Рабочая программа по предмету "Литература родного края (Костромская область)". 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Рабочая учебная программа по предмету «Литературе родного края» составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2006 г.), Региональной программы по общеобразовательным предметам для школ Костромской области. Составители: Волкова Л. Д., Криницина Г. И., Лебедев Ю. В.-Кострома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_lit_8a-ispr.docx | 40.37 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» |
Руководитель МО |
_________(С. С. Смирнова) |
ФИО |
Протокол № ___ от |
«___» ________20___г. |
Областное государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
V-VI вида Костромской области»
Рабочая программа
по предмету:
«Литература»
для 8 «а» класса
Разработала педагог Кудрявцева Ю. В.
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2013 г.), Основной образовательной программы основного общего образования ОГКОУ школы – интерната V – VI вида Костромской области на период с 2012 по 2016 год,. Программа составлена к учебнику «Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений. В 2 ч. с прилож. на электр. носителе/авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: Просвещение, 2010г.).
Программа рассчитана на 85 часов (2,5 часа в неделю): 2 ч. – федеральный компонент, 0,5 ч. – школьный компонент. Программа адаптирована для учащихся с нарушениями речи. При разработке программы учитывались специфичность контингента класса, а также диагнозы учащихся. Уроки из компонента ОУ в учебно-тематическом планировании отмечены.
В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры, анализировать и прогнозировать.
В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.
При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им впоследствии существенную помощь.
У учащихся данного класса недостаточно развиты навыки чтения, письма, основных форм мышления – сравнения, обобщения, классификации явлений, они затрудняются определить главную мысль. Поэтому главное внимание следует уделять развитию основных видов речевой деятельности, систематическому проведению творческих работ, составлению предложений, улучшению техники чтения, работе по осмыслению прочитанного.
Применяется более щадящая проверка и оценка знаний и умений учащихся.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 классы и 10-11 классы). Данная возрастная группа находится внутри первого концентра. В 8 классе изучение литературы идет на принципиально новой основе – подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения из биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, привлекается критическая и мемуарная литература.
Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).
Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного). Только в этом случае школьники «приходят» к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить, высказать своё суждение о прочитанном произведении. При чтении и разборе литературных произведений внимание учащихся должно быть обращено на неисчерпаемое богатство, гибкость, красоту и силу русского языка.
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица); выразительное чтение, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода; составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного; составление сравнительной характеристики по заданным критериям; викторина, игра.
- итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода; тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющее начитанность учащегося, теоретико – литературные знания; творческий зачёт, защита проектов.
Учебно-тематическое планирование
уроков литературы в 8 классе
(85 часов, включая занятия по развитию речи)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
I | Введение | 1 |
1 | Искусство чтения. Русская литература и история. | |
II | Устное народное творчество | 4 |
2 3 4 5 | Русские народные песни. Хороводные и лирические песни как жанр народной поэзии. Исторические песни. «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушки. Шк./к. Предания как жанр устного народного творчества. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». | |
III | Из древнерусской литературы | 5 (4+1) |
6 7 8 9 10 | Древнерусская литература. Особенности развития и роль в становлении классической русской литературы. Житийный жанр в древнерусской литературе. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра невского». Знакомство с текстом. «Житие князя Александра Невского»: идейно-художественное своеобразие. Образ главного героя. Р. р. Русская история в картинах. П. Корин «Александр Невский», «Г. Семирадский «Александр Невский принимает папских легатов», В.Серов «Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища». Шк./к. Повесть «Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. | |
IV | Из русской литературы XVIII века | 4 |
11 12 13 14 | Литература XVIII века. Общий обзор. | 1 |
Д.И.Фонвизин | 2 | |
Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль». Черты классицизма в комедии. Образование и воспитание в комедии Фонвизина «Недоросль». Проблемы традиции и новаторства в пьесе. | ||
Н.М.Карамзин | 1 | |
Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь». События повести «Наталья, боярская дочь» и характеры героев. | ||
V | Из русской литературы XIX века | 43 (39+4) |
15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 | И.А.Крылов | 2 |
Шк./к. И.А.Крылов – яркий представитель эпохи Просвещения. Басня «Обоз». И.А.Крылов. Басня «Лягушки, просящие царя». | ||
К.Ф.Рылеев | 2 | |
Творчество К.Ф.Рылеева. Думы Рылеева. Предания о Ермаке. Рылеев. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с историей. | ||
А.С.Пушкин | 16 (15+1) | |
А. С. Пушкин. «История Пугачевского бунта» (отрывки). На подступах к роману «Капитанская дочка». А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Шк./к. Формирование характера и взглядов Петруши Гринева. Встреча с вожатым. Многозначительные обстоятельства встречи. Обманчивая тишина в Белогорской крепости. Гринев и Швабрин. Проблемы чести, достоинства, нравственности поступка. Падение Белогорской крепости. Трагическая непримиримость борющихся сторон. Встреча с Пугачевым в его штабе. Зеркальные сцены в повести–два военных совета. Результаты «оборонительных действий» правительственных войск в Оренбурге. Шк./к. Изображение народной войны и ее вождя. Зеркальные сцены: отношение генерала и самозванца к участи девушки-сироты. Спасение Маши Мироновой. Последний день в Белогорской крепости. Великодушие Пугачева. Гринев и Швабрин. Образ Гринева. Становление личности под влиянием «благих потрясений». Образ Маши Мироновой. Душевная красота и сила героини. Смысл названия повести. Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». Шк./к. Отношение автора и рассказчика к народной войне. Человек и история. Частное и историческое в повести. Р. р. Подготовка к домашнему сочинению по повести Пушкина «Капитанская дочка». Стихотворения Пушкина. Чтение и анализ стихотворения «19 октября». Пушкин. Чтение и анализ стихотворений «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье…») Внеклассное чтение. Повесть Пушкина «Пиковая дама». | ||
М.Ю.Лермонтов | 5 (4+1) | |
Шк./к. М.Ю.Лермонтов – певец свободы. Лермонтовский Кавказ. Лермонтов. Поэма «Мцыри». История создания поэмы. Значение эпиграфа. Композиция. Образ Мцыри в поэме. Образы монастыря и природы, их роль в произведении. Своеобразие поэмы. «Мцыри» как романтическое произведение. Р. р. Обучающее сочинение по поэме «Мцыри» на тему «Характеристика Мцыри» | ||
Н. В. Гоголь | 9 (8 + 1) | |
Шк./к. Н.В.Гоголь – писатель - сатирик. Комедия «Ревизор». История создания. Особенности композиции. «Ревизор» в театре. Н. В. Гоголь. «Ревизор». Действия I, II. Хлестаков и «миражная интрига» Н. В. Гоголь. «Ревизор». Действие III. Семейство городничего. Действие IV. Разоблачение пороков чиновничества. Мастерство Гоголя - драматурга в создании образа Хлестакова. Действие V. Хлестаковщина как общественное явление. Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия. Чиновники на приеме у «ревизора». Финал комедии, его идейно-композиционное значение. Шк./к. Город N в комедии «Ревизор» и петербургские миражи героев. Р. р. Подготовка к домашнему сочинению по комедии Гоголя «Ревизор». «Петербургские повести» Гоголя. Повесть «Шинель». Человек, лицо, вещь. Тема «маленького человека». «Шинель» Гоголя. Изменения в характере Башмачкина. Роль «значительного лица» в истории Акакия Акакиевича. Фантастическое окончание повести. | ||
М. Е. Салтыков – Щедрин | 2 | |
М. Е. Салтыков-Щедрин: писатель, редактор, издатель. «История одного города» как сатира на современные писателю порядки. Шк./к. Анализ отрывка из «Истории одного города» «О корени происхождения глуповцев». | ||
Н.С.Лесков | 1 | |
Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Ста-рый гений». | ||
Л.Н.Толстой | 3 (2+1) | |
Л.Н.Толстой: страницы биографии. Рассказ «После бала». «После бала». Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа. Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за все происходящее. Художественные особенности рассказа. Р. р. Сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «После бала». | ||
Поэзия родной природы | 2 | |
Шк./к. Пушкин, Лермонтов – певцы родной природы. Анализ стихотворений Лермонтова «Осень» и Пушкина «Цветы последние милей…» Тютчев, Фет, Майков – певцы родной природы. Анализ лирических стихотворений поэтов. | ||
А.П.Чехов | 1 | |
А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Философский смысл рассказа. | ||
VI | Из литературы XX века | 22 |
58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 | И.А.Бунин | 1 |
Жизнь и судьба Бунина. «Кавказ» - рассказ из цикла «Темные аллеи». Бунин. «Кавказ». Тема любви в рассказе. | ||
А.И.Куприн | 1 | |
А. И. Куприн. Страницы биографии. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». | ||
А.А.Блок | 2 | |
Шк./к. А. А. Блок – выдающийся русский поэт-символист. Стихотворение «Россия». Образ родины как символ веры в будущее. Блок. Стихотворный цикл «На поле Куликовом». | ||
С.Есенин | 1 | |
С.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему. Художественные особенности поэмы Есенина «Пугачев». | ||
И.С.Шмелев | 1 | |
И.С.Шмелев. Слово о писателе. Рассказ «Как я стал писателем»- воспоминание о пути к творчеству. | ||
М.А.Осоргин | 1 | |
М. А. Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне». | ||
Писатели улыбаются | 1 | |
Шк./к. Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий. Знакомство с историей журнала. «Всеобщая история», обработанная «Сатириконом». | ||
Тэффи | 1 | |
Сатира и юмор в рассказе Тэффи «Жизнь и воротник». | ||
М.Зощенко | 1 | |
Сатира и юмор в рассказе М.Зощенко «История болезни» | ||
А.Т.Твардовский | 5 | |
А.Т.Твардовский - поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин». А. Т. Твардовский. «Василий Теркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа». Шк./к. Героика и юмор в поэме Твардовского «Василий Теркин». Анализ глав «О награде», «Гармонь». Характеристика Теркина. Анализ глав «Два солдата», «Кто стрелял?», «Смерть и воин». Автор и герой в поэме «Василий Теркин». | ||
А.П.Платонов | 2 | |
Гуманистический смысл повести Платонова «Возвращение». Анализ I части рассказ. Платонов. «Возвращение»Утверждение гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Анализ II части. | ||
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов | 1 | |
Шк./к. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов М. Исаковского, Б. Окуджавы, Л. Ошанина, А. Фатьянова. | ||
В.П.Астафьев | 2 | |
В.П.Астафьев. Страницы жизни и творчества. Тема детства в творчестве писателя. Рассказ из книги «Последний поклон» -«Фотография, на которой меня нет». Отражение довоенного времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет». Особенности сюжета. | ||
Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе. Поэты русского зарубежья о Родине | 2 | |
Русские поэты XX века о Родине. Стихотворения И. Анненского, Д. Мережковского, Н.Заболоцкого, Н. Рубцова. Поэты русского зарубежья об оставленной Родине. Н.Оцуп, З.Гиппиус, Дон Аминадо, И.Бунин. | ||
VII | Из зарубежной литературы | 5 |
80 81 82 83 84 | У.Шекспир | 2 |
Шк./к. У.Шекспир. Писатель и его время. Трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт живого чувства и семейной вражды. Сонеты Шекспира. | ||
Жан-Батист Мольер | 1 | |
Ж. Б. Мольер - представитель французского классицизма XVII века. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Общечеловеческий смысл комедии. | ||
Джонатан Свифт | 1 | |
Д.Свифт. «Путешествия Лемюэля Гулливера» (главы из романа). Беседа по содержанию. | ||
Вальтер Скотт | 1 | |
Жизнь и творчество В.Скотта. главы из исторического романа «Айвенго». Образ главного героя. | ||
VIII | Систематизация и обобщение изученного за год | 1 |
85 | Шк./к. Подведение итогов года. Рекомендации книг для летнего чтения. | |
Итого | 85 (80+5) |
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 8 класса.
Учащиеся должны знать:
- Текст художественного произведения.
- Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
- Особенности композиции изученного произведения.
- Авторов и содержание изученных художественных произведений.
- Основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой – повествователь (развитие представлений).
Учащиеся должны уметь:
- Видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов.
- Обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой.
- Видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох.
- Комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством.
- Различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике.
- Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
- Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
- Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
- Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
- Различать эпические и лирические произведения.
- Определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении.
- Сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции.
- Осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом.
- Видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов.
- Находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра.
- Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
- Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.
- Сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения.
- Выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении.
- Сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссёрской интерпретацией.
- Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
- Редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
- Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
- Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
- Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.
Перечень учебно – методического обеспечения
- Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010.
- Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 классы (Базовый уровень). Под ред. В. Я. Коровиной. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 20013.
- Литература. 8 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. в 2 ч. с прилож. на электрон. носителе/ Авт. - сост. В. Я. Коровина. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 8 кл. – М.: Просвещение, 20010 .
- Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература: 8 кл.: Метод. советы./ Под ред. В. И. Коровина. – М.: Просвещение, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по искусству родного края
Рабочая программа по искусству родного края (Новосибирская область) ...
Рабочая программа курса "Искусство родного края" на английском языке для 8 класса школ с углубленным изучением английского языка
Пояснительная записка, тематическое планирование одногодичного курса на английском языке "Искусство родного края" в рамках регионального компонента....
Рабочая программа по предмету "Литература родного края (Костромская область)" 9 класс
Настоящая программа основана на базе «Региональной программы по общеобразовательным предметам для школ Костромской области» (Научный редактор: доктор филологических наук, профессор Лебедев Ю. В.)...
Аннотация к рабочей программе по истории родного края 6 класс
Аннотация к рабочей программе по истории родного края содержит цели, перечень технологий, планируемые результаты....
Рабочая программа по истории родного края 8 класс
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебно...
Рабочая программа по искусству "Родного края" 8 класс
Искусство "Родного края"...
Рабочая программа по истории родного края 10 класс
Рабочая программа учебного предмета«История Родного края»10 КЛАСС на 2020-2021 учебный год...