Литературное краеведение
методическая разработка по краеведению по теме

Представлены материалы по литературному краеведению Владимирской области: конспект  урока по творчеству А.Шлыгина и заочная экскурсия по литературной карте Владимирской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a_detstvo_dorogo_vsegda.doc36.5 КБ
Microsoft Office document icon slovar.doc26.5 КБ
Microsoft Office document icon stihi_k_seminaru.doc24.5 КБ
Microsoft Office document icon ekskursiya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель I квалификационной категории

МОУ СОШ №39

Быкова Н. А.

Урок русского языка в 7 классе

“ А детство дорого всегда … ”

( лексико-семантический анализ стихотворений А. Шлыгина).

Цель урока:  дать учащимся представление о лексико-семантическом анализе текста на примере стихотворений “ Детство ”,                                        ” Былое ” владимирского поэта А. Шлыгина.

Ход урока:

  1. Слово учителя: Алексей Иванович Шлыгин (1940-2006) родился в Рязанской области. В 1973 году переехал жить во Владимир. Стихи А. Шлыгина полны лиризма, высокой гражданственности. Но, пожалуй, ещё больше впечатляют стихи для детей. Лёгкость, музыкальность, удивительная изобретательность, умение поэта выбрать из многообразия жизненных впечатлений и обстоятельств наиболее характерное и соотносимое с детским восприятием – всё это отличает поэзию А. Шлыгина.

Удивительнее всего, что поэт так тонко и точно чувствующий жизнь и природу, долгие годы был прикован к постели тяжёлой болезнью. И при этом такая свежесть восприятия, первичность слова и образа!

  1. Анализ стихотворения “ Детство ”.

- выразительное чтения стихотворения;

- О чём это стихотворение?

- Какие чувства вызывает у вас слово детство?

- Как композиционно разделено это стихотворение? Почему автор так построил это стихотворение? (1 часть – сказочный зачин, 2 часть – личные переживания автора).

- Найдите в 1 строфе сказочные образы. Откуда пришли к нам эти образы,  что мы о них знаем. ( Солнце, месяц и звёзды были первыми божествами славян. Как светило вечно чистое, ослепительное в своём сиянии, пробуждающее земную жизнь, солнце почиталось божеством благим, милосердным. Имя его сделалось синонимом счастья. Солнце даёт свет, жизнь. Колобок – фольклорный образ)

- Почему автор сравнивает солнце с колобком?

- В 1 строфе появляется мотив дороги. Приведите примеры. ( солнце катилось, я бежал, колобок убежал. Я бежал за солнцем – счастьем)

Таким образом, автор показывает мир глазами ребёнка, перед которым открывается жизнь.

- Работа над 2-ой строфой. Как вы понимаете смысл выражения                            “ тревожным эхом снов вдали за речкой ржали кони “

- Почему после этой строчки стоит многоточие?

- Почему автор сожалеет о том, что “ было мало слов в моём тогдашнем лексиконе ”?

- Что такое лексикон? Это слово профессиональное. Почему автор использует его в стихотворении? (подчеркнуть свой возраст; сожаление, что не всё тогда понимал)

- Что с грустью утверждает автор? Почему именно с грустью? ( “Я был велик, хотя и мал”)

- Найдите в тексте антонимы. ( велик - мал) Посмотрите их значение в словаре. Как они помогают раскрыть смысл стихотворения?

- Делаем выводы по стихотворению. Что значит детство в жизни человека, какая это пора?

3. Анализ стихотворения “ Былое “.

- выразительное чтение стихотворения.

- Какой темой объединены эти два стихотворения?

- Найдите ключевые слова в этом стихотворении. ( зрелость-древность-вечность) Посмотрите их лексическое значение в словаре.

- Какие слова в стихотворении поясняют смысл ключевых слов?

Зрелость                              Древность                            Вечность

Разг.                                             Нейтр.

Диво                                     чудо                                        по крупицам собираем

Книжн.                                     Устар.

Примитив                         терем                        

- Найдите в словаре лексическое значение слов диво, примитив, терем. Какие это слова (однозначные – многозначные, стилистически окрашенные – нейтральные)?

- Найдите в тематическом ряду слова- синонимы. ( диво-чудо) Почему автор слово диво употребляет в тематическом поле “ зрелость”, а чудо -               “ древность”?

- Какое ещё слово мы можем добавить в тематический ряд к слову зрелость? (племя) Посмотрите значение этого слова. Почему автор употребляет именно это слово? (мы ведём себя иногда как варвары, разрушая всё на своём пути).

- Каким словом автор заменяет в стихотворении слово племя?  (мы) Почему автор его несколько раз повторяет? Как называется такой приём? (лексический повтор).

- Мы сказали, что слово терем устаревшее. Почему именно его употребляет автор? (это слово встречается в сказках.)

- Как стоит терем? (убого) Определите лексическое значение слова.

- Подберите синонимы, к словам убого, замирать. (убого – бедно,                     по-нищенски, скудно; замирать – застывать, каменеть, цепенеть, леденеть) Почему автор выбрал из этих синонимических рядов  слова убого, замирать. Как они помогают раскрыть смысл стихотворения?

- Дайте возможные сочетания с глаголом замирать. ( от страха, от восторга, сердце замерло и т.д.) А с каким словом сочетает его автор? (растерянно) Почему?

- Какие ассоциации у вас вызывает выражение стать на пути. Определите лексическое значение слова путь. Какое это слово? (многозначное). В каком значении данное слово употребляется в стихотворении. ( Терем стоит на пути – пути жизненном, пути развития цивилизации. А как мы будем дальше жить- решать нам).

- Вспомните, что такое фразеологический оборот. Есть ли в стихотворении фразеологизмы. Определите их лексическое значение, подберите к ним синонимы. ( не отвести глаз, собирать по крупицам)

- Как вы понимаете выражение тлен вечности?

- Почему мы по крупицам собираем города?

- В каких строчках заключается главная мысль стихотворения? Почему это предложение стоит после многоточия?

- Обратимся к названию стихотворения. Объясните значение этого слова. Это слово высокого стиля. Почему автор так назвал стихотворение?

4. Подведение итогов урока.

О чём вас заставили задуматься эти стихотворения?

5. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение “ А детство дорого всегда ”.



Предварительный просмотр:

Словарь к уроку по творчеству А. Шлыгина

Былое (высок.) – 1. Минувший, прошлый. 2. былое. То же, что прошлое (во 2 знач.).

Великий – 1. Превосходящий общий уровень, обычную меру, значение, выдающийся. 2. Очень большой. 3. только кр. ф. Большего размера, чем нужно.

Вечность – Очень долгое время, бесконечность.

Горн1 - 1. Печь для переплавки металлов или обжига керамических изделий, а также кузнечный очаг с мехами и поддувалом для накаливания металлов. 2. Нижняя часть доменной печи.

Горн2 – Медный духовой мундштучный инструмент, сигнальный рожок.

Диво (разг.) – То, что вызывает удивление, чудо.

Древность – 1. см. Древний. 2. Далёкое прошлое. 3. Памятник далёкого прошлого.

Замереть – 1. Стать неподвижным, перестать двигаться, затаить дыхание. 2. перен. (1 и 2 л. не употр.) Затихая, прекратиться.

Зрелость – Возраст между молодостью и старостью; период жизни в таком возрасте.

Колобок – Небольшой круглый хлебец.

Племя-1. В доклассовом обществе: этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями, общим языком и территорией. 2. перен. Народ, народность (устар.). 3. ед. перен. Люди, поколение людей (высок.).

Примитив – 1. Нечто простое, не развившееся ( по сравнению с позднейшим, более совершенным) (книжн.) 2. Примитивный, нравственно неразвитый человек.

Прошлое – Прошедшее время, минувшие события.

Путь – 1. То же, что дорога. 2. Место, линия в пространстве, где происходит движение, сообщение. 3. Железнодорожная колея, линия. 4. Путешествие, поездка. 5. Направление, маршрут. 6. Направление деятельности, развития чего-нибудь, образ действий. 7. Польза, толк.

Растерянный – Беспомощный от волнения, сильного потрясения.

Терем – В Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками; жилое помещение в верхней части такого дома.



Предварительный просмотр:

         ДЕТСТВО           А. Шлыгин

Катилось солнце за леском,

И я бежал за солнцем следом.

Оно казалось колобком,

Что убежал от бабки с дедом.

Я этот час не повторю:

Как застревало сердце в горле,

Когда петух встречал зарю,

Трубя на петушином горне;

Когда тревожным эхом снов

Вдали за речкой ржали кони...

 Как жаль, что было мало слов

В моем тогдашнем лексиконе!

Я был велик, хотя и мал, -

Я это с грустью утверждаю, -

Ведь я такое что-то знал,

Чего сейчас уже не знаю.

БЫЛОЕ

Достигло наше племя зрелости –

Создали мы немало див.

И что казалось чудом в древности,

Теперь едва не примитив.

Но почему при виде терема,

Что стал убого на пути,

Мы замираем вдруг растерянно

И глаз не можем отвести.

И по крупицам в тлене вечности

Мы собираем города...

Былое - детство человечества,

А детство дорого всегда.



Предварительный просмотр:

Заочная экскурсия по литературным местам Владимирской области.

                                    Учитель I квалификационной категории

 МОУ СОШ №39

Быкова Н.А.

Я тех мест святыми не считаю,

Я от тех лесов почти отвык.

Там по мне, наверно, не скучает

Очень звонкий маленький родник.

Он пропах землёй, травой и хвоей,

В жаркий полдень холоден всегда.

А опустишь руку в голубое,

Заласкает светлая вода.

У его задумчивого пенья

Я большой учился чистоте,

Первым, самым робким вдохновеньям,

Первой, самой маленькой мечте.

Я тех мест святыми не считаю,

Только я не так ещё отвык,

Только пусть пока не высыхает

Очень звонкий маленький родник.

Пусть вдали от низенького дома

Я, мужая, сделаюсь седым.

Я ещё приду к нему, живому,

И ещё напьюсь его воды!

Представление карты литературного краеведения Владимирской области не случайно начинается со стихотворения Владимира Солоухина “ Родник ”. Родник, Родина, род – это всё слова, имеющие один корень. Все мы любим свою великую Отчизну – Россию.  Владимирская земля – это наша малая Родина, которая, в свою очередь, в разные годы была источником вдохновения для многих поэтов и писателей. С нашим краем тесно связаны эпизоды жизни и творчества П. Сумарокова, А. Радищева, А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Некрасова, К. Бальмонта, А. Горького и других. Среди владимирских поэтов и писателей нужно назвать поэта-песенника А. Фатьянова, признанного мастера короткого рассказа                                С. Никитина, романиста и создателя исторической тетралогии                  Э. Зорина.

Я предлагаю вам совершить заочное путешествие по                                          “ литературным” местам Владимирской области.

Первая станция – город Александров, с которым связаны судьбы и творчество сестёр Анастасии и Марии Цветаевых.

Поэтесса приехала к сестре Анастасии в июне 1916 года и прожила у неё с перерывами по март 1917. В июне 1916 в гости к Цветаевой приезжает Осип Мандельштам. Через 15 лет Цветаева воскресила этот эпизод в художественных мемуарах, а Мандельштам тоже превращает в поэзию свой единственный день с Цветаевой в Александрове. Время, проведённое поэтессой в Александрове, было наполнено творчеством и вошло в историю литературы под названием “ Александровское лето”. В этот период написано около 20 стихотворений, 12 из них обращены к Ахматовой. В Александрове с 1982 года (года девяностолетия поэтессы) проходят летние “ цветаевские ” праздники поэзии. Туда отовсюду приезжают люди, чтобы послушать поэтов, музыкантов, а затем направляются к маленькому домику, где летом 1916 Цветаева гостила у сестры и где ей так хорошо работалось. Добрым словом вспоминают и её отца – Ивана Владимировича, который родился в 1847 году в селе Дроздове Шуйского уезда Владимирской области. Он был деятелем культуры, основателем и первым директором музея изящных искусств в Москве (ныне музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина).

      Следующая станция – деревня Ючмер Покровского округа (ныне Петушинский район). Этой деревней и имением Сущево владела семья Грибоедовых. Автор знаменитой комедии “ Горе от ума ” А. С. Грибоедов – наш прямой земляк. Род Грибоедовых известен с 17 века. В 1760 году дед писателя Иван Никифорович был товарищем воеводы Владимирского уезда, а немного позже – главой Владимирского магистрата. В 1813 году Грибоедов некоторое время жил в деревне Сущёво и в самом Владимире. В этом году комплектовались кавалерийские части на территории Владимирщины. В качестве  адъютанта Андрея Семёновича Кологривова Грибоедов формировал кавалерийскую часть в Муроме. Древний город заинтересовал Грибоедова своей историей и впоследствии он занимался генеалогическими исследованиями, относящимися к муромским князьям. Этот интересный вопрос Грибоедов не смог разрешить до конца, но, впрочем, и современные историки не продвинулись далеко в его изучении. В 1813 году, воспользовавшись отпуском, проводит его во Владимире и владимирском имении отца Сущёве. Посещал он и Суздаль. А 4 августа 1819 года в родовом имении Грибоедовых – сельце Сущёво – родился Дмитрий Александрович Смирнов, один из первых биографов поэта, первых исследователей его комедии                                    “ Горе от ума ”. Дмитрий Александрович доводился Грибоедову дальним родственником. Более 25 лет Дмитрий Александрович собирал литературное наследие А. С. Грибоедова. Собранные материалы легли в основу работы “ Черновая тетрадь Грибоедова ”, опубликованной в 1859 году в журнале “ Русское слово ”. Были подготовлены к печати “ Материалы для биографии Грибоедова ” и ” Грибоедов и его критики ”, но при жизни Д. А. Смирнова они не были изданы.

Село Варварино Юрьев-Польского уезда. Сюда был сослан 8 июля 1878 года Иван Сергеевич Аксаков, поэт, литературный критик и общественный деятель. В то время село Варварино принадлежало Екатерине Фёдоровне Тютчевой, дочери поэта. На её сестре Анне Фёдоровне Иван Сергеевич был женат. Своей жене Аксаков посвятил одно из своих “ варваринских ” стихотворений. Оно называлось “ Ещё морозом побиты…”. До этого он не писал стихов уже 17 лет. А здесь, в Варварине, он написал несколько стихотворений: “ Варварино ”, ” Ночь ”, ” Среди цветов поры осенней ”, ” 29 ноября 1878 года ”. Ссылка в Варварино оказалась               “ спасительной ” для общего и душевного здоровья Аксакова. Он приехал сюда в июле 1878 года. Стояло лето. Село раскинулось на живописном берегу реки Колокши. Окружающая природа покорила поэта. Сельская жизнь, природа, неторопливый распорядок дня восстановили его душевное равновесие. Он решил в спокойной обстановке составить записки по истории борьбы России с Турцией. Вёл он также большую переписку с друзьями, единомышленниками и сочинял стихи.

Есть на владимирской земле места, связанные с именем Николая Алексеевича Некрасова. В селе Алешунино Муромского уезда (в ту пору оно входило в состав Гороховецкого уезда) находилось небольшое имение Николая Алексеевича Некрасова, переданное ему отцом. Здесь поэт неоднократно бывал, жил и работал. Люди и живописные картины края нашли отражение в ряде произведений Некрасова. В апреле 1853 Николай Алексеевич впервые приехал в село и провёл в нём три с половиной месяца, встречаясь с крестьянами, охотясь и ловя рыбу. Эти занятия, встречи, живописные окрестности были описаны им в повести “ Тонкий человек ”, с сохранением подлинных названий. Эта повесть принадлежит к лучшим прозаическим произведениям Некрасова. В ней он определяет свои идейные позиции, обличая социальные противоречия современной ему жизни. Это первое и единственное прозаическое произведение Некрасова о русской деревне. По обличительному пафосу оно перекликается с           “ Путешествием из Петербурга в Москву ”.

В селе Фоминки (неподалёку от Алешунина) поэт познакомился с крепостным крестьянином Алексеем Дементьевичем Потаниным, управлявшим вотчиной шефа жандармов князя Орлова. Личность и дела мудрого крестьянина поразили Некрасова, и он описал его и в “ Тонком человеке ”(с подлинным именем), и в поэме “ Кому на Руси жить хорошо ”, сделав прообразом Ермилы Гирина,                               “ заступника народного “. Некрасов посещал Алешунино в 1858, 1860 и 1861 годах. В том же 1861 году в Алешунино жили его братья и сёстра. Поездки и пребывание во владимирских местах обогатили язык Некрасова владимирским фольклором. Поэт использовал эти поэтические находки в своих произведениях.

 К сожалению, дом Некрасовых в Алешунине до наших дней не сохранился, уже при жизни поэта он был старым. Николаю Алексеевичу нравилось жить в Алешунине. Он писал Тургеневу: « …Деревенской жизнью не тягощусь…” В Алешунине поэта привлекала не только охота. Здесь он имел возможность видеть жизнь народа, его нравы и обычаи. В общении с крестьянами, среди родной природы к нему возвращались творческие силы.

В городе Муроме летом 1880 года двенадцатилетним мальчишкой у муромского булочника работал Алексей Максимович Горький. А в 1819 году он снова побывал в этом городе, бродя по Руси. Его рассказ “ Губин ” точно воспроизводит жизнь городка. В “ Климе Самгине ”, “ Моих университетах ”и других произведениях Горького имеются упоминания о Владимирщине и её людях. В 1911 году во владимирской газете “ Старый владимирец ” публиковался рассказ Горького “ Старик ”. Сохранился ряд писем писателя различным организациям, коллективам и отдельным жителям нашего края.

Во второй четверти 19 века, в годы свирепой николаевской реакции, во Владимирском крае появились политические ссыльные. Среди них литераторы – Александр Иванович Герцен и Александр Иванович Полежаев.

В 1833 году Полежаев проживал в Коврове в составе расквартированного там Московского полка. Здесь он написал стихи “ Четыре нации ”, ” Ренегат ”, ” Мир создал бог, а кто же создал бога?”. Лирика Полежаева продолжала традиции декабристской поэзии. К сожалению, стихи ковровского цикла нигде не публиковались и многие из них до нас не дошли.

     Более двух лет прожил во Владимире А. И. Герцен. В наш город он прибыл 2 января 1838 года. На протяжении всей владимирской ссылки А. И. Герцен писал автобиографическую повесть “ О себе ”. Автобиографический материал лёг в основу повестей “ Елена ” и                   ” Его превосходительство ”, написанных также во Владимире. Городу он посвятил третью часть книги             “ Былое и думы ”. Наибольший след в истории культуры нашего края оставила работа Герцена в газете “ Владимирские губернские ведомости ”.

“ Владимирские губернские ведомости ” были первой местной газетой, учреждённой в 1838 году. Она состояла из двух частей: официальной и неофициальной. Официальная часть печатала распоряжения, постановления, приказы. Неофициальная часть газеты называлась “ Прибавление к “ Владимирским губернским ведомостям ” и выходила один раз в неделю по субботам. Она предназначалась для статей исторических и литературных. Герцен согласился стать редактором неофициальной части газеты.  При нём в газете были опубликованы исторические очерки о городах Владимире, Суздале, Шуе, об исторических и архитектурных памятниках владимирской земли. Благоприятная обстановка, сложившаяся для Герцена во Владимире, позволила ему продолжить своё самообразование, заниматься творчеством. Во второй половине марта 1840 года А. И. Герцен навсегда покинул Владимир. Годы, прожитые в этом городе, он назовёт позднее самыми лучшими в его жизни: “ Город Владимир остался сияющей точкой в дали моей молодости ”.  Здесь он любил и был любим, здесь началась его семейная жизнь. Здесь родился его первенец – сын Александр.

Село Алепино Собинского района  известно, наверное, каждому владимирцу. Здесь родился Владимир Алексеевич Солоухин. Его “ Владимирские просёлки ” стали этапным произведением и для него самого и, в какой-то мере, для всей отечественной литературы. Владимир Солоухин побывал во многих странах мира. Но где бы ни бывал, о чём не писал, он, в сущности, всю жизнь шёл родной Владмирской землёй. А в далёкой Австралии создано Общество любителей русской словесности имени Владимира Солоухина.

Пойдём дальше.

В деревне Малое Петрино (ныне оно находится в черте города Вязники) родился поэт-песенник Алексей Иванович Фатьянов. Песни на стихи нашего земляка более полувека поёт вся страна. Его поэтический дар во всей полноте раскрылся в годы Великой Отечественной войны. За свою небольшую жизнь он написал около 200 песен, многие из которых звучат в известных кинофильмах.                (“ Свадьба с приданым ”, ” Небесный тихоход ”, ” Солдат Иван Бровкин ”, ” Весна на Заречной улице ” и другие). Песни к кинофильму “ Солдат Иван Бровкин ” были написаны А. И. Фатьяновым в 1954 году во Владимире. И первый сборник его стихов “ Поёт гармонь ” вышел в 1955 году во Владимирском книжном издательстве. Всю свою жизнь А. И. Фатьянов не порывал связи с родной владимирской землёй. Ей посвящены стихи “ На весёлом, на шумном празднике ”, ” Владимирка ”, ” Малое Петрино ” и другие. В замыслах поэта было создание поэмы о Мстёре и её художниках, стихотворного цикла “ Родная сторона ”. Он неоднократно бывал на родине, встречался здесь с читателями, принимал активное участие в литературной жизни области. Песни его до сих пор живут в народе. Тонкое понимание национального характера, лиричность, напевность обеспечили им долгую жизнь. Вязниковцы хранят память о поэте-земляке. С 1974 года в Вязниках проводится Фатьяновский праздник поэзии и песни, получивший в последние годы статус Всероссийского.

Посёлок Мезиновский известен тем, что там работал учителем физики в 1956-1957 годах Александр Исаевич Солженицын, известный писатель, лауреат Нобелевской премии (1970 год). На основе местного материала им было написано одно из его произведений “ Матрёнин двор ”.

Вернёмся во Владимир, о котором мы уже упоминали в связи с жизнью и творчеством Герцена.

В биографии Эммануила Генриховича Казакевича есть страницы, связанные с Владимирской областью. В ноябре 1941 года он прибыл во Владимир в составе четвёртой Курсантской запасной стрелковой бригады. Во Владимире он продолжает писать стихи, начал работать над пьесой “ Сон в декабрьскую ночь ”. После войны он снова вернулся к литературному труду. В замыслах писателя был новый роман. Поэтому в конце июня 1950 года он уезжает в одну из своих длительных командировок в деревню Глубоково Вязниковского района. Сюда приезжали к нему А. Т. Твардовский, С. К. Никитин, А. И. Фатьянов и другие писатели. Здесь же родилась идея выпуска альманаха “ Владимир ”, организатором и членом редколлегии которого стал Э. Г. Казакевич.

Заслуживает внимания и творчество Алексея Ивановича Шлыгина. Его стихи для взрослых полны лиризма и высокой гражданственности. Но, пожалуй, ещё больше впечатляют стихи для детей. В 1980 году Агния Барто, выступая на пятом съезде российских писателей и говоря о литературной смене, призналась, что не может с уверенностью назвать кого-то из детских поэтов, кроме Алексея Шлыгина. Агния Львовна специально приезжала к Шлыгину во Владимир, и не просто в гости, а привозила редактора столичного детского издательства договариваться о выпуске книжки. По настоятельной рекомендации Барто он был принят и в Союз писателей. На творчество владимирского поэта не раз обращала внимание столичная критика в журналах “ Юность ”,                         “ Литературное обозрение ”, в газетах “ Комсомольская правда ”,                        “ Литературная газета  ”.

Вот и закончилось наше небольшое путешествие, не везде мы с вами побывали, узнали не обо всех поэтах и писателях, для которых владимирская земля стала источником вдохновения. Но это будет уже другая история.

Используемая литература:

  1. Владимирские писатели: Библиографический справочник. -Владимир, 1991.
  2. Календарь памятных дат по Владимирской области на 1994 год// Владимир, 1993.
  3. Календарь дат и событий Владимирской области.- Владимир, 1998.
  4. Колобанов В. А., Маштафаров В. Н. Русские писатели на Владимирской земле: Литературно-краеведческий словарь – пособие для учителей словесников.- Владимир, 1971.
  5. Копылов Д. И., Головкин В. В., Киприянова Н. В., Петровичева Е. М., Тихонов А. К. История Владимирского края: учебное пособие для школ, Владимир, 2001.
  6. Саакянц А. Марина Цветаева. Страницы жизни и творчества.
  7. Савинова Р. Ф. Автографы с архивной полки.- Ярославль: Верх. -Волж. кн. изд.,1987.
  8. Савинова Р. Ф. За строкой автографа.- Владимир: “ Золотые Ворота ”, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературному краеведению

Рабочая программа по литературе Забайкальского края...

С любовью к родному краю (литературное краеведение)

                «Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе...

Презентации по литературному краеведению

Иллюстративный материал по литературному краеведению...

Сравнительный анализ поэтических текстов на уроках литературного краеведения

Разработка представляет собой обучению интерпретации поэтического текста. Для анализа выбраны тексты стихотворений Ставропольского поэта И.Кашпурова и Н.Заболоцкого...

Программа по литературному краеведению Ульяновской области

Программа для 5-11 классов общеобразовательных школ по литературному краеведению Ульяновской области, разработанная УИПК ПРО в 2008 году...

Методическое пособие по литературному краеведению к спецкурсу "Моё литературное Прикамье"

Программа спецкурса "Моё литературное Прикамье" является компонентом содержания образования в рамках культурологического подхода к экологическому образованию и воспитанию в школе № 16. Понимая экологи...