Анализ работы школьного краеведческого музея
материал по краеведению по теме

Гриценко Наталья Ивановна

 

Одним из приоритетных направлений воспитательной работы школы является гражданско-патриотическое воспитание. Координирующим и направ­ляющим центром этой работы стал школьный  краеведческий музей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_raboty_muzeya9-10.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы  школьного краеведческого музея МБОУ СОШ № 206

2009 – 2010 учебный год

Одним из приоритетных направлений воспитательной работы школы является гражданско-патриотическое воспитание. Координирующим и направляющим центром этой работы стал школьный  краеведческий музей.

В отчетном году деятельность музея была направлена на решение следующих задач:

- комплектование музейных фондов;

- осуществление экспозиционной работы;

- создание системы образовательно-воспитательной работы с использованием средств музейной педагогики;

- ведение фондовой работы;

- привития детям бережного отношения к историческим ценностям, героической славе русского народа;

- развитие творческих способностей, оформительских навыков, приобретение навыков культуры общения и уважения к людям старшего возраста;

- расширение кругозора и увеличения объема знаний учащихся в области истории, географии, культуры.

Музей работал  по трём направлениям: родной край, страницы военной истории; семья; школа. Действующие экспозиции музея постоянно пополнялись новым поисковым материалом.

За  истекший период было сделано:

Осуществлялось совместное сотрудничество с музеями: «Истории Октябрьского района»,  «Истории образования», с  Центром  развития личности «Мир на ладони», городским Центром истории Новосибирской книги, Новосибирским филиалом Российского фонда культуры.

Проводилась систематическая воспитательно - просветительская работа среди учащихся школы с целью приобретения музейных предметов, принадлежащих старшему поколению в семьях детей, за счет чего значительно пополнились музейные фонды за истекший период, что позволило расширить экспозицию и тематику экскурсионной работы музейного актива учащихся.

 Значительно расширился музейный актив учащимися 6 и 8 классов, что особенно важно, т. к. в этом возрасте начинает формироваться у детей устойчивая мотивация к тому или иному виду деятельности, происходит переоценка ценностей. Хочется отметить рост некоторых активистов музейного движения по ступенькам социального роста. Так Бородулина Жанна., Скрябина Татьяна, Москалёва Наталья, Кисленко Дарья из активных участников выросли в организаторов, что говорит об актуальности создания школьных музеев, т. к. это позволяет раскрыть творческий потенциал детей, активизировать их гражданскую позицию. Вырос уровень заинтересованности членов музейного актива в увеличении количества его членов и качестве пропагандистко - просветительской работы.

С целью создания необходимых условий для успешной социализации подростков ежемесячно проводились занятия с членами музейного актива в соответствии с планом проведения, занятия проводились руководителем музея, профессиональными музейными работниками как в ОУ , так и в государственных и общественных музеях, с  активами музеев других ОУ.

 Сформирована группа экскурсоводов, с которой проводились занятия руководителем музея совместно с педагогом дополнительного образования ДТиЮТ «Юниор» Сычёвой О.И. Юные экскурсоводы проводили экскурсии для учащихся школы, ветеранов ВОВ, родителей и гостей школы.

 Музейным активом учащихся совместно с учителями истории, литературы и классными руководителями проводились уроки мужества на материале музея, встречи поколений, вечера воспоминаний, конкурсные программы, военно-исторические викторины и другие игровые программы гражданско-патриотической направленности.

В течении всего года велась исследовательская работа, в которой принимали участие обучающиеся средних и старших классов, что также значительно пополнило фонды музея, расширило его экспозицию и как следствие - объем знаний учащихся по истории и краеведению.

Учащиеся школы приняли участие в городском и региональном командных конкурсах по истории, географии и культуре города Новосибирска, НСО и Сибири, в городской интеллектуальной игре «Новосибирцы в Великой Отечественной войне».

Совместно с заместителем директора по ВР организовывались и проводились экскурсии в профильные общественные и государственные музеи, посещались выставки по тематике музея, как членами музейного актива, так и учащимися ОУ в целом.

 Доброй традицией в нашей школе стали систематические рабочие встречи актива музея и учащихся с  членами «Союза воинов Афганистана»". Во время таких встреч активисты музейного движения рассказывают о своей деятельности, достижениях и проблемах. Гости делятся своим опытом, дают советы по развитию музея и совершенствованию форм и методов музейной работы. Эти встречи позволяют реально ощутить подросткам нерушимую связь поколений через выполнение общего социально - значимого дела и как следствие - активизировать свою гражданскую позицию, ощущая чувство гордости за страну, в которой они родились и растут.

Положено начало созданию информационной службы: оформляется  стенд "Музей и школа", содержащий информацию о деятельности музея, его достижениях, интересных выставках и экспозициях в других государственных и общественных музеях и выставочных залах г. Новосибирска; планируется создание страницы «Школьный музей» на сайте ОУ.

        Анализ работы школьного музея позволил выделить следующее:

1.     На протяжении десяти лет музей является центром гражданско-патриотического воспитания; на его базе проходят мероприятия, школа актива, экскурсионная работа, уроки истории, музей паспортизован.

2.     В музее работают школьники 6-9 классов, работает Совет музея.

3.     Организация массовых мероприятий и участие в них – это живая исследовательская деятельность самих учащихся.

4.     Взаимодействие с различными организациями и живыми свидетелями событий дают богатый материал для осмысления своей значимости.

5.     Взаимопомощь и сотрудничество учеников и учителей в исследовательской и экскурсионной работе дает положительные результаты: опросы, проведенные среди учащихся, показали, что учащиеся интересуются работой музея, принимают участие в подготовке музейных мероприятий, у них есть желание посещать его, большинство хотят стать экскурсоводами.

6.     Работая в музее, учащиеся приобретают навыки творческого мышления, самостоятельного поиска необходимой информации, учатся анализировать изучаемый материал и использовать его в повседневной жизни, общаться со сверстниками и старшим поколением, а также повышается их музейная культура.

7.     Старшеклассники помогают младшим адаптироваться в непривычной для них среде.

8.     Музей посещают ежегодно все классы школы, родители, жители города, ветераны.

          Таким образом, музей является воспитательным и образовательным пространством для приобретения гражданского поведения и формирования качеств гражданина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы школьного краеведческого музея

Учебно-тематический план для 1-11 классов....

Анализ деятельности школьного краеведческого музея "Летопись" 2012-2013 г.

Анализ работы школьного краеведческого музея за 2012-2013 учебный год....

Программа работы школьного краеведческого музея «Поиск».

Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на по...

Инновационные формы работы школьного краеведческого музея "Поиск"

Музейная педагогика направлена на формирование социокультурного образовательного пространства современных школьников, она способствует воспитанию личности с творческим типом мышления, развитой мировоз...

План работы школьного краеведческого музея

План поможет в работе руководителям музеев...

Формирование компетенций исторического познания в работе школьного краеведческого музея посредством использования информационно-коммуникативных технологий

Данная инновационная практика содержит сведения о направлениях развития инновационной деятельности школьного музея. Даны основные направления маркетинговой стратегии школьного краеведения....

Из опыта работы школьного краеведческого музея

Материал содержит информацию по реализации социального проекта ПАМЯТЬ...