриллиант. Центральная часть ордена заключена в золотую сдвоенную ваджру. В золотом кольце ваджры размещаются восемь рубинов и между ними восемь бриллиантов. Вершины ваджры в углублениях заполняются голубой эмалью. Размер ордена между вершинами ваджры — 54 мм. Орден при помощи ушка соединён с шёлковой муаровой лентой с продольными полосами голубого, белого и жёлтого цветов. Общая ширина ленты — 30 мм, длина — 80 см.

Правила награждения. Согласно Статуту орденом Белого Лотоса награждаются граждане за выдающиеся заслуги перед Республи кой Калмыкия. Также орден Белого Лотоса вручается гражданам удостоенным звания Герой Калмыкии.

Орденом Белого Лотоса награждены: патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, Далай-лама XIV (29 ноября 2006), министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев, депутат Государственной Думы Геннадий Кулик, игроки ФК «Уралан» (Элиста) Андрей Саморуков и Александр Игнатьев.

4. Работа с текстами и сигнальными карточками.

Учитель.

(на партах  цветные круги: белый, красный, синий, желтый, зеленый, черный. Учащиеся должны определить цвет по описанию, поднять нужную карточку)

Согласно буддийской символике, цвет не отделяется от света и как тот обладает иносказательным смыслом. Перед вами цвета – символы буддизма. У вас на столах лежат листы с описанием того или иного цвета. Зачитывая текст, давайте вместе попробуем определить нужный цвет.

Белый цвет.

«Этот цвет олицетворяет физическую и нравственную чистоту.  Из-за своей близости с дневным светом, который прогоняет темноту ночи, стал символом жизни и знаком существования небесной силы, побеждающей смерть и зло. Этот цвет обладает способностью наделять предметы разными цветами, тем самым он стал символом источника жизни или Будды, от которого идет благословение и исходящее от него излучение, способствует совершенствованию человека. Этот цвет- символ чистоты, моральной безгреховности, спокойствия и невозмутимого состояния духа; Белый Старец наряжен в одеяние этого цвета. »

Красный цвет.

«Этот цвет указывает на любовь Будды и очищает язык от различных словесных загрязнений. В росписи буддийских храмов много этого цвета,  хинаянские буддийские духовные лица одеты в одежды этого цвета. Этот цвет воспринимается как «огонь веры», выражающий страстный порыв буддиста уничтожить зло.  Кроме того, этот цвет мог означать чистую совесть и спокойствие человека в словах и речи, которого не мучают греховные мысли поступки. Одновременно он обозначает эгоизм, мстительность и плотскую наклонность, от которой необходимо избавиться».

Синий цвет.

«Он присущ воздушному и морскому океанам и поэтому напоминает бесконечность. Этот цвет иносказательно связывали с небом и Буддой, который провозглашает небесную правду и этой правдой освящает людей всего мира. Обозначающий небо и вечную истину цвет указывал на созерцательную жизнь отшельников и монахов. Одновременно  этот цвет означает измену и неправду. При изображении свирепых божеств использовали этот цвет.»

Желтый цвет.

«Этот цвет священный, в одежду такого цвета облачались буддийские монахи школы «Гелугпа» махаянского направления буддизма. Одеяния этого цвета были противопоказаны мирянам, даже шапки из меха такого цвета нельзя было носить рядовым калмыкам.  По буддийской традиции этот цвет напоминал о солнце, дне, и поэтому он нес символику начала жизни, как солнечный свет проникает повсюду, так и учение Будды распространяется по всему миру….»

Зеленый цвет.

«Этот цвет используется при  изображении божеств, который несет в себе что-то «молодежное» и зеленеющее. В какой то степени он означает преемственность поколений, продолжение буддийских поучений в будущих поколениях, обладает целительной и охраняющей силой.  Наряду с этим при изображении  божеств и культовых предметов могли использовать этот цвет».

Черный цвет.

«Это не только отсутствие света.  Как знак чего  то  противоположного светоносному Будде, он стал атрибутом ада, обозначал страдания и смерть. В то же время по калмыцкой традиции умерших людей пожилого возраста хоронят в гробах, обитых белым полотном. Связанный с силами ада, этот цвет воспринимался как символ лжи, уродства, иногда греховной совести человека. Так 10 недобродетелей в буддизме переводятся калмыками: арвн хар килнц».

5. Заключение. Вывод урока.

Учитель:В заключение можно сказать, что символы возникают в результате анонимного социального заказа. При этом они не противоречили действующим нравственным и этическим критериям, а также политическим задачам жизни. Время отбирает те из них, которые несут общечеловеческие, глобальные идеи, способствующие воплощению идей в будущем.

Сегодня мы говорили о лотосе, который по словам Е. П. Блаватской «символизирует жизнь человека, как и Вселенной», при этом его корень, погруженный в илистую почву, олицетворяет материю, стебель, тянущийся сквозь воду, - душу, а цветок, обращенный к солнцу, является символом духа. Цветок  лотоса не смачивается водой, также как дух не пятнается материей, поэтому лотос олицетворяет вечную жизнь, бессмертную природу человека, духовное раскрытие.

Это образ чистоты и совершенства: вырастая из грязи, он остается чистым – также как Будда, рожденный в мире. Будда считается сердцем лотоса, он восседает на троне в виде полностью раскрывшегося цветка.

Пожелание учащимся

                                             

                        Пусть в каждом сердце пустит росток нежный и чистый лотос цветок.

                         Будем нести в этот мир доброту, чистые помыслы и красоту.

                         Пусть с каждым днем он становится краше, он возвещает бессмертие наше.

 Оценивание учащихся.

 Вручение Дипломов «Знаток истории и культуры родного края»



Предварительный просмотр:

МОУ «Уланэргинская СОШ»

1 сентября 2009 год

КАЛМЫЦКИЙ ПЕДИНСТИТУТ –

ФУНДАМЕНТ КАЛМЫЦКОГО УНИВЕРСИТЕТА.

Классный час.

Цель:  продолжить работу по патриотическому воспитанию учащихся, воспитывать чувство гордости за свою республику, уважение к ветеранам, познакомить с     историей  возникновения  Калмыцкого педагогического института, первого высшего учебного заведения в республике.

Форма проведения:  диалог, беседа, воспоминания.

Приглашены учителя школы – выпускники  Калмыцкого пединститута, КГУ.

Оборудование: эмблема « 400 лет добровольному вхождению калмыцкого народа в состав России», компьютерная презентация «Калмыцкий  государственный пединститут -  фундамент Калмыцкого университета», выставка книг, на доске эпиграф «Каждое новое поколение должно превзойти предшествующие».

Ход проведения:

  1. Вступительное слово учителя.

             Дорогие ребята, с праздником Днем знаний! В этом году мы все являемся  свидетелями исторического события в жизни всего калмыцкого народа – это 400 лет воссоединению  калмыцкого народа  с Россией. И все мероприятия, дела, юбилейные даты в этом году  становятся вдвойне значимыми и запоминающимися, так как проходят под знаком 400- летия.

             Сегодняшний классный час мы посвящаем 70 – летнему юбилею Калмыцкого государственного пединститута, первого высшего учебного заведения в Республике. Классный час называется «Калмыцкий пединститут – фундамент Калмыцкого университета».  А эпиграфом служат слова Джала Дарбаковича Орлова, ректора Калмыцкого государственного педагогического института с 1964 -1970 годы «Каждое новое поколение должно превзойти предшествующие». На наш классный час приглашены гости – это наши учителя – выпускники Калмыцкого пединститута и Калмыцкого университета: Спиридонова Е.Б.-Г., Бадмаева Н.Д., Сангаджигоряева Г.В.

Наши мудрые предки уже столетия назад понимали, что образование подрастающего поколения – важнейшая часть богатства любого народа. Недаром в истории калмыцких ханов Дондог – Даши назван «лучшим из ханов»,  так как именно  он является автором первого в мире закона о всеобщем образовании.

(Показ слайда о Дондог - Даши)

  1. Ученик.

       Дондог - Даши был образованным человеком, читал и писал по-калмыцки и по-русски. Поэтому он был озабочен тем, чтобы дать образование не только духовенству и знати, но и простолюдинам. Во второй половине 17 века у калмыков были свои правовые (юридические) нормы, составленные в письменной форме в виде сборника «Цааджин бичиг»1640 года («Степное Уложение», Устав взысканий), один экземпляр которого хранился в улусе нойона Дондог-Даши. В 1741 году став ханом, он решил привести в соответствие действующие российские и калмыцкие законы и права. Дондог – Даши прилагал постоянные усилия по дальнейшему укреплению национальной государственности калмыков. Будучи на коронации Елизаветы Петровны (1742), он подавал прошение о составлении калмыцкого права, так как у калмыков, много лет  назад отделившихся от дербен-ойратов и «живущих среди многочисленного и чуждого народа, изменились нравы и привились многие хорошие и дурные качества, прежде у них не бывшие», поэтому пришло время для составления новых законов на основе старых. В середине 18 века были приняты «Токтолы» калмыцкого хана Дондога – Даши (Законы, составленные для волжских калмыков).

  1. Учитель.(Показ слайда 1 Общекалмыцкий съед.)

Мечта о высшем европейском образовании своими корнями уходит к 1920 году, когда на 1 Общекалмыцком съезде Советов было принято решение об «организации Калмыцкого университета как центра, объединяющего и направляющего научно-куль турную работу в степи». Понадобились долгих полвека, чтобы мечта воплотилась в жизнь. Летом 1929 года СНК РСФСР принял решение о создании в 1929/30 учебном году Калмыцкого отделения педагогического факультета при Саратовском универси тете, куда было принято 30 парней и девушек.

4. Ученик

В 1938 году был открыт учительский институт в Астрахани с историческим и фи зико-математическим отделениями. Через год к ним добавилось отделение русского языка и литературы. Большая заслуга Калмыцкого отделения в Саратове, учительско го и педагогического институтов в Астрахани в том, что они содействовали формиро ванию первого отряда интеллигенции республики. Первые ученые Калмыкии, внесшие заметный вклад в развитие национального образования, науки и экономики в подавляющем большинстве прошли саратовские и астраханские научные школы.

В августе 1939 года правительство РСФСР удовлетворило просьбу руководства КАССР и издало постановление «Об открытии Калмыцкого педагогического института».

5. Ученица.

       Начавшаяся война внесла большие изменения в деятельность первого высшего  учебного заведения Калмыкии. В армию была призвана часть преподавателей: декан  исторического факультета и заведующий кафедрой истории Урюбджур Эрдниев, директор института доцент Бата Бадмаев, заведующий кафедрой Джал Орлов и другие. Призванные в ряды Красной Армии выпускники и студенты института - Петр Манджиев, Давид Кугультинов, Борис Надбитов, Анджа Тачиев, Нимя Манджиев и другие - достойно прошли по трудным дорогам Великой Отечественной войны. Многие сту денты Калмыцкого учительского и  педагогического институтов не вернулись с фрон та, погибли, защищая Родину.

6. Ученик.

В начале августа 1942 года пединститут, проработавший в г. Элисте один учебный год, был эвакуирован в Астрахань. Несмотря на серьезные трудности, вплоть до лик видации Калмыцкой АССР в конце 1943 года, первый вуз республики продолжал ра ботать. В декабре 1943 г. студентов и преподавателей коренной национальности вместе со всем калмыцким народом депортировали в Сибирь. В истории Калмыкии начался самый мрачный период, длившийся долгие 13 лет.

                       (Показ слайда о Городовикове Б.Б.)

7. Ученица.

После восстановления национальной автономии в 1957 году при Ставропольском пединституте открывается Калмыцкое отделение. Однако оно не могло удовлетворить растущие потребности отраслей экономики и социальной сферы бурно развивающей ся республики, и в 1964 году усилиями руководителя республики Б.Б. Городовикова был восстановлен Калмыцкий педагогический институт. Бескорыстную помощь в ста новлении института оказали вузы Москвы, Ростова, Саратова, Ставрополя, Волгогра да и других городов. Среди преподавателей института тех лет - видные ученые Рос сии: Юрий Жданов, Андрей Попов, Гарма Санжеев, Борис Пашков, Тимофей Бертагае и др.

Свои лекции по дореволюционной и современной национальной литературе чита ли народные писатели и поэты Калмыкии: Санджи Каляев, Давид Кугультинов, Аксен Сусеев, Хасыр Сян-Бельгин, Лиджи Инджиев, Алексей Бадмаев, Константин Эрендженов.

8.Учитель.

Открытие университета в том далёком 1970-м году было весьма непростой зада чей. В Калмыкии, ещё не оправившейся от последствий депортации, с её небольшим населением и неразвитой социально-экономической инфраструктурой, многого не хва тало для полноценного становления нового вуза. Б.Б. Городовикову, как руководителю республики, доказывали нецелесообразность такого шага, обещали выделять допол нительные целевые места для калмыцких абитуриентов в других вузах. Многие министерства, ректоры не поддержали идею открытия Калмыцкого госуниверситета, за ис ключением Ю.А. Жданова. Он как эксперт ЦК КПСС, как ректор известного в стране Ростовского госуниверситета взял на себя моральную ответственность и заявил о под держке предложения Б.Б.Городовикова, т.к. калмыцкому народу, считал он, необходим университет: «...Пусть это и чревато сегодня массой проблем, но надо смотреть в бу дущее».

Ю.А. Жданов, поддержав идею открытия в Калмыкии университета, не остался в стороне при его формировании и становлении. Как и при восстановлении Калмыцкого пединститута, был мобилизован весь коллектив Ростовского госуниверситета - теперь для непосредственной работы в самой республике. Он инициировал «вахтовый» ме тод, когда на неделю, на месяц в наш формирующийся университет стали приезжать ростовские преподаватели, нередко целыми кафедрами, и вести занятия у наших студентов. Ростовчане передавали только открывшемуся университету всё, что было необходимо для его становления: учебное оборудование, приборы, аппаратуру, учебную и научную литературу.

Примеру Ростовского университета последовали другие вузы. Они также стал делиться с молодым вузом всем, чем могли - учеными кадрами, опытом, учебной научной литературой, оборудованием и мн. др. Никто  не отказывал в помощи. Москвичи, ленинградцы, ростовчане, волгоградцы, саратовцы, учёные из Белоруссии и Украины жили нашими, калмыцкими,  заботами, некоторые связали свою судьбу с Калмыкией навсегда.

(Показ слайдов о КГУ)

9. Воспоминания учителей.

     Слово предоставляется старейшему учителю нашей школы, ветерану педагогического труда, Почетному работнику Общего Образования Спиридоновой Е.Б.-Г.

           Слово предоставляется учителю нашей школы, ветерану педагогического труда, Почетному работнику Общего Образования Бадмаевой Н.Д.

          Слово предоставляется учителю  математики Сангаджигоряевой Г.В.

 ( Это интересно: Инициаторами организации первого в Калмыкии студенческого строительного отряда были студенты физико – математического факультета, которые в течение лета 1967 года трудились в совхозе «Улан-Эрге» Яшкульского района на строительстве животноводческих помещений. В последующем их пример подхватили студенты других вузов страны, н-р, Донбасса, Запорожья. )

10. Учитель.

         Выпускники КГУ находятся на уровне современных требований, успешно трудятся на  постах руководителей, директоров, завучей, учителей.  Журналисты, ученые, специалисты сельского хозяйства, юристы, переводчики – все они выпускники нашего университета, все они рядом с нами, это наши родные, близкие нам люди, друзья и знакомые, которые трудятся на благо своей республики.

         Джал Дарбакович написал: «Во всяком деле существует решающий критерий, главный признак, служащий мерилом его значимости.  Это относится и к деятельности вуза. Таким непогрешимым мерилом является практическая работа воспитанников вуза.  Они олицетворяют марку, престиж своей альма матер. В силу сказанного можно считать, что люди, стоявшие в самом начале нашего института, выполнили свой долг – и выполнили на совесть».

                        Дорогие ребята, сейчас вы находитесь в преддверии выбора своей будущей профессии, и может уже сейчас, кто-то из вас задумался об обучении в нашем Калмыцком Государственном Университете. И как сказал Орлов Д.Д. : «Каждое новое поколение должно превзойти предшествующие – без этого застопорился бы общественный прогресс. Доброго здоровья, успехов вам, мои дорогие молодые друзья!».