«Александро-Невская лавра как исторический памятник Св.блг.кн. Александру Невскому. Образовательное путешествие с использованием принципа «méthode naturelle».
методическая разработка по краеведению (6 класс) по теме

Медведева Ирина Анатольевна

Актуальность темы. Современный Санкт-Петербург ставит перед школой комплекс образовательных и воспитательных задач, решение которых предполагает не только передачу учащимся системы знаний по целому ряду предметов, но и дает возможность использовать городское пространство как организованную образовательную среду.

Проблемы, которые возникают перед педагогом, на мой взгляд, следующие:

- как превратить городское пространство в организованную образовательную 

  среду, способную соединить передвижение в этом пространстве с освоением  

  культурных пространств;

- создание условий для превращения учащихся из пассивных слушателей, в 

  открывателей, способных самостоятельно осваивать культурное наследие 

  Петербурга, погружаясь в различные эпохи культуры.

Одним из способов  изучения истории и культуры  Санкт-Петербурга стало для меня образовательное путешествие, где учащийся становится исследователем, а учитель занимает позицию  - тьютора.

«Образовательное путешествие – это педагогический метод, позволяющий преобразовать окружающую среду в среду развития личности посредством "распредмечивания" объектов окружающего мира – выявления культурных смыслов, значений, образов которые в них заложены и которые являются отражением мировидения и мироощущения человека». (3)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Название: «Александро-Невская лавра как исторический памятник

                            Св.блг.кн. Александру Невскому. Образовательное

                            путешествие с использованием принципа «méthode         

                            naturelle». (История и культура Санкт-Петербурга, 6 класс).

 Направление: «Воспитание социальной активности учащихся средствами

                                  педагогики С. Френе». 

Информация об авторе работы:   

 Медведева Ирина Анатольевна    

Должность:  учитель истории и культуры Санкт-Петербурга, высшая  

                       квалификационная категория,  ГБОУ СОШ № 96

                       Калининского района Санкт-Петербурга. 

                                                                                                                                 

Александро-Невская лавра как исторический памятник  

Св. блг. кн.Александру Невскому.

 Образовательное путешествие с использованием принципа «méthode naturelle».

 (История и культура Санкт-Петербурга, 6 класс).

Воспитание социальной активности учащихся средствами педагогики С. Френе.

Медведева Ирина Анатольевна, учитель истории и культуры Санкт-Петербурга                                                                                                                   ГБОУ СОШ №96 Калининского района Санкт-Петербурга.

                                                                       

                                                                   «Плохой учитель преподносит истину,

                                                                  хороший учит ее находить».  

                                                                                                                   А.Дистервег.

Актуальность темы. Современный Санкт-Петербург ставит перед школой комплекс образовательных и воспитательных задач, решение которых предполагает не только передачу учащимся системы знаний по целому ряду предметов, но и дает возможность использовать городское пространство как организованную образовательную среду.

Проблемы, которые возникают перед педагогом, на мой взгляд, следующие:

- как превратить городское пространство в организованную образовательную  

  среду, способную соединить передвижение в этом пространстве с освоением  

  культурных пространств;

- создание условий для превращения учащихся из пассивных слушателей, в  

  открывателей, способных самостоятельно осваивать культурное наследие  

  Петербурга, погружаясь в различные эпохи культуры.

 В современном обществе объективной потребностью становится поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса, а так же  рациональных вариантов и содержания обучения и его структуры. Бертольд Брехт сказал: «Самое главное – научить человека мыслить». Эти слова не устарели и, наверно, наиболее близки, стали к современной  образовательной среде.

Я преподаю историю и культуру Санкт-Петербурга, изучение происходит в основном в классе, но с обязательным посещением музеев и выездом на экскурсии. Во всех этих путешествиях учащиеся, как правило, являются пассивными слушателями, а учитель или экскурсовод – источник знаний.  

Одним из способов  изучения истории и культуры  Санкт-Петербурга стало для меня образовательное путешествие, где учащийся становится исследователем, а учитель занимает позицию  - тьютора.

«Образовательное путешествие – это педагогический метод, позволяющий преобразовать окружающую среду в среду развития личности посредством "распредмечивания" объектов окружающего мира – выявления культурных смыслов, значений, образов которые в них заложены и которые являются отражением мировидения и мироощущения человека». (3)

Это определение образовательного путешествия для меня как учителя наиболее близко.

Этапы образовательного путешествия:

- подготовительный, организационный;

- основной, исследовательский;

- заключительный.

На Российско-Швейцарском семинаре «Воспитание социальной активности учащихся средствами педагогики С. Френе» (СПб АППО, кафедра социально-педагогического образования, июнь, 2010г.) в мастерской «Выходим учиться из класса - méthode naturelle» Донатус Штемле, доцент Цюрихского педагогического института Швейцарии познакомил со способом «Как рассказать о месте…» и предложил «10 рекомендаций индейцев-чероки»:

1. Почувствовать - следовать своей интуиции, почувствовать, какую  

    атмосферу излучает выбранное место.

2. Испытать – подготовиться воспринять, получить впечатления.

3. Угадать – позволить месту воздействовать на себя и свои чувства, постичь  

    его дух.

4. Спросить – задать вопрос о месте и осмыслить ответы.

5. Заключить – изучить историю места и понять взаимосвязи.

6. Узнать – оживить в фантазии его прошлое.

7. Удивиться – оттолкнуться от этого, двигаться, осваивать, удивляться.

8. Пережить – с помощью фантазии выбрать себе роль и принять участие.

9. Записать – записать свои впечатления, отредактировать.

10. Рассказать – рассказать свою историю.

          Согласно педагогики С.Френе, «на любом этапе жизни ребенка истинное воспитание осуществляется на основании принципа познания на ощупь, который важнее всех научных методов». (1)  Поэтому обучение детей происходит и во время прогулки, ее цель - лучше организовать их обучение и дать им возможность сформировать свои представления об окружающей действительности.

 Переработав выше изложенное я разработала образовательное путешествие «Александро-Невская лавра как исторический памятник  Св.блг.кн. Александру Невскому» в рамках изучения курса «История и культура Санкт-Петербурга».

Цель образовательного путешествия:

- содействовать духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся на примере личности  Св.блг.кн. Александра Невского, как защитника и покровителя православной Руси.

I этап - организационный.

1. Сформирована группа  из 6-ти учащихся.

2. Постановка задачи. Ребятам предстоит исследовать ансамбль Александро-Невской  лавры.  Для выполнения задания им предстоит изучить маршрутный лист и картосхему, найти предложенные в задании объекты, пройти к ним и внимательно исследовать; сделать заметки и фотофиксацию объекта; во время исследования можно задавать вопросы окружающим людям и использовать полученную информацию.

3. Отчет представить в виде мультимедийной презентации или рассказа.

II этап исследовательский – образовательное путешествие.

  1. Выдача маршрутного листа.
  2. Почувствовать какую атмосферу излучает данное место.
  3. Испытать – получить впечатление.
  4. Угадать - позволить месту воздействовать на себя и свои чувства.
  5. Выдать картосхему.
  6. Произвести фотофиксацию объектов.
  7. Спросить – задать вопрос о месте и осмыслить ответы.
  8. Произвести записи в маршрутном  листе.

III этап – эмоционально-чувственный.  

  1. Пережить – с помощью фантазии представить себя в роли кого-либо.
  2. Записать свои впечатления.
  3. Рассказать свою историю.

IV этап заключительный - заключительный этап проводится в школе.

  1. Представление мультимедийной презентации.
  2. Представление в виде оформленного рассказа.

Маршрутный лист.

Начните свой маршрут от метро ст. «площадь Александра-Невского».

1. Внимательно рассмотрите предложенную в маршрутном листе картосхему. По пешеходному переходу подойдите к памятнику в центре площади. Найдите информацию, какому историческому персонажу посвящен памятник, когда был установлен. Выясните, является ли он памятником, рассказывающим  об исторических событиях  нашего Отечества.

2. По пешеходному переходу подойдите к  зданию, которое прорезает арка. Внимательно рассмотрите это здание. Каким образом можно узнать о его назначении. Попробуйте найти информацию и  определить, что здесь находилось и что здесь сейчас находится.

3. Пройдите сквозь арку вглубь территории,  перейдите по мосту через р.Монастырка, остановитесь перед воротами. Какие сведения  можно узнать, прочитав надпись на киоске? Слева от ворот находится здание храма. Внимательно рассмотрите его, выясните, во имя кого он освящен.  Пройдите внутрь храма, поднимитесь на второй этаж. Выясните по какой причине здесь установлен бюст св.блг.кн. Александра Невского.

4. Пройдите через ворота и по аллее подойдите к храму, он будет с левой стороны, его фасады имеют светло-желтую окраску. Узнайте, во имя кого освящен  храм. Прослушайте небольшой рассказ о храме, пройдите внутрь храма (вспомните правила поведения в храме).

Содержание рассказа учителя:

- главный собор Александро-Невской лавры Свято-Троицкого;

- современный собор был построен архитектором И.Е.Старовым.;

- перенесение из Благовещенской церкви в собор мощей Святого благоверного  

  князя Александра Невского;

- собор после 1917года;

- возвращение в собор мощей Святого благоверного  князя Александра      

  Невского в 2002г. и месторасположение их в соборе.

          Заключение. Образовательное путешествие как педагогический метод в изучении истории и культуры Санкт-Петербурга дает возможность учащимся

быть погруженными в городское пространство, прикоснуться к миру культуры, почувствовать себя  и первооткрывателями и исследователями.  Обучение происходит в форме сотрудничества между учениками и учителем, развивая навыки коммуникативной культуры, создает условия для социальной активности учащихся.

Библиографический список.

  1. Библиотека зарубежной педагогики. Селестен Френе. Избранные педагогические сочинения. Перевод с французского. Общая редакция и вступительная статья  доктора педагогических наук Б. Л. Вульфсона. Москва. ПРОГРЕСС. 1990. - www.kursovichok.ucoz.ru
  2.  История педагогики. Развитие школы и педагогики в США, Европе и России. Педагогическая система Френе. - http://www.historyofpedagogy.ru/?p=61 
  3. Образовательное путешествие. http://nashklass.webtalk.ru/viewtopic.php?id=20
  4. Уроки Великой Победы: Методические материалы в помощь учителю. Серия: Уроки наследия. Вып. 2 / Сост. Л.К. Ермолаева/ СПб., 2010.- 180с.
  5. Френе С. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996.-224с. – (Антология гуманной педагогики).

                               Используемый Интернет источник.              

    http://lavra.spb.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=35&Itemid=30    

Приложение.

Картосхема маршрута.

Название ______________________________________________________

 1.  ____________________________________________________________

 2.  ____________________________________________________________

 3.  ____________________________________________________________

 4.  ____________________________________________________________

     

Подумайте и сделайте вывод какая взаимосвязь между Св.блг.кн. Алексанром Невским  и Александро-Невской лаврой?

Рассказ ученика Академии художеств.

(Рассказать свою историю)

       Я учусь на четвертом курсе Академии художеств и хочу стать архитектором, чтобы проектировать усадьбы, дворцы и храмы. Мне очень нравятся петербургские храмы. Курсовую работу по предмету архитектура  я решил посвятить храмовому строительству и для этого отправился в Александро-Невскую лавру. Совершить такую прогулку мне посоветовал мой учитель.

        Вскочив в троллейбус, я быстро доехал до Александро-Невской лавры, которая находится в конце Невского проспекта.

         Погода была пасмурной, мне показалось холодно и сыро, настроение было никаким. Надвратная церковь выглядела унылой и не интересной. Сквозь арку я прошел на территорию лавры. Когда я подошел к мосту через р.Монастырка на улице вдруг стало светло и как будто теплее, потому что из-за туч выглянуло солнце.    

        С левой стороны от меня стоял храм, его фасады были окрашены розовым цветом.  Дверь была открыта, и я вошел внутрь. По ступенькам я поднялся на второй этаж и решил расспросить смотрительницу об экспонатах в зале. Из ее рассказа я узнал, что здесь находился ковчег с мощами Святого благоверного князя Александра Невского. Ковчег был привезен в Петербург по указу Петра I и находился здесь до окончания строительства Свято-Троицкого собора лавры. Сегодня на этом месте находится икона Святого благоверного князя Александра Невского. На отдельных стендах я увидел ордена Святого Александра Невского учрежденные в России. После осмотра всего зала я спустился на первый этаж.

        На первом этаже в глаза мне бросились надписи, которые были на полу. Меня это очень удивило, и я стал их читать. «Здесь лежит Суворов» - эта надпись показалась очень странной, и я решил подойти к смотрительнице музея, чтобы узнать, что означают надписи на полу. После ее рассказа я сделал вывод, что это не просто храм и музей. Это храм усыпальница, где захоронены выдающиеся личности России, как, например Александр Васильевич Суворов, надпись на надгробной плите была придумана им самим.

        Я вышел на улицу. Рядом со зданием стоял стенд, который не  заметил сразу,  на нем было написано: «Благовещенская усыпальница, образец архитектуры петровского времени, национальный Пантеон России, место почетных погребений выдающихся деятелей русской истории».

Здание действительно было очень интересным – храм, усыпальница, музей. Я еще раз убедился, что  быть архитектором - это то, что мне надо.  

        Семенов Леонид.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование принципов эргономичного подхода в работе классного руководителя

При управлении классным коллективом нужно руководствоваться принципами эргономики.Эргономика (или человеческий фактор) – это научная дисциплина, занимающаяся изучением взаимодействия между людьм...

Использование принципов развивающего обучения

Принципы развивающего обучения дают хорошие условия для формирования компетенций учащихся...

мастер-класс: метод активизации резервных возможностей личности и использованием принципов интенсивного обучения (Вячеслав Петрусинский)

объяснить  предназначение метода  активизации резервных возможностей личности с использованием принципов интенсивного обучения; назвать основные параметры модели реального  п...

Примеры решения задач из раздела "Электростатика" с использованием принципа симметрии

Использование методологического принципа симметрии при решении задач из раздела "Электростатика"...

Использование принципа симметрии при решении задач по Электростатике

В содержании каждого физического закона сохранения входит та или иная симметрия. Законы сохранения связаны не только с геометрическими симметриями, но и с динамическими. Симметрия пространства и време...

«Использование принципов коммуникативного подхода в сочетании с методом модульного обучения в рамках современного урока английского языка с целью обеспечения нового качества образования для каждого ученика.»

Pазвитие коммуникативной компетенций учащихся на уроках    английского языка посредством использования принципов коммуникативного обучения в сочетании с модульным обучением....

Использование принципов системно-деятельностного подхода

презентация поможет учителям, работающим по ФГОС...