творческий проект "Хоровод дружбы"
материал по краеведению по теме

Цель проекта- помочь     раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих  Курумканский район,  их обычаях, традициях, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей.формирование у детей интереса к истории возникновения народной игрушки - куклы.

Задачи:

  • развивать интерес у детей к истории возникновения народной игрушки
  • формировать знания о разнообразии и назначении традиционной народной игрушке;
  • формировать умения изготавливать игрушки  своими руками;
  • воспитывать интерес к народной культуре и бережное отношение к культуре своего народа;
  • повысить уровень освоения специфических видов деятельности с учащимися.

 Проект предусматривает предоставить право каждому учащемуся осознать свои национальные корни.

Цели и задачи проекта подчинены формированию у школьников коммуникативной, информационной и гражданской компетенции. Для их реализации необходимо:

  • Способствовать дальнейшему формированию чувства национального достоинства, культуры межнационального общения,
  • Способствовать формированию культурно-исторической памяти,
  • Развивать сознание того, что самобытная традиционная культура каждого народа России - достояние мировой культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_horovod_druzhby.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ЭЛЫСУНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

671642, Республика Бурятия, Курумканский район, село Элысун, улица Ленина,71.

Телефон:8(301-49)91-1-17 elysunschool@yandex.ru









Проект


«Хоровод  дружбы»


Срок реализации проекта – апрель – октябрь 2012 года

Общая стоимость проекта – 38 000 рублей

Сумма имеющихся и привлеченных средств – 23 000 рублей

Сумма, необходимая для реализации проекта – 15 000 рублей

Руководитель проекта: учитель бурятского языка

и литературы Арамхиева Сурена Сангадиевна

с. Элэсун, 2012 год

Содержание

  1. Предпосылки создания проекта
  2. Цель проекта
  3. Задачи проекта
  4. Партнеры проекта
  5. Схема управления проектом
  6. Этапы реализации проекта
  7. Рабочий план проекта
  8. Финансовое обеспечение проекта
  9. Результат проекта

Предпосылки создания проекта

         “Взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России – подлинным богатством страны. И потому мы полностью
поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций”.
                                                                                                                         В.В.Путин

       Создание доброжелательной эмоциональной атмосферы, обеспечивающей психологический и социальный комфорт, толерантность и дружбу детей различных национальностей — важнейшее условие воспитательной работы в школе. Основная задача учителя — создание микроструктуры, в которой дети разных национальностей с ранних лет приобретают представление о равенстве, справедливости и добре, достоинстве и дружбе. Образовательно-воспитательный процесс необходимо строить с учетом этнопсихологических особенностей детей разных национальностей. Одно из условий достижения этого — создание предпосылок развития чувства равенства языков и культур.      

      Россия всегда являлась многонациональным государством, а  Республику Бурятия,  где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

     Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач работы педагога. Воспитание культуры межнационального общения — работа очень тонкая и ответственная.   «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». (Э.К.Суслова).

        В нашем Курумканском районе живут  представители разных  национальностей. Это - русские, татары,  эвенки, буряты, чукчи, китайцы. И маленький бурят, и маленький эвенк, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.   Полученная ребенком информация о национальной культуре должна  вызывать эмоции, чувства, отношения и  найти отражение в разнообразной деятельностной сфере. Знания должны стимулировать детскую активность, сочетаться с практической деятельностью. Проект предусматривает последовательное ознакомление ребенка с национальной культурой народов с учетом его индивидуальности.  Тактика деятельности взрослого и ребенка – сотрудничество.    Результатом такой тактики деятельности является свобода мышления, развитое воображение ребенка.

           Для ребенка   важнейшей частью жизни является игра,    а его игрушки - важнейшая часть окружающего материального мира. Играя, как отмечал Л.С. Выготский, ребенок учится действовать и мыслить, и всякая манипуляция с игрушкой - прообраз его будущих отношений с миром.  Игра помогает развитию восприятий, внимания, воображения, интересов, мышления, содействует развитию инициативы, активности, вызывает положительные эмоции, без которых не может быть игровой деятельности.  В большинстве игр участвует не один, а несколько человек. Это помогает воспитывать у детей чувство коллективизма, они учатся действовать сообща, организованно — то руководить другими, то подчиняться им, действовать по определенным правилам, строго следя за их выполнением. Все это способствует воспитанию воли, приучает к дисциплине, вызывает чувство ответственности за свои действия и поведение, помогает формированию моральных качеств личности ребенка.      Игровая деятельность обеспечивает ребёнку процесс восприятия и познания различных явлений культуры и является особой формой жизни ребёнка, в которой осуществляется его связь с окружающим миром. Игра, являясь одним из важных явлений духовной культуры человечества, обеспечивает межпоколенную трансляцию социальных и нравственных норм.  

          Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности.   Игра и игрушка неотделимы друг от друга.   Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка.  Игрушка — это предмет, который должен, организуя и сопровождая игру, служить физическому и интеллектуальному развитию ребёнка, предмет, который с раннего детства постепенно вводит его во владение материальной и духовной культурой своего народа. Но игрушка может вводить ребёнка (шире — новое поколение) в овладение материальными и духовными ценностями культуры лишь в том случае, если она сама наделена содержанием, выражающим эти ценности. Следовательно, большое значение в воспитании и развитии ребёнка имеет внутреннее содержание детской игрушки, её образы, материал и характер изображения.

         Традиционные игрушки народов мира имеют много общего, хотя и несут на себе отпечаток национального своеобразия,  но общим у всех видов игрушек является их эстетическое воздействие на ребёнка. Для полноценного психического и духовного развития ребёнку необходим положительный эмоциональный фон, отсюда и острая потребность в радости, красоте и гармонии, которая присуща всем детям.   Традиционная игрушка всегда несёт в себе внутриэтнический эстетический идеал и формирует у подрастающего поколения национальное эстетическое сознание. Таким образом, традиционная народная игрушка может служить образцом правильной игрушки, способствующей гармоничному развитию психических функций ребёнка. Обращение к традиции особенно актуально сейчас, когда прилавки магазинов  завалены слащавыми героями диснеевских мультфильмов, отвратительными монстрами, сомнительным конструктором ЛЕГО с сюжетами американской тюрьмы, ограбления банка, «справедливые» роботы-убийцы, «добрый» человек-паук, скелеты и вампиры которые  наносят урон духовному развитию ребёнка, эстетизируя уродство, искажая представления о добре и зле, лишая ребёнка нравственных ориентиров.  

      Какие навыки и какую установку сформирует слащавая преуспевающая красавица Барби, кукла-женщина, игры с которой запрограммированы на путешествия, балы, сказочно-роскошные наряды?

     В  традиционных культурах с древних времён назначение куклы было воспитать хорошую хозяйку и заботливую мать. Были кукла-мама, кукла-отец, бабушка, дети, внуки —  в игре с куклами воспроизводились семейные отношения и осваивались социальные роли. Но самой любимой игрушкой девочек любого народа всегда была кукла-ребёнок. О ней заботились, её кормили, одевали, пели ей колыбельные песни — так формировалась установка на материнство, на чадородие и отрабатывались навыки ухода за ребёнком. Получит ли ребёнок столь необходимую ему информацию о красоте, радости и гармонии окружающего его мира от вышеперечисленных  игрушек?    

      На основании результатов социологического опроса, проведенного в нашей школе, мы сделали вывод о том, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной народной игрушке.   Учитывая  значимость игрушки, как для ребенка, так и для взрослого,  мы   считаем, что за полезной красотой надо обращаться к традиции.  Поэтому наш проект направлен  на     расширение  представления об образе жизни людей, населяющих  Курумканский район,  их обычаях, традициях, фольклоре; формирование у детей интереса к истории возникновения народной игрушки, умения изготовлять куклы в различных национальных костюмах, что поможет приобщить их в дальнейшем к национальной культуре России. В  настоящее время в школе накоплен большой этнографический материал по традиционной игрушке народов, проживающих на территории Курумканского района, работает родительский клуб, в котором учащиеся школы с родителями  учатся  делать  игрушки. Рукотворность этих игрушек — важный фактор воспитания у ребёнка дееспособности и творческой активности.

   

Цель проекта - помочь     раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих  Курумканский район,  их обычаях, традициях, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. формирование у детей интереса к истории возникновения народной игрушки - куклы.

Задачи:

  1. развивать интерес у детей к истории возникновения народной игрушки
  2. формировать знания о разнообразии и назначении традиционной народной игрушке;
  3. формировать умения изготавливать игрушки  своими руками;
  4. воспитывать интерес к народной культуре и бережное отношение к культуре своего народа;
  5. повысить уровень освоения специфических видов деятельности с учащимися.

 Проект предусматривает предоставить право каждому учащемуся осознать свои национальные корни.

Цели и задачи проекта подчинены формированию у школьников коммуникативной, информационной и гражданской компетенции. Для их реализации необходимо:

  1. Способствовать дальнейшему формированию чувства национального достоинства, культуры межнационального общения,
  2. Способствовать формированию культурно-исторической памяти,
  3. Развивать сознание того, что самобытная традиционная культура каждого народа России - достояние мировой культуры.

Реализация проекта через различные

-виды деятельности: познавательные, конструктивные, трудовые, речевые, музыкальные, театральные, изобразительные;

- группы методов: словесные (беседа, чтение, слушание), наглядные (рассматривание, наблюдение), практические (игровые, проблемные ситуации);

- формы: занятия, экскурсии, инсценировки, игры.

Мониторинг реализации проекта.

Результаты анкетирования учителей и родителей

  1.   Какие, на Ваш взгляд, основные проблемы в заниженном интересе ребят к этнической культуре как своего, так и иного народа, респонденты ответили:
  1. недостаточная работа воспитателей и педагогов в данном направлении;
  2. отсутствие у детей знаний своих корней, традиций своего народа;
  3. недостаточная воспитательная работа семьи;
  4. смена нравственных ориентиров;

2. Считаете ли Вы, что этническое самосознание современных детей и подростков в большинстве случаев

а) низкое, б) удовлетворительное, в) завышенное.

73% опрошенных считает – удовлетворительное, 27% -  низкое

3. Какую активность проявляют дети в проведении национальных праздников (в %)?

а) всегда рады принять участие, б) принимают участие “из-под палки”.

В младших классах процент заинтересованности  - 70%, а в среднем звене до 50%.

     Чем старше дети, тем ниже интерес к подобным мероприятиям.

 

4. Проявляют ли дети интерес к изучению народных традиций?

Да – 80%

Слабый –19 %

Нет – 1%.

 

5.Эффективно ли формирование коммуникативной и гражданской компетенции у детей через народную игрушку?

Да – 64%

Редко – 36%

Нет – 0%.


Схема управления проектом


Целевая группа:

  1. учителя, родители, организации поселения и школы района - социальные партнеры;
  1. учащиеся школ района, которые  получат положительный опыт реализации социального проекта.

Социальные партнеры:

Элысунский СДК

Администрация СП «Элэсун»

Гаргинская СОШ

Могойтинская СОШ

МБОУ

«Элысунская ООШ»

Аргадинская СОШ

ИП

поселения

Элысунская сельская библиотека

Дыренская СОШ

Структура управления: 

 

                                            Учащиеся

      Родители                 Руководитель проекта                  Учителя

                         Жители села – народные мастера-умельцы

 

Этапы реализации проекта

Проект реализуется в 3 этапа:

Подготовительный этап:

  1.  Сбор и обработка информации;
  2. Выезд на экскурсию в села - места компактного проживания разных национальностей;
  3. Школьная научно-практическая конференция «Мода моей прабабушки»

Основной этап:

  1.  Конструирование и изготовление деревянной болванки – основы куклы;
  2. Изготовление эскизов одежды кукол;
  3. Кройка и шитье нарядов для кукол;
  4. Создание коллекций кукол «Семья»
  5. Составление картотеки или альбома
  6. Подготовка экспозиции детского угла в краеведческом уголке школы

Заключительный этап:

  1. Праздник кукол «Хоровод дружбы»;
  2. Издание брошюры «Народная игрушка – кукла»

Рабочий план реализации проекта.

Основные этапы проекта и мероприятия

Сроки реализации

Место реализации

Ответственные исполнители

(ФИО)

  1. Подготовительный этап

1

 Знакомство детей с увлекательным миром игрушки

Апрель  

МБОУ «Элысунская ООШ»

Арамхиева С.С.

3

Школьная научно -исследовательская конференция «Мода моей прабабушки»

Апрель  

 МБОУ «Элысунская ООШ»

Педагог-организатор Магдажинова Ц.Н.

2

Экскурсия в поселения района – места   компактного проживания разных национальностей

Апрель - Май  

с.Арзгун, с.Алла, с.Могойто,

с.Аргада

Арамхиева С.С.

  1. Основной этап

1

Разработка конструкции (деревянной болванки) ,

Май

С. Элэсун

Мастер-умелец   Ринчинов Б.Р.

2

Разработка технологии изготовления своей игрушки по национальным  мотивам .

Май

С.Элэсун

Гармаева С.Д., швея – мастер по шитью национальных  бурятских костюмов

3

Изготовление кукол. Создание коллекций «Семья»

Июнь-август

С. Элэсун

Арамхиева С.С.

4

Составление альбома (картотеки)   «Национальная одежда», «Традиционная игрушка народов, проживающих на территории Курумканского района»

Сентябрь

МБОУ «Элысунская ООШ»

Арамхиева С.С.,   библиотекарь школы

5

 Подготовка экспозиции детского угла

(игрушки, колыбельки) в краеведческом уголке школы

Сентябрь

МБОУ «Элысунская ООШ»

Арамхиева С.С. ветеран педагогического труда, «Заслуженный учитель РБ» Раднаева А.Ш.

  1. Заключительный этап

Защита проекта. Праздник кукол  «Хоровод дружбы»

Октябрь

Элысунский СДК

Педагог-организатор Магдажинова Ц.Н.

Изготовление и презентация  брошюры «Народная  игрущка – кукла»

Октябрь

Элысунская сельская библиотека

 Библиотекарь Маланова Ж.Б,


Финансовое обеспечение проекта

Наименование статьи

Запрашиваемые средства

Имеющиеся средства

Всего

Источник финансирования

Прямые расходы

Приобретение расходных материалов

6000

2000

7000

Собственные средства и средства конкурса

Оплата транспортных услуг

1000

1000

2000

Собственные средства и средства конкурса

Оплата услуг связи (почтовые, телефонные переговоры, эл. почта)

1000

1000

Собственные средства  

Приобретение оборудования  (швейные машины)

 

 15000

 15000

Собственные средства  

Издание брошюры

5000

-

5000

Средства конкурса

Всего прямых расходов

12000

19000

31000

Собственные средства и средства конкурса

Прочие расходы

Приобретение призов для конкурсов

2000

1000

3000

Собственные средства и средства конкурса

Приобретение призов для награждения активистов

1000

3000

4000

Собственные средства и средства конкурса

Всего прочих расходов

3000

4000

7000

Всего расходов по проекту

 15000

 23000

38000

Собственные средства и средства конкурса

Полная стоимость проекта: 38 000 рублей.

Имеющиеся средства: 23000 рублей

Запрашиваемые средства: 15000 рублей

Ожидаемые результаты:

  1. Составление тематической картотеки с различными видами народной игрушки.
  1. Издание брошюры «Народная игрушка – кукла»
  2. Коллекция кукол «Куклы народов, проживающих на территории Курумканского района»

Предполагаемые качественные результаты:  

  

     Знакомство детей с культурой других национальностей обогащает их знания, прививает уважение и взаимопонимание. Они становятся отзывчивыми и доброжелательными. Формируются эмоционально окрашенные чувства причастности их к своей культуре и возможности соприкоснуться с другой культурой. Приобретение этих культурных ценностей способствует формированию коммуникативной и гражданской компетенции, т.е. формируют личность ребенка как основного носителя национальных традиций народа. Сформируется  интерес к народной игрушке через образ традиционной народной куклы.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская "Дружба и единство - дорога к миру и согласию"

Внеклассное мероприятие на тему: " Встране единой, в стране многонациональной" (по технологии мастерских)...

Коллективно-творческое дело «Праздник дружбы народов» (9 класс)

Коллективно-творческое дело «Праздник дружбы народов» (9 класс)...

Классный час по теме: "Друг, дружба, законы дружбы"

Классный час по теме: "Дружба" для 5-6кл...

План-конспект творческого урока по русскому языку "Что такое настоящая дружба"

Цели урока: создание условий для формирования у старшеклассников осознанной потребности в   самопознании и саморазвитии в сложный период личностного становления и  самоопределения.Задач...

Урок развития речи (творческая мастерская) «ДА ЗДРАВСТВУЕТ ДРУЖБА!» сочинение-размышление: 6 класс

Данная работа, представляющая собой урок-мастерскую по развитию речи, предполагает творческий подход к работе с детьми, для которых русский язык является родным. а также для детей-инофонов. Активное у...

2016 г. 26.11 Классный час по теме "Законы дружбы в творческом коллективе" с учащимися фортепианного класса

Цели: расширить знания о взаимоотношениях людей, о дружбе.Задачи: развитие умений учащихся вести рассуждения, формирование нравственных качеств учащихся; умение дружить, беречь дружбу....

2016 г. 26.11 Паспорт мероприятия Классный час "Законы дружбы в творческом коллективе"

Классный час преподавателя фортепианного отделения Закутиной О.В....