Материалы к открытому уроку по краеведению "Транспорт Саратовской области", 9 класс
методическая разработка по краеведению (9 класс) по теме

Разработка урока  о железнодорожном транспорте Саратовской области

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока по краеведению для 9-х классов.

Урок – презентация.

Тема: «Железнодорожный транспорт Саратовской области»

И.И. Федотова,   учитель географии школы № 42  г. Энгельса

Цели:  формирование и углубление знаний о родном крае по теме:

«Железнодорожный транспорт Саратовской области»; знакомство с работой ж/д транспорта на ст. Анисовка, населённого пункта, где мы проживаем;

повторение технологических особенностей ж/д транспорта; знакомство с историей развития ж/д транспорта области, изучение основных ж/д магистралей и транспортных узлов; определение значения железных дорог для развития Саратовской области; получение опыта по подготовке сообщений и выступлению с ними перед аудиторией.

Оборудование:    компьютер, физическая карта Саратовской области,

 контурные карты Саратовской области (у каждого на парте).

План урока:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Технологические особенности ж/д транспорта.
  3. История развития ж/д транспорта Саратовской области.
  4. Основные ж/д линии.
  5. Значение ж/д транспорта для развития области.
  6. Станция Анисовка – крупный ж/д узел Саратовской области.

Ход урока

I.  Вступительное слово учителя

 Ребята! Сегодня мы с вами посвятим урок железнодорожному транспорту Саратовской  области, а также нашей станции Анисовка, которая является крупным ж/д узлом области.

Для Саратовской области характерно развитие практически всех основных видов транспорта. Через территорию области протекает р. Волга – крупнейшая водная магистраль, проходят крупнейшие железнодорожные, автомобильные, воздушные и трубопроводные пути. Это объясняется уникальным географическим положением Саратовской области. Транзитные транспортные пути, проходящие через её территорию, связывают нашу область со многими регионами России и странами ближнего зарубежья.

Ведущую роль в области играет железнодорожный транспорт. Уступая автомобильному по количеству перевозимых грузов, он превосходит его по размеру грузооборота. Особенно велика роль транспорта во внешних связях области.

Рассмотрим подробнее этот вид транспорта (учитель знакомит учащихся с планом урока).

  1. Технологические особенности ж/д транспорта

Ребятам предлагается вспомнить из уроков географии, какими характеристиками обладает железнодорожный транспорт по плану:

  1. скорость
  2. себестоимость
  3. грузоподъёмность
  4. зависимость от рельефа, климата
  5. назначение

  1. История развития ж/д транспорта Саратовской области

(показ презентации)

  1. Строительство железной дороги

1-й ученик.     Неразвитость транспортных путей длительное время служила весьма серьёзным препятствием для развития экономики Саратовского края. Единственным видом сухопутного транспорта в середине 19 века оставался гужевой, для которого были характерны низкая скорость передвижения, высокая стоимость перевозок, малая грузоподъёмность.

     Поэтому с появлением паровых машин строительство железных дорог становилось серьёзным фактором для развития промышленности и торговли. В конце 50-х годов  о необходимости строительства железной дороги, соединяющей Саратовский край с центром России, всё настойчивее заговорило саратовское купечество и дворянство, связывая с этим строительством получение больших прибылей.

2-й ученик. «Саратовская железная дорога… будет путём соединения мест плодороднейших губерний Саратовской, Самарской и Тамбовской с центрами промышленности и торговли – Москвой и С. Петербургом. При таком положении она должна дать обильный доход», - писала газета «Саратовские губернские ведомости», в 1859 году, когда, наконец, царь разрешил строительство железной дороги Саратов- Москва.

1-й ученик. Было создано общество  Московско-Саратовской железной дороги, которое взяло на себя обязательство в течение 5 лет построить одноколейную дорогу от Москвы до Саратова, длинною в 725 вёрст. Но, построив всего лишь 117 вёрст путей, общество обанкротилось. Возникло новое общество, которое довело линию до Рязани. Затем ещё одни строители с трудом довели дорогу до Тамбова. И позже уже дорога была достроена обществом Тамбовско-Саратовской дороги.

Строительство велось небывалыми темпами, люди работали по 12-17 часов в сутки, получая за свой труд меньше прожиточного минимума. Жильё рабочего состояло из ямы – землянки и куска доски вместо постели. Похлёбка варилась из вонючей солонины, а чтобы люди не разбегались и не бунтовали, хозяева выставляли в зоне работ казацкую охрану.

2-й ученик.Первый участок Тамбов-Умёт, был открыт в 1870 году, через 5 месяцев поезда пошли до Аткарска, а 4 июля 1871 года открылось движение на участке Аткарск-Саратов. Для приёма поездов в Саратове построили небольшое здание вокзала, которое через 20 лет уже было перестроено и намного расширено.

В 1891 году произошло слияние дорог и образование Рязанско-Уральской железной дороги. С тех пор наша дорога стала называться Рязано-Уральской.

1-й ученик.Саратов стал крупным перевалочным пунктом. Половину всех грузов составляли нефть и нефтепродукты, мазут, керосин, смазочные масла. Перевозились продукты- мука, подсолнечное масло, жмых, пшеница, рожь. Уральское железо, лес и дрова. От московских фирм получали различные ткани. Водным путём доставлялось в Саратов Баскунчакская соль, после размельчения на специальных соляных мельницах её отправляли железной дорогой.

2. Саратовский железнодорожный мост

2-й ученик. Рязанско – Уральская дорога в то время была тупиковой. Волга являлась как бы  преградой, у которой обрывались стальные нити. Но Саратов имел железнодорожную связь с Заволжьем до Уральска. Дело в том, что до постройки ж/д моста между саратовским Увеком и покровским берегом существовала оригинальная паромная переправа, перевозившая вагоны с одного берега на другой.

Процесс переправы был таков: паровоз с вагонами подходил вплотную к стоявшему у берега парому, две подъёмные платформы с гидравлическими механизмами поднимали вагон за вагоном и опускали их на рельсы. Всего на пароме было 4 пары рельсов и вмещалось на них 28 вагонов, которые паром переправлял на другой берег и тем же путём вагоны с парома переносились на береговые рельсы. Переправа одного пассажирского поезда длилась в среднем 2 часа.

Зимой же рельсы клались на лёд, и вагоны тянулись лошадьми.

1-й ученик. Вопрос о постройке моста у  Саратова впервые возник в 1892 году.

Для городских структур сооружение моста сулило большой торговый оборот и значительное повышение стоимости городских земель, как в Саратове, так и в покровской слободе. Поэтому они настаивали на сооружении моста в самом городе в районе Глебучева оврага. Железнодорожники были заинтересованы в наиболее выгодной эксплуатации железнодорожной переправы и поэтому настаивали на его строительстве у посёлка Увек.

Споры длились несколько лет, и только в июле 1917 было решено, что строительство моста будет вестись у Увека, т.к. этот проект обходится дешевле.

2-й ученик. Октябрьская революция и Гражданская война препятствовали реализации проекта и только в 1926 году начались подготовительные работы для строительства моста.

Само строительство началось в 1930 году. Мост строился трудно и долго.

13 апреля 1934 года произошла крупная трагедия. При сборке пролётных строений  произошла деформация пролёта, и мост буквально развалился…. Время было обеденное, и большинство рабочих в целях экономии времени ели прямо на рабочих местах. В результате аварии всех сбросило в Волгу. Падая с 14-метровой высоты, люди пробивали своими телами лёд, который ещё кое-где покрывал реку, но спастись не могли – тающий лёд был ещё достаточно крепок и не давал плыть, но не выдерживал тяжести людей, которые пытались выбраться из ледяной воды. Тогда в Волге утонуло около 150 человек, но точных данных в архивах нет. Официальные органы и газеты тех лет об этом молчали. Все погибшие похоронены на увекском кладбище  Саратова, которое и образовалось после этой аварии.

17 мая 1935 года мост длинною в 1850 метров был принят в эксплуатацию. Паромное соединение было ликвидировано, а благодаря мосту можно было переправлять значительно больше грузов, чем раньше. Постройка моста открыла выход с Поволжья на Урал, Сибирь и Среднюю Азию.

1-й ученик. Рязанско-Уральская дорога просуществовала до 1953 года, и решением Совета Министров СССР Рязанско-Уральская и Сталинградская дороги были объединены в одну – Приволжскую.

Сегодня на территории нашей области проходят участки Юго-Восточной ж/д ( на западе области ) и Приволжская железная дорога.

Протяжённость всех железных дорог области составляет 2326 км.

 Расстояние до Москвы 854 км

На долю железной дороги  приходится 90 % - грузооборота и 40 % пассажирооборота.

Железнодорожный вокзал ст. Саратов-1 обеспечивает обслуживание пассажиров двух крупных городов: Саратова и Энгельса и прилегающих районов области.

Вокзал рассчитан на обслуживание 3200 пассажиров. В настоящее время пассажиропоток на вокзале- 4000 человек в сутки (в среднем).

  1. Основные железнодорожные линии

Используя физическую  карту и контурную карту в презентации, учитель показывает основные ж/д линии Саратовской области и кратко рассказывает о них. Учащиеся внимательно следят  за учителем и зарисовывают все линии в  контурных картах, лежащих у каждого на парте.

Основные ж/д линии:

  1. Главной транзитной линией является Москва - Саратов - Оренбург. В области она проходит в широтном направлении через станции

          Ртищево – Аткарск – Саратов – Ершов - Озинки

Эта линия связывает Саратов с Москвой, Уралом, Сибирью и

Средней Азией.

  1. Остальные линии располагаются в меридиональном направлении.

На западе дорога

                 Ртищево - Балашов

Связывает область с Пензой и Украиной.

  1. Вдоль побережья Волги проходит дорога

                   Сенной – Саратов - Карамыш   (с дальнейшем продолжением на север - в Ульяновскую область и на юг – в Волгоградскую).

  1. Так же на территории области имеются ж/д ветки, соединяющие отдельные районы с основными магистралями:

- Аткрск - Калининск

- Аткарск - Петровск - Сенной - Вольск

- Урбах - Красный Кут - Ал. Гай

- Ершов – Пугачёв

- Пугачёв – Балаково - Вольск

  1. Значение железнодорожного транспорта для развития области

Ж/д транспорт является важным для развития отраслей промышленности и сельского хозяйства Саратовской области. Благодаря ж/д транспорту предприятия имеют связь с другими регионами  страны, происходит обмен сырьём и готовой продукцией. В первую очередь это связь с Центральной Россией, Уралом, Казахстаном.

  1. Станция Анисовка – крупный ж/д узел Саратовской области

                                  (показ презентации  ст. Анисовка)

Учитель.

Наша станция Анисовка была образована в 1984 году для транзитного пропуска поездов, и сегодня является крупным транспортным узлом Саратовской области.

Она так же входит в список крупных сортировочных станций нашей страны.

В 1953 году она получила статус сортировочной станции.

На Приволжской ж/д является 2 по величине и значимости после ст. им. М.Горького в г. Волгограде.

Процесс сортировки:

Поезда, прибывающие на станцию, распускают по одному или группами через горку. Сортируются вагоны по нужным направлениям и накапливаются в сортировочном парке. Сортировочный парк состоит из 27 рабочих путей, а всего их 37. Составы  готовы к отправлению со станции, когда они будут соответствовать определённой длине и весу поезда. За сутки распускают до 1200 вагонов.

Всё управление процессом сортировки  вагонов и движения поездов осуществляется с поста ЭЦ (электрической централизации).

Роспуском прибывающих составов руководит дежурный по горке, и помогают ему в этом операторы.

Так же в этом здании находится маневровый диспетчер, который руководит общей работой станции. Дежурные по станции, используя пульт-табло, руководят движением поездов.

В здании поста ЭЦ установлена аппаратура АСКОПВ (автоматическая система контрольного осмотра прибывающих вагонов). Дело в том, что на входе станции с севера и с юга установлены ворота с камерами наблюдения. Операторы по прибытию и отправлению с помощью аппаратуры, установленной в здании и с помощью АСКОПВ, контролируют состояние каждого вагона в составе.

Станция оснащена автоматизированной системой управления (АСУ станции), рабочие места всех работников станции оснащены персональными компьютерами, входящими в систему АСУ. Вся информация по работе станции стекается в ВЦ, обрабатывается и через СПД (систему передачи данных) - передаётся в ВЦ г. Саратова, а затем в Москву.

На ВЦ находится видеосервер – с его помощью ведётся наблюдение за сортировочной горкой и близлежащих парков.

Так же в здании Поста ЭЦ работают  механики СЦБ, связисты, радисты, которые занимаются обслуживанием технических средств.

На территории ст. Анисовка находится единственное в области электродепо, где производится ремонт и техническое обслуживание электропоездов. Электродепо представляет собой большой ангар со смотровыми каналами внизу, предназначенных для осмотра  и ремонта вагонов.

Та же находится современный моечный комплекс, где идёт автоматический процесс мойки вагонов.

Каждый день из депо выезжают отремонтированные и чистые электрички. Десятки тысяч людей доставляют они в разные населённые пункты нашей области и за её пределы (например, в Волгоград).

Электрификация  железных дорог сегодня коснулась в большей степени  района правобережья области и поэтому  все электропоезда, выезжающие со станции Анисовка, имеют западное направление (на Аткарск, Ртищево, Балашов, Сенная).

Там, где нет электрификации, для перевозки пассажиров используется рельсовый автобус. Всего по области их 5 штук.

  1. у нас, направлением Анисовка-Покровск
  2. в Сенной
  1. в Аткарске
  1. работает на подмене, находится у нас в Анисовке.

В районе п. Угольник расположено локомотивное депо. Там тоже осуществляется ремонт и техническое обслуживание, но только уже локомотивов. Этими локомотивами осуществляется вывоз готовых поездов с сортировочного парка (о котором говорилось ранее).

Железнодорожный  вокзал станции Анисовка это небольшое здание, внутри которого находится зал ожидания и билетная касса, где каждый из вас может приобрести билет в любой конец нашей страны. Это наши с вами маленькие ворота  в страну, в мир.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Транспорт Саратовской области Виды транспорта: Железнодорожный Воздушный Речной Автомобильный Трубопроводный

Слайд 2

Железнодорожный транспорт

Слайд 3

Воздушный транспорт

Слайд 4

Речной транспорт

Слайд 5

Автомобильный транспорт

Слайд 6

Трубопроводный транспорт

Слайд 7

Работа транспорта оценивается несколькими показателями: Количество перевезенных грузов (млн. т.) Количество перевезенных пассажиров (млн. чел.) Грузооборот (т•км) – произведение количества перевезенного груза (т) на дальность его перевозки (км) Пассажирооборот (чел•км) - произведение количества перевезенных пассажиров (чел) на дальность перевозки (км)

Слайд 8

Технико-экономические особенности видов транспорта Скорость Стоимость Грузоподъемность Зависимость от рельефа и климата Назначение

Слайд 9

Каждый город области имеет свои «ворота» в страну, в мир. У Саратова много таких «дверей»: - Железнодорожный вокзал

Слайд 10

Каждый город области имеет свои «ворота» в страну, в мир. У Саратова много таких «дверей»: - Автовокзал

Слайд 11

Каждый город области имеет свои «ворота» в страну, в мир. У Саратова много таких «дверей»: - Аэропорт

Слайд 12

Каждый город области имеет свои «ворота» в страну, в мир. У Саратова много таких «дверей»: - Речной порт

Слайд 13

Представляем железнодорожный транспорт Саратовской области Технологические особенности: низкая скорость; низкая себестоимость; высокая грузоподъемность; зависимость от рельефа; всепогодность.

Слайд 14

История развития 50-е годы XIX века – возникает необходимость строительства железной дороги, которая соединяла бы Саратовский край с центром России. 1859 г. – царь Александр II подписывает указ о разрешении строительства железной дороги Саратов-Москва

Слайд 15

История развития Долгих 12 лет шло строительство дороги . 1871 г. – открылось движение на последнем ее участке Аткарск-Саратов.

Слайд 16

История развития Для приема поездов в Саратове построили небольшое здание вокзала. Через 20 лет оно было перестроено и намного расширено.

Слайд 17

Слияние Уральской дороги и дороги Саратов-Москва привело к образованию Рязанско-Уральской ж / д (РУЖД). История развития

Слайд 18

История развития

Слайд 19

История развития РУЖД была тупиковой: Волга являлась преградой, у которой обрывались стальные нити. До постройки ж / д моста между Увеком и покровским берегом существовала оригинальная переправа, перевозившая вагоны с одного берега на другой.

Слайд 20

История развития Паром «Саратовская переправа» РУЖД Один паром вмещал 28 вагонов. Переправа одного поезда длилась 2 часа.

Слайд 21

История развития Паром и ледокол на переправе

Слайд 22

История развития Переправа вагонов по льду

Слайд 23

История развития В 1892 году впервые возник вопрос о строительстве ж / д моста. Для купцов и помещиков это сулило большой торговый оборот. Шли ожесточенные споры по поводу выбора места под строительство моста. Существовало 2 варианта: 1. в самом г. Саратове, выше Глебучева оврага; 2. переход Волги у п. Увек.

Слайд 24

История развития Преимущество было отдано второму варианту вследствие более низких затрат на строительство. Строительство моста началось лишь в 1930 году, т. к. Октябрьская революция и Гражданская война мешали реализации этого проекта. Строительство шло 5 лет.

Слайд 25

История развития Дата открытия – 17 мая 1935 года , общая длина – 1850 м .

Слайд 26

История развития РУЖД просуществовала до 1953 года, и решением Совета Министров СССР Рязанско-Уральская и Сталинградская дороги были объединены в одну – Привололжскую. Сегодня на территории нашей области проходят участки Юго-Восточной ж / д (на западе области) и Приволжская ж / д.

Слайд 27

История развития Протяженность всех железных дорог области составляет 2326 км. Расстояние до Москвы – 854 км. На долю железных дорог приходится 90% грузооборота и 40% пассажирооборота. Ж / д вокзал ст. Саратов-1 рассчитан на обслуживание 3200 пассажиров. В настоящее время пассажиропоток на вокзале составляет в среднем 4000 чел / сут.

Слайд 28

История развития Вокзал. 70-е годы.

Слайд 29

История развития Вокзал. 2008 г.

Слайд 30

История развития

Слайд 31

Основные ж / д линии

Слайд 32

Основные ж / д линии

Слайд 33

Основные ж / д линии 1.Главной транзитной линией является Москва-Саратов-Оренбург . В области она проходит в широтном направлении через станции Ртищево-Аткарск-Саратов-Ершов-Озинки . Эта линия связывает Саратов с Москвой, Уралом, Сибирью и Средней Азией.

Слайд 34

Основные ж / д линии 2. Остальные линии располагаются в меридиональном направлении. На западе дорога Ртищево-Балашов связывает область с Пензой (это Среднее Поволжье) и Украиной.

Слайд 35

Основные ж / д линии 3. Вдоль побережья Волги проходит дорога Сенная-Саратов-Карамыш (с дальнейшим продолжением на север – в Ульяновскую область и на юг – в Волгоградскую).

Слайд 36

Основные ж / д линии 4. Также на территории области имеются ж/д ветки, соединяющие отдельные районы с основными магистралями: - Аткарск-Калининск ; - Аткарск-Петровск-Сенная-Вольск ; - Урбах-Красный Кут-Александров Гай ; - Ершов-Пугачев ; - Пугачев-Балаково-Вольск .

Слайд 37

Станция Анисовка

Слайд 38

Станция Анисовка была образована в 1894 году для транзитного пропуска поездов. Сегодня является крупным транспортным узлом Саратовской области. Она также входит в список крупных сортировочных станций нашей страны. В 1953 году получила статус сортировочной станции. На Приволжской железной дороге является второй по величине и значимости после станции им. М. Горького в г. Волгограде.

Слайд 39

Процесс сортировки Сортировочная горка. Роспуск вагонов

Слайд 40

Процесс сортировки Сортировочный парк

Слайд 41

Космический снимок

Слайд 42

Пост ЭЦ

Слайд 43

Дежурный по горке

Слайд 44

Дежурный по горке и операторы

Слайд 45

Пульт-табло управления поездами

Слайд 47

Аппаратура АСКОПВ (автоматическая система контрольного осмотра прибывающих вагонов)

Слайд 48

Вычислительный центр

Слайд 49

Видеосервер

Слайд 50

Ст. Саратов-1.

Слайд 51

Ст. Анисовка. Электродепо. Цех ремонта электропоездов.

Слайд 52

Вагономоечный комплекс

Слайд 53

Вокзал ст. Анисовка. 2008 год.

Слайд 54

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект и дополнительные материалы к открытому уроку по геометрии 8 класс с использованием интерактивной доски и компьютерного тестирования.

Место урока в учебном плане: урок в  разделе «Площадь многоугольника».Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Цели урока: обобщение изученного материала по теме "Площадь многоугольника"...

Материалы к открытому уроку по физике в 10 классе. Тема "Газовые законы". Направление "Подготовка к ЕГЭ"

В материалах представлена презентация, план-констект урока и раздаточный материал для проведения урока по подготовке к ЕГЭ в 10 классе по теме "Газовые законы"....

Материалы к открытому уроку "Winter Fairy Tail" в 4 классе по учебнику Биболетовой М.З. "Enjoy English"

Урок английского языкав 4 классе по учебнику Биболетовой М.З. "Enjoy English" по теме "Прошедшее время"...

Материалы к открытому уроку по литературе в 6 классах

Тема: «Н.В. Гоголь. Страницы биографии. Знакомство с творчеством писателя на примере повести «Ночь перед Рождеством»»Цель: образовательная – познакомить со страницами жизни и творчества Н.В. Гоголя. П...

Материалы к открытому уроку географии 5 класса "Открытия русских путешественников"

Разработка содержит технологическую карту урока географии в 5 классе по теме "Открытия русских пуьешественников",  разработанну.ю в соответствиии с ФГОС ООО,...

Урок по теме "Саратовская область: население и хозяйство". 9 класс

Технологическая карта урока краеведческого характера. В материале представлены новейшие статистические данные....