Народные промыслы Тверского края
план-конспект урока краеведения (9 класс) по теме

мероприятие посвящено истории народных промыслов Тверского края с использованием местного краеведческого материала. Данную разработку можно использовать как музейный урок, классный час или как один из уроков в курсе исторического краеведения в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnye_promysly_tverskogo_kraya.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Народные промыслы Тверского края

Цель: познакомить с историей развития промыслов края; дать представление о народных промыслах Старицкого района и села Берново; обобщить знания учащихся о видах народных промыслов тверского края; воспитывать уважение к народной культуре, чувство гордости за своих предков.

Оборудование:   выставка ремесленных изделий из экспозиции школьного музея и домашних коллекций; раздаточные материалы о тверских промыслах; карточки для проверки знаний; иллюстративный ряд (через проектор); частушки и песня «Пряха» в исполнении учащихся; сообщения учащихся по промыслам Старицкого района.

Словарь урока: коклюшки, рубель, ендова, крашенинник

Эпиграф урока: «Ремесло не коромысло – плеч не оттянет, а само прокормит»

Ход занятия:

  1. Актуализация знаний.

Звучат частушки:

  1. Мы Берновские ребята,                           5. Моя прялка не прядет,

     Интересно мы живем,                                  Колесо не вертится.

     Про народные ремесла                                Что-то милый не идет,

     Вам частушки пропоем.                              Видно, долго сердится.

  1. Дайте лен, дайте лен,                               6. Шила, шила сарафан -

49 веретен.                                                    Исколола пальчики.

Стану прясть – попрядывать,                     А надела сарафан -

На дружка поглядывать.                             За мной гурьбою мальчики.

  1. Шила милому кисет,                               7. Сидит заяц на осине,

Вышла рукавица.                                         Плетет лапти косяком,

Посмотри, мой дорогой,                             Чтобы наши ягодники

Какая мастерица.                                         Не ходили босяком.

  1. Не стругает мой рубанок,                       8. Мы не все частушки спели,

Не пилит моя пила,                                     Знаем много их еще.

Ко мне милка не приходит,                       Приходите в гости снова,

И работа не мила.                                       Мы другие вам споем.

Учитель:

- Как вы думаете, каким образом связаны между собой частушки и тема нашего занятия? (в частушках речь идет о занятиях людей, а тема – «Промыслы»)

- Что такое «промыслы»? (хозяйственные занятия крестьян, не связанные с с/х производством)

- Как вы думаете, почему крестьяне в 18- 19 веках стали активно заниматься промыслами? Ответить на этот вопрос вам поможет эпиграф урока будет пословица: «Ремесло не коромысло – плеч не оттянет, а само прокормит»

 (Малоземелье, плохие почвы, низкая урожайность, высокие налоги с крестьян и горожан, следовательно – невозможность прокормить свою семью только с/х).

- Крестьяне всех уездов занимались промыслами. Но были в общей массе такие мастеровые, что слава о них гремела по всей губернии, а то и по России. Даже у многих уездов Тверского края было свое «лицо», своя промысловая слава.  

Задание: Назовите, какие промыслы процветали в городах нашего края. Приколите свой значок на карту области. (Учащиеся по очереди называют специализацию в уездах Тверского края и прикалывают к карте флажок с названием промысла).

- Вы получили листочки. На них вы напишите в левой части – что уже знаете о промыслах, а в правой части – по ходу работы на уроке – что узнали нового.

Что уже знаете о тверских промыслах

Что узнали нового о тверских промыслах

  1. Постановка задачи.

Учитель:

- В нашей школе создан музей. Одна из его экспозиций посвящена народной культуре – истории, быту наших предков, ценностям русской национальной культуры. К таким ценностям относятся и народные ремесла, промыслы: вязание, вышивание, плетение, ткацкое мастерство, резьба по дереву… На сегодняшнем занятии мы должны познакомиться с историей  некоторых тверских промыслов и достижениями тверских и старицких мастеров. В конце урока вы должны ответить на вопрос: Почему в нашем крае получили развитие именно эти промыслы? Какое они нашли продолжение в современной жизни края?

 3. Основная часть занятия.

Учитель:

- О некоторых ремеслах вы уже слышали, о некоторых имеете лишь общее представление. Я предлагаю вам сейчас поработать в группах с текстом исследовательской работы и составить свой рассказ по истории развития одного из тверских ремесел.

Работа в парах:

  1. Резьба и роспись по дереву
  2. Гончарное мастерство
  3. Кузнечное мастерство.
  4. Прядение, вышивание.
  5. Кружевоплетение.

Учащиеся работают с раздаточными текстами, составляют краткий рассказ о своем промысле.

Представление промысла:

Первая группа.  

Приятно рукоделие для глаз -  все

Что сперва прочувствовал нутром,

Известнейший в округе плотник Мазов

Изобразил пилой и топором.

Его дома просторны и воздушны,

А если посмотреть издалека,

То облака, как белые подушки,

Лежат легко у самого конька.

И мезонины вышиты узорно,

Как сказочные чудо – теремки.

Любой прохожий в том краю озерном

Узнает почерк мазовской руки.

Рассказ о резьбе и росписи по дереву.

По ходу рассказа показываются слайды с деревянной резьбой: изба с балконом, резные наличники, пряничные доски, рубеля, дуги, шкаф.

Сообщение о деревянном промысле Старицкого уезда и Берновской волости.

Показ слайдов: Старицкие прялки, короба, деревянная посуда.

Обращение к выставке из музейной коллекции: прялка, рубель,

Вторая группа.

Нет, тарелки – не безделки,                      Глянешь влево, глянешь вправо -

Словно люди – ты взгляни:                       Вот, торжественность храня,

Есть глубокие тарелки,                              Величавые, как павы,

Есть и мелкие они.                                     Выплывают из огня…

Рассказ о гончарном мастерстве.

Показ слайдов: умывальник, кувшин и дойник, кубышка, глиняная игрушка.

Сообщение о гончарах Старицкого уезда.

Показ слайдов: кувшин, кубышки. Кувшин с личинами

Обращение к выставке из музейной коллекции: глечик, кувшин, и т.п.

Третья группа.

Рассказ о кузнечном мастерстве.

Показ слайдов: бак, дойник, котел для воды, хомуты.

Сообщение и старицких кузнецах.

Показ слайдов: светцы.

Обращение к выставке из музейной коллекции: кованные гвозди, рукомойник,

Четвертая группа.

Шили девушки золотые ковры,

Шили девушки для Руси дары.

То поют, звенят, не чисты ручьи,

То из золота я узор сплела,

То по бархату разлилась душа…

Рассказ о прядении и вышивании.

Показ слайдов: пояса, полотенца, рубахи, золотошвеи

Обращение к выставке из музейной коллекции: салфетки, рубахи, «дорожки»

Сообщение о красильно – набивном промысле в Старицком уезде.

Показ слайдов: набойные доски, узоры кубовой набойки, скатерть.

Шестая группа.

Окружают меня кружева,

Одуванчик дрожащий едва,

Пенный гребень на гладкой волне

И узор на морозном стекле.

Кружева в стрекозиных крылах,

И в летящих, сквозных облаках,

В паутинке воздушной, лесной,

В невесомой тени кружевной.

Рассказ о кружевоплетении.

Показ слайдов: цветное кружево, подзоры.

Обращение к выставке из музейной коллекции: кружева, подзоры.

Рассказ жителя д. Воропуни о семейном промысле по изготовлению валенок.

  1. Обобщение.

- Итак, мы познакомились с ведущими промыслами нашего края. Скажите, а можем ли мы сказать, что промыслы 19 века и сегодня продолжают жить и процветать в среде современной хозяйственной деятельности? (Да. Сапожный промысел Осташкова и Кимр – в обувной фабрике; глиняные изделия в Корчеве – Конаковский фаянсовый завод; золотошвейное мастерство Торжка – золотошвейная фабрика и т.п.)

- А отдельные промыслы по деревням и городам сохранились? Какие? (вышивание, корзиноплетение, резьба и роспись по дереву, ткачество – половики, вязание, валяние валенок, ремонт и пошив сапог,..)

- Ну что же, занятие подошло к концу, давайте проверим, что вы узнали нового по истории и видам тверских промыслов. (проверка заполнения карточек)

Что уже знаете о тверских промыслах

Что узнали нового о тверских промыслах

  1. Итог урока.

Дополнительный материал к уроку:

Промыслы Тверского края.

Сырье

Промысел

Дерево

Резьба по дереву, рубка изб, деревянная посуда, орудия труда, плетение из бересты, ивовых прутьев, лыка

Белый камень-известняк

Резьба по камню

Глина

Гончарные изделия, игрушки – свистульки, кирпич.

 Лен

Ткачество, вышивание, кружевоплетение,

Шерсть овечья

Валяние валенок, вязание

Железо

Кузнецы, конская сбруя,

Кожа

Обувь, седла, одежда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные промыслы Пензенского края

Знакомство с местными промыслами нашего края, история их появления и современное развитие...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ: «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ПОВОЛЖСКОГО КРАЯ» (интегрированное внеклассное мероприятие по истории и изобразительному искусству)

Данное внеклассное мероприятие направлено на формирование у учащихся конкретных представлений о народных промыслах Ставрополья на Волге. Учащиеся знакомятся с музеем народных промыслов Поволжского кра...

Народные промыслы родного края. Янтарная шкатулка.

Тема урока: Народные промыслы родного края. Янтарная шкатулка.Цель: познакомить с коллекцией янтарных камней, имитировать рисунок природных камней в технике монотипия, познакомить с иллюстрациями янта...

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства на тему "Народные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края", 5 класс

Тема урокаНародные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края.Цель урокаПродолжить ознакомление  учащихся с народными промыслами и промыслами  родного края.Задачи урока...

Внеклассное занятие по краеведению "Народные промыслы родного края"

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования...

Непрерывная образовательная деятельность "Народная культура и промыслы Пензенского края" (по региональному проекту "Дошкольникам о родном крае")

Непрерывная образовательная деятельность "Народная культура и промыслы Пензенского края" (по региональному проекту "Дошкольникам о родном крае"...

Народные промыслы нижегородского края

Ознакомительный материал по народным промыслам Нижегородского края...