Школьный Историко-краеведческий кружо к" Родные истоки".
календарно-тематическое планирование по краеведению (7 класс) по теме

Этапы кружковой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cel_shkolnogo_istoriko.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель школьного историко -  краеведческого 

               Кружка «Родные истоки»

1. Познакомить учащихся с историческим краеведением как наукой, объектами изучения, формами организации краеведения.

2.Развивать умения анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним.

3.Воспитывать патриотические чувства, основанные на понимании духовных ценностей, рожденных веками исторического пути родного народа.

4.Воспитание уважения к себе, через воспитание уважения к близким, героям Великой Отечественной войны, труженикам тыла, участникам вооружённых конфликтов, мастерам и мастерицам родного края, окружающим.

4. Прививать устойчивый интерес к исследовательской и поисковой  работе  в  ходе изучения родного края.

6. Продолжить поисковую  работу  с целью нахождения экспонатов для школьного историко -  краеведческого  музея.

Программа рассчитана на 34 часа.

 

Ожидаемые результаты  работы   кружка .

Изменения, происходящие в российском обществе, определяют новые требования к отечественной системе дополнительного образования, усилению ее воспитательной функции, формированию гражданственности. Разработанная мной программа и календарно-тематическое планирование к ней охватывает политическое, социально-экономическое и культурное развитие Дачного

 Программа актуальна особенно в наше довольно непростое время; она направлена на личностно-эмоциональное осмысление школьниками истории своей малой Родины, на воспитание патриотизма.

 Важную роль в реализации  плана   кружка  призван сыграть деятельный подход, предусматривающий активное участие учащихся в сборе материала, подготовку ими сообщений по разделам курса, экскурсий в музей краеведения..Встречи с жителями села, переписки с архивами области, местом захоронения братских могил, помогут в работе кружковцев.

Наш исторический кружок только начинает работу, хотя в прошлом был собран некоторый материал, по истечению времени часть его затерялась, приходится начинать собирать его вновь. Огромный материал нам предоставила Степанова  – мать погибшего Дмитрия в первую Чеченскую войну. Летом мы посетили могилу её сына. Она передала нам копии писем сына, семейные фотографии. Можно сказать, что наш коллектив добился в этом некоторых уже результатов.    Были проведены и другие конференции, выступления раскрывающие «белые пятна» нашей провинциальной истории. Силами историко-краеведческого  кружка  в школе попытаемся создать музей. Экспозицией музея, исторический материал позволят проводить уроки, использовать материал учащимися для написания сочинений , изучения истории родного края.

Таким образом, участники кружка не только сами  увлекутся историей родного края, но и приобщат к ней других.

.

Пояснительная записка.

  Историческое краеведение в школе не ограничивается рамками предмета и истории культуры родного края. Наряду с уроками, как с основной формой педагогического процесса важное значение имеет и внеклассная  работа . Использование  краеведческого  материала на уроках опирается с одной стороны, на разностороннюю внеклассную  работу , а с – другой находит в ней свое продолжение и дальнейшее развитие. Одной из форм внеклассной  работы  является историко-краеведческий  кружок . Кружок есть то звено, которое позволяет использовать разнообразные формы внеклассной  работы . Прочная постановка внеклассной  работы  может быть гарантирована только кружком. Он является наиболее гибкой формой, которая чаще всего становится организационным центром целого ряда внеклассных мероприятий. Кружок базируется на знаниях, полученных учащимися на уроке. Он дает возможность организовать систематические знания по определенной программе и с постоянным составом.  Работа  в кружке превращает учащихся в активных помощников учителя, как в проведении внеклассных мероприятий, так и уроков. У нас в школе я веду историко-краеведческий  кружок , который охватывает основные методы истории родного края.  Работу  провожу в двух направлениях: теоретическом (беседы, лекции, элемент исследовательской  работы ) и практическом (экскурсии, практикумы в музее, библиотеках). Наша задача осуществлять научное методическое руководство: давать консультации, рекомендовать источники, систематизировать, оценивать и обобщать собранные материалы. Особое внимание уделяю выбору тематики, определению источников и планированию. На определенном этапе начинаем переходить к элементам исследовательской  работы . Самостоятельная  работа  членов кружка по выявлению, поиску и изучению материала является самым ценным и привлекательным в его деятельности. Одним из методов  работы  историко-краеведческого  кружка  является самостоятельная деятельность учащихся. Каждый кружковец с учетом индивидуальных интересов выберет тему и самостоятельно будет работать над ней. В конечном итоге каждый из учащихся овладевает определенными умениями и навыками исследовательской  работы . По мере  работы , буду стараться постепенно развивать интересы учащихся к занятиям в кружке, пытаться разнообразить методы и приемы  работы , сочетаем теоретические и практические занятия: за лекцией следует экскурсия, просмотр видеофильма, прослушивание и обсуждение докладов и рефератов, выступления в школе и другие формы. В процессе  работы  нашего кружка накопится определенный опыт, материал в виде стендов, фотоматериале, разработок, по проведению вечеров. Итогами  работы   кружка  на отдельных его этапах является выпуск исторических газет, карт, схем, рукописных материалов по истории родного края, которые будут использоваться в школе и находятся в историко-краеведческом школьном музее, использоваться в учебно-воспитательной  работе .

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Название тем.

Количество

часов.

Из этих тем.

Теория.

Практич.

занятия.

Введение. Краеведение как наука.

1 час

1 час

Музеи, их задачи, роль и значение в собирании, охране, изучении и пропаганде исторического наследия.

2 часа

1 час

1 час

Из истории заселения

Саратовского уезда.

1час

1 час

Крестьянское восстание и его очевидцы.

2часа

1 час

1 час

Знаменитые земляки.

4 часа

2 часа

2 часа

Наш край в устном народном творчестве.

4 часа

1 час

3 часа

Описание и паспортизацию литературных памятников 

4 часа

1час

3 часа

Участники ВОВ – жители моего села

3 часа

1час

2 часа

Они учились в нашей школе

3 часа

1 час

2 часа

Походы и экспедиции

4 часа

1 час

3 часа

Учителя и ученики нашей школы.

3 часа

1 час

2 часа

Создание и защита проектов.

3часа

1 час

2 часа

Итого: 34 13 21

ПРОГРАММА (1 год обучения) 

I Введение. Краеведение как наука. 1ч.

1.Краеведение.  Краеведческие  уроки.

2.Внеклассная  работа  по краеведению:

историко-краеведческий  кружок , экскурсии в музей, историко-краеведческая конференция.

Историческое краеведение прочно вошло в общеобразовательную школу и является важным средством повышения качества знаний, способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, воспитанию патриотизма. Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе является его общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер.

Историческое краеведение в школе проводится в трех формах: на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной  работе .

Школьное краеведение преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителей. Поэтому первым условием успешной  краеведческой   работы  в школе будут глубокие знания самим учителем истории своего края, владение методикой его изучения. Вторым условием успешной  краеведческой   работы  является систематическое использование местного материала на уроках, постоянная внеклассная  работа , перспективное ее планирование в масштабе класса, школы. Так в нашей школе уже работали над интересными комплексными темами  краеведческого  характера: изучали боевые и трудовые традиции своих земляков, писали летописи своей школы, села, изучали историю сельскохозяйственного кооператива. Третье условие – школьному краеведению во всех его звеньях необходима более глубокая научная основа.

Одна из главных особенностей  краеведческой   работы  состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Поэтому ее обязательной частью является непосредственное участие школьников и учителей в исследовательской  работе . В ходе этой  работы  учащиеся знакомятся с методами исследования, применяемыми исторической наукой, учатся самостоятельно добывать знания. Основными особенностями внеклассной  краеведческой   работы  в школе являются: возможность удовлетворения и дальнейшего развития индивидуальных познавательных интересов и наклонностей учащихся, широкие возможности использования разнообразных форм и методов  работы .

Внеклассная  работа  по историческому краеведению может быть массовой, групповой и индивидуальной.

Массовые формы внеклассной  работы  – экскурсии, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, конференции. Сюда же можно отнести создание школьных уголков, музеев, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, замечательными людьми,  краеведческие  игры, внеклассное чтение.

Групповыми формами внеклассной  работы  являются: кружок, лекторий, издание рукописных книг, журналов, стенгазет, бюллетеней Индивидуальная  работа  по краеведению предполагает чтение литературы по местной истории,  работу  с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, докладов, запись воспоминаний, описание памятников истории и культуры, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, изготовление наглядных пособий и др

Школьный кружок не является продолжением классных занятий, а только базируется на знаниях, которые учащиеся получили на уроках.  Работа  в кружке помогает учащимся стать активными помощниками учителя, как в проведении внеклассных мероприятий, так и в подготовке оборудования к урокам. Успех  работы  кружка зависит в основном от умения, желания, инициативы его руководителя.

Составляя программу  работы  кружка, важно не упустить два момента: органическое единство истории края и его частей с историей страны в целом и особенности в историческом развитии края.

Тематика  работы  историко-краеведческого  кружка  может быть составлена с учетом изучения: а) самых сложных вопросов школьной программы; б) вопросов программы, которые не получили обстоятельного раскрытия на уроках; в) вопросов, которые вообще не раскрывались на уроках, но входят в программу проблем Введение. Краеведение как наука, не входящих в учебную программу. Так, на занятии  краеведческого   кружка  в нашей школе основное внимание будет уделено изучению истории родного поселка.

Действенным средством активизации самостоятельной деятельности членов  кружка  является их участие в выпуске  краеведческих  стенгазет, журналов, составление викторин, обсуждение прочитанных книг, статей, изготовление фотомонтажей, различных наглядных пособий по истории края. Заботясь о постоянном развитии интереса учащихся к занятиям в кружке, необходимо не только разнообразить методы и приемы  работы , сочетать занятия теоретического и практического характера, но и умело их чередовать: лекции сменять экскурсией, прослушивание и обсуждение докладов, рефератов – походом или просмотром видеофильма, диапозитива и т. д.

Следующая форма  краеведческой   работы  – экскурсия. Она предполагает изучение местных объектов в их естественной обстановке. Такими являются экскурсии к историческим памятникам и памятным местам, а также историко-производственные экскурсии. Несколько иного характера экскурсии в  краеведческие  музеи, где экспонаты специально подобраны и выставлены с учетом их научной ценности, идейно-политического характера, педагогического значения и периодизации, принятой в исторической науке. В музее предметы как бы вырваны из их естественной обстановки и часто представлены фрагментарно. Педагогическое значение экскурсий очень велико. Во-первых, они дают возможность учащимся знакомиться с историко-краеведческими объектами в их естественных условиях. Во-вторых, в педагогическом отношении экскурсия очень продуктивна, так как предметна и конкретна. На экскурсии учитель имеет возможность события прошлого непосредственно связать с конкретными историческими памятниками – немыми свидетелями тех событий, что помогает учащимся создать более верные представления о далеком прошлом; экскурсия помогает школьникам стать как бы современниками исторических событий прошлого. В-третьих, экскурсии всегда вызывают у школьников повышенный интерес.  Краеведческие  экскурсии можно условно разделить на несколько типов. Это, во-первых, вводные экскурсии, они предшествуют изучению учебного материала на уроке. Такие экскурсии проводятся с целью накопления фактического материала для самостоятельных теоретических обобщений и выводов общеисторического характера на последующих уроках. Во-вторых, экскурсии, являющиеся продолжением изучения материала на уроке. Полученные в итоге этих экскурсий сведения конкретизируют учебный материал, делают его предметным. В-третьих, экскурсии, целью которых является углубление, закрепление и обобщение общеисторического материала на базе вещественных и письменных исторических памятников. Такие экскурсии проводятся тогда, когда изучена тема, имеющая сложный или важный материал. В-четвертых, экскурсии, проводимые с целью установления связи материала, изложенного в учебнике, с современностью.

После проведения экскурсии учитель проводит устный или письменный учет знаний. К устному учету относятся: опрос на уроке, индивидуальная беседа с учащимися, заслушивание сообщений и докладов учащихся, с которыми они выступают на уроках и на внеклассных мероприятиях. Письменный учет знаний проводится в форме анкет и сочинений. Формой выявления результатов экскурсии также может быть выпуск бюллетеня, стенгазеты с зарисовками, фотографиями, краткими описаниями экспонатов, экскурсионных объектов.

Историко-краеведческие конференции обычно проводятся по итогам определенного периода исследовательской  работы   кружка , общества.

При подготовке к конференции обращать внимание на использование источников:  краеведческой  литературы документальных, газетных и других материалов. С этой целью группы учащихся работают в архиве, музее.

Каждый учитель-краевед должен подходить к изучению местной истории как исследователь и помнить свою ответственность за научную добротность фактического материала, который он использует в учебном процессе. Методологической основой школьного исторического краеведения является положение о том, что отдельное существует только в той связи, которая ведет к общему, а общее существует лишь в отдельном, через отдельное.

Это положение должно быть взято за основу в  работе  учителя-краеведа, исходя из следующего: поскольку любой край – это составная и неотъемлемая часть нашей страны, то и его история должна раскрываться в диалектическом единстве с историей Родины. При изучении истории края следует исходить из взаимосвязи общего и местного еще и потому, чтобы не воспитать “порайонно мыслящих”, не ослеплять учащихся любовью к местному, чтобы они всегда чувствовали себя гражданами всей нашей страны.

Самоподготовка учителя. Решающее значение для организации литературно-краеведческой  работы  в школе имеет предварительная самоподготовка учителя, его знакомство с историей и памятниками культуры, с примечательными местами родного края. Не меньшую роль играет знакомство учителя с литературными традициями своего края, его активный интерес к современной культурной жизни своего города (села, района). Учитель должен иметь представление об основных центрах собирательской и научно-исследовательской  работы  по литературоведению и фольклору (научно-исследовательские институты языка и литературы академий наук союзных республик, соответствующие кафедры высших учебных заведений, секции фольклора при местных отделениях Союза писателей и др.), быть знакомым с литературой по методике и обмену опытом литературно-краеведческой деятельности, уметь работать с архивными источниками.

Начинать  работу  по литературному краеведению педагогу следует прежде всего со сбора следующих сведений: какие деятели культуры являются его уроженцами, какие бывали в данном крае? В каких произведениях литературы и искусства отображены люди, исторические события, быт и природа родного края? Какие явления, факты, события, аналогичные тем, которые отражены в изучаемых произведениях, имели место в общественной жизни края? Какую роль сыграли писатели - земляки в создании местной и общенациональной культуры? Источниками таких сведений могут быть художественные произведения, очерки, воспоминания, письма писателей и их современников, литературно-критические статьи в энциклопедиях и периодической печати, монографии и семинарии о писателях, летописи жизни я творчества писателей, справочники и путеводители по родному краю, ученые записки местных вузов, районные и областные газеты и журналы. Большую помощь педагогу могут оказать краеведы, родственники (потомки) писателя и другие люди, близкие писателю.

Систематизация собираемых материалов может выразиться в составлении библиографии на тему "Наш край в художественной, мемуарной и научно-популярной литературе", а также в подготовке картотеки "Писатели и другие деятели культуры и наш край".

Начав с эпизодического привлечения отдельных учащихся к выполнению тех или иных несложных заданий, учитель постепенно сплотит около себя актив увлеченных живым и интересным делом школьников. Почувствовав необходимость специальной подготовки, ребята с охотой возьмутся за систематическую работу в кружке.


На каждое записанное произведение устного народного творчества составляется паспорт, который вместе с текстом записи, биографией рассказчика и желательно его фотографией хранится в отдельной папке.

Описание и паспортизацию литературных памятников (дома и другие постройки) можно проводить по следующему плану: название памятника; его местонахождение; вид, стиль сооружения, из каких материалов сделан памятник, примерный или точный возраст памятника; состояние памятника (хорошее, удовлетворительное, плохое, указать основные дефекты); подвергался ли данный памятник перестройкам и перепланировкам, если да, то каким и когда; что в нем расположено (живут жильцы, находится склад, пустует и т. д.); в чьем ведении находится памятник, состоит ли на учете как памятник культуры; основные факты жизни и творчества писателя (художника, композитора и др.), связанные с данным памятником. К паспорту прилагаются фотографии памятника, зарисовки и план здания.
Большое значение для охраны памятников культуры имеет учет бывших усадеб, связанных с жизнью писателей и других деятелей культуры. Основным документом паспортизации такого объекта может быть составленный школьниками  план  усадьбы. Понятно, что эта работа требует серьезной подготовки. На  плане  точно фиксируется теперешнее состояние усадьбы (общие очертания, существующие ныне здания и другие постройки, аллеи, пруды, беседки, памятные деревья и т. д.). Пунктиром может быть отмечен фундамент, сохранившаяся часть ограды и др. Пунктиром другого цвета следует отметить не существующие ныне объекты, о которых сообщили старожилы. Желательно также со слов этих людей подробно записать, какой вид имела усадьба в прошлом.

Литературная или литературно-художественная карта родного края может выглядеть примерно так: на схематическую карту данной местности наносятся, помимо районных центров и других самых крупных населенных пунктов, и такие, которые связаны с жизнью и деятельностью писателей, художников, композиторов и других деятелей культуры. Около названий населенных пунктов можно поместить их портреты (лучше в овале размером 2 х 2,5 см или 3 х 4 см, в зависимости от размера карты). Рядом с названиями проставляются номера. На полях карты или на специальной витрине по этим номерам, расположенным по порядку, даются пояснения, с каким деятелем культуры связан данный пункт. Для оживления карты можно прямо на ней нарисовать одним тоном популярные силуэты памятных мест края (дом, ворота, памятник и т.д.). Разноцветными пунктирными линиями можно нанести на карту литературные маршруты по родным местам.

Наиболее популярной и любимой школьниками формой литературно-краеведческой  работы  являются походы и экспедиции, проводимые с целью приобщения к культуре родного края.


Походы и экспедиции могут быть следующих видов: фольклорные, биографические, по литературным местам, археографические (поиски и собирание старинных книг, древних памятников письменности). Все походы и экспедиции должны иметь цель, понятную участникам  кружка ; собственно литературная тематика должна находиться в тесной связи с современностью. Выполнение заданий государственных, научных и общественных организаций, педагогических советов, школьных музеев поднимает значимость проводимой работы в глазах учащихся, углубляет их интерес к литературному краеведению. Походы и экспедиции обогащают ребят навыками самостоятельной деятельности, углубляют и расширяют знания, полученные ранее. Собранные и обработанные учащимися материалы могут оказать большую помощь всей школе в учебной и внеклассной работе по литературе.
Большую пользу в дальнейшей работе коллектива могут оказать приобретенные в музее путеводители, фотографии и кинокадры, заснятые в музее, а также записанный на пленку рассказ экскурсовода.

Литературно-творческая деятельность учащихся в походе и экспедиции может иметь различные формы: книга похода (общий походный дневник); личные дневники и записные книжки участников похода; письма; корреспонденции в печать, на радио и др.
Общий походный дневник должен отражать основное содержание похода (экспедиции), жизнь походного коллектива с конкретными характерными эпизодами и характеристиками отдельных участников группы. Он должен быть насыщен конкретными фактами познаваемого, впечатлениями и мыслями.
Оправдывает себя следующая форма ведения общего дневника. На широких полях каждой страницы записываются все основные факты походной жизни, включая дежурства, меню походной кухни, перечисляются названия населенных пунктов, километраж пути, фамилии и имена людей, адреса и т. д. Основное же место страницы занимают литературное описание главных событий похода, экспедиции, содержание работы группы в музеях, беседы с населением, исторические справки о местности и населенных пунктах, различные наблюдения в пути, пейзажные зарисовки. Мысли и впечатления лучше давать от конкретных лиц. Это могут быть выдержки из личных дневников участников похода (экспедиции). Большое значение имеет художественное оформление книги: заголовки; карты отрезков пути на каждый день; зарисовки памятников, характерных деталей построек, костюмов, художественных изделий, бытовой утвари; виды местности и т. д.

Большой смысл имеет ведение литературных записей каждым участником похода (экспедиции). Личный дневник дисциплинирует учащегося, приучает его лучше видеть, больше запоминать, осмысливать познаваемое, разбираться в своих впечатлениях. Записи в личном дневнике ведутся ежедневно, по свежим следам событий. Следует предостерегать ребят от бездумного описания всего подряд. Полезнее выбирать то, что в течение походного дня оставило в памяти наибольший след. Пусть это будет эпизод из жизни походного коллектива, или встреча с интересным человеком, или произведение искусства, увиденное в музее. Большую ценность представляют высказанные в дневнике мысли, впечатления, характеристики.

Обычно в течение дня беглые записи, эскизные наброски, зарисовки ведутся в записной книжке (блокноте), которая в любой момент должна находиться под рукой. Рекомендуется в конце дня выделить время для того, чтобы каждый участник смог собраться с мыслями и записать свои впечатления и наблюдения в дневник.

Данная программа ставит своей целью дать самые общие отправные установки для организации работы по литературному краеведению со школьниками.

Определение понятия "фольклор". Социальная природа фольклора как устного народного творчества. Прогрессивные идеалы народа как основа идейной сущности фольклора. Выражение в фольклоре народных воззрений на природу, общество, человека. Оценка в произведениях фольклора исторических событий, явлений общественной жизни, семейных отношений и духовной деятельности человека с точки зрения трудящихся масс.

Практические занятия. Запись кружковцами по памяти известных им пословиц, поговорок, загадок, скороговорок, сказок, народных песен и т. д. Знакомство с произведениями фольклора (исторические песни, былины, народные сказки, героический эпос, песни, сказы, частушки и др.).

Жанры фольклора. Героический эпос. Определение жанра. Исторические корни возникновения героического эпоса. Отражение в эпосе борьбы народов за независимость, против иноземных захватчиков, против феодалов-поработителей, Героический эпос народов Советского Союза: русский эпос "Слово о полку Игореве", "Задонщина", исторические песни и былины; украинские думы; грузинский эпос "Витязь в тигровой шкуре"; армянский эпос "Давид Сасунский"; азербайджанский и туркменский эпос "Кер-оглы"; киргизский монументальный эпос "Манас"; калмыцкий эпос "Джангар"; казахские былины; карело-финский эпос "Калевала"; эстонский эпос "Калевипоэт"; ойротский эпос и др.

Историческая песня. Определение жанра; народная оценка истории и исторических лиц в исторических песнях; главные темы и любимые герои народных исторических песен; фантастичность в передаче реальных исторических образов, художественные особенности.

Былины. Определение жанра; былина как эпическое произведение с установкой на достоверность; отражение в былинах представлений народа о сущности исторических событий и процессов; воплощение в герое былин - богатыре - лучших качеств народа; патриотический смысл подвигов богатыря; героический характер былины; художественные особенности былин: исключительность события, гиперболизация образа героя, контрастность образов (добра и зла и др.).

Народная сказка. Основная особенность жанра; роль поэтического вымысла в сказке; виды сказок: сказки о животных, волшебные сказки, богатырские, новеллистические и сатирические сказки, сказки-небылицы, докучные сказки и др.; нравственно-этическое, социально-политическое и общественно-бытовое содержание сказки.

Частушки. Особенности жанра частушки; виды частушек: лирические, злободневные и шуточные; способность частушки передавать индивидуальные особенности чувств, переживаний, характеристик, быстро откликаться на конкретную обстановку времени; общественное и политическое значение частушки как средства массовой агитации.

Пословицы и поговорки. Определение пословицы как жанра народно-поэтического творчества; различие между пословицей и поговоркой; краткость и выразительность пословиц и поговорок; меткость и точность их языка; утверждение в пословицах и поговорках любви к родной земле; разоблачение предательства, равнодушия, лени; народная мудрость пословиц и поговорок.

Загадки. Художественное своеобразие загадок; происхождение и история развития этого жанра; виды загадок: загадки - развернутые метафоры, загадки - метонимии, загадки - олицетворения; особые разновидности загадок: математические головоломки; шуточные загадки, основанные на игре слов; отражение в загадках взглядов на жизнь, насмешливо-иронического отношения к угнетателям, народного ума, наблюдательности, творческой фантазии.
Практические занятия. Знакомство с произведениями фольклора разных жанров. Определение жанра прочитанного произведения. Запись по памяти знакомых пословиц, поговорок, загадок.

Наш край в устном народном творчестве. Исторические события, связанные с местным краем (борьба с иноземными захватчиками; антикрепостнические восстания; развитие промышленности; революция и гражданская война; коллективизация, борьба за утверждение социалистического строя; Великая Отечественная война и др.), и их отражение в устном народном творчестве. Герои этих событий в памяти народа. Природа родного края в произведениях местного фольклора (патриотическое значение образа родной земли; поэтизация природы; сочувствие природы переживаниям человека; помощь природы человеку в борьбе со злом). Отражение особенностей жизни и быта местного населения в устном народном творчестве (хозяйственная деятельность различных слоев населения, обычаи, обряды, язык, культура). Приметы новой жизни в песнях, частушках, сказках и других произведениях местного фольклора (коммунистическое отношение к труду; раскрепощение женщины; освобождение от религиозных пут; стирание граней между городом и деревней; подъем благосостояния и культуры; дружба и равенство народов; народ и партия едины).
Практические занятия. Собирание произведений устного народного творчества, созданных или бытующих в местном крае. Знакомство с местами, воспетыми в народном эпосе, былинах, сказках, песнях, поговорках. Составление альбома "Наш край в устном народном творчестве".

Народные таланты нашего края. Сказители, авторы и исполнители песен, семейные певческие, инструментальные и танцевальные ансамбли; мастера по поделке музыкальных инструментов; резчики по дереву и кости; чеканщики; художники по керамике и лубку; мастера художественной росписи; кружевницы; ковровщицы и др. Творческая самобытность, исполнительские манеры народных умельцев; традиции и новаторство их мастерства, влияние жизни и природы родного края на их творчество.
Практические занятия. Собирание сведений о сказителях и народных умельцах родного края. Встречи с ныне здравствующими из них. Запись произведений устного народного творчества. Собирание образцов народного художественного творчества (зарисовка или фотографирование наличников, коньков, балясин, крылец, предметов домашнего быта, одежды, вышивок, рукоделий, изделий из дерева, глины, жести, музыкальных инструментов, игрушек и др.).

Навыки литературно-краеведческой деятельности. Составление вопросника и запись произведений устного народного творчества со слов рассказчика; паспортизация записи; анализ собранного материала; определение жанра записанных произведений, нахождение в них  краеведческих  элементов; умение вести дневник, подготовить доклад на заданную тему; умение выразительно читать по памяти произведения устного народного творчества, спеть народную песню.
Практические занятия. Тренировка в записи произведений устного народного творчества со слов руководителя или с магнитофонной ленты.  Работа  с книгой по фольклору. Запись произведения устного народного творчества со слов рассказчика, паспортизация записи.

Наш край в устном народном творчестве. Продолжение работы, начатой в первый год обучения.
Практические занятия. Запись произведений устного народного творчества, созданных в местном крае. Систематизация, изучение и оформление собранных материалов. Составление сборника "Наш край в устном народном творчестве".

Народные таланты нашего края. Собирание сведений о народных умельцах родного края.
Практические занятия. Встречи с народными умельцами. Собирание образцов их творчества (описание, зарисовки, фотографирование, киносъемка с показом процесса труда, запись рассказа народного умельца о своем творчестве). Составление альбома "Народные художественные промыслы нашего края". Собирание сведений о забытых художественных промыслах местного края, поиски их образцов.

Подготовка и создание кабинета фольклорного краеведения. Назначение кабинета (проведение занятий  кружка , хранение и экспонирование собранных в походах и экспедициях материалов, проведение учебной и внеклассной  работы ).
Правила учета, паспортизации и экспонирования литературно-краеведческих материалов, составление тематико-экспозиционного  плана  выставки по фольклорному краеведению.
Практические занятия. Изготовление стендов, витрин, карты походов, оформление фотографий, папок с материалами экспедиций, создание рукописных или машинописных копий с магнитофонных записей и т. д.

Навыки культурно-просветительской деятельности.
Практические занятия. Организация и проведение утренников и вечеров на темы: "Наш край в народном творчестве", "Художественные промыслы нашего края", "Народ строит свою жизнь по законам красоты" и др. Проведение литературно-краеведческих викторин, конкурсов, выпуск стенгазет, посвященных деятельности  кружка , народным умельцам и т. д.

Роль и место литературы в жизни народа. Литература как отражение жизни народа. Понятие об истории литературы. Связь литературы с общественной жизнью, с освободительным движением, с борьбой за национальное и социальное освобождение. Роль литературы в сплочении народов нашей страны в единую социалистическую нацию.

Писатели и другие деятели культуры и наш край. Пребывание писателей, художников, композиторов, артистов и других деятелей культуры в нашем крае. Памятные места, связанные с ними. Обстоятельства их пребывания здесь. Влияние указанных деятелей культуры на общественную и культурную жизнь края. Потомки писателей и других деятелей культуры. Местные жители, с которыми они были связаны (или потомки этих жителей) .
Практические занятия. Знакомство с литературно-памятными местами города (района, края). Составление картотеки писателей и других деятелей культуры, связанных с местным краем. Составление хронологической таблицы по истории культуры своего города (района, края).

Наш город (район, край) в художественной и мемуарной литературе. Наш край в устном народном творчестве и в народных песнях. Прошлое и настоящее края в произведениях художественной литературы. Знакомство (по книгам, статьям, воспоминаниям очевидцев и другим источникам) с событиями, отразившимися в творчестве писателей. Прототипы литературных героев, их дальнейшая судьба. Памятники и памятные места края, запечатленные в художественной литературе.
Практические занятия. Чтение художественных произведений, связанных с местным краем. Экскурсии к местам и памятникам, описанным в этих произведениях. Составление альбома на тему "Наш город (район, край) в художественной литературе" (желательно иллюстрировать произведениями местных художников).

Современная литературная жизнь нашего города (района, края). Литературные объединения, общества, кружки, клубы. "Литературные страницы" в местных газетах; выход в свет художественных произведений местных авторов; литературные походы и экспедиции; местные литературные музеи (государственные, народные, школьные), их деятельность.
Практические занятия. Составление летописи "Современная литературная жизнь нашего города (района, края)". Встречи с местными писателями и журналистами. Проведение конференций по книгам местных писателей. Составление альбомов, плакатов, стендов о современных писателях.

Навыки литературно-краеведческой деятельности. Поисково-исследовательская  работа : запись произведений устного народного творчества, воспоминаний и преданий, паспортизация этих записей. Умение работать с книгой и другими литературными источниками: выборка и конспектирование необходимых сведений по заданной теме; составление аннотации к прочитанной книге; работа с каталогом; составление библиографии по нужной теме. Умение работать в музее: слушать и конспектировать беседу экскурсовода; самостоятельно разбираться ц экспозиции музея и работать выборочно по заданной теме; при необходимости конспектировать содержание экспозиции музея.
Практические занятия. Описание и паспортизация литературных памятников. Составление  плана  усадьбы. Запись восстания.

ПРОГРАММА (1 год обучения) 

IВведение. Краеведение как наука.

1.Краеведение.  Краеведческие  уроки

2.Внеклассная  работа  по краеведению

II Музеи, их задачи, роль и значение в собирании, охране, изучении и пропаганде исторического наследия

III Из истории заселения поселка Дачный

Исторические события, связанные с местным краем (борьба с кулаками; антикрепостнические восстания; развитие промышленности; революция и гражданская война; коллективизация, борьба за утверждение социалистического строя; Великая Отечественная война и др. Герои этих событий в памяти народа.

IV Крестьянское восстание Е. Пугачева и его очевидцы.

V Знаменитые земляки.

VI Наш край в устном народном творчестве.

Наш край в устном народном творчестве. Продолжение работы, начатой в первый год обучения.
Практические занятия. Запись произведений устного народного творчества, созданных в местном крае. Систематизация, изучение и оформление собранных материалов. Составление сборника "Наш край в устном народном творчестве".

Народные таланты нашего края. Собирание сведений о народных умельцах родного края.
Практические занятия. Встречи с народными умельцами. Собирание образцов их творчества (описание, зарисовки, фотографирование, киносъемка с показом процесса труда, запись рассказа народного умельца о своем творчестве). Составление альбома "Народные художественные промыслы нашего края". Собирание сведений о забытых художественных промыслах местного края, поиски их образцов. 

VII Описание и паспортизацию литературных памятников

VIII Участники ВОВ – жители моего села

IХ Они учились в нашей школе

Х Походы и экспедиции

ХI Учителя и ученики нашей школы.

ХII Создание и защита проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы школьного- историко-краеведческого кружка

В последнее время у учащихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Именно поэтому в последн...

Программа работы школьного- историко-краеведческого кружка

В последнее время у учащихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Именно поэтому в последн...

План работы школьного историко-краеведческого музея

План работы музея расчитан на 3 года и отражает основные направления деятельности школьного музея...

Паспорт школьного историко-краеведческого музея МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы

Паспорт школьного историко краеведческого музея содержит описание основных разделов экспозиции, знакомит с экскурсионной программой музея....

Программа развития школьного историко-краеведческого музея

данный материал был представлен на окружной смотр-конкурс историко-патриотических музеев...

Презентация школьного историко-краеведческого музея МОУ "Будаговская СОШ"

Какие разделы имеются в экспозиции: «Гражданская война», «Навеки ты в сердце осталась, военная летопись дней…» (Великая    Отечественная    война):...