Рабочая программа по курсу "Краеведение. "Мой родной Пермский край"
рабочая программа по краеведению (6 класс) на тему

Краеведение подробно знакомит учащихся с географией своего региона.  Краеведение помогает расширить  и дополнить  знания учащихся, получених на уроке географии.

Главная цель курса является формирование у школьников географо-краеведческой культуры, системы знаний о своем крае, традициях, воспитание гражданственности и патриотизма, уважение к Пермской земле, Чусовскому району как составной и неотемлемой части нашей Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_kraevedenie_moy_permskiy_kray.doc412.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №7» г. Чусового

Согласовано

Руководитель  ШМО

Протокол  №      

от «       »   ________ 2014г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

курс «Краеведение.

 Мой родной Пермский  край»

6 класс

35 часов (1 часа в неделю)

Составитель:

Морозова Марина Петровна

учитель МБОУ «ООШ №7»

г. Чусовой

2014  -  2015    учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пояснительная записка

Данная программа составлена с учетом концепции школьного географического  образования, требованиями федерального и регионального компонентов стандарта. В программе учитывались современные подходы к школьному географическому образованию.  

Региональный курс «Краеведение. Мой родной Пермский край», рекомендованный для изучения в 6 классе, связан с содержанием федерального курса школьной географии, однако отдельные темы изучаются в нём с опережением. Поэтому их следует изучать в курсе краеведения  на более доступном уровне.  

Краеведение подробно знакомит учащихся с географией региона их проживания, опираясь на новые и ранее изученные географические понятия.  Таким образом, краеведение расширяет и дополняет знания, полученные на уроке географии. Одновременно с этим география – одна из составляющих краеведения как знания о родном крае.

В значительной мере курс строится на актуализации и систематизации имеющегося у учащихся практического жизненного опыта взаимодействия в природной и социокультурной среде, способствует развитию информационно-познавательных, практико-созидательных видов, компетенций. Региональный компонент географического образования способствует формированию личности учащегося как достойного представителя, умелого хранителя, пользователя и созидателя его социокультурных ценностей и традиций. Он является комплексным интегрированным курсом, формирующим у учащихся знания о природе родного края, способствующий воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа. Изучение Пермского края и своей местности позволит школьникам ощутить себя его составной частью, почувствовать включённость в жизнь своего района, города. Реализовать свою активность, ощутить социальную значимость в жизни родной земли.

Главной целью курса является формирование у школьников географо-краеведческой культуры, системы знаний о своём крае, традициях, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к Пермской земле, Чусовскому району , г. Чусовому как к составной и неотъемлемой части нашей Родины.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомиться с наукой краеведения, выяснить её место в системе наук;
  • изучить особенности природы Пермского края, выявить взаимосвязи между её компонентами;
  • выяснить особенности заселения территории края, формирование её современного населения;
  • проанализировать характер хозяйственной деятельности человека на территории  края и своего района и возникающие при этом экологические проблемы;
  • оценить особенности своей местности, её природно-ресурсный потенциал, достопримечательности.

Развивающие:

  • развивать пространственно-географическое мышление учащихся;
  • научить применять краеведческие знания для объяснения и оценки различных процессов в природе и экономике Пермского края
  • развивать и стимулировать познавательные интересы учащихся к краеведению и географии;
  • развивать творческие способности, навыки научно-исследовательской работы.

    Воспитательная:

  • развивать патриотическое отношение к своей малой и большой Родине, формировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю;
  • воспитывать гражданскую позицию и ответственное отношение к природе и памятникам культуры Пермского края и своего района;
  • укреплять семейные традиции и связи за счёт взаимодействия между родителями и учащимися при подготовке краеведческих мини-проектов, сборе краеведческих сведений, семейных архивов.

Общая характеристика учебного предмета.

Данная примерная программа реализует требования, существующие в преподавании данного учебного предмета. Она составлена с учётом Концепции географического образования.

Краеведение подробно знакомит учащихся с географией региона их проживания, опираясь на новые и ранее изученные географические понятия. Таким образом, оно расширяет и дополняет знания, полученные на уроках географии, и тесно с ней связано. Одновременно с этим география – одна из составляющих краеведения как знания о родном крае. То есть краеведение формирует у школьников знание основ географического пространства на местном (локальном) уровне.

Известно, что краеведение позволяет глубже понимать географические и исторические принципы и закономерности, помогая изучению географии, истории и других предметов учащимися. Краеведение помогает формированию личности учащегося, активно реализуя программу патриотического воспитания.

В настоящее время изучение краеведения все чаще рассматривается как непрерывный процесс. В ряде школ с ним знакомят учеников начальных классов. Затем следует изучение географического и исторического краеведения. В старших классах также планируется введение краеведческих курсов. Поэтому программы и школьные учебники должны составляться с учётом такого непрерывного изучения.

Краеведение – междисциплинарный курс, с помощью которого легко можно установить прочные межпредметные связи. Вместе с тем школьники изучают на этих уроках то, с чем они постоянно сталкиваются, то, что они видели и знают, зачастую не умея объяснить или не понимая причин явлений и процессов. Задача краеведения заключается также в том, чтобы дать ответы на эти вопросы.

Материалы учебников постоянно обращаются к уже изученному, поднимаясь каждый раз качественно и количественно на более высокий уровень. Таким образом, географическое краеведение становится своеобразным дополнением курса географии, оставаясь при этом самодостаточным и полноценным школьным предметом.

Изучение краеведения предполагает активное участие учащихся в краеведческой работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий.

В данном курсе предполагается изучение рельефа местности, почвы, геологического строения, водных путей, флоры, фауны, населения и промышленности Пермского края. Широко используются возможности местных музеев, библиотек, учреждений культуры.

Изучение курса «Краеведение. Мой родной Пермский край» предполагает сочетание теоретических и практических видов деятельности учащихся. Данный курс рекомендуется в 6 классе, что позволит опираться на базовые знания учащихся по физической географии об особенностях природных компонентов.

Место географического краеведения в учебном плане.

Курс «Краеведение. Мой родной Пермский край» рассчитан на 35 часа. Он изучается на этапе основного общего образования в 6 классе из расчета 1 учебного часа в неделю; изучение курса предусматривается в региональном компоненте базисного учебного плана.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностным результатом обучения краеведению в 6 классе, является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географическому краеведению Пермского края:

– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Пермского края). Представление о Пермском крае  как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению.

– гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего задания в рабочей тетради, нацеленные на:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;

– умение использовать географические и краеведческие знания для созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «Краеведение. Мой родной Пермский край» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания:

– осознание роли географии и краеведения в познании окружающего мира;

– освоение системы краеведческих знаний о природе, населении, хозяйстве Пермского края, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных и природных проблем;

– использование карт для получения краеведческой информации.

Коммуникативные УУД:

отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

понимание позиции другого в дискуссии.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения курса «Краеведение. Мой родной Пермский край» в 6 классе является следующие умения:

 понимать роль различных источников краеведческой информации;

 знать особенности природы, населения, хозяйства Пермского края и своего района:

 формулировать причины изменений происходящих под влиянием природных и антропогенных факторов;

 выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

 определять географические процессы и явления в геосферах, происходящие на нашей территории, взаимосвязи между ними, их взаимовлияние, изменения в результате хозяйственной деятельности человека;

 понимать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством Пермского края;

 определять причинно-следственные связи при анализе геоэкологических проблем;

 оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации в регионе;

 приводить примеры закономерностей размещения предприятий в Пермском крае;

 находить в различных источниках и анализировать информацию;

составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников информации;

 определять на карте местоположение объектов в Пермском крае;

работать со статистическими данными;

 формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменений, происходящих в окружающей среде;

 использовать географические знания для осуществления мер по охране природы;

 формулировать своё отношение к культурному и природному наследию Пермского края и своего района.

Методические рекомендации и технологические подходы:

При достижении поставленных образовательных, воспитательных и развивающих целей используются методы обучения: словесный, наглядный, практический,  исследовательский, картографический, статистический.

А также используются различные формы обучения:  практические работы, ИКТ-презентация, географический диктант, тест.

Для проверки знаний, умений учащихся в конце учебного года проводится контрольная работа по текстам управления образования.

Курс состоит из 6 разделов.

Содержание программы

Раздел 1. «Введение. Традиции,  обычаи,  достопримечательности родного края».

(6 часов)

Роль краеведческих знаний в жизни современного человека. Что изучает наука «Краеведение». Источники знаний о родном крае. Карты, план - схемы, атласы, справочники, научно-популярная литература. Методы краеведческой работы.

История образования Пермского края  и Чусовского района,  площадь, современная граница. Этапы заселения и хозяйственного освоения территории родного края. Типы поселений в нашем крае. Названия населённых пунктов. Районов города, улиц.

История образования города и района. Город в прошлом и настоящем. Символика Чусового и Чусовского  района. Достопримечательности родного края.

Образ жизни населения. Влияние природы на развитие хозяйства, обычаи и быт людей  Пермского края. Семейные традиции и праздники. Традиционные жилища. Пермские пословицы, диалектные слова.

Трудовые навыки населения родного края, исторический аспект их формирования. Выдающиеся люди края. Значение их деятельности в изучении и развитии края, всей страны.

Творческие работы:

1.      «Составление каталога литературы по изучению родного края».

2.     «Происхождения местных географических названий».

3.     «Отражение природы края в народных промыслах, народном творчестве».

4.     «Будущее моего города (населённого пункта)».

Раздел 2. «План и карта» (5 часов)

План-схема города. Масштаб. Условные знаки. Улицы города, промышленные и культурные центры. План местности, его чтение и составление.

Ориентирование на местности. Определение направлений и расстояний по плану города Чусовой.

Многообразие географических карт Прикамья, особенности  работы с ними. Легенда карт. Сравнение карт разного содержания по способам изображения.

Положение Пермского края на административной и физической картах России. Граница Европы и Азии. Пограничные районы  Пермского края  и Чусовского района.

Определение положения края на градусной сетке. Координаты крайних точек края, Чусовского  района, города Чусового.

Практические работы:

1.    Ориентирование. Съемка местности и построение плана в масштабе.

2.    Определение направлений, расстояний, географических координат точек по карте Пермского края.

3.     Обозначение на контурной карте Пермского края  географических объектов. (Пограничные территории края и района; крайние точки края и названия районов, в которых они находятся; населённые пункты).

Творческая работа: «Топонимика названий улиц города».

Раздел 3.  «Рельеф и полезные ископаемые Пермского края» (5 часов)

Рельеф Пермского края и Чусовского района. Основные формы рельефа и происхождение.

Самые высокие и низкие отметки высот над уровнем моря на территории края и района. Роль внешних процессов в изменении современного рельефа.

Геологическое летоисчисление. Тектоника.

Формы рельефа. Полезные ископаемые края  и района.

Влияние рельефа на ведение хозяйственной деятельности человека. Воздействие хозяйственной деятельности людей на земную поверхность, её последствия. Антропогенные формы рельефа области –  карьеры, насыпи.

Практические работы:

1.    Определение по карте самой высокой и низкой точки края  и района, географического положения основных форм рельеф.

2.     Обозначение на контурной карте форм рельефа и полезных ископаемых.

Раздел 4. «Погода и климат Пермского края и своего района». (5 часов)

Климатообразующие факторы.  

Температура воздуха по сезонам года. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая, минимальная, максимальная температура, амплитуда своей местности. Построение и анализ графика температуры воздуха.

Ветер. Преобладающие направления ветров в Пермском крае и городе Чусовой. Определение силы ветра. Роза ветров.

Виды осадков и их распределение в течение года. Диаграмма выпадения осадков. Отражение особенностей атмосферных явлений в произведениях писателей и поэтов.

Опасные климатические явления (суховеи, пыльные бури, туман, град, гололёд и др.) и способы их предупреждения.

Влияние хозяйственной деятельности человека на климат своего края. Влияние климата на быт и виды хозяйственной деятельности населения области.

Практические работы:

1.   Построение и анализ графика температуры воздуха.

2.   Построение графика розы ветров.

Творческая работа: «Описание погоды и климата Пермского края в произведениях писателей».  

Раздел 5.  «Внутренние воды Пермского края и своего района». (5 часов)

Состав вод суши на территории . Подземных вод на территории края. Глубина залегания, их использование и охрана.

Речная сеть края, района. Питание, режим рек, их хозяйственное  значение. Озёра, их происхождение.  Легенды и были в названиях рек, водопадов  и озёр края.

Пруды – характерные антропогенные водные объекты нашего края. Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние водоёмов края, их экологические проблемы и охрана.

Практические работы:

1.   Характеристика реки (по плану).

Творческие работы:

1.     Сочинение на тему: «Путешествие бутылки с посланием».

2.     Исследовательская работа: «Топонимика рек Пермского края».

Раздел 6.  «Природные комплексы». (8 часов)

Основные типы почв на территории Пермского края  и  Чусовского района. Эрозия почв и борьба с ней. Изменение почв в результате хозяйственной деятельности.

Типы растительности края  и района. Их особенности, видовой состав, распространение, приспособленность к условиям обитания, хозяйственное использование. Растения края, занесённые в Красную книгу.

Животный мир Пермского края, основные представители, адаптация животных к природным условиям региона. Мир птиц. Обитатели водоёмов. Использование и охрана животного мира. Животные края, занесённые в Красную книгу.

Особо охраняемые территории Пермского края. Памятники природы: водные, зоологические, ботанические и другие.

Экологические проблемы края  и города. Мониторинг состояния окружающей среды своей местности.

Практические работы:

1.   Определение особенностей почв своего населённого пункта.

2.   Обозначение на контурной карте особо охраняемые территории Пермского края .

3.   Описание природного комплекса своей местности.

Творческие работы:

1.  Памятники природы нашего края.

2.  Растения и животные края, занесённые в Красную книгу (сообщение с рисунком или презентация).

3.   Оценка загрязнения воздуха в своём населённом пункте.

Тематический план курса «Краеведение. Мой родной Пермский край»

п/п

Тема

Всего

часов

Теория

Практика

Раздел 1. Традиции, обычаи, достопримечательности родного края (6 часов)

1

Введение. Что изучает наука «Краеведение». Методы краеведческой работы

1

1

2

Этапы заселения и хозяйственного освоения территории родного края

1

1

3-4

История образования района и города. Достопримечательности

2

2

5

Население Пермского края. Семейные традиции и праздники.

1

1

6

Выдающиеся люди края.

1

1

Раздел 2. План местности (5 часов)

7

План-схема города. Масштаб. Условные знаки.

1

1

8

Ориентирование на местности.

1

1

9

Многообразие географических карт Прикамья

1

1

10

Определение направления, расстояний, географических координат территории Пермского края.

1

1

11

Обозначение на контурной  карте  географических объектов Пермского края.

1

1

Раздел 3. Рельеф и полезные ископаемые Пермского края (5 часов)

12

Рельеф Пермского края и Чусовского района.

1

1

13

Определение по карте высоких и низких точек каря и района.

1

1

14

Геологическое летоисчисление. Тектоника.

1

1

15

Формы рельефа. Полезные ископаемые края  и района.

1

1

16

Влияние рельефа на ведение хозяйственной деятельности человека.

1

1

Раздел 4. Погода и климат Пермского края и своего района

17

Климатообразующие факторы  своей местности.

1

1

18

Температура воздуха  (построение и анализ графика температуры воздуха)

1

1

19

Ветер. Построение графика розы ветров.

1

1

20

Опасные климатические явления.

1

1

21

Влияние хозяйственной деятельности человека на климат своего края.

1

1

Раздел 5. Внутренние воды Пермского края и своего района

22

Состав вод суши на территории края.

1

1

23-24

Речная сеть края, района.

2

2

25

Характеристика реки (по плану).

1

1

26

Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние водоёмов края

1

1

Раздел 6. Природный комплекс своей местности (8 часов)

27

Основные типы почв на территории Пермского края  

1

1

28

Типы растительности края  и района.

1

1

29

Животный мир Пермского края

1

1

30-31

Особо охраняемые территории Пермского края.

Памятники природы

2

1

1

32

Описание природного комплекса своей местности.

1

1

33

Экологические проблемы края  и города.

1

1

34

Итоговая контрольная работа за год

1

1

35

Резерв (1 час)

Итого

35

23

12

Учебно-методическое обеспечение.

Рабочая программа

  1. Г.И.Котельникова Программа для общеобразовательной основной школы и примерное тематическое планирование к курсу «География Пермской области»/ Пермь, 2003г.  
  2. Авторская рабочая программа Морозова М.П. по «Краеведение. Мой родной Пермский край»

Учебно-методические пособия для учащихся

  1. Н.Н. Назаров, Н.Г. Циберкин «Природная география Пермской области (хрестоматия)», Учебное пособие / Пермь Издательство «Книжный мир», 2001 г.
  2. Н.Н. Назаров, М.Д. Шарыгин «География Пермской области», Учебное пособие / Пермь Издательство «Книжный мир», 1999 г.

Рабочие тетрадь.

  1. С.Б.Девяткова. Рабочая тетрадь «География Пермской области»/ Пермь: «Книжный мир», 1999 г. – 32с.

Карты:

  1. Р.Г. Кузьминова, Г.Н. Чагин. Атлас «Пермская область. География. История»; - М: Издательство ДИК; 1999г. -48 с.

Учебно-методическая поддержка курса.

  1. Интернет  сайт: http://www. .perm1.ru

Критерии оценки учебной деятельности по краеведению

        Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования краеведческой терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
  4. хорошее знание карты и использование ее.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении краеведческого материала;
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
  9. Понимание основных географических взаимосвязей;
  10. Знание карты и умение ей пользоваться;
  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал излагает не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. Показывает не достаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает краеведческие связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  6. Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
  2. допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  2. или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  1. не более двух грубых ошибок;
  2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
  4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не приступал к выполнению работы;
  2. Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  1. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
  1. Время выполнения работы: 10-15 мин.
  2. Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
  1. Время выполнения работы: 30-40 мин.
  2. Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по краеведению.

Отметка "5"

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий  и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами,  инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.

5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы.                 6. Не забудьте подписать работу внизу карты!                                                                                                      Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения краеведения в основной школе ученик должен знать/понимать:

  1. изученные виды источников краеведческой информации;
  2. основные краеведческие понятия и термины;
  3. значение официальных символов Пермского края и Чусовского района, своего муниципального образования;
  4. основные этапы и ключевые события истории Среднего Урала с древности до наших дней; выдающихся деятелей родного края;
  5. результаты важнейших краеведческих открытий и путешествий;
  6. изменение природной среды Среднего Урала в результате деятельности человека; географическую зональность;
  7. особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйствен-ных зон и районов Среднего Урала;
  8. специфику географического положения и административно-территориального устройства Пермского края и Чусовского района – субъекта Российской Федерации;
  9. природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем на локальном и региональном уровне;
  10. важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития Пермского края..

Уметь:

  1. соотносить даты событий истории Пермского края с основными периодами отечественной истории;
  2. выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей в форме экскурсии;
  3. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения родного края;
  4. показывать на плане и карте границы и географический центр Пермский края, границу между Европой и Азией, расположение г. Чусовой, местных достопримечательностей и своего населенного пункта,
  5. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов Пермского края, адаптации человека к местным условиям, их влияния на формирование культуры народов Прикамья; районов и городов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутрирегиональных и внешних экономических связей Челябинской области;
  6. составлять краткую характеристику родного населенного пункта;
  7. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы Прикамья; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. проведения самостоятельного поиска краеведческой информации из разных источников.
  2. понимания причин и значения событий и явлений повседневной жизни;
  3. ориентирования на местности и чтения карт различного содержания;
  4. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  5. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  6. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, по сохранению природы и защите людей в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  7. высказывания собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об историко-культурном наследии народов Прикамья и Чусовского района;
  8. использования знаний об историческом пути и традициях Прикамья в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Список литературы.

  1.  Н.Н. Назаров, Н.Г. Циберкин «Природная география Пермской области (хрестоматия)», Пермь Издательство «Книжный мир», 2001 г.
  1. Н.Н. Назаров, М.Д. Шарыгин «География Пермской области», Пермь Издательство «Книжный мир», 1999 г.
  2. С.Б.Девяткова. Рабочая тетрадь «География Пермской области»/ Пермь: «Книжный мир», 1999 г. – 32с.
  3. А.М. Белавин, Н.Н. Агафонова, Н.Б. Крылысова, М.Г. Нечаев, А.Б. Суслов «Страницы истории Земли Пермской», Пермь «Книжный мир», 1997 г.
  4. Н.В. Иванова, А.А. Неулыбина, Е.А. Черных «География Пермской области» Пермское книжное издательство, 1984 г.
  5. А.Комлев, Е.Черных «Реки Пермской области», Пермское книжное издательство, 1984 г.
  6. А. Иванов «MESSAGE: ЧУСОВАЯ», Санкт-Петербург изд. Дом «Азбука-классика», 2007 г.
  7. Ю.К. Николаев «Чусовой», Пермское книжное издательство, 2004 г.
  8. И.Лоскутов, А Лоскутова сер. «Заповедные земли Прикамья. Чусовские «Бойцы»» , Пермь АО полиграфический салон «Мультиграф»
  9. «Твое Прикамье», Пермь книжное издательство, 2002 г.
  10. Н. Дубилет, А. Пак «Кама», Молотовское областное государстеннон издательство, 1950 г.
  11. Интернет  сайт: http://www. .perm1.ru

Оценочные средства для контроля знаний

Тема

практической работы

Источник

1

Ориентирование.

Съемка местности и построение плана в масштабе.

Географические задачи по краеведению. Учеб. Практикум/Пермь. ун-т; Авторы –сост. М.Б.Иванова, А.Г.Орлова, Н.Г. Циберкин, Г.И. Котельникова, Б.А.Казаков; под общ. ред. М.Б. Ивановой. – Пермь, 2004. – 20с

Практическая работа по географии и методика их выполнения (6-10 кл.):  Пособия для учителей. – М.:АРКТИ, 2000. – 136с.: ил. (Метод. Биб-ка);

2

Определение направления , расстояния, географических координат территории Пермского края.

Географические задачи по краеведению. Учеб. Практикум/Пермь. ун-т; Авторы –сост. М.Б.Иванова, А.Г.Орлова, Н.Г. Циберкин, Г.И. Котельникова, Б.А.Казаков; под общ. ред. М.Б. Ивановой. – Пермь, 2004. – 20с

Практическая работа по географии и методика их выполнения (6-10 кл.):  Пособия для учителей. – М.:АРКТИ, 2000. – 136с.: ил. (Метод. Биб-ка);

3

Обозначение на контурной карте Пермского края  географических объектов. (Пограничные территории края и района; крайние точки края и названия районов, в которых они находятся; населённые пункты)

Географические задачи по краеведению. Учеб. Практикум/Пермь. ун-т; Авторы –сост. М.Б.Иванова, А.Г.Орлова, Н.Г. Циберкин, Г.И. Котельникова, Б.А.Казаков; под общ. ред. М.Б. Ивановой. – Пермь, 2004. – 20с

Практическая работа по географии и методика их выполнения (6-10 кл.):  Пособия для учителей. – М.:АРКТИ, 2000. – 136с.: ил. (Метод. Биб-ка);

4.

Определение по карте высоких и низких точки края  и района,

Географические задачи по краеведению. Учеб. Практикум/Пермь. ун-т; Авторы –сост. М.Б.Иванова, А.Г.Орлова, Н.Г. Циберкин, Г.И. Котельникова, Б.А.Казаков; под общ. ред. М.Б. Ивановой. – Пермь, 2004. – 20с

Практическая работа по географии и методика их выполнения (6-10 кл.):  Пособия для учителей. – М.:АРКТИ, 2000. – 136с.: ил. (Метод. Биб-ка);

5

Обозначение на контурной карте форм рельефа и

полезных ископаемых.

Географические задачи по краеведению. Учеб. Практикум/Пермь. ун-т; Авторы –сост. М.Б.Иванова, А.Г.Орлова, Н.Г. Циберкин, Г.И. Котельникова, Б.А.Казаков; под общ. ред. М.Б. Ивановой. – Пермь, 2004. – 20с

Практическая работа по географии и методика их выполнения (6-10 кл.):  Пособия для учителей. – М.:АРКТИ, 2000. – 136с.: ил. (Метод. Биб-ка);

6

Построение и анализ графика температуры воздуха.

Географические задачи по краеведению. Учеб. Практикум/Пермь. ун-т; Авторы –сост. М.Б.Иванова, А.Г.Орлова, Н.Г. Циберкин, Г.И. Котельникова, Б.А.Казаков; под общ. ред. М.Б. Ивановой. – Пермь, 2004. – 20с

Практическая работа по географии и методика их выполнения (6-10 кл.):  Пособия для учителей. – М.:АРКТИ, 2000. – 136с.: ил. (Метод. Биб-ка);

7

Построение графика розы ветров.

Географические задачи по краеведению. Учеб. Практикум/Пермь. ун-т; Авторы –сост. М.Б.Иванова, А.Г.Орлова, Н.Г. Циберкин, Г.И. Котельникова, Б.А.Казаков; под общ. ред. М.Б. Ивановой. – Пермь, 2004. – 20с

Практическая работа по географии и методика их выполнения (6-10 кл.):  Пособия для учителей. – М.:АРКТИ, 2000. – 136с.: ил. (Метод. Биб-ка);

8

Характеристика реки (по плану).

Географические задачи по краеведению. Учеб. Практикум/Пермь. ун-т; Авторы –сост. М.Б.Иванова, А.Г.Орлова, Н.Г. Циберкин, Г.И. Котельникова, Б.А.Казаков; под общ. ред. М.Б. Ивановой. – Пермь, 2004. – 20с

Практическая работа по географии и методика их выполнения (6-10 кл.):  Пособия для учителей. – М.:АРКТИ, 2000. – 136с.: ил. (Метод. Биб-ка);

9

Определение  основных типов почв на территории Пермского края.

Географические задачи по краеведению. Учеб. Практикум/Пермь. ун-т; Авторы –сост. М.Б.Иванова, А.Г.Орлова, Н.Г. Циберкин, Г.И. Котельникова, Б.А.Казаков; под общ. ред. М.Б. Ивановой. – Пермь, 2004. – 20с

Практическая работа по географии и методика их выполнения (6-10 кл.):  Пособия для учителей. – М.:АРКТИ, 2000. – 136с.: ил. (Метод. Биб-ка);

10

Особо охраняемые территории Пермского края.

Географические задачи по краеведению. Учеб. Практикум/Пермь. ун-т; Авторы –сост. М.Б.Иванова, А.Г.Орлова, Н.Г. Циберкин, Г.И. Котельникова, Б.А.Казаков; под общ. ред. М.Б. Ивановой. – Пермь, 2004. – 20с

Практическая работа по географии и методика их выполнения (6-10 кл.):  Пособия для учителей. – М.:АРКТИ, 2000. – 136с.: ил. (Метод. Биб-ка);

11

Описание природного комплекса своей местности.

Географические задачи по краеведению. Учеб. Практикум/Пермь. ун-т; Авторы –сост. М.Б.Иванова, А.Г.Орлова, Н.Г. Циберкин, Г.И. Котельникова, Б.А.Казаков; под общ. ред. М.Б. Ивановой. – Пермь, 2004. – 20с

  Практическая работа по географии и методика их выполнения (6-10

  кл.):  Пособия для учителей. – М.:АРКТИ, 2000. – 136с.: ил. (Метод.

  Биб-ка);

12

Итоговая контрольная работа за год

Географические задачи по краеведению. Учеб. Практикум/Пермь. ун-т; Авторы –сост. М.Б.Иванова, А.Г.Орлова, Н.Г. Циберкин, Г.И. Котельникова, Б.А.Казаков; под общ. ред. М.Б. Ивановой. – Пермь, 2004. – 20с

  Практическая работа по географии и методика их выполнения (6-  10 кл.):  Пособия для учителей. – М.:АРКТИ, 2000. – 136с.: ил. (Метод.

  Биб-ка);