Урок-исследование "Сохрани в своем сердце любовь"
материал по краеведению по теме
Урок строится на анализе материалов (Интернет источников, краеведческой литературы и т.д.) о белгородских храмах. При подготовке к уроку создается презентация - коллективное творчество учителя и учащихся. Урок носит познавательно-исследовательский характер и может быть использован классными руководителями белгородчины как материал к классному часу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
Сохрани в своем сердце любовь… Урок- исследование по православной культуре.
Учитель: Кучерова О.Е. МБОУ СОШ № 47 г.Белгород
«СОХРАНИ В СВОЕМ СЕРДЦЕ ЛЮБОВЬ…»
Урок-исследование по православной культуре
Данный урок реализует духовно-нравственное содержание через интеграцию таких предметов как краеведение, православная культура, музыка, информатика.
В процессе занятия используются следующие методические приемы:
лекция-диалог, беседа, самостоятельная работа обучающихся.
На уроке широко применяются аудио-визуальные средства обучения.
Предполагаемые результаты работы обучающихся на уроке:
- развитие умений самостоятельно отбирать и обрабатывать информацию, готовить выступление по предложенным темам;
- иллюстрирование материалов с помощью компьютерной презентации;
- развитие умений анализировать, аргументировать свою точку зрения, уважать мнение одноклассников;
Резюме. Перспективные возможности урока «Сохрани в своем сердце любовь…» связаны с интегративной основой его построения. Элементы представленного урока могут использоваться учителями гуманитарного цикла, классными руководителями как на уроках, так и в проведении классных часов, занятий кружка и пр.
***
Ученики получали задание к уроку: найти материал на сайте сети Интернет, найти книги в сети Интернет, подобрать иллюстрации к уроку, подобрать музыку к уроку, оформить свой материал в мини-презентацию (1-3 слайда).
Итоговый вариант презентации к уроку представляет собой вид коллективного творчества учащихся и учителя.
Цель урока: познакомить учащихся с культурно-историческим наследием белгородчины, православными памятниками, ознакомить с документами Правительства Белгородской области, книгами и интернет-сайтами по данной проблеме, формировать чувство причастности к истории родного края.
Задачи урока: учить презентовать информацию слушателям и резюмировать ее в виде компьютерной презентации;
развивать аналитические способности учащихся, коммуникативные умения;
воспитывать интерес к истории родного края, чувство уважения к историко-культурному наследию края и памятникам православной культуры.
Оборудование урока: ноутбук, проектор, экран, звукозапись.
Звучит песня о Белгороде -Ребята, перед вами листки ожиданий. Напишите, пожалуйста, чего выждете от сегодняшнего занятия, о чем хотите узнать? (Зачитывается несколько листков. Краткий анализ) |
Учитель: | Каждый русский человек любит свою родину - свой родной город, село, свою улицу, на которой провел детство. Слайд 1 Любящий свою родину человек изучает историю родного края, старается учиться и трудиться с пользой для его развития и процветания. Изучение истории родного края, его культуры помогает человеку стать образованным и культурным. Город Белгород. Он был основан очень давно – 11 сентября 1596 года по указу царя Фёдора Иоанновича как пограничная крепость, центр Белгородского воеводства. Позже, с 1658 года Белгород являлся главным городом Белгородской черты, защищавшей Московское, а царство от набегов крымских татар, а потом у Белгорода завязалась своя, славная история, за которую он не раз доказал свою состоятельность. -Скажите, пожалуйста, ребята, может ли кто-то из вас назвать заслуги нашего города перед могучей Россией? |
Ученик: | Слайд 2 Наш славный город Белгород имеет награды и почётные звания: «Город первого салюта» ( 5 августа 1943 года, по приказу И.В. Сталина, в Москве был дан первый, за время Великой Отечественной войны артиллерийский салют войскам освободившим Орёл и Белгород. Впоследствии за городами Орел и Белгород закрепилось название «город первого салюта»); «Город воинской славы» (27 апреля 2007) — за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества); орден Отечественной войны I степени (9 апреля 1980). |
Учитель: | Спасибо, все верно. Как видим, наш город действительно имеет богатую биографию, а еще немало у нас интересных и важных памятников архитектуры, истории, культуры. Давайте назовем некоторые из них. |
Ученик: | Среди достопримечательностей Белгорода можно назвать музей-диораму «Курская дуга, который посвящен Прохоровскому танковому сражению и является самым посещаемым музеем города. |
Ученик: | Так же очень известным местом в городе стал памятник святому равноапостольному князю Владимиру-крестителю Руси, который был открыт 4 августа 1999 года, ко Дню города. |
Ученик: | Слайд 3 А еще Белгород известен тем, что в нем находится множество памятников православной культуры: Преображенский собор, Смоленский собор, храмовый комплекс Духовно-просветительского центра во имя Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии и др. |
Учитель: | Все верно. Как видим, наш город на самом деле интересен и значителен для России. Большое внимание уделяется сохранению культурно-исторического наследия и его приумножению. Белгород по праву считают городом развитого образования, науки и культуры, городом архитектурных и исторических памятников. Вы анализировали дома различные источники, и что вы узнали об объектах культурного наследия нашего города? |
Ученик: | Анализируя источники интернет, различные документы и литературу о родном крае, мы узнали, что в настоящее время на территории Белгородской области под охраной государства находится 2160 объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр, 35 из которых являются памятниками федерального значения. Помимо них выявлено еще 454 объекта. Это памятники истории, архитектуры, искусства, археологии, садово-паркового искусства. На заседании малого правительства Белгородской области одним из ключевых вопросов стало сохранение объектов культурного наследия. Об этом сообщает пресс-служба губернатора Белгородской области, а мы прочли эту информацию на сайте http://belgorod.bezformata.ru/listnews/ Чтобы мы могли это точно знать, учеными разного ранга была проделана огромная работа, в результате которой в 2007 году была завершена инвентаризация объектов культурного наследия области. Эта процедура показала, что в области появилось более 200 новых памятников истории и культуры. |
Учитель: | Большое спасибо вам, ребята за информацию. А я добавлю, что Постановлением правительства области утверждена долгосрочная целевая программа «Государственная охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Белгородской области на 2012-2016 годы». Слайд 4 Эта Программа нацелена на сохранение и рациональное использование памятников истории и культуры, а также поможет определить основные приоритеты в сфере их охраны. Чтобы сохранить историко-культурное наследие для потомков, много трудятся реставраторы. Так за период с 2008 по 2010 годы в области было отреставрировано 44 объекта культурного наследия, проведены охранные археологические работы на 19 памятниках археологии, отремонтировано и благоустроено более 700 памятников воинской славы. - А кто может сказать, что ждет памятники культуры нашего города в ближайшем будущем? |
Ученик: | На сегодняшний день в «скорой помощи» нуждается свыше 40 объектов культурного наследия, расположенных во всех районах области. В частности, в Белгороде будут проведены ремонтные работы в Доме Селиванова, где сейчас располагается Литературный музей, а также восстановлено здание бывшего городского кинотеатра «Орион», в котором разместится Белгородский государственный музей народной культуры. Об этом говорится на сайте http://mediatron.ru/news. |
Учитель: | - Скажите, пожалуйста, кто-то из вас уже выяснил, каков состав объектов культурного наследия нашей области? |
Ученик: | Слайд 5 Состав объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) по основным типологическим группировкам в Белгородской области на сегодняшний день может быть представлен следующим образом: архитектуры и градостроительства - 321; истории - 845; археологии - 908 ; искусства - 48 ; достопримечательные места – 2; садово-паркового искусства – 7. |
Учитель: | В своей деятельности по сохранению культурного наследия и приумножению культурных богатств области, Правительство области опирается на важные документы федерального значения, например Федеральную целевую программу «Культура России», которая была предложена в 2006 – 2011 гг. На ее основе была разработана и внедрена Областная целевая программа «Развитие и сохранение культуры и искусства Белгородской области в 2009-2013 гг». Работа по этим программам помогла выявить количество памятников, требующих реставрации. Их ориентировочно 40% от общего количества объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)- памятников истории, архитектуры и садово-паркового искусства. Всего же в нашем городе и области можно отнести к памятникам истории и воинской славы сооружения и памятные места, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, захоронения погибших за свободу и независимость Родины, представляющие историческую, научную и иную культурную ценность. На территории Белгородской области расположены 63 здания, являющиеся памятниками истории, и 782 памятника воинской славы. - Ребята, а какова позиция молодежи в вопросе сохранения культурного наследия нашего города, области? |
Ученик: | Среди молодежи нашего города ведется активная работа по вовлечению старшеклассников и студентов в волонтерские отряды для уборки прихрамовых территорий, ремонтных работ при реставрации памятников архитектуры и культуры и т.д. В Интернете, в социальной сети «Vkontakte» создана группа «Общество Сохранения Культурного Наследия. Белгородская область». Это сделано с целью изучения и сохранения культурного наследия Белгородской области. Главный субъект группы, её опора и костяк – молодежь города, как самая духовно и интеллектуально активная часть российского общества. Главный объект - историческое и культурное наследие России в различных его проявлениях. Такая работа помогает формированию в человеке не только чувства ответственности за свою малую Родину, не только помогает научиться ему ценить искусство, выраженное через совершенство храмовых форм, но и стать лучше в целом. |
Учитель: | Какие вы молодцы! Действительно ваша работа в составе волонтерских отрядов может значить очень многое для города и области. У известного писателя и публициста Д.С.Лихачева есть замечательная книга «Письма о добром и прекрасном»,адресованная всем нам, живущим в XXI веке, в письме 32 он писал: «…Самая большая ценность, которой награждает человека искусство, – это ценность доброты. Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее…» [9]. - Скажите, пожалуйста, как вы понимаете эти слова? |
Ученик: | Я считаю, что Д.С.Лихачев хотел сказать нам о том, что, прикасаясь к памятникам истории и культуры, мы как бы проходим обряд очищения души. Вот например при реставрации храмов, или при уборке храмовой территории столько мыслей хороших приходит! И чувство причастности к великому возникает и чувство ответственности рождается за историю своей малой Родины… |
Учитель: | Очень хорошо сказано…Правильно. А вот слова еще одного ученого, Е.А. Маймина: «Открытия, которые мы делаем с помощью искусства, не только живые и впечатляющие, но и добрые открытия. Знание действительности, приходящее через искусство, есть знание, согретое человеческим чувством, сочувствием. Это свойство искусства и делает его общественным явлением неизмеримого нравственного значения… Искусство в самом глубоком смысле этого слова человечно. Оно идет от человека и ведет к человеку – к самому живому, доброму, к самому лучшему в нем. Оно служит единению человеческих душ» [10]. - О чем ученый нам говорит? |
Ученик: | Ученый говорит об объединяющей силе искусства. О том, что искусство помогает человеку совершать добрые открытия и внутри себя самого тоже. |
Учитель: | Конечно, ребята, именно об этом слова ученых Лихачева Д.С.и Маймина Е.А. Об открытиях в душе человеческой чего-то нового, искреннего, доброго от соприкосновения с искусством. |
Слайд 6 Звучит музыка Карунеш. «Лунный храм» |
Учитель: | Сегодня мы говорим с вами о памятниках культуры нашего города. К ним же относятся и памятники православной культуры – храмы. У храмов Белгорода своя, длительная и интересная история. В нашем городе более 20 храмов, среди которых есть такие, которые пережили на своем веку очень многое. Но начнем мы свой рассказ с храма, которого, к сожалению, нет в нашем городе, но который оставил свой яркий след в его истории. Без храма – нет города, так думали в старину, и возможно, поэтому, первым на месте будущего города или поселения всегда возводился храм. Сегодня мы видим, что наш город день ото дня преображается, изменятся его облик. В нашем городе и области появляются новые храмы. И все-таки стоит поинтересоваться, а каким же был православный Белгород много лет назад? Что досталось нам от прошлых эпох? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно обратиться к книге архимандрита Анатолия (А.Ключарева) «Белгород и его святыня» [6] о прошлом Белгорода. - Пожалуйста, ребята, кто читал эту книгу? Что вы узнали? |
Учитель: | Очень хорошо, ребята. А к какой книге вы еще обращались в поисках информации о старом Белгороде? |
Ученик: | Еще мы обратились к книге А.М. Дренякина «Белгород с уездом», [5] где узнали, что в Белгороде «церкви, отличались благолепием, вызывали справедливый о том отзыв в Курских Епархиальных Ведомостях № 11 за 1871 год: « С 1593 г., говорит о. Анатолий, много пронеслось над его (Белгорода) головою бурь и непогод: но, верно, много также видел он над собою и опытов и милости Божией. Живым свидетельством его благодарной признательности к милующему и спасающему Богу служат великолепные и красивые церкви с их среброзлащенными иконами и громадными колоколами». Вот «Ведомость о числе монастырей и церквей в городе Белгороде на 1 января 1882 года» из книги Дренякина А.М. (Приложение 1) |
Ученик: | А еще в книге И. Кулегаева «Путеводитель по Белгороду: спутник приезжего с планом города» [7], подробно рассказывалось о Белгороде и его достопримечательностях. Эта книга служила путеводителем по городу для туристов. Есть здесь и информация о количестве церквей в Белгороде (на 1911 год): «всех православных храмов в Белгороде 15, из них два домовых: при архиерейском доме (в ограде мужского монастыря) и при мужской гимназии. Все храмы каменные; наибольший из них – Преображенская церковь (на базарной площади), а лучший по внешней архитектуре – Успенско-Михайловский (на улице Императора Николая II)». Слайд 7 Автор приводит и список церквей: 1) Покровская; 2) Николаевская; 3) Георгиевская; 4) Преображенская; 5) Смоленская; 6) Михайловская; 7)Введенская; 8) Успенско-николаевская; 9) Петропавловская; 10) Сергиевская; 11) Трехсвятительская; 12) Кладбищенская; 13) Собор новый; 14) Собор старый и домовая архиерейская; 15) Женский монастырь (2 церкви); 16) Евгеньевская (в муж. гимн.,). И кроме этого, замечает, что кроме православных храмов, есть римско-католический костёл (по Введенской улице, в новом городе), молельня баптистов, еврейская синагога (старая – по Введенской ул. во дворе Шумерина и новая – на углу Введенской и Сергиевской ул. |
Ученик: | А еще И. Кулегаев пишет в своей книге, что «11 сентября 1825 г. Свято-Троицкий монастырь, именовавшийся тогда кафедральным собором, посетил Император Александр I Благословенный проездом в Таганрог, а следом за ним (18 сент.) Императрица Елизавета Алексеевна. В 1826 г. Александр I в том же соборе провёл всю ночь с 11 на 12 января, но уже в гробе, оставленный здесь на это время для отдания почестей горожанами любимому монарху; «При Успенско-Николаевском соборе, на углу церковной ограды, изящная часовня, сооружённая в 1889 г. в память избавления Государя Императора Александра III и его Августейшего Семейства от угрожавшей опасности при крушении поезда 17 октября 1887 г.»; в память того же события устроена часовня в старых мясных рядах». |
Учитель: | Итак, ребята, изучив книги о старом Белгороде, вы соотнесли информацию, размещенную в них с тем, что сегодня видите в нашем городе. К какому же выводу вы пришли? |
Ученик: | Слайд 8 Мы пришли к выводу, что среди главных достопримечательностей старого Белгорода можно назвать сохранившиеся до сегодняшнего дня такие архитектурные памятники как: - XVIII века - Собор святого Иоасафа (Попова, 56), Успенско-Никольская церковь (Пушкина, 19), Покровская церковь в стиле, близком к барокко периода Петра Великого (Пушкина, 19-а), Смоленский собор около бывшей Базарной площади (Гражданский проспект); - XIX века - Крестовоздвиженская церковь (Везельская, 154), Преображенский собор (Попова, 11а), Гостиница "Европейская" (Славы, 37), Церковь Михаила Архистратига (Донецкая, 84) и пр.; |
Учитель: | Да, ребята, проходя по улицам Белгорода, мы сегодня можем не просто видеть, но и посетить некоторые из названных нами в сегодня храмов, и таким образом совершить путешествие в далекое прошлое. Слайд 9 Мы видим перед собой Смоленский и Преображенский соборы, Крестовоздвиженскую церковь и т.д. и становимся строже и серьезней. Путешествовать по городу, прикасаясь к великим святыням прошлого и настоящего, нам помогает карта памятников православной культуры города Белгорода. - Кто может сказать, ребята, что значит храм для человека? Зачем люди приходят в храм? |
Ученик: | Храм для человека, особенно верующего, значит очень многое. Сюда человек приходит, чтобы помолиться Богу, поблагодарить его за те радости, которые он дает в жизни, попросить утешения в печали, или чтобы просто побыть в тишине храма наедине со своими мыслями. |
Слайд 10 Звучит песня О. Газманова «Мой храм» |
Учитель: | Прекрасная песня известного певца и мы видим, ребята, как она созвучна только что сказанному вашим товарищем. Но мы сегодня совершаем экскурс в далекое прошлое, и побываем на том месте, где когда-то в городе Белгороде возвышался Свято-Троицкий собор. История нашего города свидетельствует, что на протяжении более трёх столетий главным храмом Белгорода был Троицкий собор. Слайд 11 Ведет свое начало собор от построенной в последнем десятилетии XVI века деревянной церкви Живоначальной Троицы. Она простояла недолго и сгорела во время литовского нашествия. В 1623 году был возведен новый Троицкий храм с двумя приделами — в честь Похвалы Пресвятой Богородицы и в честь Михаила Малеина. В 1667 году Троицкий храм стал кафедральным собором в образованной в том же году Белгородско-Обоянской епархии. Он представлял собой небольшой деревянный храм, построенный в смешанном византийско-русском стиле с одним большим и четырьмя малыми куполами. Но и эта церковь простояла недолго, пришла в негодность и в 1680-е годы была закрыта. В 1690 году при митрополите Авраамии на месте разрушенной деревянной церкви вновь был заложен теперь уже каменный собор во имя Святой Троицы, а в 1707 году он был освящен митрополитом Иустином. Об этом мы можем прочитать в книге Дренякина А.М. «Белгород с уездом..: [2] Слайд 12 «У одного изъ Iромонаховъ, о. Венiамина, сохранился списокъ, снятый имъ съ надписи, вырезанной на аспидной доске, открытой подъ главнымъ престоломъ, при обновленiи храма въ 1864 году Епископомъ Сергiемъ. Надпись эта такова: „Основася сiя Святая престольная Свят. Троицы Белгородская церковь въ льто 1690 при преосвященномъ Авраамiи, Митрополить Бълоградскомъ. Совершися-же и освятися преосвященнымъ Митрополитомъ 1устиномъ 1707 года. Обновися-же отъ ветхости и второе освятися преосвященнымъ 1оасафомъ Горленко, Епископомъ Бълоградскимъ и Обоянскимъ 1751 года, 1унiя 80 дня, въ третъежъ обновися и освятися преосвященнымъ Аггеемъ, Епископомъ Бълоградскимъ и Обоянскимъ 1782 г., 1аннуарiя 1 дня". В течение почти полутора веков этот величественный храм был главным собором Белгородско-Обоянской епархии. В 1833 году состоялся перевод архиерейской кафедры из Белгорода в Курск. По предложению епископа Курского и Белгородского Илиодора (Чистякова) Троицкий собор и архиерейский дом с прилегающими территориями становились монастырём. В марте 1866 года в Белгород на тройках доставили большой праздничный колокол для колокольни Троицкого собора весом 1045 пудов и 13 фунтов, отлитый на средства белгородского купца Н.И. Чумичова московским мастером Михаилом Алексеевичем Ольховиковым в Харькове на заводе А.Т. Рыжковой. Слайд 13 В 1897–1898 годах архимандритом Антонием был произведён капитальный ремонт Троицкого собора. И. П. Кулегаев сообщает, что в Троицком соборе «есть ходы с лестницами, ведущие под землю; предполагают, что отсюда можно было во время осады пробраться к р. Везёлке за водой». Известно, что Троицкий собор посещали российские монархи Екатерина II, Александр I, Николай I и Николай II. Посещение Белгорода последним императором Николаем II в 1904 и 1911 годах широко освещалось в местной печати. В Центральном государственном архиве кинофотодокументов Санкт-Петербурга хранятся три уникальные фотографии, на которых изображён государь в Белгороде. На одной из них он запечатлён в экипаже у колокольни Троицкого собора. Свято-Троицкий кафедральный собор был первым белгородским некрополем – он издавна служил усыпальницей белгородских архиереев. Здесь были похоронены все митрополиты, епископы и архиепископы, умершие в Белгороде, и два архиерея, умершие за его пределами. В склепе под Троицким собором в течение более полутора веков хранились нетленные мощи епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа, скончавшегося в Грайвороне после тяжелой двухмесячной болезни 10 декабря 1754 года. Свято-Троицкий собор стал первым из уничтоженных в годы советской власти белгородских храмов. Такова судьба одного из первых белгородских храмов. Печальная судьба. Сегодня на том месте, где когда-то стоял величественный Свято-Троицкий собор находится пещерка святителя Иоасафа как напоминание о том, что Свято-Троицкий собор был первым белгородским некрополем. Слайд 14 Но в 1923 году преемником Свято-Троицкого собора стал Преображенский собор. - Кто из вас,ребята,может рассказать о Преображенском соборе нашего города? |
Ученик: | Слайд 15 – 16 -17 Храм Преображения Господня был построен на средства прихожан на месте обветшавшего деревянного храма в 1813 году. Архитектор — Евгений Алексеевич Васильев. В августе 1911 года в левой, северной, части Троицкого собора была установлена рака и сень для нетленных мощей святителя Иоасафа, а в правой, южной, – шкаф с его облачениями. Известный художник Иван Сидорович Ижакевич расписал интерьер архиерейских покоев в Свято-Троицком мужском монастыре сюжетами из жизни святителя. В начале XX века приход храма исчислялся 186 горожанами. При храме действовала двухклассная церковно-приходская школа. В конце 20-х годов XX века, после закрытия Свято-Троицкого собора, Преображенский храм получил статус кафедрального собора. Но в 1962 году он также оказался в числе храмов, подлежащих закрытию. Здание храма было передано областному краеведческому музею. В 1990 было начато Богослужение в Ильинском приделе. Полностью собор возвращен Церкви в июле 1991 года. В сентябре 1991 года в Преображенский кафедральный собор были перенесены мощи святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца (1705-1754 гг.), которые сегодня являются главной святыней Белгородской и Старооскольской епархии. Также в соборе хранятся такие святыни как чудотворная икона Святителя Николая, именуемая «Николай Ратный» и икона Божией Матери «Знамение». |
Учитель: | Спасибо за столь интересный рассказ и демонстрацию святынь Преображенского собора. Мы видим, ребята, как день ото дня наш город преображается, как радуют слух и глаз жителей нашего города отреставрированные или вновь построенные храмы. - Скажите, пожалуйста, о каких храмах нашего города вы можете рассказать? Учащиеся рассказывают об известных им храмах. |
Ученик: | Слайд 18 Собор Святого Иоасафа. (Николо-Иоасафовский собор) |
Ученик: | Слайд 19. Смоленский собор |
Ученик: | Слайд 20. Храм архангела Гавриила |
Ученик: | Слайд 21. Храм Георгия Победоносца |
Учитель: | Спасибо, ребята, вы хорошо знаете храмы нашего города. Бывая в храмах, вы видите, большое внимание уделяется их поддержанию в надлежащем состоянии, по необходимости производится ремонт. Добавлю, что с 2009 по 2011 гг. планировалось построить в Белгородской области 109 новых храмов и восстановить 25. Ремонтно-восстановительные работы велись в 100 храмах на Белгородчине. Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн на одном из заседаний при губернаторе Е.С.Савченко обратил внимание на необходимость не только строительства и восстановления храмов, но и возведение часовен, памятников и установки мемориальных досок на местах, связанных с памятью святителя Иоасафа, исторических событий (например, отмечаемого в этом году 200-летия Полтавской битвы) и великих земляков. На этом совещании был предложен подписанный губернатором области Е. С. Савченко и владыкой Иоанном Перечень памятников культуры и архитектуры. Всего в перечне указано 283 объекта. В 2010 году был отремонтирован 21 существующий храм и построено 12 новых храмов. К концу 2011 года число новых храмов, построенных в Белгородской области за последние пять лет, достигло 80 [11]. Кроме этого, губернатор Белгородской области Евгений Савченко, отметил, что необходимо построить еще не менее 65 храмов, по большей мере, в селах, чтобы верующим не приходилось ходить в соседние села и города. К сожалению, ребята, мы не можем узнать точное количество действующих храмов на текущий момент, но оказалось, что это не известно даже специалистам. Дело оказывается в том, что: 1. Заканчивается этап массового строительства недорогих храмов. В области действует специальная программа по обеспечению населенных пунктов или их групп храмами. В связи с этим в последнее время храмы очень часто освящаются и пересчитывать их всякий раз - сложно. 3. На самом деле всегда (особенно до революции в том числе) было сложно с подсчетом так называемых домовых церквей в больницах, воинских частях, тюрьмах и школах из-за разного подхода к тому, что именно подсчитывается - здания, молитвенные помещения вообще или отдельные приходы. 4. Подсчет осложняют так называемые приписные церкви. Например, на Харьковской горе основной считается церковь Св. Софии и дочерей её, а рядом поменьше – св. Георгия. Она приписная. В пгт. Прохоровка в храмовом комплексе - то же самое. С точки зрения рядового человека - в обоих случаях это две церкви, а с точки зрения традиционной - это один приход, один причт, один клир. По примерным подсчетам специалистов, количество число церквей в нашей области вырастет в 1,5-2 раза. Тем не менее, мы понимаем, что нам необходимо беречь имеющиеся у нас в городе и области памятники православной культуры, относиться к ним с уважением и если это необходимо, помогать в восстановлении и реставрации тех храмов, которые в этом нуждаются. -Ну что же, ребята, заканчивая наше занятие, я хотела бы, чтобы вы мне ответили, почему я выбрала такое название к нашему сегодняшнему разговору: «Сохрани в своем сердце любовь…» |
Ученик: | Я думаю, что эти слова можно отнести ко всем проявлениям любви. Сохранить важно в свое сердце любовь к родине своей, к большой и малой, к ближнему своему, и, конечно же, к Богу… Храм является домом Божьим на земле и не любить храм нельзя. Здесь находит человек утешение и отдохновение…. |
Учитель: | Как верно подмечено. Спасибо вам большое. А в заключение ребята, я хотела бы подарить вам вот такие строки Слайд 22 Заходишь - чувствуешь – душа Приподнимается над миром Там холм стоит, под ним река И жизнь течет неторопливо...
Все замирает на мгновенье. Ты слышишь, слышишь голоса? И это хоровое пенье...
Тут чувства разные приходят. И ты мне, что не говори, Но не напрасно храмы строят... Хочется верить, что храмы на белгородской земле строят не напрасно, что каждый из вас найдет свой путь к храму…Однажды… А сейчас переверните свои листки ожиданий и с обратной стороны запишите, оправдались ли ваши ожидания? Все ли, что хотели узнать, вы сегодня получили на нашем занятии? Может, что-то было не так? (зачитывается несколько ответов. Краткий анализ) Спасибо вам, ребята, за активную работу на сегодняшнем занятии, я рада, что нам все удалось. До свидания. |
Список использованных источников
Белов В.И. Стихи и поэмы, - Белгород. Крестьянское дело. 1995.
Бородина А.В. Основы православной культуры /А.В.Бородина. Учебное пособие для учащихся основной и старшей ступеней образования.- М: Основы православной культуры, 2005
Грищенко Н. Опять звонят колокола. – Белгород, 1991.
Давыдов В.И. Духовные родники святого Белогорья.- Белгород,1992
Дренякин А. М. Белгород с уездом: историко-статистический очерк / А. М. Дренякин. – Харьков: Тип. окружного штаба, 1882. - 65 с
Книги о Белгороде. Белгород и его святыня. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bel.ru/belgorod/books/
Кулегаев И. Путеводитель по Белгороду : спутник приезжего с планом города. - Харьков, 1911. -74 с.
Летопись Белогорья. Достопримечательности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: belstory.ru/mir/dostoprimechatelnosti
Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном./ Д.С.Лихачев- М: Детская литература.-1985.-207 с.
Маймин Е.А.Искусство мыслит образами/ Е.А.Маймин.-М: Просвещение,1977.-144 с
Электронный ресурс: http://givc.ru/ projects/ passportculturalregion s/200/item3485/.
Электронный ресурс: http: //www.pravoslavie.by
Электронный ресурс:http: //www.ortho-rus.ru
Электронный ресурс: http: //www.bogoslovy.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спектакль о вреде курения "Прислушайся к своему сердцу..."
Сценарий спектакля о вреде курения, который ориентирован на детей 5-8 классов....
Внеклассное мероприятие "На любовь свое сердце настрою" (Творчество Б.Окуджавы)
Внеклассное мероприятие "На любовь свое сердце настрою" посвящено творчеству поэта-барда Булата Окуджавы. Цель мероприятия познакомить с биографией удивительного поэта, а также с его творческим наслед...
Сценарий праздника «Согреть своим сердцем» (ко Дню пожилого человека)
ЦЕЛИ: Развитие чувства благодарности, уважения к старшему поколению; Раскрытие личности ребенка, его творческие способности, художественного и эстетического вкуса, культуры речи и выразительного ч...
На любовь свое сердце настрою
Мероприятие для учащихся старших классов ко Дню всех влюбленных...
Как родителям привить своим детям любовь к пению
Дети всегда рады помузицировать и попеть....
ВСЛУШАЙТЕСЬ В НЕЕ НЕ ТОЛЬКО СВОИМ СЛУХОМ, НО И ВСЕМ СВОИМ СЕРДЦЕМ
Презентация к уроку...
Классный час. "Посели любовь в своем сердце"
Классный час "Посели любовь в своем сердце" основан на литературных произведениях. Цель. Воспитывать любовь и милосердие к родитеям, уважение к людям, доброту, толлерантность....