Преемственность изучения фольклора от начальной школы к среднему звену
статья по литературе

Молчанова Наталья Эдуардовна

В публикации затронуты основные аспекты необходимости преемственности изучения фольклора от начальной школы к среднему звену.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преемственность изучения фольклора от начальной школы к среднему звену.

Произведения фольклора входят в программу литературного образования с первого класса.

Вопрос преемственности обучения между двумя ступенями общего среднего образования всегда был и остается актуальным.

Литературное образование и развитие школьников должно быть поступательным не только от класса к классу, но и от начальной школы (литературное чтение) – к основной школе (литература) и на завершающем этапе – к старшей школе (изучение литературы на историко-литературной основе).

По мнению Калинина Е. А. «…осуществление преемственности в содержании литературного образования между начальной и основной школой должно строиться по следующим ведущим содержательным линиям:

1. Преемственность в круге чтения школьников.

2. Преемственность в историко-литературных знаниях, в частности, в изучении фактов биографии писателя.

3. Преемственность в освоении теоретико-литературных понятий.

4. Преемственность в работе по развитию речи, самостоятельной и творческой деятельности учащихся».[1] 

Преемственность в содержании литературного образования между начальной и основной школой может быть реализована только при соблюдении следующих условий: с одной стороны, учет в содержании программ и учебников по литературному чтению того литературного материала и тех требований, которые будут предъявлены ученикам в V классе; с другой - опора при отборе содержания образования для V класса на достигнутый уровень развития младших школьников, целенаправленное использование знаний, умений и навыков, которыми владеют выпускники начальной школы. При этом следует помнить о приоритетных целях каждого этапа. Для начальной школы главная цель заключается в обучении ребенка чтению и пониманию читаемого, для средней - в приобщении к литературе как к искусству слова.

Чтение и восприятие художественных произведений требует работы по овладению определенным кругом теоретико-литературных и историко-литературных знаний. Начинается эта работа с младших классов.

Предмет «Литературное чтение» в начальной школе – первое звено в системе единого непрерывного литературного образования. В пятом классе происходит переход учащихся на предмет «Литература».

Цель обучения литературному чтению в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к её систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, познакомить с основными литературоведческими понятиями, на базе которых в средней школе начнется освоение теоретико-литературных знаний.


[1] Калинин Е. А. Преемственность в содержании литературного образования между начальной и основной школой. М., 2003. С. 11–12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено

для учителей, которые начинают работу в 5 классе...

статья "Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено."

Трудности, которые используют дети при переходе из начальной школы в среднее звено....

Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном

Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом сохранения самоценности каждого воз...

Преемственность в обучении начальной школы и среднего звена

Преемственность в обучении начальной школы и среднего звена...

Преемственность в изучении предмета "Технология" между начальной школой и средним звеном

Анализ учебника "Технология" для 5-8 классов под редакцией Симоненко и учебника "Технология" для 1-4 классов под редакцией Роговцевой,Богдановой, Шипиловой, Анащенковой...

Преемственность при переходе из начальной школы в среднее звено

В статье говорится о том, что перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новом...