Рабочая программа по истории икультуре Башкортостана для 8 класса
рабочая программа по краеведению по теме

Фаршатова Әлфиә Әнүәр ҡыҙы

Рабочая программа для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_8_kl.ikb_.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                       основная общеобразовательная школа с. Вояды

           Администрации   муниципального района Янаульский район

Республики Башкортостан

Рассмотрено                                                   Согласовано

на заседании ШМО                                          зам. директора по УВР

протокол №____ от                                          _________________ /Фаршатова А.А./

«__»_________20__г.

Утверждаю:

Директор

МБОУ ООШ с. Вояды

________  / Миргалиев И.З./                      

Приказ №_________

«__»__________20__г.

Рабочая программа

по истории и культуре Башкортостана

в 8  классе

на 2011-2012 учебный год

общее количество часов – 34

количество часов в неделю – 1

Составила: Фаршатова Альфия Анваровна

Составлена в соответствии с программой по истории и культуре Башкортостана для учащихся I – IX классов.

Составители :Под общей редакцией С.А.Галина, Г.С.Галиной, М.Х.Идельбаева, Ф.Т.Кузбекова, Р.А.Кузбековой, Л.Н.Поповой, А.М.Сулейманова

Учебник: Культура Башкортостана Галин С.А.,Галина Г.С.,Кузбеков Ф.Т., Кузбекова Р.А., Попова Л.Л. Уфа:

Китап,2008г;

История Башкортостана: С древнейших времен до конца XIX в./Отв.ред.И.Г.Акманов.-Уфа,Китап, 2005

                                                                                2011 год

                                            Пояснительная записка

Программа составлена на основе учебных программ предметов «История Башкортостана» и «Культура Башкортостана» При этом авторы стремились сохранить преемственность и принципиальные подходы составления предыдущих программ.

        Наряду с огромными трудностями современности (экономического, социального, общественного порядка), наблюдается понимание необходимости усиления гуманитарной направленности образования. Это настоятельная потребность времени, поэтому сохранение предмета «История и культура Башкортостана» - существенная лепта в деле воспитания духовно богатых, гармонично развитых граждан нового Башкортостана.

        Культурное наследие любого народа  - это та основа, на котором базируется формирование личности.

        Культура по своей природе национальна, поэтому уникальна и неповторима. Программа предусматривает раскрытие подобных фундаментальных взглядов, представление системных знаний, целостного восприятия истории и культуры малой Родины в контексте страны и мира в целом.

Программа составлена с учетом учебного плана, предусматривающего изучение предмета в 8 классе по 1 часу в неделю, 34 часа в год.

Цели и задачи курса:

  1. Содействовать гуманизации образования и гармонизации межнациональных отношений;
  2. Формировать здоровые этико- эстетические представления школьников;
  3.  Привить любовь к Родине, к культурным ценностям народов РБ, стремление быть достойными продолжателями славных традиций, гордиться тем, что ты представитель именно той нации;
  4. Способствовать возрождению и развитию национальных культур
  5. Способствовать расширению кругозора учащихся, учить рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи,критически осмысливать исторический опыт;

Формировать творческое мышление у школьников

 Учащиеся 8 класса по предмету «История и культура Башкортостана» должны знать:

  1. о башкирской литературе на рубеже 19-20 веков : основные произведения крупных представителей башкирской литературы, (М.Карима, Х.давлетшиной, М.Гафури, Д.Юлтыя, З.Биишевой, Р.Гарипова, Н.Наджми, Н.Мусина, Р.Бикбаева), некоторых писателей и поэтов, родившихся в Башкортостане, но живущих в других республиках, быть  осведомленными  о русско-башкирских литературных связях.
  2. об изобразительном искусстве : о современном живописе
  3. по театральному и хореографическому искусству: знать краткую историю профессиональных театров РБ, спектакли, ставшие заметным явлением в театральной жизни республики и страны.

Углубленное изучение истории Башкортостана призвано способствовать расширению кругозора учащихся, учит рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать  исторический опыт, воспитывать историзм мышления, формировать высокие нравственные качества, развивать творческое мышление у школьников. Программа рассматривает привитие интереса к истории как к науке, воспитание хорошо подготовленных краеведов.

  1. Башкортостан в 20 веке, Башкортостан в годы Великой Отечественной войны
  2. Народонаселение Башкортостана: изменение в численности населения республики , национальный язык и национальность.
  3. Современное образование: Многообразие систем общего среднего (школы, школы-гимназии, лицеи) и средне-специального образования (колледжи),состояние высшего образования в Башкортостане, развитие науки в Башкортостане
  4. по театральному искусству: знать краткую историю профессиональных театров РБ, деятельность Башкирского академического театра драмы им. М. Гафури, Республиканский драмтеатр, Сибайский, Салавтский, Туймазинский, Стерлитамакский театры драмы, Национальный молодежный театр им. М. Карима, Татарский театр «Нур» .Главные режиссеры, репертуар, ведущие актеры.
  5. Музеи Башкортостана:

     Национальный музей Республики Башкортостан. Музей археологии и этнографии народов Башкортостана .Зарождение и    

     становление

  1. Развитие физкультуры и спорта в республике .

Главная задача курса– воспитание патриота, гражданина нового Башкортостана с активной жизненной позицией, гармонично развитую личность, знающую историю и культуру родного края, бережно относящуюся к его духовным ценностям.

Общая характеристика учебного процесса:

 В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:

  1. Урок, сочетающий урок с объяснением;
  2. Вопросы и задания, помогающие овладеть методами логического мышления, опытом творческой деятельности и выполняющие функцию закрепления знаний;
  3. Фронтальная, групповая и индивидуальная организация познавательной деятельности;
  4. Лекция с элементами беседы;
  5. Работа с документами;
  6. Пересказывание текста учебника в связной монологической форме;
  7. Раскрывать содержание иллюстраций.
  8. Просмотр видеофильмов
  9. Подготовка сообщений на данную тему
  10. Подготовка реферата
  11. Работа над исследовательской работой

УМК:

         Программы общеобразовательных учреждений «История и культура Башкортостана» 1-9 классы. Под общей редакцией С.А.Галина, Г.С.Галиной, М.Х.Идельбаева, Ф.Т.Кузбекова, Р.А.Кузбековой, Л.Н.Поповой, А.М.Сулейманова

Учебник: Культура Башкортостана Галин С.А.,Галина Г.С.,Кузбеков Ф.Т., Кузбекова Р.А., Попова Л.Л. Уфа:

Китап,2008г;

История Башкортостана: С древнейших времен до конца XIX в./Отв.ред.И.Г.Акманов.-Уфа,Китап, 2005

Межпредметные связи:

Башкирский язык и литература, география, история

Электронные пособия:

  1. Электронный учебник «Культура Башкортостана»(составитель Хусаинова Р.Х.)

                                               2.Баш7орт 262би2те

                                               3.  Рус м2кт2бенд2 баш7орт теле (составитель Усманова М.Г., Габитова З.М.)

                 

Требования к уровню усвоения предмета

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.

                                                                                   Литература для ученика

Учебник : Культура Башкортостана Галин С.А.,Галина Г.С.,Кузбеков Ф.Т., Кузбекова Р.А., Попова Л.Л. Уфа:

Китап,2008г;

                  История Башкортостана: С древнейших времен до конца XIX в./Отв.ред.И.Г.Акманов.-Уфа,Китап, 2005

                                                                             Дополнительная литература

  1. Башкирские богатырские сказки.Уфа:Китап,1988г.
  2. Башкирские музыкальные инструменты.Уфа:Китап,1989г.
  3. Башкирские народные сказки.Уфа:Китап, 1980.
  4. Песня о родной Уфе: Уфа,Китап,1997
  5. (ки2т –хыял ас7ысы,йома7- зи3ен ас7ысы -)ф0: Китап,2007.

Календарно- тематическое планирование

1 ч в неделю

34 ч в год

Содержание темы

Количество часов

Сроки проведения уроков в начале учебного года

Корректировка

Практическая работа

Оснащение урока

Примечания

1

Повторение пройденного

1

05.09

Беседа на тему : «История в песнях. Вооружение башкир. Письменность. Профессиональная музыка и театр»

Учебник, статьи из журнала « Панорама Башкортостана»,

« Ватандаш»

статьи из журнала

« Панорама Башкортостана»,

« Ватандаш», «Баш7ортостан»

2

Башкортостан на рубеже XVIII-XIX веков.

1

12.09

Сообщение на тему : «Территория. Общественно-политическая структура. Введение кантонной системы управления. Население»

Учебник, карта РБ

статьи из журнала

« Панорама Башкортостана»,

« Ватандаш», «Баш7ортостан»

3

Участие башкир и других народов Башкортостана в Отечественной войне 1812 года.

1

19.09

Сообщение уч-ся на тему : «Сбор добровольных пожертвований и взносов на победу. Подвиги, потери, награды башкирских полков. Кахым турэ»

Учебник, статьи из журнала

« Панорама Башкортостана»,

« Ватандаш»,”Башкирские народные песни и легенды об Отечественной войне

1812 года”

Аудио и видеопособие

4

Участие башкир в заграничных походах русских войск

1

26.09

Сообщения учащихся по теме

Учебник, рисунки русских воинов

статьи из журнала

« Панорама Башкортостана»,

« Ватандаш»

5

Усиление колонизации края.

1

03.10

Беседа : «Земельная политика царизма в Башкортостане, рост земельной спекуляции. Прогрессивная российская общественность о массовом расхищении башкирских земель. Упадок скотоводства. Завершение перехода башкир к оседлости и земледелию. Натуральные повинности и денежные сборы с башкир. Расслоение башкирского крестьянского общества. Обнищание основной массы башкир, борьба против расхищения их земель. Массовое переселение крестьян центральных и поволжских губерний России на территории Башкортостана. Расслоение среди переселенцев. Выделение крупных землевладельцев»

Учебник

статьи из журнала

« Панорама Башкортостана»,

« Ватандаш»

6

Отмена крепостного права и ликвидация кантонного режима в Башкортостане.

1

10.10

Выступление уч-ся на тему : «Создание Уфимской губернии. Проведение буржуазных реформ в Башкортостане. Земская реформа. Компетенция земств. Земские сборы и налоги. Права земств их роль в решении хозяйственных и культурных вопросов»

Учебник

статьи из журнала

« Панорама Башкортостана»,

« Ватандаш»

7

Экономическое развитие края во второй половине XIX века

1

17.10

Учебник

статьи из журнала

 « Панорама Башкортостана»,

« Ватандаш»

8

Зарождение революционного движения в крае

1

24.10

Учебник

статьи из журнала

« Панорама Башкортостана»,

« Ватандаш»

9

Роль исторических песен и преданий в духовной жизни башкир.

1

31.10

Слушание аудиозаписи

Учебник

10

Исторические песни и предания об Отечественной войне 1812 года.

1

07.11

Слушание аудиозаписи

Учебник

Сведения из интернета

11

Песни о начальниках кантонов и их историческая основа

1

14.11

Песни о начальниках кантонов «Кахым туре», «Абдрахман кантон»

Учебник, аудиопособие

Песни «Кулуй кантон», «Тухват кантон», песни сатирического «Кагарман кантон»,и лирического «Сибай» содержания.

12

Сэсэны – творцы и носители башкирского фольклора

1

21.11

Сообщения учащихся на тему: 

  1. Кубаир«Айтыш-состязание Акмурзы сэсэна с Кубагуш сэсэном».
  2. Баик сэсэн - певец героической истории башкир.
  3.  Габит сэсэн Аргинбаев – хранитель кубаиров «Урал-батыр», «Акбузат», «Карасакал».
  4. Шафик сэсэн Тамьяни – певец родного Урала.

Учебник, сообщения из интернета

Электронный учебник тема №30 статья З.Биишевой

«Халы7 с2с2не ,4алим 32м я6ыусы М. Буран4олов»

13

Собиратели и исследователи  башкирского фольклора

1

28.11

Сообщение уч-ся на тему:

  1. Роль русских ученых и краеведов (С.Г. Рыбаков, Л.Н. Лебединский

Учебник , «Культура Башкортостана» 8кл.

статьи из журнала

« Панорама Башкортостана»,

« Ватандаш»

14

Башкирский народный эпос. Понятие об эпосе

1

05.12

Эпос «Урал батыр», «Акбузат»

Учебник

статьи из журнала

« Панорама Башкортостана»,

« Ватандаш»

15

Творческий путь М. Акмуллы

1

12.12

Просмотр видеопособия о М.Акмулле

Учебник, стихотворения М.Акмуллы

статьи из журнала

« Панорама Башкортостана»,

« Ватандаш»

16

Мухаметсалим Уметбаев как поэт и ученый

1

19.12

Выступление уч-ся :

«М. Уметбаев – поэт, публицист, фольклорист, языковед, историк, этнограф»

Учебник,

Сбор материалов о жизни и творчестве М.Уметбаева

17

Мажит Гафури– классик башкирской литературы

1

26.12

Просмотр презентации

Учебник, презентация

статьи из журнала

« Панорама Башкортостана»,

« Ватандаш», «Баш7ортостан»

18

Шайхзада Бабич.

Биография поэта

1

16.01

Хронологическая таблица

Учебник,книга«Ш.Бабич» (сост. Г.Х. Абрафикова) , Видеопособие

«Цветущий сад души поэта» (о жизни и творчестве башкирского поэта Шаехзады Бабича)

«Ш.Бабич» (сост. Г.Х. Абрафикова)

Видеопособие

«Цветущий сад души поэта»

19

Современная печать и проблемы развития культуры в республике

1

23.01

Обзор республиканских газет

Учебник

статьи из журнала

« Панорама Башкортостана»,

« Ватандаш», «Баш7ортостан»

20

Русские писатели и краеведы о Башкортостане

1

30.01

Учебник, портреты русских писателей и поэтов

статьи из журнала

« Панорама Башкортостана»,

« Ватандаш», «Баш7ортостан»

21

Творчество башкирских художников среднего поколения в послевоенный период

1

06.02

Просмотр  картин

Учебник, репродукция картин

статьи из журнала

« Панорама Башкортостана»,

« Ватандаш», «Баш7ортостан»

22

Национальные темы и традиции народного искусства в творчестве художников небашкирской национальности

1

13.02

Ф.А. Кащеев, А.А.Кузнецов, П.П.Салмасов

Учебник, репродукция картин

статьи из журнала

« Панорама Башкортостана»,

« Ватандаш», «Баш7ортостан»

23

Жизнь и творчество народного художника СССР, академика А. Лутфуллина

1

20.02

Беседа по произведениям с широким обобщением военных событий, с использованием новых художественных средств и приемов: «Ожидание», «Прощание», «Проводы на фронт»; портретные работы «Мать погибшего героя»: «Ветеран», «Мелодии кубыза», «Сабантуй». Философская глубина портрета «Старуха на черном фоне».

Учебник, презентация «А.Лотфуллин», Л.Галлямова «Краски родного края»

А.Лотфуллин

24

Домашников Б. Ф. Уральский пейзаж, старинная русская архитектура в его произведениях

1

27.02

Беседа по произведениям Домашникова Б.Ф.

Учебник, репродукция картин

Статьи из книг о

Домашникове

25

В.П. Пустарнаков. Произведения на тему войны

1

05.03

Беседа по произведениям Пустарнакова В.П.

Учебник, репродукция картин

статьи из журнала

« Панорама Башкортостана»,

« Ватандаш», «Баш7ортостан»

26

Р.М. Нурмухаметов. Произведения исторического жанра

1

12.03

Беседа по произведениям Нурмухаметова Р.М.

Учебник, репродукция картин

статьи из журнала

« Панорама Башкортостана»,

« Ватандаш», «Баш7ортостан»

27

А.С.Арсланов. Величавая сила родной земли в его произведениях

1

19.03

Беседа по произведениям Арсланова А.С.

Учебник, репродукция картин

статьи из журнала

« Панорама Башкортостана»,

« Ватандаш», «Баш7ортостан»

28

Башкирская народная хореография.

1

02.04

Просмотр видеопособия

Учебник, электронный учебник

статьи из журнала

« Панорама Башкортостана»,

« Ватандаш», «Баш7ортостан»

29

Жизнь и творчество Файзи Гаскарова. Его роль в возрождении башкирского танца

1

09.04

Просмотр видеопособия

Учебник,электронный учебник «Культура статьи из журнала

« Панорама Башкортостана»,

« Ватандаш», «Баш7ортостан»Башкортостана»

30

История создания профессионального хореографического искусства  в республике. Понятие о балете

1

16.04

Просмотр видеопособия «Первый башкирский балет»(«История рождения башкирского балета»)

Учебник ,электронный учебник «Культура Башкортостана»

статьи из журнала

« Панорама Башкортостана»,

« Ватандаш», «Баш7ортостан»

31

Нариман Сабитов – композитор и дирижер

1

23.04

Слушание произведений Сабитова

Учебник, магнитофон

статьи из журнала

« Панорама Башкортостана»,

« Ватандаш», «Баш7ортостан»

32

Звезды башкирского балета. Творческие портреты З.Насретдиновой, Р.Нуриева

1

30.04

Просмотр видеопособия «Первый башкирский балет»(«Журавлиная песень»)

Учебник Электронный учебник «Культура Башкортостана»,видеопособие «Первый башкирский балет»

статьи из журнала

« Панорама Башкортостана»,

« Ватандаш», «Баш7ортостан»

33

Башкирский балет сегодня. Репертуар

1

07.05

Просмотр видеопособия «Первый башкирский балет» (фрагменты из балета)

Учебник, видеопособие «Первый башкирский балет»(фрагменты из балета)

статьи из журнала

« Панорама Башкортостана»,

« Ватандаш», «Баш7ортостан»

34

Итого-обобщающий урок

1

14.05

Тест

Учебник,тест

статьи из журнала

« Панорама Башкортостана»,

« Ватандаш», «Баш7ортостан»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....

Рабочая программа по истории для 10-11 классов (Преподавание истории в средней школе)

Рабочая программа по истории для 10-11 классов. Количество часов 68 часов в 10 классе и 68 часов в 11 классе Всего 136 часов, в неделю по 2 часа Учебные пособия: Л.Н.Алексашкина. «Всеобщая истор...

Рабочая программа по истории (профильный уровень) 11 класс Н.В.Загладин «Всеобщая история. Конец XIX века – начало XXI века. 11 класс» Для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 20 Н.В.Загладин, С.И.Козленко, С.Т.

Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне, Примерной программы среднего(полного) о...

Рабочие программы по истории для 10-11 класса (история России и Всеобщая история)

Рабочие программы по истории для 10го и 11го классов составлены на основе Стандарта среднего (полного) общего образования по истории (Приказ Минобразования науки от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утве...

Рабочая программа по истории (базовый уровень) 5 класс Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс.», А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая.

Согласно учебному плану школы на 2019-2020 учебном году на изучение предмета «История» в 5 классе отводится    2 часа в неделю, всего    68...