Изучение регионального компонента в школе
статья по краеведению на тему
Региональные проблемы многогранны, но тем они и замечательны в воситании детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 280.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сутулова Ирина Викторовна, учитель истории и обществознания МОБУСОШ № 3
«Содействие учащимся общеобразовательной школы в адаптации в социокультурной среде региона посредством преподавания курса «Кубановедение»
(из опыта работы)
«Где бы ни был человек – близко или далеко от родины – он всегда помнит о маленьком уголке ее, где впервые глаза его увидели синее небо, где он сделал первый шаг в жизни».
В.О. Ключевский
План:
- Анализ современного состояния регионоведения
- Концепция преподавания Кубановедения в МОУСШ № 3
- Анализ работы в течение 3 лет
В настоящее время в связи с резким падением нравственного уровня общества остро ощущается необходимость возрождения российской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности. Любовь к родине, истории своей страны важно прививать с детства. Поэтому краеведческая работа в школе становится особенно актуальной. Важнейшим аспектом современной государственной политики является введение регионального компонента в систему образования разного уровня.
В Краснодарском крае региональный (национально-региональный) компонент содержательно реализуется посредством преподавания с 1 по 11 класс учебного предмета “Кубановедение”, который является обязательным.
Концепция преподавания данной учебной дисциплины заключается в идее изучения малой родины как первого шага в формировании патриотического мироощущения, в приобщении к истории и культуре своего народа. Через понимание малой родины юный гражданин осознает сопричастность к стране, к ее прошлому, настоящему и будущему. Изучая регион проживания, школьники знакомятся с:
- конкретными фактами из его политической, культурной, общественной, экономической жизни;
- общими процессами и закономерностями развития страны и региона, проявлением региональных особенностей при рассмотрении общих тенденций динамики российского общества;
- влиянием выявленных особенностей на жизнь самих учащихся, их семьи и школы в настоящем и будущем.
Изучая родной край, школьники Кубани получают информацию об:
- истории и культуре народов, проживающих в регионе, их менталитете и традициях;
- истории образования, топонимики городов, станиц и сел, что дает знания о своей родословной, формирующие чувство «малой родины»;
- основах этнологии (одежды, обычаев, традиций), фольклора, песенной и танцевальной культуры, искусства народов, населяющих край, что способствует формированию толерантности (терпимости, взаимного уважения) в межнациональном общении;
- развитии народных промыслов и ремесел.
Задачи курса:
1. Развитие у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности;
2. Изучение истории родного края, обычаев и традиций народов, проживающих на территории края, его основной социокультурной единицы - казачества
3. Обучение детей вести посильную исследовательскую работу, собирать материалы, классифицировать, сопоставлять их;
4. Развитие речевых и мыслительных умений, понимания искусства и культуры наших предков;
5. Обучение детей умению использовать различные источники краеведческой информации и научно-вспомогательных материалов;
6. Приобщение учащихся к миру прекрасного, формирование чувств патриотизма и уважения к народу, к его обычаям, традициям, языку;
7. Воспитание духовности, нравственности.
Принципиальным отличием современного образования является, прежде всего, ориентация не на знания, а на приобретение учеником позитивного опыта самостоятельной работы.
Вводя в учебно-воспитательный процесс курс Кубановедения, коллектив МОУСШ № 3 принял в целом предложенную концепцию преподавания дисциплины, спрогнозировав следующий конечный результата: приобретая систематизированные знания из истории родного края, ученики должны:
- проявлять стойкую способность к оценочным суждениям, выражающим ценностную ориентацию личности (этические идеалы, мотивы, системные знания от базового понятия к философскому осмыслению);
- грамотно владеть методами и способами познавательной деятельности и их самостоятельного выбора;
- быть готовыми к исследовательской, творческой деятельности в предметной области «Кубановедение»;
- обладать способностью к установлению межпредметных ассоциаций в изучаемом культурно-историческом пространстве города, края.
Учитывая комплексное изучение курса на предметах лингвистической (русский язык), гуманитарной (литература, история и обществознание), естественнонаучной (география, биология), искусствоведческой (музыкальное, изобразительное искусство) направленности, а также на занятиях элективных курсов в предпрофильных 9-х классах, ожидаемым результатом является также полное, гармоничное регионоведческое образование ученика.
С учетом сказанного выше была сформулирована проблема методической работы: «Содействие учащимся общеобразовательной школы в адаптации в социокультурной среде региона посредством преподавания курса «Кубановедение».
Для решения названной проблемы была создана творческая группа педагогов школы в составе:
- Дехтярева И.В. – учитель ОИД высшей категории, председатель
- Автаева А.А. – учитель ОИД высшей категории, член группы
Парахина С.А. – учитель русского языка высшей категории, член группы
Глухова Е.В. – учитель географии высшей категории, член группы
Инякина Л.Д. – учитель биологии высшей категории, член группы
Мовсесова К.Г. – учитель музыки высшей категории, член группы
Левикина А.В. – учитель изо, член группы.
Изучив и проанализировав состояние преподавания краеведения в школе, группа определила необходимость разработать систему преподавания Кубановедения на уроках и во внеурочной деятельности учеников.
Членами группы были проведены следующие мероприятия:
- Систематизированы и изучены документы, регламентирующие преподавание курса в средней школе.
- Составлен перспективный план работы
- Сформирован банк данных:
- опыт преподавания краеведения в стране
- опыт преподавания краеведения на Кубани
- опыт преподавания краеведения в МОУСШ № 3.
- Проанализирована возможность применения традиционных и нетрадиционных форм и методов урока для преподавания Кубановедения по результатам анализа составлена Памятка преподавателю Кубановедения.
- Изучена возможность расширения содержания предмета, развития предметных умений и навыков во внеурочной деятельности учеников. Разработаны Рекомендации членам педагогического коллектива по организации изучения школьниками родного края вне основного учебного процесса
- Выявлены методические проблемы в организации преподавания курса. Намечены пути устранения данных проблем.
- Определены основные критерии мониторинга качества преподавания курса «Кубановедение»
- Проведено анкетирование:
– преподавателей курса «Оценка уровня готовности к преподаванию курса»
- учащихся 1-11 классов:
«Мотивация изучения курса»
«Степень владения навыками проживания в социокультурной среде региона».
9. Изучен национальный состав школы
Промежуточные итоги работы над проблемой были подведены в 2005 – 2006 учебном году в процессе проведения и анализа предметно-методического месячника «Преподавание курса Кубановедения – способ содействия учащимся в адаптации в социокультурной среде региона»
В рамках месячника были проведены следующие мероприятия:
- Методические
- педчтения «Система преподавания регионоведения в Краснодарском крае»;
- занятия постоянно действующего семинара «Приемы работы по содействию учащимся в адаптации в социокультурной среде региона»;
- заседания за Круглым столом по обмену опытом педагогов «Приемы организации учебной деятельности школьников по изучению родного края на уроках и во внеурочное время»;
- выпуск ежемесячного бюллетеня по методике преподавания курса;
- психолого-педагогические тренинги по выявлению интересов и наклонностей учеников, учета выявленных интересов и наклонностей в организации учебной и поисково-исследовательской деятельности детей;
- декады открытых уроков и мероприятий;
- совещания по итогам предметных уроков и мероприятий;
- выпуск ежегодного альманаха «Урок Кубановедения»).
- Учебные открытые уроки:
- «Солнечные и яркие кубанские натюрморты» (изобразительное искусство, 6в класс, учитель Левикина А. А.)
- «Внутренние воды Краснодарского края» (география, 8в класс, учитель высшей категории Глухова Е. В.);
- «Присоединение Прикубанья к России» (история, 10а класс, учитель высшей категории Дехтярева И. В.);
- «Реформы Александра 2 на Кубани» (история, 8б класс, учитель высшей категории Автаева А. А.);
- «Певцы земли Кубанской» (чтение, 2а класс, учитель высшей категории Пикалова Г. В.);
- «Культурные растения Краснодарского края и их распознавание» (природоведение, 4б класс, учитель высшей категории Чулкова А. И.);
- «Кубанский казачий костюм» (история, 1а класс, учитель первой категории Демьяненко Е. А.) и многие другие.
- Внеклассные
- Классные часы «Кубань – моя родина» (5бв классы, классные руководители Яковенко В. В., Галкина И. В.); «Прошлое родной земли» (5б класс, классный руководитель Яковенко В. В.).
- Конкурсы
- стенных газет «Тебе, Кубань родная, посвящаем…») (5 – 11 классы)
- знатоков родного края «Кубанью нельзя не гордиться» (5 классы)
- «День Кубани» (литературно-музыкальный; учитель музыки высшей категории Мовсесова К. Г.)
- кроссвордов о родном крае. (6 – 8 классы, учитель географии высшей категории Глухова Е. В., учитель биологии высшей категории Инякина Л. Д.)
- викторины «Знай свой край» (2-е классы, 4-е классы, 7 классы, 9-е классы)
- выставки работ учащихся «Наш подарок родному краю» (по параллелям)
- заочные встречи с космонавтами «Звездные люди Кубани» (9- 11- е классы, учитель первой категории Кононенко В. И.)
- фестиваль казачьей культуры «Кубань – казачий край» (6 – 10- е классы, учитель истории высшей категории Дехтярева И. В., учитель истории высшей категории Автаева А. А., учителя иностранных языков Галкина И. В., Яковенко В. В.)
- встречи в литературной гостиной «Говоры и диалекты Кубани» (6б 7б классы, учителя русского языка и литературы высшей категории Парахина С. А., Алябьева Т. А.)
- заседание клуба «Эврика» «Возможности развития рекреационного хозяйства Кубани» (8 – 10-е классы, учитель географии высшей категории Глухова Е. В.)
- игра-пресс-конференция «Культурное наследие кубанского казачества» (8в класс, учитель русского языка и литературы Лущай Л. Ф.)
- экологический спектакль «Берегите родную землю!» (5 – 8 классы, учитель первой категории Якимович С. В.)
- научно-практическая конференция «Экология Кубани» (7 – 11-е классы, учитель химии высшей категории Выдра Е. Г., учитель биологии высшей категории Инякина Л. Д.).
Результаты промежуточного подведения итогов работы по преподаванию курса «Кубановедение» следующие.
Учащиеся школы принимают активное участие в районных, краевых, всероссийских олимпиадах, конкурсах, викторинах регионоведческой направленности, демонстрируют хорошие знания, умения, навыки:
- в 2004 году ученица 11 класса заняла 1 место в краевом конкурсе «Мое родословие»;
- в 2004 г. клуб «Эврика» стал лауреатом Всероссийского конкурса «Отечество» (работа-альбом-альманах «Родина моя – Кубань»);
- в 2004 г. ученик школы занял 1 место в районе и 4 место в крае в конкурсе кроссвордов «Мой край родной»;
- в 2005 г. клуб «Эврика» стал лауреатом краевого конкурса краеведческих исследовательскихработ «Кубанский край – земля родная»;
- в 2006 г. клуб «Эврика» занял 3 место в краевом конкурсе на лучшую постановку экологического образования в средней школе;
- в 2005 г. двое учащихся школы стали призерами районной олимпиады по Кубановедению;
- в 2006 г. ученица 10 класса заняла 1 место в районной олимпиаде по Кубановедению;
- в 2006 году заняли призовые места в районном конкурсе по географии Кубани трое учащихся;
- в 2006 г. заняли призовые места в районном конкурсе «Лермонтов на Кубани» 11 учащихся школы;
- в 2006 г. классный руководитель 10 «А» класса Говорова Е.А. была награждена Главой администрации города Новокубанска и ценным подарком за активное участие класса в мероприятиях по озеленению и уборке прилегающей к школе территории;
- в 2006 г. 34 ученика (из 75 от общего числа) 9 классов выбрали для изучения в рамках предпрофильного образования элективный курс «Краснодарский край и сопредельные государства»; все ученики по окончании изучения курса написали зачетные работы и защитили их перед школьной комиссией; 10 лучших работ были представлены на школьную научно-практическую конференцию и награждены:
- Грамотами – 3
- Дипломами второй степени – 5
- Дипломами третьей степени – 2
- 2007 г. ученица 9 класса стала дипломантом краевого конкурса, посвященного 280-летию Кошевого атамана З.А. Чепеги.
- 2007 г. ученица 10 класса заняла 1 место в районе по Кубановедению
- 2008 г. ученицы 8 и 9 классов заняли 1 места по Кубановедению (район), ученица 8 класса – 5 место на зональной олимпиаде
- 2008 г. ученица 10 класса заняла 1 место (район) в конкурсе «Моя малая родина». История казачества: история, происхождение, традиции»; и 3 место в крае в указанной номинации
- 2008 г. ученица 7 класса заняла 1 место в конкурсе кроссвордов, посвященных 65-летию освобождения Кубани от немецко-фашистских войск; стала финалистом краевого этапа указанного конкурса.
УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ К ПРЕПОДАВАНИЮ КУРСА
(ВСЕГО ОПРОШЕНО 15 ЧЕЛОВЕК)
УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ПРОЖИВАНИЮ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
(в %).
УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ПРОЖИВАНИЮ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ (в %).
Опрошено 100 учащихся
Мотивация изучения курса
УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ПРОЖИВАНИЮ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ (в %).
Опрошено 100 учащихся
Готовность проживания в социокультурной среде
Таким образом, предварительные итоги преподавания курса Кубановедение подтверждают концепцию педагогического коллектива школы о том, что данная учебная дисциплина предоставляет весьма эффективные возможности для содействия учащимся средней школы в адаптации в социокультурной среде региона; в процессе изучения предмета у учащихся слагается целостное представление об истории, политике, экономике, культуре и экологии родного края. Это помогает гражданам страны, проживающим в регионе, чувствовать себя в нем комфортно.
Приложение
Приложение №___
Проблемы в организации преподавания Кубановедения | Намеченные пути преодоления проблем в организации преподавания Кубановедения |
|
|
Приложение №___
Анкета учителей
«Оценка уровня готовности
к преподаванию курса»
- Насколько Вам известна концепция преподавания курса «Кубановедение»?
- Известны ли Вам цели и задачи преподавания курса «Кубановедение»?
- Дайте оценку уровня Вашей информированности и компетентности в вопросе изучения региона, родного края.
- Каков уровень учебно-методической подготовленности в этом вопросе?
- Какие уроки по типу и форме Вы готовы применять для изучения содержания предмета?
- Насколько широки межпредметные связи, и применяются ли они Вами в работе?
- Какими методическими, учебными, воспитательными, «находками» в изучении курса Кубановедение Вы готовы поделиться с коллегами?
- Дайте оценку необходимости и целесообразности изучения курса и включения его в базисный учебный план?
Уровень готовности учителей
к преподаванию курса (по анкете № ___).
Учебные годы | Всего опрошено учителей | Известна концепция преподавания | Известны цели и задачи | Психологическая самооценка готовности к преподаванию курса | Самооценка «Имею богатый наглядный и раздаточный материал» | Имеется опыт работы по преподаванию курса | Оценка администрации: количество учителей готовых преподавать курс |
2002 – 2003 | 15 | 5 | 3 | 1 | 8 | 6 | 5 |
2003 - 2004 | 15 | 12 | 14 | 5 | 9 | 7 | 6 |
2004 - 2005 | 15 | 15 | 15 | 13 | 12 | 10 | 9 |
2005 - 2006 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 12 | 15 |
Уровень готовности учащихся
к проживанию в социокультурной среде ( к анкете № ____).
Учебный год | Опрошено учащихся | Мотивация изучения курса | Готовность проживания в социокультурной среде | ||||
высокая | средняя | низкая | хорошая | удовлетворительная | низкая | ||
2002 – 2003 | 100 | 1% | 3% | 96% | 4% | 13% | 83% |
2003 – 2004 | 100 | 5% | 12% | 83% | 9% | 14% | 77% |
2004 – 2005 | 100 | 15% | 25% | 60% | 15% | 25% | 60% |
2005 - 2006 | 100 | 30% | 50% | 20% | 29% | 49% | 22% |
Приложение № ____
Мотивация изучения курса.
«Уровень готовности к проживанию в социокультурной среде региона»
- Считаешь ли ты нужным изучать историю, культуру, экономику родного края?
- Регулярно ли ты знакомишься с материалами СМИ, касающимися жизни края?
- Назовите край, в котором вы живете, административную столицу и количественный состав населения?
- Определите национальный и религиозный состав населения края.
- Дайте оценку социальному составу региона.
- Что вам известно о ресурсах и богатствах края?
- Дайте оценку значимости Краснодарского края в общефедеральном масштабе.
Критерии мониторинга качества преподавания курса
- Высокий уровень мотивации
- Активная методическая работа учителя ( в том числе инновационная и экспериментальная деятельность, обобщение и распространение передового педагогического опыта)
- Высокий уровень познавательной потребности
Критерии мониторинга деятельности учащихся
- Высокий уровень мотивации изучения предмета
- Высокий уровень активности
а) поисковая деятельность
б) досуговая деятельность
Уровень готовности учащихся
к проживанию в социокультурной среде ( к анкете № ____).
Учебный год | Знают важнейшие исторические вехи края и умеют их анализировать | Владеют целостной информацией о политической ситуации в регионе | Владеют целостной информацией о состоянии экономики в регионе | Знают экологические проблемы края и пути их решения | Знакомы с особенностями многонациональной культуры края |
2002 – 2003 | 7% | 3% | 8% | 10% | 7% |
2003 – 2004 | 10% | 9% | 14% | 25% | 15% |
2004 – 2005 | 15% | 18% | 21% | 34% | 24% |
2005 - 2006 | 36% | 39% | 40% | 49% | 50% |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка и предметов регионального компонента. Обобщение изученного по теме «Имя числительное». 6 класс.
Идея данного урока возникла во время участия во Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок» - 2009. Учитель русского языка и литературы из. г. Тимашевска Краснодарского края Чепуркова Ирина Эдуардо...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/18/picture-266525-1487421946.jpg)
Изучение регионального компонента на уроках истории в 9 классе
Выступление с областного семинара по вопросам изучения регионального компонента. В нём дана краткая аннотация к урокам по изучению вопросов регионального компонента, а также раскрыты некоторые методы ...
Доклад « Формирование ценностных ориентаций у школьников при изучении регионального компонента географического образования»
При изучении регионального компонента географического образования учитель должен опираться на принципиально новые позиции в преподавании предмета географии, как по содержанию материала, та...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/15/picture-368168-1387121052.jpg)
Изучение состояния здоровья школьников на основе проектной деятельности при изучении регионального компонента "Экология человека"
Презентация показывает основные задачи проектной деятельности, цели изучения регионального компонента, этапы работы, связь экологии с анатомией и физиологией человека....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/25/picture-1263535-1598333669.jpg)
Изучение регионального компонента в начальной школе
Возрастает интерес ко всему, что связано с прошлым и настоящим Южного Урала. Задачи краеведческого материала реализуются на межпредметном уровне. Происходит непрерывное воспитание у учащихся отв...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/10/picture-56842-1702220833.jpg)
Стендовый доклад "Самообразование педагога при изучении регионального компонента на уроках математики в условиях реализации ФГОС".
Цель и задачи самообразования педагога по данной теме:- расширение и углубление теоретических знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых профессиональных навыков и умений в свете с...
Литературное краеведение на уроках литературы при изучении регионального компонента в средней школе
Литературное краеведение на уроках литературы при изучении регионального компонента в средней школе. Краеведческая работа представляет возможность реализовать идею межпредметных связей, органично с...