Программа работы школьного краеведческого музея «Поиск».
статья по краеведению на тему
Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа работы школьного краеведческого музея «Поиск».
Народ, не знающий своего прошлого,
не имеет права на будущее.
А.С. Пушкин
Актуальность.
Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.
Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего поселка, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое.
История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего народа. История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей и многое другое.
Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее
культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего Отечества.
В системе дополнительного образования большое воспитательное значение имеет
работа школьного краеведческого музея по изучению истории своего родного края, которая становится одной из составных частей деятельности, как преподавателя, так и классного руководителя.
Поэтому в настоящее время школьное историческое краеведение стало занимать большое место в образовании и воспитании школьников. Рост интереса молодежи к прошлому своей страны, народным традициям, памятникам истории и культуры
значительно усилил роль краеведения в учебной и внеклассной работе.
Определяя задачи внеклассной работы, можно справедливо утверждать, что она направлена на достижение тех же целей, что и урок, но на ином материале и иными средствами.
Цели программы:
- Сохранение исторической памяти и наследия, развития интереса к истории своего народа.
- Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своего края и всей страны в целом.
- Развитие мотивации школьника к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей человечества через изучение и освоение истории своей малой родины.
- Укрепление нравственных позиций учащихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою малую родину, за свою Отчизну.
Основные задачи:
- Изучить историю возникновения и развития основной общеобразовательной школы.
- Исследовать историю своего родного края.
- Проводить поисковую работу в целях пополнения фонда школьного краеведческого музея.
- Помочь учащимся раскрыть свои способности, реализовать их в различных видах исследовательской деятельности.
- Воспитывать культуру общения с людьми старшего поколения.
- Вести поисковую работу по изучению жизни и деятельности людей, прославивших родное село.
- Проводить уроки, экскурсии в музее, посвященные истории школы для учащихся начальной и основной ступени.
- Организовывать встречи с ветеранами педагогического труда, работавших в разное время в Никулинской школе.
- Проводить уроки мужества совместно с ветеранами Великой Отечественной войны и детьми войны и оказывать им посильную помощь.
- Приобщать учащихся к поисковой деятельности по истории родного края и родной школы.
- Развивать информационно-коммуникативные способности учащихся, воспитывать толерантность по отношению к другим людям.
Содержание программы.
Основными направлениями в реализации программы музея «Поиск» будут:
• Духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
• Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
• Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
• Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувства благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
• Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
• Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
Ведущими направлениями деятельности краеведческого музея «Поиск», способствующими реализации цели программы, являются:
- Организация поисковой деятельности:
- Работа с архивными документами. Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях д.Никулино.
- Встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование. Переписка с земляками, проживающими за пределами села, района, области, родного края.
- Посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов.
- Поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры.
- Консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д.
- Написание ученических исследовательских работ в форме докладов и
рефератов и участие в научно-практических конференциях, конкурсах,
семинарах и т.п. на уровне школы, района.
- Оформительская работа:
а) составление альбомов, дневников, докладов-отчетов, рефератов;
б) оформление выставок, плакатов, планшетов, стенгазет, альбомов-раскладушек;
в) создание рукописной Книги Памяти (воспоминания участников войны).
- Просветительская деятельность:
а) проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д.
б) участие в литературно-краеведческих конференциях по опубликованным в печати исследовательским работам учащихся школы;
в) участие в районных, региональных и всероссийских конкурсах сочинений, краеведческих чтениях и научно – практических конференциях
Общественно – полезная работа с населением:
- Поздравления ветеранов с Днем пожилого человека, с Днем Победы.
-Оказание посильной помощи ветеранам села (уборка снега в зимний период, осенне-весенняя уборка территории перед домом, уборка помещения).
-Ведение дневника – перепись оставшихся в живых ветеранов, заполнение индивидуальных карточек.
Сроки действия программы.
Программа рассчитана на 4 года (с 5 по 9 классы).
Участники программы.
Совет музея «Поиск» создан на основе (5-9-х классов).
Возраст детей, участвующих в реализации программы с 10 до 15 лет.
Начинать работу по реализации программы можно в разное время, в разных классах.
Формы занятий.
Массовые, коллективные, групповые, индивидуальные.
Режим занятий.
С 14.30 до 15.30 часов. Один раз в неделю.
Ожидаемые результаты деятельности.
Ожидаемые результаты данной программы соотнесены с задачами и содержанием программы, дифференцированы по годам обучения и делятся на три группы:
1.Теоретическая подготовка по основным разделам программы.
2.Применение теоретических знаний на практике.
3.Формирование и развитие личностных качеств, развитие которых осуществляется в процессе реализации программы.
Школьный краеведческий музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на воспитание детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.
Краеведческое объединение дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях.
Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности. Это навыки поисковой работы: умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др.
Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевыми, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре своего края учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
По итогам занятий обучающиеся должны знать:
- историю своей семьи и своего рода в целом;
- историю названия своей деревни, историю близлежащих окрестных деревень Каширского края; улиц г.Кашира;
- основные исторические события, происходящие на территории края в разное время;
- историю развития школьного образования в селе на примере Никулин-
ской школы.
должны уметь:
- работать с различными видами источников получения информации;
- проводить исследовательские работы, находить решения различным поисковым проблемам;
- грамотно вести поисковые и исследовательские записи;
- владеть элементами, приемами написания и защиты исследовательской работы;
- составлять генеалогическое древо своей семьи;
Формы контроля и проверки достижений ожидаемых результатов:
- в качестве текущего контроля используются опросы учащихся во время занятий, проверка их исследовательских работ;
- в качестве средств итогового контроля применяется защита учащимися своих творческих и исследовательских работ с последующим обсуждением в группе;
- в качестве дополнительных средств контроля и проверки используются личные наблюдения педагога за учащимися, индивидуальные беседы с учащимися и их родителями.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: выставка творческих и исследовательских работ, оформление летописи семьи, конкурс сочинений, фотовыставки.
Оценка результатов.
Эффективность достижения целей программы оценивается
Во-первых: уровнем сформированности таких ценностных ориентиров, как любовь к Родине, интерес к истории, культуре своего народа; компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; компетентности в сфере гражданско-общественной социальной деятельности;
Во-вторых: результатами участия в краеведческих форумах, олимпиадах, конкурсах исследовательских работ, массовых мероприятиях, муниципальных и региональных научно-практических конференциях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/01/picture-115328-1349107692.jpg)
Анализ работы школьного краеведческого музея
Одним из приоритетных направлений воспитательной работы школы является гражданско-патриотическое воспитание. Координирующим и направляющим центром этой работы стал школьный краеведческий ...
Инновационные формы работы школьного краеведческого музея "Поиск"
Музейная педагогика направлена на формирование социокультурного образовательного пространства современных школьников, она способствует воспитанию личности с творческим типом мышления, развитой мировоз...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/31/picture-746338-1454189647.jpg)
Формирование компетенций исторического познания в работе школьного краеведческого музея посредством использования информационно-коммуникативных технологий
Данная инновационная практика содержит сведения о направлениях развития инновационной деятельности школьного музея. Даны основные направления маркетинговой стратегии школьного краеведения....
Из опыта работы школьного краеведческого музея
Материал содержит информацию по реализации социального проекта ПАМЯТЬ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/28/picture-1154029-1564322695.jpg)
Программа работы школьного краеведческого музея "Аврора"
Программа работы школьного краеведческого музея "Аврора" призвана повысить интерес школьников к истории родного края, воспитывать патриотов свего Отечества....