Изучение регионального компонента в начальной школе
учебно-методический материал

Сивкова Анна Михайловна

Возрастает интерес ко всему, что связано с прошлым и настоящим Южного Урала. Задачи краеведческого материала реализуются на межпредметном уровне.  Происходит непрерывное воспитание у учащихся ответственного отношения к окружающей среде и уважения к традициям своего края.

     Целями изучения содержания регионального компонента являются:

 - воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам родного края;

 - систематизация и расширение представлений детей о предметах, явлениях природы и общества нашего края;

 - формирование навыков правильного поведения в природной и социальной среде, преодоление потребительского подхода к природе.

Природа и общество рассматриваются в их неразрывном взаимодействии. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления о мире, о месте человека в нём.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_regionalnogo_komponenta.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение регионального компонента

в начальной школе

Возрастает интерес ко всему, что связано с прошлым и настоящим Южного Урала. Задачи краеведческого материала реализуются на межпредметном уровне.  Происходит непрерывное воспитание у учащихся ответственного отношения к окружающей среде и уважения к традициям своего края.

     Целями изучения содержания регионального компонента являются:

 - воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам родного края;

 - систематизация и расширение представлений детей о предметах, явлениях природы и общества нашего края;

 - формирование навыков правильного поведения в природной и социальной среде, преодоление потребительского подхода к природе.

Природа и общество рассматриваются в их неразрывном взаимодействии. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления о мире, о месте человека в нём.

Вспомним советы академика А.Ферсмана, изучавшего уральские недра: «Познавайте свою страну, свой край, свою горушку или речонку! Не смущайтесь тем, что малы эти горушки или реки – ведь из малого вырастает великое!»

Наш край мы изучаем по приведённому ниже плану.

1. Где расположен наш край.

2. Какие формы поверхности встречаются в Челябинской области, в том числе в Карталинском районе.

3. Какие полезные ископаемые хранятся в уральских недрах.

4. Какие реки и озёра украшают Южный Урал.

5. Как плодородие почвы связано с её составом.

6. Какие растения и животные населяют луга, леса и водоёмы.

7. Какие экологические проблемы существуют в нашем крае.

8. Заповедники и заказники Челябинской области.

9. Реализация задач краеведческого воспитания на уроках русского языка, окружающего мира, литературы.

10. История жилища в камне и дереве.

11. Уральская земля и наши земляки в годы Великой Отечественной войны.

При изучении темы «Где расположен наш край?» учащиеся работают с физической и административной картами Челябинской области. Изучая тему «Формы земной поверхности Челябинской области», дети узнают, что Челябинская область располагается на Западно-Сибирской низменности, которая составляет 34% площади области, 42% площади составляет Зауральская холмистая возвышенная равнина, 26% площади нашей области приходится на горы Среднего и Южного Урала (Ильменские горы – высота 753м, хребет Нургуш – высота 1406м, Таганай – 1177м, Уралтау – самый длинный хребет Урала и России, его длина 290м.)

Знакомясь с темой «Полезные ископаемые нашего края», учащиеся узнают о том, какими условными знаками обозначаются полезные ископаемые на карте, какие полезные ископаемые находятся в Челябинской области, что даёт наш край стране, проводят практические работы с коллекциями полезных ископаемых.

«Водоёмы нашего края». Южный Урал – это край озёр, на Урале расположено 3170 озёр. Озеро Увильды – глубина 38 м, площадь 68.1 кв.м., является памятником природы. Озеро Тургояк – «Жемчужина Урала», глубина его 32м, площадь 26.4 кв.м. Вокруг него природоохранный национальный парк. Озеро Инышко – с «двойным дном», легенда о Пугачёвском золоте. Озеро Зюраткуль – самое высокогорное и самое пресное в нашем крае. «Уральская Рица» - так называют уникальный памятник природы и археологии. В 1993 году был создан Зюраткульский национальный парк.

В теме «Почвы нашего края» младшие школьники не только знакомятся с почвами края, но и говорят об их охране.

Богатые природные условия и особое географическое положение поставили Челябинскую область в условия, при которых природа используется варварски. В нашей области загрязнено более половины почвенного покрова. Особенно сильно загрязнена почва вокруг Челябинска, Магнитогорска, Карабаша. Деятельность предприятий приводит к нарушению почвенного слоя – промышленной эрозии почв.

В Каслинском и Кунашакском районах около 23 тыс. кв.км. земли загрязнены радиоактивными отходами после ядерной аварии в 1957 году. На этих почвах нельзя ничего выращивать ещё 350 лет. Но есть в нашей области и охраняемые территории, на которых запрещена распашка плодородных почв. К таким хозяйствам относится, например, Троицкий заказник.

Какие растения и животные населяют леса, луга и водоёмы Южного Урала? Как они связаны между собой и с окружающей средой? Эти вопросы рассматриваются в следующей теме «Растения лесов Челябинской области».

Широколиственные леса – липа, клён, вяз, ольха, осина, берёза. Подлесок: рябина, ива, жимолость, черёмуха, малина, шиповник, вишня.

 Хвойные леса (горно-лесная часть области) – ели, пихты. Сосновые и лиственнично-сосновые леса: сосны, лиственница, липа, осина, рябина. Берёзовые рощи (лесостепная зона). Островные сосновые боры – Брединский, Карагайский, Уйский.

Растения области, нуждающиеся в охране: венерин башмачок, ветреница алтайская, купальница европейская, лилия – саранка, любка двулистая.

Лекарственные растения: подорожник, тысячелистник, адонис – душица, зверобой, клубника, кровохлёбка, мать-и-мачеха, одуванчик.

Ядовитые растения. В Челябинской области насчитывается около 30 видов ядовитых растений: белена чёрная, болиголов пятнистый, дурман обыкновенный, лютик едкий, молочай ложный.

В Челябинской области обилие грибов. Вот список ядовитых грибов: желчный гриб, чёртов гриб, ложная лисичка, ядовитые опёнки, бледная поганка, мухомор.

«Животные лесов Челябинской области». В лесах области обитает 60 видов млекопитающих.

Растительноядные животные – лось, косуля сибирская, пятнистый олень.

Грызуны – 27 видов: заяц-беляк, русак, белка, мыши.

Насекомоядные животные: ежи  (обыкновенный и ушастый), землеройки, землеройка- бурозубка.

Хищные животные. В Челябинской области обитают 14 видов хищных животных. В горно-лесной зоне живут бурые медведи (всеядные), волки, лисы, куницы, хорёк, норка, колонок, горностай, ласка, выдра, барсук, рысь.

Хищные птицы – сова, филин, сыч, неясыть, ястреб, сокол-сапсан, беркут.

Птицы: глухари, тетёрки, куропатки, соловьи, иволги, дятлы, пищуха, поползень.

Насекомые наших лесов: муравьи, пчёлы-медоносы, божьи коровки, бабочки, шмели, цветочные мухи, жуки-короеды, саранча, тля.

Пресмыкающиеся: ящерицы – прыткая, веретеница, живородящая.

Земноводные: жаба серая и обыкновенная, зелёная жаба, озёрная лягушка (5 видов).

Околоводные птицы: серый журавль, кулики, бекас, чибис, чайка.

Млекопитающие – обитатели водоёмов: выхухоль, ондатра.

«Природные заповедники и парки».

Ильменский государственный заповедник. Организован он 14 мая 1920 года. 40 видов млекопитающих, 38 видов рыб, 280 видов птиц.

Центр «Аркаим» - специализированный природно – ландшафтный и историко – археологический центр. Организован 19 апреля 1991 года.

Восточно – Уральский заповедник. Организован 29 апреля 1966 года. Кунашакский и Каслинский районы.

Национальный природный парк «Таганай». Был организован 6 марта 1991 года.

Национальный природный парк «Зюраткуль». Организован 22 ноября 1993 года.

Стоянки древнего человека: Верхнеуральск, оз.Иткуль, оз. Зюраткуль, оз. Смолино, Усть – Катав, Катав – Ивановск, Брединский район, Кизильский район.

Для младших школьников огромное значение имеет целенаправленное изучение природы своего края, знание своих «корней», 2своих» растений и животных, полезных ископаемых и промыслов. Знание природы своего края даёт возможность видеть и находить взаимосвязи в природе, учит правильному поведению в природе, умению её жалеть, сохранять, любить.

Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде на основе регионального компонента является стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся.

Повышение экологической культуры учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активно гуманной позиции по отношению к природе, ответственности за судьбу своего дома – планеты Земля – вот главное в этой работе.

Важно донести до учащихся мысль, которая принадлежит Антуану де Сент – Экзюпери: «Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда».

Если у человечества не найдётся сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью, безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту со скорбной надписью: «Каждый хотел лучшего только для себя!»

Одно из важнейших условий формирования экологической культуры на краеведческой основе – непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями природы. Учителю необходимо тщательно продумывать, какие объекты и явления можно наблюдать в ближайшем природном окружении.

Большую роль в этой деятельности играют экскурсии, на которых учащиеся знакомятся с краеведческими объектами и их экологическим состоянием. Экскурсии должны носить краеведческий характер.

Результаты наблюдений  обязательно нужно фиксировать в «Календарях природы», дневниках, обобщать и использовать в дальнейшем на уроках.

Как же можно решать задачи краеведения на межпредметном уровне?

На уроках русского языка можно использовать задания краеведческого характера. Так, при изучении темы «Правописание имён собственных» учащиеся знакомятся с названиями рек, озёр, городов Челябинской области. В упражнения для учащихся 3 класса можно включить элементы описания родной природы.

Ученики не только работают с орфографическими задачами, но и получают возможность «полюбоваться» землёй, на которой живут.

На уроках литературы можно знакомить учащихся с легендами о родном крае. Необычный урок легенд побуждает детей к творчеству, которое проявляется в сочинениях, стихотворениях, рисунках. На уроках русского языка и литературы можно знакомить младших школьников с этимологией фамилий, имён, географических названий родного края.

На уроках математики учащиеся решают задачи и одновременно узнают фактические данные о родном крае (глубина и протяжённость рек и озёр, количество островов, рек, водоёмов).

Богат и историческими событиями наш Урал. Народная война и мятежный Емельян Пугачёв, беспримерный поход южноуральских партизан по тылам врага в годы Гражданской войны под руководством В.К.Блюхера и ставка белогвардейского адмирала Колчака в Сосновском районе в станице Баландино.

Тыл – фронту!. Эти два коротких слова составляли суть и смысл жизни города военных лет. В грозном сорок первом в Челябинске объединились три крупных завода страны: Челябинский, Ленинградский, Харьковский. Возник город в городе, названный строгим и гордым именем – «Танкоград». Но Челябинск не только ковал оружие. Как и вся страна, своих лучших сынов он послал на фронт. От города Орла до столицы Чехословакии прошли челябинские танкисты-добровольцы. Легендарный Т-34 первым ворвался в Прагу и навечно застыл на гранитном постаменте как символ героического труда, воинской доблести, интернационализма и дружбы народов. Благодарные поколения воздвигли памятники подвигу героев, увековечили их имена. Во славу «Танкограда», его сынов и дочерей челябинские танки стоят на постаментах в Челябинске, в Волгограде – у Мамаева кургана, в Белгороде и Минске, в Черновцах, в Карлхорсте, у здания, где подписан акт о капитуляции немецко-фашистских войск. Эти страницы нашей истории дети должны знать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение краеведения в начальной школе

Изучение мира человеком начинается с начальных классов. Чтобы ученик мог изучить традиции, культуру и обычаи других стран, он должен хорошо знать историю своей малой родины, то место, где он родился и...

Изучение регионального компонента в школе

Региональные проблемы многогранны, но тем они и замечательны в воситании детей...

Изучение регионального компонента на уроках истории в 9 классе

Выступление с областного семинара по вопросам изучения регионального компонента. В нём дана краткая аннотация к урокам по изучению вопросов регионального компонента, а также раскрыты некоторые методы ...

Доклад « Формирование ценностных ориентаций у школьников при изучении регионального компонента географического образования»

При изучении регионального компонента географического образования  учитель  должен опираться на принципиально новые позиции в преподавании предмета географии, как по содержанию материала, та...

Изучение состояния здоровья школьников на основе проектной деятельности при изучении регионального компонента "Экология человека"

Презентация показывает основные задачи проектной деятельности,  цели изучения регионального компонента, этапы работы, связь экологии с анатомией и физиологией человека....

Стендовый доклад "Самообразование педагога при изучении регионального компонента на уроках математики в условиях реализации ФГОС".

Цель и задачи самообразования педагога по данной теме:- расширение и углубление  теоретических знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых профессиональных навыков и умений в свете с...

Литературное краеведение на уроках литературы при изучении регионального компонента в средней школе

Литературное краеведение на уроках литературы при изучении регионального компонента в средней школе. Краеведческая работа представляет возможность реализовать идею межпредметных связей, органично с...