"По волнам памяти" (устный журнал
классный час по краеведению (7 класс) по теме

Это мероприятие просвящено родному краю. Краеведческий материал собран учащимися школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ustnyy_zhurnal_po_volnam_pamyati.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

      Устный журнал  

                             

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забывалась та война,

Ведь эта память – наша совесть,

Она как сила нам нужна.

Ю. Воронов

Ведущий   Тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил…

                Тем, кто улетал вместе с дымом из бухенвальдских печей…

                Тем, кто канул в фашистском плену…

                Всем, кто ушел в бессмертие и победил, посвящается…

Ведущая. Это были годы мужества, героизма, беззаветной любви к Отчизне. Благодарная память о погибших в этой войне – вечна. Она будет жить во всех поколениях, будет передаваться от отца к сыну, от сына к своему сыну. Шрамы войны не затянет время. Этой памяти – памяти, которая живет в нас, посвящают поэты свои стихотворения.

Уч-ся.       Потомки! Вы слышите звуки набата?

То памяти нашей голос живой

Сквозь время рвется. Год сорок пятый!

Рождался в суровых боях под Москвой!

Лютая стужа, сугробы по пояс

И молчаливая поступь солдат,

Отлитая в пули сыновья совесть,

И в сердце присяга: «Ни шагу назад!»

Ряды ополчения у стен Мавзолея,

Военный парад и последний приказ!

Смотрите, потомки! Сейчас, в наше время

Вновь оживет о героях рассказ!

Страница 1  «Себякино в дни оккупации»

Уч-ся. Урицкий район был оккупирован 2 октября 1941 года. Деревня Себякино более месяца оставалась незамеченной. Как вспоминают многие жители, после ухода наших частей, немцы обходили ее стороной, продвигаясь по большаку близ поселка Алехинский, Юдины Дворы, по направлению к Орлу. И лишь 20 октября в деревню Себякино и ее окрестности вошли танковые и артиллерийские части немецких войск. Немцы шли со стороны Сосково через Коровье болото. Более трехсот человек ушли из Себякино на фронт защищать свою Родину, свой отчий край, своих родных и близких. С войны не вернулось 140 человек. В  Книге Памяти записаны все те, кто отдал свою жизнь за свободу Родины и народа. В Себякино проживало 72 ветерана Великой Отечественной войны. Военное лихолетье пронеслось страшной птицей над всей страной, неся тяжелые испытания всему нашему народу.

По-разному складывалась военная судьба наших земляков. У каждого из них оставались в памяти: битва за Москву, Сталинград. Помнил битву за Кенигсберг И.Я. Трусов; А.А. Сорокин освобождал Варшаву, Прагу, Берлин. Всегда помнил И.И. Волков годы плена и борьбы в чехословацком партизанском отряде.

А вот воспоминания молоденьких еще в то время  девушек:

«… 1941 год. Июнь. Я, восемнадцатилетняя девчонка, гуляла летним днем с подругами. И вдруг узнаем из сообщения по радио о том, что на нашу страну напали фашисты. Так для меня началась война». (Демидова Пелагея Ефимовна)

«…Я не могла сидеть сложа руки, когда страна испытывала тяжелейшие времена. Я валила лес, строила плотины, а зимой чистила от снега дороги. Несмотря на страшный голод, у всех было приподнятое настроение, и лишь одно желание – скорее победить!» (Петрушина Ольга Тимофеевна)

Страница 2  «Солдаты Победы»

Уч-ся. Всё меньше остается с нами тех, кто проявил геройство и мужество, верность долгу, освободил от фашистских захватчиков нашу Родину.

В нашей деревне жили такие замечательные люди – ветераны Великой Отечественной войны: Тюрин Иван Федорович, Гранкин Михаил Спиридонович, Выходов Николай Сергеевич, Чапкин Иван Алексеевич, Сорокин Александр Андреевич, Демидов Сергей Филиппович,  Косенков Андрей Егорович.

Уч-ся. Власов Анатолий Гаврилович. Судьба этого человека связана с землей, а судьба хлебороба на Руси во все времена была трудна и почетна. Анатолий Гаврилович родился 25 марта 1928 года в деревне Салтыки Орловского района. В 1935 году семья переехала в деревню Юдины Дворы Урицкого района. В тот же год пошел в Пикаловскую начальную школу. После окончания 4-х классов в 1939 году Анатолий Гаврилович вместе с семьей по вербовке уезжает в Сибирь. В 1941 году семья Власовых возвращается в родную деревню. Анатолий Гаврилович продолжает учебу в 5 классе Себякинской школы.  Всего месяц проучился он в 5 классе, потом пришли немцы. Школа сгорела, да и опасно было ходить в школу. Трудно и страшно жилось в оккупированной немцами деревне. Но еще не знала семья Власовых, что ждет их более суровое испытание – рабский труд в Германии. В июне 1943 года их угоняют в Германию. Там 15-летний  мальчишка трудился от зари до зари на немецком военном заводе. Лишь в 1945 году увидел он вновь свою родную деревню. Сразу после возвращения пришлось очищать земли нашего района от мин, рискуя своей жизнью, спасать другие. в 1948 году был призван в армию. После службы продолжил учиться заочно в Себякинской школе, а также одновременно учился на тракториста и механика в городе Болхове. Всю жизнь Анатолий Гаврилович добросовестно трудился в родном колхозе имени Ульянова: работал трактористом и комбайнером, руководил курсами подготовки трактористов при Себякинской школе. Много добротных трактористов обучил Анатолий Гаврилович, среди них знатный картофелевод колхоза Денисов Иван Харитонович. Большой опыт и умение ладить с людьми, позволили ему справляться с руководящими должностями: инженера и заместителя председателя колхоза. Первым в колхозе Анатолий Гаврилович отважился работать руководителем арендного звена, в состав которого входило семь человек. Занимались заготовкой кормов. Звено добивалось высоких результатов не только по колхозу и району, но и в масштабе области. Особенно радостным событием для Анатолия Гавриловича и его звена стало то, что правительство оценило их добросовестный труд. По итогам соревнования среди арендных звеньев звено Анатолия Гавриловича стало одним из лучших по стране. За свой добросовестный труд Анатолий Гаврилович награжден орденом Знак Почета.  

                  Страница 3 «Мы помним всё, ничто не позабыто…»

                     (звучит песня В. Высоцкого «Братские могилы»)

Уч-ся. В Себякино есть Братская могила. По указанию райисполкома и райкома партии ко Дню Победы в 1978 году на бюро правления колхоза постановили перенести памятник погибшим воинам ближе к центру и школе. Постамент был привезён из деревни Луначары. Организацию перезахоронения погибших воинов поручили Демидову Алексею Ивановичу, как секретарю партийной организации. Решили  перенести останки погибших солдат, которые были захоронены в деревне Дружба в Братской могиле в 1947-1948 гг. в деревню Себякино 5 Мая 1978 года. Прежде всего, плотниками колхоза был сделан гроб, который обили красным полотном. Этот большой гроб привезли на Дружбу. Ветераны Великой Отечественной войны: Шиликов Василий Иванович, Сенечкин Василий Иванович, Бобылев Иван Иванович, Демидов Афанасий Сергеевич, Цветов Иван Филиппович; плотники колхоза: Сулин Анатолий Андреевич, Изотов Михаил Федорович, Ефанов Владимир Егорович, механик Сулин Василий Тимофеевич, Власов Анатолий Гаврилович и другие жители деревни раскопали могилу, вытащили оттуда гроб, который еще сохранился. Там было приблизительно 19 человек захороненных солдат, остальное – всё скелеты и останки. В гробе лежали нож, пистолет, часы. Всё это переложили в новый гроб. Из деревни Кондрево привезли останки двух летчиков, которые были захоронены там в годы войны.  Гроб поставили на ход лошади и привезли в Себякино. Много жителей присутствовало на перезахоронении. Когда шествие подошло к школе, Братская могила была уже выкопана. Ее копали Власов Егор Николаевич, Сулин Василий Тимофеевич, Сорокин Александр Андреевич, Шкаев Александр Андреевич и другие. Гроб опустили в могилу, закопали ее и поставили постамент с солдатом.  После чего прошел митинг. С Дружбы перевезли изгородь, которая была изготовлена на комбинате Металлистов. Ее тоже поставили. Примерно через три года Сельский Совет привез плиты с именами погибших воинов, которые захоронены здесь, в Братской могиле. На Братской могиле стояли и два авиационных пулемета, которые позже были убраны.

Вам, не вернувшимся с войны

В сияньи солнечного дня,                                У каждого седая мать

Счастлива и прелестна,                                Смотрела на дорогу,

Цветы у Вечного Огня                                Не уставала сына ждать,

Положила невеста.                                        В слезах молила Бога…

Вам, не вернувшимся с войны,                        Смеются девушки без вас,

Чья жизнь – на поле боя –                                 Без вас и солнце светит,

Трепещут Вечные Огни,                                Геройство ваше и сейчас -

Чтоб помнили героев.                                        Пример для всех на свете.

Вы пали в праведном бою,                                Вам не вручают ордена -

Отчизну защищая,                                        Огонь для вас награда.

Коротенькую жизнь свою                                Фамилий тысячи стена -

Навеки прославляя.                                        Одна у вас отрада.

Вам, молодым, хотелось жить,                        Все свадьбы, радостью звеня,

Домой прийти с Победой,                                Придут к святому месту,

Но голову пришлось сложить                        Цветы у Вечного Огня

И счастья не изведать.                                Подарят ВАМ невесты.

                        

(из письма В.К. Вьюгова, сына захороненного

 в Братской могиле  в Себякино рядового К.В. Вьюгова)

 Страница  4 «Они живут среди нас…»

Каждый пускай корни в родную землю.

(И. С.  Тургенев)

Уч-ся. Живет в Себякино Иван Иванович Сурков. Здесь он родился, рос, воспитывался, мужал и здесь же, как говорится, сгодился. Как и все деревенские дети довоенного времени, рано познал нужду. Тринадцати лет уже ходил за плугом, взрезывая им на своей корове колхозное поле. Научился держать косу и вместе со взрослыми, не отставая ни на шаг, гнал по луговине ровные ряды – подкошенная трава покорно ложилась у его ног, и это доставляло ему непомерную радость. Силы приобрел от тяжелого снопа, от навильника ржаной соломы да от тугого мешка зерна. Земля-кормилица одарила его еще и теплом, и светом. А он, в свою очередь, с той поры и до сего времени одаривает ими людей. Всю жизнь И.И. Сурков проработал в родном колхозе зоотехником (после Калужского зооветеринарного техникума закончил Курский сельскохозяйственный институт), совмещая одно время основную работу с обязанностями секретаря партийной организации колхоза. Учил доярок, свинарок, телятниц, скотников не только политической грамоте, но и просвещал их в производственных вопросах. Даже ветеринарному делу обучал: как распознать болезни у тех же коров, свиней, как бороться с ними и их последствиями, как делать прививки против заразных болезней, как пользоваться шприцем…  В 25-30-градусный мороз ни свет ни заря запрягал он лошадь – на фермы. Доярки еще не пришли, а он уже успел осмотреть поилки, кормушки, подстилки, поинтересоваться «самочувствием» скотины.

Ни один пленум райкома партии, ни одно районное совещание, ни один партактив не проходили без Ивана Ивановича. Трижды он был делегатом областной партконференции с правом решающего голоса.

Нет предела бескорыстию И.И. Суркова, его способности забывать о личном, заботясь о других. Незаметный, скромный человек встает вровень с любыми героями, ибо обладает высшим даром человечности и любви.

Страница  5 «Ветераны педагогического труда»        

Уч-ся. Трусова Анна Георгиевна родилась 15 января 1923 года в деревне Котовка Шаховского Сельсовета Кромского района. В 1938 году окончила Шаховскую семилетнюю школу. Во время каникул работала в колхозе. В 1941 году окончила десять классов Кромской средней школы, затем поступила в Орловский педагогический институт на географический факультет, но в связи с оккупацией институт был эвакуирован в Уфу. Анне Георгиевне пришлось забрать документы и остаться с семьей.  При немцах работала на принудительных работах: чистила дороги от снега, рыла окопы. В 1943 году, после освобождения Орловской области от немецких захватчиков, работала в колхозе. Первым из эвакуации в Орел прибыл педагогический техникум. Трусова А.Г. была зачислена на третий курс. Проучилась 10 месяцев, а в августе 1944 года была направлена на работу в Урицкий район. Сначала работала в Родомльской начальной школе, а в 1945 году перевели в Себякинскую семилетнюю школу. Здесь вела уроки в начальной школе, в 4 классе. В 1949 году поступила в Орловский пединститут на факультет русского языка и литературы, но не закончила его по состоянию здоровья. Анна Георгиевна много работала в школе, вела большую агитаторскую работу, оказывала помощь районным уполномоченным,  находила  связь с родителями. Приходилось ездить к родителям своих учеников на лошадях. Анна Георгиевна была  активной участницей художественной самодеятельности, с концертами выезжала в соседние деревни. В 1993 году работу в школе оставила и ушла на заслуженный  отдых. За добросовестный труд и воспитание детей награждена медалью «Ветеран труда», а 22 марта 1995 года – медалью «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Уч-ся. Демидова Вера Александровна родилась 4 января 1929 года. Закончила Локонскую школу Знаменского района. В 1946 году поступила в Болховское педучилище, которое окончила в 1959 году. Была направлена в Себякинскую школу учителем географии и биологии. В 1951 педагогический институт на факультет географии. Училась на заочном отделении. Окончив институт, получила квалификацию учителя географии средней школы. Окончила лекторскую школу при доме политпросвещения в Орле.

Во время работы в школе проводила политзанятия с колхозной молодежью и учителями. Выступала перед населением с лекциями о международном положении. Была секретарем учительской комсомольской организации, членом КПСС, завучем школы, председателем местного комитета.

С учителями и учащимися готовила концерты и ездила с выступлениями в Кондрево, Пикалово.

Вера Александровна ходила с детьми в походы по родному краю, на экскурсии, слеты. Свою работу любила и давала своим ученикам глубокие знания. В школе проработала 38 лет, на пенсию ушла в 1987 году.  За многолетний труд награждена медалью «Ветеран труда».

                               Страница 6 «Память…»

Ведущая. Все дальше вглубь истории уходят ее грозные, героические годы. Но время не властно предать их забвению, выветрить из народной памяти испытания, жуткую цену, заплаченную за Победу – миллионы человеческих жизней. Мы храним благодарную память о тех, кто защитил и спас нашу Родину от фашистского порабощения. Сегодня ни один человек: ни взрослый, ни ребенок не остается равнодушным  к тем далеким событиям, которые произошли на нашей земле.

    Уч-ся.  Я из тех, кто не видел войны,                

     Но она и меня опалила…                                  

     И опять посреди тишины                                    

     Я стою у солдатской могилы.                            

     Время замерло… Стынет гранит…        

     Наступает минута молчанья.                      

     И со мною Огонь говорит –                              

     Голос Памяти… Голос печали….

Ведущий. Следы войны. В нашем крае они встречаются довольно часто. Не раз засыпали метели шрамы земли, но каждую весну они выступают вновь, и снова боль сжимает сердце. Для одних эта война стала далеким воспоминанием, а для нас – историей.

Уч-ся. Себякино – мой край родной,

Прославленный ратным и мирным трудом.

Здесь каждый колос согрет теплом

Крестьянских рук моих земляков.

Родное село, ты село дорогое,

Живи, не старей и славься в веках.

Твою старину, старину вековую

Мы будем хранить всегда в наших сердцах.

Традиций твоих, легенд и сказаний

Хватило б на сотни таких деревень,

А доблесть и стойкость свою доказала ты

В годы тяжелых, больших перемен.

        (Кузнецова С.С., учитель немецкого языка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Волны. Распространение волн". - 9 класс.

закрепление материала "Волны. Распространение волн". - 9 класс....

Конспект урока по физике "Длина волны. Скорость распространения волн."

повторить причины распространение поперечных и продольных волн...

Волновые явления. Распространение механических волн. Длина волны. Скорость распространения волны. Решение задач.

Уроки по физике на тему "Механические волны", Общее определение волны, определение механической волны, виды волн,свойства волн, характеристики волн, подборка заданий для определения длины волны, скоро...

Урока по ФИЗИКЕ в 9-м классе по теме: «Волновые явления. Распространение волн. Харак-теристики волны: длина волны, скорость волны»

УРОК Цель урока: 1) Объяснить механизм возникновения колебаний частиц в среде          2) Дать определение механических волн. Виды механической волны:...

«КНИГА ПАМЯТИ» УСТНЫЙ ЖУРНАЛ

Государственное бюджетное  специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа – интернат...