Программа работы школьного музея "Растим патриотов России"
материал по краеведению на тему

Хижняк Анна Викторовна

Цель программы – создание условий для повышения гражданской ответственности учащихся за судьбу своей страны  и родного края, укрепления чувства сопричастности школьников к великой истории и культуре России.

Задачи Программы:

•         совершенствование форм и методов работы по патриотическому воспитанию школьников;

•         обеспечение исторической преемственности поколений станицы Милютинской;

•         организация познания  учащимися историко-культурных истоков на уровне чувственного опыта сопричастности к прошлому своего большого и малого Отечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_shkolnogo_muzeya.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

"

 

Программа работы школьного музея

"Растим патриотов России"

Автор-составитель: Хижняк Анна Викторовна

учитель истории и обществознания

МБОУ Милютинской СОШ

ст. Милютинская,

Милютинский район,

Ростовская область

Сроки реализации:

2014-2019гг.

     Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике.

     Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

     Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.

     Важной частью школьной жизни, эффективным средством воспитания и обучения является школьный музей. Музей – это особый мир, особая атмосфера. Деятельность музея сплачивает детей и взрослых, придаёт воспитательному процессу совершенно новое качество. Музей формирует чувство причастности и уважения к прошлому, целостное отношение к культурно – историческому наследию. Музей можно сравнить с книгой памяти, ведь собранные в них документы и предметы хранят память прошлого, передают её как эстафету нашим потомкам, поддерживают и развивают связь, нить времён и поколений. Это расширяет возможности учебно – воспитательной работы с учащимися, так как является одной из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей поставленные воспитательные задачи, специфику работы и возрастные особенности учащихся. Именно использование краеведения поможет учащемуся стать настоящим гражданином своей страны.

     Музей даёт огромные возможности для решения не только воспитательных задач, но и образовательных и развивающих, сочетать несколько видов работы, проводить комбинированные занятия. В процессе реализации всех форм учебной и воспитательной работы с привлечением музейной педагогики достигается главная цель – воспитание гражданина и патриота. Так, человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством. Программа работы школьного музея  направлена на неустанную работу по созданию у учащихся чувства гордости за свою родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.

Цель программы – создание условий для повышения гражданской ответственности учащихся за судьбу своей страны  и родного края, укрепления чувства сопричастности школьников к великой истории и культуре России.

Задачи Программы:

•        совершенствование форм и методов работы по патриотическому воспитанию школьников;

•        обеспечение исторической преемственности поколений станицы Милютинской;

•        организация познания  учащимися историко-культурных истоков на уровне чувственного опыта сопричастности к прошлому своего большого и малого Отечества.

Программа рассчитана на учащихся школы 1-11 классов, интересующихся историей родного края, ведущих поисковую и исследовательскую работу.

Первый этап — информационно-познавательный (2013–2014 гг.)

На этом этапе осуществляется сбор краеведческого материала, оформляется

экспозиция музея, проводится подготовка экскурсоводов.

Второй этап — операционно-деятельностный (2014–2017 гг.)

На этом этапе активисты музея овладевают навыками и умениями сбора информации через интервьюирование, анкетирование, работу с архивными и музейными материалами, проводят экскурсии, выступают с лекциями, пишут исследовательские работы, готовят проекты.

Третий этап итогово-обобщающий (2017-2018):

На этом этапе соотносятся результаты реализации программы с поставленными целью и задачами и определяются перспективы и пути дальнейшего развития патриотического воспитания.

Планирование работы школьного музея реализуется по следующим

направлениям:

- поисково-исследовательская деятельность;

- учет и хранение фондов;

- экспозиционная деятельность;

- просветительская деятельность.

Поисково-исследовательская деятельность.

Данное направление работы предполагает непосредственное участие учащихся и учителей в поисково-исследовательской работе по возрождению истории родного края. Для этого необходимо ознакомить их с методикой сбора и фиксации материалов, научить работать в фондах музеев, архивах и библиотеках, используя основные пути сбора историко-краеведческого материала:

- планомерный систематический сбор документов, памятников материальной и духовной культуры;

- прием даров и случайных поступлений.

Такая работа позволит:

- проводить на базе музея совместную работу учителя и учеников по исследованию проблемных вопросов истории родного края;

- обобщать изученный материал в рефератах, творческих исследованиях учащихся;

- создавать фонд мультимедийных презентаций.

Учет и хранение фондов.

Основные задачи данного направления работы музея:

- создать необходимые условия для обеспечения сохранности фондов и сведений о них;

- правильно оформлять основную музейную документацию

- точно записывать сведения о происхождении предмета, его связях с

определенными историческими фактами и людьми;

- организовать прием музейных предметов;

Экспозиционная деятельность.

Результатом поисково-исследовательской работы учащихся становится создание музейной экспозиции. Главная задача данного направления — способствовать повышению научного и эстетического уровня экспозиций. Для этого необходимо:

- освоить и практиковать порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление плана, разработка проекта художественного оформления, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления, монтаж;

- использовать в работе выставки-передвижки;

- предусмотреть в экспозиции школьного музея разделы, в которых можно легко заменять материал, что даст возможность проводить в музее разнообразные игры и викторины с различными категориями школьников.

Просветительская работа.

Главная задача данного направления — вовлечение в работу музея значительного числа школьников, их родителей, учителей. Для этого необходимо:

- продолжить обучение учащихся методам поисково-исследовательской работы;

- проводить в музее совместные мероприятия: встречи, вечера, конференции, беседы, литературно-исторические композиции, экскурсии ;

- использовать материалы музея на уроках истории, краеведения, русской литературы, изобразительного искусства, технологии, на уроках в начальных классах;

Формы организации деятельности

     Уроки Мужества  и встречи  с ветеранами  Великой Отечественной войны  в дни воинской славы. Использование на Уроках Мужества  документальных и художественных фильмов.

     Обзорные экскурсии по музею школы.

     Экскурсии по памятным местам станицы и района.

     Участие в поисково-исследовательской работе.

     Проведение конференций с выступлениями на них школьников с патриотическими докладами и исследовательскими работами по патриотической тематике.

     Интегрированные уроки патриотической направленности. Циклы уроков по темам с патриотической направленностью.

     Уроки памяти.

     Конкурсы: презентаций, рисунков, посвященные знаменательным датам.

Методы организации деятельности

 - Поисковая работа,

 - метод разъяснения патриотического и гражданского долга на примерах героических подвигов,

- метод личного примера педагогов по отношению к Родине и ее ценностям,

- использование краеведческого материала в ходе уроков для формирования уважения и гордости за свою станицу, родной край;

- организация экскурсий и встреч с земляками - гордостью района;

-вооружение учащихся основами знаний о родном крае;

- организация краеведческой работы;

- организация поисковой краеведческой работы,

 - проведение патриотических уроков на базе школьного музея.

Ожидаемые результаты, их социальная и экономическая эффективность

- активная гражданская позиция;

- чувство патриотизма, гуманизма и толерантности;

- уважение к родителям;

- знание, почитание и продолжение лучших традиций семьи, школы, народа;

- участие в ежегодных школьных проектах.

     Реализация Программы позволит заложить основы:

- достижения заданного качества гражданско-патриотического воспитания;

- обновления содержания воспитательной и развивающей работы музея;

- обеспечения преемственности и непрерывности воспитания и развития учащихся.

Партнеры по реализации Программы

Районный краеведческий музей,  районный архив, районный дом культуры, детская и районная библиотек, детская школа искусств.

Информация о материально-техническом оснащении музея.

1. Интерактивная доска - 1

2. Ноутбуки - 16шт.

3. Сканер - 1 шт.

4. Принтер - 1 шт.

5. Компьютер - 1 шт.

Календарно-тематическое планирование.

№№ п/п

Дата

Название мероприятия

Поисково-исследовательская деятельность.

1

сентябрь

Ознакомление учащихся с методикой сбора и фиксации материалов.

2

В течение учебного года

Систематический сбор документов, памятников материальной и духовной культуры.

3

В течение учебного года

Прием даров и случайных поступлений.

4.  

В течение учебного года

Разработка экскурсий

Учет и хранение фондов.

1

Сентябрь

Работа по классификации фондовых материалов, имеющихся в школе. Отбор материалов в основной фонд.

2

В течение учебного года

Работа по комплектованию и обработке материалов для выставки.

Экспозиционная деятельность.

1

Сентябрь,

 в течение учебного года

Освоение порядка создания экспозиции:

изучение и отбор материалов,

составление плана,

разработка проекта художественного оформления, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления,

монтаж;

Просветительская работа.

1

Сентябрь-февраль

Военно- патриотические  викторины. Экскурсии по памятным местам станицы и района.

2

Сентябрь, соответственно датам в тече-ние учеб.года

Тематические мероприятия, экскурсии  «Почетные граждане  станицы, области,   России»,  «ЖЗЛ».

3

Январь

Встречи с творческими  людьми станицы, района и т.д.

4

Сентябрь,

октябрь, декабрь, апрель, май

Конкурсы сочинений, рисунков, чтецов, викторины, интерактивные классные часы

5

Сентябрь, декабрь

Тематические мероприятия, экскурсии  "Ратные и трудовые подвиги моих земляков"

6

Октябрь, март, май

Конкурсы, выставки, проекты «Моя семья – мое богатство».

7.

В течение учебного года

Обзорные экскурсии по музею школы, тематические экскурсии

Уроки Мужества

8

В течение учебного года

Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка; встречи с ветеранами войны и труда, солдатами и офицерами срочной службы; конкурсы, викторины по правовой и патриотической тематике; интерактивные игры (заочные путешествия, игры-путешествия)

Конечным результатом реализации программы должны стать активная  гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа  личности будущего гражданина России.