Урок краеведения в 8 классе "ООПТ Пермского края"
план-конспект урока краеведения (8 класс) по теме

Форма урока: мини-лекция, сопровожденная презентацией. Носит познавательный характер.Включена викторина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_oopt_pk.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Урок по географии Пермского края, 8класс.

                                                    Учитель: Хлюпина Т.Л., МОУ «Гимназия»,

                                                     город Кизел.                

Тема урока: «Особо охраняемые природные территории Пермского края»

Цели: 1) Экологическое  воспитание учащихся.                

            2) Знакомство с формами охраны природы Пермского края.

                3) Знакомство с памятниками природы Кизеловского района.

            4) Развитие навыков составления опорных схем, презентаций.

Ход урока:

1. Мини – лекция «Формы охраны природы Прикамья».

2. Викторина.

Оборудование. Для лекции: таблицы «Охраняемые растения и животные Пермского края», карта, выставка книг, презентация.

Для викторины: вопросы.

Мини- лекция «Формы охраны природы Пермского края»

Задание по ходу лекции: составить опорную схему «Формы охраны природы Прикамья» и дополнить примерами.

Удивительна и неповторима природа России. Нет, наверное, человека, не мечтающего побывать на Байкале, увидеть Камчатские гейзеры, Красноярские столбы, полюбоваться карельскими озёрами и водопадами.

Есть такие места и в Пермском крае. Это Кунгурская ледяная пещера, Сылвенские рифы – обнажения дна Пермского моря, существовавшего миллионы лет назад, кунгурская лесостепь, красавицы Вишера и Чусовая,  таежные просторы. Задача современников – сохранить эти уникальные объекты. Научные работники, практики, любители природы ежегодно выявляют новые объекты, требующие охраны.

                 Существуют различные формы охраны природы: заповедники,   заказники, национальные парки, памятники природы, резерваты, Красная книга , ботанические сады, зоопарки и др.

Заповедники призваны обеспечить неприкосновенность данной территории. Территория исключается из хозяйственной деятельности. Природа  развивается естественным путем. В Пермском крае создано 2 заповедника - Басеги и Вишерский (Слайд - шоу).

Цель заказников – способствовать сохранению или восстановлению отдельных или группы природных компонентов, поддерживать общий экологический баланс. В Пермском крае  28 заказников: из них 19 охотничьих и 9 ведомственных ( Ергачинская колония грачей, озеро Большое Адово, частинская колония серых цапель,  бобровые поселения в Чердынском районе,  остров Туренец  в Ильинском районе (слайд – шоу).

Главная задача национальных парков, помимо охраны – просветительская деятельность, поиск и внедрение научных методов, с помощью которых можно обезопасить территории при их рекреационном использовании (организация туризма и отдыха). В Пермском крае создан Сылвенский национальный парк (Слайд – шоу).

Но заповедники, заказники, национальные парки  могут охватывать лишь небольшой процент территории. За их границами остаются естественные сокровища, которые необходимо сохранить. Эту функцию выполняют памятники природы. Термин впервые в науке применил немецкий учёный А. Гумбольдт,  назвав обнаруженное им необычное по размерам и возрасту дерево памятником природы.

Памятник природы – это ценный с той или иной точки зрения объект природы. Большей частью это неповторимые творения, вызывающие восхищение, причём, нередко используются для отдыха, удовлетворения эстетических потребностей, укрепления здоровья.

    Памятники природы делятся на геологические, водные, ботанические, зоологические, комплексные. По значению на государственные, областные, местные.

Пермский край  исключительно богат памятниками природы. Их насчитывается более 300.

К геологическим памятникам относятся 22 камня на реках Чусовой, Сылве и Вишере, 8 пещер (Кунгурская, Дивья, Кизеловская и т.д.), геологические обнажения Пермской системы, местонахождения ископаемых животных и растений, место падения  Оханского метеорита (Слайд – щоу).

Водные памятники природы – родники, реки, ручьи, озёра. Это красицы Вишера, Чусовая,  Павловский  и Очерский пруды, озеро Адово, Большой и Малый  Кумикуш. Большинство их ещё не изучено (Слайд – щоу) .

Ботанические памятники – места произрастания редких и исчезающих растений, растения долгожители, деревья историко–мемориального значения. Всего их в крае – 60. Это участки реликтовой (древней) растительности, участки степной и лесостепной растительности (Кунгурский район), широколиственных лесов. 20 видов растений занесены в Красную книгу. В нашем (Кизеловском) районе произрастает пион-уклоняющийся (Марьин корень) (Слайд – щоу).

Зоологические памятники – места обитания особо редких, а также исчезающих животных. Ряд из них занесены в Красную книгу (Таблица).

Комплексные памятники – совмещают несколько объектов: ботанических, зоологических, геологических, водных. К ним можно отнести  хребет Кваркуш,  биостанцию Верхняя Кважва.

Памятники Кизеловского района

На территории Кизеловского района расположены 3 историко-природных памятника природы. К ним относятся Кизеловская (Вьящерская), Кизеловская  Медвежья пещера и Расиковский грот.

Кизеловская (Вьящерская) - самая большая в районе, общая протяженность ходов более 5 км. Пещера расположена в основании 10-ти метрового уступа в долине реки Вьящера в поселке Шахты. Открыта в 1850 году при изыскании путей для строительства нынешней железной дороги. В 1894 году пещеру обследовал профессор МГУ Тихомиров. Позднее ее посетили многие известные геологи: Краснопольский, Кротов, Яковлев и другие. В 1942 году Углов составил краткое описание пещеры.

Исследование пещеры было продолжено в 60-х годах учеными и спелеологами города Перми.

Доказано, что Кизеловская пещера карстового происхождения, возраст ее около 3 млн. лет. Волны Пермского моря вымыли карстовые породы и образовали пещеру. Сталактиты и сталагмиты (один диаметром 68 см) доставлены в Екатеринбургский геологический музей, где экспонируются в разделе «Возникновение Земли. Уникальность пещеры и в том, что здесь впервые в России найден «пещерный жемчуг».

Наша пещера, по словам специалистов, более интересна, чем Кунгурская. Но доступ в нее строго ограничен из-за неизученности и труднопроходимости.

Грот Расиковский (вблизи станции Расик) расположен на высоте 22м над уровнем реки. В отложениях грота Е.П.Близнецов (местный краевед) обнаружил кости плейстоценовых животных, большое количество птичьих костей и концевой скребок эпохи палеолита.

Наиболее значительным историко-природным памятником является Кизеловская (Медвежья) пещера. Она расположена на северо-западной окраине города на правом берегу реки Кизел. Обнаружена в 1953 году при разработке известкового карьера рабочими шахты им. В.И.Ленина. Вход расположен в светлых известняках, известных под названием «Белый Камень», на высоте 63,4м над уровнем реки. Археолог О.Н.Бадер нашел в пещере много костей животных.  Профессором Верещагиным II.К, собрано 5000 костей, принадлежащих 18 видам 30 животных. Особенно интересна находка 1200 костей 20 карликовых уральских пещерных медведей, обитавших около 15тыс. лет назад. Здесь впервые в пещере найдено 6 черепов и несколько скелетов соболей. Длина пещеры 690 м. (Рассказ сопровождается слайд -  шоу)

Заключение: Прекрасна и удивительна  природа нашего края. В ней есть такие места, которые ничто не заменит в плане их эстетической, образовательной, лечебной, научной ценности. В течение всего года идут и едут люди в излюбленные места. Они ищут общения с природой, которая доставляет  им безграничную радость. Но не секрет, что среди туристов есть люди,  позволяющие быть небрежными с окружающей красотой. То, что сегодня человек бездумно нарушает или уничтожает в природе, может уже никогда не вернуться. Помните  - « У природы берёшь – не забывай о долге».

Викторина

  1. Назовите  известные вам, кроме заповедников, формы охраны природы.
  2. Кем в науке впервые был применён термин «Памятники природы»?
  3. Назовите  хотя бы 5 растений  Красной книги Пермского края.
  4. Что объединяет этих животных: выхухоль, северный кожанок, черный аист?
  5. В заповеднике «Басеги» или в Сылвенском национальном парке вы можете осуществить сплав по рекам?
  6. К какому типу природных памятников относятся пещеры?
  7. Назовите фамилию краеведа, занимавшегося исследованием пещер Кизеловского района?
  8. О каком памятнике природы идет речь:

                                 Междометие – слог первый,

                                 Среди птиц ищи второй.

                                 Третий -  буква. По Уралу

                                 Протекаю я рекой.

                             

  1. На территории какого района находится заповедник «Басеги?
  2. В каком городе Пермского края был создан первый ботанический сад?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Законы Пермского края: механизмы и процедуры принятия" - парламентский урок

Знакомство с законотворческой деятельностью Законодательного Собрания Пермского края...

Презентация к занятию по краеведению (Пермский край) "Чердынь - древняя столица Прикамья"

Презентация к занятию по краеведению (Пермский край)  "Чердынь - древняя столица Прикамья"...

Животные нашего края (Пермский край)

Данная презентация является информационным сопровождением к уроку  в 7кл "Многообразие животных".  Можно использовать на различных внеклассных мероприятиях биологической тематики. На основе ...

Пермский край-лесной край.

Зрительный ряд к занятию кружка краеведческой направленности для учащихся начальной школы....

урок "Рельеф Пермского края"

Материал можно использовать как на уроках географии, так и на уроках краеведения. В презентации рассматривается формы рельефа Пермского края с элементами практических работ....

Рабочая программа по курсу "Краеведение. "Мой родной Пермский край"

Краеведение подробно знакомит учащихся с географией своего региона.  Краеведение помогает расширить  и дополнить  знания учащихся, получених на уроке географии.Главная цель курса являет...

кроссворд краеведение Пермский край

Кроссворд по истории Пермского края может использовать в кружках по внекрассной деятельности или факультативах при изучении истории Прикамья.Кроссворд могут решить учащиеся от 5 класса и старше....