Отечество. Программа для школьного музея
рабочая программа по краеведению по теме

Алеева Эльза Гусмановна

Целью программы является - создание в школе единого воспитательного пространства продолжающего традиции по патриотическому воспитанию в духе уважения к старшему поколению, к истории Отечества и Малой Родины, к истории своей семьи, и наконец, осознания того, что залогом успешного развития страны является высокая духовность, позитивная гражданская позиция, патриотическое сознание граждан страны коими являются наши воспитанники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_otechestvo.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Заместитель директора

по воспитательной работе

-----------------------

Тома Н.Л.

«Утверждено»                                                                       Директор  ВСОШ №1


-----------------------

Гильманова Е.С.

                                                                     

Дополнительная образовательная программа

«Отечество»

при школьном музее Высокогорской средней школы.

Год разработки: 2002.

Возраст воспитанников:11-15 лет.

Срок реализации: 1 учебный год

Ф.И.О.,должность автора дополнительной образовательной программы:

Алеева Э.Г., учитель английского языка, руководитель школьного музея.

Поселок - станция Высокая Гора. 2011.

Пояснительная записка.

Целью воспитания является организация целенаправленного процесса вхождения ребенка в современное общество, развитие его способностей жить в нем достойно, формирование системы ценностных отношений ребенка к окружающему миру, в результате которого формируется личность, способная строить жизнь, достойную человека.

  Изменения в обществе, особенно за последние 20 лет, показали, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, падение духовных ценностей, оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма, что привело  к утрате в нашем обществе традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании укоренилось равнодушие, эгоизм, индивидуализм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

  В  этих условиях общественные и государственные организации осознают неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства, что выражено

в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации.

  Все вышесказанное учитывалось при составлении образовательно-развивающей, музейно-краеведческой программы «Отечество», рассчитанной на реализацию в общеобразовательных школах.

  Название программы «Отечество» не случайно: она является частью внутришкольной воспитательной системы, приоритетными задачами которой являются воспитание у молодежи таких качеств как гражданственность, уважение к истории своей страны, семьи, к старшему поколению, все то, что лежит в основе принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе об образовании Российской Федерации.

  В основе программы лежат принципы личностно-ориентированного подхода, доступности, социальной значимости, преемственности, результативности.

  Целью программы является - создание в школе единого воспитательного пространства продолжающего традиции по патриотическому воспитанию в духе уважения к старшему поколению, к истории Отечества и Малой Родины, к истории своей семьи, и наконец, осознания того, что залогом успешного развития страны является высокая духовность, позитивная гражданская позиция, патриотическое сознание граждан страны коими являются наши воспитанники.

  Реализация данной цели обеспечивается решением следующих задач:

1.Развитие школьной гуманистической системы воспитания, где главными критериями являются: формирование позитивной гражданской позиции и патриотического сознания.

2. Воспитание ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации посредством участия в краеведческих познавательных проектах, в общественно - значимых делах.

3. Развитие форм музейной педагогики посредством разработки и использования активных форм занятий с вовлечением всех возрастных групп школьного возраста, а в перспективе связь с дошкольными учреждениями.

4. формирование у воспитанников группы «Поиск», «Забота» практических умений и навыков поисково-исследовательской работы.

  В реализацию данной программы включены следующие возрастные группы: группа «Поиск» (ведут поисково-исследовательскую, культурно-агитационную работу)-14-16 лет, группа «Забота» (осуществляют помощь ветеранам войны и труда, нуждающимся в заботе)-12-16 лет.

  Программа рассчитана на 1 учебный год. Содержание программы варьируется, так как исторические события, происходящие в стране, вносят свои коррективы.

  Программа представляет собой комплекс блоков и подпрограммы по различным направлениям, нацеленных на решение поставленных задач, на формирование и развитие личности воспитанника. Работа по программе ведется в трех направлениях: «Школьный музей», «Забота», «Агитка».

   Рабочий режим занятий 2 часа в неделю, 8 часов работа в школьном летнем лагере, работа группы «Забота» в течение года.

  В результате осуществления программы ожидается:

- повышение духовно-нравственного уровня воспитанности;

- повышение уровня творческой и общественной инициативы;

- овладение практическими навыками сбора, систематизации материала биографического, краеведческого и исторического характера.

  В программе предусмотрена теоретическая часть, которая формирует у учащихся интерес к изучению истории родного края, выработки навыков работы с научной и энциклопедической литературой, с периодическими изданиями, умение пользоваться справочниками и архивными документами.

  Практическая часть программы способствует развитию творческой и общественной инициативы, где дети самостоятельно ведут поисково-исследовательскую работу, экскурсии, принимают участие в агитках, сборах, митингах, встречах и т. д.

  Для проверки сформированных ЗУН не используется оценочная система.

Основным методом контроля и управления образовательным процессом является наблюдение и анализ результатов деятельности воспитанников. Подведение итогов проходит в  форме выставок, участия в учебно-исследовательских конференциях, конкурсах, культурно-массовых мероприятиях, участие в общественно-значимых делах, через общественное признание деятельности воспитанников.

Содержание дополнительной образовательной программы.


Блоки

Воспитательные задачи

Тема

Основное содержание

Основные формы

Школьный музей

1.Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности.

2.Развитие познавательных способностей и общественной активности.

3. Формирование практических умений и навыков поисково-исследовательской работы, музееведения:

-поиск и сбор краеведческого материала;

- учет и хранение собранных документов и предметов, имеющих историческую ценность;

- систематизация и методическая обработка, оформление и экспонирование материалов;

- использование материалов музея в учебно-воспитательной работе в школе, пропаганда исторических материалов через СМИ, проведение экскурсий, выступление агиток, участие в конкурсах по краеведению

1.Введение в музееведение.

Организация музейного дела.










2.Фонды музея. Научная организация фондовой работы.




























3. Учет и хранение фондов.








4. Поисково-исследовательская работа.












5. Экспозиционная работа.






6. Подготовка и проведение экскурсий.































1. Организация и изучение фондовых архивных материалов.

Возникновение отечественной теории и методики музейного дела. Ознакомление с понятием «музейная педагогика».

Практическое занятие. Выбор Совета музея. Общее знакомство с экспонатами музея, поиск информации по справочникам о крупных музеях разных профилей.


Музейный предмет – как источник знаний. Типы и группы музейных предметов. Состав и структура фондов музея.  Организация фондовой работы в школьном музее. Знакомство с основным фондом музея. Основной фонд:

- вещественные памятники, предметы быта, одежда, оружие, мебель;

- печатные и рукописные книги, газеты, журналы, письма;

- изобразительные материалы, фотографии;


Вспомогательный фонд:

- макеты, стенды.

Практические занятия. Разработка и проведение поиска по конкретной теме. Изучение книги «Память», сверка списков односельчан, погибших во время войны. Знакомство с приемами определения, классификации и систематизации предметов, определение «подлинник и копия».


Инвентарная книга. Шифровка. Приемы выдачи предметов, организация хранения. Практическая часть. Проведение инвентаризации, шифровки и первичной научной обработки материала.


Углубленное изучение тем: «Основные этапы Великой Отечественной войны», «История школы». Поиск материала по научной литературе, периодике, в архиве. Встреча с ветеранами. Оформление материала в реферативную форму. Составление агитки. Составление экскурсии. Составление альбома.


Подбор материалов в фондах, сбор материалов, практическая часть:

 - Составление экспозиции, выставок.


Изучение темы экскурсии. Изучение материалов экспозиции, соответствующей литературы по темам:

- История 334 стрелковой Витебской ордена Суворова дивизии.

- История Трудового Кранного Знамени.

- Выпускники школы, ушедшие на фронт.

- Герои Советстского Союза-наши земляки.

Проведение активных форм занятий в музее по темам:

- Это старая, новая история.

- Что поддерживало дух солдат в бою.

- Где  сладкий шепот…(О доме Боратынских в д. Каймары).

- Политинформации. Примерные темы:

- Прорыв блокады Ленинграда, Сталинградская битва. Молодогвардейцы и т.д.

-Экскурсия по школе (на русс. и

англ.  яз.)

-проект «Школа года»,

«История школы» с использованием информационных технологий.


Инвентарная книга. Научная обработка фондовых материалов, архивных материалов. Практическая часть:

- Экскурсии в районный архив,

 - работа с архивными документами.

Лекция-беседа.

Практикум: обзор материала, работа с литературой.







Лекция-беседа.

Практикум: обзор материала, определение, классификация систематиза-ция.























Лекция-беседа.

Практикум:                                                                                      

инвентаризация







Поисково-исследователь-ская работа, систематизация

оформление,

составление

материала для

выступлений.



Практикум: под-бор материала,

систематизация




Практикум: работа с фондами музея,

научной литературой,

подготовка,

ведение экскурсий и занятий,

проектная работа с использованием

РС.




















Экскурсия.

Практикум:

изучение архивных материалов.





Забота







Воспитание в духе уважения к старшему поколению.

Формирование  умения общаться и вести себя корректно и вежливо в отношении людей старшего поколения.


 Трудовой десант «Искорки добрых дел».

Оказание моральной поддержки.





Оказание помощи по хозяйству.


Поздравления с праздниками, стабильная связь с подопечными, заинтересованность о состоянии здоровья и нуждах.

Трудовой десант










Агитка













Воспитание гражданской активности.

Создание условий для творческой самореализации воспитанников, выявление и развитие  у них творческих способностей.








Традиционные  КТД:

- 8 февраля «День юного героя антифашиста». Дети и война.

- 23 февраля «Вахта памяти».

- Основные события Великой отечественной войны.

 - 9 мая «День памяти».

- Гитара по кругу».

- День Конституции. Символика государства.

- День защиты детства.

-Пропаганда исторических материалов через СМИ.

Освещение значимых событий в

истории общества для широкой аудитории.











Линейка,

политинформа-ция, кл. час,

митинг, роди-тельское собрание, деловая игра.








Работа с родителями






 Взаимодействие с семьями воспитанников для создания единой воспитательной среды.





Анкетирование (дом. адрес, место работы, тел.)

Родительское собрание с показом экскурсий.

Приглашение родителей на митинг 9 мая


Анкетирование (дом. адрес, место работы, тел.)

Родительское собрание с показом экскурсий.

Приглашение родителей на митинг 9 мая.


Анкетирование,

род-ое собрание,

митинг, экскурсия.




Методичес-кая работа.


Дальнейшая систематизация и обобщение педагогического опыта.








Систематизация материала.

Обобщение материала.

Участие в семинарах по обобщению и распространению опыта.


Разработки тематических экскурсий с использованием  

активных форм работы, агиток, политинформаций,  

проектов.

Составление методических разработок для учителей.


             


Оформление тематических папок,

участие в семинарах.






Календарно-тематическое планирование.


Тема


Кол-во часов

теор.    практ.     всего


Дидакт. материал.

Техн. оснащение.


Формы контроля


Введение. Организация музейного дела.


Фонды музея. Научная организация фондовой работы.


Учет и хранение фондов


Поисково-исследовательская работа(индивидуальная работа)


Экспозиционная работа.


Подготовка и проведение экскурсий (индивидуальная работа).


Культурно-массовая работа.

Агитка.


Забота



Работа с родителями.


Методическая работа.


    1                 1                2



    1                 1                2



    2                 4                6


    4                16               20




    4                 4                8


    25             15               40




   10               6                16



В течение года.



                      3                3


  10               4                 14


Фонды музея, экспонаты.



Фонды музея



Инвентарная книга


Фонды музея, научная лит-ра,

архивные мат-лы.


 

Фонды музея.

 

Фонды музея, научн. лит-ра,

архивные мат-лы.



Фонды музея, видео, аудио кассеты, дискеты, РС.


Орудия труда.



Анкета.


Собранные материалы.


Опрос, анализ практ. навыков.



Опрос, анализ практ. навыков.



Тест, анализ практ.  навыков


Анализ рефератов, выступлений, участие в конкурсах.


 

Анализ работы, общественная оценка.

Анализ проведенных экскурсий,

Общественная оценка.



Анализ проведенных КТД,

общественная оценка.


Анализ проведенных дел,

общественная оценка.


Беседа с родителями.


Участие в работе метод. объединений по обобщению опыта, участие в конкурсах.

Список литературы.

1.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

2.Закон «Об образовании» Российской Федерации.

3.Воспитание школьников во внеучебное время. В.П. Кыркалов, П.Э. Шпитальник.,

Москва, «Просвещение», 1971 г.

4. Очерки истории Высокогорского района республики Татарстан. Казань, изд-во «Мастер Лайн», 1999 г.

5. Районная газета «Высокогорские вести».

6. Классный руководитель. Научно-методический журнал.Москва.

7. Книга «Память».

8. Руководителю школьного музея. Положение о школьном музее. Г. Казань, 1980г.

9. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг. Москва, Советская энциклопедия, 1985г.

10. Большая советская энциклопедия.