Методическая разработка внеклассного занятия "Проводы казака на службу"
методическая разработка по краеведению (7 класс) по теме

Сахурия Светлана Геннадиевна

В данной разработке рассказывается о традиции проводов казака на службу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл provody_na_sluzhbu.docx131.76 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

занятия в объединении

«Край казачий:

традиции и обычаи»

«Проводы казака на службу»

подготовила

руководитель

молодежного

 казачьего

 объединения

МОУ СОШ №41

Сахурия С.Г.


Цели:

  1. познакомить учащихся с жизнью и бытом народов населяющих Кубань;
  2. привитие любви к родному краю, труду, традициям кубанского народа;
  3. воспитание нравственных качеств учащихся, чувства гордости семейными ценностями.

Задачи:  

  1. формировать представление учащихся об историческом времени, преемственности социально-нравственных ценностей;
  2. развивать у учащихся познавательный интерес к истории своего края;
  3.  воспитывать у учащихся патриотические чувства, вовлекая их в поисковую краеведческую работу.

Оборудование: фотографии, книги о традициях казаков.

 Ход занятия

1. Вводная часть. 

Опрос учащихся о том, как служили казаки? Какие традиции были в их поселениях? Чему нам можно научиться у казаков?

2. Основная часть.

Лекция.

Военная служба казака представляет собой  основу его жизненного уклада.  Проводы казака на службу отдаленно напоминают проводы рекрутов, но казак в течение жизни неоднократно уезжал на военные действия.

 Сохранились  воспоминания Ивана Приймы, в которых есть подробное описание обряда, основанное на личном участии автора - казака ст.Ахтанизовской.

За некоторое время до ухода на службу, молодой казак освобождался от ежедневной работы по хозяйству, а был занят подготовкой снаряжения. Существовал большой список (около 54-х) элементов входящих в снаряжение казака и необходимых для прохождения службы. Отсутствие, негодность какого-либо элемента, при проверке новобранца станичным атаманом, за несколько дней до проводов, наказывалось словесным выговором казаку и его родителям (в первую очередь отцу), и все требования к снаряжению беспрекословно выполнялись в кратчайшие сроки.

При упоминании проводов очень часто употребляется слово  «выряжать»: «Выряжать на службу» - то есть не только подготавливать «справу», но и провожать на службу казака – «Выряжалы за ворота козака». Кстати, в украинском языке «выряжать» - обозначает «одевать».

Собранное снаряжение было довольно таки объемным, поэтому оно в походных сундуках нередко заранее отправлялось на подводах к пункту сбора того или иного отдела. Помимо подготовки материальной, обязательным, для новобранца считался пост – подготовка духовная, который заканчивался напутственным молебном.

Примерно за день до назначенной даты проводов,  утром, казаки съезжались на своих лошадях в центр станицы к храму. Возле храма, проводился молебен, на котором присутствовало большинство жителей станицы, родители и родственники новобранцев, атаман и станичное правление.  Молодые казаки покупали в храме «охресты», которые хранились в станичной церкви до их возвращения со службы.

Молебен проводился либо на площади, либо на территории храма.  Для этого из храма выносили «святости» - хоругви, знамена, иконы. Священник, проведя молебен, причащал и окроплял молодых казаков. Уже во время молебна, «примечали», какая судьба ждет казака – если конь стоит, опустив голову во время церковной службы – казак домой не вернется. После церковной службы станичный атаман, почетные старики, напутствовали новобранцев и желали скорого и благополучного возвращения: «Благодарылы атцов, матерей шо вырастылы сынов, проводылы на службу».

«Вечер»/ «обед»/ «празнык» / «гулянка»/ «проводы» - проводилась либо вечером этого дня, либо на следующий. Часто на проводы не приглашали, люди приходили сами. В других случаях новобранец сам лично ходил по станице и приглашал станичников. С собой гости приносили подарки: мыло, рубашка, бритву, продукты. В качестве подарка могли выступать деньги: «Натэ серебро, шоб було вам добро в армии. А тоди ще грощи мидни, шоб ваша армия нэ була бидной». В некоторых станицах новобранец, если был не женат, вечером шел приглашать молодежь: «Он пашел, у нас тут называлась, вот сечас где ДК стаит, тада ево не было, а вот хадили туда-сюда вот так от, называли Брехаловка – площадь. Гуляли вся маладешь. И вот я гаварю: «Слава, многа будеть маладых девак?». Он грит: «А, нет». […] И как пашел он, привел усю Брёшку». Молодые девушки и парни в доме казака пели, танцевали, играли, а затем все садились за стол. Уже за столом, крестная мать перевязывала его крест накрест рушником. Перевязывать полотенцами могли и так: «Перехвачивалы [полотенцами] одын раз крестный батько, одын раз – ридный». Девушки прикалывали булавками платочки/цветы к черкеске на груди казака, либо перевязывали ему руки/правую руку. При этом первый платочек/цветок повязывала/прикалывала невеста новобранца, и дарила ему вышитый кисет для табака. Замужние женщины, также могли повязывать, но не платочки, а полотенца: «Подруги девушки платочки цепляли, перевязывали руки, а дамочки и другие гости – рушники такие хорошие. Навяжут аш жарко»; «Выделяли ево – шоб все знали». На головной убор – папаху – прикалывали бумажный цветок или красную ленту. После угощения, молодежь расходилась, а за столом оставались взрослые.

Участие молодого казака во время прощального ужина, когда за столом оставались взрослые, строго контролировалось. За столом, неженатый казак сидел в святом углу, между отцом и матерью. Провожающий должен был каждому поднести стакан водки и вина: «Угощаемые мною гости высказывали мне свои добрые пожелания – благополучной дороги, успешной службы и счастливого возвращения. Дяди давали мне более или менее пространные наставления, стараясь предостеречь меня от возможных ошибок и опасностей. У каждого из них был большой жизненный опыт, и они теперь старались передать мне крупицы этого своего добра», - рассказывал И. Прийма. Нередко гости просиживали за столом всю ночь, предаваясь воспоминаниям о былых временах и военных победах.  Беседы прерывались песнями. Песни были тоже определенными в сюжетном отношении. Большая часть текстов, сюжетно была связана с тяготами казачьей службы, разлукой с семьей, военными темами. Многие из этих песен были сугубо мужскими. Тем не менее, на Кубани выделилась группа песен,  приуроченных  именно к проводам. Наиболее широко распространенные, которые встречаются и на территориях других казачьих войск, это: «Последний нонешний денёчек», «Конь боевой с походным вьюком», «Прощай любезная станица», «Провожала маты сына у солдаты», «За лесом сонце воссияло», «Вышел пастух ва лужок», «Як сидив кочет на воротах», «Ой там пры далыни там жила вдова», «Прощай станыця, горад Кавказ».

Утром гости вновь сходились ко двору казака. Все садились за стол и завтракали. Выйдя из-за стола, выходили во двор, где родители благословляли сына на добрую службу. Мать держала в руках хлеб с солью, отец икону (во время благословения они трижды ими менялись). Молодой казак стоял перед ними на коленях на шубе вывернутой мехом вверх: «шоб не голо служить ему было». Родители, благословляя сына на добрую службу, желали ему благополучного возвращения. Казак поднимался с колен, целовал икону, хлеб и руки родителей. Мать одевала сыну крестик: «Вешалы крест, и даже вроде этат крест заговарывалы ат пули», или медальон (чаще всего с изображением Николая Угодника или Георгия Победоносца) и трижды говорила: «Господи благослови. О цэ тоби идти в пути, Господь впэрэди, Матирь Божа с ными, а ты за ными», - а отец давал наказ: «Служить чесно, дабрасовесно, выполнять, вси приказы камандира… и свово, лошадь, свово друга верного жалей, ухаживай, - наказ давал, - это тебе будет щасте», и вручал узелок с родной землей.  Остальные провожающие в это время могли исполнять молитвы «Отче Наш», «Верую», пели «Многая лета».

В некоторых станицах, уже после благословения, казак возвращался в дом за умышленно оставленной вещью. Хотя в обычной жизни, возвращение рассматривается как неблагоприятное для будущих дел явление, то в данном случае считалось, что  это поспособствует его возвращению со службы. При этом, выходил новобранец из дома спиной вперед - поочередно закрывая двери из комнат в «колидор», из «колидора» во двор. Дом новобранец должен был сам закрыть на замок, а ключ отдать родителям.

Важным этапом считался выход со двора. Казак должен был выйти только через ворота, при этом некоторые информаторы отмечают, что на воротах простилали рушник. Первым выходил казак, затем в последовательности: родители, жена ведя коня, гости. Неженатому казаку коня могли выводить  и невестка, сестра, младший брат, или мать: «Мать выводит через платочек за уздечку выводит коня: «Я тебя провожаю и што б я тибя на коню обратно встрела»; «А оце сэстры нэ було, так коня выводыла нэвистка». В момент, когда выводили коня, следили за его поведением: «Примечалы, кинь споткнувся, щастя нэ будэ»; если конь  заржет, то его хозяин со службы не вернется.

 На улице казак кланялся на четыре стороны. Женатый казак садился на коня и сидя в седле, одевал жене черную шаль – «печальник». Этот головной убор  женщина носила в праздничные дни на протяжении всего периода службы мужа: «Шаль, если сын погиб, уже запрещали носить невестке». К площади, где собирались все казаки, неженатого новобранца девушки вели под руки. Женатый же сидел на коне, которого вела жена до места сбора.

На площади собирались новобранцы и провожающие. Здесь могли вновь провести молебен. Отсюда, кто пешком, кто сидя на подводах или верхом на конях станичники направлялись к тому месту, которое исторически в станице было связано с проводами казаков на службу. В большинстве станиц наименования этих мест Прощальная балка (ст.Переяславская), Провожательный дуб (ст.Ставропольская), Ридна Могылка (ст.Пашковская) говорят как раз об их предназначении. Границей мог выступать мост через реку, камень, сад: «И о цэ тут було, дэ мы живэм, тут знаитэ якэ було мисто. Як садочок, груши булы. Прямо сад був. Цэ называлы до Малой Убынкы. О цэ их сюды. Дальше уже не провожають, тут прощаюца»; «Вот там речка бежит, за речку на бугор выходют, выпивают, там прощаюца и от это паехали верхамы»; «И вот туды, вона вниз, там у нас на низу был мост. Щас ево уже как кладка сделана. И тама бальшой камень стаит. И там вседа, дак туда сведуть, па Урупу праважали».

На этом месте/границе вновь повторялось прощание. Уезжающие на службу и провожающие их, выпивали по чарке «за каждое из трех желаемых событий: за благополучную дорогу, за успешную службу и за счастливое возвращение».

В качестве оберега,  могли  использовать  землю, которую казак должен  был взять на границе станичного юрта - «обжитого», «человеческого», «своего» с «чужим», «неосвоенным» пространством, а затем  засыпать ее себе за воротник: «родная земля сохранит тебя от погибели и приведет живым туда, откуда она взята». Другими оберегами считались  гадючья кожа зашитая в казачий пояс, различные молитвы зашитые в одежду, папаху.

Традиционная мужская одежда казаков была такой:шаровары шили из холста, сукна, плиса, бархата, шёлка, кожи (чембары) и др. Два полотнища ткани, перегнутые по основе, соединяли вставкой (мотня, ширинка). В конце IXX веке помимо туникообразных рубах с прямым разрезом ворота получили распространение косоворотки, рубахи с кокеткой (талейкой). Характерным для казаков был обычай заправлять рубаху в штаны.

    В течение первой половины IXX века (в некоторых войсках позже) сформировался комплекс военного костюма. Форма сохранила ряд элементов традиционного мужского костюма (бешмет, черкеска, чекпень, бурка). В то же время отдельные компоненты формы получили широкое распространение в качестве повседневной одежды: китель, гимнастёрка, штаны, папаха и др. В мужском костюме прослеживается сильное влияние других народов. В традиционный костюм терских, кубанских и донских казаков вошли бурка, башлык, черкеска, бешмет, заимствованные почти без изменений у народов Кавказа. Уральские казаки в XVIII — первой половине IXX веках носили халат, чекпень, бешмет и малахай, мягкие сапоги — ичиги, покрой которых аналогичен крою сапог у татар, башкир, ногайцев и др. Верхней одеждой служили тулуп, шуба на меху, полушубок, куртка, кожух, армяк, зипун, бурка. В дорогу надевалась двух- и трёхслойная одежда (поверх тулупа — зипун). Во время промысла или охоты предпочитали укороченную одежду, (куртка). Уральские казаки в таких случаях заправляли в шаровары полы верх. одежды. Наиболее распространенным видом обуви были сапоги. Рабочая обувь — поршни, бахилы. Зимой носили валенки, летом — сапоги, ботинки. Лапти почти не бытовали (в конце IXX века они были известны как смертная обувь).

Снаряжение казака стоило недешево:

Строевой конь -120 рублей (не меньше).
Шаровары и чембары (широкие штаны, куда заправлялся полушубок и чекмень)- 7 руб.75 коп.
Две шинели серого сукна-- 13 руб. 70 коп. Полушубок- 6 руб. 1О коп.
Папаха - 2 руб.
Башлык-1руб.
Две фуражки с чехлами- 2 руб. 40 коп. Две пары сапог - 13 руб.
Кушак - 30 руб.
Две гимнастерки - 2 руб. 60 коп. Чемоданчик серого сукна - 95 коп.
Саквы фуражные и cухapныe (сумы переметные) ~ 50 коп.
Лядунки (патронташи) - 2 руб.
Седло с прибором и нагайкой - 25 руб. 50 коп.
Две пары подков - 1 руб.
Скребница с двумя щетками- 1 руб. Пика- 80 коп.
Шашка - 6 руб. 80 коп.
Ружейный чехол - 2• руб. 40 коп.
Портупея – 80коп.
Фуражный аркан -50 коп.

Кроме того, казаку предписывалось иметь купленные за свой счет три пары нательного белья, пару шерстяных носков, две пары перчаток, две рукавиц теплых, два полотенца, галстук, сумку с мелкими вещами: (шило, дратва, иглы, ножик, гребенка, щетка, бритва и т. п.). Всего на 80 рублей.
Таким образом, все обмундирование и «справа» обходились казаку от 225 до 350 рублей: сумма по тем временам огромная.
К тому же казак обязан был иметь фураж и сено для коня на три дня пути, а на службе за свой счет чай, сахар и белый пшеничный хлеб. (Большинство казаков с трудом привыкали к ржаному хлебу, которого почти не пекли в казачьих землях.). Поэтому даже в гвардейских полках, где казаки снаряжались и обмундировывались на казенный счет,' четырехлетняя срочная служба стоила. казачьей семье 1 тысячу 39 рублей.

3.Заключение.

Сегодня вы познакомились с обрядом поводов казака на службу. Что вам показалось наиболее важным и запоминающимся в этом обряде?

4. Домашнее задание.

Рассказать о традициях проводов в армию в вашей семье из рассказов ваших бабушек, прабабушек.


Проводы казака на службу


Литература.

1.Б. Алмазов «Военная история КАЗАЧЕСТВА»

2. http://www.yuga.ru/kazaki/culture/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

методическая разработка занятия по основам военной службы

данная методическая разработка может быть использована при проведении военных сборов с учащимися 10 классов....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА "ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ"

Цель: 1. Сформировать у учащихся общее представление о порядке прохождения военной службы по призыву.2. Развивать умение самостоятельно работать с текстом учебника.3. Создать на уроке микроклимат...