изучение истории с начальной школы
статья по истории на тему

Яруллина Раиса Габдельбаровна

В статье рассматриваются вопросы необходимости изучения истории с младшего возраста, изучение истории параллельно со знакомством  культурного наследия своей Родины. Представлены учебные пособия нового поколения, изданные в регионе, в соответствии с новыми концептуальными основами преподавания истории в общеобразовательных организациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yarullina_r_statya_na_vnpk.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ С НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

Р.Г.ЯРУЛЛИНА

Татарстан, Алькеевский район, МКУ «Управление образованием»

Аннотация:

     В статье рассматриваются вопросы необходимости изучения истории с младшего возраста, изучение истории параллельно со знакомством  культурного наследия своей Родины. Представлены учебные пособия нового поколения, изданные в регионе, в соответствии с новыми концептуальными основами преподавания истории в общеобразовательных организациях.

Ключевые слова: культурно-образовательный проект, «Наследие Татарстана», Многонациональная Россия - многонациональный Татарстан»

Что дает нам изучение истории? Вопрос, который задавал сам себе, наверное, каждый человек. Ответ на него простой и очевидный – изучая прошлое, мы строим свое будущее, руководясь богатым опытом поколений, живших за много веков до нас. «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего»- такое определение было дано Николаем Карамзиным.  

      В современной школе возникает много вопросов:  как привить детям любовь к изучению историю, как пробудить в них интерес?  В традиционном школьном учебном плане предмет история появляется только в 5 классе. А что же ученики младших классов? Они еще слишком малы, чтобы знать историю своей страны? В начальной школе исторические события воспринимаются ярко, образно, опираясь на жизненный опыт детей.

      Одним из путей решения в нашем регионе стало знакомство учащихся с 1 классов с историей и культурой своей Родины. Уже с 2014 года в школах реализуется  республиканский культурно-образовательный проект «Культурный дневник первоклассника». Сейчас этот проект охватывает  всю начальную школу и называется «Культурный дневник школьника».  Культурный дневник-это брошюра, включающая базовую информацию о сфере культуры Республики Татарстан в доступной для детского восприятия форме, позволяющая познакомиться с  обычаями  и традициями, праздниками и играми разных народов. Главная «фишка» проекта- это то, что в дневнике фиксируется каждое посещение школьниками учреждений культуры. Наличие одноименного сайта, позволяет совершать и виртуальные экскурсии. Младшеклассники, набравшие по итогам года максимальное количество баллов, награждаются специальными призами.

      С целью формирования концептуальной основы преподавания пропедевтической истории татарского народа и Татарстана,  в начальной школе,  в новом учебном году введено изучение нового учебного пособия для общеобразовательных организаций «Наследие Татарстана» (сост. М.М.Гибатдинов, Л.Р.Муртазина, Татарское детское издательство). В основу разработки пособия положен принцип интеграции этнорегионального компонента в содержание предметных областей начального образования  и внеурочной деятельности младших школьников. Пособие «Наследие Татарстана» способствует осознанному принятию младшим школьником традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, республики, воспитанию гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину.

        Введение в образовательный процесс «Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории», включающей Историко-культурный стандарт, принятие Концепции региональной и этнокультурной составляющей исторического образования в Республике Татарстан  сделало необходимым выпуска нового учебного пособия «История Татарстана и татарского народа с древнейших времен до конца XVI в.» (5-6 кл). Курс «История Татарстана и татарского народа» является составной частью учебного предмета «История». Рекомендуется интегрированное изучение исторических курсов, что предполагает дисперсное распределение дидактических единиц курса «История Татарстана и татарского народа» в учебном предмете по синхронно-тематическому принципу в курсах «Всеобщая история» и «История России». Такой подход создает предпосылки для рассмотрения этнорегиональной исторической информации в более широком содержательном контексте, осмысливая существенные связи и взаимодействия народов в историческом процессе.

      Большой интерес педагогов и учащихся вызывает учебное пособие  для факультативного курса «Историко-культурное наследие народов Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск», носящий интегративный характер. Два его раздела содержат систематизированные сведения об истории и современности Болгара и Свияжска, их роли и месте в духовной жизни края, о формировании историко-архитектурных комплексов «Город Болгар» и «Остров-град Свияжск». Курс обладает большим познавательным, социокультурным потенциалом, необходимым для духовно-нравственного развития и воспитания личности, ее приобщения к системе национальных ценностей, утверждения идеалов взаимного уважения, толерантности, продуктивного взаимодействия представителей разных этносов, культур, конфессий, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

      Любой учебный курс не может не базироваться на определенных концептуальных основаниях, которые задают его содержание.  В данном отношении факультативный учебный курс «Многонациональная Россия – многонациональный Татарстан» не является исключением. Факультативный учебный курс «Многонациональная Россия - многонациональный Татарстан», рассчитанный на обучающихся старшей школы, всецело посвящен осмыслению очень существенной характеристики российского социума, выраженной в многозначном понятии «полиэтничность» («многонациональность»). Одним из итогов межэтнического взаимодействия является накопление многообразного созидательного социального опыта, опыта мирного сожительства различных российских этносов. Необходимость его сохранения, освоения и приумножения– важная концептуальная идея вводимого учебного курса.  

Литература:

В.И.Пискарев, И.В.Сафронова, И.М.Фокеева, З.Х. Сабитова. Историко-культурное наследие народов Татарстана) древний город Болгар и остров-град Свияжск.-Казань, 2012.

Линник О.А., Будакова И.В., Встреча с историей, Начальная школа, № 3, 2001

Тагиров И.Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2000.

Интернет-ресурс: http://irort.ru/node/431


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение краеведения в начальной школе

Изучение мира человеком начинается с начальных классов. Чтобы ученик мог изучить традиции, культуру и обычаи других стран, он должен хорошо знать историю своей малой родины, то место, где он родился и...

Разработка учебного урока по истории в начальной школе

Поскольку в начальной школе уроки истории ведутся по программе "Окружающий мир", мне в своей работе захотелось создать универсальную для данного возраста методику преподавания истории....

Статья. Учебные прогулки как необходимая и составная часть реализации программы изучения города в начальной школе

В статье рассматривается такая форма внеаудиторного занятия с детьми как учебная прогулка. Предлагается одна из разработанных и опробованных прогулок для учащихся начальной школы, изучающих курс "Чуде...

Презентация "Повторение изученного материала в начальной школе".

Урок- повторение:  таблица умножения, деление и умножение чисел, единицы измерения, нахождение периметра и площади, результаты которых являлись информацией о дереве ели....

Статья Теоретические основы изучения пейзажа в начальной школе

Статья "Теоретические основы изучения пейзажа в начальной школе...

Преемственность изучения фольклора от начальной школы к среднему звену

В публикации затронуты основные аспекты необходимости преемственности изучения фольклора от начальной школы к среднему звену....