Разработка экскурсии "Музеи Краснодара"
методическая разработка по краеведению (8 класс) по теме

Сахурия Светлана Геннадиевна

В данной разработке содержится материал о трех краснодарских музеях: художественном им. Коваленко, историческом им. Фелицына и Литературном музее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_po_krasnodaru.docx560.86 КБ

Предварительный просмотр:

"Экскурсия по городу Краснодару"

Подготовила учитель

истории и кубановедения

МБОУ СОШ №41 г. Краснодара,

тьютор по кубановедению ЗВО

г. Краснодара

Сахурия Светлана Геннадиевна

Краснодар, 2013

   Наш город Краснодар хорош не только своими зелеными насаждениями, но и историческими, и культурными памятниками. На сегодняшней экскурсии мы познакомимся с тремя музеями, расположенными в нашем городе.

В конце 19 века жил в Екатеринодаре страстный любитель искусства Федор Акимович Коваленко. Он был купцом, но все свободное время и средства тратил на покупку художественных произведений.

   Свою коллекцию Коваленко подарил городу, основав тем самым первую на юге России картинную галерею.

  7 января 1903 года в городскую Думу пришло письмо от коллекционера - любителя Ф.А. Коваленко с просьбой о принятии его художественной коллекции "в дар Екатеринодару" и, чтобы "...город не отказал... по мере возможности пополнять коллекцию". Комиссия постановила признать дар полезным для города.

  Условия передачи были оговорены: Коваленко высказывает предложение, чтобы за право посещения была установлена небольшая плата (от 10 до 20 копеек), дабы общая сумма ... являлась ежегодной стипендией на продолжение художественного образования кого - либо из местных учеников... и, чтобы музей именовался его именем.

           

  Единогласно было постановлено: "дар принять и благодарить жертвователя", для галереи было выделено помещение в здании Городской Управы.

  11 апреля 1904 года состоялось торжественное открытие Екатеринодарской картинной галереи с литературным и художественным отделами. Газета "Кубанские областные ведомости", освещая это торжество, выступила с призывом к обществу поддержать это учреждение, развивая художественные вкусы публики... Штат галереи долгие годы состоял из одного человека - Федора Акимовича, причем до 1912 года работал без жалования.

 Ф.А. Коваленко родился 16 мая 1866 года в многодетной крестьянской семье. Окончил училище, не имея возможности продолжать образование дальше, стал работать в магазине.

  В 1907 году Коваленко вспоминал: "Мысль о собирании коллекции художественных произведений явилась после того, как был лишен всякой возможности поступить в художественную школу и быть художником". Он на скудные заработки, на свои сбережения покупал недорогие картины, этюды, старинные монеты и постепенно создал свою интересную, богатую коллекцию. Позже он сознавался: "На покупку картин я утрачивал все свои сбережения".

   Когда картинная галерея открылась - мечта жизни Ф.А. Коваленко претворилась в жизнь. В октябре 1907 года свершается давняя мечта коллекционера - Екатеринодарская картинная галерея празднует новоселье в особняке адыгейского князя, инженера путей сообщения - Батырбека Шарданова.

                                                   

   Шарданов выстроил в центре города роскошный особняк, но прожив в нем недолго, уезжает в Петербург, а часть дома сдает картинной галерее, особо подчеркивая, что делает это не из нужды, а исключительно из благорасположения к Коваленко и его большому делу.

   Галерея располагается на углу улиц Красной и Графской (ныне Советской), где продолжает существовать до сих пор.

Коваленко два раза в год устраивает периодические выставки, сотрудничает с Императорской Академией художеств и Московским училищем живописи, ваяния и зодчества, привлекая для участия художников из Киева, Одессы, Харькова, Воронежа. Продолжает пополняться коллекция из личных средств и доходов от продаж входных билетов, каталогов.

   В 1917 - 1919 годы становятся для Коваленко Ф.А. самыми драматичными: галерею дважды грабят. От Советского правительства Ф.А. Коваленко добивается постановлений, защищающих его галерею от обысков и конфискации.

  9 февраля 1919 года завершилась подвижническая деятельность основателя и пожизненного попечителя галереи - Ф.А. Коваленко.

    После революции все музеи Краснодарского края были объединены в единый Кубано - Черноморский музей, только в 1924 году галерея становится самостоятельной и обретает имя Луначарского А.В.

   С 1924 года директором музея становится Ромуальд Казимирович Войцик, окончивший историко - филологический факультет Московского университета. Руководство музеем он совмещал с должностью профессора кафедры теории и истории искусства Краснодарского педагогического института.

В 20- 30 годы фонды музея пополняются ценными экспонатами из Третьяковской галереи, Государственного Эрмитажа, Русского музея.

  В годы Великой Отечественной войны музей эвакуируется в г. Соликамск Пермской области.

  Если прогуляться по залам музея, то вас встретит тишина и прохлада, высокие потолки, причудливый паркет, огромное зеркало и портрет самого Ф.А. Коваленко.

  Поднявшись по лестнице, можно наблюдать на втором этаже постоянную экспозицию. Здесь представлены работы Сурикова, Репина, Левитана, Айвазовского, Шишкина.

 Второй музей, о котором я хотела вам рассказать расположен тоже в центре города, в нескольких кварталах от художественного музея.

 История Кубанского Войскового этнографического и естественно - исторического музея связана с бескорыстным служением и отдачей всех духовных и физических сил без обещания взамен ни славы, ни вознаграждений целого ряда кубанцев.

  У истоков создания музея стоял Евгений Дмитриевич Фелицын - секретарь кубанского областного статистического комитета.

И.Е. Гладкий писал о нем следующее:"...будучи большим знатоком истории Кубани и с большим запасом научных знаний по разным отраслям, он отличался также как страстный любитель - коллекционер. Всюду и везде, где только встречалась та или иная вещь, имеющая научное или историческое значение, он собирал и любовно хранил при Статистическом комитете и таким образом положил основание Кубанскому музею..."

После перевода Фелицына в Тифлис, деятельность музея была временно приостановлена. Музей возрождается с назначением секретарем статкомитета В.А. Щербины. Именно ему принадлежит первая программа развития музея. Со смертью Щербины В.А. жизнь в музее надолго замирает. И.Е. Гладкий писал в это время:" ...Многое в наступившее для музея лихолетье было уничтожено молью, растащено, продано, просто затеряно. В общем, по рассказам, в музее все приняло вид ни для кого и ни для чего ненужного хлама, а самыя комнаты музея вид комнаты Плюшкина, личность которого исполнял сторож, заботившийся только о своем спокойствии".

  Новая жизнь музея началась в 1908 году. В этом году назначают первого официального заведующего Кубанским Войсковым музеем - Кирилла Трофимовича Живило, человека чрезвычайно энергичного, известного всей Кубани педагога, журналиста, экономиста, общественного деятеля.

Коллекцию Фелицина пришлось приводить в порядок. Живило сумел организовать работу по изучению и учету сохранившихся экспонатов и издать первый каталог музейных экспонатов. Живило был увлеченным человеком, увлекшись строительством Черноморско - Кубанской железной дороги, он просит уволить его с должности заведующего музеем.

  Поиски нового заведующего были непростыми. Решился на этот "смелый шаг" отставной войсковой старшина Иван Ефимович Гладкий. Для И. Е. Гладкого музей стал главным делом жизни. Под его руководством музей становится известным не только на Кубани, но и в России как сокровищница уникальных предметов старины, как просветительский центр.Атаман Бабыч М.П. в то время утверждал, что "... с гордостью кубанцы могут похвалиться музеем перед всей Россией".

  Музейная экспозиция размещалась в здании по улице Рашпилевской, 3, арендованном с 1907 года у Свято-Михайло-Афонской пустыни. В музейных залах были выставлены специально изготовленные витрины с дарственными коллекциями. Стены украшали портреты малоросских гетманов, запорожских казаков, старинное оружие и кольчуги воинов. В 1915 году в музей были помещены экспонаты - манекены в костюмах различных времен и народов.

   К 1917 году музейный фонд Войскового этнографического и естественно-исторического музея составил 11 396 предметов.

  В фондах музея сохранился и декрет Я. Полуяна о неприкосновенности музейного фонда. Осенью 1919 г. музей был передан в ведение Ведомства Народного просвещения Кубанского краевого правительства.

  С 1924 года музей получает название Кубанского научного музея.

  В послевоенный период музей становится одним из первых учреждений культуры, открывших двери перед посетителями.

  С июня 1961 года музей располагается в одном из красивейших зданий города - бывшем особняке Богарсукова - на ул. Гимназической, 67.

   Сегодня музей - многоплановое научно - исследовательское учреждение. Работают выставки, интересна коллекция половецких изваяний и другие.

В настоящее время музей называется Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына.

 Третий музей, о котором пойдет сегодня речь, тоже расположен в нескольких кварталах от двух предыдущих. Это -  Литературный музей Кубани, который был открыт 1 сентября 1988 года, разместился он в бывшем доме Якова Герасимовича Кухаренко, первого кубанского писателя, поэта и драматурга, исполнявшего обязанности наказного атамана Черноморского казачьего войска.

 Мысль о создании музея возникла еще в 50е годы, старшее поколение кубанских писателей решили создать Литературный музей Кубани при Краснодарской краевой писательской организации.  

 С 1974 года начался сбор экспонатов, к 1977 году их было собрано более 2х тысяч, в том числе рукописи и письма известных советских писателей, книги с автографами, личные вещи писателей Кубани.

С 1978 года создается литературный отдел при краевом историко - археологическом музее - заповеднике.

С марта 1979 года сотрудники литературного отдела собирают, обрабатывают и сдают в фонды материалы, раскрывающие литературную жизнь Кубани из ее прошлого и настоящего, ведутся работы по выселению жильцов из "коммунального " дома Я. Г. Кухаренко и его реставрации.

 Сегодня Литературный музей Кубани - не только собрание материальных и духовных ценностей, здесь  находятся старинные рукописи и книги ещё кириллической письменности, это и историческая память нации, помогающая осознать себя сопричастным к истории и деяниям своего народа, к культуре и жизни "любимого уголка Земли".

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку кубановедения на тему "Музеи Краснодара"

Презентация к уроку кубановедения на тему "Музеи Краснодара"...

Краснодар - Екатеринодар

конспект урока по кубановедению...

Краснодар - страницы военной истории

Урок мужества и патриотизма для учащихся 6 -го класса...

Разработка урока кубановедения "Архитектура Краснодара конца 19 - начала 20 века"

Урок посвящен формированию архитектуры Краснодара конца 19 - начала 20 века...

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ» В МБОУ СОШ № 24 г. КРАСНОДАРА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ООО

Дается описание роли проектирования и конкретной учебной ситуации в педагогическом процессе, представлены разработки  проведения урока  по предмету "технология". На примере МБОУ СОШ № 24 г. ...

Методическая разработка урока мужества на тему: «Освобождение города Краснодара от немецко-фашистских захватчиков»

Методическая разработка урока мужества на тему:«Освобождение города Краснодара от немецко-фашистских захватчиков» для учащихся 5 «Б» класса...