РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предпрофильного курса География родного края
творческая работа учащихся по краеведению (9 класс) на тему

Беляева Елена Михайловна

программа предпрофильного курса, раскрывающая особеннности  природы Ростовской области.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании ШМО                                                Утверждаю

протокол №______                                                        директор МОУ Островской сош

от __________________ 2014 г.                                         ___________ Шаповалов А.М.

                                                                        приказ № ____ от ______________ 2014 г

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Островская средняя общеобразовательная школа

Аксайского района

Ростовской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

предпрофильного курса

«Социально – экономическая география Ростовской области»

Класс:  9

Учитель: Беляева Елена Михайловна

        

        

Согласованно на методсовете                                                        Принято на педсовете

протокол № _______                                                                протокол №______

от_________________ 2014 г                                                        от_________________ 2014 г        

Пояснительная записка.

             Программа  курса «Социально – экономическая география Ростовской области»  предназначена для учащихся 9 класса. Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, проблемы экологии и экономики. Курс региональной географии призван удовлетворять социальные потребности, то есть происходит социализация личности учащихся, он также  имеет подлинно страноведческий характер.

   Основная цель курса:

  • Формирование системного представления о Ростовской области как о целостном географическом регионе; Воспитание гражданственности, уважения к истории культуре своей малой Родины; Формирование географической культуры учащихся через приобщение к конкретным знаниям по географии своего населенного пункта;

Задачи курса:

  • Показать практическое значение взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений на изучаемой территории;
  • Развивать умения работать с географо-краеведческими источниками информации, тематическими картами.
  • Способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений;
  • Через научность и практическую направленность содержания курса способствовать развитию творческих, исследовательских способностей обучаемых, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании;

Программа курса «Социально – экономическая география Ростовской области» содействует достижению ведущих целей современного географического образования школьников, сформулированных в стандартах общего образования.

        Методика преподавания курса определяется его задачами и предполагаемыми результатами обучения на основе проведения лекций, дискуссий, постановке проблемных вопросов, экскурсий, работы с географическими справочниками и литературными источниками, проектной, исследовательской деятельности учащихся.

        Предпрофильный курс «Социально – экономическая география Ростовской области» - это курс с ориентацией на гуманитарный профиль для учащихся 9 класса. Программа курса рассчитана на тех учащихся, которые интересуются историей, географией, культурой, краеведением. Программа нацеливает учащихся на активное познание родного края. Данная программа рассчитана на 17 часов.

Рабочая программа

по предпрофильному курсу

«Социально – экономическая география Ростовской области»

9 класс.

17 часов (2 часа в неделю)

Введение (2 часа)

Территория, границы, экономико-географическое положение.  Административно-территориальное деление Ростовской области

        Практическая работа: 1. Экономико-географическое положение Ростовской  области

2.  Административно-территориальное деление Ростовской области

Тема 1.Природные ресурсы, история освоения  Ростовской области ( 3 часа.)

История освоения территории Ростовской  области, Аксайского района.

Природные условия и ресурсы как фактор формирования хозяйства.  Тектоника, геология, рельеф и полезные ископаемые. Климатические и агроклиматические ресурсы. Воды и почвы Ростовской области.

Круглый стол: История освоения территории Ростовской  области, Аксайского района.

Практическая работа: 1. Обозначение на контурной карте, форм рельефа, месторождений полезных ископаемых.

Тема 2. Население ( 3часа)

Ростовская область в Южном федеральном округе. Население Ростовской области. Изменение численности, естественное и механическое движение населения

Практические работы:

  1. Изменение численности населения Ростовской  области за 1926-2010 гг.

Половозрастная структура населения и трудовые ресурсы.

2. Размещение населения  Ростовской области.  Миграции

Тема 3. География отраслей хозяйственного комплекса (3 часа)

 Общая характеристика промышленности Ростовской области.  Ведущие отрасли промышленности.  Другие отрасли промышленности

Практическая работа: 1. Отраслевая структура экономики Ростовской области. Отрасли специализации области

  1. Описание одного из промышленных предприятий своего города (района)

Тема 4. Сельское хозяйство (2 часа)

Земельный фонд Ростовской области. Растениеводство – ведущая отрасль сельского хозяйства Ростовской области. Животноводство

Практические работы: 1. Основные районы растениеводства

2.Основные районы животноводства

Тема 5. Инфраструктурный комплекс (3 час.)

Сфера обслуживания: ЖКХ, торговля, бытовое, медицинское  обслуживание, образование.

Транспортная сеть Ростовской области. Виды транспорта.  Ростов – на Дону – важный транспортный узел на юге России.

Историко-культурный потенциал Ростовской области. Имена ростовчан в истории и культуре  страны.

Практическая работа:   Транспортная сеть Ростовской области

Круглый стол:  Достопримечательности  Ростовской области. Выдающиеся люди  Ростовской области

Тема 6. Внешние экономические связи Ростовской области (1 час.) 

Внешние экономические связи. Ввоз и вывоз товаров. Основные предприятия поставщики и импортеры.

Практическая работа: 1.Экономические связи Ростовской области

Календарно-тематическое планирование

п/п

Название темы

Всего

часов

Лекция

Практ.

работа

Круглый стол

Дата

Введение

2

1

Территория, границы, экономико-географическое положение.

1

+

+

2

Административно-территориальное деление Ростовской области

1

+

+

Тема 1. Природные ресурсы, история освоения  Ростовской области

3

1

История освоения территории Ростовской  области, Аксайского района.

1

+

2

Природные условия и ресурсы как фактор формирования хозяйства.  Тектоника, геология, рельеф и полезные ископаемые.

1

+

3

Климатические и агроклиматические ресурсы. Воды и почвы Ростовской области.

1

+

Тема 2. Население

3

1

Ростовская область в Южном федеральном округе. Население Ростовской области.

1

+

2

Изменение численности, естественное и механическое движение населения

1

+

3

Изменение численности, естественное и механическое движение населения

1

+

Тема 3. География отраслей хозяйственного комплекса

3

1

Общая характеристика промышленности Ростовской области.  

1

+

2

Ведущие отрасли промышленности.  

1

+

3

Другие отрасли промышленности

1

+

Тема 4. Сельское хозяйство

2

1

Земельный фонд Ростовской области. Растениеводство – ведущая отрасль сельского хозяйства Ростовской области.

1

+

+

2

Животноводство

1

+

Тема 5. Инфраструктурный комплекс

3

1

Сфера обслуживания: ЖКХ, торговля, бытовое, медицинское  обслуживание, образование.

1

+

2

Транспортная сеть Ростовской области. Виды транспорта.  Ростов – на Дону – важный транспортный узел на юге России.

1

+

3

Историко-культурный потенциал Ростовской области. Имена ростовчан в истории и культуре  страны.

1

+

Тема 6. Внешние экономические связи Ростовской области

1

1

Внешние экономические связи. Ввоз и вывоз товаров. Основные предприятия поставщики и импортеры.

Система оценивания.

Критерии оценки в группе:

- не забывает цели (задачи)

- сотрудничает с другими членами группы.

- работает, не мешая другим.

- вежлив со всеми членами группы

- честно выполняет свою часть работы

- ищет пути улучшения работы группы

Критерии для самооценки участника групповой работы:

 Как вы сами себя оцениваете по следующим позициям

 ( Оценки: А – очень хорошо. В – хорошо. С – посредственно. D- плохо)

- Уважительное отношение к другим.

- Интерес к другим людям, чужому мнению

- Умение слушать других

- Увлеченность работой.

- Способность воспринимать чужие проблемы.

- Способность справедливо судить о других.

-  Умение сотрудничать с другими.

- Способность сначала думать, потом действовать.

- Честность.

- Искренность.

- Допущение возможности совершения ошибок.

В конце изучения курса предполагается выполнение рефератов, презентаций, проектов по определенным темам исследования. В результате выполнения этой работы учащиеся получают зачет, либо не зачет в зависимости от качества выполненной работы.

Вопросы для круглого стола: 
1. История освоения территории Ростовской  области, Аксайского района.

2.Достопримечательности  Ростовской области. Выдающиеся люди  Ростовской области

Творческая работа: Составьте экскурсионный маршрут по Ростовской области. Выбор объектов обоснуйте. 

Темы рефератов и исследовательских проектов.
1. Население Ростовской  области. Проблемы и перспективы.
2. Промышленность  Ростовской области, её характеристика, проблемы и перспективы развития.
3. Транспортный комплекс  Ростовской области, его характеристика, проблемы и перспективы развития.
4. Рекреационные ресурсы  Ростовской области. Характеристика рекреационного хозяйства

Методические рекомендации

Интерактивное обучение — это «обучение через опыт», «обучение, погруженное в процесс общения», т. е. основанное на взаимодействии ученика как с другими учащимися, так и с педагогом.  Методы интерактивного обучения способствуют развитию различных видов компетенций: коммуникативной, интеллектуальной, социальной. Также эти методы способствуют вовлечению ученика в активный процесс получения и переработки знаний. К ним относятся работа в группах («мозговой штурм», «дебаты», различные виды учебных дискуссий), игровое моделирование, ролевые и деловые игры, обучающие и метафорические упражнения. Эти формы обучения важны для школьников, поскольку позволяют каждому включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие точки зрения.

Полный цикл интерактивного обучения включает следующие стадии:

- формулирование замысла и планирование действий.

- переживание участниками конкретного опыта (это может быть игра, упражнение, дискуссия),

- осмысление полученного опыта и его обобщение (рефлексия),

- применение освоенного опыта на практике.

В ходе интерактивного обучения возможно использование различных приемов.

Например, «Поле проблем».                                                                                                                    

Эта технология позволяет актуализировать собственные представления учеников, основанные на их личном социальном опыте. Обычно используется в начале знакомства с темой. Возможны два варианта применения технологии.

Первый вариант: 1-й этап. Каждый ученик получает несколько чистых карточек, на которых формулирует проблемы (например, связанные с жизнью большого города или с миграцией людей)

2-й этап. Ученики объединяются в группы. Раскладывают заполненные карточки, выбирают те проблемы, которые отмечены у всех (у большинства), и прикрепляют соответствующие карточки на отдельный лист. Можно ограничить задание: выбрать только 3 или 5 наиболее важных проблем.

Второй вариант: 1-й этап. Класс делится на группы. На листе бумаги в произвольной форме ученики каждой группы пишут проблемы (можно предложить проиллюстрировать их рисунками или символами).

2-й этап. Обводят одним цветом те проблемы, решение которых зависит от самих людей, и другим цветом — те, где нужна помощь государства.

В ходе изучения какой – либо темы возможно использование приема «Мозговой штурм», его цель — стимулировать аудиторию (класс группу) к быстрому генерированию большого количества новых и оригинальных идей.

Перед учениками ставится определенная проблема. Участники «мозгового штурма» должны обсудить проблему и предложить как можно больше вариантов ее решения. Все предложения записываются.

Правила проведения «мозгового штурма»

1. Никакой критики. Негативные оценки предложенных идей должны быть отложены до более позднего этапа дискуссии (технически это требование воплощается, в частности, в запрете на нумерацию выдвигаемых идей при записи).

2. Приветствуются любые предложения, какими бы нелепыми они ни казались: очень просто упустить идею и очень сложно ее найти.

3. Чем больше идей, тем лучше, тем вероятнее нахождение оптимального варианта решения проблемы.

4. Кроме генерирования собственных идей, каждый может вносить предложения об улучшении и дополнении чужих вариантов или об объединении двух и более идей в одну более общую.

После завершения процедуры «мозгового штурма», как правило, происходит анализ записанных идей и презентация результатов. Группы предъявляют классу свое решение по установленному заранее принципу это может быть самое оптимальное решение проблемы, наиболее удачные предложения, самое практичное и самое необычное и т.д. «Мозговой штурм» можно рассматривать как самостоятельный вид коллективной деятельности, который тренирует умение слушать и взаимодействовать, учит кратко и четко выражать свои мысли, борется с косностью мышления, а также показывает технологию обдумывании. С другой стороны, он может выступать в качестве мотивационного начала для проектной деятельности, ролевой игры-драматизации, в которых будут подробно рассмотрены идеи, высказанные во время «штурма».

Используемая литература.

  1. Алексенко В.Н., Мартынова М.И «География Ростовской области» - Ростов – на – Дону: «Терра»,  2005 г.
  2. Воробьева И.Б, Садченко Л.Н. «Природа Аксайского района» - Ростов – на – Дону: «Булат», 2004 г
  3. Корнакова Н.В. «География Ростовской области (рабочая тетрадь)», г. Ростов – на – Дону, 2009 г
  4. Школьный атлас Ростовской области – ООО «ДИ ЭМ БИ», 2004 год
  5. Долженко Г.П. «Изучаем свой край!» - Ростов – на – Дону, 1992 г
  6. http: //old – Russian.chat.ru
  7. www.nature donrise.ru – портал о Донском крае




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Топонимика родного края"

Предлагаемый курс посвящен одному из разделов лексикологии - топонимике. Топонимы могут рассказать нам много интересного из жизни наших предков. Интересна народная этимология, в ней проявляются творче...

Программа элективного курса "Культура родного края"

Программа  курса предлагается учащимся 9 классов общеобразовательной школы. Она направлена на   развитие жизненных навыков старшеклассников, связанных с  нормами человеческого обще...

Авторская программа краеведческой направленности "География родного края" 8-9 класс. Автор- Утропова Е.В.

 Вопросы изучения природы родного края становятся все более актуальными для современного географического образования. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания школьников о родном кр...

Рабочая программа учебного курса «Природа родного края» для 6-ого класса

Программные материалы  для общеобразовательных учреждений Ленинградской области, разработанные Ленинградским областным институтом развития образования: Природа родного края. 6 класс. - СПб., ...

Рабочая программа по курсу " Природа родного края" 6 класс. Ленинградская область

Планирование составлено на основе программных материалов регионального компонента базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ленинградской области. Томанова З.А., Любарский А.Н. Санкт...

Рабочая программа элективного курса "География Алтайского края" 9 класс

Программа элективного курса "География Алтайского края" предназначена для учащихся 9 класса. Данный курс вооружает учащихся знаниями по краеведению,развивает географическую культуру учащихся...

Рабочая программа элективного курса "География Алтайского края" 8 класс

Программа элективного курса "География Алтайского края" предназначена для учащихся 8 класса. Любовь к Родине связана любовью к родным местам - городу, селу, где человек родился, вырос, живет...