урок истории Древнего мира в 5 классе по теме "Боги и герои Эллады"
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Урок истории Древнего мира по теме "Боги и герои Эллады". Урок изучения нового материала, сопровождается мультимедийной презентацией.

Используется на уроке дополнительный материал, подготовленный учащимися, с опорой на имеющиеся знания ребят 5 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема : « БОГИ И ГЕРОИ ЭЛЛАДЫ»

  ЦЕЛИ:

-сформировать представление о богах  и героях древних греков.

-закрепить у учащихся представление, что через мифы мы узнаем о жизни, занятиях древних греков.

-развивать дальнейшее умение работать с учебником, умение анализировать, сопоставлять события, выделять главное.

Оборудование:  

 - учебник Всеобщая история " История Древнего мира" 5 класс М. "Русское слово" 2008 год. Ф.А. Михайловский

 -Презентация

План:

  1. Сообщение темы и целей урока.
  2. Вспомним из ранее изученного ( мозговой штурм)
  3. Олимпийские боги.
  4. Мифы Древней Греции.

Мозговой штурм

  1. Подберите к слову соответствующую пару, объясните свой выбор.

Одиссей,  эллин, Троя, Итака, Илион, грек,  Гомер, Эллада , «Илиада», «Одиссея», басилей, Греция

  1. Узнай по отрывку, о каком событии идет речь:
  1.   «Знай же, циклоп, что тебя ослепил Одиссей, знаменитый властитель Итаки!»

 ( возвращение Одиссея на о. Итаку,  после Троянской войны. Поэма  «Одиссея»)

  1. «Дай позволение мне облачиться в доспех твой прекрасный.

Может быть, в битве, меня за тебя принимая, троянцы бой прекратят».

( «Илиада», Патрокл просит разрешения у Ахиллеса участвовать в бою с троянцами)

  1. «В Гектора горло копьем Ахиллес богоравный ударил.. В пыль опрокинулся он. И вскричал Ахиллес торжествуя: « Гектор! Убивший Патрокла, ты жить собирался остаться?»

( «Илиада», поединок Ахиллеса и Гектора»

  1. Ответьте на вопросы:

  1. Назовите поэмы Гомера.
  2. Какому событию посвящена поэма Гомера «Илиада», «Одиссея»?
  3. Какие цели преследовали греки в Троянской войне?
  4. Кто действующие лица в поэме «Илиада» ( боги, герои и люди)

Новая тема.

  1. Боги Древней Греции.

  1.  - С какими богами мы уже с вами познакомились на прошлых уроках? ( Зевс, Гера, Афина, Афродита, Гефест)

- Сегодня на уроке мы будем  продолжать знакомиться с богами Древней Греции, узнаем, где они живут, и каким занятиям древних греков  покровительствуют.

- на севере земли, населенной эллинами, находится страна Фессалия. На границе с Македонией, среди гор, со всех сторон окружающих фессалийскую равнину, возвышается гора Олимп – самая высокая из всех гор Эллады. Склоны ее покрыты густыми лесами. Там растут дубы и каштаны, вечнозеленый кустарник. Трудно подняться на эту гору, скалистые склоны ее обрывисты, на вершине лежит вечный снег.

     В ясные дни снега Олимпа горят на солнце, но вершина горы всегда окутана густыми облаками. Там в вышине – золотые чертоги бессмертных богов. Смертному невозможно проникнуть в них. В царстве богов всегда лето и в чертогах светло. С неба льется яркий голубой свет.  В чертогах пируют бессмертные боги. Каждому из богов подвластны дела и судьбы людей.

ПАНТЕОН  - место, посвященное всем богам ( словарное слово)

  1. Работая с учебником, с. 129 п.1, 2 . нам необходимо всех богов разместить на Олимпе, и узнать какому занятию греков они покровительствуют

Запись в тетради:

Зевс – владыка неба;

           сильнейший из всех богов. Бури и грозы, ветры и дожди, молнии и гром – все это происходит по воле Зевса. Горе тому, кто нарушит порядок, установленный Зевсом на Земле. Взмахнет могучий Зевс правой рукой и поразит клятвопреступника пламенной молнией. Поэтому те, кто клянется, всегда призывают Зевса в свидетели. «Клянусь Зевсом!» - говорят у эллинов.

Гера – царица богов и защитница семейного очага

Посейдон – бог морей;

                    Богу морей послушны все кто занимается морской торговлей. Ударит грозный бог морей своим трезубцем, и поднимется на море страшная буря, вздымаются огромные пенящиеся волны, как легкие скорлупки , швыряют они корабли о прибрежные скалы. Но отложит свой трезубец Посейдон – утихают волны, спокойна бескрайняя гладь моря, и могут продолжить свой путь мореплаватели.

Аид -  владыка подземного мира и царства мертвых;

                Самый мрачный из богов; вход в его царство ведет глубокая пропасть. Нет оттуда возврата. Угрюмый перевозчик Харон перевозит души умерших через мрачные воды Ахерона. Трехглавый пес Цербер сторожит вход в царство Аида.

Здесь же живут дети Зевса – близнецы

Афина – богиня мудрости и отважная воительница, покровительствовала городской жизни и многим ремеслам, выращиванию олив

Афродита -  богиня любви и красоты, покровительствовала мореплавателям

Аполлон – бог солнечного света и воздуха, покровительствовал искусству.

Артемида – владычица зверей, покровительница охоты

Гефест – бог огня и кузнечного дела

Гермес – быстрый вестник богов, покровитель дорог и путников.

Деметра  – богиня плодородия, земледелия

Персефона – смена времен года

Дионис – бог виноделия

Арес – бог войны

           Таковы греческие боги они прекрасны и могущественны.  Леса, реки и ручьи, долины и горы населяли низшие божества – сатиры и нимфы. Иногда они поднимались на Олимп и участвовали в пирах и совещаниях богов.

  1. Мифы Древней Греции

Вопрос к классу

- Из каких источников  нам  стало известно о существовании богов, героев?   ( из мифов)

- Вспомните, что называется мифом ?

                      ( миф – это рассказ, предание в котором переплетаются вымысел, вера и знание))

-  Подумайте, какую роль выполнял миф в жизни  древних народов?

                 (Мифы объясняли мир. Они отвечали на многие вопросы, волновавшие людей: как произошла жизнь, в чем суть небесных и природных явлений, что такое смерть. Мифы выполняли и другую задачу: они являлись своеобразными духовными наставниками, учили и воспитывали, внушали определенную мораль)

- Кто является героями мифов?

              ( боги, герои, люди)

- Кого мы называем героем?

            ( полубоги – это обязательно сын бога или богини и смертного человека)

 - С какими героями мы уже знакомы?

            Тесей, Ахиллес , Прометей, Атлант,

   Геракл  - это самый любимый герой греческой мифологии, он совершил 12 подвигов

Вам было дано опережающее задание,  подготовить пересказ об одном из подвигов Геракла.

IV  Закрепление

  1. Что нового узнали на уроке?
  2. Какую роль выполняли мифы в древнегреческом обществе?

 

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории Древнего мира 5 класс

поурочные планы для 5 класса...

Технологическая карта урока истории Древнего мира 5 класс с применением технологии критического мышления

Предмет: историяКласс: 5Тема урока: Древнейшая Греция.Тип урока: комбинированный урокДлительность: 40 минутТехнология – Технология критического мышления через чтение и письмо....

методическая разработка урока истории Древнего мира 5 класс.

Урок по истории Древнего мира 5 класс.Тема урока: "Религиозные верования древних египтян"...

технологическая карта урока истории Древнего мира 5 класс "Жизнь в Древнем Египте"

Технологическая карта урока составлена с учетом требований ФГОС ООО, выделены этапы урока, предполагаемые результаты, определены действия учителя и учащихся....

Технологическая карта урока История древнего мира 5 класс ФГОС "Финикийские мореплаватели".

Уважаемые коллеги. Предлагаю ознакомиться с моей авторской разработкой. Надеюсь она будет для Вас полезной....

презентации к урокам истории Древнего мира 5 класс

Вданном разделе презентации к урока в 5 классе по истории Древнего мира...