Элективный курс по истории "Мой город"
элективный курс (краеведение, 5 класс) по теме

Богданова Мария Андреевна

Элективный курс предназначен для 5-х классов. В курс входит изучение истории города Полевского, его достопримечательностей, архитектурных и археологических памятников. Учащимся предоставляется возможность познакомиться с различными музеями ,библиотеками города. На уроках учащиеся занимаются больше практической деятельностью, отрабатывая межпредметные умения. Я считаю, что плюс курса в том, что нет значения  в каком городе он преподается, его можно адаптировать под историю любого города нашей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_gorod.doc528.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образованием Полевского городского округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ПГО

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

Принято на экспертно-методическом совете  МБОУ ПГО

«Средняя общеобразовательная школа № 8» 

Протокол № 2 от 14.11.2011 г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом №  ______________  2011 г.

Директор МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 8» 

__________________О.С. Петрова

Программа элективного курса: 

«Мой город»

Составитель: 

Богданова Мария Андреевна,

учитель истории и обществознания

г. Полевской, 2011-2012 учебный год


Пояснительная записка

Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней. В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом    социально-экономического, политического и культурного  развития общества и его граждан. 

Поиск новых подходов к школьному образованию, к обновлению его содержания, форм и методов не прекращается и в современных социально – экономических условиях. Взаимодействие настоящего с будущим не полноценно без глубокого освоения исторического прошлого своего родного города.

Исследование истории городов в условиях современного исторического момента развития России приобретает особую актуальность. Города сохраняют и продолжают концентрировать экономический, финансовый, культурный и интеллектуальный потенциал общества.

Город в сегодняшней России – это не только поселение с уникальной экономикой. Он – носитель смыслов, ценностей, традиций и сущностных особенностей организации жизнедеятельности современного сообщества. Города предлагают разнообразие инноваций, человеческих ресурсов и знаний. Многие мировые процессы неразрывно связаны с городом.

Важным условием адаптации человека к современной социокультурной ситуации является не столько совокупность усвоенных знаний, умений, способов поведения, сколько способность использовать эти знания для решения нестандартных и принципиально новых задач в различных сферах этой жизнедеятельности. Поэтому назначение школьного  образования видится сегодня в создании условий для формирований у учащихся целостной картины динамично развивающего мира,  становление системы отношений школьника с миром и с собой.

Школьные уроки истории призваны внести вклад в решение этой глобальной задачи. В основе механизма становления исторического сознания эмоционально-осознанное понимание школьниками личностной сопричастности истории – локальной, региональной, общероссийской, всемирной. Включенность школьников в современную жизнь своей стороны позволяет им на конкретных примерах увидеть связь изучаемого материала истории Отечества с собственной жизнью.

Важность краеведческих знаний для школьника очевидна. От того насколько глубоко школьник освоит краеведческие знания, будет зависеть качество и успешность формирования чувства патриотизма, ответственности и сопричастности к судьбе малой Родины. Краеведческие знания школьники должны получать в процессе как учебной, так и внеучебной деятельности. Преподаватели должны «зажечь» краеведческими знаниями, мотивировать школьников на создание нового знания о малой родине, регионе в котором они живут. Но для того, чтобы преподаватель мог заинтересовать школьника краеведческими знаниями, он сам должен быть заинтересованным.

Цель курса: пробудить у учащихся уважительное и заинтересованное отношение к истории и  культуре своего города; помочь осознать себя наследниками и продолжателями его развития.

Задачи курса:

  1. заложить знания об истории и культуре своего города;
  2. познакомить с материальным наследием прошлого поколения;
  3. ознакомить учащихся с местной и региональной исторической литературой о городе;
  4. воспитывать корректные, дружеские отношения между учащимися в коллективно – деятельностных формах освоения курса;
  5. развивать способность мыслить и чувствовать, делиться своими впечатлениями;
  6. сформировать ценностное отношение к культурному наследию своего города.

Специфика содержания курса требует расширения «урочного пространства». Это посещение музеев, архива, выставок; сотрудничество с краеведами, работниками библиотек, местными мастерами, художниками и поэтами.


Педагогические условия реализации содержания курса

Проектная и исследовательская деятельности при организации урока являются ведущими. Это способствует проявлению творческой инициативы учащихся: подбор материала для подготовки проекта, использование инновационных технологий для поиска интересующей информации и представления результатов своих исследований.

Результатом проектно-исследовательской деятельности учащихся является продукт, произведенный собственными усилиями. Радость собственному успеху, значимость своей деятельности – все это способствует повышению мотивации учащихся к образовательному процессу в целом. Кроме того, в процессе проектной деятельности развивается творчество ученика, формируется активная жизненная позиция, осуществляется интеграция  содержания образовательного процесса. Особое внимание уделяется обучению детей работе с источниками информации.

В ходе организации проектной и исследовательской деятельности школьников развивается умение работать в группе. Целью групповой работы является активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Работая в группе, ребенок приобретает коммуникативные навыки, учится высказывать и отстаивать свою точку зрения, слушать и слышать собеседника, выполнять разные роли.

Таким образом, проектно-исследовательская деятельность способствует достижению личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания.

При таких условиях организации учебной деятельности, особых подходов требует методика оценивания результатов обучения учащихся.

Технология оценки развития исследовательских навыков учащихся построена на основе разработок А.С. Границкой («Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе»; книга для учителя - М.: Просвещение, 1991г.).

Данной технологией обеспечивается индивидуальное педагогическое сопровождение учащегося в развитии исследовательских навыков.

Этапы

Стадии

Подготовка

Планирование деятельности

Определение целевого ориентира исследования (конкурс, экзамен, конференция, самообразование, семинар и т. д.)

Выбор направления будущего исследования.

Определение актуальности и/или степени новизны исследования в выбранном направлении.

Определение степени сложности выбранного направления на данном этапе обучения

Определение связей с базовой программой по предмету. Определение степени владения учащимся знаниями/умениями по выбранному направлению

Определение связей с другими предметными областями.

Определение возможностей получения консультационной помощи специалистов по выбранному направлению. Определение спектра необходимых ресурсов.

Повторение и/или дополнение необходимой теоретической базы

Освоение и отработка необходимых навыков. Определение проблемного поля.

Формулировка темы.

Определение предмета, объекта исследования. Постановка цели исследования

Прогнозирование возможных результатов исследования (в т.ч. информационных продуктов)

Постановка задач. Составление плана исследования.

Разработка оптимального варианта графика работы.

Организация деятельности

Поиск источников информации

Определение способов сбора информации Определение форм представления информации

Обеспечение материальными ресурсами

Определение способов презентации полученных результатов (в т. ч. информационных продуктов)

Осуществление деятельности

Поэтапное выполнение задач исследования.

Сбор и уточнение информации.

Выделение базовых понятий исследования.

Структурирование информации и представление ее в оптимальной форме.

Создание информационного продукта.


Оценка

результатов

Оценка полноты выполнения поставленных задач

Анализ полученных результатов

Формулирование выводов

Представление результатов

Оформление конечного документа.

Составление резюме/тезисов.

Подготовка демонстрационных материалов.

Подготовка текста выступления на защите.

Прогнозирование возможных вопросов/ответов на защите.

 Очное представление результатов.

Рефлексия

Анализ выполнения плана исследования с последующей корректировкой графика работы.

Анализ соответствия полученных результатов поставленной цели.

Самооценка проведенной работы по критериям.

Оперативная корректировка деятельности.

Анализ успехов/неудач представления результатов работы. Определение перспектив дальнейшей деятельности.

Данную информацию, представленную в виде таблицы, можно использовать как лист самооценки и как шаблон для оценивания деятельности учащегося учителем.

        

Учебно – тематическое планирование

Разделы, темы

Сроки

Количество часов

Теория

Практика

Введение. Цели и задачи курса.

сентябрь

1

Исследователи Полевского края (археологические исследования)

1

Литература о Полевском.

1

1

Герб и символы Полевского.

октябрь

1

Начало промышленной эксплуатации Полевского месторождения. Строительство Полевского медеплавильного и Северского заводов.

2

1

Производственная деятельность заводов.

Ноябрь

1

1

Мастеровые и работные люди.

1

Быт рабочих в поселке.

1

Из истории уральских династий (Турчаниновы, Соломирский)

декабрь

1

1

Изобретатели – техники из Полевского              

1

Окрестности Полевского

1

Повторительно – обобщающий урок

2

Строительство Полевского химического завода.

Январь

1

Революция и гражданская война в Полевском.

1

1

Полевские заводы после революции.

февраль

1

1

Культурная жизнь поселка (начало – середина XX века).

1

История Петро - Павловского  храма и храма Вознесения Господня.

март

1

«Моя родословная»

3

4

Повторительно – обобщающий урок

2

                                                               Всего: 34 часа

Педагогические средства реализации курса.

1. Анимица Е.Г. Города Среднего Урала. Свердловск, 1983.

2. Богданова М. А. История рабочего поселка Полевской (1917 – 1942 гг.). Выпускная квалификационная работа. УрГПУ. – Екатеринбург, 2007.

3. Бондырева С. А. История Полевского медеплавильного завода (1724-1871). Выпускная квалификационная работа. УрГПУ. – Екатеринбург, 2007.

4.Город Полевской. Фотоальбом. Екатеринбург, 2003.

5.Горюн А. Полевской. Свердловск, 1989

6.Горюн А. Та заводская проходная (1907-1997). Полевской, 1997.

7. Кожевников А.Н. О Полевском и полевчанах. Записки краеведа. Свердловск, 1991.

8.Малахитовая провинция: культурно-исторические очерки. Екатеринбург, 2001.

9. Металлургические заводы Урала. // Энциклопедия. Екатеринбург, 2001.

10.Пирогова Е.П., Неклюдов Е.Г., Ларионова М.Б. Род Турчаниновых. Культурно-исторические очерки. Екатеринбург, 2008

Полевской городской округ. Триптих. Екатеринбург, 2008.

12.Полевской край. Екатеринбург. 1997.

13. Нездолий Т.П.Путешествуем по Свердловской области. Екатеринбург, 2007

14. Романов В.Я. Дедушко Слышко и его внуки. Свердловск, 1963.

15. У Думной горы. Свердловск,1968.

16. Уральская историческая энциклопедия. Екатеринбург, 1998.

Использованные сайты:

1. http://wikipedia.org.ru 

2. http://gerd rossel.ru 

3. http://sovet. geraldika.ru 

4. http://www. mojgorod.ru/sverdlov-obl.  

5. http://www. midural.ru/midural-new.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Туризм в родном городе"

Элективный курс "Туризм в родном городе" разработан для учащихся 10-11 классов. Предметная область "Иностранный язык" обладает огромным воспитательным потенциалом и позволяет приобщить школьников не т...

Элективный курс "Города мира"

Программа по элективному курсу "Города мира"...

Элективный курс "Кашка и собака в городе"

Курс “Собака и кошка в городе” имеет комплексный характер, так как включает в себя основы зоологии, генетики, селекции, учения о высшей нервной деятельности животных, экологии. Цель курса: воспитани...

Программа элективного курса "Город и его экология"

В системе географических знаний особое место приобретают знания о формировании и развитии городской среды жизни человека. В городских поселениях формируется особая (урбанизированная) среда, являющаяся...

Элективный курс "Мой город" или "Обучение вне стен классной комнаты"

Ничего нового я не придумала, технология  проведения уроков вне стен классной комнаты была придумана не так давно, но уже используется многими продвинутыми учителями. В презентации есть мои приме...

Дополнительная образовательная программа элективного курса «География городов России»

«География городов России» — развитие познавательного интереса школьников к городу как к сложной системе, в которой проживает половина человечества, городским проблемам, истории формирования городов, ...