«Земля Балаковская» История здания. Коммерческое училище.
занимательные факты по краеведению по теме

Историяы создания коммерческого училища в городе Балаково.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommercheskoe_uchilishche_-_kopiya.docx40.23 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования

Балаковского муниципального района

Муниципальное образовательное учреждение

 «Основная общеобразовательная школа № 8»

Конкурс краеведческих материалов

 «Земля Балаковская»

История здания.

Коммерческое училище.

                                                                                   Выполнила:

                                                                                   Кораблёва Юлия Викторовна,

                                                                                   учитель русского языка,  

                                                                                   литературы и краеведения    

                                                        МОУ «Основная

                                                                общеобразовательная

                                                 школа № 8»

     

                                                       2011 год

Мечта об учебном за ведении, где преподавались Закон Божий, русский язык и словесность, история, география, мате матика, естествознание, физика зако новедение, химия и товароведе ние с технологией, коммерческая география, каллиграфия, рисова ние и гимнастика в умах балаковской  интелли генции витала давно. Образова тельные учреждения, которые су ществовали в Балакове, давали, по нынешним меркам, лишь неполное среднее образование, и, чтобы получить хорошую профес сию, приходилось выезжать на учебу в Вольск, Самару, Саратов и другие города России. А ведь в Ба лакове проживали люди обеспе ченные, богатые. Разве они мог ли позволить, чтобы их дети были недоучками?

 Уже в первом своём отчёте (за 1904-05 гг.) биржевой комитет с. Балаково, открытый в конце 1904 г., задался этим вопросом: «Одно из самых насущнейших требований жизни - необходимость образования. Для удовлетворения  этой потребности в Балакове имеется второклассное епархиальное  училище, Министерское   двуклассное училище, 6 церковно-приходских школ, и нет ни одного средне-учебного  заведения, каковое при населении в 22 тысяч человек – необходимо  (в Аткарске Саратовской  губернии  при населении в 7 тысяч  человек имеются 2 средне-учебных  заведений: реальное училище  и женская гимназия)»[1]. Но тогда биржевики признали, что «постройка учебного заведения на частные средства, едва ли может быть осуществлена, так как требует весьма значительных капиталов».[2]

 Да и большому тор говому селу, получившему неофи циальное звание «хлебной столи цы», требовались свои доморо щенные высококвалифицирован ные кадры. Поэтому выбор и пал на такое учебное заведение, как коммерческое училище. Впервые о нем члены  биржевого комитета заговорили в 1907 года. Тогда они обратились в земскую управу с просьбой выделить на это сред ства. Однако земство отказало. И челобитчикам пришлось отсту пить. Но ненадолго. В очередной раз вспомнили об училище

через год.  Окончательное ре шение о том, что училище надо обя зательно открывать, было приня то 10 января 1909 года на заседании бир жевого комитета по предложению его председателя С.Г. Мельникова.

      Чтобы увековечить память о своем отце, умершем незадолго до это го, строительство здания взял на себя И.В. Кобзарь  (Приложение №1), пообещав вло жить в него 50-60 тысяч рублей и по требовав от биржевиков обес печить лишь ежегодное содержа ние училища. Попытка договориться о финансировании с Министер ством финансов увенчалась успе хом только отчасти: из запрошен ных ежегодных 10 тысяч рублей по обещали выделять из казны 5, да и то не сразу. Так что после того, как 24 ноября 1909 года был утвержден устав училища, комитет объявил так назы ваемую подписку, то есть сбор пожертвований среди балаковцев.

Тем временем Кобзарь начал строительство (Приложение № 2), которое предпо лагалось закончить не ранее чем через два года. Столько времени балаковцы ждать не могли. И Коб зарь решил временно поместить будущих коммерсантов в своем 2-этажном доме на Новоузенской улице (ныне улица Ленина, торговый дом «Кобзарь»), выселив отсюда коммерческий клуб. (Приложение № 3)

Собственных его средств на строительство специализированного здания явно не хватало, и поэтому он заключил договор с другими имущими людьми о совместном вкладе в это дело. Однако компаньоны подвели его, отказавшись от вклада средств, и одержимый идеей Иван Васильевич продал свои земли.

250 тысяч рублей золотом  затратил И.В. Кобзарь на строительство и оборудование коммерческого училища – добротного и красивого здания из красного кирпича, с калориферным отоплением, паркетом, панелями, отделанными кафельными плитками, узорчатыми металлическими лестничными перилами и удивительными наличниками.

Теперь оставалось решить еще один щекотливый вопрос: полу чить соизволение на совместное обучение мальчиков и девочек. По тем временам

это было до вольно смелое желание: тогда большинство учебных заведений России делилось на мужское и женское, а тут — объединение. Соизволе ние на совместное обучение было получено без проволочек, и нача лась подготовка к открытию.

Можно представить, с каким воодушевлением балаковская  интелли генция принялась за подготовку, и с каким трепетом ожидали бу дущие ученики начала первого учебного года в своем, почти до машнем, училище.

Следует сказать о попечитель ском совете училища. В него вошли самые уважаемые в Балакове люди. Почетным попечителем был  избран  И.В. Кобзарь, по докумен там крестьянин слободы Покровс кой, а по жизни купец-миллионер. Далее в списке председатель — С.Г. Мельников;  заместитель  предсе дателя — И. В. Мамин; члены  совета:  П.А. Беляков,  А.А. Кузне цов, A.M. Мальцев,  Н.А. Задке,  И.Д. Прахое,  Е.И. Гофман, В.Н. Доб ролюбов.

Училище было рассчитано на 120 учащихся. В нём уже в 1913 году была создана кабинетная система. Иван Васильевич закупил в странах Западной Европы для кабинетов физики, химии, математики, биологии современное оборудование. А для рисовального класса – подлинники и копии картин, скульптур и ваз, чтобы могли учащиеся, обучаясь рисованию, живописи и ваянию, подражать замечательным мастерам. Закупил Иван Васильевич и музыкальные инструменты.

За обучение в коммерческом училище платили 100 рублей в год, в то время как в других учебных заведениях за год учёбы брали 120-150 рублей (корова в то время стоила 25-30 рублей).

Детей из бедных семей принимали бесплатно. Кроме этого И.В. Кобзарь, как попечитель училища и добрейший человек, бесплатно обеспечивал их формой,

учебниками, ранцами, завтраками и обедами. Бесплатно завтракали и учителя.

В учебно-воспитательном от чете училища за 1911 -12 года  было от мечено, что одной из серьезных проблем стало снабжение учебниками. «Отсутствие в

Балакове книжных  магазинов заставило училище с  первого же года взять на себя заботу о снабжении учащихся  учебниками. Учебники закупались в Саратове в книжном магазине Суворина. Летом их переплетали, а осенью они продавались учащимся  по магазинной цене. Это было, конечно, несколько хлопотно, но училище с этим не счита лось,  имея в виду интересы учащихся: дать последним вовремя «учебник и притом в более прочном переплете, чем обыкновенный магазинный».

Жизнь и деятельность училища находилась под пристальным вниманием балаковцев.  Это подтверждается тем, что в местной типог рафии печатались ежегодные учи лищные отчеты. Вот как, например, выглядит общая характеристика «Успешности и поведения уча щихся» за второй год обучения (1911/12 г.): «Относительно пове дения учащихся можно сказать, что оно было лучше прошлогод него, а редкие случаи проявления грубости нравов являются про дуктом местной среды.

В училище не было драк и неосто рожных шалостей. При крайней тесноте (в училище занимались око ло ста человек) здания и двора и очень неудобных лестницах не было не только свалок, сталкивания с ле стниц или чего-нибудь подобно го, но даже не было серьезных ушибов, падений .

В отчетах некоторых препода вателей указывается на трудность работы в третьем классе (в нем занимались 33 человека — 7 девочек и 26 мальчиков в возрасте от 12 до 16 лет) вследствие малой дисцип линированности и малого интере са к занятиям. Однако девочки (как и во всех классах) и некоторые из мальчиков вели себя на уроках корректно.  Нарушение  порядка зависело, по мнению преподава телей, с одной стороны, от пере ходного возраста у некоторых, со пряженного всегда с понижением внимания и работоспособности, с другой — от разности в подго товке.  Многие уже до поступления в училище  прошли  по некоторым предметам часть изучаемого кур са в тех школах, где прежде учи лись, и потому к работе в классе по этим предметам относились поверхностно.

Но этот класс отличается боль шим умственным развитием срав нительно с другими  классами. В нем есть начитанные, по своему воз расту, учащиеся. Трудна пока еще работа с ним, но интересна. Ин тереснее работать в мысля щем классе, хотя и не совсем спо койно, чем в образцовом по пове дению, но слабом по развитию.

Но что обращало на себя вни мание, так это слабое развитие в здешних учащихся эстетическо го чувства. Детям обыкновенно свойственна любовь к музыке и пению, они бывают более чут ки к красотам природы. Здесь это было мало заметно. На уроках пения, музыки, рисования они пели, играли, рисовали, но все это как-то хладнокровно, без видимо го увлечения. Чем это объяснить? Виновата ли в этом однообразная, ровная степная местность, бедная зеленью; общая ли деловитость и практичность местной среды — кто знает, но только эта особен ность здешних учащихся неволь но останавливает на себе внима ние».

С этой «особенностью» учите лям приходилось бороться посто янно. В приготовительном классе, напр., сначала преподаватели на талкивались на «резкие и грубые выходки детей как по отношению к преподавателю, так и друг к дру гу». Какими были эти выходки, классный наблюдатель не уточня ет, но зато сообщает, что к концу года эта грубость несколько сгла дилась, дети привыкли к требованиям школы и даже «с большим неудовольствием оставались дома по нездоровью».

Нелегко было преподавателям и в первом классе, где основны ми чертами хоть и признавались приветливое обращение, открытость, отзывчивость, правдивость и сознание долга, но отме чались «черные точки». Фамилии этих «точек» не указываются, но о мерах, применяемых к ним, со общается: «Меры нравственного воздействия, оказывавшие влия ние на класс, не производили ни малейшего впечатления на этих нескольких мальчиков. Поэтому классный наблюдатель, будучи врагом принудительных мер воздействия на учащихся и будучи в состоянии ограничи ваться мерами нравственного воздействия в других школах, тут, по отношению к этим ученикам, в виде печальной

необходимости, прибегал к временному удалению из класса и лишению свободы пе редвижения. (Последняя мера была применена в пяти случаях) Мало того, одного из учеников, как упорно не подчинявшегося требо ваниям школьной дисциплины и замеченного в недобросовест ном поведении вне школы, педа гогический комитет вынужден был удалить из училища»[3].  В то же время, как отмечает классный наблюдатель, к концу года поведение нерадивых учени ков все-таки изменилось к лучше му, хотя большой процент неуспе вающих среди мальчиков так и остался.

Очень внимательно в училище от носились и к организации быта. В еже годных отчетах публиковались подробные сведения о заболева емости учащихся и о санитарном состоянии училища.

Первые два года, когда училище размещалось в доме Кобзаря, бы товые условия здесь были далеки от совершенства. Из-за тесноты оказалось невозможным органи зовать уроки гимнастики, и их при шлось заменить играми на свежем воздухе во дворе училища, тоже, кстати, не очень просторном. По той же причине отсутствовала сто ловая, а значит, и горячее питание, и учащиеся ели то, что брали из дома. Питьевую воду приносили из колодца, который находился в соседнем дворе, что доставля ло определенные неудобства. Не удобно было и то, что клозеты (ту алеты) располагались во дворе и, пока их не отремонтировали, из давали неприятный запах. Все эти недостатки не могли не огорчать взрослых, которые хотели сде лать училище образцово-показа тельным. Но, когда в 1912 г. пост роили новое здание (Приложение №4), ситуация резко изменилась. В училище появи лись водопровод, вода по которо му качалась электромотором из колодца, находившегося прямо в здании, клозеты, зал для физи ческих упражнений и столовая. О работе последней стоит сказать особо. Всеми работами в столо вой занималась жена директора училища Л.Я. Гофман.   Мебель, посуду и часы подарила чета Кобзарей, плиту, ножи, вилки и клеенку для обеденных столов—А. А. Кузнецов, весы — Я.В. Мамин, еще два десят ка ножей и вилок

— В.А. Шмидт. В организации питания помогали мамы учащихся, женщины из местного высшего света, которые этой ра ботой не гнушались. Они устано вили очередь по дням и готовили так называемые горячие завтраки трех видов: котлеты с гарниром или иногда пирожки с капустой; молоко с белым хлебом; чай с мо локом и белым хлебом. Причем хлеба давали в неограниченном количестве («хлебная столица» все- таки), а в постные дни мясные кот леты заменялись картофельными с грибным соусом или винегре том, а молоко — чаем. За свеже стью продуктов и качеством пищи очень строго следили ответствен ные дамы. Выбор завтраков был свободным. Не разрешалось толь ко менять вид завтрака до конца месяца, потому что стоимость была разная, а плата бралась за месяц вперед. Кстати, голодными не оставались даже те, чьи роди тели были не в состоянии эти завт раки оплатить. Деньги для такой категории учащихся выделяли не которые обеспеченные балаковцы. В сред нем ежедневно завтракали 97 де тей, еще 15 получали бесплатные котлеты. И последний штрих в опи сании бытовых условий в училище: что бы учащиеся не задыхались от пыли, полы во всех рекреациях протирались во время уроков два раза в день, а в классах после окон чания занятий тщательно подмета лись мокрыми опилками.

Ну, а открытие такого прекрас ного здания с такими прекрасны ми порядками состоялось 2 сентября 1912 г. Вот полное описание этого торжественного события из учебно-воспитательного отчета: «2-го сентября в 11 часов  дня в присутствии попечительского совета, педагогического персонала, родителей, учащихся  и почетных гостей состоялось освещение нового здания училища и торжественный акт. Торжество началось молебном, отслуженным местным духовенством в зале училища. Перед  молебном Владыкин (училищный священник-законоучитель)  сказал учащимся слова, в которых  выяснил значение для Балакова  доброго дела Кобзаря. После молебна в этом  же зале состоялось соединенное заседание попечительского сове та и педагогического комитета, на котором Кобзарь официально пе редал биржевому комитету (главному заказчику) права на владение зданием училища. Председатель попечительского совета Мельников, как председатель биржевого комитета,

благодарил Кобзаря  от  имени комитета и заявил, что комитет в благодарность за щедрый  дар повесит в училище портрет  Кобзаря и его отца, в память которого и воздвигнуто это здание, а на стене прибить мраморную доску с соответствующей надписью. Хор учащихся (Приложение № 5) пропел привет ствие Кобзарю, после чего были  поднесены ему адреса. Первый — от биржевого комитета, затем — от родителей, которые заявили  в своем адресе, что они в знак  признательности решили учредить  при училище две стипендии. После М.Н. Корнеев сказал при ветствие от имени редакции "Са ратовского  листка", затем поднесли свои   адреса педагоги и учащиеся. Пос ле каждого адреса ученический оркестр играл туш, а по окончании приветствий исполнил кантату, специально на этот день написанную господином капельмейсте ром И. И. Каратаевым. После этого секретарь педагогического комитета прочел фамилии учащихся  переведенных в следующие классы. Акт закончился речью директора о работе педагогов. В зак лючение ученический хор пропел гимн»[4].

22октября 1913 года  в училище произош ло еще одно замечательное событие. В память об отце Кобзаря в актовом зале в торжественной обстановке были помещены его портрет и мемориальная доска.

Первым и единственным директором коммерческого училища был Евгений Иванович Гофман (Приложение № 6). В 1888 г. он окончил Новгородскую гимназию, в 1893-м – Петербургский университет. Полностью его послужной список пока восстановить не удалось. Известно лишь, что перед тем, как встать во главе Балаковского коммерческого училища, он возглавлял подобное учебное заведение в уездном городе Подольской губернии Проскурове  (теперь город Хмельницкий на Украине).

Первый выпуск училища состоялся в мае 1917 года, второй и третий — лесной и осенью 1918-го, четвер тый — в мае 1919 , когда училище было преобразовано в единую трудовую школу 2-й ступени. Спу стя несколько лет у этого назва ния появилась прибавка «поли техническая». Незадолго до ВОВ она

стала именоваться средней шко лой № 2. Во время войны здесь разместили пленных немцев. Спустя  несколько лет после войны бывшее здание училища отдали под речное училище, которое размеща ется здесь до сих пор. (Приложение № 7)

                             

 

                         Список литературы, источники:

Деревянченко А.А. У реки великороссов: Историко-публицистический очерк о г. Балаково и этносах Поволжья. Балаково, 1994.

Загорская  Г. Балаковский меценат //Огни Балакова. 1991. 2 января.

Учебно-воспитательный отчет Балаковского коммерческого училища за 1911-12 гг. Балаково, 1913.

Учебно-воспитательный отчет Балаковского коммерческого училища за 1912-13 гг. Балаково, 1914.

Государственный архив Саратовской обл., ф. 1089, оп. 1, е.хр. 237.

Саратовский листок. 1909. 15 января

Балаковская народная энциклопедия. Саратов: ООО «Приволжское изд-во» 2007

http://www.balkray.ru/arh/zdanie.html

http://www.balakovoinfo.ru/202-strasti-po-uchilishhu..html

http://www.balakovoinfo.ru/203-ljubjashhaja-mat-kotoraja-portit-svoikh-detejj..html

http://www.balakovoinfo.ru/1141-pervye-shagi-balakovskogo-obrazovaniya.html

http://www.balkray.ru/lyudi/kobzar.html

http://historybalakovo.ru/biznes-torgovlya/kobzar-ivan1.html

http://historybalakovo.ru/biznes-torgovlya/kobzar-ivan2.html

http://historybalakovo.ru/biznes-torgovlya/kobzar-ivan3.html


[1] Балаковская народная энциклопедия. С.537

[2] Балаковская народная энциклопедия. С.537

[3] Балаковская народная энциклопедия. С.539

[4] Балаковская народная энциклопедия.С.540


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития училища на 2007-2011 годы

Программа развития предполагает своей целью создание условий для  повышения качества профессиональной подготовки и коррекционно - реабилитационного процесса через повышение  ресурсообеспечения деятель...

Внеклассная работа по математике как фактор активизации,социализации и развития коммуникативных способностей суворовцев в условиях современного суворовского училища.

"Внеклассная работа по математике как фактор активизации,социализации и развития коммуникативных способностей суворовцев в условиях современного суворовского училища"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УЧИЛИЩЕ

Новая парадигма образования состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консульт...

Зарайское реальное училище

История создания и деятельности реального училища...

Зарайское реальное училище

История создания и деятельности реального училища...

Внеклассная учебно-исследовательская деятельность как метод повышения качества знаний учащихся профессионального училища

Внеклассная деятельность предоставляет широкие возможности для реализации ученической исследовательской деятельности на занятиях кружков, факультативов, и становится серьезным подспорьем на уроках....

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское уч

I. Организация и осуществление образовательной деятельности1. Настоящий Порядок регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных ор...