Изучение краеведения в начальной школе
занимательные факты по естествознанию по теме

Изучение мира человеком начинается с начальных классов. Чтобы ученик мог изучить традиции, культуру и обычаи других стран, он должен хорошо знать историю своей малой родины, то место, где он родился и вырос. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК - ПУТЕШЕСТВИЕ

ТЕМА: «МОЙ КРАЙ – АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ»

ЦЕЛИ:

1. ПОЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С ПРИРОДНЫМИ БОГАТСТВАМИ, ДОСТОПРИМИЧАТЕЛЬНОСТЯМИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ.

2. ВОСПИТЫВАТЬ БЕРЕЖНОЕ, ЧУТКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ, ЛЮБОВЬ К РОДНОМУ КРАЮ.

З. РАБОТАТЬ НАД РАЗВИТИЕМ ВНИМАНИЯ, ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

ОБОРУДОВАНИЕ: ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТА РОССИИ, КАРТА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ, АТЛАСЫ «МИР И ЧЕЛОВЕК» (у детей)

ХОД УРОКА

Урок начинается со стихотворения З.Александровой: «РОДИНА»

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка - скромница

И ромашковый бугор . . .

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,

Золотая целина . . .

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

- А что вам вспоминается, если звучит слово «родина»? (ответы детей)

- Да, каждому из нас вспоминается что-то своё, самое дорогое: свой двор, свой дом, родители, друзья, своя школа, класс. Но что-то объединяет всех людей, живущих в нашем городе. И это ... великая русская река Волга. Могли бы вы представить наш край без неё? (звучит фонограмма песни «Течёт Волга»)

Уч-ся: Издавна на Руси народ называл Волгу - матушкой. С давних пор Волга была главным водным путём России. Вниз по течению и вверх плыли по ней большие и малые корабли с разными грузами.

О, как ты сердцу дорога,

Текущая сквозь годы!

Возвышенные берега,

Взволнованные воды ...

Вольна, безбрежно широка,

Несёшь бессонно грузы,

Как бы в грядущие века

Распахивая шлюзы.

( «Слово о Волге» Я.Белинский ).

Учитель: Вот сегодня и мы совершим путешествие-экспедицию по Волге, по нашему краю — Астраханской области. И в этом нам помогут географические карты. Откройте атласы. Найдите Астрахань на физической карте. Назовите его географическое положение. (Территория нашей Астраханской области простирается с северо-запада на юго-восток вдоль обоих берегов дельты Волги - самой крупной реки Европы - более чем на 400 к.м. Площадь области 44,1 тысячи км2. Астрахань расположена в дельте Волги, которая впадает в Каспийское море)

- Действительно, Волга впадает в Каспийское море, и раньше по Волге можно было добраться только до одного-единственного моря — Каспийского. А теперь (В Азовское, Чёрное, Балтийское, Белое)

- Как вы думаете, почему это стало возможно? (Благодаря каналам, которые соединяют одну реку с другой)

- Много городов поднялось на берегах Волги. Какие?

Много прекрасных, замечательных городов, но, пожалуй, наш один из немногих с богатой и славной историей. А это карта нашей области, она тоже будет помогать в нашей экспедиции. Давайте посмотрим, какими полезными ископаемыми богат наш край. (Дети работают с атласами и картой, все полезные ископаемые выписываются на доске и в тетрадях).

Природный газ, нефть - топливо без которого невозможна работа промышленности, транспорта. (Аксарайское газоконденсатное месторождение, открыто в 1976г. Самое мощное в Европе. Месторождение нефти открыто в 1954г. в с. Промысловка).

Поваренная соль - используется не только в пищу, без неё не могут обойтись ни пищевая, ни химическая промышленность. (Всероссийская солонка - озеро Баскунчак. В Астраханской области 714 соляных озёр, 1300 солончаков)

Известняк - используется в строительстве, в цементной, металлургической и химической промышленности. (Найден в районе озера Баскунчак и около горы Большое Богдо).

Гипс - из него изготовляют гипсовые плиты, используют в штукатурных работах, из него получают серную кислоту, краски. (Большое месторождение этого белого камня находится в районе озера Баскунчак, на площади около 360 км2.).

Глина - идёт на изготовление кирпича, черепицы, посуды и труб.(Бэровские бугры).

Пески - широко распространены на территории нашей области. Используются в дорожном хозяйстве, металлургии и других отраслях народного хозяйства. Песок основная горная порода Астраханской области.

Лечебные грязи - в состав грязи входят 50 химических элементов, всё это составляет лечебный эффект Астраханских грязей. (Озеро Тинаки, район озера Баскунчак).

Песчаник - строительный материал, зеленовато-серый слоистый камень. (Северная часть Астраханской области).

Астраханит - минерал, который впервые в мире был открыт в нашей области и теперь носит её имя.

- Посетим те места, где расположены месторождения полезных ископаемых. (Дети называют те места области, находят их на карте).

Ахтубинск - источник минеральных вод (Кочевая, Баскунчак), лечебная вода для людей с больным желудком.

Вот как много полезных ископаемых в нашем крае. Конечно, этими полезными богатствами пользуемся не только мы, делимся с другими краями, областями, а они дают то, чего нет у нас. Человек активно использует полезные ископаемые. С каждым годом их запасы уменьшаются. Поэтому мы должны внимательно и бережно относиться к тому, что нам даровано природой.

Богат наш край животными и растениями. Чтобы узнать, какими, пользуйтесь картой природных зон - степи. (Самостоятельная работа детей с последующим выносом на доску и дополнениями).

Животный мир, так же, как и растительный представлен двумя экологическими группами: животными засушливых территорий и авандельты. В Волго-Каспийском бассейне обитает 80 видов рыб, 20 имеют промысловое значение.

Животные: степной орёл, дрофа, тушканчик, степной жаворонок, суслик, сайгак, змеи и др. Растения: ковыль, тюльпан, лох, вяз, ива, тамарикс, саксаул, полынь, лотос, кувшинка и др. Множество лекарственных растений (используется гербарий}.

Природа много дала нашему краю. А как люди относятся к природе? Откройте атлас, найдите карту «Охрана природы человеком». Здесь много новых знаков - обозначений. О чём они говорят? (Волга -река, которая находится под особой охраной; в нашей области специально высаживаются леса для защиты почвы, т. к. климат не благоприятный. Животные и растения охраняются. На территории Астраханской области, в апреле 1919 года, появился первый в стране заповедник — Астраханский. Он должен был сохранить в неприкосновенности природу, восстановить и защитить редких и исчезающих птиц, охранять рыбные богатства. В 1997 г. организован заповедник «Богдинско-Баскунчакский», находится в Ахтубинском районе. В 1995г. создан государственный природный заказник «Ильменно-Бугровый». Он расположен на территории Икрянинского и Наримановского районов. Западный Ильменно-Бугровый район - уникальное природное образование, не имеющее аналогов в мире. В Астраханской области статус государственных памятников природы имеют 24 объекта).

Нa территории Астраханской области растут очень редкие растения, которые занесены в Красную книгу: цингерия, Бибирштейна, лук Регеля, чилим, тюльпан Шренка, лотос орехоносный, шароцветник волжский.

Для Астраханской области известно 27 видов насекомых, занесенных в Красную книгу Р.Ф.(дыбка степная,  махаон и др.)

Обитают редкие животные и птицы: дрофа, журавль-красавка, выхухоль, перевязка, авдотка. беркут, караваика, орлан-белохвост, фламинго и др.

- Интересна и знаменательна история нашего края. И об этом нам тоже может рассказать карта.

- Тысячи лет прошли с тех пор,как первые люди заселили территорию Астраханского края. На месте их селений растут города и сёла. Бескрайняя степь, в которой они пасли свои стада, распахана. Великая Волга, перекрытая плотинами, не похожа на древнюю реку. Родина - это наши астраханские степи и великая Волга. Здесь, как вихрь, проносились монгольские завоеватели и чинно вышагивали заморские купцы. Здесь чинил суд Степан Разин и творил славу Росси Пётр 1. Многое в прошлом. Город стареет, как стареют люди. Разрушены церкви, саженны н огне гражданской войны великие памятники истории и культуры, и лишь старые названия ещё напоминают о прошлом: «Татар-базар», «Большие Исады», «Ахтуба» ... С первых же лет своего существования Астрахань приобрела мировую известность. Сюда едут купцы, путешественники, ученные. Немецкий поэт Пауль Флеминг, побывав в Астрахани, в 1636 году писал:

«Цвети и здравствуй здесь за крепкими стенами,

Чьи камни Тамерлан ещё топтал конями.

А ныне вновь стоят - царям Руси оплот.

Здесь три недели мы гостили без забот.

Так здравствуй и цвети!

Теперь-то мы узнали,

Какой прекрасный край в пути мы повстречали».

Помни свой город. Делай всё возможное, чтобы восстановить и сохранить его историю и культуру. Нельзя быть настоящим человеком, не любя свой город, как нельзя создавать будущее, не зная великого прошлого, нашей истории.

- Из сёл, малых городов области вышли известные исследователи, путешественники, писатели, артисты, учёные. В городе Ахтубинске - авиационной столице России, живёт много знаменитых лётчиков-испытателей, инженеров. Многие улицы Ахтубинска названы в их честь. И я надеюсь, что вы, когда вырастете, приумножать славу нашего края, постараетесь сделать его ещё лучше, ещё краше.

Наше путешествие подходит к концу. Что же вы вынесли из него? Что узнали? Что почувствовали? (Ответы детей)

И закончим мы наш урок стихотворением Н.Мордовиной «Лотос»:

Снова скоро у самого устья

Волга алый накинет платок-

Это сотни бутонов распустит

Лотос - дельты заветный цветок ...

Роза Каспия — огненный лотос

Распылался над синью речной.

 Вечным таинством света и цвета

Манит лотос людские умы ...

Лотос, к счастью, вы слышите это?

 Да к добру ли для лотоса - мы?

Мы, щадить не умевшие сразу

Ни земли, ни воды, ни цветка ...

Лотос - к счастью ...

Вся - к счастью - природа!

Оттого-то и дышим - пока.

Макухина Лариса Алексеевна,
учитель начальных классов МОУ СОШ №2

МО «Ахтубинский район»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведение в начальной школе

Методическое пособие по использованию краеведения на уроках "Окружающий мир" в начальной школе.Здесь собраны и обобщены материалы к урокам, имеются фрагменты уроков,практические работы, тесты, а так ж...

Статья. Учебные прогулки как необходимая и составная часть реализации программы изучения города в начальной школе

В статье рассматривается такая форма внеаудиторного занятия с детьми как учебная прогулка. Предлагается одна из разработанных и опробованных прогулок для учащихся начальной школы, изучающих курс "Чуде...

изучение истории с начальной школы

В статье рассматриваются вопросы необходимости изучения истории с младшего возраста, изучение истории параллельно со знакомством  культурного наследия своей Родины. Представлены учебные пособия н...

Презентация "Повторение изученного материала в начальной школе".

Урок- повторение:  таблица умножения, деление и умножение чисел, единицы измерения, нахождение периметра и площади, результаты которых являлись информацией о дереве ели....

Статья Теоретические основы изучения пейзажа в начальной школе

Статья "Теоретические основы изучения пейзажа в начальной школе...

Преемственность изучения фольклора от начальной школы к среднему звену

В публикации затронуты основные аспекты необходимости преемственности изучения фольклора от начальной школы к среднему звену....