Авторская программа по курсу "Сочиведение"
рабочая программа по краеведению (9 класс) по теме

Программа  «Сочиведение» предназначена для учащихся 9, 10, 11 классов. Содержание учебного материала соответствует целям профильного обучения и обладает новизной для учащихся. В условиях получения городом Сочи статуса «Столицы зимних олимпийских игр 2014» года данная программа является своевременной и актуальной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

     УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СОЧИ

муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7 г. Сочи

«Согласовано»        «Утверждаю»

_____________        Протокол п/с

_____________        Директор СОШ №7

_____________        _____________ Киреева Т.В.

 

 

Программа

для проведения занятий по курсу:

«Сочиведение» (9-11 классы)

 (34 часа) 

                                                                                      Учитель истории Кучерова И.И.        

Пояснительная записка

Программа  «Сочиведение» предназначена для учащихся 9, 10, 11 классов. Содержание учебного материала соответствует целям профильного обучения и обладает новизной для учащихся. Курс рассчитан на 34 часа и состоит из шести разделов:

Название раздела

Количество

часов

1

История города Сочи

17

2

География Сочи

2

3

Биология Сочи

4

4

Экономика города Сочи

4

5

Система образования города Сочи

2

6

Культура и спорт города Сочи

5

Итого:

34

        В условиях получения городом Сочи статуса «Столицы зимних олимпийских игр 2014» года данная программа является своевременной и актуальной.

Программа может быть использована как:

-  элективный курс в классах предпрофильной (9 класс) и профильной (10, 11 класс) подготовки и может помочь определиться с выбором профессии, необходимой нашему городу;

- спецкурс, используемый при работе Научного Общества Школьников;

- региональный компонент в рамках изучения Кубановедения.

Авторская программа «Сочиведение» является новой в данном направлении.

Цель: привлечения внимания подрастающего поколения к жизни своего родного города, его истории, культурной жизни, экономического потенциала, перспектив развития и т.д.

Задачи:

  1. освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об истории родного города, роли города Сочи в истории России;
  2. воспитание у школьников гражданственности, патриотизма, уважения к историческому пути народов, проживающих на территории Большого Сочи, что особенно важно в условиях многонационального города;
  3. овладение учащимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации, работы с различными типами исторических источников.
  4. получение информации не только об истории города, но и всестороннее изучение всех аспектов жизни города.

Отличительные особенности программы:

- данная программа даёт возможность заниматься изучением различных аспектов жизни города Сочи, чем может привлечь внимание и объединить учащихся с разными интересами;

- ключевыми понятиями данной программы являются : «патриотизм», «любовь к родному городу»,  «профессиональное самоопределение», «развитие навыков исследовательской деятельности» и т.д.

- программа реализуется в два этапа:

1. 2007-2008 учебный год в качестве программы работы НОУ МОУ СОШ №7 «ПОИСК» (для апробации);

2.с  2008-2009 учебного года в качестве элективного курса для 9-11 классов, а также для работы НОУ.

Особенности возрастной группы детей:

-  В работе НОУ могут участвовать учащиеся 5-11 классов. Младшие школьники с удовольствием занимаются сбором информации, изготовлением макетов и т.д. Учащиеся старших классов более профессионально занимаются обработкой информации, её систематизацией и оформлением проектов и публикаций. Набор детей свбодный.

- Элективные курсы рассчитаны на учащихся 9-х классов, которые находятся в процессе выбора дальнейшего профиля обучения. Учащиеся сами выбирают элективный курс.  

- В профильных классах (10-11) этот курс подходит для профиля гуманитарной направленности и даёт возможность определиться с  выбором профессии, а также получить навыки исследовательской деятельности.  

Режим занятий:

  1. В НОУ занятия проводятся 1 час в неделю , 34 часа в год
  2. Элективный курс в 9-х классах – 1 час в неделю, 17 часов (курс рассчитан на пол года).
  3. В 10-11 классах (профильных) – 1 час в неделю 34 часа в год

Способы оценивания достижений учащихся:

Для элективных и профильных курсов:

Промежуточный контроль осуществляется в виде зачётов по каждому из разделов.

Итоговый контроль проводится в виде презентации по одной из тем предложенного курса.

Для научного общества: представление и защита проектов на научно-практических конференциях, публикации статей.

Тематическое планирование  для НОУ и профильных курсов (10-11 классов)

№ урока

Название темы

Количество часов

Раздел 1. История города Сочи

17

1

Археология Большого Сочи

1

2

Археологические памятники на территории Большого Сочи

1

3

Топонимика Сочи -  мифы и легенды

            1

4

Убыхи

            1

5

Лазаревский форт, Головинское и Навагинское укрепления.

1

6

Черноморская губерния и Сочинский округ

1

7

Роль русского дворянства в формировании и становлении курорта Сочи.

1

8

Сочинский округ Черноморской губернии в период первой русской революции 1905-1907 гг.

1

9

Становление Советской власти в Сочи

1

10

Сочи в годы гражданской войны

1

11

Развитие курорта Сочи в 30-е годы XX века.

1

12

Сочи в годы Великой Отечественной войны

1

13

Восстановление и развитие города Сочи в послевоенный период

1

14

Особенности развития города Сочи в 60-70-е годы XX века.

1

15

Сочи в период «перестройки»

1

16

Сочи – из XX в XXI  

1

17

Сочи – Олимпийский!

1

Раздел 2. География Сочи

2

18

Рельеф и природно-климатические условия города Сочи

1

19

Население   и национальный состав  Сочи

Раздел 3. Биология Сочи

4

20

Уникальный растительный мир города Сочи

1

21

Черное море

1

22

Животный мир

1

23

Кавказский биосферный  заповедник

1

Раздел 4. Экономика города Сочи

4

24

Санаторно-курортная и бальнеологическая база города Сочи

1

25

Промышленность города Сочи

1

26

Сервис и туризм в городе Сочи

1

27

Транспортная инфраструктура

1

Раздел 5. Система образования города Сочи

2

28

Становление и развитие системы образования в городе Сочи.

1

29

Сочи – студенческий!

1

Раздел 6.  Культура  и спорт города Сочи

5

30

Архитектура и живопись города Сочи

1

31

Музеи и памятники города Сочи

1

32

Творческие музыкальные и танцевальные  коллективы города Сочи

1

33

Сочи  - литературный

1

34

Сочи - спортивный

             1

 

Тематическое планирование (9 классы элективный курс)

№ урока

Название темы

Количество часов

Раздел 1. История города Сочи

12

1

Археология Большого Сочи

1

2

Топонимика Сочи -  мифы и легенды

            1

3

Убыхи

            1

4

Лазаревский форт, Головинское и Навагинское укрепления.

1

5

Роль русского дворянства в формировании и становлении курорта Сочи.

1

6

Сочинский округ Черноморской губернии в период первой русской революции 1905-1907 гг.

1

7

Становление Советской власти в Сочи

1

8

Сочи в годы Великой Отечественной войны

1

9

Восстановление и развитие города Сочи в послевоенный период

1

10

Особенности развития города Сочи в 60-70-е годы XX века.

1

11

Сочи в период «перестройки»

1

12

Сочи – Олимпийский!

1

13

Раздел 2. География Сочи

1

14

Раздел 3. Биология Сочи

1

15

Раздел 4. Экономика города Сочи

1

16

Раздел 5. Система образования города Сочи

1

17

Раздел 6.  Культура  и спорт города Сочи

5

Итого:

             17

Содержание программы:

Раздел 1. История города Сочи (17 часов)


Археология Большого Сочи. Археологические памятники на территории Большого Сочи.  Археологические культуры. Древности Сочи и его окрестностей. Топонимика Сочи -  мифы и легенды .  Убыхи. Социальный строй  убыхского общества. Убыхская военная организация. Выселение Убыхов. Кавказская война. Черноморская береговая линия.  Овладение устье реки Сочи.  Форт Александрия. Лазаревский форт, Головинское и Навагинское укрепления.  Мирное освоение побережья. Черноморская губерния и Сочинский округ.  Начало курорта. Роль русского дворянства в формировании и становлении курорта Сочи. Сочинский округ Черноморской губернии в период первой русской революции 1905-1907 гг. Становление Советской власти в Сочи. Сочи в годы гражданской войны. Развитие курорта Сочи в 30-е годы XX века.  Реконструкция курорта. Сочи в годы Великой Отечественной войны.  Госпитальная база. Оборона Сочи. Восстановление и развитие города Сочи в послевоенный период.  Особенности развития города Сочи в 60-70-е годы XX века.  Сочи в период «перестройки».  Сочи – из XX в XXI. Сочи – Олимпийский!


Раздел 2. География Сочи (2 часа)


Территория. Рельеф и природно-климатические условия города Сочи. Население   и национальный состав  Сочи.

Раздел 3. Биология Сочи (4 часа)


Уникальный растительный мир города Сочи. Красная книга Сочи. Черное море. Животный мир. Птицы. Кавказский биосферный  заповедник.





Раздел 4. Экономика города Сочи (4 часа)


Санаторно-курортная и бальнеологическая база города Сочи. Промышленность города Сочи. Сервис и туризм в городе Сочи. Транспортная инфраструктура.


Раздел 5. Система образования города Сочи (2 часа)


Становление и развитие системы образования в городе Сочи. Сочи – студенческий!


Раздел 6.  Культура  и спорт города Сочи (4 часа)


Архитектура и живопись города Сочи. Музеи и памятники города Сочи

Творческие музыкальные и танцевальные  коллективы города Сочи. Сочи  - литературный. Сочи – спортивный.




Методическое обеспечение программы:

  1. На занятиях предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: презентация, экскурсия, работа с архивными документами, семинар, игра, изготовление макетов и др.
  2. В качестве дидактического материала можно использовать наборы фотографий с видами города Сочи, методические разработки с правилами написания и оформления рефератов, презентаций, научных статей и публикаций, макеты объектов и населённых пунктов города Сочи.
  3. Реализовать программу на практике может учитель истории или Кубановедения. В качестве технического оснащения необходимо: кабинет, компьютер, принтер, проектор, мультимедийный экран, доступ к сети Интернет, интерактивная доска (если есть такая возможность)




Список рекомендуемой учебно-методической литературы:

  1. Артюхов С. А. Сочи в годы Великой Отечественной войны.1941-1945. Сочи 2005
  2. Адлер. Историко-литературный альманах. Сочи,2005. 175 с.
  3. Большой Сочи в прошлом и настоящем:  Материалы 1-й межвуз. науч. - прокт. конф., 22-23 апреля 2005 г. / Отв. ред. А. А. Черкасов. Сочи, 2005. с 152.
  4. Большой Сочи в прошлом и настоящем: Материалы 2-й межвуз. науч. - прокт. конф., 22-23 апреля 2006 г. / Отв. ред. А. А. Черкасов. Сочи, 2006. с 187.
  5.  Великая Отечественная война: история, документы и факты: Материалы регион., науч. - практ. конф., 23-27 мая 2005 г. Краснодар. 2005. 208 с.
  6. Власть и общества: национальная политика и межэтнические отношения  (исторический  опыт и современность)1906-2006 гг.:  Материалы краевой науч. - практ. конф. Краснодар, 2006. 256 с.
  7. Ворошилов В. И. Топонимы  Российского Черноморья (история и этнография в географических названиях). Майкоп, 2005. 264 с.
  8. Ворошилов В. И. История убыхов. (Очерки по истории и этнографии Большого Сочи с древнейщых времен до середины 19 века). Майкоп, 2006. 372 с.
  9. Гуманитарные науки: исследование и методика преподавания в высшей школе: Материалы 3-й всероссийской науч. - мет. конф., г Сочи, 13-14 мая 2005 г./ От ред. А.А. Черкасов. Сочи 2005.240 с.
  10. Гуманитарные науки: исследование и методика преподавания в высшей школе: Материалы 4-й всероссийской науч. - мет. конф., г Сочи, 19-20 мая 2006 г./ От ред. А.А. Черкасов. Сочи 2006.2158 с.
  11. Дни науки Социольно-педагогичкеского института СГУТиКД: Материалы 4-й Студенческой всероссийской науч. - мет. конф., г Сочи, 24-25 марта 2005 г. Сочи, 2005. с 90
  12. Ермачков И.А. и Черкасов А.А. Большой Сочи в годы перестройки (1985-1991 гг.): некоторые уроки развития: Материалы исследования. Сочи, 2006. 52 с.
  13. Интеллектуальная элита России: история, современность, перспективы: Материалы 38-й всероссийской заочной конференции. Санкт-Петербург, 2005. 348 с.
  14. Историческая память и социальная стратификация. Социокультурный аспект: Материалы XVII Межд, науч. конф., г. Санкт-Петербург, 16-17 мая 2005 г.: В 2 ч. СПб, 2005. Ч.1. 279 с.; Ч.2. 343 с.
  15. История и историки в контексте времени: Сб. науч. тр. / Отв. ред. А.А. Черкасов. Вып. 3.Краснодар, 2005. 223 с.      
  16. История и историки в контексте времени: Сб. науч. тр. / Отв. ред. А.А. Черкасов. Вып. 4.Краснодар, 2006. 196 с.  
  17. История и историки в контексте времени: Сб. науч. тр. / Отв. ред. А.А. Черкасов. Вып. 5.Краснодар, 2007. 167 с.
  18. История национальной безопасности России: Материалы 39-й Всерос. заочн. науч. конф. / Под ред. С.Н. Полтарака. СПб., 2005. 312 с.
  19. Историческая память и социальная стратификация. Социальный аспект: Материалы XVII Межд, науч. конф., г. Санкт-Петербург, 16-17 мая 2005 г. Санкт-Петербург,  2005. 312 с.
  20. История национальной безопасности России: Материалы 39-й Всерос. заоч. науч. конф. Санкт-Петербург, 2005. 312 с.
  21. История политических репрессий  в СССР в 1930-1950-е гг.: Материалы Всерос. науч. конф. студентов и аспирантов. г. Сыктывкар, 24 марта 2006 г. - Сыктывкар, 2006.
  22. Костиников В.Н. Хрестоматия по истории Сочи. Майкоп, 2004. 155 с.
  23. Крылов В.В.  Становление культурно-образовательного пространства в Сочинском округе конца XIX – начала XX в. Монография. Сочи, 2005. 200 с.
  24. Натолочная  О.В., Черкасов А.А. Исторические события, анекдоты и курьёзы из жизни Сочи  1838-2005 г. Вып. 1. Сочи, 2005. 36 с.
  25. Очерки истории Большого Сочи  / Под общ. ред. В.Е. Щетнева. Сочи, 2006. Т.1. 488 с.
  26. Чучмай Г.Т. Тайна географических названий. География Краснодарского края. 2-е изд.; испр. и доп. - Краснодар: Кубанский учебник, 2000. 144 с.: ил.
  27. Терская И.А., Терский А.В., Терский Д.А. География Краснодарского края. Природа. Экономика: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений – Краснодар: Образовательный издательско-полиграфический центр «Перспективы образования», 2003. – 144 с.: ил., карт.
  28. Солодько А.С., Кирий П.В. Красная книга Сочи. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды. Том 1. Растения и грибы. Сочи, 2002. – 148 с., ил.
  29. Воронов Ю.Н. В 75 Древности Сочи и его окрестностей. – Краснодар: Кн. изд-во, 1979. – 112 с.
  30. Заповедник СССР. Заповедники Кавказа / Под общ. ре. В. Е. Соколова, Е. Е. Сыроечковского. – М.: Мысль, 1990. – 365,[2] с.: ил., карт.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Рабочая программа , составленная на основе Авторской программы основного общего образования по математике под редакцией В.И. Жохова, УМК Н.Я. Виленкин и др Составила программу Тычкова И.В.

Рабочая программа по математике для 5 класса В составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ  5-7  КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...