Программа работы школьного музея "Растим патриотов России"
материал по краеведению на тему
Цель программы – создание условий для повышения гражданской ответственности учащихся за судьбу своей страны и родного края, укрепления чувства сопричастности школьников к великой истории и культуре России.
Задачи Программы:
• совершенствование форм и методов работы по патриотическому воспитанию школьников;
• обеспечение исторической преемственности поколений станицы Милютинской;
• организация познания учащимися историко-культурных истоков на уровне чувственного опыта сопричастности к прошлому своего большого и малого Отечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_shkolnogo_muzeya.docx | 24.19 КБ |
Предварительный просмотр:
"
Программа работы школьного музея
"Растим патриотов России"
Автор-составитель: Хижняк Анна Викторовна
учитель истории и обществознания
МБОУ Милютинской СОШ
ст. Милютинская,
Милютинский район,
Ростовская область
Сроки реализации:
2014-2019гг.
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.
Важной частью школьной жизни, эффективным средством воспитания и обучения является школьный музей. Музей – это особый мир, особая атмосфера. Деятельность музея сплачивает детей и взрослых, придаёт воспитательному процессу совершенно новое качество. Музей формирует чувство причастности и уважения к прошлому, целостное отношение к культурно – историческому наследию. Музей можно сравнить с книгой памяти, ведь собранные в них документы и предметы хранят память прошлого, передают её как эстафету нашим потомкам, поддерживают и развивают связь, нить времён и поколений. Это расширяет возможности учебно – воспитательной работы с учащимися, так как является одной из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей поставленные воспитательные задачи, специфику работы и возрастные особенности учащихся. Именно использование краеведения поможет учащемуся стать настоящим гражданином своей страны.
Музей даёт огромные возможности для решения не только воспитательных задач, но и образовательных и развивающих, сочетать несколько видов работы, проводить комбинированные занятия. В процессе реализации всех форм учебной и воспитательной работы с привлечением музейной педагогики достигается главная цель – воспитание гражданина и патриота. Так, человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством. Программа работы школьного музея направлена на неустанную работу по созданию у учащихся чувства гордости за свою родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.
Цель программы – создание условий для повышения гражданской ответственности учащихся за судьбу своей страны и родного края, укрепления чувства сопричастности школьников к великой истории и культуре России.
Задачи Программы:
• совершенствование форм и методов работы по патриотическому воспитанию школьников;
• обеспечение исторической преемственности поколений станицы Милютинской;
• организация познания учащимися историко-культурных истоков на уровне чувственного опыта сопричастности к прошлому своего большого и малого Отечества.
Программа рассчитана на учащихся школы 1-11 классов, интересующихся историей родного края, ведущих поисковую и исследовательскую работу.
Первый этап — информационно-познавательный (2013–2014 гг.)
На этом этапе осуществляется сбор краеведческого материала, оформляется
экспозиция музея, проводится подготовка экскурсоводов.
Второй этап — операционно-деятельностный (2014–2017 гг.)
На этом этапе активисты музея овладевают навыками и умениями сбора информации через интервьюирование, анкетирование, работу с архивными и музейными материалами, проводят экскурсии, выступают с лекциями, пишут исследовательские работы, готовят проекты.
Третий этап итогово-обобщающий (2017-2018):
На этом этапе соотносятся результаты реализации программы с поставленными целью и задачами и определяются перспективы и пути дальнейшего развития патриотического воспитания.
Планирование работы школьного музея реализуется по следующим
направлениям:
- поисково-исследовательская деятельность;
- учет и хранение фондов;
- экспозиционная деятельность;
- просветительская деятельность.
Поисково-исследовательская деятельность.
Данное направление работы предполагает непосредственное участие учащихся и учителей в поисково-исследовательской работе по возрождению истории родного края. Для этого необходимо ознакомить их с методикой сбора и фиксации материалов, научить работать в фондах музеев, архивах и библиотеках, используя основные пути сбора историко-краеведческого материала:
- планомерный систематический сбор документов, памятников материальной и духовной культуры;
- прием даров и случайных поступлений.
Такая работа позволит:
- проводить на базе музея совместную работу учителя и учеников по исследованию проблемных вопросов истории родного края;
- обобщать изученный материал в рефератах, творческих исследованиях учащихся;
- создавать фонд мультимедийных презентаций.
Учет и хранение фондов.
Основные задачи данного направления работы музея:
- создать необходимые условия для обеспечения сохранности фондов и сведений о них;
- правильно оформлять основную музейную документацию
- точно записывать сведения о происхождении предмета, его связях с
определенными историческими фактами и людьми;
- организовать прием музейных предметов;
Экспозиционная деятельность.
Результатом поисково-исследовательской работы учащихся становится создание музейной экспозиции. Главная задача данного направления — способствовать повышению научного и эстетического уровня экспозиций. Для этого необходимо:
- освоить и практиковать порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление плана, разработка проекта художественного оформления, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления, монтаж;
- использовать в работе выставки-передвижки;
- предусмотреть в экспозиции школьного музея разделы, в которых можно легко заменять материал, что даст возможность проводить в музее разнообразные игры и викторины с различными категориями школьников.
Просветительская работа.
Главная задача данного направления — вовлечение в работу музея значительного числа школьников, их родителей, учителей. Для этого необходимо:
- продолжить обучение учащихся методам поисково-исследовательской работы;
- проводить в музее совместные мероприятия: встречи, вечера, конференции, беседы, литературно-исторические композиции, экскурсии ;
- использовать материалы музея на уроках истории, краеведения, русской литературы, изобразительного искусства, технологии, на уроках в начальных классах;
Формы организации деятельности
Уроки Мужества и встречи с ветеранами Великой Отечественной войны в дни воинской славы. Использование на Уроках Мужества документальных и художественных фильмов.
Обзорные экскурсии по музею школы.
Экскурсии по памятным местам станицы и района.
Участие в поисково-исследовательской работе.
Проведение конференций с выступлениями на них школьников с патриотическими докладами и исследовательскими работами по патриотической тематике.
Интегрированные уроки патриотической направленности. Циклы уроков по темам с патриотической направленностью.
Уроки памяти.
Конкурсы: презентаций, рисунков, посвященные знаменательным датам.
Методы организации деятельности
- Поисковая работа,
- метод разъяснения патриотического и гражданского долга на примерах героических подвигов,
- метод личного примера педагогов по отношению к Родине и ее ценностям,
- использование краеведческого материала в ходе уроков для формирования уважения и гордости за свою станицу, родной край;
- организация экскурсий и встреч с земляками - гордостью района;
-вооружение учащихся основами знаний о родном крае;
- организация краеведческой работы;
- организация поисковой краеведческой работы,
- проведение патриотических уроков на базе школьного музея.
Ожидаемые результаты, их социальная и экономическая эффективность
- активная гражданская позиция;
- чувство патриотизма, гуманизма и толерантности;
- уважение к родителям;
- знание, почитание и продолжение лучших традиций семьи, школы, народа;
- участие в ежегодных школьных проектах.
Реализация Программы позволит заложить основы:
- достижения заданного качества гражданско-патриотического воспитания;
- обновления содержания воспитательной и развивающей работы музея;
- обеспечения преемственности и непрерывности воспитания и развития учащихся.
Партнеры по реализации Программы
Районный краеведческий музей, районный архив, районный дом культуры, детская и районная библиотек, детская школа искусств.
Информация о материально-техническом оснащении музея.
1. Интерактивная доска - 1
2. Ноутбуки - 16шт.
3. Сканер - 1 шт.
4. Принтер - 1 шт.
5. Компьютер - 1 шт.
Календарно-тематическое планирование.
№№ п/п | Дата | Название мероприятия |
Поисково-исследовательская деятельность. | ||
1 | сентябрь | Ознакомление учащихся с методикой сбора и фиксации материалов. |
2 | В течение учебного года | Систематический сбор документов, памятников материальной и духовной культуры. |
3 | В течение учебного года | Прием даров и случайных поступлений. |
4. | В течение учебного года | Разработка экскурсий |
Учет и хранение фондов. | ||
1 | Сентябрь | Работа по классификации фондовых материалов, имеющихся в школе. Отбор материалов в основной фонд. |
2 | В течение учебного года | Работа по комплектованию и обработке материалов для выставки. |
Экспозиционная деятельность. | ||
1 | Сентябрь, в течение учебного года | Освоение порядка создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление плана, разработка проекта художественного оформления, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления, монтаж; |
Просветительская работа. | ||
1 | Сентябрь-февраль | Военно- патриотические викторины. Экскурсии по памятным местам станицы и района. |
2 | Сентябрь, соответственно датам в тече-ние учеб.года | Тематические мероприятия, экскурсии «Почетные граждане станицы, области, России», «ЖЗЛ». |
3 | Январь | Встречи с творческими людьми станицы, района и т.д. |
4 | Сентябрь, октябрь, декабрь, апрель, май | Конкурсы сочинений, рисунков, чтецов, викторины, интерактивные классные часы |
5 | Сентябрь, декабрь | Тематические мероприятия, экскурсии "Ратные и трудовые подвиги моих земляков" |
6 | Октябрь, март, май | Конкурсы, выставки, проекты «Моя семья – мое богатство». |
7. | В течение учебного года | Обзорные экскурсии по музею школы, тематические экскурсии Уроки Мужества |
8 | В течение учебного года | Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка; встречи с ветеранами войны и труда, солдатами и офицерами срочной службы; конкурсы, викторины по правовой и патриотической тематике; интерактивные игры (заочные путешествия, игры-путешествия) |
Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.