Проект "Народные промыслы села Верхние Тимерсяны"
материал по краеведению (9 класс) по теме

Ермилова Анна Леонидовна

Эта работа посвящена изучению народных промыслов чувашского народа: вальщики, вышивальщицы, столяры, худлжники, печники. Работа отражает результаты исследований, проводимых  учениками.  Материалы работы можно использовать на уроках и для внеклассной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_narodnye_promysly_s.v.timersyany.docx26.1 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

        Составлен классным руководителем  9 класса

Ермиловой А.Л.

2011 г.

Проект воспитательного мероприятия

«Народные промыслы с. В. Тимерсяны»

( на основе воспитательной технологии «Групповая проблемная работа»)

Актуальность и проблематика проекта:

 Едва ли не самые ответственные годы жизни проводит каждый человек в стенах школы. Именно тогда формируется сознательное отношение к жизни, к людям, закладываются основы мировоззрения. Школьные годы – время, отведенное прежде всего процессу познания, приобщения к труду. От школы и от семьи во многом зависит, станет ли труд для человека самоценностью или навсегда останется лишь средством достижения каких-то иных целей, не имеющих отношения к самому процессу труда.

  Сегодня, как и во все времена, именно учитель может и должен возродить высокие национальные идеалы, выражающие интересы Отечества, связывающие разные поколения, дающие смысл жизни.

Цель проекта: способствовать формированию личности, обладающей прочным  творческим потенциалом, способной к его   реализации в широком диапазоне сфер деятельности,  личности, движимой высокими духовными идеалами.

Задачи проекта:                                    

 -  воспитание детей на народных традициях своей  Малой Родины;

-  воспитание любви и интереса к своей Малой Родине, к её прошлому,   к истории своей семьи;

 -  развитие творческих способностей учащихся через  приобщение их к различным  народным промыслам;

-  развитие самодеятельности, активности учащихся, предоставление им возможности

    выявить и реализовать свои способности.

Сроки и территория реализации:

  Реализация проекта «Народные промыслы с. В. Тимерсяны» осуществляется на базе МОУ Верхнетимерсянская средняя школа МО «Цильнинский район»  в течение 2010-2011 учебного года в четыре этапа:

I этап – организационный (сентябрь);

II этап – исследовательский (октябрь- декабрь);

III этап – научный (январь-март);

IV этап -  творческий (апрель-май).

Партнёры проекта:

-   Краеведческий музей с. В.Тимерсяны

-   Жители села с. В.Тимерсяны и родители учащихся.

-   Районный Дом детского творчества;

Направления работы:

   В ходе работы по проекту учащиеся занимаются изучением вопросов:

- виды народных промыслов в с. В.Тимерсяны в настоящее время;

- написание исследовательской работы по данной теме(сбор информации об односельчанах, занимающихся различными видами промыслов)

- изготовление предметов народного промысла своими руками.

Механизм реализации:

Проект состоит из 4 этапов:

 I этап – организационный (сентябрь):

определение членства проектной группы;

проведение ознакомительных бесед с членами группы;

определение литературы для изучения поставленного вопроса.

II этап – исследовательский ( октябрь-декабрь):

изучение вопроса становления народного промысла с древности;

изучение женского вида промысла;

изучение мужского вида промысла;

III этап – научный  (январь-март):

систематизация полученных знаний и сведений по изучаемому вопросу;

написания исследовательской работы по данной теме;

оформление исследовательской работы;

IV этап – творческий (апрель-май):

используя полученные знания, изготовить предметы народного промысла (изделия из дерева, шерсти; вышивка, вязание и т.д.)

Результаты и перспективы:

     - ознакомление учащихся с народными традициями    своей Малой Родины и Республики, в которой мы   живём;

    - воспитание чувства уважения и любви к предкам и   прошлому;

Ожидаемые результаты:

 Учащиеся научатся работать над проектом

 Активизируется творческая деятельность учащихся

 Дети научатся общаться с людьми разных профессий и возрастов, научатся работать в группах, в парах.

 Учащиеся расширят представления о народных промыслах

 Участники проекта создадут компьютерную презентацию

 Участники проекта примут участие в организации школьной выставки по народным промыслам

Риски:

 Недостаточное количество материала по данной теме;

 Не все дети захотят участвовать в проектной деятельности;

 Недостаточно времени для работы над проектом

Преодоление рисков:

 Привлечение родителей и специалистов для помощи в сборе информации учащимся;

 Награждение активных участников проекта;

 Распределение обязанностей в группах                                                                                                                                                                                                                                                  

НАПОЛНЕНИЕ ЭТАПОВ.

1  ЭТАП — ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ .

    На данном этапе была проведена ознакомительная беседа о народных промыслах, декоративно-прикладном искусстве и их видах. Учащиеся узнали подробнее лексическое значение слов «промысел», «прикладной», «декоративный», «орнамент». Был задан вопрос: Кто из ваших родных занимается любым видом промысла? Ребята ответили, что у всех без исключения есть родные, которые занимаются народными промыслами: делают валенки, вяжут, шьют, вышивают, пишут картины, кладут печь, столярничают, прядут и даже ткут.

    Было предложено провести исследование: сколько жителей села занимаются разными видами промыслов, а также собрать информацию о самих мастерах по плану:

1.Фамилия, имя, отчество.

2.Вид промысла.

3.Место и дата рождения.

4.Во сколько лет начали заниматься промыслом? У кого учились? Ваше первое изделие? Когда это было? Сколько Вам было лет?

5.Кто пользуется Вашими изделиями? Назовите их фамилии и имена. Делаете ли на продажу?

    Решили: определить микрогруппы и пары для сбора информации по разным видам промыслов:

Женские виды промыслов(вязание, прядение, шитьё, вышивание)- девочки класса: Кашкорова О., Корнилова Ю., Оброкова А.

Вальщики – Буркин В., Трифонов А.

Плотники – Столяров В., Сайгушев Я.

Печники , художники – Горохин В., Сайгушев Д., Моисеев П.

2  ЭТАП — ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

На данном этапе учащиеся изучали мужские и женские виды промысла. При помощи родителей и самостоятельно собирали материалы о жителях села, которые занимаются разными видами промысла.

3  ЭТАП – НАУЧНЫЙ

На этом этапе нужно было систематизировать полученные знания и сведения по изучаемому вопросу, написать исследовательскую работу по данной теме и красиво оформить её. Когда все работы были готовы, на одном из занятий учащиеся продемонстрировали свои работы (Их можно будет увидеть в приложении).

4  ЭТАП – ТВОРЧЕСКИЙ

Детям было предложено самим попробовать сделать одно из изделий любого промысла. Мальчики сразу же взялись за плотничество и вырезали разделочные доски из фанеры, а девочки их разукрасили под хохлому, гжель и городецкую роспись. Ещё девочки связали носки, варежки; даже пряли у своих бабушек.

Вывод

Каждому народу достается наследство от предыдущих поколений, созданное руками и талантом его. В нашей работе мы написали  о наших односельчанах, родственниках, занимающихся в настоящее время разными видами промысла: плотничество, резьба по дереву, изготовление валенок, прядение, вышивание, вязание и др.  Они  рассказали и о технологических процессах. Мы продолжим изучать промыслы и ремесла села.

Учащиеся должны знать о жизни и деятельности родителей, родственников , они должны гордиться своим селом, что такие люди жили и живут в нем.

По результатам исследования мы составили диагностику занятия односельчан промыслами:

Название промыслов

Количество занятых человек

Вальщики

16

Плотники

24

Печники

8

Художники

1

Вышивальщицы

12

Прядильщицы

36

Вязальщицы

58

Швеи

6

Диагностика

на предмет факта участия в «объединительных»   действиях.

Самооценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Участвовал

+

+

+

+

+

+

Участвовал активно

+

+

+

+

Не участвовал

                                             

                                             Диагностика

на предмет отношения школьников к «объединительной работе»

Эмоциональная составляющая

Понравилось ли тебе собирать материалы ?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Очень понравилось

+

+

+

Понравилось

+

+

+

Выше среднего

+

+

+

Среднее

+

Ниже среднего

Не понравилось

Очень не понравилось

Когнитивная составляющая

Мне понравилось работать в «парах», микрогруппах  потому что…

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Учитывалось моё мнение

+

Мы учились договариваться

+

+

Было весело, нескучно

Никто не ругался

+

+

+

+

+

Получился хороший план

+

+

другие

Диагностика показывает, что понравилось работать в «парах» и  микрогруппах  10 учащимся – 100 %


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с презентацией "А.С.Грибоедов: личность и судьба" Автор - Аннина Галина Сергеевна, учитель русского языка и литературы филиала МОУ СОШ п. Кушумский в селе Верхний Кушум

Данный урок - первый в системе уроков по изучению биографии и творчества А.С.Грибоедова. Цель урока: знакомство учащихся с личностью писателя, его жизненным кредо, его интересами, увлечениями, занятия...

Верхняя мельница в селе Лох в 1940-е годы

Данный материал подготовлен мной для урока по истории родного края в 9 классе....

Урок в музее:Народные промыслы, рукоделие жителей села Пурдошки

Урок в музее- интегрированный- геграфия- краеведение-технология.  Подробно отражает прошлое и настоящее села Пурдошки. Это урок - проект, нацеливающий детей на кропотливую работу, направленную на...

Народные промыслы Села Большой Труев

Народные художественные промыслы села- неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественны...

Проект "Почвенные ресурсы села Верхний Жирим"

Проблема плодородия почв является одной из актуальных проблем в агроэкологии. Значение которой резко возросло за последнее время под влиянием человека. Изучение состава свойств, степени эродированност...

Мастер-класс Верхняя одежда куклы Нухукова,педагог ОДО Вора ЕВ, МБОУ "ШИСОО" село Самбург Пуровского района 2019

ull;Цель:•Ознакомление с культурными традициями предков в оформлении одежды для кукол. Передача знаний и опыта подрастающему поколению – важнейшее условие развития человеческого общества....

проект Народные промыслы села Мульты и презентация

цель проекта: собрать сведения о существовании народных промыслов в настоящее время...