Кружок по краеведению
методическая разработка по краеведению (8 класс) по теме

Шаврина Ирина Александровна

 

Тема: Донское казачество в годы ВОВ.

 

«Всколыхнулся, взволновался…»

Цели:

1) Формирование исторического мировоззрения у молодежи.

2) Привлекать молодое поколение к возрождению донской культуры, через раскрытие региональных культурных традиций.

3) Воспитывать любовь к Отечеству, к своей «малой Родине».

Форма: литературно-музыкальная гостиная.

Оформление: сцена оформлена, как казачий курень (прялка, накрытый стол, печь), на фоне которого проходят проводы казака на войну.

 

Ведущий:     - Как ты, батюшка славный тихий Дон,

Ты  кормилиц наш, Дон Иванович.

Про тебя лежит слава добрая,

Слава добрая, речь хорошая.

Как бывало ты всё быстер бежишь,

То быстер бежишь, всё чистехонек!

А теперь ты, кормилиц, все мутен течешь,

Помутился ты, Дон, сверху донизу.

Речь возговорит славный тихий Дон:

«Уж как-то мне не смутну быть,

Распустил я своих ясных соколов.

Ясных соколов, донских казаков.

Размываются без них мои круты бережки

Высыпаются без них косы желтым песком».

 

Выходит казак и казачка, прогуливаясь о чем-то разговаривают.

Хор поет песню « По Дону гуляет казак молодой»…

 

Казак: Казаки - други, люди вольные! Собирайтесь братцы, но единый круг из курений своих с семьями гулять, да меня казака на войну провожать.

Подходят друзья, говорят казаку:

 - Казак без друзей, что дуб без корней.

- Конь познается в езде, а друг в беде.

- Веселы привалы, где казаки запевалы.

- Дон без песен, что виноградная лоза без гроздьев.

 

Хор поет песню «Там за Доном, за рекой»…

1.Там за Доном за рекой, под широким дубом

                  Расставалась  казачка с парнем черночубым

            Припев: Ой-да, ой-да-да, ой-да-2р.

       Расставалась казачка с  парнем черночубым

2. Расставалась при дороге в поле у Ростова

Обнимала на ветру  конника лихого.

П-В: (тот же)

               3. Где бы ни был ты казак, помни край родимый

Чернобровую казачку, степи и долины.

              4.Ты не плачь, не плач жена и не плачьте дети

        Я с победой к вам вернусь, не зимой так летом.

5. Он сказал и поскакал, по степной дорожке

До свиданья Тихий Дон, Тихий Дон широкий.

 

(На переднем плане сцены прощаются  казак и казачка )

 

Ведущий: На вольном, на синем, на тихом Дону

Походная песня звучала.

Казак уходил на большую войну

Жена его провожала

-Мне счастья, родная, в пути пожелай,

Вернулись ли домой – неизвестно –

Казак говорил, говорил ей: - Прощай!

- Прощай! – отвечала жена

Ведущий: Над степью зажегся печальный рассвет,

Донская волна засверкала,

- Дарю я тебе на прощанья кисет,

Сама я его вышивала

              Будь смелым, будь храбрым в жестоком бою,

За русскую землю сражайся

И помни про Дон, про женку свою,

С победой ты возвращайся.

 

Мать читает заговор ратному человеку идущего на войну. Кладет заговор в мешочек, вешает на грудь сыну.

Отец: - Вот,- говорю тебе,- послушай

Моих речей ты наперед.

Мы послужили государю,

Теперь тебе черед служить.

Ну, обними-ка  женку Варю,

И Бог тебя благословит.

И да пошлет тебе он силы

Долг службы свято соблюдать,

Служить, как мы царю служили,

И славу рода поддержать. 

 

  (Все садятся за стол)

 

Хор исполняет песню: «Черный ворон».

1.  Черный ворон, черный ворон

Что ты вьешься надо мной

Ты добычи не дождешься

Черный ворон я не твой

2.  Что ты когти распускаешь?

Над моею головой?

Иль добычу себе ищешь

Черный ворон я не твой!

3.  Завяжу смертельную рану

Подаренным мне платком.

А потом с собой я стану

Говорить все об одном.

4.  Полети в мою сторонку

Скажи маменьке моей.

Ты скажи моей любезной.

Что за Родину я пал.

5.  Отнеси платок кровавый

Милой любушке моей.

Ты скажи она свободна

Я женился надругой.

 

6. Взяв невесту тиху-скромну

В чистом поле под кустом.

Обвенчальна была сваха

Сабля острая моя.

7.  Калена стрела венчала

Среди битвы роковой

Вижу смерть моя приходит

Черный ворон – весь я твой!

 

Один из гостей, служивый, раненый казак говорит:

 

-Эй, погодьте-ка, друзья!

-Провожать ведь так нельзя! (Возмущается)

-  Тихо, граждане – старушки!

Проводы – вам не игрушки.

Что за слезы, что за плач

Расскажу я вам сейчас

Одну байку, ох нету сил…

Как за «языком» ходил.

(Рассказывает байку, все внимательно слушают, поддерживают в разговоре)

-      Вот сижу я, значит братцы,

Под покровам темноты.

Слышу: шорох; вижу, братцы,

Немец лезет…

- Ну а ты? (все вместе)

- Ну а я конечным делом

Притаился меж сосен,

Белый снег, и я весь в белом,

Жду бандита…

- Ну а он?(все вместе)

- Ну а он ползет по лесу,

Только вижу я, братцы,

Много в том фашисте весу,

- Ну а ты?(все вместе)

- Ну а я по весу муха,

Как полезешь на рожон?

Ах ты, думаю, поруха!

Как с ним сладить?..

- Ну а он?(все вместе)

 

- Ну а он все ближе, ближе…

Только вижу я, братцы,

Брюхом он лежит на лычке,

Снег глубокий…

- Ну а ты?(все вместе)

- Ну а я решил упрямо:

Взять живьем  его должен.

Автомат наставил прямо.

Будь, что будет…

- Ну а он?(все вместе)

- Ну а он совсем уж рядом,

Норовит вильнуть в кусты.

Водит, вижу, волчьим взглядом,

Подползает…

- Ну а ты?(все вместе)

- Тут меня и осенило!

Взял я в бой одним прыжком

И на фриза, на верзилу

Прямо с маху сел верхом.

« Хальт! – кричу. – Не то стреляю!

Ходу, чертова душа!»

И к затылку приставляю

Свой заветный « пэ-пэ-ша».

- Ну а он?(все вместе)

- Куда ж деваться!

Подчинился мне подлец,

И повез меня он, братцы,

Как хороший жеребец.

Запотел, кряхтит, кривится,

На груди гремят кресты.

Еду я версты на фрице,

Еду, братцы, три версты.

Молит фриц, бормочет что-то.

Десказать, выдохся, капут!

«Ничего! – кричу. – Работай!

Отдохнешь, мол, да не тут!»

Ох, уж утром было смеху!

Из лесочка под уклон

Так на пленном я и въехал

В свой гвардейский батальон.

 

( за столом говорят пословицы и поговорки)  

 - Казаку честь за Родину лечь.

       - Пусть знает ворог, что казаку Дон, дорог.

                         -Лучше голову сложить, а казачьей чести не                                     

                                                                                      уронить.

                         - Казак костьми ляжет, а врагу путь на Дон не 

                                                                                      укажет.

Частушки в исполнение гостей, друзей):

                         1) Распроклятые фашисты

Мирну жизнь - нарушили,

Осквернили нашу землю,

Деревни разрушили…

 

2) Дорогие девочки,

Мы осиротели

Казачьи фуражечки

Далеко улетели.

 

3) Капать слезы погодите

На мою на белу грудь.

Вам, фашисты, не удастся

Казачью силушку согнуть.

 

4) За свою донскую землю

Грудью встанем, как один

Будь уверена, подружка,

Мы фашистов победим.

 

5) Мой миленочек воюет,

Темны ноченьки не спит,

У меня о сероглазеньком

Сердечко болит.

 

6) Бей, фашистов на земле,

Бей их в воздухе, в воде,

Чем в России угощали

Чтобы долго вспоминали.

(В конце мероприятия стихи исполняют участники)

Отца и прадеда, и деда

Я вижу зримо сквозь - года:

Идут все трое до рассвета

Тропинкой росной на луга.

А солнцу - спины и чубы,

Они, как бурлаки, босые

Шумят косою у реки.

К ногам ложатся кудри солнца,

Душистых трав, хмельных хлебов.

Идут красиво, долго, молча,

В сердцах неся к Руси любовь.

 

 

Ведущий:             К вам мое слово, дорогие!

Гордиться честью казака,

Заветы помните родные!

Все вместе:           Мы - внуки деда Ермака!

Учитель благодарит учащихся за работу.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по краеведению. кружок "Юные историки- краеведы"

учебно- тематическое планирование по краеведению....

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Кружок по краеведению.

Планирование работы кружка по краеведению....

Объединение «Мое Отечество» Кружок краеведение.

Представлен отчёт работы объединения «Мое Отечество». Военно-патриотический клуб «Возрождение»Кружок краеведение. Школьный музей им. А.Бобкова  ...

Внеклассный кружок "Краеведение"

Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств воспитанников...