Урок "Городское самоуправление: прошлое и настоящее"
методическая разработка по краеведению (11 класс) на тему

Дарибазарова Наталья Нанзытовна

Разработка урока с использованием  проектной технологии учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorodskoe_samoupravlenie.docx39.63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Городское самоуправление: прошлое и настоящее»

11 класс

Методический замысел урока и обоснование его темы:

Интегрированный  урок истории и обществознания «Городское самоуправление: прошлое и настоящее» направлен на формирование культурного - исторического, гражданского и патриотического самоопределения учащихся 11 класса. Урок способствует дальнейшему развитию  у учащихся навыков учебно – исследовательской деятельности, умений анализировать документы, даёт представление о структуре и функциях органов городского самоуправления с XIX века до сегодняшнего дня, создаёт у учащихся целостную картину исторических процессов и явлений в их взаимосвязи.

 В основе урока лежит учебно-исследовательская деятельность учащихся, направленная на создание ими долгосрочных учебно-исследовательских проектов:

1 проект «Верхнеудинская Городская Дума в  XIX- начале XX века»

2 проект «Городской Совет в советский период»

3 проект «Улан – Удэнский Городской Совет сегодня»

Помимо презентации учащимися  результатов учебно-исследовательской деятельности, им будет предложена практическая работа по анализу документов. В конце урока будет предложена интерактивная игра «История города Улан – Удэ», аналог телевизионной игры «Своя игра», способствующая активизации познавательного интереса учащихся к истории своего города. Игра содержит  шесть блоков заданий:

  1. «История города: как все начиналось…».
  2. «Они жили и работали в нашем городе».
  3. «История города в его памятниках».
  4.  «Их именами названы улицы города».
  5.  «Улан – Удэ в лицах»
  6. «Кот в мешке»

В каждом блоке 5 вопросов, различающихся по уровню сложности. Всего в игре 30 вопросов. Каждое задание стоит определённое количество баллов. Самый лёгкий вопрос блока стоит 10 баллов, самый сложный – 50 баллов. Максимальное количество баллов 900 баллов. Выигрывает команда набравшая большее количество баллов. Если команда неверно отвечает на вопрос, у других команд нет возможности дать на него правильный ответ и баллы пропадают. В конце игры, если останется время, можно вернуться к нерешённым заданиям. Игра содержит разнообразные познавательные задания на сопоставление, установление соответствия, музыкальные вопросы.

В конце урока учащиеся подходят к выводу о важности органов местного самоуправления в жизни общества. Урок выполняет важную социальную функцию: способствует воспитанию у учащихся социальной ответственности каждого за жизнь своего дома, двора, улицы, города.

Тип урока:

- урок комплексного применения навыков проектной деятельности с элементами практической работы и игры

Форма урока:

- проектный семинар

Цели и задачи урока:

- овладение учащимися исторической картиной развития органов местного самоуправления в городе Улан – Удэ;

- выяснить  основные функции городского самоуправления и его роль в жизни города;

- воспитание гражданственности, политической и правовой культуры школьников;

- продолжить развитие умений проектировать свою учебную деятельность, проводить учебное исследование, самостоятельно получать необходимую информацию из различных источников, презентовать результат исследовательской деятельности;

- дальнейшее освоение учащимися навыков групповой работы и умений распределять внутри группы определённые обязанности, в соответствии с возможностями и способностями ученика, воспитание ответственности каждого за работу группы;

- дальнейшее развитие умений проводить анализ текстового материала;

- активизация познавательного интереса к истории города Улан-Удэ.

Методы и технологии обучения:

- проектная деятельность учащихся;

- частично - поисковый;

- личностно-ориентированный;

- эвристический;

- практический;

- игровой.

Формы организации учебной деятельности:

- групповая;

- индивидуальная;

Основные виды деятельности учащихся:

- защита проектов;

- самостоятельная работа с текстом;

- участие в эвристической беседе;

- участие в интерактивной игре «История города Улан-Удэ»

Предварительная работа:

Подготовка учащимися долгосрочных проектов:

1 проект «Верхнеудинская Городская Дума в  XIX- начале XX века»

2 проект «Городской Совет в советский период»

3 проект «Улан –Удэнский Городской Совет сегодня»

Оборудование урока:

- мультимедийный проектор и интерактивная доска;

- мультимедийная презентация;

- текстовый материал;

- карточки с таблицами.

Ход урока

I. Организационный этап

Учитель: тема нашего урока «Городское самоуправление: прошлое и настоящее» Слайд 1

II. Этап актуализации знаний

Учитель: Какие события прошли в декабре прошлого и в марте этого года?

Примерные ответы учащихся: выборы в Государственную Думу и президента России.

Учитель: Кого ещё имеют право выбирать граждане России?

Примерные ответы учащихся: депутатов законодательных органов субъектов (Народный Хурал в Бурятии), глав городов, муниципальных образований, поселений, депутатов городских, муниципальных и местных советов.

III. Этап изучения нового материала.

Учитель: Существует три уровня выборов: федеральный, региональный и муниципальный. Слайд 2

На федеральном уровне мы выбираем депутатов Государственной Думы и президента России, на региональном уровне мы выбираем депутатов Народного Хурала, на муниципальном уровне глав городов, муниципальных образований, поселений, депутатов городских, муниципальных и местных советов, то есть органы местного самоуправления.  Кто скажет, что такое местное самоуправление?

Примерные ответы учащихся: местное самоуправление - это местные органы власти, которые решают вопросы и проблемы города или села. Слайд 3

Учитель: Назовите органы местного самоуправления г. Улан- Удэ и способы их формирования.

Примерные ответы учащихся: Органы местного самоуправления города Улан-Удэ: мэр города и депутаты городского совета, которых выбирают путём голосования жители города, обладающие активным избирательным правом.

Учитель: Первая Городская Дума была сформирована в 1875 году.  Поводом для организации первой Городскй Думы послужило "Городовое положение", изданное 12 июля 1870 года.  Тогда город Улан- Удэ назывался  Верхнеудинском. Приглашаю группу 1 с учебно-исследовательским проектом «Верхнеудинская Городская Дума в  XIX веке».

Учитель: Предлагаю поработать в группах с текстом «Верхнеудинская Городская Дума в  XIX веке» и ответить на вопросы (приложение 1)

Вопросы для обсуждения: 

1. Кто имел право избирать и быть избранным в Городскую Думу в XIX веке? Какие существовали ограничения? Почему существовали ограничения? Ответ аргументируйте.

2. На какой срок избиралась гласные Думы?  

3. Какие функции выполняла Городская Дума XIX- начала XX века?

Приметные ответы учащихся: В XIX веке имели право избирать и быть избранными в Городскую Думу обеспеченные люди, имеющие собственность. Такое избирательное право называется ограниченным, т.е.  имеющее ограничение имущественный ценз. Дума избиралась сроком на четыре года. Верхнеудинская дума ведала вопросами городского благоустройства, транспорта, освещения и отопления, школьным делом, медицинским обслуживанием, городской торговлей, городским кредитом, устанавливала тарифы как источник пополнения местного бюджета.

Учитель: В 1917 году в России  произошли две революции: Февральская и Октябрьская.   Февральская революция изменила систему местного самоуправления в России.  Приглашаю группу 2 с учебно-исследовательским проектом «Городской Совет депутатов в советский период». 

Учитель: Предлагаю поработать в группах с текстом «Городской Совет депутатов в советский период» и ответить на вопросы (приложение 2)

Вопросы для обсуждения.

1. Кто имел избирательные права в СССР?  Какие существовали ограничения?

2. На какой срок  избиралась депутаты?  

3. Какие функции выполнял Улан – Удэнский Городской Совет в советский период?

Приметные ответы учащихся: В СССР выборы депутатов во все Советы народных депутатов производились  на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы депутатов являлись  всеобщими: все граждане СССР, достигшие 18 лет, имели  право избирать и быть избранными, за исключением лиц, признанных в установленном законом порядке умалишенными.  Депутаты в Городской Совет избирались на два года. Важнейшее место в работе Улан-Удэнского горсовета занимали вопросы благоустройства города, жилищного строительства и улучшения бытового обслуживания населения, возведения  школ, жилых домов и детских садов.

Учитель: С 1985 года в стране начинается перестройка и с 1993 года все прежние Советы прекратили свою деятельность. В 1996 году был принят Федеральный закон "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления". В 2003 году Государственная Дума приняла Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в котором закреплены правовые нормы для организации местного самоуправления в стране.

Приглашаю группу 3 с учебно-исследовательским проектом «Улан – Удэнский Городской Совет депутатов в сегодня».

Учитель: Предлагаю поработать в группах с текстом «Улан-Удэнский Городской совет: современность » и ответить на вопросы (приложение 3)

Вопросы для обсуждения:

1. Кто сегодня имеет избирательные права?

2. По какой избирательной системе избирались депутаты  Горсовета IV созыва?

3. На какой срок  избирались  депутаты?  

3. Какие функции выполняет  Городской Совет в сегодня?

Приметные ответы учащихся: Выборы глав городов, районов, поселений, депутатов муниципальных образований  осуществляются гражданами РФ,  достигшими 18 лет, за исключением лиц, признанные судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.  Депутаты Городского совета IV созыва избирались по смешанной избирательной системе: половина по пропорциональной системе, половина по мажоритарной системе. Депутаты избирались сроком на 5 лет.  Горсовет утверждает местный  бюджет, устанавливает местные налоги, сборы и льготы, принимает планы и программы развития города. Горсоветом организуется благоустройство территорий округов, ремонт улиц и дорог, озеленение, освещение придомовых территорий, ремонт подъездов и установка металлических дверей, обустройство водоводов, водоколонок, объектов социальной сферы, жилых домов, строительство спортивных и детских площадок.

IV. Этап закрепления знаний

Учитель: Для закрепления предлагаю поработать в группах и заполнить таблицу.

Избирательное право

Кто входил в органы городского самоуправления

На какой срок

избирались

Функции городского  самоуправления

Городская Дума XIX- начала XX века

Ограниченное

(имущественный

ценз)

Дворяне, чиновники, купцы, промышленники, мелкие частные собственники.

4

Благоустройство, организация жизнеобеспечения города

Городской Совет в советский период 1917 – 1993гг.

Всеобщее избирательное право

Артисты, инженеры, передовики производства, врачи и педагоги

2

Благоустройство, организация жизнеобеспечения города

Городской Совет  

1995-2012гг.

Всеобщее избирательное право

Предприниматели, врачи, строители, военнослужащий, инженер

5

Благоустройство, организация жизнеобеспечения города

Учащиеся работают в группах. Учитель приглашает одного из учащихся  заполнить таблицу на мультимедийной доске, используя интерактивный режим. Слайд 4 

Подведите вывод по таблице: найдите  общее и различное в органах городского самоуправления  трёх исторических периодов.

Примерные ответы учащихся:

Общее:

1. Главной задачей  городских органов местного самоуправления было: благоустройство, организация жизнеобеспечения города, сбор налогов для пополнения городского бюджета.

2. Депутатами избирались самые достойные жители города: интеллигенция, предприниматели и т.д.

Различное:

1. Существование в XIX - начале XX века имущественного ценза.

2. Различные сроки депутатских полномочий: 4 года  в XIX веке, 2 года в советский период, 5 лет сегодня.

Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрели городское самоуправление, начиная с XIX века до современности. Давайте подведём выводы по уроку. Какую роль играли и играют органы местного самоуправления в жизни города? Какие функции они выполняют сегодня?

Примерные ответы учащихся: Органы городского самоуправления играли и играют огромную роль в жизни города. Они ведают различными ведомствами городского хозяйства. От их налаженной работы зависит тепло в наших домах, чистота и уют во дворах, правопорядок на улице и в общественных местах, культурный досуг и здоровье жителей города. Деятельность городского совета в целом направлено на комфортную и безопасную жизнь горожан.

Учитель: Предлагаю сыграть интерактивную игру «История города Улан-Удэ» в формате телевизионной игры «Своя игра» (электронное приложение)  

Приложение 1

«Выборы в Верхнеудинскую Городскую Думу в  XIX веке».

История сохранила для нас отчет о выборах в первую городскую думу. Согласно документам 135-летней давности, из 4-тысячного населения Верхнеудинска право голоса имели только 495 человек, которым и надлежало назвать имена 36 "народных избранников". Выбирать гласных (членов думы) могли только обеспеченные верхнеудинцы, уплачивающие налоги, — дворяне, чиновники, купцы, промышленники, мелкие частные собственники. Но это еще не все: избранных таким образом "депутатов" должен был утвердить губернатор. Историки констатируют, что отводов, как правило, не было.

   Первые верхнеудинские избиратели делились на три условные категории (избирательные собрания), состоящие из крупных, средних и мелких налогоплательщиков. При этом сумма взносов в городской бюджет для всех трех собраний была одинаковой. Просто очень состоятельные люди, которых на весь Верхнеудинск едва набиралось с десяток человек, платили больше, а люди с достатком поскромнее — поменьше. Соответственно равным было и представительство в думе. Иными словами, согласно действующей тогда избирательной системе только состоятельное сословие имело возможность "избираться, быть избранным" и реально влиять на судьбу Верхнеудинска и его граждан.   Председатель думы избирался из числа гласных, впрочем, как и сейчас. Он же возглавлял так называемую городскую управу — что-то вроде нынешней мэрии. Верхнеудинская дума имела распорядительные функции, а управа — исполнительные. Именно управа отчитывалась перед выборным органом и готовила проекты решений, принимаемые коллегиально на заседаниях думы, собираемых примерно 1-2 раза в месяц. Сама дума избиралась на 4 года.

Задачи Верхнеудинской думы: городское благоустройство и транспорт, освещение и отопление, канализация и водопровод, строительство мостовых переходов и тротуаров. Верхнеудинская дума заведовала школьным делом, медицинским обслуживанием, городской торговлей, городским кредитом и, конечно же, устанавливала тарифы как источник пополнения местного бюджета.

Вопросы для обсуждения:

1. Кто имел право избирать и быть избранным в Городскую Думу в XIX веке?  Какие существовали ограничения? Почему существовали ограничения? Ответ аргументируйте.

2. На какой срок  избирались  гласные Думы?  

3. Какие функции выполняла Городская Дума XIX- начала XX века?

Приложение 2

 «Городской совет депутатов в советский период»

В соответствии с Конституцией СССР 1936 года, Советы стали именоваться Советами депутатов трудящихся. Местные и городские советы входили в единую систему органов государственной власти. Выборы депутатов во все Советы народных депутатов производились  на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы депутатов являлись  всеобщими: все граждане СССР, достигшие 18 лет, имели  право избирать и быть избранными, за исключением лиц, признанных в установленном законом порядке умалишенными.

Городские Советы избирались на два года, руководили деятельностью подчиненных им органов управления, обеспечивали охрану общественного порядка, соблюдение законов и охрану прав граждан, руководили местным хозяйственным и культурным строительством, устанавливали местный бюджет. Важнейшее место в работе Улан-Удэнского горсовета занимали вопросы благоустройства города, жилищного строительства и улучшения бытового обслуживания населения. На каждой сессии в первую очередь депутаты принимали решения о возведении школ, жилых домов и детских садов. Не исполнить решения горсовета было нельзя, ведь поручения давали депутаты, а ими были только лучшие представители города: артисты, инженеры, передовики производства, врачи и педагоги – всего 350 человек. Городские депутаты вели активную работу по исполнению наказов избирателей.

   Необходимо отметить, что выборы в те годы были безальтернативными, но отбор кандидатур для депутатской деятельности велся строго и тщательно. Будущие депутаты проходили через настоящее сито, обсуждались в трудовых коллективах и партийных организациях. Поэтому, как правило, депутатами становились люди достойные, обладавшие немалым авторитетом.

Вопросы для обсуждения:

1. Кто имел избирательные права в СССР?  Какие существовали ограничения?

2. На какой срок  избиралась депутаты?  

3. Какие функции выполнял Городской Совет в советский период?

Приложение 3

 «Улан-Удэнский городской Совет депутатов 1995 - 2012гг. »

В соответствии с Конституцией РФ 1993 года выборы муниципальных органов власти производятся  на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы глав городов, районов, поселений, депутатов муниципальных образований  осуществляются гражданами РФ достигшими 18 лет, за исключением лиц, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.  Органы местного самоуправления перестали входить в систему государственных органов власти.

Улан-Удэнский городской Совет депутатов является представительным органом местного самоуправления, обладающим правом законодательной  инициативы республиканского уровня.

1 марта 2009 года выборы в горсовет впервые прошли по смешанной системе: 13 депутатов избраны по одномандатным округам, 13 - по единому избирательному округу. В настоящее время в составе городского Совета 26 депутатов, полномочия которых начались со дня их избрания и прекратятся через пять лет, в день начала работы Улан-Удэнского городского Совета депутатов V созыва. Средний возраст депутатов IV созыва - 44 года. Среди народных избранников 16 предпринимателей, один военнослужащий, представители бюджетной сферы. В их числе три заслуженных врача РБ, один заслуженный врач РФ, четыре заслуженных работника сферы обслуживания РБ, заслуженный строитель РБ, заслуженный инженер РБ, заслуженный работник транспорта РБ, заслуженный работник социальной защиты населения РБ, два заслуженных работника здравоохранения РБ.

           В компетенции Улан-Удэнского городского Совета депутатов находится решение всех больших и малых проблем городского округа "город Улан-Удэ", касающихся обеспечения его жизнедеятельности, в том числе принятие Устава города; утверждение местного бюджета; установление местных налогов, сборов и льгот; принятие планов и программ развития города; формирование городской Избирательной комиссии и многое другое.  Горсоветом финансируется благоустройство территорий округов, ремонт улиц и дорог, озеленение, освещение придомовых территорий, ремонт подъездов и установка металлических дверей, обустройство водоводов, водоколонок, объектов социальной сферы, жилых домов, строительство спортивных и детских площадок.

Вопросы для обсуждения:

1. Кто сегодня имеет избирательные права?

2. По какой избирательной системе избирались депутаты  Горсовета IV созыва?

3. На какой срок  избирались  депутаты?  

3. Какие функции выполняет  Городской Совет в сегодня?

Использованная литература

  1. Закон Республики Бурятия «О выборах органов местного самоуправления в Республике Бурятия».
  2. Конституция РФ
  3. Конституция Республики Бурятия
  4. Федеральный закон «ОБ основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
  5. ulan-ude-eg.ru›gorodskoi-sovet/index.php
  6. g-ulanude.ru›sovet-deputatov.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока (музыка, МХК) в 7 классе. Тема: "Современность в искусстве: от прошлого - к настоящему".

Урок по авторской программе интегрированного курса "Музыка. МХК"  с использованием ИКТ (мультимедийная презентация)....

Разработка урока истории в 10 классе "Опыт прошлого - уроки настоящего"

Тема  урока: «Опыт прошлого – уроки настоящего»Предмет:история РоссииКласс:10УМК(авторы): В.И. Буганов  П.Н.Зырянов  История России конец XVII-XIXвек, М. «Просвещение», 2006г.Автор урок...

Проект: От прошлого к настоящему. Пушкиниана.

«Пушкин  умер  в  полном  развитии  своих  сил  и  бесспорно  унес  с  собою  в  гроб  некоторую  великую  тайну....

"Авторская песня - прошлое и настоящее"

здесь размещена презентация к открытому уроку "Авторская песня - прошлое и настоящее"...

Звать через прошлое в настоящее. Александр Невский. - презентация

Презентация интегрированного урока музыки и изо в 5 классе....

Образовательная программа "Прошлое и настоящее г. Омска".

Образовательная программа «Прошлое и настоящее города Омска» относится к краеведческой, патриотической, литературной, развивающей  направленности. Историческое краеведение является важным звеном ...