Рабочая программа по предмету "Литература родного края (Костромская область)" 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Настоящая программа основана на базе «Региональной программы по общеобразовательным предметам для школ Костромской области» (Научный редактор: доктор филологических наук, профессор Лебедев Ю. В.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_lr_k-9a.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

V-VI вида Костромской области»

«Согласовано»

Руководитель МО

_________(Смирнова С. С.)

                  ФИО

Протокол № ___ от

«___» ________20___г.

Рабочая программа

по предмету:

«Литература родного края»

для 9 «а» класса

Разработала педагог: Кудрявцева Ю. В.

2014 – 2015 учебный год


Пояснительная записка

        Настоящая программа основана на базе «Региональной программы по общеобразовательным предметам для школ Костромской области» (Научный редактор: доктор филологических наук, профессор Лебедев Ю. В.)

        Изучение литературы на современном этапе требует её приближения к личности ученика, к его родному краю. Любовь к родине начинается с чувства любви и сыновнего почтения к «малой» родине, к дому, где он родился и вырос, к родному краю. Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли – одно из действенных средств воспитания человека, хозяина, труженика, радетеля и старателя своего края, прикипевшего к нему всем сердцем и душой. На достижение этой цели направлено изучение региональной литературы в 9 классе. В процессе изучения региональной литературы ученик откроет для себя, сколь богата духовно именно та земля, на которой он живёт, почувствует сердечно, какая трепетная мысль билась во все времена в краю его предков. На основе этого возрастает патриотизм.

        Знакомство с литературой родного края (на изучение отводится 34 часа) ведётся параллельно с изучаемым в основном курсе художественнными произведениями, в рамках структуры общеобразовательной программы. Такой подход расширяет представление о литературе, благодаря новым именам, новым художественным произведениям, позволяет школьнику почувствовать себя звеном в цепи литературных и исторических событий, связывающих прошлое с будущим, активизирует в учащихся чувство сопереживания и сострадания, создавая благоприятиные условия для духовного пробуждения и развития личности.

        В программу включаются лучшие образцы местной литературы, прослеживается, как использовали в своих произведениях костромской материал многие деятели русской литературы и искусства.

        Региональный компонент в изучении литературы побуждает строить занятия на постоянном соприкосновении учащихся с жизнью, подчёркивает единство фольклорного мышления с литературным, личным, авторским.

        В программе заложен принцип вариативности, позволяющий учителю самостоятельно выбирать произведения, авторов, определять форму обсуждения произведений, темп чтения, проверку усвоения учащимися изученного материала.


Учебно-тематическое планирование

уроков литературы родного края в 9 классе

(34 часов)

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Древнерусская литература.

Роль Костромы и предков костромичей в защите и создании России.

2

Летописание на Руси. «Ипатьевская летопись» как один из ранних летописных сводов.

3

«Слово о полку Игореве».

История открытия «Слова…» в Ярославском и Костромском крае.

4

Костромич Н. Ф. Грамматин как автор одного из первых переводов «Слова» и исследователь древних русских летописей («О древней русской словесности»).

5

Знакомство с переводом текста, сделанным костромичом Н. Ф. Грамматиным.

6

Житие преподобного Авраамия Чухломского.

7

Фёдор Волков – основатель первого в россии театра (краткий обзор жизни пути Волкова).

8

Стиль классицизма в архитектуре Костромы.

9

Литература 18 века.

Фонвизин «Недоросль». Связь рода Фонвизиных с Костромским краем.

10

Чтение фрагментов из «Истории государства Российского» (т. 4 гл. 7., т. 5 гл. 1, 3, т. 8 гл. 3).

11

Радищев А. Н. «Путешествие из Петербурга в Москву».

Дружба с Кутузовым А. М., основоположником русского сентиментализма.

12

Влияние А. М. Кутузова на формирование общественных и политических взглядов Радищева.

13

Аблесимов А. О. и Костромской край. Костромские реалии в его опере «Мельник, колдун, обманщик и сват». Одна из первых попыток изобразить крестьянский быт на русской сцене, колорит народной речи.

14

Литература первой половины 19 века.

Русская литература и русская история. Декабристы – костромичи.

15

Ф. Грамматин. Баллада «Услад и Всемила». «Народные песни» - дух фольклора.

16

Ф. Грамматин. Поэма «Освобождённая Европа». «Народные песни» - дух фольклора.

17

Рылеев К. Ф. Костромские корни рода Рылеевых. Поэма «Иван Сусанин».

18

Рылеев К. Ф. Патриотический пафос думы «Иван Сусанин».

19

П. А. Катенин и Костромской край. Очерк жизни и творчества. Баллады «Наташа», «Леший».

20

П. А. Катенин и Костромской край. Поэма «Инвалид Горев».

21

Грибоедов А. С. «Горе от ума». Связь писателя с Костромским краем, имение матери в Кологриве. Проблема крепостного права в творчестве Грибоедова.

22

Генерал Ермолов и Костромской край.

23

Пушкин А. С. Жизненный и творческий путь поэта. Костромские тропинки к Пушкину, близкие родственники поэта.

24

Поэт Бартенев Ю. Н., его дружба с А. С. Пушкиным. Ответ Пушкина на послание Готовцевой А. И. «О, Пушкин, слава наших дней».

25

Лермонтов М. Ю. Жизнь и творчество. Рассказ о костромских родственниках Лермонтова и костромских корнях его родословной по отцовской линии.

26

Костромич Фёдор Чижов – меценат, публицист, автор одной из первых биографий Гоголя.

27

Знакомство с творчеством Чижова Ф. В.

28

Костромские связи и поместья Герцена.

29

Белинский В. Г. Личность критика. Костромской помещик – дилетант Козловский П. Д. – друг Белинского.

30

Творчество Ю. Жадовской. Отклики Белинского.

31

Из бесед по современной литературе. Розов В. С. «Гнездо глухаря».

32

Василий Травкин – писатель из Судиславля. «Экскурсия».

33

В. Корнилов «Семигорье», «Годины».

34

Современная литература. Современные писатели Костромского края.


Перечень учебно – методического обеспечения

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 классы (Базовый уровень). Под ред. В. Я. Коровиной. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Региональные программы по общеобразовательным предметам для школ Костромской области.- Кострома.
  3. Литература: 7 – 9 кл.: Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений/ Авт. – сост. Ю. В. Лебедев. – М.: Просвещение – регион, Просвещение, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по искусству родного края

Рабочая программа по искусству родного края (Новосибирская область) ...

Рабочая программа курса "Искусство родного края" на английском языке для 8 класса школ с углубленным изучением английского языка

Пояснительная записка, тематическое планирование одногодичного курса на английском языке "Искусство родного края" в рамках регионального компонента....

Рабочая программа по предмету "Литература родного края (Костромская область)". 8 класс

Рабочая учебная программа по предмету «Литературе родного края» составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства обр...

Аннотация к рабочей программе по истории родного края 6 класс

Аннотация к рабочей программе по истории родного края содержит цели, перечень технологий, планируемые результаты....

Рабочая программа по истории родного края 8 класс

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебно...

Рабочая программа по истории родного края 10 класс

Рабочая программа учебного предмета«История Родного края»10 КЛАСС на 2020-2021 учебный год...