исследовательская работа "История детской организации Успеновской школы"
творческая работа учащихся по краеведению (8 класс) на тему

Михайленко Наталья Николаевна

 

За последнее десятилетие в нашей стране произошли очень большие изменения во всех сферах жизни. Утрачены  ценности, идеалы. Обозначился кризис организации воспитательной работы. Отмена октябрятских, пионерских и комсомольских организаций, отсутствие полной альтернативы им, и привело к развитию кризиса.  Поэтому я выбрал для исследования в  качестве объекта детские объединения, а предметом исследования историю нашей детской организации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отечество - 2012

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Амурской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей

"Амурский областной Дворец творчества молодёжи"

Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся "Отечество"

                                                      Номинация:  "История образования"

История детской организации Успеновской школы

Подготовил:

Якушкин Евгений Александрович,

8 класс,

Муниципальное образовательное казённое  учреждение

Успеновская средняя общеобразовательная школа,

 село Успеновка,

Бурейского района,

Амурской  области,

676716,

Амурская область,

Бурейский район, село Успеновка, улица Елинского, дом 4, кв. 2,

контактный телефон: 8-914-582-648-3 (моб.),

свидетельство И-ЖО № 292668.

Руководитель:

Михайленко Наталья Николаевна,

учитель технологии

 МОКУ Успеновская СОШ, с. Успеновка,

контактный телефон: (41634) 24-2-96 (раб.)

8-914-595-04-01 (моб.)

e-mail: vesenie55@mail.ru

 с. Успеновка, 2011

                                                       Оглавление

                                                 

  Введение……………………………………………. 3

                       1.Глава

  1.1. Первые детские объединения страны ………...5

  1.2.Исторические перемены и преобразования…..6                                                                          

 2.Глава

  2.1. Первая детская организация в школе………. 6

  2.2. История детской организации школы……….7

  2.3. Рождение ДЮЭТКО «Истоки»…………….....8

  Заключение………………………………………….9

  Список литературы………………………………...10

                         Приложение………………………………………...11

 

 

 Введение.  

    Мне стало интересно, кто же такие пионеры, чем они действительно занимались, и почему взрослые об этом так часто вспоминают. Я решил спросить у родителей, что они помнят о том времени. Оказалось, что когда они учились в школе, было все по-другому. Они были октябрятами, пионерами и комсомольцами, носили красные галстуки и пионерские значки, у них проводились пионерские линейки и сборы с горнами, барабанами, флагами и речевками, велась тимуровская и шефская работа. Пионеры собирали металлолом и макулатуру, проводили интересные праздники, пели песни у пионерских костров.  Мне захотелось  узнать  подробнее историю о пионерах и найти ответ на вопрос: отчего же у моих мамы и папы при воспоминании об этом времени, загораются искорки в глазах, а у бабушки и прабабушки появляются слёзы.

 За последнее десятилетие в нашей стране произошли очень большие изменения во всех сферах жизни. Утрачены  ценности, идеалы. Обозначился кризис организации воспитательной работы. Отмена октябрятских, пионерских и комсомольских организаций, отсутствие полной альтернативы им, и привело к развитию кризиса.  Поэтому я выбрал для исследования в  качестве объекта детские объединения, а предметом исследования историю нашей детской организации.

 Для исследовательской работы  определил цель:

выяснить особенности жизни детской организации в  Успеновской школе прежде и теперь.

 Достичь этой цели можно посредством решения  следующих задач:

  1. из различных источников узнать, как  зарождались первые детские   объединения в нашей стране
  2. когда появилась   первая детская организация в нашей школе
  3. как жила  школьная детская организация прежде
  4. как перемены в жизни страны отразились на  детских объединениях
  5. какие школьные традиции сохранились в обновлённой детской                 организации

Гипотезой моего исследования является следующее предположение: если поменялись идеалы, названия детских объединений то, как изменилось у современных детей отношение к человеческим ценностям: нравственности, любви к Родине,   к человеку и  др.

Благодаря различным методам исследования: через интервью и анкетирование  с учащимися школы, выяснил, что данный вопрос интересен не только мне; в беседах со старожилами села узнал много исторических фактов; ветераны-педагоги вспоминали имена руководителей детских организаций, бывшие участники детского движения: пионеры и комсомольцы - выпускники нашей школы поделились яркими впечатлениями из своего детства.  В этом плане  я  руководствовался принципами раскрытия и установления причинно-следственных связей, относящихся к рассматриваемой проблеме, единства теории и практики. 

Основная часть.

1.1.  С установлением в стране власти рабочих и крестьян отношение к детям и их положение в обществе изменились. С тех пор проводится в жизнь ленинский лозунг: «Все лучшее - детям!».  Первой детской коммунистической организацией стала организация юных коммунистов (ЮКов), которую создали народные комиссариаты здравоохранения, просвещения и организация Всеобщего воинского обучения осенью 1918 года. При некоторых комсомольских организациях создавались детские секции, объединявшие малолетних членов комсомола. Большую помощь комсомолу в этой работе оказала Н.К.Крупская.   Такие группы, ставшие впоследствии пионерскими отрядами, были созданы в Москве.   Были разработаны пионерские символы и атрибуты, принято название новой организации - отряды юных пионеров имени Спартака. Появились пионерский галстук, значок, салют, песни, девиз, законы и обычаи пионеров.

Вьётся стяг наш, красуется гордо

                                     Кровью спаянный молот и серп

                                     Пионеры деревни и города,

                                     Нашей смычкой крепи СССР!  [5.С.52]

  19 мая 1922 года этот день стал днём рождения пионерской организации. Первые пионерские отряды, объединявшие детей рабочих и крестьян, работали при комсомольских ячейках заводов, фабрик, учреждений; участвовали в субботниках, помогали в борьбе с детской беспризорностью, в ликвидации безграмотности. Пионерская организация родилась и делала свои первые шаги в атмосфере бурного строительства - страна восстанавливала силы после гражданской войны, закладывала фундамент нового общества. И пионеры старались не отставать в этой работе от коммунистов и комсомольцев. Весной 1923 года в Москве, а летом-осенью и в других районах страны, при пионерских отрядах стали возникать группы младших детей - октябрят. Самым высоким идейно-нравственным идеалом для пионеров тех лет являлась жизнь и деятельность В.И.Ленина.[Приложение 1]

1.2.  Многие годы пионерская организация была для ребят и взрослых школой жизни. С тех пор как была создана детская организация в стране (1922г) в селе Успеновка  в начальной школе появились первые пионеры. Из воспоминаний бывшего пионера, комсомольца, старейшего жителя нашего села Н.А.Михайленко, участника Великой Отечественной войны: «Я помню, когда меня принимали в пионеры, как повязали красный галстук, с этого момента я понял, что теперь с меня особый спрос - я должен хорошо учиться, добросовестно трудиться. Помню было лето 1935года, нас пионеров на телегах, запряженные лошадьми, везли в пионерский лагерь в с.Вознесеновку  Михайловского района. До сих пор впечатления об этом летнем отдыхе самые яркие – большой костёр, пионерские песни… радости тогда у нас было немного…» [6.3]. А вот  что рассказала моя прабабушка Головенко Л.М.: «Было это после войны в конце 40-х годов, все пионеры и комсомольцы  обязаны были помогать своему колхозу: собирали урожай, помогали на ферме ухаживать за скотом, убирали поля после раскорчёвки,  никто не отлынивал, ни хныкал, потому что у нас было гордое звание – пионер, комсомол. Мы гордились этим…»[6.1]. Но высшей наградой для активного, примерного пионера была путёвка во Всероссийские пионерские  лагеря  «Артек» и «Орлёнок». Своими впечатлениями поделилась  А.А.Надёжкина,  счастливая обладательница такой награды: «Одним из самых ярких моментов моей жизни – это поездка в Артек в 1968году. Это особый лагерь, где собирались дети не только нашей большой страны, но и из-за рубежа. Это особая атмосфера отношений, дружбы, даже быта…Я девочка из глухой деревни попала в рай…»[6.4].

2.1. К концу 30-х годов завершилась перестройка Всесоюзной пионерской организации по так называемому школьному принципу: класс – отряд, школа – пионерская дружина. Общей и единой целью школы, комсомола и пионерской организации являлось всестороннее развитие  личности, целью работы каждой дружины - подготовка достойной смены Ленинского комсомола. Со дня основания нашей средней Успеновской школы в 1976 году пионеры   направили в райком ВЛКСМ просьбу о присвоении дружине имени  Александра Матросова. Просьба была удовлетворена, и с 1976 года дружина носила имя  Александра Матросова. «Во время боёв с немецкими захватчиками в районе дер. Чернушки Калининской области он совершил героический подвиг: при наступлении роты на укреплённый участок противника (дзоты) красноармеец Матросов, пробравшись к дзоту, закрыл своим телом амбразуру, чем дал возможность преодолеть пункт обороны противника...»[3.С.6] Подвиг Александра Матросова стал символом мужества и воинской доблести, бесстрашия и любви к Родине.  За мужество и героизм красноармейцу Матросову Александру Матвеевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Он награждён орденом Ленина (посмертно). Все это способствовало формированию чувства причастности к героическому поступку, патриотизма.  В 1983 году, в Афганистане погиб наш выпускник  Елинский Пётр Васильевич - офицер танковых войск. С этого года в дань памяти наша школа стала носить его имя.  В школьном музее есть стенд, посвящённый его биографии и   его подвигу. Из воспоминаний классного руководителя Лидии Титовны Филатовой : «Пётр был очень ответственным, был комсоргом класса, всегда отличался трудолюбием и воспитанностью. Был примером для ребят. Увлекался спортом и туризмом…»[ 7.1]. Бывшая старшая пионервожатая школы Т.В.Шеставина вспомнила всех ребят, которые были председателями Совета дружины в разное время: это Корниевская Елена, Тубольцева Оксана, Ерохин Виталий, Сукова Эльвира. Татьяна Владимировна работала старшей пионерской вожатой более 20-ти лет. В своём интервью она рассказала, как ребята нашей школы жили в тот период времени. Все классы – отряды  назывались именами героев. Это герои-подростки, участники Великой Отечественной войны: Валя Котик, Лёня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова, а также отрядам присваивались имена Юрия Гагарина, «Орлята» и др. Ученики нашей школы были  вовлечены во Всесоюзное движение «Отечество». Ребята были участниками трудовых операций «Зелёный патруль», «Голубой патруль». Очень ответственно подходили ребята к проведению военной игры «Зарница»: делились на 2-е армии, обозначали свою принадлежность к той или другой армии  нашивками погон, во время игры необходимо как можно у большего числа противников сорвать эти погоны. Выигрывала та армия, которая набирала в свой «плен» участников игры без погонов. Каждую осень ученики  являлись активными помощниками в родном совхозе: убирали овощи, участвовали в переборке картофеля, помогали на животноводческой ферме [Приложение 2]. Ежегодно лучшие пионеры являлись делегатами на районном слёте пионерии 19 мая. Очень впечатляющими были общешкольные сборы: выстроенные отряды, ребята в парадной форме с красными галстуками, отдавая салют, встречали знамённую группу. Под звуки барабана и горна, красиво чеканя шаг, вносили знамя дружины»[6.6].

          С 1980 года наши ребята «заболели» туризмом. Основателем этого вида спорта стала учитель географии Филатова Лидия Титовна. В школе ежегодно проводили туристические слёты, выезжали на районные и областные соревнования, с каждым годом наши результаты улучшались, и в течение десяти лет, учащиеся нашей школы занимали только призовые места. С 1991 года к увлечению пешеходным туризмом добавился ещё и водный туризм. Энтузиастами и организаторами таких походов были и остаются до сих пор это: Яценко Сергей Иванович, Михайленко Наталья Николаевна, Фетисова Людмила Викторовна, Якушкин Николай Арсентьевич. В летний период времени при организации летнего отдыха у наших учителей не было проблем. Часть ребят отправлялись в пешие походы (5-8 классы), а старшие (9-11 классы) в категорийные  водные походы, младшие заняты в пришкольном лагере. Из воспоминаний моей мамы, Головенко Олеси:«Я  помню не только учебные будни, а ещё как мы работали на уборке картошки, соревновались – кто больше ведер картошки соберёт; походы с Лидией Титовной как пели  песни под гитару у костра, слушали туристские байки…»[6.2]. Вспоминает выпускница нашей школы Михайленко Светлана: « Мне запомнились школьные турслёты, водные походы, олимпиады, школьные вечера, которые мы готовили совместно с учителями. Это было здорово!...»[6.4];  [Приложение 3].

2.2. Используя современные компьютерные технологии, я нашёл через интернет сайт Союза пионерских организаций  - Федерации детских  организаций. И вот такая информация стала следующим этапом в моём исследовании.  90-е годы стали переломными в жизни всей нашей страны. Не остались в стороне и пионерская и комсомольская организации. С 25 сентября по 1 октября в Артеке проходил  Х слет Всесоюзной пионерской организации им. В.И.Ленина. 1 октября 1990 года Х слет принял  решение о преобразовании единой пионерской организации в Союз пионерских организаций (Федерацию детских организаций) СССР. 1991 год - время организационного строительства СПО (ФДО) СССР. Новизна Союза (Федерации) в том, что он заявлен как добровольная, самодеятельная, самоуправляемая общественная организация, независимая от каких-либо партий и движений. Утверждена символика СПО (ФДО) СССР. Образование новых детских объединений, но уже совершенно иного качества, менее политизированных, более демократичных стало актуальной задачей в начале 90-х. Детские объединения способствовали формированию у учащихся активной жизненной позиции [11].

2.3. Туризм, краеведение, экология - это эффективное средство влияния на молодёжь, позволяющее решать одновременно образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, предоставляющее широкое поле деятельности для учителей и учащихся. Туристские походы, слёты, соревнования всегда были и остаются очень популярными видами деятельности для детей и подростков.  На протяжении многих лет педагоги и ребята нашей школы  были в творческом поиске,  пока  2 декабря 2000 года на свет не появилась детская организация «Истоки». Определили направления в работе - краеведение, туризм  и экология, они  и   стали системообразующими, отсюда появилась и аббревиатура ДЮЭТКО (детско- юношеско-эколого-туристско-краеведческая организация). Дальше работу стали строить по методике КТД  И.П.Иванова, выбрали самые   популярные направления в работе, придумали атрибутику организации : девиз «Люби и знай родной свой край»; герб,  песню, разработали устав организации, оформили её паспорт  и закружилась жизнь детской организации  « Истоки» в водовороте событий [Приложение 4].   Долго работали над составлением программы, практическое осуществление которой, позволило бы сельским детям назвать своё детство счастливым, а их дальнейшую жизнь - удачной. Органом самоуправления у нас является – Совет старшеклассников. Ежегодно  Совет избирается на демократической основе – тайным голосованием, в начале учебного года, учащимися с 5-го по 11-й классы. Также избирается у нас и Совет по профилактике правонарушений. Участниками заседаний вместе с учителями, родителями и участковым инспектором, являются и ученики. Самыми действенными  замечаниями для нарушителей являются замечания сверстников.  Не растратили мы тех традиций, которым следовали наши мамы и папы. Мы стали продолжателями тех традиций, заповедей которые зародились нашими – бабушками, дедушками, родителями.  Незаметно дожили до первого юбилея 2 декабря 2010 года, отметили 10-летие нашей организации   «Истоки»[Приложение 5].  Новые формы проведения мероприятий увлекли не только детей, но и взрослых, которые стали выполнять роль консультантов и участников многих общешкольных мероприятий. Игра оказалась настолько привлекательной для всех, что стала традиционным делом [Приложение 6]. У нас также проводится каждый год военно-спортивная игра «Зарница», она имеет другие правила игры. Учащиеся делятся на  2-е команды и  идут по этапам с заданиями: переноска пострадавшего, оказание первой медицинской помощи, сборка и разборка карабина (учебного), разжечь костёр, минное поле - найти в снегу спрятанный предмет, меткий стрелок – сбить снежком кеглю, и на последнем этапе в большой горе из снега – отыскать знамя. Кто первый нашёл – тот и победитель, но если в ходе прохождения этапов команда набрала много штрафных очков, победа передаётся соперникам . [Приложение 7].  Ребята нашей организации  являются участниками школьных и районных турслётов, походов, профильных смен и проектов. При анкетировании учащихся 8-11 классов на вопросы о жизни в нашей детской организации отвечали однозначно «ДЮЭТКО – это классно!». Сейчас мы можем сказать, что у нас есть воспитательная система [Приложение 8]. Каждый отряд, ежегодно получает краеведческое задание, разработанное под руководством учителей истории, географии, организатором, советом старшеклассников. Темы заданий разные: об истории села, занятиях наших односельчан в разные годы жизни, об участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла, о воинах-земляках афганской и чеченской войн. Сбор этнографического материала также входит в краеведческие задания. Ежегодно наш школьный музей пополняется ценными материалами [Приложение 9]. Участие в районных конкурсах исследовательских работ и проектов   стали  популярными в нашей организации. Современные интернет – олимпиады, конкурсы по предметам, интеллектуальные соревнования «Эрудиты планеты» являются одними из увлекательнейших занятий ребят нашей организации [Приложение 10].

Заключение

          Изучив все материалы, я пришёл к выводу, что  обновление духовной жизни народа невозможно без правдивого и объективного осмысления всего пройденного пути.  Нельзя утратить то, что приобретали в течение  многих лет. Детские общественные объединения через присущие им формы и методы деятельности создают необходимые условия для самореализации и самоутверждения личности, апробации приобретенных знаний в реальных  условиях. Однако корни детской организации уходят далеко в прошлое. Детские организации  прошлого и современные детские организации решали и решают  одни и те же задачи, прожив большую и интересную жизнь. Основой современных организаций стал огромный опыт, накопленный пионерской и комсомольской организациями. Сейчас также проводятся сборы, линейки  и встречи у костра, ведутся тимуровская и шефская работа, лидеры проходят обучение в Школе актива, маршруты маршев поменяли свои названия на направления деятельности, а для развития творческого потенциала ребят используются современные технологии и методы работы. И я считаю, что как бы не  называлась детская организация, цель у нее осталась прежней: объединять ребят для осуществления прочной связи обучения с жизнью и повышению уровня нравственного, патриотического, гражданского воспитания, а также укреплению физического и психического здоровья.   Я и моя организация – большая семья каждый в ней ощущает себя полноправным жителем. И всё чему нас учат, я думаю, мы пронесём через всю жизнь. Теперь я знаю, почему блестят искорки в глазах моих родителей и почему моим бабушкам всё это дорого до слёз.

         Данную работу можно использовать: на классных часах по темам патриотического воспитания, гражданского; пополнить архив школьного музея, а также  материал  может быть использован в работе  краеведческих кружков и на конференциях. С целью популяризации этот материал разместить на сайте http://www.proshkolu.ru/user/[12].

Список литературы и источники

  1. Архив школьного музея «История школы» МОКУ Успеновская СОШ.
  2. Богуславский М.В. Очерк истории науки о детском движении. //Рост. - Вып. 3. - М., 1991 и др.;
  3. Брошюры из серии «Библиотечка пионера – активиста» Молодые Герои ВОВ. - М.:Молодая гвардия, 1970 Подвиги их - бессмертны. - Уфа: Китап, 2000 Славные сыны Башкирии.59с. С.12.
  4. Будь готов! Сборник. Изд.2-е.М., «Молодая гвардия», 1977.192с. с ил.
  5. Булгакова И.А., Яковлев Е.В. Барабан. Как это есть и было: Документальная повесть/ Рис. В.Арлашина.- М.: Дет. лит.,1978-174с. С.174: ил.
  6. Воспоминания бывших пионеров:

1.Головенко Л.М. 1938 г.р. с.Успеновка.

2.Головенко О.С. 1980 г.р. с.Успеновка.

3.Михайленко Н.А. 1924 г.р. с.Успеновка.

4.Михайленко С.В. 1976г.р. г.Благовещенск.

5.Надёжкина А.А. 1954 г.р. с.Успеновка.

6.Шеставина Т.В. 1954г.р. с.Успеновка.

  1. Воспоминания бывшего классного руководителя:

1.Филатова Л.Т. 1947 г.р. с.Успеновка.    

  1. Волошинов В. В. Книга юнармейца: Сборник – М.: ДОСААФ 1982.112с.    
  2. Зори советской пионерии: Очерки по истории пионерской организации. М., 1972. -С.254.
  3. Программа  ДЮЭТКО «Истоки» МОКУ Успеновская СОШ.
  4.  ФДО  upo-fco@rambler.ru
  5.  http://www.proshkolu.ru/user/



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Амурской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей

"Амурский областной Дворец творчества молодёжи"

                                                                     

  IХ областная геологическая олимпиада  школьников

 

 

Подготовил:

 Юдин Эдуард Александрович,

5 класс,

Муниципальное образовательное казённое  учреждение

Успеновская средняя общеобразовательная школа,

 село Успеновка,

Бурейского района,

Амурской  области,

676716,

Амурская область,

Бурейский район, село Успеновка, улица Елинского, дом 2, кв. 1,

контактный телефон: 8-914-595-040-1 (моб.)

 

Руководитель:

Михайленко Наталья Николаевна,

учитель  географии,

 МОКУ Успеновская СОШ, с. Успеновка,

контактный телефон: (41634) 24-2-96 (раб.)

  (41634) 24-2-87  (дом.)

e-mail: vesenie55@mail.ru

c. Успеновка  - 2013год

1.Какие магматические породы вы знаете? Классификация магматических горных пород по химическому составу. Структура и текстура магматических пород.

Магматические горные породы подразделяются  на интрузивные и эффузивные. Интрузивные образуются в недрах земной коры, а эффузивные при выходе магмы на поверхность.

   Магматические горные породы являются результатом кристаллизации жидкой магмы, образованной в ходе полного или частичного плавления горных пород в нижней части земной коры и верхней мантии. Это самые распространенные горные породы, составляющие 65% от общего объема земной коры. Высокие температуры в недрах нашей планеты приводят к образованию   расплавленного вещества, называемого магмой. Это вязкий расплав   силикатного состава, обогащенный парами воды и различными газами. Вследствие различного рода геологических процессов магма, температура  которой может достигать более чем 1200°С, устремляется к поверхности. По мере своего поднятия она постепенно остывает, что приводит к кристаллизации из расплава минералов и формированию магматических горных пород.[1 с.13]  

   

    Химический состав – это относительное количество содержащихся в породе элементов.

Определение вещественного состава магматических горных пород  производится путем установления в них процентного содержания химических элементов и породообразующих минералов. 

Список элементов, которые можно встретить в том или ином количестве в магматических породах, довольно обширен, в них содержатся практически все химические элементы. Главными являются: кислород, кремний, алюминий, железо, кальций, магний, натрий, калий, титан и водород, но самый распространенный из них — кислород — составляет в среднем половину веса магматических пород. Химический состав горных пород  выражают окислами соответствующих химических элементов: SiO2, Al2O3, Fe2O3, FeO, MgO, CaO, Na2Oи K2O. По своему химическому составу различные изверженные породы имеют отличия, однако элементарную основу всех магматических горных пород составляют такие элементы, как кремний, алюминий, железо, кальций, магний, натрий и калий. По содержанию кремнезема изверженные горные породы разделяют на кислые (65-85%), нейтральные (52-65%), и основные (35-52%). Кислые горные породы, содержащие больше кремния, калия, натрия, отличаются более светлой окраской по сравнению с основными породами, которые содержат больше кальция, железа, магния. Их цвет, обычно, темнее.

Химический и минералогический состав определяют цвет магматической породы: чем кислее порода, тем она светлее, чем основнее — тем темнее. Кислые и средние породы обычно бывают серыми или цветными (розовыми, красными, желтыми), основные — темно-серыми или черными, ультраосновные — черными или темно-зелеными. [2 c.14]

В земной коре среди магматических пород около 70% составляют основные породы, а кислые и средние вместе — около 30%.

Процентное содержание окиси кремния в породе служит определенным критерием ее кислотности, в связи с чем термином «кислая порода» стали обозначать породы, богатые SiO2, а «основная порода» — бедные кремнеземом, но обогащенные СаО, MgO, FeO. В таблице приведено подразделение магматических пород по их кислотности. По мере увеличения кислотности пород содержания окислов железа и магния закономерно убывают.[1с.13](Таблица)

Структура и   текстура магматических пород.

Формирование текстуры и структуры магматических пород обусловлено  физическими условиями затвердевания магматического расплава и зависит от температуры; скорости затвердевания, глубины формирования,  а  также, структуры зависят от химического состава магматических пород.

Под   структурой (лат. structura - строение, расположение, порядок),   подразумеваются те особенности строения горной породы, которые обусловливаются размером, формой и взаимными отношениями составных частей (кристаллов и вулканического стекла, там где оно имеется).

Структурные признаки магматических пород зависят от степени их кристалличности и связаны с условиями кристаллизации магмы.

Различают полнокристаллическую, неполнокристаллическую и  стекловатую  структуры   магматических   горных пород.    

Полнокристаллическая (зернистая) – порода сложена исключительно кристаллами различных минералов и не содержит вулканического стекла.

По относительной величине кристаллов полнокристаллическая структура бывает равномернозернистой и неравномернозернистой  [3с.15](рис.30, 31).

Структура магматических пород во многом зависит от скорости отвердевания магмы. Медленное остывание в недрах земной коры способствует образованию больших кристаллов. Стремительное охлаждение на поверхности дает маленькие кристаллы. Поскольку остывание магмы обычно носит смешанный характер, в горной породе могут присутствовать кристаллы различного размера. Горная порода, составленная кристаллами одинакового размера, имеет равнозернистую структуру, наподобие диоритов. В противном случае, структура называется разнозернистой. Крайним проявлением такой структуры являются случаи, когда крупные кристаллы (фенокристаллы) окружены крошечными кристаллами и даже стеклом. Такая структура называется порфировой.

В случае равномернозернистой структуры кристаллы, входящие в состав породы, имеют примерно одинаковые размеры [3с.15]( рис. 30). В зависимости от размеров кристаллов она может быть крупнозернистой (размеры кристаллов более 5 мм), среднезернистой (5-3 мм) и мелкозернистой (менее 3 мм). Такая структура свойственна глубинным (абиссальным) породам.

Неравномернозернистая структура  характеризуется неравномерным    распо-ложением    минеральных    масс   в породе. Различают    порфировидную  и

пегматитовую структуры. Порфировидная характерна для пород, состоящих целиком   из   кристаллов двух различных размеров, когда крупные кристаллы располагаются среди основной массы кристаллов    незначительных    размеров [3с.15]( рис. 31).

Текстура (лат. textura - ткань, строение, сплетение), определяется пространственным расположением минеральных зёрен, степенью сплошности породы.

Различают несколько типов текстур: массивная, полосчатая, пятнистая, пузыристая,  флюидальная, миндалевидная и др.

Массивная   (однородная) текстура характеризуется тем, что в любой части породы зёрна минералов распределены равномерно, без какой-либо ориентировки. Эта текстура указывает на то, что условия кристаллизации во всех участках горной породы были одинаковыми [3с.15](см. рис.30).

Полосчатая текстура сложена чередующимися полосами различного состава или иногда разной структуры [3с.16](рис. 35). В интрузивных породах полосчатая текстура возникает как результат течения магмы.

Пятнистая   текстура обусловлена пятнистым  распределением различных минеральных масс в породе [3с.16](рис. 36).

Пузыристая         (пористая,  шлаковая) текстура возникает в лавах благодаря удалению газа, скапливающегося первоначально в виде пузырьков. Эти пустоты имеют шарообразную или эллипсоидальную форму.   При  большом   количестве этих пустот   образуется  пемзовая  

 текстура [3с.16](рис. 37)

 В этом случае объём пустот превышает объём материала породы. Флюидальная (текучая) текстура образуется в результате течения застывающей лавы, когда минералы в породы ориентируются по направлению движения лавового потока [3с.16](рис. 38). Присуща многим эффузивным породам.

Миндалевидная  (миндалекаменная) текстура возникает при заполнении пустот вторичными минералами. Миндалины обычно заполнены хлоритом, эпидотом, кальцитом, кварцем и другими вторичными минералами [3с.16](рис. 39).

 2. Подземные воды: виды, классификация, источники.

Подзе́мные во́ды — воды, находящиеся в толще горных пород верхней части земной коры в жидком, твёрдом и газообразном состоянии.

Подземные воды имеют разное происхождение: одни из них образовались в результате проникновения талых и дождевых вод до первого водоупорного горизонта (то есть до глубины 1,5-2,0 м, которые образуют грунтовые воды, то есть так называемая верховодка); другие занимают более глубокие полости в земле [4с.17].

По условиям залегания подземные воды подразделяются на несколько видов:

  1. почвенные;
  2. грунто́вые;
  3. межпластовые;
  4. артезианские;
  5. минеральные.

Почвенные воды заполняют часть промежутков между частицами почвы;  

Грунто́вые воды образуют водоносный горизонт на первом от поверхности водоупорном слое. В связи с неглубоким залеганием от поверхности уровень грунтовых вод испытывает значительные колебания по сезонам года: он то повышается после выпадения осадков или таяния снега, то понижается в засушливое время. В суровые зимы грунтовые воды могут промерзать. Эти воды в большей мере подвержены загрязнению.

Межпластовые воды — нижележащие водоносные горизонты, заключенные между двумя водоупорными слоями. В отличие от грунтовых, уровень межпластовых вод более постоянен и меньше изменяется во времени. Межпластовые воды более чистые, чем грунтовые. Напорные межпластовые воды полностью заполняют водоносный горизонт и находятся под давлением.  

По условиям движения в водоносных слоях различают подземные воды, циркулирующие в рыхлых (песчаных, гравийных и галечниковых) слоях и в трещиноватых скальных породах.

В зависимости от залегания, характера пустот водовмещающих пород, подземные воды делятся на:

  1. поровые — залегают и циркулируют в четвертичных отложениях: в песках, галечниках и др. обломочных породах;
  2. трещинные (жильные) — в скальных породах (гранитахпесчаниках);
  3. карстовые (трещинно-карстовые) — в растворимых породах (известнякахдоломитахгипсах и др.).

3. Классификация драгоценных, цветных и поделочных камней.

Классификация драгоценных камней была составлена ещё в 19 веке. В 1896году. М. Бауэр  разработал классификацию драгоценных камней. Позже российский академик А. Е. Ферсман расширил и дополнил ее. В настоящее время этот вариант классификации  считается устаревшим. По этой классификации ювелирные и поделочные камни разделены на три группы:

  1. драгоценные камни (самоцветы),
  2. поделочные (цветные камни), 
  3. драгоценные камни органогенные. 

В первых двух группах камни разделены на порядки в зависимости от ценности камней. Одной из лучших признанных классификаций считается вариант, предложенный профессором Е. Я. Киевленко.  В 1973 году он предложил свою систему (основываясь на классификации Ферсмана). Здесь учтена рыночная стоимость цветных камней.

Первая группа — ювелирные (ограночные, драгоценные) камни

1 класс: алмаз, изумруд, синий сапфир, рубин.

2 класс: александрит, благородный жадеит, оранжевый, желтый, фиолетовый и зеленый сапфир, благородный черный опал.

3 класс: демантоид, благородная шпинель, благородный белый и огненный опал, аквамарин, топаз, родолит, лунный камень (адуляр), красный турмалин.

4 класс: синий, зеленый, розовый и полихромный турмалин, благородный сподумен (кунцит, гидденит), циркон, желтый, зеленый, золотистый и розовый берилл, бирюза, хризолит, аметист, хризолит, хризопраз, пироп, альмандин, цитрин. [5с.18]

Вторая группа — поделочные (камнерезные) камни

1 класс: раухтопаз, гематит (кровавик), янтарь-сукцинит, горный хрусталь, жадеит, нефрит, лазурит, малахит, авантюрин.

2 класс: агат, цветной халцедон, кахолонг, амазонит, родонит, гелиотроп, розовый кварц, иризирующий обсидиан, опал обыкновенный, лабрадор, беломорит и другие непрозрачные иризирующие шпаты.[5c.19]

Третья группа — декоративно-облицовочные камни

Яшмы, письменный гранит, окаменелое дерево, мраморный оникс, лиственит, обсидиан, гагат, джеспилит, селенит, флюорит, авантюриновый кварцит, агальматолит, рисунчатый кремень, цветной мрамор. [5c.19]

4.В одном из рассказов А.Конан-Дойля Шерлок Холмс в описании драгоценного камня допускает несколько ошибок. Найдите рассказ, приведите описание, назовите ошибки.

Ошибки  совершил  А. Конан -Дойл  в  рассказе  «Голубой  карбункул»

В зобу гуся найден  «ярко сверкающий голубой камень чуть поменьше горошины. Камень был такой  чистой воды, что светился на ладони, точно электрическая искра….

-Алмаз, сэр! Драгоценный камень! Он режет стекло, словно  масло!

-Это не просто драгоценный камень-это тот самый камень,  который…

-Неужели это голубой карбункул графини Моркар?…»

Питерсон определил камень, как алмаз, так как он режет  стекло. Ни рубины, ни топазы не обладают такой твёрдостью, стекло они только  царапают, но не режут.  А Уотсон назвал камень  голубым карбункулом, то есть гранатом.  А  в природе голубых гранатов нет.

Далее камень рассматривает Холмс и делает выводы «Этому  камню нет ещё и 20 лет. Его нашли на берегу реки  Амой  в Южном Китае, и  замечателен он тем, что имеет все свойства карбункула, кроме одного: он не  рубиново-красный, а голубой. С ним связано множество ужасных историй. Из-за  сорока гран кристаллического углерода многих грабили, кого-то облили серной  кислотой…»

Вначале знаменитый сыщик говорит о карбункуле как о гранате
(рубиново-красный цвет), а потом  в его  составе называет «кристаллический углерод».  На самом деле в составе гранатов нет углерода, в  минералогии сыщик обнаруживает себя полным  профаном.  Кроме  того, в Южном Китае никогда и не было  реки  Амой.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Летопись истории детской организации МОУ "Казанская средняя(полная) общеобразовательная школа" 1992-2012г.

   Корни детской организации уходят далеко в прошлое. Многие годы пионерская организация была для ребят и взрослых школой жизни. Но не всё было так гладко в истории пионерской о...

Договор о совместной деятельности детской организации и школы

Документ подойдет для старших вожатых, руководителей детских организаций и зам.директора школы по УВР...

роль детской организации в современной школе

роль детской организации в современной школе...

Организация детского самоуправления в школе

Как организовать детское самоуправление в школе. Создание Президентского Совета и его функции....

Обобщённая информация о результатах профессиональной деятельности (воспитатель специализированной (коррекционной) образовательной организации, школы-интерната, детского дома, санаторной школы)

Обобщённая информация о результатах профессиональной деятельности (воспитатель специализированной (коррекционной) образовательной организации, школы-интерната, детского дома, санаторной школы)воспитат...

Статья "Обеспечение преемственности детского сада и школы посредством организации кружка дополнительного образования «Подготовка к школе»"

Статья для выступления на Всероссийской Научно-практической конференции " Реализация ФГОС в образовательном процессе"...