Программа кружка "Краеведение"
рабочая программа по краеведению по теме
Предварительный просмотр:
«Любовь к родному краю, знание его истории – основа,
на которой только и может осуществляться
рост духовной культуры всего общества»
Д.С.Лихачев
Пояснительная записка
Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности. Чтобы полюбить свой край, надо его узнать, изучить. Знание своей истории расширяет знания и обогащает, помогает любить свою Родину. Занятие в кружке дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, историей и культурой, природой. Такая деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование интеллектуального, духовного развития.
Программа помогает приумножать ценности культуры, сохранять свою самобытность, приобрести развитое самосознание. Это возможно только тогда, когда каждый с детства будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Программа включает сведения из географии, истории. Данная программа дает возможность расширить свои знания. На занятиях кружка обучающиеся приобретают нравственные качества: доброту, вежливость, любовь к Родине, преданность, целеустремленность.
Цель:
- воспитание в детях чувства патриотизма через ознакомление с историей и традициями родного края;
- развитие интереса к изучению окружающего мира.
Задачи:
Обучающие:
- углубленное изучение истории родного края;
- ознакомление с основами краеведческой работы, практическое накопление опыта;
- привитие навыков исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками.
Развивающие:
- обучение приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
- организация творческой деятельности, самостоятельных занятий по краеведению.
Воспитывающие:
- воспитание уважения к историческому прошлому родного края, бережного отношения к памятникам истории и культуры;
- формирование личности ребенка, способной ориентироваться в обществе, воспитывать естественную потребность к познанию окружающего мира.
Ожидаемый результат:
- учащиеся должны знать и уважать народные традиции;
- знать исторические события и памятники;
- должны знать и хранить историко-духовную память своего народа, любовь к родной земле, к своему дому, к старшим.
- Природу родного края
- Необходимость бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.
К концу учебного года кружковцы должны
Знать:
- историю своей деревни
- знаменитых и интересных людей;
Уметь:
- работать с литературой, источниками информации;
- активно участвовать в работе по краеведению;
- Проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам.
- Подбирать литературу по заданной теме и пользоваться для выполнения творческих заданий.
- Оформлять памятки, коллажи, листовки, газеты, буклеты, презентации и т. д.
Формы организации занятий : лекции , семинары . конференции . экскурсии , практические работы , полевые работы , самостоятельные работы с краеведческой литературой , картографическим материалом.
Возрастные особенности:
Образовательная программа рассчитана на детей среднего школьного возраста 10-14 лет, интересующихся историей, краеведением. Коллектив набран свободно, по желанию детей. В этом возрасте дети любознательны, активны. Ведущей формой деятельности является общение. Они активно включаются в исследовательскую деятельность, любят играть, выступать. В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы и методы деятельности.
Режим занятий: занятия в группах проводятся 2 раза в неделю по 2 часа
Учебный план
Программа рассчитана на 120 часов ( 30 уч. нед) из расчета по 4 ч. в неделю
№ п.п. | Темы занятий | Количество часов | ||||||
Теория | Практика | Экскурсии | Всего | |||||
Вводное занятие | 1 | 1 | ||||||
I | Природа моего края | 29 | ||||||
1 | Физико-географическая и экономическая характеристика местности. | 1 | 2 | - | 3 | |||
2 | Рельеф и полезные ископаемые их значение в народном хозяйстве | 1 | 4 | 4 | 9 | |||
3 | Климат. Влияние климатических особенностей на жизнь и здоровье населения | 1 | 2 | - | 3 | |||
4 | Растительный мир нашего края | 1 | 2 | 4 | 7 | |||
5 | Животный мир нашего края | 1 | 2 | 4 | 7 | |||
II | Моя Малая Родина. История. | 25 | ||||||
1 | История села | 1 | 2 | 3 | ||||
2 | « Забытые деревни» | 1 | 2 | 6 | 9 | |||
3 | Улицы моей деревни | 1 | 2 | 4 | 7 | |||
4 | Обычаи, традиции, праздники | 1 | 4 | - | 3 | |||
5 | Легенды и байки | 1 | 2 | 3 | ||||
III | Жители моего села | 27 | ||||||
1 | «Учитель в имени твоем…» | 1 | 4 | - | 5 | |||
2 | Умельцы моего села | 1 | 4 | - | 5 | |||
3 | «Листая Книгу Памяти…» | 1 | 6 | - | 7 | |||
4 | Труженики тыла. | 1 | 4 | - | 5 | |||
5 | Ветераны труда. | 1 | 4 | - | 5 | |||
IV | Экология и мы | 11 | ||||||
1 | Что такое экология | 1 | 1 | |||||
2 | Акция « Чистый мир» | 2 | 2 | |||||
3 | Акция « Родник» | 2 | 2 | |||||
4 | Акция « Дари добро» | 2 | 2 | |||||
5 | Акция « Чистая река» | 2 | 2 | |||||
6 | Акция « Зеленый мир» | 2 | 2 | |||||
V | Работа в музее | 10 ч. | ||||||
VI | Экскурсии в музеи района | 7ч. | ||||||
VII | Походы, экспедиции | 10ч. |
Содержание программы :
Вводное занятие. Ознакомление с планом работы кружка. Инструктаж. Игра «Знатоки края».
I Природа моего края.
Физико-географическая и экономическая характеристика местности. Наша местность на карте Черемховского района, Иркутской области, карте России. Географическое положение. Соседи деревни, района, области. Население и хозяйство. Практикум: Работа с картой.
Рельеф и полезные ископаемые их значение в народном хозяйстве. Формы рельефа местности. Равнина, овраги, холмы, балки. Полезные ископаемые Иркутской области, Черемховского района. Использование полезных ископаемых в хозяйстве. Обработка полезных ископаемых на территории района. Практикум: Работа с картой, коллекцией горных пород. Экскурсия на Полежаевский холм.
Климат. Влияние климатических особенностей на жизнь и здоровье населения. Понятие климат. Климатические особенности нашей местности. Рекорды, аномалии. Народный календарь. Влияние климата на занятия жителей. Влияние климата на здоровье населения. Практикум: Работа с народным календарем
Растительный мир нашего края. Растения луга, леса, болота. Красная книга. Редкие растения. Охрана растительного мира нашей местности. Практикум: Работа с гербарием. Экскурсия в лес, на поле, к реке
Животный мир нашего края. Животные лесов, лугов, водоемов. Птицы нашей местности. Рыбы. Животные нашей местности в Красной книге. Охрана животного мира.
Практикум: Работа с определителем. Создание презентации Растения и животные нашей местности, занесенные в Красную книгу Экскурсия в лес, на поле, к реке
II Моя Малая Родина. История.
История села. Возникновение села. Развитие села с к.18 до 1917г.. Развитие села 20-30- е гг. Довоенный период. Наше село в годы войны. Развитие села во второй половине XX в. Современный период в развитии села. Практикум: Создание презентации « История моего села»
« Забытые деревни». История заброшенных деревень. д. Головинка, Баторовское, Новое Заведенье, Самсонова, Абики, Марасы. Расположение, жители деревнь, их потомки. Занятия. Практикум: Составление картосхемы. Экскурсия д. Головинка, Баторовское
Улицы моей деревни. Возникновение. Расположение. Жители. Интересные истории. Дома «образцового порядка». Практикум: Составление картосхемы. Фотографирование. Экскурсия по улицам родного села.
Обычаи, традиции, праздники. Обычаи и традиции наших бабушек и прабабушек, современные обычаи традиции односельчан. Праздники: по временам года, языческие религиозные, сельские мероприятия. Практикум: Подготовка общешкольного праздника «Пасха»
Легенды и байки. Легенды и байки сибирских народов. Выдуманные и невыдуманные истории нашего села. Охотничьи байки. Практикум: Создание брошюры.
III Жители моего села
«Учитель в имени твоем…» Педагогический состав школы. Учителя- ветераны. Директора школы. Педагоги- выпускники школы. Практикум: Оформление альбомов, презентаций
Умельцы моего села. Работа по дереву. Вязание. Вышивка. Практикум: Оформление выставки
«Листая Книгу Памяти…» Участники ВОВ, погибшие на фронтах. Участники ВОВ, вернувшиеся с фронта. Репрессированные. Практикум: Работа с Книгой Памяти, интернет- ресурсами.
Труженики тыла. Наше село в годы войны. Женщины – труженицы тыла. Дети войны. Практикум: Оформление презентации
Ветераны труда. Ветераны труда- работники сельского хозяйства. Ветераны труда- работники бюджетной сферы. Практикум: Создание презентации
IV Экология и мы
Что такое экология. Что такое экология? Антропогенное воздействие на природу местности. Экологический кризис. Экологический баланс.
Акция « Чистый мир» Участие в областной экологической игре « Чистый мир».
Акция « Родник» Исследование родников. Расчистка. Установка предупредительных знаков.
Акция « Дари добро» Благотворительность. Оказание помощи нуждающимся. Помощь пожилым людям.
Акция « Чистая река» Расчистка берегов рек Иреть, Илотка. Установление предупреждающих знаков.
Акция « Зеленый мир» . Оформление клумб. Выращивание рассады цветов.
V Работа в музее Оформление стендов, альбомов. Инвентаризация.
VI Экскурсии в музеи района . Районный музей п. Михайловка. Школьный краеведческий музей с. Голуметь.
VII Походы, экспедиции. Исток р. Иреть. Экспедиция « Забытые деревни»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Байкала – озера сказки. Сборник. Кн1, кН. 2/ Сост. Есипенок Н.И.- Иркутск , 1988 г.
- Журнал «Сибирячок» за разные годы
- Зубарев Н. Очерки истории Черемховского района. - Иркутск: Издат. центр журнала «Сибирь», 2004.
- Исторический атлас . Иркутская область.-М., 2000
- История земли Иркутской .- Иркутск, 2002
- Красная книга Иркутской области Редколлегия: О.Ю. Гайкова и др. - Иркутск: ООО Издательство «Время странствий», 2010
- Память: В 12-и т. / Сост. И,И. Кузнецов и др.– Иркутск , 1990 – 2005. Бояркин В.М. География Иркутской области. — Иркутск, 2000.
- Скворцов А.М., Суходолов А.П. Черемховский район. — Иркутск: Иркутская областная типография № 1, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426802-1395931414.jpg)
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/20/picture-270018-1497973678.jpg)
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/13/picture-480636-1410626788.jpg)
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-674681-1444146776.jpg)
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/12/picture-964901-1589313095.jpg)
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...