Изучение регионального компонента в начальной школе
учебно-методический материал
Возрастает интерес ко всему, что связано с прошлым и настоящим Южного Урала. Задачи краеведческого материала реализуются на межпредметном уровне. Происходит непрерывное воспитание у учащихся ответственного отношения к окружающей среде и уважения к традициям своего края.
Целями изучения содержания регионального компонента являются:
- воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам родного края;
- систематизация и расширение представлений детей о предметах, явлениях природы и общества нашего края;
- формирование навыков правильного поведения в природной и социальной среде, преодоление потребительского подхода к природе.
Природа и общество рассматриваются в их неразрывном взаимодействии. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления о мире, о месте человека в нём.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение регионального компонента
в начальной школе
Возрастает интерес ко всему, что связано с прошлым и настоящим Южного Урала. Задачи краеведческого материала реализуются на межпредметном уровне. Происходит непрерывное воспитание у учащихся ответственного отношения к окружающей среде и уважения к традициям своего края.
Целями изучения содержания регионального компонента являются:
- воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам родного края;
- систематизация и расширение представлений детей о предметах, явлениях природы и общества нашего края;
- формирование навыков правильного поведения в природной и социальной среде, преодоление потребительского подхода к природе.
Природа и общество рассматриваются в их неразрывном взаимодействии. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления о мире, о месте человека в нём.
Вспомним советы академика А.Ферсмана, изучавшего уральские недра: «Познавайте свою страну, свой край, свою горушку или речонку! Не смущайтесь тем, что малы эти горушки или реки – ведь из малого вырастает великое!»
Наш край мы изучаем по приведённому ниже плану.
1. Где расположен наш край.
2. Какие формы поверхности встречаются в Челябинской области, в том числе в Карталинском районе.
3. Какие полезные ископаемые хранятся в уральских недрах.
4. Какие реки и озёра украшают Южный Урал.
5. Как плодородие почвы связано с её составом.
6. Какие растения и животные населяют луга, леса и водоёмы.
7. Какие экологические проблемы существуют в нашем крае.
8. Заповедники и заказники Челябинской области.
9. Реализация задач краеведческого воспитания на уроках русского языка, окружающего мира, литературы.
10. История жилища в камне и дереве.
11. Уральская земля и наши земляки в годы Великой Отечественной войны.
При изучении темы «Где расположен наш край?» учащиеся работают с физической и административной картами Челябинской области. Изучая тему «Формы земной поверхности Челябинской области», дети узнают, что Челябинская область располагается на Западно-Сибирской низменности, которая составляет 34% площади области, 42% площади составляет Зауральская холмистая возвышенная равнина, 26% площади нашей области приходится на горы Среднего и Южного Урала (Ильменские горы – высота 753м, хребет Нургуш – высота 1406м, Таганай – 1177м, Уралтау – самый длинный хребет Урала и России, его длина 290м.)
Знакомясь с темой «Полезные ископаемые нашего края», учащиеся узнают о том, какими условными знаками обозначаются полезные ископаемые на карте, какие полезные ископаемые находятся в Челябинской области, что даёт наш край стране, проводят практические работы с коллекциями полезных ископаемых.
«Водоёмы нашего края». Южный Урал – это край озёр, на Урале расположено 3170 озёр. Озеро Увильды – глубина 38 м, площадь 68.1 кв.м., является памятником природы. Озеро Тургояк – «Жемчужина Урала», глубина его 32м, площадь 26.4 кв.м. Вокруг него природоохранный национальный парк. Озеро Инышко – с «двойным дном», легенда о Пугачёвском золоте. Озеро Зюраткуль – самое высокогорное и самое пресное в нашем крае. «Уральская Рица» - так называют уникальный памятник природы и археологии. В 1993 году был создан Зюраткульский национальный парк.
В теме «Почвы нашего края» младшие школьники не только знакомятся с почвами края, но и говорят об их охране.
Богатые природные условия и особое географическое положение поставили Челябинскую область в условия, при которых природа используется варварски. В нашей области загрязнено более половины почвенного покрова. Особенно сильно загрязнена почва вокруг Челябинска, Магнитогорска, Карабаша. Деятельность предприятий приводит к нарушению почвенного слоя – промышленной эрозии почв.
В Каслинском и Кунашакском районах около 23 тыс. кв.км. земли загрязнены радиоактивными отходами после ядерной аварии в 1957 году. На этих почвах нельзя ничего выращивать ещё 350 лет. Но есть в нашей области и охраняемые территории, на которых запрещена распашка плодородных почв. К таким хозяйствам относится, например, Троицкий заказник.
Какие растения и животные населяют леса, луга и водоёмы Южного Урала? Как они связаны между собой и с окружающей средой? Эти вопросы рассматриваются в следующей теме «Растения лесов Челябинской области».
Широколиственные леса – липа, клён, вяз, ольха, осина, берёза. Подлесок: рябина, ива, жимолость, черёмуха, малина, шиповник, вишня.
Хвойные леса (горно-лесная часть области) – ели, пихты. Сосновые и лиственнично-сосновые леса: сосны, лиственница, липа, осина, рябина. Берёзовые рощи (лесостепная зона). Островные сосновые боры – Брединский, Карагайский, Уйский.
Растения области, нуждающиеся в охране: венерин башмачок, ветреница алтайская, купальница европейская, лилия – саранка, любка двулистая.
Лекарственные растения: подорожник, тысячелистник, адонис – душица, зверобой, клубника, кровохлёбка, мать-и-мачеха, одуванчик.
Ядовитые растения. В Челябинской области насчитывается около 30 видов ядовитых растений: белена чёрная, болиголов пятнистый, дурман обыкновенный, лютик едкий, молочай ложный.
В Челябинской области обилие грибов. Вот список ядовитых грибов: желчный гриб, чёртов гриб, ложная лисичка, ядовитые опёнки, бледная поганка, мухомор.
«Животные лесов Челябинской области». В лесах области обитает 60 видов млекопитающих.
Растительноядные животные – лось, косуля сибирская, пятнистый олень.
Грызуны – 27 видов: заяц-беляк, русак, белка, мыши.
Насекомоядные животные: ежи (обыкновенный и ушастый), землеройки, землеройка- бурозубка.
Хищные животные. В Челябинской области обитают 14 видов хищных животных. В горно-лесной зоне живут бурые медведи (всеядные), волки, лисы, куницы, хорёк, норка, колонок, горностай, ласка, выдра, барсук, рысь.
Хищные птицы – сова, филин, сыч, неясыть, ястреб, сокол-сапсан, беркут.
Птицы: глухари, тетёрки, куропатки, соловьи, иволги, дятлы, пищуха, поползень.
Насекомые наших лесов: муравьи, пчёлы-медоносы, божьи коровки, бабочки, шмели, цветочные мухи, жуки-короеды, саранча, тля.
Пресмыкающиеся: ящерицы – прыткая, веретеница, живородящая.
Земноводные: жаба серая и обыкновенная, зелёная жаба, озёрная лягушка (5 видов).
Околоводные птицы: серый журавль, кулики, бекас, чибис, чайка.
Млекопитающие – обитатели водоёмов: выхухоль, ондатра.
«Природные заповедники и парки».
Ильменский государственный заповедник. Организован он 14 мая 1920 года. 40 видов млекопитающих, 38 видов рыб, 280 видов птиц.
Центр «Аркаим» - специализированный природно – ландшафтный и историко – археологический центр. Организован 19 апреля 1991 года.
Восточно – Уральский заповедник. Организован 29 апреля 1966 года. Кунашакский и Каслинский районы.
Национальный природный парк «Таганай». Был организован 6 марта 1991 года.
Национальный природный парк «Зюраткуль». Организован 22 ноября 1993 года.
Стоянки древнего человека: Верхнеуральск, оз.Иткуль, оз. Зюраткуль, оз. Смолино, Усть – Катав, Катав – Ивановск, Брединский район, Кизильский район.
Для младших школьников огромное значение имеет целенаправленное изучение природы своего края, знание своих «корней», 2своих» растений и животных, полезных ископаемых и промыслов. Знание природы своего края даёт возможность видеть и находить взаимосвязи в природе, учит правильному поведению в природе, умению её жалеть, сохранять, любить.
Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде на основе регионального компонента является стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся.
Повышение экологической культуры учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активно гуманной позиции по отношению к природе, ответственности за судьбу своего дома – планеты Земля – вот главное в этой работе.
Важно донести до учащихся мысль, которая принадлежит Антуану де Сент – Экзюпери: «Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда».
Если у человечества не найдётся сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью, безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту со скорбной надписью: «Каждый хотел лучшего только для себя!»
Одно из важнейших условий формирования экологической культуры на краеведческой основе – непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями природы. Учителю необходимо тщательно продумывать, какие объекты и явления можно наблюдать в ближайшем природном окружении.
Большую роль в этой деятельности играют экскурсии, на которых учащиеся знакомятся с краеведческими объектами и их экологическим состоянием. Экскурсии должны носить краеведческий характер.
Результаты наблюдений обязательно нужно фиксировать в «Календарях природы», дневниках, обобщать и использовать в дальнейшем на уроках.
Как же можно решать задачи краеведения на межпредметном уровне?
На уроках русского языка можно использовать задания краеведческого характера. Так, при изучении темы «Правописание имён собственных» учащиеся знакомятся с названиями рек, озёр, городов Челябинской области. В упражнения для учащихся 3 класса можно включить элементы описания родной природы.
Ученики не только работают с орфографическими задачами, но и получают возможность «полюбоваться» землёй, на которой живут.
На уроках литературы можно знакомить учащихся с легендами о родном крае. Необычный урок легенд побуждает детей к творчеству, которое проявляется в сочинениях, стихотворениях, рисунках. На уроках русского языка и литературы можно знакомить младших школьников с этимологией фамилий, имён, географических названий родного края.
На уроках математики учащиеся решают задачи и одновременно узнают фактические данные о родном крае (глубина и протяжённость рек и озёр, количество островов, рек, водоёмов).
Богат и историческими событиями наш Урал. Народная война и мятежный Емельян Пугачёв, беспримерный поход южноуральских партизан по тылам врага в годы Гражданской войны под руководством В.К.Блюхера и ставка белогвардейского адмирала Колчака в Сосновском районе в станице Баландино.
Тыл – фронту!. Эти два коротких слова составляли суть и смысл жизни города военных лет. В грозном сорок первом в Челябинске объединились три крупных завода страны: Челябинский, Ленинградский, Харьковский. Возник город в городе, названный строгим и гордым именем – «Танкоград». Но Челябинск не только ковал оружие. Как и вся страна, своих лучших сынов он послал на фронт. От города Орла до столицы Чехословакии прошли челябинские танкисты-добровольцы. Легендарный Т-34 первым ворвался в Прагу и навечно застыл на гранитном постаменте как символ героического труда, воинской доблести, интернационализма и дружбы народов. Благодарные поколения воздвигли памятники подвигу героев, увековечили их имена. Во славу «Танкограда», его сынов и дочерей челябинские танки стоят на постаментах в Челябинске, в Волгограде – у Мамаева кургана, в Белгороде и Минске, в Черновцах, в Карлхорсте, у здания, где подписан акт о капитуляции немецко-фашистских войск. Эти страницы нашей истории дети должны знать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение краеведения в начальной школе
Изучение мира человеком начинается с начальных классов. Чтобы ученик мог изучить традиции, культуру и обычаи других стран, он должен хорошо знать историю своей малой родины, то место, где он родился и...
Изучение регионального компонента в школе
Региональные проблемы многогранны, но тем они и замечательны в воситании детей...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/18/picture-266525-1487421946.jpg)
Изучение регионального компонента на уроках истории в 9 классе
Выступление с областного семинара по вопросам изучения регионального компонента. В нём дана краткая аннотация к урокам по изучению вопросов регионального компонента, а также раскрыты некоторые методы ...
Доклад « Формирование ценностных ориентаций у школьников при изучении регионального компонента географического образования»
При изучении регионального компонента географического образования учитель должен опираться на принципиально новые позиции в преподавании предмета географии, как по содержанию материала, та...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/15/picture-368168-1387121052.jpg)
Изучение состояния здоровья школьников на основе проектной деятельности при изучении регионального компонента "Экология человека"
Презентация показывает основные задачи проектной деятельности, цели изучения регионального компонента, этапы работы, связь экологии с анатомией и физиологией человека....
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/10/picture-56842-1702220833.jpg)
Стендовый доклад "Самообразование педагога при изучении регионального компонента на уроках математики в условиях реализации ФГОС".
Цель и задачи самообразования педагога по данной теме:- расширение и углубление теоретических знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых профессиональных навыков и умений в свете с...
Литературное краеведение на уроках литературы при изучении регионального компонента в средней школе
Литературное краеведение на уроках литературы при изучении регионального компонента в средней школе. Краеведческая работа представляет возможность реализовать идею межпредметных связей, органично с...