Исследовательская работа "Под грифом "Секретно".
статья по краеведению по теме

Имена лучших своих сыновей и дочерей народ увековечивает в названиях  городов и  деревень,  улиц и площадей. Именно таким людям, а также тем, чья жизнь и подвиг неразрывно связаны с Новгородчиной, посвящена эта работа.  Для небольшой, но очень богатой  своим историческим прошлым  деревни Перелучи, самым ярким именем является имя Фёдора Михайловича Михайлова – Героя Советского Союза, совершившего подвиг во время Великой Отечественной войны.

Исследовательская работа и презентация выполнены учениками муниципального общеобразовательного  учреждения средней общеобразовательной школы д.Перелучи Егоровым Александром (11 класс) и Волнухиной Еленой (9 класс).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chelovek_bolshoy_sudby.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя

 общеобразовательная школа д.Перелучи

Боровичский район  Новгородская область

Целевая программа:

Земляки

Тема исследовательской работы:

Под грифом «Секретно»                                                        

           

              Работу выполнили:

                      Егоров Александр – 11 класс

                      Волнухина Елена – 9 класс

учащиеся муниципального общеобразовательного

учреждения средней общеобразовательной школы д.Перелучи

                   Руководитель:

      Степанова Елена Витальевна –

               учитель истории, высшая квалификационная

                                                                                         категория.

                                   

                 

                   

Содержание

Введение.                                                                                  3                  

Глава 1. Детство  в Перелучах.                                               4

Глава 2. Матрос Михайлов.                                                     4

Глава 3. Доктор Михайлов.                                                     5-7

Заключение                                                                                8

Используемая литература.                                                        9

Приложения.                                                                              10-16

Введение

Актуальность.     История родного края – это не только события, происходившие на его земле, это и люди, творившие историю своим трудом, всей  своей жизнью. Имена лучших своих сыновей и дочерей народ увековечивает в названиях  городов и  деревень,  улиц и площадей. Именно таким людям, а также тем, чья жизнь и подвиг неразрывно связаны с Новгородчиной, посвящена эта работа.  

  Для нашей небольшой, но очень богатой  своим историческим прошлым  деревни Перелучи, самым ярким именем является имя Фёдора Михайловича Михайлова – Героя Советского Союза, совершившего подвиг во время Великой Отечественной войны. Он был и остаётся образцом героического патриотизма, смелости и отваги. Этот человек хорошо известен  многим перелучанам, в меньшей степени боровичанам. А между тем жизнь и подвиг Фёдора Михайловича  должен  жить в  наших сердцах. В своей работе мы попыталась  обобщить имеющийся материал о Михайлове и тем самым внести вклад в изучении истории нашего края.

 

Цель исследования – систематизировать биографические данные Ф. М.Михайлова, показать его место  и роль в истории нашей Родины.

 Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- подобрать и изучить имеющиеся печатные источники по биографии и деятельности Михайлова Ф.М.;

- обобщить и исследовать материалы по теме работы, хранящиеся в школьном краеведческом уголке;

- провести беседы с родственниками Михайлова, сестрой Елизаветой Михайловной, с целью уточнения данных о нём.

 

Объект исследования: история родного края

Предмет исследования: жизнь и подвиг  Ф.М. Михайлова.

Методы исследования: для написания работы использовались методы поиска, опроса, систематизации, анализа и обобщения исторических источников, а также материалы найденные в Интернете.

В источниках информации приведённых в конце работы  у многих авторов собраны и обобщены некоторые факты из жизни нашего земляка Михайлова Фёдора Михайловича, в своей работе кроме этих документов мы использовали также документы собранные нашим школьным краеведческим музеем  (фотографии воспоминания и т.д.)

Новизной в своей работе считаем уникальнейшие документы из немецкого архива (г.Берлин) раскрывающие  невероятно интереснейшие факты из  биографии Фёдора Михайлов. Работа состоит  из введения, основной части и заключения. Введение обосновывается выбор темы, её актуальность, формулируется цель, задачи работы, показана новизна. Основная часть состоит из двух глав. В первой главе обобщена биография до войны. Во второй главе раскрывается деятельность Михайлова во время Великой Отечественной войны. В заключении делаются общие выводы по работе.

Глава 1. Детство в Перелучах.

  МИХАЙЛОВ Федор Михайлович. 1898 года рождения, уроженец  деревни Перелучи Боровичского района, Новгородской области.(См. приложение № 1)

Там, где лесная речушка Уверь сливается с порожистой Мстой, расположено древнее село Перелучи. В нем в 1898 году в семье крестьянина Михаила Михайлова родился второй сын Федор. После него появилось еще девять детей (см приложение №3). Большая была семья Михайловых и жить было очень трудно.  С малых лет познал Федор нужду и нелегкий крестьянский труд. С детства Федору пришлось пройти все то, что проходили и его сверстники. Сначала пастушонок, потом рабочий на сплаве. Хорошо было уже то, что в деревне, а Перелучи были волостным центром, находилась двухклассная земская школа, в которой срок обучения был шестилетним. Федору удалось поступить в нее. Учился он отлично, но куда идти деревенскому пареньку после школы? В те годы решить это было не так легко.

 Да и время было суровое: война с Японией, первая русская революция, мировая война.

         « Как-то прочел он в газете объявление о наборе учеников в школу Юнгов, готовившую квалифицированных матросов военного флота. Посоветовался с отцом:

   - Пиши заявление, может, примут, - сказал отец. – Служить тебе все равно придется, парень ты здоровый. А может, какому делу во флоте научишься, потом на всю жизнь кусок хлеба…» (Из ст. В. Гарновского). Таким образом,  поддержка отца в стремление быть образованным, стать полезным своей Родине,  дала путёвку Фёдору Михайлову в большую жизнь.

 

 Глава 2. Матрос Михайлов.

     Пятнадцать лет было Федору, когда он надел форму матроса. Было это в 1913 году.

   Энергичному, любознательному парню из Перелучей служба и учение давались легко, а тяжелого матросского труда он не боялся, с детства привык работать наравне со взрослыми…

 Призванный в армию, служил кадровым матросом на военном корабле  ,,Николаев”  , был арестован за высказывания против монархии и империалистической войны. Ему грозила каторга, а возможно, и смертная казнь. Но началось Февральская революция, и суд не состоялся.

  Девятнадцатилетним юношей вступил в ряды большевиков. Молодой матрос в революционном кипении Петрограда, становится большевиком, участвует в грозовых днях Великого октября, был ранен. Вторично ранен, когда штурмовал фронт «Красная горка» при подавлении белогвардейско-эссеровского мятежа…

 Участвовал в октябрьских боях в Петрограде, воевал с Юденичем, был избран депутатом Кронштадтского Совета рабочих, крестьянских и матросских депутатов. В 1920 году, демобилизовавшись после тяжелого ранения, вернулся в родные Боровичи, стал одним из комсомольских организаторов. Не увольнение со службы, не расшатанное здоровье, не сломали молодого парня.

Глава 3. Доктор Михайлов.

В 1921 году,  он решается быть врачом и становится студентом-медиком.  Нелегко учиться вчерашнему матросу, но он настойчив, не жалеет своих сил. В 1925 году заканчивает Ленинградский медицинский институт. И вот – на руках диплом врача-хирурга и направление в Куйбышевскую область. Пришлось работать в разных районах страны. А перед войной заведовал роайбольницей в г. Славуте.

    Под Киевом часть Федора попала в окружение, пробивались в расположение своих войск. «- В плен не сдадимся! – решил Михайлов. Он пытался пройти по занятой фашистами территории на восток, к своим, но скоро убеждается, что это почти невозможно. Что делать? И Михайлов принимает дерзкое решение: остаться в Славуте и продолжать борьбу с врагом.

   В один их октябрьских дней 1941 года  в здание гестапо города Славуты зашел широкоплечий, среднего роста мужчина запыленной гражданской одежде и по-военному представился начальника одела:

   - Врач Михайлов. Был призван в Красную Армию. Блистательные победы фюрера привели к мысли о никчемности сопротивления. Из части бежал. Готов служить новой власти. До войны работал заведующим здешней больницей.

   Тщательная проверка не выявила ничего подозрительного в прошлом Михайлова. Местные жители отзывались о нем как о хорошем специалисте, далеком от политики. Сам начальник отдела гестапо рекомендовал Михайлова на должность главного врача городской больницы, но все-таки организовал слежку. Поведение русского врача было безупречным. К тому же вскоре ему довелось сделать на редкость сложную операцию высокопоставленному нацисту, внезапно заболевшему на марше. С тех пор Михайлов был вне подозрений.

   А между тем уже с первых дней появления в больнице он проводил еще более сложную операцию – создавал подпольную организацию патриотов. Никто его этому не учил, но он прошел хорошую жизненную школу.

   Доктор привлек к конспиративной работе санитарку, комсомолку Антонину Петрийчук и ее подругу учительницу Анну Охман. Они познакомились с учителем Антоном Захаровичем Одухой, благодаря которому скоро появились подпольные группы в близлежащих к городу населенных пунктах. Росла группа патриотов и в самой больнице.  В ноябре для лучшей координации действий под руководством Михайлова был создан межрайонный подпольный комитет.

 На столбах и заборах все читали написанные от руки листовки. А когда подпольщикам удалось оборудовать тайную типографию, во всей округе стали появляться отпечатанные прокламации. Организацию пополняли всё новые люди, особенно те, кто недавно бежал из плена. Шел сбор оружия и боеприпасов. Налаживалась связь с подпольщиками Житомира, Ровно, Здолбунова, Проскурова, Киева… на предприятиях участились случаи выхода из строя машин, таинственно исчезали предатели Родины, их трупы находили на улицах.

Гитлеровцы устраивали облавы и обыски, чинили кровавую расправу по малейшему подозрению, но напасть на след подпольщиков не могли.

Однажды на приём к главному врачу явился «больной» Антон Одуха и с тревогой сообщил:

     - Гестапо, кажется, напало на след моей группы. Что делать?

     - Немедленно всем уходить в лес! Будем создавать партизанский отряд. Группа станет его ядром.

Михайлов оставался в Славуте, зная, что тучи над ним сгущаются, что ходит он по тонкому льду. Огромная организация, создаваемая при «Новом порядке», установленном торжествующем, опьянённым успехами врагом, не могла быть гарантирована от вступления случайных людей. Михайлов не мог не знать, что враг может заслать в неё опытных агентов и провокаторов. Подпольщики не имели возможности проверить каждого бежавшего из плена или окружения.

Внимание Фёдора Михайловича привлёк «гросс-лазарет» - концлагерь для раненных и больных военнопленных Красной Армии, размещавшийся в кирпичных корпусах бывшего военного городка на окраине Славуты. Его территория в несколько рядов была обнесена колючей проволокой, на вышках установлены пулемёты. Каторжный труд, голод и издевательства, антисанитария и эпидемии… иногда с целью изоляции инфекционный больных из «гросс-лазарет» направляли в карантин городской больницы.

Тщательно продумав план, Михайлов нанёс визит шефу гестапо.

     - господин гауптман, поток больных возрастает, велика опасность распространения эпидемии. Медперсонал, особенно врачи, изнемогает. Поэтому я и осмелился побеспокоить вас. В городе нужных специалистов нет, разрешите поискать в «гросс-лазарете».

Боязнь эпидемии возымела действие. Уже через час Михайлов со специальным разрешением беседовал с военнопленными медиками. Он нашел нужных людей. Трёх товарищей перевели на работу в больницу.

Вскоре начала действовать подпольная группа и в самом лагере, возглавляемая военврачом А. Чамоковым и политруком И. Кузовковым. Чамоков под видом «безнадёжных» направлял в городскую больницу своих людей. Их помещали в изолятор, куда могли входить только тщательно отобранные «специалисты». Через некоторое время главврач докладывал коменданту лагеря о «смерти» доставленных в больницу, и тот исключал их из списка.

Удары подполья усиливались. Бойцы Одухи под станицей Кривин, недалеко от Славуты, пустили под откос воинский эшелон из 32 вагонов. Было уничтожено более семисот вражеских солдат и офицеров. Подпольщики Шепетовки организовали побег из местного лагеря большой группы военнопленных… и в тоже время на стол шефа гестапо легло донесение предателя…

Были арестованы Михайлов и его ближайшие соратники. Под усиленным конвоем их переправили в фашистский застенок Шепетовки, подвергли жестоким пыткам. Но никто ни словом не обмолвился о товарищах по борьбе.

С Михайловым враги решили расправиться особо. 5 августа 1942 года полицаи стали сгонять народ на территорию больницы. Все почувствовали недоброе. В толпе было несколько подпольщиков. Показалась группа жандармов и полицаев. Один из них нёс лестницу, другой – верёвку с петлёй. Посередине с высоко поднятой головой шёл Михайлов, весь в кровоподтёках, с заломленными назад руками, которые опутывала колючая проволока. Когда подвели его к виселице, поставили на ящик и накинули на шею петлю, патриот нашел в себе силы крикнуть:

     - Да здравствует Советская власть! Смерть фашистам!

Отважный доктор погиб. Но вскоре нацистские палачи услышали его имя. партизанский отряд, в создании которого Михайлов сыграл решающую роль, вырос в крупное соединение из четырёх тысяч человек. Михайловцы шли в бой с возгласом ,,За Федора!”. Они провели 948 боевых операций и диверсий, пустили под откос сотни вражеских эшелонов, вывели из строя свыше 12 тысяч солдат и офицеров противника.

   В славутско - шепетовском подполье, а потом в партизанском соединении прошли школу мужества и отваги пять Героев Советского Союза, среди них командир отряда, а затем соединения А. З. Одуха и юный герой Валя Котик.

      Уже после войны. двадцать лет спустя, 8 мая 1965 года Федору Михайловичу Михайлову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.  

Заключение

Таким образом, в своей работе я попыталась обобщить биографию нашего земляка Фёдора Михайловича Михайлова – Героя Советского Союза. Постаралась показать его место и роль в истории нашей Родины.

Трудное детство и служба на флоте, закалило  и без того  сильный характер Михайлова.

   Несомненно, Михайлов Ф. М.  внёс большой вклад в развитии партизанского движения во время Великой Отечественной войны на Украине. Находясь на территории, оккупированной врагом, организовал и возглавил подпольную организацию в г Славута.  Михайлов писал и размножал антифашистские листовки. Михайлов «списывал» больных как умерших. На самом же деле эти люди уходили в партизанские отряды, являясь туда с условными словами: «Мы от Фёдора».

   Это был неугомонный, любознательный, энергичный человек, который непросто исполнял обязанности в силу служебного положения, а добросовестно и честно служил своему народу. В нём удивительно сочетались  преданность своему делу, смелость, отвага и героический патриотизм.

  Он похоронен в г.Славута в братской могиле.  На мраморном памятнике, воздвигнутом у здания городской больнице в Славуте, золотыми буквами  высечено имя нашего земляка Фёдора Михайловича Михайлова.

      В Перелучах сохранился дом в котором родился и вырос Михайлов Ф.М. на нём установлена мемориальная доска.(см. приложение №6, 7). Улица, на которой стоит дом носит имя Ф. М.Михайлова. Свято чтут на Украине память мужественного новгородца. В Славуте его имя носят улица, парк культуры и отдыха, центральная районная больница, швейная фабрика, установлен бюст героя.

  Потомственная линия Михайловых продолжается по младшей сестре - Михайловой Елизавете Михайловне (!920 г.р.), проживающей по адресу г. Боровичи  Красный переулок д. 7

   Главное, чтоб память об этом человеке, его делах жила  в сердцах неравнодушных к истории своего края и своей страны людей.

Считаю, что цель работы достигнута, все поставленные задачи выполнены. Однако, личность Ф. М Михайлова, его деятельность очень многогранны и  требуют дальнейшего исследования.

Используемая литература.

1. Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 2.: Воениз., 1988

2. Доманк Альберт, Сбойчаков Максим. Подвиг доктора Михайлова. – Москва, 1971.

3. Кузьмин М.К. Медики – Герои Советского Союза. М., 1970.

4. Люди легенд. Выпуск 4. М., 1971.

5. Подвигом Прославленные. Киев, 1985.

6. Подiлля у роки ВВВ (1941-1945 рр.): 36. документiв i  матерiалiв. – Львiв, 1969

7. А. М. Тэммо, И. Н. Вязинин. «Золотые звёзды новгородцев». Лениздат 1987 г.

8. И. В. Терентьева «Именем героя названы». Лениздат 1979 г.

9. А. Е. Порожняков «Великая Отечественная» Планета. Москва, 1984 г.

10. В. Гарновский  «Человек большой судьбы» (Красная искра 5.05.1965 г.)

11. А. Василюк «Свет далекой звезды» (Новгородские ведомости 3.05.2000 г.)

12. Архивные материалы школьного краеведческого уголка.

13. Воспоминания младшей сестры Михайлова Ф. М., Елизаветы Михайловны Михайловой

  1920г.р. проживающей по адресу г. Боровичи  Красный переулок д. 7.  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Организация исследовательской и опытнической деятельности на пришкольном учебно – опытном участке. Организация исследовательской и опытнической деяте

Пришкольный опытный участок является неотъемлемой частью работы нашей школы.Цель создания учебно-опытного участка – научить учащихся выращивать сельскохозяйственные растения, узнать об особеннос...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательские методы обучения как средство и результат исследовательского творчества учителей и учащихся.

Работа учреждений (школ) повышенного образовательного уровня связана с внедрением исследовательских методов обучения. Конечными результатами такой деятельности школы являются:1....

Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"

Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....

Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"

Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...