Устный журнал "Жизнь и творчество Л.В.Лапцуя"
методическая разработка по краеведению по теме

Мероприятие нацелено на знакомство учащихся с жизнью и творчеством ненецкого поэта Л.В.Лапцуя, привитие интереса к настоящему и будущему страны, родному краю, формирование эстетических взглядов (культура речи, одежда, поведение) и расчитано на воспитанников школы-интерната, Возрастная категория:7-15 лет.   Подготовительная работа: разучивание воспитанниками стихотворений Л.В. Лапцуя, подготовка альбома о жизни и творчестве Л.В. Лапцуя. Конкурс чтецов расчитан на участников в оазрасте 7-15 лет.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ustnyy_zhurnal_zhizn_i_tvorchestvo_lapcuya.doc170.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение общеобразовательная школа-интернат

«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

«Жизнь и творчество Л.В.Лапцуя»

(устный журнал)

Автор-составитель:

Кузиков Владимир Аркадьевич,

учитель истории и обществознания

с. Панаевск, 2012

Цель: знакомство учащихся с жизнью и творчеством ненецкого поэта Л.В.Лапцуя, привитие интереса к настоящему и будущему страны, родному краю, формирование эстетических взглядов (культура речи, одежда, поведение).

  Задачи:

  1. Воспитывать эстетический вкус средствами литературного слова.
  1. Воспитывать любовь к родному краю.
  1. Прививать понимания ценности родной земли для духовного здоровья каждого воспитанника.
  1. Повторять и расширять знание воспитанников об устном литературном творчестве.

  Подготовительная работа:

 Разучивание воспитанниками стихотворений Л.В. Лапцуя.

 Подготовка альбома о жизни и творчестве Л.В. Лапцуя.

Ход мероприятия

  1. Орг.момент. Вводная часть.

             У ненецкого народа, необычайно щедро одарённого поэтически и художественно, тоже есть поэт, чьё творчество источает воистину солнечный, негасимый свет любви к жизни, к родной земле, к людям, - это Леонид Васильевич Лапцуй.  

Сегодня в честь празднования 80-летия со дня рождения поэта ненецкой земли мы проводим литературный вечер «Жизнь и творчество Л.В.Лапцуя».

С каждого класса примут участие чтецы, конкурсантов будет оценивать жюри в составе:

(представление членов жюри).

СТРАНИЦА 1 « ДЕТСТВО».

Леонид Васильевич пишет: «Своим днем рождения я выбрал 28 февраля 1932 года» - в этот день в 1946 году, в марте, всех ребят 14- летнего возраста принимали в комсомол»

                С песни маленький тундровичок начинает познание красоты мира, гармонии природы. Очень рано, благодаря песням и другим формам устного словесно-песенного народного творчества к нему приходит осознание своего единства с землёй и небом, рекой и морем, а также чувство родства – не только с людьми, но и  с птицами и зверями, травами и деревьями, а, в первую очередь, - с домашними животными, в особенности – с оленями.

Однажды чум Лапцуев осиротел  - отец ушёл навсегда по дороге жизни…Остались трое мальчиков с больной матерью. В этот год морозы стояли лютые а может быть, это так казалось…Ведь в несчастье, во время большого горя, неотвратимой беды, любая погода кажется пасмурной. Даже знакомые люди, о которых ты всегда хорошо думал, кажется, будто сторонятся тебя…А сироту при каждом недобром слове, строгом взгляде, пробирает дрожь даже в самую солнечную погоду…Не должно быть такого, чтобы на земле оставались осиротевшие дети. Тяжесть такой жизни испытал и Леонид на себе. Если ты сирота, если тебя некому защитить, то каждый старается обидеть, обделить.

           Затем настали трудные дни для всей страны – началась Великая Отечественная война. Но как бы трудно ни было человеку, он в поисках избавления от смерти и от недугов, не станет « толкать свою голову в рыхлый снег сугробов». Он должен найти выход из любого положения – на то он и человек!

           Вскоре мать вступила в колхоз «Красный рыбак». Больная костным туберкулёзом, она не могла выходить на рыбалку в холодную погоду, поэтому Леониду пришлось её заменить.

Дети в тундре не жалуются. Они приучены говорить правду. Любит правду и человек по имени Сэвтя («Служащий метким, зорким глазом для тех, кто плохо видит»)

Выступление чтеца: Семья №1 (возрастная категория: 7-12), семья №3 (возрастная категория: 7-12)

СТРАНИЦА 2 « ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ».

В 40-х годах Леонид оказался в школе-интернате.

           В школе воспитательница отнеслась к нему очень ласково. Сначала она спросила, как зовут. Леонид ответил: «Вэсако-Старец». Учительница улыбнулась и сказала: «Теперь ты будешь учиться в школе. Я даю тебе другое имя – Лёня». «Нравится тебе такое имя? – спросила учительница. Он не знал русских имён, поэтому не понимал, которое из лучше. Ему было все равно, какого будут звать. Он считал, что это не главное – судьба человека не зависит от того, какое у него имя. Человек сам делает свою судьбу счастливой. Он удивлённо смотрел на неё – на Дарью Алексеевну, когда она заговорила на ненецком языке о ненецких традициях, связанных с именами».

       Л. Лапцуй хранил в памяти имена и образы учителей – самых верных друзей ненецкой детворы, заменявших им в долгие дни и месяцы жизни в интернате родных матерей – добрых, отзывчивых, ласковых и нежных. Учителям и воспитателям, работникам школы – интерната и школы ликбеза посвятил впоследствии немало стихотворений и поэм, в которых говорит о вечном долге перед ними – и самого себя, и всех, кто учился у них.

            О первых днях своего пребывания в интернате Л. Лапцуй рассказывает в книге « Едэйко». Его юный герой повторяет всё то, что делал сам автор, когда был таким же мальчиком.

           Юный герой Л. Лапцуя Едэйко по одноимённой поэме и книге « Едэйко» живёт в прекрасное время по сравнению со временем детства самого поэта Вэсако. У мальчиков Вэсако и Едэйко судьбы разные, но в пытливом уме этих детей, их делах, играх, забавах читатель находит много общего, что роднит всех детей тундры в разные эпохи. Многое, что и не умеет делать Едэйко, было присуще и самому писателю в детстве.

             Будучи старшим ребенком, в семье, Вэсако должен был принять все дела и заботы по хозяйству. И школьные дни летели незаметно. Хотя было много тревожных событий в семье, приходилось переживать по-взрослому, но мысли о том, чтобы бросить учёбу, ни разу не приходило к нему. Об одной печали всей семьи и его он пишет так: «Однажды матери, страдающей болезнями, председатель колхоза сказал: «Тебе в колхозе делать нечего. Иди к сыну-школьнику, там и кормись». Так она выбыла из членов колхоза. Свой старенький чум она поставила рядом со школой».

               Своё слово он сдержал. До конца учёбы в школе он работал. И не только летом, но и зимой.

Выступление чтеца:

Семья №2 (возрастная категория: 7-12)

Семья №4 (возрастная категория: 7-12)

СТРАНИЦА 3 « МЕЧТА ПОЭТА»

           Появилась у Леонида в школьные годы и другая мечта – стать врачом. В те времена многие его товарищи, друзья детства, умерли от туберкулёза, рано ушёл из жизни и его брат. В голодные годы войны на его глазах умерла одна женщина, сжимая в руке кусочек хлеба. Много лет страдала различными недугами и его мать. И ему хотелось узнать причину появления разных болезней, уносивших так много жизней. Леонид мечтал уменьшить количество умирающих людей.

              Во имя песни жизни Леонид выбирает для себя профессию медика.

         До 1951 года в медучилище не училось ни одного представителя коренной национальности. Он был единственным. Другие начинали поступать лишь через год. Три года учёбы прошли незаметно. Свободного времени у него почти не было: учился, сотрудничал в газете, занимался спортом.

             Особенно любил лыжи. Принимал участие в кроссах и соревнованиях. Он не бывал победителем, но участвовать в соревнованиях ему нравилось.

Выступление чтеца

Семья №6 (возрастная категория: 7-12)

Семья №7 (возрастная категория: 7-12)

СТРАНИЦА 4 « СЕМЬЯ ПОЭТА».

Леонид Васильевич тяжело переживал смерть единственного сына. Ему долго глодала душу тоска по ребёнку, ушедшему из жизни: не сделавшему ни одного шага, не сказавшему ни одного слова.

           Позже он большую отеческую заботу проявлял к приёмной дочери Марине. Посвятил ей несколько ласковых, нежных, но требовательных стихотворений.

Выступление чтеца:

Семья №1 (возрастная категория: 12-15)

Семья №4 (возрастная категория: 12-15)

СТРАНИЦА 5 « ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДЕЛА».

После окончания ЦКШ его направили в распоряжение Ямало-Ненецкого окружкома ВЛКСМ, где ему предложили стать секретарём райкома комсомола Ямальского района. Работать ему было очень трудно, потому что у него не было никакого практического опыта

             Когда Леонид работал секретарём Ямальского райкома комсомола, ему приходилось встречаться со многими молодыми людьми: они были разными и по характеру, и по отношению к труду. Он заметил, что если у молодого человека душа горячая и горячее сердце, он непременно добьётся успехов в любом деле, в любой работе, за которую он возьмётся. А другой – у которого, как говорят в тундре, сердце спит – не умеет радоваться даже яркому ласковому солнцу. Такой человек никому не принесёт пользы; он даже не сумеет устроить свою собственную личную жизнь.

Был такой случай. Однажды он сказал своему школьному товарищу: «Помогу тебе устроиться на работу, но вначале, конечно,- на учёбу. А он в ответ: «Без твоей помощи и советов проживу как-нибудь». Через некоторое время его трудно было узнать: он много раз сидел в тюрьме, потерял семью.

             Выступление чтеца:

Семья №2 (возрастная категория: 12-15)

Семья №3 (возрастная категория: 12-15)

СТРАНИЦА 6 « РАБОТА В ТУНДРЕ».

Летом 1945 года, пятерых воспитанников новопортовской школы, направили учиться в Салехард в школу политпросвета. Вместе с ними согласился ехать и Лёня, надеясь скорее получить образовании. К началу нового учебного года все вернулись в школу. Лёня продолжил своё образование в новопортовской школе.

               Летом 1946 года Леонид работал в тундре пастухом. На следующее лето устроился работать в экспедицию сейсмической партии. За весь сезон исходили пешком всю новопортовскую тундру до самого Мыса Каменного: в то время ещё не было посёлка, там стояли рыбацкие чумы.

               Его хвалили за старательность и самостоятельность в работе, а также за выносливость и любознательность. Ему часто говорили: «Лёня, тебе надо много учиться – знания ум точат. Выучишься – будешь работать в своём родном крае».

              Действительно, вернувшись в школу, он стал с ещё большим усердием отдаваться учёбе и спорту.

             Все годы учёбы он был прилежным учеником. Каждый раз в конце учебного года получал премии.

                   В Новопортовской школе он закончил 7 классов. Все годы до окончания школы был секретарём комсомольской организации. В мечтах он хотел быть хорошим вожаком для своих сверстников. Но однажды в библиотеке среди книг он нашёл книгу Николая Вылки «Марья», изданную на ненецком языке. Читал и удивлялся тому, как всё там правдиво написано. Прочитав всю книгу до конца, он задумался: ведь про жизнь ямальских ненцев можно написать такую книгу.

Выступление чтеца:

 Семья №5 (возрастная категория: 12-15)

СТРАНИЦА 7 « ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЭТА».

              В последний год учёбы в училище – в 1954 году – его приняли кандидатом в члены КПСС. С этого дня он почувствовал себя совсем взрослым человеком. Он стал ещё более самостоятельным и энергичным.

              Окончив училище, он собирался учиться дальше, не оставляя своего желания стать врачом.

            Но вскоре его вызвали в Ямало-Ненецкий окружной комитет ВЛКСМ и предложили ему поехать в Москву в Высшую комсомольскую школу при ЦК ВЛКСМ. Поскольку ему хотелось как можно скорее стать настоящей опорой матери, он согласился. Да от него и не ждали отказа.

              До этого он никогда не бывал и не жил в большом городе. Очень трудно привыкал к новой жизни. Постоянные думы о родном крае мешали учиться.

Учиться было трудно. Особенно с большим трудом давалось ему изучение произведений К.Маркса, Ф.Энгельса и В. И, Ленина. Медицина была ему понятней, и он снова почувствовал неопределимую тягу к ней. Написал письмо ректору Первого Московского медицинского института здравоохранения ССР о том, чтобы ему разрешили учиться в этом институте – получить медицинское образование. Его вызвали в ЦК ВЛКСМ: с ним разговаривали инструкторы ЦК, уговаривая остаться в комсомольской школе. Он не сдавался и его свели с первым секретарём.

             Секретарь ЦК ВЛКСМ убедил его в том, что ему вначале обязательно следует овладеть теорией марксизма-ленинизма. Что это непременно вырабатывает у него твёрдые позиции. Он согласился продолжать учёбу в ЦКШ, а уже потом поступать в институт.

     С 1956 по 1961 год Леонид Васильевич работал в аппаратах райкома и окружкома ВЛКСМ.

           Окончив заочно Высшую партийную школу в Свердловске, он почти 10 лет работал в партийных и советских органах.

            Выступление чтеца:

Семья №7 (возрастная категория: 12-15)

            Всё доброе и злое в жизни поэта преображалось со временем в его стихах.

           В 1960 году Л. Лапцуя приняли в члены Союза журналистов СССР. В том же году в Тюмени вышел первый сборник его стихотворений «Цвети, мой Ямал». С этого времени он серьёзно взялся за создание книг: сборников стихотворений, песен, поэм, рассказов и повестей.

              Творческому успеху Леонида Васильевича способствовало многое. Прежде всего, его серьёзное отношение к труду, собранность и требовательность к себе. Знание жизни тундры, народа и постоянные творческие поиски. Участие во всесоюзных, областных, окружных форумах писательских организаций. И кропотливая работа с переводчиками.

Леонид называет встречи, которые остались в его памяти на всю жизнь: В декабре 1980 года он был делегатом пятого съезда  писателей РСФСР. На нём его избрали членом ревизионной комиссии писателей России. В июле 1981 года он был участником Всесоюзного седьмого съезда писателей СССР.

Самым памятным, оставившим след в его душе на всю жизнь событием была встреча в Комарова. Об этом Леонид Васильевич часто говорил и пишет в автобиографическом рассказе: «В марте 1961 года молодые писатели со всех регионов Севера и Дальнего Востока собрались в Доме писателей в Комарово, недалеко от Ленинграда. Многие свои стихи читали на родном языке. Переводчиком Леонида согласилась быть Наталья Иосифовна Грудинина.

           Круг переводчиков постепенно расширялся. Но имя Н.И.Грудининой для него было самое значительное и дорогое. Он её называл своей литературной матерью. И она очень ценила и любила этого самобытного поэта и прозаика. Наталья Иосифовна памяти Л. Лапцуя посвятила несколько стихов.

     Текст своего автобиографического рассказа Леонид Васильевич заканчивает словами: «Я о себе рассказал всё, что было до 25 января 1982 года. Что дальше будет, я не знаю, ведь даже на завтрашний день планировать трудно. Как уж дальше жизнь сложится, как в народе говорят, «если беде суждено случится, то даже до вечера далеко…»

Выступление чтеца:

Семья №6 (возрастная категория: 12-15)

СТРАНИЦА 9 « ВСЁ О РОДНОМ КРАЕ».

             Последние слова, кажется, сказаны с каким-то предчувствием печальной неизбежности.

             Им были подготовлены к печати и сданы в издательства три книги: « В краю оленьих троп», «На оленьих тропах», «Где звёзды не гаснут», которые вышли в течение 1982 года, но не суждено было автору держать в руках.

     Многие стихи Леонид Лапцуй посвятил родному языку, его красоте, богатству, точности. Он словом и делом неустанно боролся за его сохранение, за его право существовать на равных с русским языком. Совершая общую великую нравственную работу.

           О родной речи – речи предков Л. Лапцуй сказал очень точно: «К ней я устами приник…» К живительному роднику, породившему его как поэта, роднику родной поэтической народной речи, он в последние – наиболее зрелые – годы жизни и творчества припадал всё с большей жаждой. Он активно собирал ненецкие речевые обороты, пословицы, краткие мудрые высказывания – афоризмы, созданные народом. У него сохранилась запись более восьмисот афоризмов, часть из них издана в книге « Пути-дороги». Многие из них он создал сам и сделал их поэтические подстрочники на русском языке.

           Пророческий дар не оставлял поэта до последнего часа. За несколько дней до рокового дня он создал стихотворение «Жизнь человека» - как итог всех размышлений о смысле бытия. Текст, написанный по-ненецки на тумбочке больничной палаты, поэт передал композитору Семёну Николаевичу Няруй: он хоте, чтобы слова эти стали песней.

СТРАНИЦА 10 « ПОСЛЕДНИИ ДНИ ПОЭТА».

            Последним днём Л.Лапцуя стал день 14 февраля месяца Орла. Тяжёлую скорбь разделили друзья поэта по перу, многие земляки – родные, знакомые, поклонники его таланта. Более двухсот писем и телеграмм со словами соболезнования  получили от тех, кто был потрясён его внезапным уходом, кто не смог приехать для последнего прощания. Светлая память певца Ямала была увековечена: постановлением Совета Министров РСФСР его имя было присвоено Салехардскому культпросветучилище, его именем был назван и красивый теплоход.

             При жизни Л.В.Лапцуй был не особенно избалован знаками признания своей творческой и общественной деятельности – и в автобиографии он писал: « В декабре 1960 года Ямало-Ненецкому округу исполнилось 30 лет. Президиум Верховного Совета. РСФСР наградил Л. Лапцуя Почётной грамотой. Она была для него большой наградой.

            В 1970 году вручали медаль « В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», а в 1981 году в связи с 50-летием Ямало-Ненецкого Совета РСФСР награждён второй Почётной грамотой и одновременно было присвоено звание заслуженного работника культуры РСФСР».

             Чем ярче и событней человек искусства, талантливей поэт – тем сложнее его личность, тем труднее написать его портрет.

                                     

Подведение итогов конкурса чтецов. Слово жюри. Вручение грамот и подарков.

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Избранные стихотворения Л.В. Лапцуя. Автобиография Е.Г.Сусой.2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устное народное музыкальное творчество на уроках музыки

В данной статье представлены принципы музыкально-педагогической концепции с обновлением содержания преподавания уроков музыки в общеобразовательной школе. Ключевым направлением в обновлении содержания...

Л. Лапцуй. Страницы жизни и творчества. Устный журнал.

Занятие - разговор о жизни и творчестве одного из выдающихся сыновей древнего Ямала Леонида Васильевича Лапцуя.Знакомство  проходит в форме устного журнала. Страницы устного журнала открывают уче...

Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора

Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...

Беседа: «Творчество Л.В.Лапцуя»

Тема беседы: «Соловей» Ямала Л.В. Лапцуй».Цель: Знакомство с творчеством Л. Лапцуя.        Задачи: Вызвать интерес воспитанников к творчеству Л....