Классный час "Дети войны"
классный час по краеведению (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Классный час «Дети войны»
Разработала и провела: учитель истории
Белянова Т.Н.
Цели: Познакомить учащихся с пионерами-героями Кубани;
Провести исследование с целью выявления жителей хутора,
родившихся до или во время войны;
воспитывать патриотизм, любовь и гордость к малой родине.
Оборудование: Плакаты: - «Никогда не простим, никогда не забудем»
«Вместе с сыновьями на подвиг шли их матери»
«Шла война народная»
«Вставай страна огромная, вставай на смертный бой»
«Кубанские пионеры-герои»
«Все для фронта, все для победы»
Краткие биографии пионеров-героев Кубани;
фотографии.
Содержание:
1.Вступительное слово учителя:
В историческом развитии многих народов земли есть мгновения национального триумфа, всеобщей радости, единения и ликования.
Такие чувства вызываются замечательными открытиями, крупными достижениями, великими победами.
Особое место в истории мировой цивилизации занимает победа прогрессивных сил планеты над чудовищем, имя которому фашизм.
Более 50-ти государств встало на борьбу с этим злом. Но решающий вклад в дело победы внес именно наш, русский народ.
Мы никогда не должны забывать о великом патриотическом порыве наших дедов, отцов и матерей.
Тема войны очень большая. Можно много говорить о патриотизме людей, о подвиге солдат, но сегодня я хочу поговорить с вами о ваших ровесниках, детях 40-х годов. Вы услышите также стихи, написанные в годы войны о детях.
Я хочу, чтобы, слушая мой рассказ, вы представляли себя на месте этих детей и спросили у себя «А смог бы я делать то, что делали эти дети, вынести то, что вынесли они?»
Так как вы думаете, что же делали дети, когда их отцы сражались на фронтах, в партизанских отрядах, а матери работали в тылу, чтобы обеспечить солдат всем необходимым?
- Ответы учащихся.
Выступление девочек – чтецов.
1. Когда близка осенняя пора
И ближе финишная лента,
Когда вокруг одна лишь детвора,-
Хочу вложить я в память лепту.
2. Но, осознав историю Земли
И сверхбезумный век двадцатый,
Они поймут, как выстоять смогли
Их предки, русские солдаты.
3. О всех солдатах,
Спасших мир землян,-
Какого зверя уложили!
О них, по ком колокола звонят,
О тех счастливчиках, что живы.
4. Да, живы мы …
В том нашей нет вины:
В госпиталях и медсанбатах
На жизнь, чтоб не было войны,
Судьба нам выдала мандаты.
5. Сквозь даль, через века
Я в этот час,
С тоской взирая на зарницы,
Кричу, прошу и умоляю вас:
«Не забывайте нас, счастливцы!»
Учитель: Конечно же, никто не остался в стороне. Детская жизнь, детские радости остались в июне 1941 года. Дети пришли на смену своим отцам.
Начало войны совпало на Кубани с периодом массовой уборки урожая. 120 тысяч учащихся края участвовали в уборке первого военного года. Работа была организована почти круглосуточно. Отдыхали с 12 ночи до 3-х утра.
Впервые минимум трудодней устанавливался и для подростков с 12 лет. То есть им устанавливали взрослую норму и спрашивали за работу как со взрослых.
Пришедшие на заводы женщины и подростки, заменившие мобилизованных мужчин, в кратчайшие сроки осваивали профессию и работали в полторы – две смены, выполняя фронтовой заказ.
- Показ фотографии.
На фотографии вы видите, что подросток не достает до станка и поэтому стоит на ящике.
Так же учащиеся работали в госпиталях, организовывали концерты, ухаживали за ранеными. За годы войны учителя и школьники нашего края собрали 112 т. лекарственного сырья, необходимого для лечения раненых и больных воинов. Собирали средства на строительство танков и самолетов.
Героический труд советских людей во время Великой Отечественной войны стал результатом осознания народом патриотического долга защиты своей Родины от поработителей, стремление к победе над врагом. Молодежь, подростки, даже дети в критическую военную пору стали действенной силой. Это их тяжким трудом выстоял и выковал оружие Победы советский тыл.
Вы провели опрос среди жителей хутора и выяснили, кто из них был ребенком во время войны. Давайте познакомимся с результатами ваших исследований.
- Краткие сообщения учащихся. (Приложение №1)
Как вы видите, ваши бабушки, дедушки, если и не помнят тех тяжелых лет, война все равно оставила на них свой след. Почти никто из них не смог учится в школе, очень рано пришлось идти работать.
Учитель: С сентября 1942 года начался период оккупации на Кубани. Кубанские школьники участвуют в партизанских отрядах, собирают разведданные и вносят свой вклад в победу над оккупантами.
- Послушайте стихотворение Александра Твардовского «Рассказ танкиста», написанный в 1941 году. Читает Харенко Юля.
- Можем ли мы назвать поступок мальчика героическим?
- Ответы детей.
На героической Малой земле подростки воевали в качестве связистов, в батальоне морской пехоты, были разведчиками у партизан. Многие из них погибли. За мужество эти дети были удостоены почетного звания «Пионеров-героев».
Чтец. Вспомним всех поименно
Горем вспомним своим
Это надо не мертвым
Это надо живым.
- Перекличка кубанских пионеров – героев.
- Послушайте стихотворение Сергея Михалкова «Десятилетний человек», написанный в 1942 году.
- Как вы думаете, откуда и куда шел этот десятилетний человек?
- Ответы детей.
С января 1943 года началась первая наступательная операция по освобождению Кавказа. С нетерпением ждали кубанские жители своих освободителей. 2 февраля был освобожден Усть-Лабинск, 13 февраля – Краснодар.
- Послушайте стихотворение Сергея Васильева «Наташа», написанный в 1942 году.
В том же 1943 году и особенно в 1944 г., когда фронт отдалился от границ края, началось восстановление оборудования эвакуированных заводов, вывезенных в глубокий тыл страны. И здесь пригодились детские руки. Одним из главных факторов, определявших результаты восстановительных работ, был беспримерный трудовой героизм кубанцев. За успехи в восстановлении народного хозяйства края 19 января 1944 года по указу Верховного Совета СССР государственных наград – орденов и медалей были удостоены 199 человек, младшим из которых было по 15 лет, а старшим – за 60.
Кубанцы 1944 года жили и строили для будущих поколений, они думали о будущем страны и сражались за него. Их опыт и подвиги – драгоценная часть исторического наследия нашего края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый тематический классный час: «Война в Афганистане. 1979-1989 г.г. Память и боль».
15 февраля 2009 года – памятное событие в истории Советской Армии и его боевых традиций. Двадцать лет назад в 15:00 – 15 февраля 1989 года – последний солдат Ограниченного контингента Советских войск ...

Классный час "Войны священные страницы навеки в памяти "
Разработка классного часа посвещена Великой отечественной войне.Рассчитана на учащихся старших классов. В разрабртке классного часа использованы стихотворения автора Иосифа Уткина .песни военных лет ,...
Классный час "Война на дорогах"
Классный час о правилах дорожного движения....
Классный час "Война 1812 года", 5 класс
Сформировать представление о войне 1812 года у учеников 5 класса...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. Классный час. Война 1812г.
Презентация подготовлена для проведения урока мужества "Герои прошлых лет... Война 1812г."...

Презентация для классного часа "Войны и люди на войне"
Презентация для классного часа разработана для учащихся 5-6 классов на военную тематику...