Программа развития училища на 2007-2011 годы
методическая разработка по теме

Колупаева Людмила Анатольевна

Программа развития предполагает своей целью создание условий для  повышения качества профессиональной подготовки и коррекционно - реабилитационного процесса через повышение  ресурсообеспечения деятельности  училища.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_razvitiya_uchilishcha.doc313 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №1 ЗАКРЫТОГО ТИПА

РАССМОТРЕНА                                                                        УТВЕРЖДЕНА

на методическом совете                                            на педагогическом совете

«____»______________                                             «____»________________

Председатель:                                                              Председатель:

А.В.Шварц___________                                             А.В.Шварц___________

Программа

развития

училища

на 2008-2012 годы

Г.Орлов

2007

Авторы программы:

А.В.Шварц, директор училища, Г.И. Казаковцева, заместитель директора по учебной работе, Бадьин Н.В., заместитель директора по учебно- производственной работе, Торощина Т.В., заместитель директора по учебно- воспитательной работе, Колупаева Л.А., методист.

Экспертиза  программы выполнена в ИПК и ПРО Кировской области.

Оглавление

                                                                                         

І.   Паспорт программы

ІІ. Информационная справка

ІІІ. Анализ деятельности училища за 2002-2007 годы

ІV. Ведущие идеи Концепции развития училища.

V. Этапы реализации Программы.

VІ. План реализации Программы

VІІ. Управление реализацией Программы

VІІІ. Инновационные риски

ІХ. Бизнес- план

Х. Приложения

І.   Паспорт программы.

1. Настоящая Программа является логическим продолжением подпрограмм, реализуемых в  училище в 2002- 2007 г.г.:

-Программы профилактики правонарушений;

-Программы нравственного воспитания обучающихся;

-Программы совместной работы училища и КДН, ОПДН и ЗПР.

2. Программа разработана на основе следующего перечня документов:

1) Закон об образовании  РФ.

2) Национальная доктрина образования (утверждена правительством  Российской Федерации 5 октября 2002 года).

3) Концепция структуры и содержания общего среднего образования (одобрена Всероссийским совещанием работников образования в январе 2006 года).

4) Основные направления  социально- экономической политики правительства РФ (одобрены постановлением Правительства РФ от 30.06.2000 г.). Раздел «Модернизации образования».

5)Комплекс межведомственных мероприятий по развитию начального и среднего специального образования на период до 2010 года (утверждена председателем правительства РФ 22 июня 206 года).

6) Закон Кировской области « Об образовании» ( № 133-30 от 11.02.2003 , изменения внесены в № 303-30 от 29.12.2004г.).

7) Областная Программа развития образования.

8) Ведомственная целевая Программа  департамента образования Кировской области « Ресурс НПО и региональный рынок труда на 2006-2008 гг.» № 5 -531 от 29.06.2006г.

9) Концепция модернизации Российского образования.

10) «Национальный проект образования  в системе модернизации образования Кировской  области. Итоги и перспективы».

11)Типовым положением о специальном учебно- воспитательном учреждении для детей и подростков  с девиантным поведением, утвержденным в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 08.01.1997 № 19,от 23.12.2002 № 919.

12) Устав ГОУ Орловское СПУ №1 закрытого типа.

3. Цель Программы.

Создать условия для  повышения качества профессиональной подготовки и коррекционно - реабилитационного процесса через повышение  ресурсообеспечения деятельности  училища.

4. Программа является открытым документом, что предполагает возможные внесения в нее изменений, утверждаемых педагогическим советом училища  и принятым  в связи  с  изменениями внутренней и внешней среды.

ІІ. Информационная справка.

  1. Историческая справка.

ГОУ Орловское СПУ №1 закрытого типа образовано в 1965 году на базе ДВК (детская воспитательная колония). С 1 января 1965 года ДВК переименована в Халтуринское спецучилище и передана в систему ПТО. После окончания войны сюда направлялись беспризорники и несовершеннолетние, совершившие преступления (правонарушения). Многие традиции современного училища  перешли  из ДВК.

Училище находится в старинном Вятском городке Орлове, переименованном  из г. Халтурина, закрытая территория огорожена 2-х метровым  деревянным  забором. На территории училища находятся несколько купеческих особняков (в число их попал и дом всем известного купца Булычева),  в которых располагаются учебный корпус, библиотека, методический кабинет и кабинет психологической разгрузки, кабинеты для занятий объединений  дополнительного образования. В зданиях старой постройки находится также  администрация училища, склады. За годы существования училища  построены  новая школа с малым спортзалом,  2 общежития, здание мастерских, гаражи, здание клуба и столовой, спортзал, банно - прачечный комбинат.

На протяжении существования ДВК и спецучилища в их руководстве сменялось много директоров (13 человек). Первым был Поладий, затем Белгорай, Афанасьев, Москаленко, Таратухин, Васильев, Шестаков, Кузнецов, Барамзин, Тимашенков, Перекальский Виктор Иванович, Кулапин, Братухин Леонид Николаевич. В настоящее время директором училища работает Шварц Анатолий Викторович.

2. Официальные данные  в соответствии с Уставом  училища. Адрес: 612270,  Кировская область, г. Орлов, ул. Большевиков, д.4.

Юридический адрес: 612270,  Кировская область, г. Орлов, ул. Большевиков, д.4.

Тел. (факс): (83365) 2-10-91, (83365) 2-10-33.

Директор: Шварц Анатолий Викторович

Заместитель директора по учебно- производственной работе: Бадьин Николай Вениаминович.

Заместитель директора по воспитательной работе: Торощина Татьяна Вениаминовна.

Заместитель директора по учебной работе: Казаковцева Галина Ивановна.

Главный бухгалтер: Вицентова Нина Ивановна

3. Сведения о контингенте.

На сегодняшний день среднегодовой  контингент учащихся  в училище  установлен  в количестве 110 человек. Наполняемость группы (класса) -  не  больше 8-10 человек. На каждую группу предусмотрено  2 воспитателя,  2 мастера. В течение года происходит  выпуск и прибытие подростков, поэтому состав классов непостоянен. Учебные группы начинают свою работу только после  полного их набора,  выпуск учащихся из училища происходит  после окончания учебной группы.

В школе работают 14 классов -  с 5-го по 10 –ый. Количество классов по параллелям в 2006- 2007 учебном году:

5-х классов – 2 класса;

6-х классов- 2 класса;

7-х классов- 4 класса;

8-х классов- 2 класса;

9-х классов- 2 класса;

10-х классов-  2 класса.

4.Характеристика образовательных услуг.

 В училище  организована профессиональная подготовка  по основным программам  профессионального образования, заявленным  к лицензированию, по следующим профессиям, выбранным согласно перечня профессий начального профессионального образования (Приказ Министерства образования России от 06.01.2000 №7, Постановление Правительства российской Федерации от 8 декабря 1999 г.№1362 « Об утверждении перечня профессий начального профессионального образования».

Специальности:

Токарь

Слесарь механосборочных работ

Маляр (строительный)

Столяр строительный

Резчик по дереву и бересте

Плодоовощевод

По результатам выпускных квалификационных экзаменов учащиеся получают от 1 до 3 разряда (в зависимости от срока освоения программы на момент выпуска из училища). Учащиеся (несовершеннолетние правонарушители) поступают в училище на срок, определенный судом, но не более, чем до 18-летнего возраста. Выпуск из училища также осуществляется на основании решения суда.

Общеобразовательная подготовка осуществляется  в соответствии с Программами основного (общего)  и полного (среднего) образования.

В училище создана система дополнительного образования учащихся, которая насчитывает 13 объединений по интересам и 5 спортивных секций.

5. В училище   сложилась система воспитательной работы, которая осуществляется по гражданско- патриотическому, физическому, нравственно- эстетическому и трудовому направлениям.  Учащиеся включены  в активную творческую деятельность, независимо от возраста, причем используются такие формы работы с подростками, которые дают им возможность проявить себя, свою активность и самостоятельность, помогают им  качественно измениться. Система  воспитательной работы строится также на сложившихся  в училище положительных традициях воспитания. Обязательно учитываются планируемые результаты воспитания учащихся. Этой цели служит  разработанная «Модель  личности выпускника» (см. приложение № 1),  критерии воспитанности учащихся.

6. Создание здоровьесберегающей образовательной среды.

В  училище создана комфортная здоровьесберегающая среда, т.к. учебная нагрузка воспитанников не превышает 36 академических часов  в неделю. Время работы на производственной практике не превышает продолжительности рабочего времени, установленном законодательством Российской Федерации по труду для соответствующей категории работников. Продолжительность уроков по теоретическому обучению составляет 45 минут  с перерывом 10 минут после второго урока и 5 минут после первого и третьего уроков. Продолжительность уроков производственного обучения- 50 минут  с перерывом 10 минут. Последовательность и чередование уроков в каждой учебной группе, классе определяется расписанием  занятий, составленным с учетом всех требований здоровьесбережения.

Теоретическое обучение производится  в группах не более 8-10 человек, а производственное обучение – в группах по 4-5 человек.        

На уроках  в обязательном порядке проводятся физкультминутки. Педагоги училища строят методику проведения уроков  с учетом  индивидуальных особенностей восприятия материала  воспитанниками, их  памяти, внимания, стараются создать комфортный психологический климат на уроках через применение знаний, полученных из личных дел воспитанников о наличии у них  психо- физиологический особенностей,  а также   с использованием результатов диагностики уровней тревожности, агрессивности и т.д.

 Каждое утро  начинается  с пробежки на свежем воздухе и зарядки. Учащиеся обеспечены четырехразовым питанием.

Все нормы по освещенности, цветовой гамме кабинетов и мастерских выдержаны, что подтверждается ежегодно организуемой  районным управлением  образования приемкой училища.

7.  В училище сложилась система работы по формированию учебной и социальной мотивации обучающихся  на уроках и во внеурочной деятельности, во внеклассной воспитательной работе. Упор делается на познавательные, социальные и эмоциональные методы мотивации, волевые методы отошли на второй план.

8. Система работы с детьми  с проблемами в развитии.

  1. В основе работы с учащимися лежит психическая диагностика развития личности и познавательных способностей обучающихся.
  2. В училище выявляются 4 группы обучающихся с проблемами в интеллектуальном развитии:

1-я группа – олигофрены (в легкой степени дебильности);

2-я группа – учащиеся с пограничным уровнем умственной отсталости;

3-я группа – учащиеся с деменциями;

4-я группа – учащиеся с задержкой психического развития (ЗПР).

Во время обучения психологи проводят коррекционно-развивающие занятия с учащимися.

На каждого учащегося заполняется индивидуальная карта развития познавательной сферы личности и мотивации обучающегося.

Образовательный процесс строится по системе Всеволода Зайцева

1-я четв. – восстановление ОУУ;

2-я четв. – развитие репродуктивных навыков;

3-я четв. – работа над продуктивными навыками и повышением качества знаний;

4-я четв. – развитие творческих навыков.

При подборе методики преподавания учитываются особенности познавательной сферы личности.

Коррекционное обучение сочетается с лечебно-оздоровительными мероприятиями.

Учащиеся с проблемами в интеллектуальном развитии определяются в учебные группы по профессиям маляр – штукатур и плодоовощевод.

Внеклассная воспитательная работа имеет особое значение для развития детей.

9.Наличие современной информационной образовательной среды.

В училище  имеется компьютерный класс  с 8-ю компьютерами, все общеобразовательные предметы и часть спецпредметов обеспечены компьютерными учебными программами. Для более плодотворного осуществления образовательного процесса  в учебном заведении  созданы комнаты  психологической разгрузки (здесь проводятся занятия  по самопознанию, психологические тренинги и т.д.), зимний сад, читальный зал библиотеки, но все это посещается под контролем воспитателей и учителей.

10. Кадровое обеспечение. В соответствии со штатным расписанием  в коллективе училища работает 78 педагогов, из них:

-мастеров П\О -19 человек;

-учителей о\о школы – 17 человек (из них  2 совместителя);

-преподавателей – 7 человек (из них 5 совместителей);

-воспитателей – 18 человек;

-специалистов сопровождения педагогического процесса (методист-1, педагоги- психологи-3, социальные педагоги-3, педагог- организатор 1;руководитель физвоспитания -1 человек, преподаватель- руководитель ОБЖ – 1 человек.);

-педагогов дополнительного образования – 3 человека.

7 педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 33 – первую, 25 человек аттестовано на  2 кв. категорию, 13 педагогов не имеют категории. Таким образом, интеллектуальный потенциал училища составляет 71 %.

Высшее образование имеют 47 человек, среднее специальное – 31 человек.

Стаж педагогической работы:

Свыше 30 лет –5 человек.

Свыше 20 лет-15 человек.

Свыше 10 лет-21 человек.

Свыше  5 лет – 7 человек.

От 2-х до 5 лет – 7 человек.

До 2-х лет- 13 человек.

За  успехи в воспитании и обучении  подростков девиантного поведения имеют награды:

Значек «Отличник ПТО РФ»- 4 человека;

Значек « Отличник  народного образования  РФ» -  1 человек;

Нагрудный знак «Почетный работник НПО РФ» - 7 человек;

Награждены Почетными грамотами  Министерства образования РФ- 15 человек.

11.Информация о материально - технической базе.

Училище имеет большую материально-техническую базу, это: административный корпус, 2 вахты, учебные мастерские (9 кабинетов), 2 спальных корпуса, школа (14 аудиторий для занятий), учебный корпус (6 аудиторий для занятий), общественно-бытовой корпус, банно-прачечный комплекс, котельная, гараж, складские помещения, овощехранилище,  методический корпус с  комнатой психологической разгрузки, сауна и зимний сад.

На современном этапе развития училища основными его задачами являются:

  1. обеспечение психолого-медико-социальной реабилитации подростков, направленной на их оздоровление, коррекцию поведения, развития и адаптацию к жизни в обществе
  2. создание условий для получения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, и начального профессионального образования.

                                                     

12. Управление образовательным учреждением.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ УЧИЛИЩЕМСовет училища

Директор

Заместитель директора по АХЧ

Заместитель директора по учебной работе

Заместитель директора по воспитательной работе

Заместитель

директора

 по режиму и безопасности детей

Заместитель директора по учебно- производствен-ной работе

Мастера п\о

Преподаватели

Старший мастер

Старший

дежурный

 по режиму

Дежурные по режиму

Педагоги-психологи

Социальные педагоги

Зав. здравпунктом

Библиотекарь

Руководитель ОБЖ

Руководитель физк-ры

Педагог- организатор

Старшие воспита-тели

Учителя

Младший обслуживающий персонал

Обслужи-

вание

Обеспечение

Заведующий методкабинетом

Сопровождение

Воспитатели

Коллектив учащихся

Педагоги дополнительного образования

Руководители ВТГ, председатели МО

13. Финансовая деятельность училища.

Осуществляется  в связи с бюджетным кодексом.

14. Достижения образовательного учреждения.

На протяжении последних трех лет  коллектив педагогов и отдельные сотрудники училища,  а также учащиеся регулярно занимали призовые места, награждались грамотами в различных направлениях деятельности: спорте, художественной самодеятельности, отдельных акциях, фестивалях, проводимых  в районе и области.

Например:

- 2 место в районной акции «ЗОЖ - это модно» (2007 год);

-грамота и диплом лауреата областного конкурса за плодотворную работу по развитию художественной самодеятельности, успехи  в эстетическом воспитании подрастающего поколения

-грамота за активное участие в районном фестивале народного творчества «Радуга над Вяткой- рекой» (2007 год);

-грамота  за активное участие  в районной акции « Спорт  вместо наркотиков» (2006 год);

-благодарственное письмо и грамота за участие  в фестивале военно- патриотической песни «Когда поют солдаты!» (2007 год);

-диплом учащемуся Маряхину Антону за победу в номинации  «Солисты» фестиваля военно- патриотической         песни « Когда поют солдаты!»;

-благодарственное письмо администрации Орловского района  группе столяров и резчиков по дереву за активное участие  в районной выставке –продаже изделий декоративно- прикладного творчества «и мастерство, и вдохновенье» (2007 год);

-грамота за  3 место  в районных соревнованиях по мини- футболу на приз главы администрации  г. Орлова. (2—7 год);

- диплом  3 областного гражданско- патриотического конкурса « Мы- Россияне» ( награжден ансамбль юношей) (2005 год);

- и т.д.

ІІІ. SWOT-анализ деятельности ГОУ Орловское СПУ №1 закрытого типа за 2004-2007 годы.

№ п/п

Направления деятельности

Сильные стороны

Слабые стороны

I

Повышение качества общеобразовательной подготовки обучающихся

1. Создание условий для  преодоления школьной дезадаптации обучающихся.

*Мониторинг  обучаемости, развития познавательных способностей,  уровня обученности, сформированности учебной мотивации

*Наличие системы внеклассной работы по О\О предметам

*Введение предмета « Развитие речи» в  5-6 классах

*Введение  факультативного курса «Информатика» с 5 по 10 класс.

* Использование адаптивных технологий обучения, дифференциация и индивидуализация обучения.

*Единство обучения и воспитания  через разработку и реализацию  авторской программы «Человек и общество» для 5-6 классов

*Соответствие внешней  школьной образовательной среды требованиям СанПиНа.  

*Наличие сложившейся традиционной системы формирования ЗУН, а также наличие  системы совершенствования ОУУН.

*Отсутствие достаточного уровня взаимопомощи в  педтреугольнике отделения, педтреугольника  и библиотеки  при работе над  формированием таких ОУУН как: навыков беглого, осмысленного чтения, владения пересказом.

* Не на каждом уроках уделяется  достаточное внимание вопросам развития  учебной мотивации  

*Недостаточный   уровень  использования информационных технологий  на уроках.

*Уровень  эстетического оформления кабинетов не в полной мере соответствует  современным требованиям  создания воспитывающей среды.

*Недостаточное внимание  уделяется на уроках созданию здоровьесберегающей среды (как по отношению к обучающимся, так и по отношению педагогов к самим себе).

*Недостаточная проработанность вопроса о возможностях и путях  формирования  в учебном процессе. ключевых компетентностей

* Недостаточное использование

II

Повышение качества профессиональной  подготовки обучающихся

1.Создание  в училище системы профориентации и психологической поддержки учащихся  в профессиональном самоопределении в соответствии  с личностными возможностями и потребностями.

Создание  системы повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах профориентации и психологической поддержки учащихся в процессе  профподготовки.

2.Наличие материально- технической базы производственных мастерских.

3.Наличие комплексного методического обеспечения предметов и профессий.

*Наличие  в училище профессий разных сфер деятельности:

-металлообработка;

-деревообработка;

-строительство;

-художественная обработка материалов;

-сельское хозяйство.

*Накоплен материал и некоторый опыт работы по формированию учебной и социальной мотивации  к получению профессии учащимися.

Неплохое материально- техническое обеспечение тех предметов и профессий, которые давно существуют в училище (токари, столяры, слесари).

Разработаны учебные планы, учебно- тематические планы и рабочие программы по всем профессиям в соответствии  с Государственными стандартами, перечни учебно- производственных работ по установленным разрядам.

-Отсутствие специалиста (педагога-психолога) по осуществлению психологической поддержки в профессиональном самоопределении обучающихся и повышении профессиональной компетентности педагогов в этих вопросах.

-Отсутствие оборудованной  комнаты психологической разгрузки в здании производственных мастерских.

-Отсутствие возможностей учета потребностей региональных рынков труда (учащиеся прибывают из 23 регионов страны).

-Неготовность учащихся к осознанному выбору профессии, отвечающей требованиям рынка труда и своим возможностям.

-Наличие негативного отношения  к профессиям производственной сферы.

*Низкая материально- техническая база и производственные мощности по новым процессиям:

-плодоовощевод;

-резчик по дереву и бересте;

-маляр-штукатур.

*Невозможность использования     информационных технологий, ПК  и медиаоборудования из-за их отсутствия.

*Отсутствует апробированная система набора учебных групп по срокам обучения на 2 года и  1 год.

*Не наработана система получения выпускниками училища 2-х и более профессий.

III

Уровень профессиональной компетентности сотрудников училища, кадровое обеспечение образовательного процесса

* 64 % педагогов повысили уровень квалификации   через курсовую подготовку  за последние 3 года.

*47 % мастеров  производственного обучения имеют рабочий разряд по обучаемой  профессии.

* 26 % педагогов владеет ПК (персональными компьютерами).

* 25 % педагогов имеет стаж работы  в училище более 20 лет.

*Интеллектуальный потенциал педагогического коллектива составляет 71 %.

* 27 педагогов училища имеют  государственные награды за свой труд.

* 36 % не  проходили курсовую подготовку в течение  3 лет.

* 53 % мастеров п\о не имеют рабочих разрядов по профессии.

* 74 % педагогов не владеют ПК.

* 26 % педагогов  училища- предпенсионного и пенсионного возраста.

* Среди мастеров п\о и воспитателей: -педагогов  1 кв. категории – 17%,

-высшей кв.  категории -  нет!

*Отсутствие четкой системы морального и материального стимулирования сотрудников училища.

IV

Медико-социально-психологическое сопровождение  коррекционно- реабилитационного процесса и здоровьесберегающее обеспечение учебно- воспитательного процесса

*Наличие здравпункта, медперсонала, имеющего сертификаты, спектра необходимых медицинских услуг:

  1. -лечение зубов,
  2. оказание медицинской помощи,
  3. карантинная комната,
  4. медосмотры.

*Наличие базы (каток, волейбольная и баскетбольная площадки, футбольное поле, беговая дорожка, полоса препятствий) и спортивного оборудования для осуществления спортивно- оздоровительного направления деятельности училища.

*Наличие 2-х кабинетов психологической разгрузки, 2-х кабинетов социальных педагогов.

*100% обеспечение специалистами (3 социальных педагога, 4 педагога- психолога).

*Высокий уровень диагностики различных познавательных процессов, уровней развития личностных качеств и особенностей учащихся.

*Осуществление  в системе коррекционно- профилактической работы с учащимися групп риска.

* Работа МППК организована в  соответствии с современными требованиями.

*отсутствие положения о деятельности медицинской службы;

*недостаток МТБ здравпункта;

*отсутствие системы мониторинга здоровья учащихся;

*отсутствие системы непрерывного образования учащихся, педагогов по вопросам сохранения здоровья.

*Недостаточное использование  базы и  недостаточное развитие системы физического воспитания и спортивно-оздоровительной работы (низкий уровень проведения массовых мероприятий и недостаточно высокий процент охвата  обучающихся  и т.д.).

*Недостаточная работа социально- психологической службы в предоставлении спектра услуг психологического сопровождения коррекционно- реабилитационного процесса (сказкотерапии, песочной терапии и т.д.).

*Отсутствие единой системы деятельности социально-психологической службы.

*Выработанная МППК  коррекционно- реабилитационная программа  недостаточно эффективно  используется  в деятельности педагогов училища.

V

Расширение возможностей реабилитационного пространства

*Наличие сетевой  организации взаимодействия училища с другими учреждениями:

ПДН

Турагентство «О М»

 КДН

ДК

Цер-ковь

Библиотека

Дом творчества

Спортивная школа

Музей

ОУ

*Наличие системы дополнительного образования (16 объединений ДО,8 спортивных секций).

*Наличие разрозненных коррекционно- реабилитационных мероприятий.

*Недостаточное развитие сетевой организации взаимодействия училища с другими  учреждениями (отсутствие шефов, спонсоров и т.д.).

*Недостаточность спектра предоставляемых образовательных услуг  в системе ДО.

*Отсутствие единой системы организации реабилитационного пространства (модели реабилитационного процесса).

VI

Реформирование деятельности службы режима

100% укомплектованность кадрами службы режима.

*Недостаточная оперативность деятельности службы режима, осведомленность, низкая организованность.

*Формы работы службы режима  не отвечают современным требованиям.

VII

Работа  с детьми  с проблемами в развитии

*В училище накоплен определенный опыт  работы с  детьми  с проблемами в развитии.

*Опыт работы училища с такими детьми обобщался на Всероссийском семинаре директоров специальных учебных учреждений открытого и закрытого типа.

*53% педагогов училища  обучались на курсах по работе  с детьми с проблемами в развитии.

*Отсутствие единства требований между учителями, мастерами п\о, преподавателями и воспитателями в работе  с детьми с проблемами в развитии.

*47 % педагогов не обучались на курсах ПК по работе с проблемными (по развитию) детьми.

VIII

Создание условий для перехода от сложившейся системы воспитательной работы  к воспитательной системе.

  *Сформировались коллективы педагогов, закрепленных за отделениями (малые педтреугольники).

* Воспитательная деятельность     в отделениях  осуществляется по всем направлениям.

*Создана  воспитывающая  окружающая среда для  уч-ся (бытовые комнаты, комнаты отдыха и т.д.).

* В каждом отделении созданы и  успешно поддерживаются  положительные традиции в организации жизни и деятельности  учащихся.

*Непроработанность  механизма организации и функционирования  ученического самоуправления.

*Низкий уровень духовно- нравственной культуры учащихся и недостаточный уровень социальной мотивации.

* Недостаточная проработанность вопроса о ключевых компетентностях,  об актуальности и о возможностях и путях их формирования  в  воспитательном процессе (социальная компетентность, рефлексивная, коммуникативная и т.д.)

IX

Методическая работа

*Наличие достаточного количества методической литературы по вопросам воспитания учащихся.

*Накоплен опыт работы педагогов училища и обобщен на бумажных носителях.

*Создана адаптивная модель  методической службы.

*Наличие  модели уровневой организации методической работы.

*Реализована Программа развития методической службы на 2002-2007 годы.

*Педагоги училища принимают активное участие в работе областных методобъединений по профессиям, представляют свой опыт на  областных научно- практических конференциях и семинарах.

*Недостаточное  обеспечение педагогов научно- методической литературой по профессиональной подготовке, спецлитературой, периодическими изданиями, а также и Интернет-ресурсное  обеспечение.

*Модель уровневой организации методической работы не функционирует.

*Отсутствие  систематизированного электронного каталога как по обобщению опыта работы, так и по разного рода  информации.

*Аналитическая  культура управления методической работой   в большей степени имеет репродуктивный (описательный) характер, а не конструктивно- диагностический.

*Недостаточное материально- техническое оснащение методической службы.

*Непроработанность будущей модели методслужбы училища, отсутствие Программы развития методслужбы на 2008-2012 годы.

*Недостаточно представлен опыт работы  училища и отдельных его служб, педагогов на уровне Всероссийских семинаров специальных учреждений  закрытого типа.

* Педагоги училища недостаточно принимают участие  в областных конкурсах профмастерства, конкурсах по техтворчеству и т.д.

IV. Ведущие концептуальные идеи .

Настоящие концептуальные идеи  направлены на решение проблем, выявленных  в ходе анализа.

1 направление. Повышение качества общеобразовательной подготовки обучающихся.

Цель:  создание условий для перехода на новую парадигму образования.

Принципиальное отличие концепции современной парадигмы образования состоит прежде всего в том, что образование рассматривается как деятельность, цель которой – развитие личности посредством воспитания и обучения. Отсюда вытекают проявления, которые составляют концептуальный смысл современного образования.

1.Субъективность.

Характеристика. Признание за человеком прав на:

-уникальность (индивидуальную неповторимость);

-внутреннюю свободу (выбор);

-активность (самостоятельную и созидательную деятельность);

-духовность (уважение, понимание, творчество, осознанность, развитие).

Последствия. 

Учет интересов субъектов образовательной деятельности.

Приоритет технологий индивидуализированного, дифференцированного обучения.

Развитие социально- значимых качеств (самостоятельность, инициативность, вера в себя, творчество).

Ориентация на удовлетворение образовательных потребностей.

2.Диалогичсность.

Характеристика.

Ориентация на субъект- субъектные отношения (отношения по горизонтали) в виде диалога как наиболее гуманного способа отношений между участниками образовательной деятельности.

Последствия.

Приоритет технологии проблемного обучения и коллективной мыслительной деятельности.

Развитие коммуникативных способностей (слушать и слышать, терпимость, открытость, искренность, учет особенностей собеседника).

Создание здоровьесберегающей среды (снятие напряжения, отрицательных эмоций, давления).

Интенсивное усвоение большого объема информации через ее понимание, а не запоминание.

3.Экзистенциальность.

Характеристика.

Построение образовательного процесса с учетом целостности природы человека: не только на основе интеллектуальных возможностей, но и на основе образного мышления, интуиции, творческого воображения, эмоций, чувств, и прочих проявлений правого полушария мозга.

Последствия.

Обеспечение целостности человеческой природы.

Возрастание значимости душевного и духовного развития обучаемых.

Положительное влияние на здоровье  учащихся.

Равноправие учебных предметов.

Доминанта не на запоминание, а на понимание  информации.

4. Интегрированность.

Характеристика.

Целостность образовательного процесса, которая основывается на комплексном подходе к преподаванию учебных предметов.

Последствия.

Целостность мировосприятия обучаемых.

Положительное влияние на здоровье.

Конкурентоспособность образования.

5. Развивающая направленность.

Характеристика.

Меняется  отношение педагога к учебным ЗУН ам: они становятся не самоцелью обучения, а средством развития социально- значимых качеств (мыслительных, речевых, эмоционально- чувственных, поведенческих, коммуникативных, творческих, физических). Это достигается применением  развивающих педагогических технологий и подбором учебных

задач.

Последствия.

Приоритет технологий личностно- ориентированного и проблемного обучения. Усиление практической, жизненной направленности образования, его духовно - прагматической ориентации (развитие + полезность для жизни).

6.Фундаментальность образования.

Характеристика.

Богатство смыслов  в содержании учебных предметов и воспитательных мероприятий:

-научность (опора на классические и новейшие научные достижения);

-философско - культурологический смысл (связь учебного предмета и воспитательных мероприятий с философией, психологией, историей и т.д., т.е. развитие мировоззрения, нравственности).

Последствия.

Конкурентоспособность образования.

Повышение мотивации  к учению.

Преодоление скептического отношения  к духовности.

Главные принципы современной парадигмы образования:

-гуманизация;

-гуманитаризация;

-информатизация

Существуют ограничения, которые тормозят, создают трудно преодолеваемые препятствия для реализации проявлений современной парадигмы образования. К наиболее серьезным ограничениям, в том числе и в нашем училище, следует отнести стереотипы педагогического сознания: силу привычки, объектное отношение  к учащимся, поверхностное понимание диалога, развития, интеграции, недооценка образного мышления. Отсюда следует, что переход на современную парадигму образования будет непростым и относительно длинным, но задача педагогов – создать условия для этого перехода.

2 направление. Повышение качества профессиональной  подготовки обучающихся.

Цель: Обеспечение условий для развития потенциала воспитанников, необходимого для самореализации в социальной среде через осуществление  самостоятельной трудовой деятельности.

Задачи:

-формирование  положительной мотивации к получаемым профессиям;

-формирование позитивного отношения  к труду;

-создание условий для  получения 2-3 специальностей;

-обеспечение необходимой информацией по профопределению для обоснованного выбора профессии;

-развитие необходимых профессиональных компетентностей.

Критерии оценки результативности системы.

Мониторинговая программа « Портрет выпускника». Профессионально- трудовой статус (профессионально- трудовая готовность).

Профессионально- трудовой статус отражает уровень профессионально- трудовой готовности выпускника  к самостоятельной жизни. Под профессионально- трудовой  готовностью мы понимаем:

  1. наличие устойчивой привычки  к труду и осознанной потребности трудиться;
  2. наличие устойчивого понимания того, что человек должен трудиться;
  3. достаточный уровень мотивации к труду;
  4. достаточный уровень работоспособности, продуктивности, осознанности и самостоятельности  в процессе трудовой деятельности, достаточно высокий уровень дисциплины и самодисциплины;
  5. достаточный уровень профессионально- трудовых знаний в соответствии с государственными стандартами;
  6. наличие дополнительных знаний и умений, навыков, которые позволяли бы выпускнику обеспечить себя  в процессе социальной адаптации;
  7. достаточный уровень осведомленности о профессиях, востребованных в регионах проживания выпускников, осведомленности о профессиональных учебных заведениях;
  8. наличие сформированного  интереса к определенной профессии.

3 направление. Уровень профессиональной компетентности сотрудников училища, кадровое обеспечение образовательного процесса.

Цель:

Повышение профессиональной компетентности педагогов через единство теоретической и практической готовности их к  осуществлению профессиональной  педагогической деятельности и личностные качества.

Первое условие успешной деятельности училища по реализации целей коррекционно- реабилитационной, профессиональной и общеобразовательной деятельности – педагоги:

1)умеющие аналитически и прогностически мыслить (обладающие проектными и рефлексивными умениями);

2)умеющие педагогически действовать (владеющие организационными и коммуникативными  умениями);

3)обладающие профессионально- значимыми личностными качествами.

В концепции современного образования заложено одно из основных требований к кадрам: фундаментальность подготовки педагогов. Она характеризуется многоуровневой подготовкой:

-концептуально- методологической (разработка собственной концепции преподавания предмета);

-технологической (владение «высокими» наукоемкими  педагогическими. Информационными, управленческими технологиями);

-методической (творчество самого педагога  в средствах и приемах обучения и воспитания, уход от слепого  копирования чужого опыта).

4 направление. Медико-социально-психологическое сопровождение  коррекционно- реабилитационного процесса и здоровьесберегающее обеспечение учебно- воспитательного процесса.

Результатом такого сопровождения процесса реабилитации должна явиться:

- конструктивная самореализация воспитанников в социальной среде;

-сохранение и укрепление  здоровья  учащихся через обеспечение  условий среды жизнедеятельности (температурный режим, одежда, здания и т.д.);

-обеспечение соответствия требований образовательного процесса возрастным анатомо-физиологическим особенностям детей в соответствии с санитарно- гигиеническими требованиями;

-повышение роли педагога в формировании здоровья воспитанников через просветительскую деятельность;

повышение роли воспитанников  в формировании своего здоровья;

-формирование уровня  социальных качеств в соответствии с возможностями воспитанника;

-реализация и контроль за реализацией мер социальной помощи и защиты воспитанников;

-повышение профессионального уровня специалистов училища в организации реабилитационного пространства.

5 направление. Расширение возможностей реабилитационного пространства (или реализация реабилитационной парадигмы).

Основные задачи деятельности училища в данном направлении  (или условия реализации реабилитационной парадигмы):

  1. Формирование оптимальных взаимоотношений с воспитанником; межличностной дистанции, благотворно влияющей на положительные процессы в развитии личности учащегося.
  2. Формирование адекватной конструктивной системы поощрений и ограничений. При этом важно, чтобы учащиеся понимали ее целесообразность, смысл, воспитательную функцию. Система поощрений и ограничений исключает жестокость и ущемление достоинства воспитанника, она предсказуема и понятна; не зависит от настроения и самочувствия сотрудника специального училища.
  3. Формирование эффективной системы диагностики аномалий развития и подбор соответствующих индивидуальным особенностям воспитанника коррекционно- развивающих программ.
  4. Формирование программ обучения воспитанников социально эффективному, конструктивному поведению; формирование программы социального сопровождения и постинтернатной  адаптации;
  5. Формирование методического пакета психокоррекционных программ, направленных на работу с травматическим опытом воспитанников, подготовка специалистов по работе  с травмой.
  6. Организация терапевтической среды, предоставление учащемуся возможности исследования собственных потенциалов.
  7. Формирование воспитательной системы, передающей воспитаннику основные общечеловеческие ценности.

Задачи реабилитации воспитанников специального профессионального училища.

1. «Возвращать детство» тем, кто был его лишен.

2. Развивать дремлющие положительные потенциалы и способности личности.

3.Формировать многообразный, полноценный, успешный социальный опыт.

4.Откорректировать аномалии развития, поддающиеся коррекции.

5.Снизить уровень напряжения, связанный с травматическим опытом и научить основам саморегуляции деструктивных состояний.

6.Сформировать эффективные модели конструктивной социальной адаптации, самореализации.

7.Разрабатывать индивидуальные маршруты реабилитации и постинтернатной адаптации.

Обозначенные пути решения задач реабилитации позволяют выделить основные направления и методы реабилитации:

  1. Педагогическая реабилитация- восстановление образовательного статуса учащегося в соответствии  с возрастной нормой;
  2. Профессионально- трудовая реабилитация – формирование профессионально- трудового статуса воспитанников, позитивного отношения к трудовой деятельности, ориентация  в выборе профессии;
  3. Медицинская реабилитация – восстановление  физического состояния воспитанников, профилактика, лечение хронических заболеваний.
  4. Физическое развитие – формирование  стремления  к здоровому образу жизни, заботы о собственном здоровье, развитие в различных видах спорта;
  5. Психологическая реабилитация – восстановление психологического статуса воспитанников, восстановление  целостности и интегрированности их « Я», создание благоприятных условий для позитивного личностного развития.
  6. Клинико-психологическая реабилитация – устранение последствий психологической травматизации воспитанников, психокоррекция травмы.
  7. «Специальная» реабилитация– коррекция аномалий психического развития, формирование адаптивных моделей поведения.
  8. Социально- психологическая реабилитация- восстановление социального статуса воспитанников, комплексная работа  с их семьями, правовое просвещение, формирование основ коммуникативной культуры, формирование  моделей эффективного поведения и основ позитивного целеполагания.
  9. Эстетико-духовная реабилитация – формирование потребности эстетического, духовного развития, творческого самовыражения.

Итак, воспитанник специального учебно- воспитательного учреждения  - это тот, у кого есть шанс измениться, если ему предложить комплексную квалифицированную помощь. Реабилитация учащихся училища должна проходить во многих направлениях, но в единой парадигме. Для реализации реабилитационной парадигмы  необходим «мозговой центр». Таким центром  в училище  должна стать МППК (медико- психолого- педагогическая комиссия).

6 направление. Реформирование деятельности службы режима

Организация деятельности службы должна осуществляться на основании общеучилищного плана и плана работы службы, который создается коллегиально на основании  анализа работы за предыдущий период.

Сотрудники службы должны обладать достаточной информацией для создания безопасных условий для осуществления реабилитационного процесса, проведения профилактической работы.

Вся работа  должна осуществляться  в тесном сотрудничестве с другими специалистами училища.

Сотрудники службы должны являться не сторонними наблюдателями, а активными участниками  реабилитационного процесса, оперативно взаимодействуя с другими службами училища. Заместитель директора по режиму и старшие по режиму  являются  членами педсовета (на основании Положения о педсовете).

Сотрудникам службы необходимо  владеть знаниями алгоритма деятельности, принятыми в службе, уметь грамотно применять эти знания на практике.  

С целью совершенствования процесса и развития профессионального уровня его участников необходимо планировать и реализовывать  активное участие в системе повышения квалификации училища через разработанные ее формы.

С целью совершенствования  и результативности образовательного процесса необходимо выстроить четкую систему контроля и ведения документации.

7 направление. Создание условий для перехода от сложившейся системы воспитательной работы  к воспитательной системе. Воспитанность учащихся.

Переход от сложившейся системы воспитательной работы  к воспитательной системе  возможен, если будет строиться на:

-концепции воспитательной системы училища, государства;

-современных принципах воспитания;

-учете индивидуальных особенностей формирования коллектива учащихся;

-учете возрастных особенностей подростков;

-компетентности  и единства  в работе педагогов, ответственных за процесс воспитания и перевоспитания.

Основные принципы создания  воспитательной системы:

-принцип социальной активности (создает условия для самостоятельного выбора и принятия решений, формирует способность противостоять внешнему давлению и отстаивать свое мнение, свою жизненную позицию);

-принцип мотивированности (учащийся должен быть готов  к  восприятию информации, которую готовит для него взрослый, сопереживать происходящему, принимать решения,  ставить вопрос и самостоятельно давать на него ответ);

-принцип проблемности (поиск решений, ответов будит любознательность учащегося, желание самому дойти до истины);

-принцип индивидуализации (страшна та система, в которой  дети должны  плакать и смеяться по команде, по заранее подготовленному педагогом шаблону);

-принцип социального творчества (действие, совершенное  учащимся, должно быть им прожито, продуманно и осмысленно, совершено не под давлением со стороны  других людей);

-принцип взаимодействия личности и коллектива (равноправное отношение  в коллективе ко всем, к их мнению, аргументации своих поступков и действий);

-принцип развивающего воспитания (формирование  активной жизненной позиции. Ребенок востребован  в коллективе, коллектив создает условия для  проявления его возможностей, способностей);

- принцип целостности воспитательного процесса (любое коллективное дело должно быть многонаправленным);

- принцип единства образовательной и воспитательной среды (единая образовательная и воспитательная  среда предполагает включение всех субъектов образовательного пространства в непосредственное и активное  взаимодействие по  реализации целей  воспитания учащихся);

- принцип опоры на ведущую деятельность (педагоги должны изучать вопросы возрастной психологии и опираться на них, определяя содержание, формы и методы работы  с детьми).

Условия создания воспитательной системы:

1.Расширение педагогической самостоятельности всех, кто занят процессом воспитания; поддержка инициативы педагогов со стороны администрации.

2.Каждый педагог и администратор должен видеть и суметь оценить успехи других коллег, даже если они минимальны.

3.Совместные усилия всех звеньев воспитательного процесса (единство  требований в малом педтреугольнике, в училище в целом; единство прошлого, настоящего и будущего).

4.Опора на диагностику и коррекцию воспитательных усилий (каждый успех или неудача должны тщательно анализироваться).

5. Обучение учащихся жить, самостоятельно постигая законы жизни (педагог оказывает педагогическую поддержку).

6.Формирование здорового нравственного и физического духа, нравственного стержня  в сознании и поступках учащегося.

7.Руководство принципами ненасилия и открытости.

8. Взаимодействие с социумом.

Сотрудники службы призваны обеспечивать специальные условия содержания воспитанников. В соответствии  с этим они  в своей деятельности реализуют следующие цели:

-организация безопасных для жизни и здоровья детей условий пребывания  в  училище и за его пределами;

-проведение профилактической работы по предупреждению правонарушений.

8 направление. Работа  с детьми  с проблемами в развитии.

Каждый педагог должен учитывать, что:

-10% информации учащийся усваивает из того, что слышит;

-50% - из того, что видит;

-90% - из того, что делает сам.

Правило:«На уроке по любому предмету обязательно читать вслух».

Особенности методики обучения учащихся с задержкой умственного развития:

  1. Формирование мотивации через подбор посильных заданий, дополнительных заданий.
  2. Введение специально разработанных социально-адаптирующих программ.
  1. Частая смена видов деятельности, темп изучения материала, задания с опорой на образцы, алгоритмы и инструкции.
  2. Увеличение времени на обдумывание ответа.

При подведении итогов дня воспитанники  должны учиться правильно оценивать свои поступки.

Учитываются и  особенности эмоционально-личностной сферы учащихся:

  1. Деятельность на доверии, но в условиях строго организованного режима.
  2. Опора на склонности и способности.
  3. Создание ситуаций успеха.
  1. Использование переключения с одного вида деятельности на другой.
  2. В случае необходимости – лечебные мероприятия.

9 направление. Создание  условий для развития методической службы училища.

Основной целью деятельности методической службы следует считать:

-удовлетворение  потребностей, которые имеются  на сегодняшний день  у педагогов;

-«выращивание» потребности педагогов применительно к изменяющимся  условиям;

-формирование педагогического коллектива инновационного типа.

Задачи методической службы училища на ближайшие  5 лет:

- управление методической работой поставить на   конструктивно- диагностическую основу (мониторинг основных показателей деятельности как методслужбы,  так  и методической и образовательной  работы педагогов);

-детально проработать инвариантные версии модели методслужбы  к условиям училища и педколлектива;

-разработать пакет нормативных документов, регламентирующих работу методической службы училища  в рамках  работы над формированием усовершенствованной модели методслужбы;

-разработать Программу развития методической службы согласно срокам реализации Программы развития училища.

-расширение сетевой организации взаимодействия методической службы училища.

V. Этапы реализации программы.

І. Подготовительный этап (сентябрь 2007 года - январь 2008 года).

Цель: Разработка самой Программы развития училища на 2008-2012 годы и пакета документации со всеми приложениями по ее обеспечению. Принятие Программы педсоветом училища.

ІІ. Практический этап (январь 2008 года – сентябрь2012 года).

Цель: Реализация программных мероприятий на основе постоянного мониторинга.

ІІІ. Контрольно- оценочный  этап (сентябрь 2012 года – декабрь 2012 года).

 Цель: Анализ результатов выполнения Программы.

VI. План реализации программы.

№ п\п

Содержание

Сроки

Ответственные

1.

Повышение качества  общеобразовательной подготовки

Рассмотрение на ИМС вопросов использования адаптивных технологий  в работе  с учащимися  с проблемами  в развитии.

Февраль 2008г.

Зам. УР, учителя

1.1.

1) Ведение цветового табло  продвижения  в технике чтения в отделениях.

2) Контроль за выполнением режимного мероприятии «Час чтения».

3)Индивидуальная работа  зав. библиотекой  с учащимися, не владеющими нормами техники чтения.

Сентябрь 2008г.

Постоянно

1-2 четверть.

Учителя, закрепленные за отделениями

Ст. воспитатели.

Библиотекарь, председатель МО

1.2.

 Контроль  разнообразия в применении приемов формирования педагогами   на  уроках у   учащихся учебной мотивации.  

По плану контроля

Зам. по УР

1.3.

Обеспечить оснащение  учебного процесса современным оборудованием для  использования на уроках информационных технологий.

-Кабинет информатики (компьютеры и информ. обеспечение)

-Кабинет физики (интерактивная доска).

-Кабинет математики (интерактивная доска)

-Кабинет русского языка (интерактивная доска)

-Мультимедиапроектор.

-Кабинет географии (интерактивная карта)

-Кабинет  истории (интерактивная карта)

Февраль 2008 г

2009 год

2010год

2011 год

До сентября 2008 г.

2009 год

2009 год

Директор, гл бухгалтер, зам. по АХЧ, зам. по УР

1.4.

Смотр  учебных кабинетов  с целью  соответствия их оформления  современным эстетическим  нормам и обеспечения  необходимого ремонта и обновления мебели

Март 2008 г.

Директор, зам. УР,зав. учебными кабинетами

1.5.

Проведение мероприятий согласно  общеучилищной Программе « Здоровье».

2008-2010г.

Зам. УР, учителя

1.6.                                                                                                                                                                        

Включить в план ИМС и МО вопросы о путях и возможностях формирования   в учебном процессе ключевых компетентностей.  

2008-2009 учебный год

Зам. по УР, председатели МО, методист

2.

Повышение качества профессиональной подготовки учащихся

2.1.

Принять на работу  специалиста (педагога-психолога) по осуществлению психологической поддержки в профессиональном самоопределении обучающихся и повышении профессиональной компетентности педагогов в этих вопросах.

Декабрь 2007г.

Директор

2.2.

Оборудовать   комнату психологической разгрузки в здании производственных мастерских.

-Изыскать возможности учета потребностей региональных рынков труда (учащиеся прибывают из 23 регионов страны).

В течение 2008 года

2008 год

Зам. по УПР, ст мастер

Психолог

2.3.

Осуществлять психолого- педагогическую подготовку учащихся к осознанному выбору профессии, отвечающей требованиям рынка труда и своим возможностям.

Постоянно

Психолог

2.4.

Воспитывать позитивное отношения  к профессиям производственной сферы через развитие технического творчества (разработать новое «Положение о  техническом творчестве учебных групп».)

Март 2008 г.

Ст. мастер, методист

2.5.

Развить материально- техническую базу и производственные мощности по  профессиям (закупить необходимые оборудование: токарные станки, фрезерные и деревообрабатывающие станки,   материалы, дидактические средства обучения и т.д.).

Согласно Бизнес- плану.

Гл. бухгалтер, зам. по УПР

2.6.

Изыскать возможность   использования     информационных технологий, приобретения ПК  и медиаоборудования  в учебно- производственную часть.

До 2010 года

Гл. бухгалтер, зам. по УПР

2.7.

Начать апробацию системы набора учебных групп по срокам обучения на 2 года и  1 год.

С сентября 2007 года

Зам. по УПР, ст. мастер

2.8.

Нарабатывать систему получения выпускниками училища 2-х и более профессий.

2008-2012 год

Зам. по УПР, ст. мастер

3.

Уровень профессиональной компетентности сотрудников училища, кадровое обеспечение образовательного процесса

3.1.

Обеспечить прохождение курсовой подготовки  педагогами (по мере необходимости и сроку действия курсов).

Согласно перспективному плану курсовой подготовки педагогов.

Методист.

3.2.

 53 % мастеров п\о обеспечить прохождение стажерской практики и получение  рабочих разрядов по профессии.

До мая 2008 года

Зам. по УПР

3.3.

Создать условия для прохождения 74 % педагогами  училища курсов  операторов  ПК.

Согласно перспективному плану курсовой подготовки (около 23 % педагогов  в год)

Методист

3.4.

 Разработать комплекс мероприятий по реализации кадровой политики

До  января 2009 года

Администрация, директор

3.5.

 Создать условия для аттестации педагогов училища на  1 и высшую квалификационные категории.

Согласно перспективному плану аттестации педагогов училища

Председатель аттестационной комиссии, методист.

3.6.

Создать четкую систему морального и материального стимулирования сотрудников училища через разработку Положения о надбавках и доплатах стимулирующего характера.

Февраль 2008 года

Администрация

4.

Медико-социально-психологическое сопровождение  коррекционно- реабилитационного процесса и здоровьесберегающее обеспечение учебно- воспитательного процесса

4.1.

Разработать Положение о деятельности медицинской службы.

До  января 2009 года

Зам. по УВР

4.2.

Укрепить МТБ здравпункта через приобретение:

-физиокабинета;

-кабинета педиатра;

-специальной мебели.

Расширение  спектра услуг здравпункта:

-введение фитотерапии;

-процедуры закаливания.

2008-2009 гг.

2008г.

2009г.

Директор, зав. здравпунктом, зам. по УВР

4.3.

Разработать систему мониторинга здоровья учащихся.

2009 г.

Врач,коллектив здравпункта

4.4.

Создание системы  непрерывного образования учащихся, педагогов по вопросам сохранения здоровья:

-разработать курс лекций, тренингов и проводить их  в коллективе учащихся и педагогов.

Ежегодно до  1 сентября.

Работники здравпункта, педагоги- психологи.

4.5.

Более полное использование  базы и   развитие системы физического воспитания и спортивно-оздоровительной работы:

 -повысить уровень проведения массовых мероприятий;

-разработать  Программу развития спортивно- оздоровительной работы училища и т.д.).

Постоянно

Сентябрь 2008 года

Руководитель физвоспитания.

Контроль-Зам. по УВР

4.6.

Скорректировать работу социально- психологической службы в предоставлении спектра услуг психологического сопровождения коррекционно- реабилитационного процесса (сказкотерапии, песочной терапии и т.д.).

До 2010 г.

Руководитель службы

4.7.

Создать единую систему деятельности социально-психологической службы.

До 2009 г.

Руководитель службы.

5.

Расширение возможностей реабилитационного пространства

5.1.

Развить сетевую организацию взаимодействия училища с другими  учреждениями (шефы, спонсоры и т.д.).

До 2010 г.

Директор, зам. по УВР

5.2.

Расширить спектр предоставляемых образовательных услуг  в системе ДО народными промыслами.

До 2011 г.

Зам. по УВР, педагог- организатор

5.3.

Создать  единую систему организации реабилитационного пространства (модель реабилитационного процесса).

До 2010 г.

Зам. по УВР

5.4.

Создать кадетские классы

2009 г.

Зам. по УВР, ст. воспитатель

5.5.

Создать молельную комнату или часовню.

2009 г.

Педагог- организатор, зам. по АХЧ

6.

Реформирование деятельности службы режима

6.1.

Усилить оперативность деятельности службы режима, осведомленность, повысить ее организованность через осуществление форм работы,  отвечающих современным требованиям.

До 2010 г.

Директор,

Зам. по режиму

6.2.

Разработать положение о службе режима. Разработать пакет локальных актов по деятельности службы режима

2008 г.

Директор.

Зам. по режиму.

6.3.

Повысить техническую оснащенность службы режима (видеосистема, тревожные кнопки, оперативная связь).

До 2011 г.

Директор, зам. по режиму

6.4.

Разработать Положение о карантинной комнате. Оборудовать карантинную комнату.

2009 г.

Директор, зам. по режиму, зам. по УВР

7.

Работа  с детьми  с проблемами в развитии

7.1.

С целью осуществления  единства требований между учителями, мастерами п\о, преподавателями и воспитателями в работе  с детьми с проблемами в развитии разработать цикл семинаров, методическое пособие по работе с проблемными детьми.

2008-2012 гг.

Методсовет

7.2.

Обучить на курсах ПК по работе с проблемными (по развитию) детьми 47 % педагогов училища.

2008-2010 гг.

Директор, методист

7.3.

Приобрести методическую литературу по организации работы  с проблемными детьми.

2008-2009 гг.

Гл. бухгалтер, методист

8.

Создание условий для перехода от сложившейся системы воспитательной работы  к воспитательной системе

8.1.

Разработать модель воспитательной системы  училища на основе создания условий для формирования  у обучающихся социального опыта для успешной постинтернатной адаптации.

 С 2008 по 2010

Директор,

зам. по УВР, ст. воспитатели

8.2.

Разработать Положение об ученическом самоуправлении.

Октябрь 2007 г

Зам. по УВР, ст. воспитатели, педагог- организатор

8.3.

Создать Модель самоуправления учащихся (структурные единицы: совет командиров, ученический сектор, совет физоргов, культмассовый сектор и т.д. и систему их взаимодействия).

2009 г.

Зам. по УВР, ст. воспитатели, педагог- организатор

8.4.

Проанализировать  Программу нравственного воспитания 2006-2008 года и на ее основе разработать новую Программу    нравственного воспитания  на 2008-2011 год  в соответствии с  критериями  нравственной воспитанности и «Моделью  выпускника».

2008 г.

Директор

Заместители директора

8.5.

Проработать вопрос о ключевых компетентностях,  об актуальности и о возможностях и путях их формирования  в  воспитательном процессе (социальная компетентность, рефлексивная, коммуникативная и т.д.)

С 2008-2010г.

Руководитель социально- психологической службы,  

9.

Создание условий для развития методической службы училища.

9.1.

Обеспечивать методкабинет училища и педагогов научно- методической литературой по профессиональной подготовке, спецлитературой, периодическими изданиями, а также и Интернет-ресурсами.

Ежегодно

Гл.бухгалтер, методист

9.2.

 Привести в действие модель уровневой организации методической работы.

2008 год

Методист, методсовет

9.3.

Каталогизировать  материалы  по обобщению опыта работы, так и по разного рода  информации в  электронном виде.  

До 2011 года

Методист.

9.4.

Управление методической работой поставить на   конструктивно- диагностическую основу (мониторинг основных показателей деятельности как методслужбы,  так  и методической и образовательной  работы педагогов.)

2008-2012 гг.

Методист, группа диагностики, председатели МО, методсовет

9.5.

Приобрести в методкабинет училища ксерокс, мультимедиапроектор, оборудовать интерьер методкабинета

До 2011 гг.

Гл. бухгалтер, методист

9.6.

Переработать действующую модель методслужбы училища на модель развития, разработать Программу развития методслужбы на 2008-2012 годы.

2008 год

Методсовет, методист

9.7.

-разработать пакет нормативных документов, регламентирующих работу методической службы училища  в рамках  работы над формированием усовершенствованной модели методслужбы;

2008 год

Методсовет, методист, председатели МО

9.8.

Организовать участие педагогов  училища  во Всероссийских семинарах специальных учреждений  закрытого типа.

2008-2012 гг.

Директор, методист

9.9.

Организовать участие педагогов училища  в областных конкурсах профмастерства, конкурсах по техтворчеству и т.д.

2008-2012 гг.

Зам. по УПР, ст. мастер, методист, ОВР

VII. Управление реализацией программы.

Для претворения  в жизнь концептуальных идей требуется некоторые изменения управляющей системы.

Внутриучилищное управление строится на следующих принципах:

*профессионализм руководящих работников училища (проявляется  в наличии правильных устремлений, целей, реальном владении основами научных теорий и вариативными технологиями управленческой деятельности, знании педагогических инноваций и др.);

*мотивационность управления, предполагающая соответствие  сформулированных целей ценностным ориентациям членов педагогического коллектива, эффективное сотрудничество руководителей с учащимися, педагогами, сотрудниками училища, общественностью, возможность творческой состязательности в  достижении поставленных целей;

*определенность функциональных обязанностей, прав, ответственности;

*самостоятельность в принятии управленческих решений;

*коллегиальность  в определении и решении проблемы;

*демократический стиль руководства и контроля;

*гуманизация образовательного процесса;

и т.д.

В систему управления программой развития  вносятся некоторые изменения. В частности, вводится должность руководителя социально- психологической службы.

Создаются  дополнительно такие структуры, как:

-координационный совет по управлению программой развития (персональную ответственность за выполнение программы несет руководитель координационного совета);

-аналитико- диагностическая группа;

-временные творческие коллективы;

-проблемные группы;

-прогностическая группа, проектные группы.

Необходимо определение зон ответственности каждой службы училища.(Приложение).

Ядро механизма управленческой деятельности состоит из четырех основных действий: целеполагание и  планирование, организация, руководство и контроль.

VIII. Инновационные риски.

Программа является модифицирующей, то есть развивающей отдельные направления деятельности училища,  а не радикальной, поэтому существенных инновационных рисков она не содержит. Незначительные инновационные риски, возникающие в  процессе ее реализации, будут решаться на основе принятия управленческих решений педсоветом училища (методсоветом).

IХ. Бизнес- план (финансовое обеспечение программы).

Х. Приложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития школы на 2012-2017 годы

Работа предназначена для директоров, заместителей директоров школ. Надеюсь, что мой материал будет полезен при составлении Программы. Разработана точно в соответствии с рекомендациями к Программе разв...

Результаты экспериментальной работы учителя географии Фроловой Л.А. за 2007-2011 г.г.

Материал содержит результаты работы учителя географии по экспериментальной программе "Сферы" издательства "Просвещение" в таблицах, текстовый анализ таблиц и выводы о том, что УМК «Сферы» всецело отве...

Анализ по реализации программы развития центра за 2012-2014 годы

В Программе развития отражены приоритеты молодежной политики, которые призваны обеспечить сохранение и развитие национальной культуры, оказать поддержку общественных инициатив и талантов молодежи, про...

Программа развития отделения на 2012-2016 годы

Программа развития спроектирована исходя из анализа исходного состояния отделения, террториальной специфики, специфики обслуживаемого  контингента, потребности населения в социальных услугах....

Программа развития школы на 2019-2023 годы

Программа развития школы...

Реализация ФГОС О УО: образец специальной индивидуальной программы развития для обучаегося 3-го года в классе для детей с ТМНР (ГБПОУ города Москвы «Колледж сферы услуг» № 10 (школьное отделение))

Специальная индивидуальная программа обучения (СИПР) - это индивидуально подранный маршрут развития ребенка с патологиями различной степени тяжести в условиях образовательной организации. СИПР ра...