Номинация: методические материалы, посвященные работе с активом музея. Название материала: Учеба актива
материал по краеведению (7 класс) по теме

Шмойлова Ирина Ивановна

Первые три занятия в музее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_1.docx15.18 КБ
Office presentation icon shkolnyy_muzey1.ppt180 КБ
Файл zanyatie_2.docx13.05 КБ
Office presentation icon shkolnyy_muzey2.ppt71 КБ
Файл zanyatie_3.docx12.93 КБ
Office presentation icon shkolnyy_muzey3.ppt58 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 1.

Дорогие ребята,  я рада приветствовать вас на первом занятии.

Сегодня мы с вами  выясним, можно ли наш музей считать  музеем, каковы признаки настоящего школьно музея, его функции.

Слово « музей» переводится как храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей- учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную и художественную ценность.

Своеобразным музейным учреждением является и школьный музей, поскольку он ведет в меру своих возможностей поисково-собирательскую работу, экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций.

Школьный музей имеет ряд признаков.

Основной признак любого музея, в том числе и школьного,- наличие фонда подлинных материалов, представляющих собой первоисточники сведений истории общества. Эти предметы и документы составляют основу музея. Для создания музейных экспозиций привлекаются также разнообразные воспроизведения подлинников, вспомогательные материалы: фото- и ксерокопии, макеты.

Второй признак- это наличие экспозиций. Экспозиционные материалы музея должны достаточной полнотой и глубиной раскрывать содержание избранной темы.

Музей имеет необходимые помещения и оборудование обеспечивающие хранение и показ собранных коллекций.

Обязательное условие функционирования  школьного музея- постоянный актив учащихся, способных вести под руководством педагогов систематическую поисковую и исследовательскую работу, участвовать  в  комплектовании, учете и хранении фондов.

Только при наличии всех этих признаков можно говорить, что в школе имеется музей.

Можем ли мы сказать, что в нашей школе имеется музей?

В практике многих школ созданию музея предшествует организация выставки, уголка. По мере накопления новых документов- подлинников и копий, расширения своей деятельности они постепенно перерастают в музей.

Наша школа не была исключением, в старом здании школы было очень мало место и ветераны Великой Отечественной войны, принимавшие активное участие в патриотическом воспитании школьников, приносили дорогие сердцу реликвии: котелки, ложки, гильзы, награды. В 1974 году школа №3 переезжает в новое здание, где светлые широкие коридоры позволяют оформить стенды, уголки. Дети, продолжая вести поисковую работу, собирают документы, фотографии. Жители нашего микрорайона, посещая классные часы, родительские собрания, вносят посильную помощь. К накопленному материалу добавляются предметы старины, коллекции марок, нумизматика. Все это нужно где-то хранить и каким-то образом показать накопленное? По решению администрации школы во главе с Кривецкой Елизаветой  Семеновной было принято решение выделить классную комнату, где можно было бы разместить музей. Силами учащихся школы и учителя трудового воспитания Бурдыгиным   были изготовлены витрины, полки. Учителем  рисования было выполнено художественное оформление стен. К  40- летию Победы состоялось открытие школьного музея.

Нужен ли музей школе?

Положение о школьном музее четко определяет цели и  задачи музея:

Целью создания  школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.

Цель музейной деятельности - формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е.  чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.

Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно-патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

Задачи школьного музея:

способствовать формированию у учащихся гражданственности, патриотизма, гуманизма; расширение кругозора, воспитание познавательных интересов и способностей, социальной активности учащихся;

формированию у учащихся навыков поисковой, научно-исследовательской работы;

совершенствование учебно-воспитательного процесса.

Все музеи можно разделить на несколько групп по признаку их связи с той или иной отраслью науки, техники, общественного производства, искусства.

1.Самая большая группа- музеи исторического профиля.  Это музеи боевой славы, в которых представлены материалы о подвиге людей на фронте и в тылу, в годы войны.

К музеям исторического профиля относятся музеи дружбы народов( интернациональной дружбы), пионерской и комсомольской славы, истории школы.

2. Естественнонаучные музеи: ботанические, зоологические, геологические, географические, музеи охраны природы.

3.Сельскохозяйственные музеи.

4. Технические музеи.

5. Литературные музеи.

6.Художественные. Музыкальные. Театральные.

7. Музеи комплексного профиля. Обычно это комплексные краеведческие музеи, включающие отделы истории, культуры местного края.

Определение профиля музея- необходимое условие создания и развития и развития школьного музея. Часто встречается погоня музея за собиранием различных  предметов, являющихся источниками для различных отраслей знаний.  В результате создаются лишь бессистемное собрания- коллекции различных по своему характеру документов и предметов, а не музей.

К какому профилю относится наш музей? Что на ваш взгляд не уместно в нашем музее и принадлежит другому профилю?

Какие предложения по организации экспозиций, их размещению вы могли бы предложить?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Школьный музей Занятие 1 МБОУ СОШ №3 Руководитель школьного музея: Шмойлова Ирина Ивановна Учеба актива

Слайд 2

Слово« Музей» переводится как храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей- учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную и художественную ценность.

Слайд 3

Признаки музея наличие фонда подлинных материалов ; наличие экспозиции; необходимые помещения и оборудование; постоянный актив учащихся.

Слайд 4

Основатели школьного музея Кривецкая Елизавета Семеновна Прохоров Николай Александрович

Слайд 5

Положение о школьном музее четко определяет цели и задачи музея: Целью создания школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.

Слайд 6

Цель музейной деятельности - формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.

Слайд 7

Задачи школьного музея: способствовать формированию у учащихся гражданственности, патриотизма, гуманизма; расширение кругозора, воспитание познавательных интересов и способностей, социальной активности учащихся; формированию у учащихся навыков поисковой, научно-исследовательской работы; совершенствование учебно-воспитательного процесса.

Слайд 8

Все музеи можно разделить на несколько групп по признаку их связи с той или иной отраслью науки, техники, общественного производства, искусства. Музеи исторического профиля. Это музеи боевой славы, в которых представлены материалы о подвиге людей на фронте и в тылу, в годы войны. К музеям исторического профиля относятся музеи дружбы народов ( интернациональной дружбы), пионерской и комсомольской славы, истории школы.

Слайд 9

Естественнонаучные музеи: ботанические, зоологические, геологические, географические, музеи охраны природы. Сельскохозяйственные музеи. Технические музеи. Литературные музеи. Художественные. Музыкальные. Театральные. Музеи комплексного профиля. Обычно это комплексные краеведческие музеи, включающие отделы истории, культуры местного края.

Слайд 10

Определение профиля музея- необходимое условие создания и развития и развития школьного музея. Часто встречается погоня музея за собиранием различных предметов, являющихся источниками для различных отраслей знаний. В результате создаются лишь бессистемное собрания- коллекции различных по своему характеру документов и предметов, а не музей.

Слайд 11

Обсудим? К какому профилю относится наш музей? Что на ваш взгляд не уместно в нашем музее и принадлежит другому профилю? Какие предложения по организации экспозиций, их размещению вы могли бы предложить?



Предварительный просмотр:

Занятие 2.

Добрый день!

Сегодня мы собрались с вами, чтобы продолжить изучать вопросы организации и деятельности школьного музея.

На прошлом занятии мы выяснили, что такое музей, имеем ли мы все основания называться школьным музеем. Определили профиль и основные функции школьного музея.

Сегодня нам предстоит выяснить степень участия школьников в создании музея и его функционировании.

Создание школьного музея- дело всей школы. Степень участия школьников различна. Основную часть работы выполняет актив музей. Актив музея формируется постепенно, в его состав входят учащиеся разных возрастов. В ходе работы музея неизбежно привлекаются к тем или иным работам и учащиеся не входящие в состав  актива.

Актив музея- это самостоятельный, увлеченный общим интересом, общей целью  коллектив учащихся.

Деятельность актива музея подробно обозначена в Положении о школьном музее.

- изучение литературно- исторических и других источников соответствующих профилю музея тематики;

-систематическое пополнение фонда музея;

-участие в экспедициях, туристических походах, путешествиях, экскурсиях, а также используя другие формы работы;

- обеспечивает сохранность музейных  предметов, организует их учет в инвентарной книге музея;

-создает и обновляет экспозиции, стационарные  и передвижные и передвижные выставки;

-проводит экскурсионно-лекторскую работу для учащихся и населения;

-оказывает содействие в использовании экспозиции и фондов музея в учебно-воспитательном процессе.

Ядром актива является совет музея. В состав избираются инициативные ребята, члены совета старшеклассников, учителя. Совет музея избирает председателя Совета музея.

Для осуществления постоянной связи учащихся школы с музеем в го состав могут избираться один-два представителя от класса или параллели классов.  Также в состав входят ветераны войны и труда, представители общественности.

Совет музея не может быть многочисленным, это приводит к нежелательным результатам: он становится неоперативным, трудноуправляемым.

Совет музея способствует установлению связей с научными учреждениями, государственными музеями и архивами, со школьными музеями  города и района. Совет музея также рассматривает и утверждает перспективные и календарные планы, обсуждает важные вопросы музейной деятельности, организует сбор, классификацию музейных предметов, формирует музейные экспозиции и экспозиции временных выставок, проводит музейные мероприятия: экскурсии, беседы, праздники.

Одно из условий успешной организации и деятельности школьного музея- преемственность в работе его актива. Чтобы выяснить, соответствуют ли экспозиция, созданная в школе, и вся работа актива требованиям, предъявляемым школьному музею, проводится паспортизация школьного музея. Ее  осуществляет районная комиссия по паспортизации школьных музеев.

Комиссия знакомится с собранным музейными материалами  и их учетом; качеством экспозиции, ее научным уровнем и эстетикой оформления; использование материалов музея в учебной и внеклассной работе; деятельностью актива музея.

Музею, работа которого отвечает всем требованиям Положения о школьном музее, присваивается звание « Школьный музей» и выдается свидетельство и паспорт.

Предлагаю вам сегодня поработать экспертной комиссией. Прошу вас провести ревизию музея и вынести решение: заслуживает ли наш музей звания « Школьный музей», соответствует ли он требованиям.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ СОШ №3 Руководитель школьного музея: Шмойлова Ирина Ивановна Занятие 2

Слайд 2

Вспомним? Что такое музей, имеем ли мы все основания называться школьным музеем. Определили профиль и основные функции школьного музея.

Слайд 3

Актив музея- это самостоятельный, увлеченный общим интересом, общей целью коллектив учащихся. Деятельность актива музея подробно обозначена в Положении о школьном музее. - изучение литературно- исторических и других источников соответствующих профилю музея тематики; -систематическое пополнение фонда музея; -участие в экспедициях, туристических походах, путешествиях, экскурсиях, а также используя другие формы работы; - обеспечивает сохранность музейных предметов, организует их учет в инвентарной книге музея; -создает и обновляет экспозиции, стационарные и передвижные и передвижные выставки; -проводит экскурсионно-лекторскую работу для учащихся и населения; -оказывает содействие в использовании экспозиции и фондов музея в учебно-воспитательном процессе.

Слайд 4

Совет музея . В состав избираются инициативные ребята, члены совета старшеклассников, учителя. Совет музея избирает председателя Совета музея. Для осуществления постоянной связи учащихся школы с музеем в го состав могут избираться один-два представителя от класса или параллели классов. Также в состав входят ветераны войны и труда, представители общественности

Слайд 5

Совет музея - способствует установлению связей с научными учреждениями, государственными музеями и архивами, со школьными музеями города и района; - рассматривает и утверждает перспективные и календарные планы; организует сбор, классификацию музейных предметов, формирует музейные экспозиции и экспозиции временных выставок; проводит музейные мероприятия: экскурсии, беседы, праздники.

Слайд 6

Паспортизация школьного музея Районная комиссия по паспортизации школьных музеев. Комиссия знакомится с собранным музейными материалами и их учетом; качеством экспозиции, ее научным уровнем и эстетикой оформления; использование материалов музея в учебной и внеклассной работе; деятельностью актива музея .

Слайд 7

Музею, работа которого отвечает всем требованиям Положения о школьном музее, присваивается звание « Школьный музей» и выдается свидетельство и паспорт.



Предварительный просмотр:

Занятие 3.

Добрый день!

Сегодняшнее наше занятие посвящено проектной деятельности. Практика школьных музеев знает разнообразные пути и источники сбора материалов, комплектования фондов музея. Главный путь- ученический поиск, активная творческая работа самих учеников

Тема для нас актуальная т.к. полученные знания пригодятся  для написания проектно-исследовательской работы по другим предметам.

Как писать проектную работу я расскажу на примере музейного проекта.

Разработка музейного проекта всегда носит творческий характер, однако существует определённый структурный логический алгоритм, который помогает достигнуть поставленной цели. Схема музейного проекта может выглядеть следующим образом:

Название проекта.

Проблема (их может быть несколько), которую решает проект.

Цель (она должна быть реальна, посильна и достижима).

Задачи (иначе - тактика достижения цели). Если проект имеет несколько целей, задачи формулируются к каждой из них.

Участники проекта и партнёры.

Содержание проекта (идея решения проблемы).

Механизм реализации - методы, этапы, календарный план.

Результаты проекта (вначале - предполагаемые, а затем - реальные).

Оценка проекта. Здесь указываются критерии оценки, параметры учёта результатов проекта.

Список использованной литературы.

Приложение

Задание:

Написание мини-проекта


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Школьный музей МБОУ СОШ №3 Руководитель школьного музея: Шмойлова Ирина Ивановна учеба актива Занятие 3

Слайд 2

Проектная деятельность Практика школьных музеев знает разнообразные пути и источники сбора материалов, комплектования фондов музея. Главный путь- ученический поиск, активная творческая работа самих учеников

Слайд 3

Схема музейного проекта Название проекта. Проблема (их может быть несколько), которую решает проект. Цель (она должна быть реальна, посильна и достижима). Задачи (иначе - тактика достижения цели). Если проект имеет несколько целей, задачи формулируются к каждой из них. Участники проекта и партнёры. Содержание проекта (идея решения проблемы). Механизм реализации - методы, этапы, календарный план. Результаты проекта (вначале - предполагаемые, а затем - реальные). Оценка проекта. Здесь указываются критерии оценки, параметры учёта результатов проекта. Список использованной литературы. Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа .Номинация "Искусствоведение" . Невьянская старообрядческая работа

Предметом исследования данной работы является невьянская старообрядческая икона. Объектом исследования- стилистические особенности невьянской иконописной школы...

Методические материалы, посвященные 68-летию Победы в Великой Отечественной войне. «Отечественная война в моем селе»

Приближается  великий праздник  - День Победы...  Очень важно, чтобы каждое последующее поколение людей стремилось не только узнать как можно больше о суровой правде Великой Отечественн...

Учеба актива старшеклассников «Фестиваль добрых дел»

Статья содержит материал по обучению школьников организации социально-значимых мероприятий в рамках "Весеннней недели добра" в образовательном учреждении и за его пределами....

диплом победителя в номинации методическая разработка

Диплом 1 место в номинации методическая разработкаурока викторины по дисциплине химия по теме "Углеводороды и кислородосодержащие органические соединения"...

Муниципальный конкурс "На грани", номинация "Методическая разработка"

Профилактика отклоняющегося поведения детей и подростков...

Методическая разработка родительского собрания «Как повысить мотивацию ребенка к учебе?» (7 класс)

Методическая разработка родительского собрания «Как повысить мотивацию ребенка к учебе?»  (7 класс)...

Методическая разработка занятия с использованием инновационных технологий по дисциплине «Русский язык» на тему «Типы речи» (на материале, посвященном Великой Отечественной войне)

Вашему вниманию представлена методическая разработка урока-исследования по теме «Типы речи», составленная на материале, посвященном Великой Отечественной войне.Данная рекомендация по прове...


 

Комментарии

Шмойлова Ирина Ивановна

занятия с кружковцами в музее