Урок на тему: "Боги и герои в архитектуре Петербурга"
план-конспект урока (краеведение, 6 класс) на тему

Соловова Светлана Леонидовна

 

Данный урок разработан применительно к программе по истории и культуре Санкт-Петербурга Ермолаевой Л.К. Материал может быть использован в качестве комбинированных уроков в пятом классе (основная часть — изучение нового) или в шестом классе (основная часть — повторение).

Целью данного урока является изучение объектов Петербурга, относящихся к античной мифологии. К основным образовательным задачам будет относится: - повторение античных терминов и понятий: архитектура, ордер, стилобат, колонна, фронтон, антаблемент, база, ствол, капитель; - изучить новые термины и понятия: «пантеон»; - дать общие сведения о месте расположения античных богов и героев в нашем городе; - восстановить знания по античной истории (повторить имена античных богов и героев, их символы и значение).В качестве развивающих задач были поставлены следующие:- развивать умение анализировать информацию;- развивать умение работать с картой; - развивать умения «видеть» в конкретных объектах памятники наследия; - развивать умение пользоваться справочной литературой. К воспитательным задачам относятся следующие: - воспитание эстетических чувств у учащихся на основе знакомства с античной культурой; - воспитывать эмоционально - ценностное восприятие учащимися культурных памятников.

Урок разработан с использованием ИКТ. Специально для урока разрабатывались и составлялись презентации (в количестве 5 презентаций), подбирался видео фрагмент и печатался текстовый материал.

Наличие ИКТ позволило сделать урок информативным, познавательным, запоминающимся, ярким и интересным.

Урок разработан учителем ГБОУ СОШ №270. Солововой Светланой Леонидовной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc52 КБ
Microsoft Office document icon razdatochnyy_material.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема :                                  Географические координаты.

Цели урока:        Выяснить, что такое географические координаты.     

Выяснить, зачем нужны географические координаты.

Научиться определять географические координаты.

Закрепить понятия «географическая широта» и «географическая долгота»

Развитие навыков определения географических координат по географической карте.

                              Продолжить  формирование умения работать с картой.
                             Развитие логических навыков.

        Продолжить развитие географического мышления,
развитие познавательных интересов.

Методы и приемы:  

1. Тесты по вариантам, взаимная проверка (проверка д/з)

2. Беседа с использованием презентации (новая тема)

3. Групповая работа с географическими картами и контурной картой (закрепление нового материала)

4. Работа с контурной картой (д/з)

Урок проводится в игровой форме (урок – путешествие) «Путешествие по географической карте» с элементами проблемного урока.

Оборудование: ИКТ, презентация для урока, физическая карта мира,  карточки с групповыми заданиями, карточки с тестами, тетради, атласы, книга «Дети капитана Гранта», указки, контурные карты, тексты посланий.

Оформление доски: дата, тема урока, экран, проблемный вопрос, физическая карта мира.

Ход урока:

1.Начало урока:

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Сегодня у нас будет не просто урок, а путешествие. И путешествие необыкновенное потому, что путешествовать мы будем, не выходя из класса, по географической карте…Сегодня вы не просто класс, а экипаж корабля, которое отправляется в плавание…

2. Проверка домашнего задания:

Учитель: …но до того как мы отправимся путешествовать, давайте проверим ваши географические знания. У вас на столах лежат тесты. Возьмите каждый по варианту и карандаш. Подпишите фамилию, класс и номер экипажа. В каждом задании обведите правильный ответ. Даю вам 5 минут.

.. Отложите карандаши. Отдайте свой тест соседу по парте. Карандашом напишите внизу свою фамилию. А теперь внимание на экран. Слайд № 3. Перед вами правильные ответы. Проверьте тесты. Если ответ правильный ставьте «плюс», если нет – «минус». А теперь поставьте оценку: сколько плюсов, такая и оценка…Отложите работы. Попозже я их соберу.

3. Новая тема.:

Учитель: Ваши знания мы проверили и можем отправляться в путь. Во время путешествия вы будите отвечать на различные вопросы, а наш лоцман (один из учеников) будет отмечать в бортовом журнале фамилии тех, кто дает правильные ответы. Кто даст больше правильных ответов, получит дополнительную оценку. Но отправляемся мы в путешествие не просто так. В конце него мы должны будем ответить на вопрос: Почему героям книги «Дети капитана Гранта» пришлось совершить кругосветное путешествие? Кстати, а вы помните, как герои этой книги получили послание от капитана Гранта? (ответ: письмо в бутылке)

Учитель: Правильно, в море выловили бутылку с посланием. Так вот, на днях я получила такое же послание. Само послание испорчено водой и я принесла вам его копию. Написано оно в двух вариантах. Вот 1 вариант. Слайд № 4. Кто прочтет его? (текст послания: SOS!!! Тому, кому попадет это послание. Экипаж шхуны «Вечерняя звезда» потерпел крушение в Тихом океане. Капитану и двум матросам спастись на острове. Ищите: 11 градусов южной широты…..)

Учитель: Да, а продолжение размыто водой..А скажите, ребята, что интересного и при этом географического есть в этом послании? (ответ: дана географическая широта) (учитель записывает на доске)

Учитель: А что такое географическая широта? (ответ: это расстояние от экватора до заданного объекта в градусах)

Учитель: правильно. Слайд № 5 – схема «Географическая широта». А как определить географическую широту? ( ученик у доски показывает и рассказывает: провести воображаемую линию от экватора до объекта и посмотреть градусное значение)

Учитель: Правильно. Итак, мы вспомнили, что такое географическая широта. А скажите, только по одной географической широте мы можем найти нужный остров? (ответ: нет, т.к. данную широту имеют все объекты, находящиеся на данной параллели)

Учитель: правильно. Нам еще чего-то не хватает… Но может нам поможет 2 вариант послания.. Давайте посмотрим. Слайд № 6. Кто прочтет его? (текст послания: SOS!!! Тому, кому попадет это послание. Экипаж шхуны «Вечерняя звезда» потерпел крушение в Тихом океане. Капитану и двум матросам удалось спастись на острове. Ищите…..162 градуса западной долготы)

Учитель: Да, и тут послание испорчено водой. Но кое-что интересное здесь есть. Кто скажет что? (ответ: дана географическая долгота) (учитель записывает на доске)

Учитель: Правильно. А что такое географическая долгота? (ответ: географическая долгота показывает расстояние от нулевого меридиана до заданного объекта в градусах)

Учитель: Хорошо. Слайд № 7 – схема «Географическая долгота» А кто покажет как ее найти? (у доски ученик показывает и рассказывает: провести воображаемую линию от нулевого меридиана до заданного объекта и посмотреть значение в градусах)

Учитель: Правильно. Скажите, а по одной географической долготе мы сможем определить нужный остров? (ответ: нет, т.к. данную долготу имеют все объекты находящиеся на данном меридиане)

Учитель: Хорошо, скажите, как вы думаете, а зная и долготу и широту данного острова мы сможем найти нужный нам остров? (  да. Т.к. мы знаем и меридиан и параллель на котором находится нужный нам остров).

Учитель: А мы знаем нужнее нам данные? ( ответ: да, в 1 послании – географическая широта, во 2 – географическая долгота.)

Учитель: Кто попробует показать? ( ученик показывает по карте мира)

Учитель: Молодец. Слайд № 8 – определение географических координат. ( учитель читает определение: географическая широта и географическая долгота называются географическими координатами. Географические координаты – это числа, с помощью которых указывают местоположение объекта на Земле и карте) запишите определение в ваши словарики…А теперь давайте ответим на вопрос, заданный в начале урока: Почему героям книги «Дети капитана Гранта « пришлось совершить кругосветное путешествие? (ответ: они знали только одну координату, поэтому не могли установить местоположение острова.)

Учитель: Правильно. (читает из книги послание капитана Гранта: 7 июня 1862 года трехмачтовое судно «Британия»…Глазго потерпело крушение…два матроса и капитан Грант достигли 37 градуса широты южной… окажите им помощь…)

Учитель: итак. Какой вывод мы можем сделать? ( ответ: для определения местоположения объекта мы должны знать географическую широту и географическую долготу места, т.е. географические координаты)


4. Домашнее задание:

Учитель: ребята, в ваших карточках № 1 находится задание, которое вы должны выполнить дома(
слайд № 9). После того как наше путешествие закончится, вам будет не трудно его выполнить. Вложите карточки к себе в тетради.

5. Закрепление новой темы:

Учитель: давайте попробуем найти объекты по их координатам (карточка № 3). Вы найдете объекты, а затем мы вместе проверим выполнение задания. (выполняется задание) А теперь давайте проверим правильность выполнения задания (слайд № 10)

Учитель: Ну, а теперь вы будете путешествовать сами ( слайд № 11). Возьмите карточку № 2. Вам предстоит показать на контурной карте маршрут вашего путешествия, определяя по географическим координатам места ваших остановок. После выполнения задания сдайте тетради.(ученики выполняют задания)

6. Если останется время:

Учитель: ребята вы очень хорошо поработали сегодня. А теперь откройте свои учебники (стр.     вопрос №     ) выполните, пожалуйста, задание в тетради.

_____________________________________________________________________________

Распределение времени:

Начало ---------------2 минуты        Закрепление---------13 минут

Проверка Д/з--------7 минуты        Д/з----------------------3 минуты

Новая тема-----------15 минут



Предварительный просмотр:

Самая первая в Петербурге богиня появилась в Летнем саду, возле Летнего дворца, скульптурная композиция называется «Ништадский мир». На арке Главного штаба Ника стоит с полководческим жезлом в одной руке и с лавровым венком в другой. А на каменных Нарвских триумфальных воротах у Виктории в руках пальмовая ветвь и венок. Последние петербургские Ники украсили 2 колонны Славы, что стоят в начале Конногвардейского бульвара.

На ступенчатом аттике западного фасада Биржи аллегория «Навигация с Меркурием и двумя реками». Центральное место занял Гермес на здании бывшей Таможни. Самый красивый и самоуверенный Меркурий предстаёт перед нами на фасаде здания Елисеевского магазина на Невском проспекте.

Тема урока:

С

М

Р

Б

У

Р

Г

-

П

А

Н

Т

Е

О

Н

А

У

Ч

А

Ъ

Е

Л

А

Б

В

В

Ы

Г

Б

Д

Я

К

Х

И

Т

Ш

Н

Ж

Т

Н

А

Н

Т

И

Ч

Н

Ы

Х

М

Б

О

Г

О

В

К

Э

Е

Г

З

Д

О

Ж

Л

Л

Ю

Е

Ц

О

И

Е

С

Ж

Т

-

П

К

И

Ф

Г

Е

Р

О

Е

В

Н

П

А

Щ

З

Р


Имена «жителей Петербурга».

П

А

М

А

К

Л

Ш

И

М

Ф

Ы

В

Г

Ж

Г

Р

И

Р

М

Н

Р

К

Д

У

Н

Д

Я

М

Р

А

М

Ы

Т

Ф

О

Э

Т

Е

П

И

И

Ы

З

С

У

Н

Е

Д

С

Х

О

М

П

Н

Г

Ю

О

О

Р

С

Г

З

Ц

В

Л

К

Р

Н

Е

Т

Е

Й

О

С

К

У

И

К

Ы

С

Ф

И

Н

Б

Ы



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок истории Древнего мира в 5 классе по теме "Боги и герои Эллады"

Урок истории Древнего мира по теме "Боги и герои Эллады". Урок изучения нового материала, сопровождается мультимедийной презентацией.Используется на уроке дополнительный материал, подготовленный учащи...

Интегрированный урок (история - ИЗО - информатика ИКТ) по теме: "Архитектура города Санкт - Петербурга"

Тема урока: Архитектура города Санкт - ПетербургаКласс: 8Форма урока: интегрированныйТип урока: обобщение и систематизация знаний.Цели урока:образовательная: продолжить формирование навыков и умений...

Интегрированный урок (история - ИЗО - информатика ИКТ) по теме: "Архитектура города Санкт-Петербурга"

Тема урока: Архитектура города Санкт - ПетербургаКласс: 8Форма урока: интегрированныйТип урока: обобщение и систематизация знаний.Цели урока:образовательная: продолжить формирование навыков и умений...

Конспект урока по теме "Боги Древней Греции"

Конспект открытого урока в 5 классе...

Интегрированный (английский язык и МХК) урок в 11 классе по теме "Шедевры архитектуры Лондона и Санкт-Петербурга"

Открытый интегрированный (английский язык и МХК) урок в 11 классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Шедевры архитектуры Лондона и Санкт-Петербурга»...

Открытый урок истории в 5 классе по теме: «Боги и герои Древней Греции».

Урок по истории Древнего мира, по теме "Боги и герои Древней Греции"...

Урок по теме: «Боги и люди Олимпии»

Цель: воспитывать у детей стремление к «эстетике тела».Задачи:Закрепить знания о героях Олимпа.Совершенствовать технику разбега в прыжках в длину с разбега.Учить работать в парах, команде....